Особенности учета НДС в бюджетных организациях
Начисление налога производится в тех случаях, когда бюджетное учреждение совершает операции, которые являются объектом обложения НДС. Перечень таких операций приведен в ст. 146 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ). К ним, в частности, относятся:
- реализация товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории Российской Федерации;
- передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
- ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Операции, не являющиеся объектом обложения НДС, названы в п. 2 ст. 146 НК РФ.
В соответствии с подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. В иных случаях выполнение работ (оказание услуг) такими учреждениями облагается НДС в общем порядке.
Бюджетные организации могут получить освобождение от обязанностей налогоплательщика в рамках выполнения требований ст. 145 НК РФ в следующих случаях:
1) не занимаются деятельностью, приносящей доход (предпринимательской деятельностью);
2) за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товара (работ, услуг) этих организаций без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб.
Организации, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в п. 6 ст. 145 НК РФ, в налоговый орган по месту своего учета.
Важная деталь: уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого организации используют право на освобождение.
- Документы, подтверждающие право на освобождение (продление срока освобождения):
- выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
- выписка из книги продаж;
- выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели).
Освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС не снимает с налогоплательщика обязанности налогового агента. Если бюджетная организация является арендатором федерального имущества, имущества субъектов РФ или муниципального имущества, за ней сохраняются обязанности налогового агента по начислению, удержанию и перечислению НДС в бюджет.
ЭТО ВАЖНО
Арендаторы (налоговые агенты) обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС, которая рассчитывается как произведение арендной платы и расчетной ставки налога (п. 4 ст. 164 НК РФ).
ПРИМЕР 1
Учреждение здравоохранения арендует помещение под бактериологическую лабораторию и является налоговым агентом по НДС. Ежемесячные платежи по договору аренды за счет субсидий составляют 59 000 руб.
Сумму НДС в данном случае можно определить расчетным методом:
59 000 руб. × 18 % / 118 % = 9000 руб.
В бухгалтерском учете это отразят следующие записи:
Дебет счета 4.109.70.224 Кредит счета 4.302.24.730 — 50 000 руб. — отражены расходы учреждения по арендной плате;
Дебет счета 4.109.70.224 Кредит счета 4.303.04.730 — 9000 руб. — отражена сумма НДС, удержанная учреждением в качестве налогового агента.
Таким образом, учреждение по договору аренды удержало из доходов, уплачиваемых арендодателю, сумму НДС, которую обязано перечислить в бюджет. Сумма арендной платы без НДС перечисляется арендодателю (согласно условиям договора).
Учреждение должно составить счет-фактуру, который следует отразить в книге продаж.
РЕАЛИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА И НАЧИСЛЕНИЕ НДС
В деятельности бюджетного учреждения может возникнуть ситуация, когда по каким-либо причинам появляется невостребованное имущество. В таком случае его можно продать по распоряжению вышестоящей организации.
Имущество закреплено за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, поэтому может быть отчуждено только по решению органа, которому государством делегированы права распоряжения данным имуществом.
На основании п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ (в ред. от 19.12.2016) «О некоммерческих организациях».
Относительно имущества, приобретенного за счет предпринимательской деятельности, учреждению предоставлено больше прав по его реализации.
С. С. Велижанская, заместитель главного бухгалтера
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 3, 2017.
Новые правила вычетов и раздельного учета НДС при «экспорте» работ и услуг
с 1 июля 2019 г.
С 1 июля изменится расчет НДС при осуществлении раздельного учета.С этой даты вступают в силу изменения в ст.170 и ст.171 НК РФ, определяющие новые правила учета входного НДС при выполнении работ и оказании услуг, местом реализации которых в соответствии со ст.148 НК РФ не является территория РФ (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Мы расскажем на примерах как применять данные поправки.
Как сейчас…
Как известно, если налогоплательщик осуществляет облагаемую и необлагаемую НДС деятельность, он должен вести раздельный учет входного НДС в порядке, установленном п.4 ст.170 НК РФ.
НДС, относящийся исключительно к облагаемым операциям принимается к вычету, а относящийся исключительно к необлагаемым операциям — включается в стоимость приобретений (п.2 и п.4 ст.170 НК РФ). НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для облагаемых и необлагаемых операций (так называемый «общехозяйственный» НДС), распределяется в соответствующей пропорции между облагаемыми и необлагаемыми операциями. По общему правилу пропорцию определяют по итогам квартала, исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) облагаемых и необлагаемых НДС в общей стоимости отгрузок за квартал. Для сопоставления показателей при расчете пропорции берут выручку и другие доходы от реализации товаров (работ, услуг) без НДС.
Такой порядок в настоящее время (до 01.07.2019 г.) применяется и при осуществлении операций, местом реализации которых территория РФ не является (Определение КС РФ от 04.06.2013 N 966-О, Постановление Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 N 1407/11, Письмо Минфина России от 01.07.2015 N 03-07-08/37896). Они приравнены к необлагаемым операциям.
К сведению! При оказании услуг и выполнении работ, местом реализации которых в соответствии со ст.148 НК РФ или Договором о ЕАЭС территория РФ не является, объекта обложения НДС не возникает (п.1 ст.146 НК РФ). Соответственно российский налогоплательщик НДС не исчисляет, счета-фактуры не выставляет.
Изменения НДС с 1 июля 2019 года
С 1 июля 2019 года оказание услуг и выполнение работ, местом реализации которых территория РФ не признается, в целях ведения раздельного учета входного НДС приравняют к облагаемым операциям. Т.е. при выполнении работ и оказании услуг не на территории РФ входной НДС, относящийся к таким операциям принимается к вычету (пп.3 п.2 ст.171 НК РФ в ред. с 01.07.2019) и при расчете пропорции в целях распределения НДС такие операции считаются облагаемыми (п.4 ст.170 НК РФ в ред. с 01.07.2019). Исключения составляют работы и услуги, которые указаны в ст.149 НК РФ — операции, освобождаемые от налогообложения. Т.е. по операциям, которые могли бы освобождаться от НДС, если бы местом их реализации была территория РФ порядок ведения раздельного учета останется прежним.
Таким образом, по «экспортируемым» работам и услугам, которые не указаны в «перечне необлагаемых» по ст.149 НК РФ, у российских организаций появится дополнительное конкурентное преимущество перед иностранными компаниями: расходы и налоговая нагрузка по НДС у российских компаний снизиться, а если они осуществляют только деятельность, местом реализации которой территория РФ не является, то из бюджета можно будет получить возмещение входного НДС (начислений по НДС нет, а вычет входного НДС есть). Т.е. изменение правил вычета и раздельного учета для «экспортеров» работ и услуг с 01.07.2019 г. — это своеобразная нулевая ставка НДС как при экспорте товаров.
Обратите внимание! При реализации товаров, местом реализации которых в соответствии со ст.147 НК РФ территория РФ не является, правила раздельного учета не изменятся. Входной НДС, относящийся к таким операциям к вычету не принимается.
Пример 1. Организация оказывает консалтинговые услуги российским организациям и исчисляет НДС по ставке 20%. В июле 2019 года были оказаны консалтинговые услуги иностранной компании, не имеющей регистрации на территории РФ. Местом реализации таких услуг территория РФ не является (пп.4 п.1 ст.148 НК РФ), поэтому иностранной организации НДС не предъявляется. Такие услуги не указаны в ст.149 НК РФ, а значит, все суммы входного НДС, предъявленные налогоплательщику в 3-м квартале 2019 года, организация вправе принять к вычету.
Пример 2. Организация реализует аксессуары для компьютерной техники, облагаемые НДС по ставке 20%. Также организация занимается разработкой программного обеспечения и реализует права на него по лицензионным договорам.
В 3-м квартале 2019 года организация реализовала товары на сумму 120 000 тыс. руб., в т.ч. НДС — 20 000 тыс. руб..
В 3-м квартале организация также передала права на программы ЭВМ по лицензионным договорам:
иностранным покупателям на сумму 5000 тыс. руб.
российским покупателям на сумму 15 000 тыс. руб.
Также были оказаны рекламные услуги иностранной компании. Стоимость услуг составила 3 000 тыс. руб. и российской компании на сумму 1 200 тыс. руб., в т.ч. НДС- 200 тыс. руб.
В 3-м квартале 2019 года организацией были приобретены товары (работы, услуги) для использования исключительно для реализации товаров (компьютерных аксессуаров) на сумму 96 000 тыс., в т.ч. НДС — 16 000 тыс. руб.
Стоимость приобретенных в 3-м квартале 2019 года товаров (работ, услуг), относящихся исключительно к передаче прав на программы ЭВМ (по арендной плате и коммунальным услугам за офис, в котором размещаются только работники, занимающиеся разработкой программ ЭВМ, права на которые передаются на основании лицензионных договоров) составила 1 200 тыс. руб., в т.ч. НДС 200 тыс. руб.
Стоимость приобретенных в 3-м квартале 2019 года товаров (работ, услуг), относящихся исключительно к рекламным услугам составила 180 тыс. руб., в т.ч. НДС 30 тыс. руб.
Стоимость товаров (работ, услуг), приобретенных для использования во всех видах деятельности организации («Общехозяйственные расходы») составила 720 тыс. руб., в т.ч. НДС −120 тыс. руб.
Восстанавливать НДС тоже не надо!
Изменения внесены и в п.3 ст.170 НК РФ, устанавливающий случаи восстановления НДС. С 1 июля 2019 года при реализации работ или услуг, местом реализации которых в соответствии со ст.148 НК РФ территория РФ не является требуется восстановить НДС только, если такие операции указаны в ст. 149 НК РФ (освобождались бы от НДС, если бы местом их реализации была территория РФ). В таком случае, как и прежде, восстановить НДС необходимо по товарам (работам, услугам), которые начинают использоваться в «освобожденных» операциях (пп.2.1 ст.170 НК РФ в ред. с 01.07.2019 г.).
Пример 3. В июле 2019 года российская организация оказала услуги по перевозке товаров за пределами РФ (из Германии во Францию) на собственном автомобиле (основное средство). Это реализация не на территории РФ (пп.5 п.1.1 ст.148 НК РФ). В ст.149 НК РФ такие услуги не поименованы. Поэтому, учитывая изменения в НК РФ, организации не нужно восстанавливать НДС по автомобилю, участвующему в операциях, не являющихся объектом обложения НДС. Если бы такую операцию организация произвела во 2-м квартале 2019 года, ей пришлось бы восстановить НДС с остаточной стоимости основного средства (автомобиля).
Как видим для целей раздельного учета входного НДС работы и услуги, местом реализации которых территория РФ не является, квалифицируются так же, как и операции «на внутреннем рынке», что делает конкурентно способным оказание таких услуг (выполнение работ) иностранным компаниям.
Изменения в учете НДС в государственных учреждениях с 2019 года
С 1 января 2019 года в Приказ Минфина России от 29 ноября 2017 г. N 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» были внесены изменения, которые коснулись автономных и бюджетных учреждений. Согласно п. 9 вышеупомянутого Порядка, НДС и налог на прибыль, исчисленные по результатам налогового (отчетного) периода и подлежащие уплате в бюджет, относятся на КОСГУ 189 “Иные доходы”, а в соответствии с пунктом 12.1.7 Инструкции №132н, КПС должен относится к подвиду доходов 180 “Прочие доходы”. Рассмотрим на примере настройку и учет НДС в программе 1С: Бухгалтерия государственного учреждения, редакции 2.
Для начисления НДС по КОСГУ 189 в учетной политике учреждения (раздел Главное — Организации — гиперссылка Учетная политика) с 01.01.2019 года на закладке “НДС” следует установить флажок “Начислять по КЭК 189” и выбрать КПС для КЭК 189. Если КПС не будет установлен, то программа будет автоматически подставлять КПС из документа «Акт об оказании услуг».
Для отражения факта реализации услуги используем документ «Акт об оказании услуг».
На основании «Акта об оказании услуг» создаем «Счет-фактуру выданный» (либо нажимаем в подвале документа на гиперссылку «Ввести счет-фактуру»):
Обратите внимание, что КПС и КЭК для счета 401.10 заполняется автоматически на основании данных, которые были указаны в учетной политике, а вот для счета 303.04 необходимо установить КПС вручную.
После проведения документ формирует следующие движения по счетам:
В результате отражения операций примера отчет «Оборотно-сальдовая ведомость» будет заполнен следующим образом:
При формировании Отчета об исполнении учреждением плана его финансовой деятельности в разделе 1 “Доходы учреждения” по коду аналитики 180 “Прочие доходы” сумма уплаченного в бюджет НДС и налога на прибыль будет отражена со знаком минус, если в отчетном периоде не будет других доходов по данному коду.
Автор статьи: Наталья Кутыгина
Изменения в учете НДС в государственных учреждениях с 2019 года
С 1 января 2019 года в Приказ Минфина России от 29 ноября 2017 г. N 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» были внесены изменения, которые коснулись автономны х и бюджетны х учреждени й . Согласно п. 9 вышеупомянутого Порядка , НДС и налог на прибыль , исчисленн ые по результатам налогового (отчетного ) периода и подлежащие уплате в бюджет, относятся на КОСГУ 189 “Иные доходы”, а в соответствии с пунктом 12.1.7 Инструкции №132н , КПС должен относится к подвиду доходов 180 “Прочие доходы”. Рассмотрим на примере настройку и учет НДС в программе 1С: Бухгалтерия государственного учреждения, редакции 2 .
Для начисления НДС по КОСГУ 189 в учетной политике учреждения (раздел Главное — Организации — гиперссылка Учетная политика) с 01.01.2019 года на закладке “НДС” следует установить флажок “Начислять по КЭК 189” и выбрать КПС для КЭК 189 . Е сли КПС не будет установлен, то программа будет автоматически подставлять КПС из документа « Акт об оказании услуг » .
Для отражения факта реализации услуги используем документ « Акт об оказании услуг ».
На основании « Акта об оказании услуг » создаем « Счет-фактуру выданный » ( либо нажимаем в подвале документа на гиперссылку « Ввести счет-фактуру ») :
Обратите внимание, что КПС и КЭК для счета 401.10 заполняется автоматически на основании данных, которые были указаны в учетной политике, а вот для счета 303.04 необходимо установить КПС вручную.
После проведения документ формирует следующие движения по счетам :
В результате отражения операций примера отчет « Оборотно-сальдовая ведомость » будет заполнен следующим образом:
При формировании Отчета об исполнении учреждением плана его финансовой деятельности в разделе 1 “Доходы учреждения” по коду аналитики 180 “Прочие доходы” сумма уплаченного в бюджет НДС и налога на прибыль будет отражена со знаком минус, если в отчетном периоде не будет других доходов по данному коду .
Ответы линии консультаций
Шаг 1: Вы пробуете найти ответ с помощью быстрого поиска по базе знаний. Если ответ не найден, переходим на Шаг 2. Шаг 2: Для того что бы задать вопрос и получить ответ от нашего специалиста, нам необходима краткая информация о вас. Вы формируете вопрос, заполняете анкету и переходите на Шаг 3. Шаг 3: Если вы еще не наш клиент, Вам предоставляется выбор тарифа. Первый вопрос вы можете задать бесплатно. Важно! Мы работаем только с пользователями лицензионных программ 1С. Чтобы задать вопрос, вы должны знать регистрационный номер вашей программы 1С. Что это и как узнать номер, смотрите здесь.
Проверка регистрационного номера программного продукта показала, что , поэтому мы подготовили для Вас, следующие тарифы:
Бесплатно
0 ₽/мес.
- 1 бесплатный вопрос
- Консультация специалиста
- Ответ в течении 3х рабочих дней
ИТС ТЕХНО
от 1044 ₽/мес.
- Доступ к лицензионным обновлениям программы
- 1 консультация в месяц
- Подключение сервиса «1С:ЭДО»
ИТС ЛК
от 1500 ₽/мес
- Неограниченное количество консультаций
- Помощь по телефону и email
- Помощь по удаленному подключению
ИТС ПРОФ
от 2472 ₽/мес.
- Помощь специалиста в обновлениях и настройке программы
- Неограниченное количество консультаций
- Доступ к сервисам 1С .
Вопрос: Какие КБК и КОСГУ отражать при перечислении НДС в бюджетном учреждении в 2019г.?
По какому коду бюджетной классификации платить НДС и прибыль бюджетному учреждению в 2019?
КПС с КВД 180, а КОСГУ 189, согласно Приказа Минфина России от 29 ноября 2017 г. N 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» п.9
Операции налогоплательщиков — государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждений по начислению налогов, объектом налогообложения для которых являются доходы (прибыль) учреждения, по начислению налога на добавленную стоимость по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг, облагаемых в соответствии с законодательством о налогах и сборах налогом на добавленную стоимость и по начислению налога на прибыль организаций, исчисленного по результатам налогового (отчетного) периода, подлежащего уплате в бюджет, относятся на подстатью 189 «Иные доходы» КОСГУ.
https://its.1c.ru/db/metbud81#content:7242:hdoc:_top:%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BD%D0%B4%D1%81%20%D0%B2%20%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8
Разобраться в проблеме самостоятельно – хорошее решение. Но время – деньги. Каждый месяц команда нашей линии консультаций отвечает на 4 тысячи вопросов.
Доверьтесь специалистам — сохраните свое время!