Статья 12. Органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания
1. Органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции:
1) осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
2) контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, а также осуществляют меры по развитию сети указанных учреждений;
3) внедряют в деятельность учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, современные методики и технологии социальной реабилитации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в пункт 2 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.
2. Учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:
1) предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации;
2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации;
3) принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
3. Должностные лица органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания имеют право:
1) в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами;
2) запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц.
Задачи и функции отдела социальной защиты
Реализация переданных органам местного самоуправления города Георгиевска в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края, отдельных государственных полномочий, состоящих в:
- предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О ветеранах», «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
- предоставлении ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России», «Почетный донор СССР» в соответствии с Законом Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов»;
- осуществлении назначения и выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
- предоставлении инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям компенсации страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
- предоставлении субсидий, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда, лицам, удостоенным звания «Ветеран труда Ставропольского края», лицам, награжденным медалью «Герой труда Ставрополья», и лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, в соответствии с Законом Ставропольского края «О мерах социальной поддержки ветеранов»;
- назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с Законом Ставропольского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий»;
- осуществлении назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка в соответствии с Законом Ставропольского края «О ежемесячном пособии на ребенка»;
- осуществлении назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации на каждого ребенка в возрасте до 18 лет многодетным семьям в соответствии с Законом Ставропольского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, многодетных семей и ветеранов Великой Отечественной войны»;
- осуществлении назначения и выплаты ежегодного социального пособия на проезд студентам в соответствии с Законом Ставропольского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, многодетных семей и ветеранов Великой Отечественной войны»;
- осуществлении назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии гражданам, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы в районах боевых действий в периоды, указанные в Федеральном законе «О ветеранах», при прохождении ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин или имеющим страховой стаж менее пяти лет, в соответствии с Законом Ставропольского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, многодетных семей и ветеранов Великой Отечественной войны»;
- осуществлении назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты супруге (супругу), не вступившей (не вступившему) в повторный брак, а также родителям ветерана боевых действий из числа военнослужащих и лиц, указанных в подпунктах 1 — 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», погибшего при исполнении обязанностей военной службы, в соответствии с Законом Ставропольского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, многодетных семей и ветеранов Великой Отечественной войны»;
- осуществлении назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в соответствии с Законом Ставропольского края «О государственной социальной помощи населению в Ставропольском крае»;
- принятии решений об установлении патронажа и его прекращении над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, назначении в установленном порядке таким гражданам помощников, а также в осуществлении контроля за исполнением помощниками своих обязанностей;
- организации проведения, в установленном порядке, обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей – индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории города Георгиевска Ставропольского края, проверки знания ими требований охраны труда, а также в проведении обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;
- организации проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
- организации сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории города Георгиевска;
- осуществлении уведомительной регистрации коллективных договоров, территориальных, отраслевых (межотраслевых) и иных соглашений, заключаемых на территориальном уровне социального партнерства, и контроля за их выполнением;
- участии в урегулировании коллективных трудовых споров;
- осуществлении назначения компенсации стоимости проезда по социальной необходимости на пассажирском автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) по маршрутам межмуниципального сообщения в Ставропольском крае в соответствии с Законом Ставропольского края «Об обеспечении равной доступности услуг пассажирского автомобильного транспорта маршрутов межмуниципального сообщения в Ставропольском крае.
Осуществление отдельных полномочий в области труда и социальной защиты населения, возложенных на органы местного самоуправления законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.
На Управление могут быть возложены иные задачи в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края, муниципальными правовыми актами города Георгиевска.
Система учреждений социальной защиты
Деятельность органов социальной защиты населения (ОСЗН)
На сегодняшний день выделяется широкий спектр различных органов и учреждений, чья деятельность направлена на непосредственную работу с особыми категориями населения и их последующей социальной защитой.
Целью деятельности органов социальной защиты населения (ОСЗН) является проведение государственной политики, которая направлена на установление наиболее устойчивых и упорядоченных связей и взаимоотношений между разнообразными уровнями организационной системы социальной защиты.
Данная деятельность призвана формировать социальные отношения в общественной системе, а также обеспечивать каждого человека теми жизненными благами и ресурсами, в которых он нуждается в самую первую очередь.
Поскольку цель деятельности органов социальной защиты населения достаточно обширна, то и объектами управления в этой системе являются сразу несколько элементов:
- во-первых, это организации и учреждения,
- во-вторых, это особые учебные и трудовые коллективы,
- в-третьих, это отношения между людьми как единицами социума.
Субъекты управления учреждений социальной защиты населения – это как раз непосредственно те органы, чья деятельность напрямую связана с проблемами социального обеспечения и социальной помощи населению. К ним относятся министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной работы и социальной защиты, трудовые коллективы.
Функции органов социальной защиты населения
Поскольку учреждения и органы обладают достаточно широким спектром объектов своего влияния и непосредственно своей работы, но стоит выделить также ряд функций учреждений социальной работы.
Готовые работы на аналогичную тему
Основная функция, которая характерна абсолютно каждому учреждению социальной работы – совершенствование деятельности учреждения и его структурных подразделений. Данная деятельность контролируется и регулируется определенными, заранее обозначенными правилами и нормами, а также социальными институтами. Данная деятельность позволяет достигнуть поставленных целей и реализовать функции учреждения через его ключевые задачи.
Стоит отметить, что градация функций учреждений социальной защиты происходит в соответствии с несколькими основными уровнями социальной работы: федеральный уровень (уровень республики), региональный уровень, на уровне трудовых коллективов, негосударственные организации (благотворительные добровольческие объединения). Важнейшую роль в системе социальной защиты и работы играют также профсоюзы, администрация и разнообразные формы самоуправления, которые учреждаются в трудовых коллективах на неформальном уровне.
На федеральном уровне стоит отметить следующие функции учреждений социальной работы:
- организация обслуживания пенсионеров;
- обеспечение выплатами, пособиями и льготами;
- социальное обслуживание наиболее нуждающихся категорий населения (детей-сирот, младенцев, брошенных родителями, пенсионеров и инвалидов);
- медицинская и социальная экспертиза для определения уровня необходимой социальной помощи;
- подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ для дальнейшего развития учреждений социальной работы.
На региональном уровне органы и учреждения социальной защиты населения регламентируются вышестоящими органами, соответственно им присущи все функции, которые мы описали чуть выше. Но к ним стоит добавить такие функции, как обеспечение и решение производственных и экономических задач, а также плановую и финансовую деятельность, создание фондов социальной помощи, решение экономических проблем наиболее нуждающихся, особых категорий населения.
Государственные органы социальной защиты населения
Говоря об органах социальной защиты населения, очень важно учитывать особенности системы управления социальной защитой на различных уровнях. К государственным органам социальной защиты населения относятся, в основном, районные (городские) органы социальной защиты. Исследователи и авторы определяют их в качестве муниципальных органов управления, которые занимают важнейшее место в структуре администрации города. Данные органы социальной защиты напрямую подчиняются как администрации района или города, так и органам социальной защиты населения области и края, к которому относится данное учреждение и его деятельность.
Управление социальной защиты и подведомственные ему образования обеспечивают эффективную и результативную реализацию наиболее приоритетных направлений государственной политики в области социального обеспечения и обслуживания населения. К ним относится пенсионное обеспечение, обеспечение гарантий труда и трудовых отношений, социальные гарантии и разнообразные формы социальной поддержки граждан пожилого возраста, лиц с заболеваниями и ограниченными возможностями, а также особых категорий семей (многодетные, семьи с отцом-одиночкой или матерью-одиночкой).
Управление социальной защиты населения может создаваться и реорганизовываться по решению органов местного самоуправления. Эти же органы могут принять решение о ликвидации управления социальной защиты на любом этапе его развития. При этом само управление в своей деятельности руководствуется следующими документами: указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями правительства, причем на различных уровнях: на уровне края, области. Также особую роль играют распоряжения и указы со стороны главы администрации района или области, к которому прилегает управление социальной защиты.
Таким образом, система учреждений социальной защиты – это достаточно обширная сеть, которая охватывает большое количество органов, которые находятся на территории одного города, целой области, республики или края. Все они подчиняются единому управлению, чьи полномочия превышают полномочия других учреждений социальной защиты, поскольку они определяются общим государственным уровнем.
Муниципальное образование Оренбургской области Октябрьский район
3.1.Основной целью деятельности Управления, подведомственных ему учреждений является обеспечение социальной защиты нетрудоспособного населения и лиц, нуждающихся в социальной поддержке, проведение единой социальной политики на территории муниципального образования Октябрьский район, надлежащее выполнение государственных полномочий по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения.
3.2.Управление на основании анализа социально-экономической обстановки и интересов населения на территории муниципального образования Октябрьский район разрабатывает, формирует программы в области социальной поддержки пенсионеров, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми, других категорий населения и осуществляет координационно-методическое, консультативное и организационное обеспечение их выполнения.
3.3.Основными задачами по осуществлению социальной политики управления являются:
3.3.1.Организация исполнения переданных отдельных государственных полномочий в соответствии с Законами Оренбургской области:
— от 09.09.2006 № 542/III-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки гражданам в соответствии с Законами Оренбургской области» наделяет полномочиями;
— от 2 ноября 2004 года № 1523/254-III-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года, и лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны»;
— от 2 ноября 2004 года № 1524/255-III-ОЗ «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий»;
— от 12 января 2005 года № 1756/284-III-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей»;
— от 4 ноября 2002 года № 295/45-III-ОЗ «Об установлении областной социальной пенсии детям»;
— от 29.08.2006 № 543/85-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области государственными полномочиями по социальному обслуживанию и предоставлению мер социальной поддержки гражданам в Оренбургской области»;
— от 01.09.2006 № 547/94-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области государственными полномочиями Оренбургской области по назначению и выплате ежемесячного пособия на ребенка»;
— от 01.09.2006 № 548/95-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области государственными полномочиями Оренбургской области по назначению и выплате социального пособия на погребение и возмещению расходов, связанных с погребением»;
— от 26.11.2007 № 1730/356-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области государственными полномочиями Оренбургской области по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
3.3.2.Комплексный анализ уровня социальных и экономических условий жизни нуждающихся в поддержке групп населения и подготовка мер по совершенствованию их социальной защиты.
3.3.3.Координация действий учреждений и организаций (независимо от ведомственной принадлежности) по социальной защите, предоставлению льгот и социальному обслуживанию нетрудоспособных граждан.
3.3.4.Организация и внедрение новых форм социальной поддержки и социального обслуживания населения, в том числе гуманитарной, благотворительной, на условиях социального партнерства.
3.3.5.Обеспечение информационного сопровождения мер социальной поддержки населения, социально-значимых акций, представляющих интерес для жителей района.
3.3.6.Координация и методическое руководство деятельностью подведомственных учреждений и органов социальной защиты.
Функции управления
-разрабатывает и представляет на рассмотрение главе администрации муниципального образования Октябрьский район предложения по совершенствованию и развитию структуры учреждений социального обслуживания по согласованию с заместителем главы администрации по социальным вопросам;
-организует и контролирует в пределах своей компетенции выполнение законодательства в области социальной поддержки и социального обслуживания граждан всеми объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями муниципального образования независимо от их формы собственности;
-самостоятельно и по поручению главы администрации муниципального образования Октябрьский район или заместителя главы администрации по социальным вопросам, а также Министерства здравоохранения и социального развития Оренбургской области, рассматривает устные и письменные обращения граждан по вопросам социальной защиты, готовит проекты решений, ответов;
-в установленном порядке участвует в подготовке проектов постановлений администрации муниципального образования Октябрьский район в пределах своей компетенции;
-представляет на рассмотрение главе администрации муниципального образования Октябрьский район предложения об образовании и составе комиссий или других органов при администрации муниципального образования Октябрьский район по вопросам социальной защиты населения, проекты положений о комиссиях или других органов, а также положений о порядке их работы;
-организует работу по исполнению правовых актов, принятых представительным и исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования Октябрьский район;
-организует контроль за предоставлением льгот и социальных гарантий различного законодательного уровня для граждан муниципального образования Октябрьский район;
-организует и координирует разработку и внедрение современных информационных технологий в подведомственных учреждениях и органах социальной защиты;
-осуществляет контроль реализации мероприятий ИПР (индивидуальные программы реабилитации) инвалидов, в том числе детей – инвалидов, в части социальной реабилитации, проводимых муниципальными учреждениями социального обслуживания. Организует взаимодействие с ведомствами и службами, работающими с инвалидами, при проведении мероприятий социальной реабилитации инвалидов, в том числе детей – инвалидов. Осуществляет мониторинг статистической отчетности по вопросам инвалидности;
-осуществляет реализацию полномочий по вопросам опеки и попечительства на базе подведомственных учреждений в соответствии с действующим законодательством;
-организует работу по оказанию оперативной помощи населению муниципального образования в порядке, установленном правовым актом муниципального образования Октябрьский район;
-организует оздоровление детей из семей социального риска. Координирует деятельность подведомственных учреждений по организации отдыха детей;
-участвует в организации на межведомственном уровне работы по профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;
-ведет учет средств, поступающих на счета Управления на организацию социального обслуживания, предоставление социальных выплат, субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и оказание социальной поддержки жителям муниципального образования и осуществляет их расходование в установленном порядке;
-готовит экономические обоснования по различным видам социальной помощи населению;
— разрабатывает и осуществляет систему ведомственного контроля за функциональной и финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных учреждений Управления;
-разрабатывает целевые программы социальной поддержки населения муниципального образования, а также участвует в разработке программ, направленных на оказание социальной помощи и поддержки населению муниципального образования. Организует и координирует действия по реализации программ, в рамках своих полномочий;
-информирует население о своей деятельности через средства массовой информации, публикует консультации и разъяснения по вопросам действующего законодательства;
-заключает с предприятиями, организациями и физическими лицами договоры на выполнение работ и оказание услуг;
-осуществляет иные функции, передаваемые ему главой администрации муниципального образования Октябрьский район, Министерством здравоохранения и социального развития Оренбургской области, в соответствии с действующим законодательством.
4.2.Управление осуществляет административное руководство подведомственными учреждениями по следующим направлениям:
-осуществляет финансирование деятельности подведомственных учреждений и контроль за целевым использованием бюджетных средств;
-согласовывает смету доходов и расходов муниципальных учреждений социального обслуживания;
-привлекает в порядке, установленном действующим законодательством средства организаций различных форм собственности, расположенных на территории муниципального образования, для финансирования районных целевых программ по социальной защите населения и оказывает содействие по укреплению материально-технической базы подведомственных учреждений Управления;
-оказывает содействие в повышении квалификации работников подведомственных учреждений;
-создает аттестационные комиссии для аттестации специалистов и руководителей учреждений социального обслуживания.
4.3.Управление осуществляет руководство, организацию и координацию работы по основному виду деятельности подведомственных учреждений:
-оказывает методическую и консультативную помощь;
-привлекает для решения межведомственных вопросов заинтересованные учреждения и организации;
-анализирует работу учреждений и готовит рекомендации и инструкции по совершенствованию деятельности;
-содействует информированности и взаимодействию между подведомственными учреждениями, принимает участие в семинарах, технических учебах, и др.;
-осуществляет контроль за социальным обслуживанием и предоставлением мер социальной поддержки жителям муниципального образования подведомственными учреждениями в рамках действующего законодательства, проводит анализ эффективности их деятельности;
-осуществляет отчетность по исполнению переданных отдельных государственных полномочий, указанных в п. 3.3.1. настоящего Положения;
-в соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования Октябрьский район назначает и освобождает от должности руководителя учреждений социального обслуживания;
-выступает в судах от имени муниципального образования по искам, связанным с исполнением Управлением возложенных на него государственных полномочий, в том числе по предоставлению мер социальной поддержки, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Оренбургской области.