Водоотведение на содержание общего имущества что это

Водоотведение на содержание общего имущества что это

Расчет водоотведения

Квартира не оборудована ИПУ холодной и горячей воды. При расчете платы за холодную и горячую воду УК применяет повышающий коэффициент к объему потребленной коммунальной услуги. УК, применяя повышающий коэффициент к объему ХВС и ГВС, тем самым увеличивает объем водоотведения и плату. Правомерно ли УК применяет повышенные объемы ХВС и ГВС при расчете платы за водоотведение?

С 1 июля 2016 г. повышающий коэффициент утвержден Правительством РФ, что не требует подтверждения на местах. С 1 июля 2016 г. РСО (ресурсоснабжающая организация) и исполнители коммунальных услуг обязаны применять повышающий коэффициент при расчете платы граждан за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и электроснабжению (С 1 января 2017 г. исключена коммунальная услуга по отоплению). С 1 января 2017 г. величина повышающего коэффициента установлена на уровне 1,5. То есть плата за электричество, холодную и горячую воду автоматически увеличивается на 50%.

Но согласно п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном ИПУ сточных вод, рассчитывается:

— исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленной в таком жилом помещении, определенных по показаниям ИПУ холодной и (или) горячей воды за расчетный период;

— исходя из норматива водоотведения (путем умножения норматива на количество проживающих в помещении граждан и тариф) при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды.

Действующее законодательство не обязывает собственников помещений оснащать МКД приборами учета сточных вод ни в помещении, ни в целом по дому. Соответственно, и в приложении № 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, не упоминается о применении повышающих коэффициентов к нормативу потребления коммунальной услуги по водоотведению. Точно так же в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ говорится о применении коэффициентов к нормативу потребления только коммунальных услуг по водо- и электроснабжению.

Однако норматив водоотведения в жилых помещениях определяется исходя из суммы норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (п. 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Органы власти должны утверждать как базовый, так и повышенный нормативы потребления, учитывающие повышающие коэффициенты. Самовольно исполнитель не вправе умножать базовый норматив на коэффициент, об этом сообщил Минстрой России в письме от 18.03.2015 № 7288-ач/04.

В некоторых регионах власти ограничиваются утверждением базовых и повышенных нормативов потребления услуг по холодному и горячему водоснабжению. В этом случае при выполнении всех необходимых условий применения повышенных нормативов по водоснабжению норматив по водоотведению исчисляется как сумма повышенных нормативов по водоснабжению. Фактически выходит, что плата за водоотведение также увеличивается. Об этом же упомянул Минстрой России в указанном выше письме: при наличии технической возможности установки приборов учета холодной и горячей воды или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) такой возможности для расчета платы за водоотведение применяются повышенные нормативы.

В других регионах уполномоченные органы власти предусматривают базовые и повышенные нормативы потребления коммунальной услуги по водоотведению (путем суммирования соответствующих видов нормативов потребления холодной и горячей воды). Это удобно, если помещение не оснащено индивидуальными счетчиками горячей и холодной воды.

Водоотведение на содержание общего имущества что это

Действующее законодательство разделяет жилищные и коммунальные услуги. Если первые связаны с выполнением обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, то вторые предполагают действия исполнителя по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества. При этом самыми затратными при управлении многоквартирным домом являются коммунальные ресурсы, которые управляющая организация обязана покупать у поставщиков ресурса и вовремя их оплачивать. Введение в 2018 году прямых договоров позволило частично убрать эти небалансы с «плеч» управляющих организаций, но не полностью: общедомовое потребление коммунальных ресурсов все равно осталось за управляющими организациями.

КР на СОИ как дополнительное бремя расходов управляющих организаций

Коммунальный ресурс, поставляемый в многоквартирный дом, используется для двух целей: первое – это предоставление коммунальных услуг, второе – поддержание функционирования общего имущества.

Общедомовое потребление коммунальных ресурсов в законе поименовано как коммунальный ресурс, используемый при содержании общего имущества (далее – КР на СОИ).

Начиная с 2017 года КР на СОИ было включено в состав жилищной услуги (п. 2 ст. 154 ЖК РФ). Однако «игра слов» никого не должна вводить в заблуждение: государство, стремясь оградить ресурсоснабжающие организации от убытков, перенесло необходимость досбора КР на СОИ на управляющие организации, а те – на население.

Природа небалансов по коммунальному ресурсу вполне очевидна: поставщики ресурса не имеют и не хотят налаживать коммерческий учет с конечным потребителем. Поэтому государство создало систему (исключительно в интересах ресурсоснабжающих организаций), при которой та часть денег, которая собирается по прямым договорам за коммунальные услуги (ст. 157.2 ЖК РФ), платится ресурснику непосредственно населением, а все выпадающие небалансы относятся на управляющую организацию, которая вынуждена исполнять эти обязанности по сбору транзитных и чужих денег.

Система эта порочна и в корне несправедлива, поскольку ресурсник понимает, что даже в случае низкого качества коммерческого учета с конечным потребителем, он все равно получит свои транзитные деньги с управляющей организации, которая закроет эти небалансы из прибыли или, собрав с населения.

Отказаться от договоров с поставщиками коммунального ресурса управляющая организация не имеет права (п. 12 ст. 161 ЖК РФ). В случае, если управляющая организация накопит долги перед поставщиком ресурса – это будет считаться грубым нарушением лицензионных требований, а ресурсник получит право начинать шантаж управляющих организаций через органы государственного жилищного надзора.

Часто вмешательство в операционную деятельность управляющей организации по жалобам поставщиков ресурса осуществляет и прокуратура. Такая конструкция правовых норм делает нарушителями в части соблюдения лицензионных требований практически все управляющие организации страны.

Поскольку изначальная правовая норма по своевременной оплате средств ресурсникуне всегда может являться исполнимой (транзитные деньги еще нужно собрать), то органы власти получают рычаги для избирательного коррупционного шантажа.

Такая ситуация всех устраивает: жилищные инспекции и прокуратура доказывают свою нужность государству штрафными санкциями за невыполнение неисполнимых норм, а поставщик ресурса получает денежные средства. Управляющая организация, чтобы закрыть долги по КР на СОИ, вынуждена финансировать данные расходы из текущего содержания. Тем самым, дом недополучает жилищные услуги, а сам жилой фонд постепенно деградирует и разрушается.

Таким образом, КР на СОИ является дополнительным бременем расходов, которое было введено для управляющих организаций под заказ РСО-лобби.

Природа сверхнормативного потребления коммунального ресурса

Порядок расчета и начисления платы за КР на СОИ приведен в п. 9.2 и 9.3 ст. 156 ЖК РФ:

1.Если в многоквартирном доме нет коллективного (общедомового) прибора учета, то размер КР на СОИ определяется исходя из норматива, который установлен в субъекте РФ.

2.Если в многоквартирном доме есть коллективный (общедомовой) прибор учета, то размер КР на СОИ также определяется исходя из норматива, который установлен в субъекте РФ, но за исключением следующих ситуаций:

а) в многоквартирном доме установлена автоматизированная информационно-измерительная система учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, которая обеспечивает одномоментное снятие показания по общедомовым и индивидуальным приборам учета

б) в многоквартирном доме на общем собрании собственников принято решение о выставлении платы за КР на СОИ либо по факту по общедомовым приборам учета, либо исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов с последующим перерасчетом «под факт».

Таким образом, в базовом сценарии управляющая домом организация не сможет выставить жителям плату больше, чем норматив. Все остальные небалансы – предпринимательские риски управляющей организации, которая будет обязана закрыть долги перед поставщиком ресурса, чтобы не получить взыскание.

Рассмотрим, откуда берутся небалансы по сверхнормативному потреблению коммунального ресурса:

— прямое воровство коммунальных услуг потребителем (сюда относятся магниты на счетчике воды, электроэнергии, продувка счетчика пылесосом в обратную сторону и прочие многочисленные методы и лайфхаки, описанные в интернете в целях обмана управляющей организации);

— непрямое потребление коммунальных услуг без учета путем переустройства (например, собственник установил бойлер, но продолжает пользоваться полотенцесушителем, потребляя тепловой ресурс с горячей воды; при закрытой системе теплоснабжения вырастет цена за 1м3, а при открытой – взлетит КР на СОИ);

— бардак с коммерческим учетом и показаниями: недружная передача показаний жителями (или отсутствие передачи вовсе), необъяснимо маленькое потребление нежилых помещений (при фактически высоком потреблении) и так далее.

Все данные небалансы поставщик ресурса отнесет на управляющую организацию и будет с нее их взыскивать. Нужно помнить, что поставщики ресурса хорошо организованы, у них отличное лобби на всех уровнях власти, а собственникам многих крупных РСО являются приближенные к власти «предприниматели». В такой ситуации надежд на то, что транзитный сбор в виде КР на СОИ снимут с управляющих организаций, конечно не много, а значит, мы должны работать с тем, что есть.

Варианты решения проблем со сверхнормативным потреблением коммунального ресурса

  1. Самый первый способ борьбы со сверхнормативным потреблением – налаживание коммерческого учета. Поставщику ресурса это не интересно, а управляющей организации просто необходимо контролировать учет, иначе придется переплачивать. Поэтому жителям необходимо максимально подробно объяснить, какважно своевременнопередавать показания приборов учета, чтобы минимизировать все небалансы.
  2. В случае, если жители находятся на прямых договорах, необходимо контролировать те объемы, которые жителям выставляет поставщик ресурса. В соответствии с п. 10 ст. 157.2 ЖК РФ, при прямых договорах, ресурсоснабжающие организации обязаны предоставлять, в том числе с использованием ГИС ЖКХ, лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами, информацию о показаниях индивидуальных приборов учета при предоставлении таких показаний собственниками или пользователями помещений в многоквартирном доме ресурсоснабжающим организациям. Иногда поставщики ресурса намеренно занижают потребление помещениям, которые не передают показания, чтобы отнести эти небалансы на управляющую организацию. Поэтому контролировать ресурсника совершенно нелишне.
  3. Работа с жителями по несогласованному переустройству. Радиатор на балконе, теплые полы, запитанные со стояка ГВС в ванной или витиеватый полотенцесушитель – все это предпосылки для сверхнормативного потребления коммунального ресурса. Жители должны понимать последствия своих действий, а управляющая организация должна довести до них, что недопустимо в собственной квартире делать все, что заблагорассудится, поскольку могут пострадать интересы остальных жителей.
  4. Наконец, для управляющих организаций, крайне важно объединяться в отраслевые сообщества с реальными возможностями для ЖКХ-лоббизма (так, как это делают поставщики ресурса). На сегодняшний день таких лоббистских организаций у управляющих компаний нет. Все мы разобщены, а потому давление от государства и поставщика ресурса на управляющие компании будет нарастать.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук

Что такое «КР на СОИ» в квитанции и чем он отличается от ОДН?

Владельцам квартир сложно разобраться с запутанными платежами, которые выставляют компании ЖКХ. Относительно недавно в квитанциях многих барнаульцев появилась графа «КР на СОИ». Что это за новый вид платежей, как его рассчитывают и чем он отличается от ОДН?

Что такое «КР на СОИ» и чем отличается от ОДН?

«КР на СОИ» – это коммунальный ресурс на содержание общего имущества. Это идентичная услуга уже привычным ОДН (общедомовые нужды). Разница лишь в том, кто их предоставляет. ОДН – коммунальная услуга ресурсоснабжающих организаций. Например, Барнаульской горэлектросети или водоканала. А КР на СОИ – это жилищная услуга, которая предоставляется управляющими компаниями и ТСЖ.

Что входит в это СОИ?

На самом деле список не маленький. Это всё коммунальные ресурсы, которые управляющая организация расходует на обслуживание общедомового имущества. В их число входят: горячая и холодная вода, использующая для полива клумб, асфальта, мытья пола, при опрессовке системы отопления. Также включены затраты на электроэнергию для освещения, работы лифтов, насосов, бойлеров. Ну и водоотведение.

В СОИ не включают расходы на тепловую энергию. Они входят в общий платёж за отопление как коммунальная услуга.

А зачем тогда эти разделения?

Это положение закона. Изменения в Жилищный кодекс были внесены ещё в 2017 году. Согласно постановлению правительства № 1498, оплату за электроэнергию и воду включили в состав платы за содержание жилого помещения.

«Так услуга «КР на СОИ» появилась в ежемесячных квитанциях от УК и ТСЖ. ОДН, или оплата общедомовых нужд, осталась только в тех многоквартирных домах, где нет жилищной организации, они находятся на стадии избрания управляющей компании или ТСЖ, или выбрали непосредственный способ управления домом», – поясняет и.о. руководителя отдела продаж электроэнергии населению АО «Барнаульская горэлектросеть» Светлана Парфенова.

Почему закон приняли в 2017 году, а в квитанции эта графа появилась только сейчас?

Перевод оплаты ОДН в разряд коммунальных услуг затянулся на несколько лет. Это произошло из-за отказа управляющих компаний и ТСЖ принимать бремя начислений и взыскания долгов за услугу с жильцов.

Окончательную точку в данном споре поставил Верховный суд, который указал в своём решении, что «КР на СОИ» – это услуга исключительно управляющих компаний и ТСЖ, и услуги ОДН в таких домах быть не должно. И это не зависит от желания УК подписывать договоры с ресурсоснабжающими компаниями.

«Барнаульская горэлектросеть с 1 апреля 2021 года окончательно отказалась от начислений ОДН в домах, где нет непосредственной формы правления. Договоры с управляющими компаниями и ТСЖ были заключены как в добровольном, так и в принудительном порядке», – рассказывает Светлана Парфенова.

При этом размер платежей для барнаульцев за ресурсы, поставляемые на содержание общего имущества, не изменится.

От чего зависит способ расчёта платы за КР на СОИ по водоотведению

Плата УО за водоотведение в целях содержания общего имущества в доме вызывает вопросы у управляющих домами и РСО. Даже суды не всегда верно трактуют Правила № 124, которые применяются в этой сфере. Читайте мнение Верховного суда России, как должен вестись расчёт платы за водоотведение на СОИ в домах с ОДПУ воды и без них.

Порядок расчёта платы за водоотведение на содержание общего имущества прописан в Правилах № 124

Собственники помещений в домах под управлением одной из УО Свердловской области приняли на ОСС решение о переходе на прямые договоры по ХВС и водоотведению. В части из этих домов были установлены ОДПУ воды. Приборов учёта сточных вод не было ни в одном из МКД. Управляющая организация заключила с водоканалом договор на поставку холодной воды и водоотведение в целях содержания общего имущества в этих многоквартирных домах.

Поставщик ресурсов направлял компании счета на оплату КР на СОИ, определяя объём сточных вод по пп. «в(4)» п. 21 Правил № 124: вычитала из объёма поставленной в МКД холодной воды по показаниям ОДПУ либо по нормативу потребления объёмы индивидуального потребления по ИПУ или исходя из норматива.

Управляющая организация была против такого подхода. Не во всех МКД были установлены ОДПУ воды, следовательно, расчёт платы за КР на СОИ нужно делать по пп. «в(4)» п. 21(1) Правил № 124: расчётным путём с применением нормативов потребления услуги. Также УО посчитала, что РСО неверно учитывала отрицательные объёмы КР на СОИ. А в домах, где отсутствует ОДПУ воды, компания неправомерно предъявляла двойной объём на водоотведение на содержание общего имущества.

Поскольку УО не оплачивала счета в полном объёме, РСО обратилась в суд с иском. Она требовала взыскать с УО более 460 тысяч рублей долга за ХВС и водоотведение в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах (дело № А60-1157/2020).

Как УО начислять КР на СОИ по водоотведению в отсутствие норматива

Выбор способа расчётов за водоотведение на содержание общего имущества зависит от наличия в доме ОДПУ

В суде первой инстанции управляющая организация представила контррасчёт своего долга перед РСО. Услуга водоотведения в целях содержания общего имущества согласно пп. «в» п. 21(1) Правил №124 по домам без ОДПУ сточных вод должна рассчитываться исходя из нормативов. УО представила доказательства, что она оплатила долг в полном объёме.

Суд первой инстанции указал, что порядок расчёта объёма коммунального ресурса, потребляемого на содержание общего имущества дома, установлен Правилами № 124.

В отношении спора об оплате КР на СОИ по холодной воде суд первой инстанции встал на сторону управляющей организации. Поскольку в расчётах между УО и РСО были «отрицательные» объёмы КР на СОИ по холодному водоснабжению, то суд признал правомерным контррасчёт УО с учётом отрицательной дельты в разрезе по каждому МКД.

Отдельно суд рассмотрел вопрос о правильности расчёта платы УО за водоотведение на СОИ. Размер платы за такую услугу в помещениях без ИПУ сточных вод рассчитывается исходя из суммы потребления холодной и горячей воды по показаниям индивидуальных приборов учёта. Если таких ИПУ нет – исходя из норматива водоотведения в соответствии с формулой 4 прил. 2 к Правилам № 354, как прописано в п. 42 этого документа.

Суд указал, что РСО правомерно рассчитала объём водоотведения на общедомовые нужды по формуле из пп. «в(4)» п. 21 Правил № 124. В доме без ОДПУ сточных вод объём этой услуги определяется как сумма объёмов холодной и горячей воды, поставляемой в расчётный период в многоквартирный дом. Норматив используется только при отсутствии в доме ОДПУ горячей и холодной воды.

Расчёт УО по данной услуге по пп. «в» п. 21(1) Правил № 124 исходя из нормативов суд отклонил. Судья проверил расчёты РСО и с учётом оплаты УО и пришёл к выводу, что управляющая организация задолжала за КР на СОИ по водоотведению чуть больше 103 тысяч рублей. Требования поставщика услуг были удовлетворены частично.

Когда УО не вправе отказаться от оплаты КР на СОИ по водоотведению

Расчёт платы за КР на СОИ определяется исходя из показаний ИПУ и ОДПУ

Управляющая организация обратилась в апелляционный суд с жалобой. Компания считала, что суд первой инстанции неправомерно подтвердил расчёт РСО по долгу за за сточные воды в целях содержания общего имущества. Компания настаивала, что расчёт должен вестись по п. 21(1) Правил № 124 – с учётом норматива. УО снова представила свой расчёт платы, согласно которому долгов перед водоканалом у неё нет.

РСО в апелляционном суде уточнила свои требования к УО, скорректировав сумму долга – до 186 тысяч рублей. С расчётом платы за ХВС на содержание общего имущества, которую утвердил суд первой инстанции, обе стороны согласились и обжаловать эту часть решения не стали.

Апелляционный суд поддержал принятые коллегами решения и в части расчёта платы за водоотведение на СОИ. Размер платы за коммунальные услуги устанавливается, прежде всего, исходя из фактических объёмов потребления с использованием показаний индивидуальных и общедомовых приборов учёта, и только при их отсутствии – исходя из норматива.

Исходя из необходимости единообразного подхода к определению объёмов коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению, а также применения единообразной методики определения объёма водоотведения на индивидуальное потребление и на содержание общего имущества, апелляционный суд посчитал, что РСО правомерно вела расчёт исходя из пп. «в»(4) п. 21 Правил № 124. Кассационная инстанция эти выводы поддержала.

О площади общего имущества дома при расчёте платы за КР на СОИ

При отсутствии в доме ОДПУ воды расчёт платы за КР на СОИ по водоотведению ведётся исходя из норматива

Спор между водоканалом и управляющей организацией переместился в Верховный суд РФ, который определил принципы подхода к расчётам платы за КР на СОИ по водоотведению в зависимости от наличия или отсутствия ОДПУ холодной и горячей воды.

Норма пп. «в» пункта 21(1) Правил № 124 в отношении сточных вод подлежит расширительному толкованию: отсутствие не только ОДПУ по водоотведению, но и «общедомовых приборов холодной и (или) горячей воды».

  1. При наличии в МКД одновременно ОДПУ горячей и холодной воды объём сточных вод на СОИ определяется так: из совокупного объёма сточных вод по показаниям таких счётчиков с пп. «в(4)» п. 21 Правил № 124 вычитается объём индивидуального водоотведения в жилых и нежилых помещения МКД, определённый на основании п. 42 Правил № 354. Полученная таким образом разность составит объём сточных вод на СОИ, который и должна оплатить УО.
  2. При отсутствии в МКД только одного или сразу обоих ОДПУ врды, объём сточных вод в целях СОИ определяется на основании пп. «в» п. 21(1) Правил № 124 – исходя из нормативов.
Читайте также  В какой бюджет платится госпошлина

Поскольку в рассматриваемом деле только часть МКД оборудована общедомовым прибором учётов ХВС, а данных по ОДПУ горячей воды вообще нет, то без этих данных суды не могли признать верным расчёт долга управляющей организации, сделанный РСО.

По домам без одного или сразу без обоих ОДПУ воды объём сточных вод на СОИ должен определяться по пп. «в» п. 21(1) Правил № 124. Верховный суд РФ отменил все предыдущие решения судов и отправил дело на новое рассмотрение. Первая инстанция должна установить, к каким многоквартирным домам УО подлежит применению пп. «в» пункта 21(1), а к каким – пп. «в(4)» п. 21 Правил № 124.

На заметку

Вопрос расчёта платы за водоотведение как за коммунальную услугу и как за КР на СОИ непростой. В деле № А60-1157/2020 управляющая организация дошла до Верховного суда РФ, доказывая, что РСО неправильно применяет нормы Правил № 124 и Правил № 354.

Управляющим организациям следует учитывать сформулированные ВС РФ правила расчётов за КР на СОИ по водоотведению в зависимости от наличия или отсутствия в доме ОДПУ горячей и холодной воды. Если они есть, то РСО ведёт расчёты по их показаниям. если нет хотя бы одного из них – применяется норматив водоотведения на СОИ.

КР на СОИ при прямых договорах: как проконтролировать действия поставщика ресурса, чтобы КР на СОИ не был завышенным

Плата за коммунальный ресурс – является сбором транзитных денежных средств, который осуществляется с жителей управляющей организацией. В дальнейшем эти поступления оплачиваются ресурсоснабжающей организации. В случае перехода на прямые договора (предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией) коммунальный ресурс на представление коммунальных услуг жители оплачивают поставщику ресурса на прямую, а за управляющей организацией остается обязанность по оплате коммунального ресурса на содержание общего имущества (далее – КР на СОИ). В ситуации, когда начисление платы за коммунальные услуги осуществляет ресурсник мы все чаще сталкиваемся с ситуацией, при которой объемы индивидуального потребления занижаются, а КР на СОИ недобросовестно завышается. В таком случае важной задачей является контроль действия поставщика ресурса.

Варианты оплаты КР на СОИ

КР на СОИ является частью общедомового потребления, которое оплачивается четырьмя путями:
— исходя из норматива;
— исходя из показаний автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг (при ее наличии в доме);
— исходя из среднемесячного объема потребления с проведением перерасчета размера таких расходов (однако, такой порядок перерасчета Правительством РФ не установлен);
— исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям общедомового прибора учета (далее – ОДПУ) по тарифам тарифного органа.

При этом для третьего и четвертого случаев необходимо решение общего собрания (п. 9.2 ст. 156 ЖК РФ).

По факту действующее законодательство в части прямых договоров выстроено таким образом, что все небалансы по КР на СОИ падают на управляющую домом организацию. И если у нее нет решения собственников о том, чтобы распределять КР на СОИ по факту, то все небалансы оплачиваются поставщику ресурса с текущей выручки.

Выстроенная государством схема в части оплаты КР на СОИ – полностью порочная, с одной стороны, нарушающая права управляющих организаций, с другой сторон, демотивирующая поставщика ресурса на налаживание коммерческого учета и работу с конечным потребителем. Поскольку ресурсник все равно свои деньги получит, он не ведет никакую работу с потребителями и относит все недосборы и небалансы на управляющую организацию, а та собирает их с жителей.

Способы определения КР на СОИ

Порядок расчета КР на СОИ приведен в п. 21.1 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила № 124), которым предусмотрено несколько способов такого расчета:
1. При наличии в доме ОДПУ размер КР на СОИ определяется по формуле:
Vд = Vодпу – Vпотр
где:
Vодпу – объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц)
Vпотр – объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц).

Иными словами, если дом оприборен, то из показаний общедомового потребления поставщик ресурса минусует тот объем, который он самостоятельно выставил жителям (потребителям), а всю разницу относит на управляющую организацию в виде КР на СОИ.

2. В случае, если ОДПУ вышел из строя, был утрачен или истек срок его эксплуатации, то в течение 3 месяцев после наступления такого события (если период работы прибора учета составил более 3 месяцев) за расчетный период (расчетный месяц) КР на СОИ определяется по формуле:
Vд = Vодн1
где:
Vодн1 – объем КР на СОИ, определенный за расчетный период исходя из среднемесячного объема потребления.

3. Если многоквартирный дом не оборудован ОДПУ, либо после выхода ОДПУ строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию ОДПУ или истечения срока эксплуатации ОДПУ, либо по истечении 3 месяцев с момента выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию ОДПУ или истечения срока его эксплуатации, либо при непредставлении исполнителем сведений о показаниях ОДПУ, либо при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию ОДПУ, КР на СОИ определяется за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
Vд = Vн/одн
где:
Vн/одн – определяется по принципу норматива, указанного в п. 21 Правил № 124.

4. В случае вмешательства в работу ОДПУ электрической энергии (самовольного срыва пломб), либо при двукратном недопуске представителей гарантирующего поставщика для установки, замены, допуска к эксплуатации и (или) подключения ОДПУ объем КР на СОИ определяется исходя из норматива потребления электрической энергии в целях КР на СОИ с учетом повышающего коэффициента, равного 1,5.

Обязанности поставщика ресурса по предоставлению информации об объемах

Довольно часто мы сталкиваемся с ситуаций злоупотребления поставщиком ресурса при прямых договорах. Основная проблема – непонятные механизмы определения КР на СОИ. Поскольку начисление платы за коммунальные услуги потребителям осуществляет поставщик ресурса, управляющая организация не владеет информацией о том, чего и сколько было начислено каждому отдельно взятому потребителю.

В этом случае мы руководствуется п. 10 ст. 157.2 ЖК РФ, где сказано о том, что при прямых договорах поставщик ресурса обязан предоставить управляющей организации (в том числе, через ГИС ЖКХ) информацию о показаниях индивидуальных приборов учета при предоставлении таких показаний собственниками или пользователями помещений в многоквартирном доме ресурсоснабжающим организациям.

Как правило, каждый месяц поставщики ресурсов предоставляют сведения о начисленных объемах по каждому потребителю и на основании данных сведений управляющая организация может проверять насколько выставленный объем КР на СОИ соответствует фактическому потреблению. Такая система контроля (несмотря на ограниченный функционал) позволяет не допускать завышения КР на СОИ поставщиком ресурса.
Такой подход также соответствует сложившейся судебной практике.

В решении Арбитражного суда Краснодарского края по делу № А32-44783/2017 от 07.02.2020 г. суд указал, что в ситуации, когда между РСО и собственниками помещений складываются прямые договорные отношения и в этом случае управляющая компания не получает от них информацию о количестве потребленного в их помещениях коммунального ресурса, это существенно затрудняет исполнение управляющей организацией обязанности по оплате КР на СОИ. Суд указал, что Ресурсоснабжающая организация обязана передать исполнителю показания индивидуальных (квартирных) приборов учета по форме и (или) иную информацию, используемую для определения объемов потребления коммунального ресурса, а также уведомлять исполнителя о сроках проведения ресурсоснабжающей организацией проверки достоверности представленных потребителем сведений о показаниях указанных приборов учета и (или) проверки их состояния.

В решении Арбитражного суда Кировской области по делу № А28-2971/2019 от 05.02.2020 г. суд указал, что ответчик, как ресурсоснабжающая организация, с которой собственниками помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении истца, от своего имени заключены договоры горячего водоснабжения, теплоснабжения, в силу приведенных положений жилищного законодательства обязан предоставлять истцу, как управляющей организации, информацию о показаниях ИПУ.

В решении Арбитражного суда города Севастополь по делу № А84-2123/2019 от 28.01.2020 г. суд указал, что поскольку управляющая организация даже при прямых договорах остаётся исполнителем коммунальных услуг, предоставляемых на содержание общего имущества МКД, она имеет право на получение указанной информации.

Аналогичная позиция приведена в решении Арбитражного суда Тамбовской области по делу № А64-9066/2019 от 03.02.2020 г.

Практика с отрицательным КР на СОИ

В практике определения объемов по КР на СОИ мы иногда сталкиваемся с отрицательным КР на СОИ. Это встречается в ситуации, когда объем индивидуального потребления жителей (Vпотр) превышает общедомовое потребление (Vодпу).

В этом случае обязательства управляющей организации по оплате КР на СОИ за расчетный период (расчетный месяц), принимаются равными 0. Одновременно, если объем отрицательного Vпотр не может быть использован в данном месяце, то уменьшение объема КР на СОИ происходит в следующем за расчетным периодом расчетном периоде (следующих расчетных периодах) (п. 21.1 Правил № 124).

Кроме того, в своем определении по делу № А51-12971/2017 от 27.06.2019 г. Верховный суд указал, что в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме за расчетный период (Vпотр) превышает или равна объему коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (Vодпу), не исключают перерасчет. В случае когда величина Vпотр превышает объем Vодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за неоказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного, в частности, невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета. Объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами.

Однако ключевой вопрос для отрицательного КР на СОИ – реальные факты и объемы величины Vпотр, которые ежемесячно представлять поставщики ресурса зачастую отказываются.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]