Внеклассное мероприятие «Русская воинская доблесть»
воспитание любви к Родине, уважения к ее истории, чувства патриотизма, гордости за свой народ.
1.Рассказать о русской воинской доблести.
2. Познакомить с воспоминаниями ветерана Великой Отечественной войны, участника Сталинградской битвы, Астафурова А.И.
3. Поздравить гостей и мальчиков школы с Днем Защитника Отечества.
Структура классного часа:
1.Литературно – музыкальная композиция.
плакаты с поздравлениями, презентация — иллюстрации воинской доблести русского народа.
Вам, юноши и девушки,
Преемники славных традиций
отцов, дедов, прадедов,
Вам, русские люди,
согрели и вдохновили
Авторов прекрасных произведений
О русской воинской доблести .
2 февраля – День воинской славы России. Разгром советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (70-летие)
Вступительное слово учителя: Сегодня, накануне Дня Защитника Отечества, мы собрались, чтобы поговорить о русской воинской доблести.
Отечество – единственная, уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Ведь не случайно в трудные, критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, где прошло детство, то есть свою малую родину как часть большого Отечества.
Солдат Отечества, воин России. Во все времена отношение к нему и его ратной профессии было окружено ореолом патриотизма и славы.
Историческая память – великая сила, нравственная, культурная. Нынешнее поколение русских людей должно воспринять и продолжить замечательную традицию уважения к нашей истории, к нашему прошлому, хранить благодарную память о тех, кто доблестно защищал и спасал нашу Родину от порабощения иноземными захватчиками.
В красе царственной
Где б разгул нашла
Про запас казны,
Для друзей стола,
И во всех концах
И уж есть за что,
Стать за честь твою
За тебя в нужде
Русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли, к своей прекрасной Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.
В русском народе живет убеждение, что истинный человек и сын Отечества есть одно и то же.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать ее от врагов, своими делами служить ее интересам – чувство великое, необходимое, прекрасное. И всегда самым тяжким преступлением было предать свою Отчизну. Измена ей никогда и ничем не искупается.
Героическое прошлое нашей Родины отразилось в устном народном творчестве. Народ помнит своих легендарных героев-стражей: Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича.
Не раз приходилось храбрым русским воинам защищать Родину от иноземцев, участвовать в жестоких сражениях, в которых решалась судьба страны.
В веках осталась и по сей день живет добрая память о русском воине как о самом мужественном, бесстрашном, честном, преданном Отечеству, верном в дружбе.
Летописцы, писатели, поэты, многие из которых были воинами, рассказали современникам и потомкам о необыкновенной самоотверженности, смелости русских солдат при защите западных, восточных, северных и южных границ Русского государства от неожиданных пришельцев – печенегов и половцев, татаро-монголов, немецких псов-рыцарей.
Из поколения в поколение передавались заветы русского воинства. Свято берегут их новые поколения русских людей и бережно передают другим.
Страшись, о Русь, хотя бы на мгновенье
Принизить славу дедовских времен .
ВЕДУЩИЙ: Страницы грозных битв во имя защиты Отчизны, мирного труда на земле отцов и прадедов сохранило для нес литературное наследие, в частности величественный русский эпос «Слово о полку Игореве».
ВЕДУЩАЯ: В 1240 году новгородский князь Александр Ярославич нанес сокрушительный удар на реке Неве войску немецких рыцарей, которые много раз пытались захватить русские земли. За эту победу он был назван Невским и объявлен православной церковью святым.
Ученик читает отрывок из поэмы К.М.Симонова «Ледовое побоище»:
Был первый натиск немцев страшен
В пехоту русскую углом,
Двумя рядами конных башен –
Свиной железной головой.
Как в бурю гневные барашки,
Среди немецких шишаков
Мелькали белые рубашки,
Бараньи шапки мужиков.
В рубахах стираных нательных,
Тулупы на землю швырнув,
Они бросались в бой смертельный,
Широко ворот распахнув .
Князь молча слушал разговоры,
Насупясь на коне сидел;
Сидел, спасая он не город,
Не вотчину, не свой удел.
Сегодня силой всенародной
Он путь ливонцам закрывал.
Но тот, кто рисковал сегодня,
Тот всею Русью рисковал .
И только выждав, чтоб ливонцы,
Смешав ряды, втянулись в бой,
Он, полыхнув мечом на солнце,
Повел дружину за собой.
ВЕДУЩИЙ: Ранним утром в августе 1380 года войско великого князя Дмитрия Ивановича выступило из Москвы в поход. После 140-летнего татаро-монгольского ига русские люди решились на схватку с Ордой. В Коломне великий-князь сделал смотр войску, в котором его соратниками были ополченцы владимирские, звенигородские, ярославские, ростовские. Двенадцать дней войско Дмитрия Ивановича, переправившись через Оку, шло к Дону. Через Дон оно переправилось накануне сражения с татаро-монголами, которое состоялось в пятницу 8 сентября 1380 года на приречной луговине – Куликовом поле. Сражение окончилось победой русских. Эта победа в дальнейшем способствовала установлению самостоятельности Руси.
Ученица читает стихотворение П.Проскурина «Память»
О, поле Куликово – стон Руси!
Его неумирающие звоны
Ты, Русь, в скорбящем сердце не гаси!
Ты видишь, даже павшие в безвестье
Опять, опять в руках сжимают меч,
Они готовы вновь к высокой чести
Иль выстоять, иль снова в землю лечь .
А в небе ворон-птица –
Предвестье разгоравшегося дня .
Куда рванет теперь, к какой границе
Судьба поводья черного коня.
Набат! Набат в осенней блеклой сини!
О, поле Куликово – кровь с меча!
Ты перед ликом сумрачной России
Вовеки негасимая свеча!
Звучит мелодия песни «Русское поле».
ВЕДУЩИЙ: Русский человек миролюбив, добр, душевен, отзывчив. Но всегда готов дать отпор любому посягательству на свободу и территориальную целостность своей Родины.
ВЕДУЩАЯ: Во второй половине ХУШ века, когда царствовала Екатерина II, Турция постоянно нападала на южные рубежи Российской империи.
Во время одной из русско-турецких войн (I787-I79I гг.) русские войска, которыми руководил выдающийся полководец А.В.Суворов, проявляли чудеса храбрости при штурме г.Измаила (в декабре 1790 г.). Турки превратили город в неприступную крепость. Русские войска блокировали город с суши и со стороны реки Дунай. Несмотря на упорное сопротивление турок, их оборона была сломлена и крепость занята русскими войсками. Взятие А.В.Суворовым крепости, считавшейся неприступной, произвело огромное впечатление в Европе. Падение Измаила вынудило Турцию заключить мир с Россией.
В 1799 г. А.В.Суворов командовал русско-австрийскими войсками в Северной Италии. После нескольких побед он изгнал оттуда войска Наполеона, затем совершил зимой со своими отчаянно смелыми, бесстрашными, находчивыми и выносливыми солдатами, которых он называл «чудо-богатырями», труднейший переход через Швейцарские Альпы.
ВЕДУЩИЙ: 12 июня 1812 года Наполеон без объявления войны вторгся в пределы России. Русские войска из-за превосходства сил противника были вынуждены отойти в глубь страны, оставив значительную часть территории.
Русские люди, и стар, и млад, в едином порыве объединились, чтобы отразить врага. Мужчины вступали в народное ополчение. На всей оккупированной территории широко развивалось партизанское движение.
Вскоре после начала военных действий прославленный русский полководец, генерал М.И.Кутузов, находившийся по приказу царя в отставке, приехал в Петербург и был избран начальником ополчения. Напряженная военная обстановка и настоятельные требования, исходившие от армии и народа, заставили царя назначить М.И.Кутузова главнокомандующим всей русской армией. Полководец беззаветно любил Родину и верил в силы русского народа.
Получив незначительное подкрепление и стремясь не допустить врага к Москве, М.И.Кутузов решил дать сражение у Бородина. В этом сражении русские войска одержали победу над армией Наполеона, развеяв миф о ее непобедимости, и заложили прочный фундамент для нанесения полного поражения врагу. Но не имея в достаточном количестве войск, боеприпасов, продовольствия, армия была вынуждена оставить Москву и отойти на восток.
ВЕДУЩАЯ: На военном совете в Филях 1 сентября 1812 года М.И.Кутузов, решая вопрос об отступлении русской армии, сказал: «Доколе будет существовать армия и находиться в состоянии противиться неприятелю, до тех пор остается надежда счастливо довершить войну. Но по уничтожении армии и Москву, и Россию потеряем. Первою обязанностью поставлю сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые идут к нам на подкрепление. Самым уступлением Москвы приготовляем мы гибель неприятелю. а скоро все наши армии станут действовать к одной цели, и Наполеон долго в Москве не пробудет». Жертвуя Москвой, Кутузов твердо верил в победу русской армии.
Армия Наполеона ослабла, измотанная непрерывными стычками с партизанами. Седьмого октября 1812 года Наполеон начал отход от Москвы, чтобы спасти армию. Ему пришлось отходить по им же разоренной смоленской дороге. Французские войска стали спасаться поспешным бегством. Остатки французской армии были разгромлены 14-16 ноября на реке Березине. Огромная армия Наполеона, считавшаяся непобедимой, была уничтожена. Русские войска в январе 1813 года, перешли границу и вступили в пределы Западной Европы, неся освобождение ее народам от наполеоновского ига.
А.С.Пушкин написал пламенные строки об Отечественной войне 1812 года.
Ученица читает отрывок из стихотворения поэта «Воспоминание в Царском селе»:
… И вскоре новой брани
Зарделась грозная заря.
И быстро понеслись потоком
Враги на русские поля.
Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны;
Восстал и стар и млад;
летят на дерзновенных,
Сердца их мщеньем зажжены.
Вострепещи,тиран! уж близок
Ты в каждом ратнике
Их цель иль победить, иль пасть
в пылу сраженья
За Русь, за святость алтаря.
Сразились. Русский – победитель! .
Звучит вступление к песне «Журавли».
Новое тяжёлое испытание ждало русский народ во время Крымской компании (1853-1856г.г.). Это была война между Россией, с одной стороны, и коалицией Турции, Англии, Франции – с другой. Военные действия сосредоточились главным образом в Крыму и на кавказско-турецкой границе. Решающим моментом войны была длител.
Классный час «И мужество, как знамя, пронесли»
Я в жизнь вошёл тяжелым и прямым
Не всё умрет. Не всё войдет в каталог.
Но только пусть под именем моим
Потомок различит в архивном хламе
Кусок горячей, верной нам земли,
Где мы прошли с обугленными ртами
И мужество, как знамя, пронесли.
- плакат “И мужество, как знамя, пронесли”;
- плакат “С праздником”;
- экспонаты музея Ишимбайского нефтяного колледжа (материалы о ветеранах колледжа – участников ВОВ, выпускниках колледжа – воинах-интернационалистах);
- цветы, воздушные шары.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Звучит музыка из кинофильма “Семнадцать мгновений весны” (приглушенно), на экране проецируется слайд №1 (см. приложение).
Ведущий: (на фоне песни) Все может родная земля! Может накормить теплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. И только защитить сама себя она не может… Поэтому защита Отечества и родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой.
Ведущая: Сегодня, накануне Дня Защитника Отечества, мы собрались, чтобы поговорить о русской воинской доблести. В самом названии этого дня – День Защитника Отечества – заложено благородное призвание и обязанность – защищать Родину и свой народ. Солдат Отечества, воин России.
Ведущий: На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаивать свободу и независимость своей Родины.
Ведущая: Обратимся к истории России и нашего государства.
Вопрос 1. В каком году был принят Закон о праздновании Дня Защитника Отечества? (1995 год).
Вопрос 2. Кто главный герой русских былин? (Богатырь).
Вопрос 3. Назовите самые известные имена былинных богатырей. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич).
Вопрос 4. Назовите старинное название русского войска. (Рать).
Вопрос 5. Назовите главное сражение Отечественной войны 1812 года. (Бородинское сражение).
Тебе не раз враги грозили.
Тебя сметали – не смели.
Любовь моя, земля Россия,
Тебя порушить не могли.
Тебя топтали – не стоптали.
Тебя сжигали – не сожгли.
Мы все с тобою испытали
И даже больше, чем могли.
Звучит аудиозапись песни “Богатырская сила” (приглушенно).
Ведущий: (на фоне музыки) Народ помнит своих легендарных героев-стражей: Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича.
(На экране проецируется картина “Три богатыря” см. приложение, слайд №2).
Ведущая: В веках осталась и по сей день живет добрая память о русском воине, как о самом мужественном бесстрашном, честном, преданном Отечеству, и верном в дружбе. О русском князе Игоре Святославовиче и храбрости воинов его дружины сохранено и рассказано в русском эпосе “Слово о полку Игореве”.
(На экране проецируется репродукция картины “Слово о полку Игореве” см. приложение, слайд №3).
Ведущий: И вновь в 1830 году войско великого князя Дмитрия Донского разбило татаро-монгольские полчища на Куликовом поле.
Ведущая: О подвиге солдат и русского дворянства во время Отечественной войны 1812 года рассказал великий русский писатель Лев Толстой в романе “Война и мир”.
(На экране проецируется репродукция картины “Война и мир” см. приложение, слайды №4, 5).
Ведущий: Но не долго отдыхали от ратных дел русские солдаты.
Звучит аудиозапись песни “Священная война”. (На экране проецируется слайд №6, см. приложение).
Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималсь страна
И на фронт уходила поротно,
Кумачевые звезды
На полотнах знамен унося.
Звучит, приглушенно, аудиозапись песни “Эх, дороги”. (На экране проецируется слайды №7-10 о ВОВ, см. приложение).
Впрочем, это было так давно,
Что как будто не было – и выдумано…
Может быть, увидено в кино,
Может быть, в романе вычитано.
Ведущий: Вы помните этот день?
Ведущий: Я не помню, я родился в 87-м
Ведущая: Война, 60 лет прошло…
Ведущий: Война… от Москвы о Берлина – две тысячи шестьсот километров.
Ведущая: Так мало, правда? Это, если поездом, то менее двух суток, самолетом – три часа.
Ведущий: Перебежками и по-пластунски – четыре года…
Ведущая: Четыре года…
Ведущий: Тысяча четыресто восемнадцать дней!
Ведущая: Тридцать четыре тысячи часов!
Ведущий: И двадцать семь миллионов погибших советских людей…
(На экране проецируется слайд №11, см. приложение).
Ведущий: Двадцать семь миллионов погибших на две с половиной тысячи километров. Это значит: десять тысяч восемьсот убитых на километр, двадцать два человека на каждые два метра земли!
Ведущая: Двадцать семь миллионов погибших за тысячу четыресто восемнадцать дней. Это значит: девятнадцать тысяч убитых ежедневно, восемьсот человек в час, тридцать человек каждую минуту…
Ведущий: Двадцать семь миллионов погибших в соотношнии ко всему населению тех лет. Это значит: каждый шестой… вдумайтесь! Каждый шестой житель нашей страны погиб во время войны.
Ведущая: Двадцать семь миллионов погибших… А сколько же это неродившихся детей? А сколько осталось вдов и сирот? Каким счетом измерить человеческое горе?
Ведущий: Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем в передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах. Они верили, что мир, спасенный от фашизма, будет прекрасен. Обратиимся к истории.
Вопрос 1. Кто был Верховным главнокомандующим в годы Великой Отечественной войны? (И.Сталин).
Вопрос 2. Кто командовал Парадом Победы на Красной площади в Москве? (Г.Жуков).
Ведущий: И ни при каких обстоятельствах русские люди не пали духом. Сегодня у нас в гостях ветеран ВОВ. Слово предоставляется Ивану Максимовичу Шкода.
(После выступления ветерана студенты задают вопросы).
Звучит песня “Журавли” (муз. Я.Френкеля, сл. Я.Гамзатова) в исполнении студента колледжа Ядгарова Вадима.
Ведущая: Пришло мирное время, но шрамы той войны остались в каждом городе и селе. Созданы мемориальные комплексы, места боев отмечены обелисками, памятники с красными звездами хранят имена погибших бойцов. Невозможно забыть те великие бедствия, которые война принесла нашей стране, нашему народу. Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, мы всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.
Ведущая: В нашем колледже открыт мемориал памяти погибших преподавателей и учащихся техникума, где высечены имена 30 погибших. Среди них 2 Героя Советского Союза.
(На экране проецируется фотография мемориала. См. приложение, слайд №12).
Ведущая: В музее колледжа собран большой материал о Великой Отечественной войне. Руководит этой работой преподаватель истории Малик Исхакович Загидуллин.
(На экране проецируются материалы музея. См. приложение, слайд №13). Звучит музыка из кинофильма “9 рота”.
Ведущий: (на фоне музыки) Десять страшных лет продолжалась война в Афганистане. Официально это называлось “выполнение интернационального долга”.
(На экране проецируются кадры из кинофильма “9 рота”. См. приложение, слайды №14-21).
Ведущий: Все мы знаем, сколько наших ребят полегло на афганской земле. Они свой долг выполнили с честью, а вот выполнили ли долг перед ними те, кто посылал их на эту войну?
В нашем городе создан Союз ветеранов Афганистана. Слово предоставляется участнику войны в Афганистане Ильдусу Фаритовичу Хабибуллину.
(После выступления воина-интернационалиста студенты задают вопросы). Звучит песня “Есть только миг” (муз. А.Зацепина, сл. Л.Дербенева) в исполнении студента колледжа Курбакова Ильи.
Ведущая: Закончилась война в Афганистане, но вновь не спят матери, провожая своих сыновей на службу в армию. Все новые и новые “горячие точки” вспыхивают на карте нашей страны, и среди них ставшее для многих страшным слово “Чечня”.
Чтец: Посвящается двадцатилетним!
Прожившим так мало,
Прожившим так много!
Я, словно в пропасть, в утренний туман
Ныряю, не задерживаясь долго.
Горит Чечня, горит Таджикистан,
Как в сорок третьем горела Волга.
И улетают секунды в прошлое,
Им обратной дороги нет.
Что с того, что мы мало прожили,
Что с того, что нам всего двадцать лет?
Захватили житейские хлопоты,
Мы идем навстречу ветрам.
Нам порой не хватает опыта,
Не хватает нежности нам.
Не хватает написанной песни,
Не хватает непрожитых дней.
И еще никому не известно,
С чем я встречусь в жизни своей.
Может быть, через год, через месяц,
Через день, через час, через миг
Мне придется судьбу свою встретить,
Оценить, так чего ж я достиг,
Разграничить – что было и стало.
Разделить – темноту и свет.
Что с того, что мы прожили мало,
Что с того, что нам двадцать лет?
Мы порою грубы, простите.
В сердце каждого свой тайник.
Но спросите у нас, вы спросите,
Что мы думаем в этот миг.
В миг, когда еще выжить пытаемся,
Замерзая в кровавом снегу,
И с последней гранатой взрываемся,
Чтоб живым не достаться врагу.
Тишина. Перебор гитарный.
Не за эту ли тишину
Погибают росссийские парни,
Не по песням узнав про войну?
Да возможно ль такое, возможно ли?
Да! Возможно! Сомнений нет.
Что с того, что мы мало прожили,
Что с того, что нам двадцать лет?
Ведущий: Российские солдаты, вернувшиеся с чеченской войны, принесли с собой как бы обновленную любовь к Родине. Они в какой-то мере вернули нам высокое понятие патриотизма, мужества, воинского долга.
Слово участнику чеченской войны Ильшату Хазиеву.
(После выступления участника чеченской войны студенты задают вопросы).
Звучит песня “Давай за…” в исполнении студентов колледжа Ядгарова Вадима, Мухамадеева Эдика.
Ведущая: Пройдут года. Многое со временем, конечно, забудется. Канут в небытие нынешние дискусссии об “афганцах”, “чеченцах” и попреки, так больно их задевающие. Затянутся раны, напоминая о себе к непогоде. Потускнеют боевые ордена, у солдат вырастут дети. Но эти войны остануться в народе ничем не изгладимой трагической меткой. Остануться стихи и песни, рожденные на войне, рассказывая о силе духа и мужестве русского солдата. Такие молодые встретили они грудью врага, защитили Родину. Единственное, чему они удивлялись – тому, что с начала войны неожиданно стали взрослее. Но не всем было дано вертуться домой. А кто вернулся – помнит. Помнит о подвигах, о боевых друзьях. Вечная слава павшим героям – солдатам, сержантам, офицерам. Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига русского солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания.
Звучит музыка из кф “9 рота”. Минута молчания.
Ведущий: Миллионы человек погибли, чтобы на Земле был мир. Поэтому так щемит сердце, когда слышишь сообщения о войнах, пусть и региональных.
Помните, через века, через года,
Поините, о тех, кто уже не придет никогда,
Пожалуйста, помните.
Не плачьте, в горле сдержите стоны,
Горькие стоны!
Памяти павших будьте достойны,
Вечно достойны!
(На экран проецируется слайд №22. См. приложение).
Ведущий: Мы поздравляем всех ветеранов, всех мужчин и студентов нашего колледжа с праздником – Днем Защитника Отечества.
Русская воинская доблесть
Без знания прошлого своей страны нельзя ни понять, ни оценить по достоинству наш сегодняшний день, представить себе будущее.
Историческая память — великая сила. Нынешнее поколение русских людей должно воспринять и продолжить замечательную традицию уважения к нашей истории, к нашему прошлому, хранить благодарную память о тех, кто доблестно защищал и спасал нашу Родину от порабощения иноземными захватчиками.
Русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать свое Отечество от врагов. В русском народе живет убеждение, что истинный человек и сын Отечества есть одно и тоже. Патриотизм- чувство великое, прекрасное.
Героическое прошлое нашей Родины отразилось в устном народном творчестве. Народ помнит своих легендарных героев — стражей: Илью Муромца, Василия Буслаевича, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича. Не раз приходилось храбрым русским воинам защищать Родину от иноземцев, участвовать в жестоких сражениях. В веках и по сей день живёт добрая память о русском воине, как о самом мужественном, честном, преданном Отечеству.
Страницы грозных битв во имя защиты Отечества, мирного труда на земле отцов и прадедов сохранило для нас литературное наследие. Например, «Слово о полку Игореве».
«Игорь — князь укрепил свой ум, заострил сердце мужеством и повёл свои храбрые войска на землю половецкую за землю русскую. И сказал Игорь дружине своей: — «Братия и дружина! Лучше быть убитыми, чем полоненными. Сядем, братья, на своих борзых коней да посмотрим синего Дона». Поехали они по чистому полю, настигли половцев, бились на смерть. Не выдержали натиска половцы и бежали с русской земли. Слава Игорю Святославичу!».
В 1240 году новгородский князь Александр Ярославич нанёс сокрушительный удар на реке Неве войску немецких рыцарей, которые много раз пытались захватить русские земли. За эту победу он был назван Невским. 5 апреля 1242 года немецкие и русские войска сошлись на Чудском озере. Началось сражение. Немецкие рыцари были одеты в тяжёлые немецкие доспехи. Невский нанес сокрушительный удар. Враг стал отступать. Но лёд не выдержал, и рыцари, избиваемые русскими ратниками, стали тонуть. Полки победителей возвращались на Русь с почётом.
Наша Русь была 140 лет под татаро-монгольским игом. Русские люди решились на схватку с Ордой. Ранним утром 1380 года войско великого князя Дмитрия выступило из Москвы в поход. Сражение произошло на Куликовом поле и окончилось победой русских. Многих русских людей полегло на поле боя, а князь Дмитрий получил прозвание Донского.
Русский человек миролюбив, добр, отзывчив. Но всегда готов дать отпор любому посягательству на свободу Родины. Тема войны всегда трагична. Война — это невосполнимые потери, гибель людей, человеческое горе.
22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз. И вновь началось великое сражение народа за свою Родину. Воины знали, что идут сражаться за землю, политую кровью предков, что в их жилах течет кровь тех, кто не отдал и пяди родной земли. Путь к победе был долгим — 1418 дней войны. И каждый из них — это кровь и смерть, боль и горечь, безмерное страдание людей, беспримерное мужество и доблесть народа, радость побед.
Сквозь кровь и пот, через огонь и воду,
Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад,
Отстаивая право на свободу,
К победе шёл, Россия, твой солдат.
И не сломила сердце, не сгубила
И душу не растлила им война.
Видать, нечеловеческая сила
Ему, солдату русскому, дана.
Наш народ совершил беспримерный подвиг — выстоял и победил в жестокой, кровопролитной войне.
Закончилась война, люди восстановили хозяйство, заводы, фабрики, города. Но и в наше время неспокойно материнское сердце. Каждая женщина, провожая сына в армию в мирное время, надеется на встречу, но не всем надеждам суждено сбыться.
Юноши России присягают,
Клятву перед знаменем дают,
Юноши пока ещё не знают,
Что домой они не все придут.
Поседевших мам и пап всё меньше,
Все они уходят в мир иной.
А сынок в граните остается,
Остается вечно молодой!
Эти стихи написала Людмила Матвеевна Пляцевая, мать, потерявшая единственного сына в Афганской войне.
Десять страшных лет продолжалась война в Афганистане. Когда-то это называлось «выполнением интернационального долга». Сколько наших ребят полегло тогда! А ведь было им всего 18 лет.
Наконец, наших солдат вывели из Афганистана. Армия свой долг выполнила с честью, а вот выполнили свой долг те, кто посылал ребят на войну? И как больно сейчас читать и слышать им, прошедшим огонь и воду и выжившим, что та война была ошибкой. Значит всё было зря?
Тех, кто служил в Афганистане, мы узнаем не только по орденским нашивкам. Мы узнаем их по спокойным и твердым лицам. Это люди, на которых можно всегда положиться. Мы поем их песни, привезенные оттуда. В них нет места тщеславию, мести. Они поют о Родине, долге, о любви, о товарищах.
Высока, высока над землей синева,
Это мирное небо над Родиной,
Но простые и строгие слышу слова:
«Боевым награждается орденом».
Закончилась и та война, но опять волнуются матери, провожая своих сыновей в Армию. Все новые и новые горячие точки вспыхивают на карте страны, и среди них ставшее для многих просто ужасом слово «Чечня».
Пограничник Евгений Родионов попал в плен в 1996 году. К блок — посту на Чечено-Ингушской границе подкатила машина с красным крестом. Он не мог стрелять по людям в белых халатах. «Врачи» затолкали ребят в машину и увезли в Чечню. Так начался плен. 10 долгих месяцев мать искала сына по всей Чечне. Его казнили под Бамутом в день его рождения, ему исполнилось 19 лет. Через несколько месяцев, за огромные деньги, чеченцы укажут на могилу сына. Мать опознала обезображенное и обезглавленное тело по нательному крестику. Она выкопала своими руками сына из земли и привезла домой, похоронила. Надпись на памятнике: «Прости, сынок». Он погиб в семи километрах от мамы, пока она его искала.
У каждого из нас есть свой долг. Долг перед страной, долг перед родителями, товарищами, долг перед совестью.
Просторна и прекрасна наша Родина. Русский солдат мужественно защищал и будет защищать свою землю. Ему не нужно чужого, он хочет жить мирно и спокойно.
Русская воинская доблесть в сказках и былинах
Интеллектуально-познавательная викторина «Русская воинская доблесть в сказках и былинах» создана с целью воспитания патриотизма, гордости за землю русскую и помогает проверить и закрепить знания учащихся по литературе(раздел: былины).
Просмотр содержимого документа
«Русская воинская доблесть в сказках и былинах»
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ВИКТОРИНА «РУССКАЯ ВОИНСКАЯ ДОБЛЕСТЬ В СКАЗКАХ И БЫЛИНАХ»
-вызвать интерес к далёкой истории нашей Родины;
-дать сведения о богатырях русских, как реально существовавших, так и сказочных;
-дать почувствовать детям гордость за своих предков;
-проверить насколько хорошо дети знают былины о русских богатырях.
Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести/Авторы вступит. статей, сост. и коммент. В.П. Аникин, Д.С. Лихачёв и Т.Н. Михельсон; худож. И.Д. Архипов.- Переизд.- М.: Дет. лит., 1989.-638 с.
Большая книга богатырей/Сост. и автор идеи А.А. Усачёв.-М.: Издательство Оникс, 2008.-192 с., ил.
Народ никогда не забывает защитников Родины. Подвиги русских богатырей воспеты во множестве былин и сказок. Давайте о них и поговорим.
«Богатырь-значит, богатый силой».
В словаре Даля сказано: «Богатырь-человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый витязь; сказочные богатыри-великаны, побивающие одним махом десятки врагов и разных чудовищ».
Не только физической силой были богаты русские витязи, но и силой духа, и любовью к Родине.
Мать-земля делала богатырей могучими, и они возвращали свой сыновний долг, защищая её от врагов.
Давайте проверим насколько хорошо вы знаете вооружение русских богатырей.
БОГАТЫРСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ.
1. Её надевали, идя в бой. Эта одежда из металлических колец не мешала в бою и надёжно защищала владельца от ударов противника.(Кольчуга)
2. Ударное оружие с короткой рукояткой и «головой» в виде яблока или шара. (Булава)
3. Ударное оружие в виде короткой палки, на одном конце которой на ремне или цепи подвешивался металлический шар.(Кистень)
4. Он служит для того, чтобы в бою оберегать голову владельца от ран. (Шлем)
5. Воин закрывается им наподобие стены. Бывает различной формы-из железа, стали или дерева, на руке крепится шнурами или тесьмой. (Щит)
6. Предназначается для рубящих, реже колющих ударов. Состоит из клинка и рукояти. Был военным и государственным символом Древней Руси и предметом поклонения. (Меч)
7. Лёгкое оружие, чаще используется конниками. (Сабля)
8. Распространённое оружие в древнерусском войске. Его часто использовали в битве. Лезвием наносили рубящие удары, а обухом оглушали противника. (Топор)
Давайте вспомним каких былинных богатырей мы знаем.
Назвать и показать: Самсон Самойлович, Алёша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Чурила Пленкович, Дюк Степанович, Иван Годинович, Ставр Годинович, Михайло Потык, Дунай Иванович, Василий Казимирович, Василий Игнатьевич, Михайло Казарин, Михайло Данилович.
Но, наверное, больше всего мы знаем об Илье Муромце.
1. Где родился богатырь Илья Муромец?(Под городом Муромом, в селе Карачарове)
2. Как звали родителей богатыря? (Иван Тимофеевич и Ефросинья Александровна)
3. Кто был крёстным отцом Ильи? (Микула Селянинович)
4. Кому из героев былин об Илье Муромце принадлежат слова:
«Кем ты ни стал, что ни делал бы,
Не пекись о корысти своей, выгоде,
А берись, Илья, за такие дела,
Чтобы славные были да великие,
Чтобы всем от них было радостно…»
(Эти слова принадлежат Микуле Селяниновичу)
5. Какая «беда-лихота» случилась с Ильёй в детстве? (У него отнялись руки и ноги)
6. Кто выковал для Ильи доспехи богатырские? (Краснояр-кузнец)
7. Где взял богатырь доброго коня? (Сам выкормил из жеребёночка, три месяца кормил)
8. Кто выучил Илью военной науке? (Святогор-богатырь)
9. За что черниговцы оставляли у себя Илью воеводою? (За то, что он разбил огромное войско татар под Черниговым)
10. По описанию узнайте героя былины об Илье Муромце:
« Он сидит злодей на семи дубах,
На семи дубах, на сорока суках…»
11. Где прочитал Илья такие слова:
«Прямо ехать-убитому быть!
Влево ехать-женатому быть!
Вправо ехать-богатому быть!
Всё судьбой сие предписано!»
(На белом придорожном камне были высечены эти слова)
12. Каким оружием поразил в бою Илья Муромец Калина-царя татарского? (Он поразил его острым копьём)
13. Кто оклеветал Илью перед князем Владимиром? (Его оклеветали бояре)
14. Кто спас жизнь богатырю, когда князь Владимир бросил его в подземелье? (Его спасла Любава-дочь Владимира).
Кроме былинных героев были ещё и сказочные: Никита Кожемяка, Иван-коровий сын, Покатигорошек, Медведко, Финист-Ясный сокол.
И жили они, вероятно, раньше, когда волшебства в мире было побольше: разных мазей чудодейственных, источников с живой водой, мечей-саморубов и луков-самострелов.
Так что, с одной стороны, сказочным богатырям было проще, а с другой-сложнее: ведь и противники их тоже владели волшебством, и головы у Змеев вырастали быстрее, чем грибы после дождя. А уж сколько разных чудищ водилось в русских лесах и степях, сколько приходило, прилетало и приползало на Русь-ни в сказке сказать ни калькулятором сосчитать!
В общем, ратных дел нашим добрым молодцам хватало. И в любом самом трудном поединке их выручала если не сила, то волшебство, если не волшебство, то смекалка и везение. И всегда рядом с богатырём был его верный друг-богатырский конь. Богатырские кони проходили сквозь непроходимые топи и леса, взбирались по узким горным тропинкам, могли прыгнуть выше леса и даже в случае опасности-перескочить через крепостную стену. Отличались от обычных коней они прежде всего мощностью: в богатырских конях была не одна лошадиная сила, а десять, а то и больше.
Впрочем, богатырский конь являлся не только транспортным средством, но другом и помощником в битве: обычно богатырь половину вражеского войска сам побивал, а половину конём топтал…
Но и богатыри о своих помощниках заботились: кормили отборной пшеницей и овсом с мёдом.
А знаете ли вы масти коней?
Буланый-светло-жёлтый(обычно в сочетании с чёрным хвостом и гривой)
Бурый-чёрный с коричневатым отливом
Вороной-чёрный
Сивый-серовато-сизый
Гнедой-красновато-рыжий(обычно с чёрным хвостом и гривой)
Каурый-светло-каштановый, рыжеватый
Пегий-пятнистый, пёстрый
Чубарый-с тёмными пятнами по светлой шерсти или вообще с пятнами другой шерсти.
Конечно, сейчас богатырей на Руси поубавилось.И это можно понять. И с экологией на нашей земле стало хуже, и с волшебством. И физической подготовки такой, как в древности, нет.
Ведь в старину не было никакой автоматики-кнопок, кранов, выключателей. Принести воду, нарубить дров, распахать землю-всё человек делал вручную. Выходя на бой, древний витязь надевал железную кольчугу, поверх неё-стальные пластины, на ногах у него были металлические поножи, в руках-деревянный или железный щит, палица или тяжёлый меч… Всё это весило больше 30 килограммов. И в таком виде богатыри должны были сражаться, а бои иногда длились сутками. Понятно, откуда у них такая сила и выносливость.
Но и до нашего времени земля русская продолжает рождать богатырей: в начале двадцатого века всему миру были известны три великих силача, три Ивана-Иван Поддубный, Иван Заикин, Иван Шемякин. Иван Поддубный, практически не знавший поражений и прозванный Чемпионом Чемпионов, шесть лет подряд побеждал в чемпионате мира по французской борьбе.
Иван Заикин сгибал в кольцо стальной рельс. Силач Александр Засс расхаживал по цирковому манежу с пианино и играющим на нём тапёром: всё это умещалось у него на спине. А Якуба Чеховской удерживал на груди духовой оркестр.
Многим известны имена современных богатырей-тяжелоатлета Валентина Дикуля и борца Александра Медведева. А не так давно атлет Владимир Турчинский поставил новый богатырский рекорд России: стронул с места и протащил руками несколько метров сцепку из грузовиков «Крайслер», весившую около десяти тонн.
В общем богатыри у нас не перевелись. Просто они перестали быть военными. Богатыри ушли в цирк и в кино. И вместо воинских подвигов совершают спортивные.
И, если кто-то из вас, ребята, хочет стать богатырём, то каждый день делайте зарядку, занимайтесь закаливанием и спортом.
И ещё… Вы, наверное, поняли, что наши богатыри славились не только физической силой, но и силой духа, и силой любви к родной земле. и если вы мечтаете стать богатырём, то, прежде чем вступить в битву с врагами, должны научиться побеждать собственную лень.
Навряд ли станет могучим витязем тот, кто не поможет маме донести тяжёлую сумку из магазина или вскопать грядку на даче.
Вряд ли земля даст силу тому, кто бросает мусор на улице.
А помогут ли Небеса тем, кто думает только о славе и богатстве, а не о том, чтобы вступиться во дворе за друга и защитить слабого?
В общем, стать богатырём нелегко.
Но настоящие герои не ищут лёгких путей. И тот, кто хочет стать богатырём, обязательно станет им. Мы с вами знаем об этом из былин и сказок.