Увеличение площади земельного участка на 10 процентов

Увеличение площади земельного участка на 10 процентов

Земельный адвокат со стажем Маковеев Сергей Иванович

С 2003 г. веду дела в судах. С 2010 г. специализируюсь на земельных спорах. Веду земельные дела в судах Москвы, Московской области и соседних областей.

В каких случаях будет обоснованным увеличение площади ранее учтенного земельного на 10 %

Добрый день, Сергей Иванович. В каких случаях будет обоснованным увеличение площади ранее учтенного земельного на 10 %. Имеются ли какие то разъяснения по данному вопросу. Либо увеличивать на десять процентов возможно произвольно по усмотрению кадастрового инженера и за счет какой территории? Какие документы являются доказательством правомерности увеличения площади на 10 процентов.

1. В соответствии с ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В п. 70 Требований к подготовке межевого плана (Приложение N 2 к приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921) сказано, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные».
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе «Исходные данные», указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.
В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например:
описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания);
сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, иной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства до 1 января 2019 года, или организациям, при которых были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).

Из приведенных норм следует, что при уточнении границ земельного участка их местоположение должно определяться кадастровым инженером не произвольно, а с учетом документов и конкретных объектов, которыми на местности закреплены границы земельного участка. Полагаю, что лишь в этом случае будет обоснованным увеличение площади ранее учтенного земельного участка на 10% по сравнению с площадью, указанной в Едином государственном реестре недвижимости.

2. Ответ на вопрос является примерным. К сожалению, ответить более точно и полно на Ваш вопрос НЕВОЗМОЖНО без изучения всех документов и обстоятельств дела.

Увеличение площади земельного участка на 10 процентов

Статья 42.8. Особенности уточнения местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ

1. Уточнение местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ осуществляется по правилам, предусмотренным частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в том числе с использованием документов, указанных в части 3 статьи 42.6 настоящего Федерального закона.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 17.06.2019 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. При уточнении местоположения границ земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, местоположение границ этих земельных участков определяется с использованием утвержденных в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории или проекта организации и застройки территории либо другого устанавливающего распределение земельных участков в границах такой территории документа (при наличии данных проектов или документа), а также с учетом требований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 17.06.2019 N 150-ФЗ, от 22.12.2020 N 445-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. При уточнении местоположения границ земельного участка, определенного в пункте 1 части 1 статьи 42.1 настоящего Федерального закона, его площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» требований, не должна быть:

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) меньше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на десять процентов;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с земельным законодательством;

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 17.06.2019 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на десять процентов, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае, если в результате уточнения местоположения границ земельного участка, в отношении которого выполняются комплексные кадастровые работы, за исключением случая исправления реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка, получено значение площади земельного участка, которое превышает значение площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с земельным законодательством, либо более чем на десять процентов, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен, исполнитель комплексных кадастровых работ:

1) устанавливает местоположение границ земельного участка в соответствии с требованиями части 3 настоящей статьи и включает сведения о таком земельном участке в проект карты-плана территории;

2) готовит информацию о границах фактического использования земельных участков, включающую кадастровые номера исходных земельных участков, сведения о способе образования земельных участков, местоположении границ, площади и виде (видах) разрешенного использования образуемых земельных участков в случае, если сведения о таких границах не могут быть внесены в Единый государственный реестр недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка и если для указанной цели требуется образование новых земельных участков в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 445-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 4 введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ)

5. В случае, если в результате уточнения местоположения границ земельного участка, в отношении которого выполняются комплексные кадастровые работы, в том числе в случае исправления реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка, получено значение площади земельного участка, которое меньше значения площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на десять процентов, и отсутствует возможность соблюдения требований пункта 1 части 3 настоящей статьи, сведения о таком земельном участке включаются в карту-план территории при наличии письменного согласия правообладателя такого земельного участка с результатами комплексных кадастровых работ, которое входит в состав приложения к соответствующей карте-плану территории.

Россияне могут узаконить используемые более 15 лет земельные участки

16 сентября вступили в силу изменения в законы «О кадастровой деятельности» и «О государственной регистрации недвижимости». Поправки упростят процедуру проведения комплексных кадастровых работ, заказчиками которых выступают муниципальные власти. Федеральный закон 150-ФЗ от 17 июня 2019 года устанавливает порядок уточнения границ земельных участков, фактическая площадь которых не соответствует площади, указанной в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Сбор и анализ данных в ходе комплексных кадастровых работ позволяют выявить и устранить случаи пересечения границ и, в определенных случаях, самозахвата земель, а также реестровые ошибки. Последнее – наиболее распространенная причина, по которой садоводы не могут поставить на кадастровый учет личные участки и земли общего пользования в соответствии с законодательством. По мнению специалистов Федеральной кадастровой палаты, упрощение процедуры проведения комплексных кадастровых работ в целом благотворно скажется на положении собственников земельных участков.

В частности, одно из положений законодательства предоставляет возможность гражданам узаконить в рамках проведения комплексных кадастровых работ фактически используемые земельные участки, если их площадь превышает площадь, указанную в ЕГРН. Узаконить фактически используемые «лишние» метры можно будет лишь в том случае, если участок используется в этих границах более 15 лет, на него нет посягательств со стороны соседей и претензий органов власти. Кроме того, площадь такого «увеличения» должна быть не больше предельного минимального размера участка, установленного местной администрацией, а в случае если такой минимальный размер не установлен — не более, чем на 10% от площади, указанной в ЕГРН.

«У граждан есть возможность официально оформить используемые участки, а соответственно, впоследствии ими распоряжаться. Если в ходе комплексных кадастровых работ, которые проводятся по заказу местных властей, выяснится, что используемая площадь земельного участка больше, чем предусмотрено данными в ЕГРН, при соблюдении всех критериев разницу можно будет узаконить. Но важно — к поправкам нельзя относиться как к возможности быстро увеличить площадь своих земельных участков. Закон направлен на уточнение существующих участков и поддержку собственников, которые на протяжении многих лет использовали земли без уточненных границ», — говорит замглавы Федеральной кадастровой палаты Марина Семенова.

Комплексные кадастровые работы (ККР) — это кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории

одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов земельных участков, зданий, сооружений (за исключением линейных объектов), а также объектов незавершенного строительства. Такие работы проводятся за счет бюджета по заказу органов государственной власти (в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе) или местного самоуправления (в других регионах страны, муниципальных районах, городских округах).

Кадастровые работы проводятся для уточнения границ земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства. Кроме того, они нужны для корректного представления земельных участков, на которых расположены здания, а также для исправления реестровых ошибок. Комплексные кадастровые работы не проводятся в отношении линейных объектов.

Информация о проведении таких работ публикуется в открытых источниках, в том числе на сайтах органов госвласти или местного самоуправления, в течение 10 дней со дня заключения контракта на выполнение комплексных кадастровых работ.

Кроме того, о начале проведения работ в конкретном кадастровом квартале, где расположен объект, правообладателя должен известить непосредственный исполнитель работ — кадастровый инженер — по электронной или обычной почте, при наличии этих сведений в реестре недвижимости.

Как отмечает замглавы Кадастровой палаты Марина Семенова, после внесения в ЕГРН сведений о земельных участках и местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, полученных в результате проведения комплексных кадастровых работ, у правообладателей таких объектов недвижимого имущества отпадает необходимость проводить кадастровые работы за свой счет. Комплексные кадастровые работы проводятся на бюджетные средства.

Помимо этого, с вступлением в силу 150-ФЗ появляется возможность проведения комплексных кадастровых работ без утвержденного проекта межевания территории, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации разработка и утверждение такого проекта не требуется. Согласно 150-ФЗ заказчики ККР вправе использовать технические паспорта, оценочную и иную необходимую в работе документацию. Эта мера позволяет исключить дополнительные затраты и сэкономить местный бюджет.

«Проведение комплексных кадастровых работ по заказу органов госвласти или местного самоуправления позволяет сократить число земельных споров и защитить права собственников недвижимости, обеспечить справедливое налогообложение. Таким образом повышается и эффективность управления различными территориями в составе субъектов федерации», — заключила Марина Семенова.

Напомним, Федеральный закон №150-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» подписал Президент России Владимир Путин 17 июня 2019 года. Закон вступает в силу 16 сентября, спустя 90 дней после дня его официального опубликования.

О возможности уточнения границ земельного участка до предельного минимального размера

Государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления собственника земельного участка — при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости. Основанием для осуществления государственного кадастрового учета является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (ст.ст.14, 15 Закона о регистрации недвижимости).

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (п.10 ст.22 Закона о регистрации недвижимости).

Кроме того, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» порядке, обязательному согласованию с заинтересованными лицами, правообладателями смежных земельных участков.

Вместе с тем, Закон о регистрации недвижимости не дает оснований для несоразмерного увеличения площади уточняемого земельного участка, площадь земельного участка после уточнения местоположения его границ должна соответствовать требованиям, предусмотренным п.32 ч.1 ст.26 Закона о регистрации недвижимости:

в результате государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, не должна быть больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН.

Если при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка, произошло изменение описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, кадастровому инженеру при подготовке межевого плана необходимо подтвердить факт соответствия отраженных в межевом плане границ участка с ситуацией на местности путем включения в состав межевого плана документов, подтверждающих право на земельный участок (ранее изготавливаемые чертежи к свидетельствам, отражающие контур участка и длины его сторон), либо документов, подтверждающих существующие границы на местности 15 и более лет (картографические материалы, фотопланы местности и т.д.). Включение в состав межевого плана таких документов является обязательным требованием, предъявляемым действующим законодательством к содержанию межевого плана.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАСХОЖДЕНИИ ФАКТИЧЕСКОЙ ГРАНИЦЫ И ГРАНИЦЫ ПО ДОКУМЕНТАМ

Оставлять комментарии могут только члены нашего СРО, пожалуйста авторизируйтесь. Начните обсуждение, вы будете первым.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАСХОЖДЕНИИ ФАКТИЧЕСКОЙ ГРАНИЦЫ И ГРАНИЦЫ ПО ДОКУМЕНТАМ

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАСХОЖДЕНИИ ФАКТИЧЕСКОЙ ГРАНИЦЫ И ГРАНИЦЫ ПО ДОКУМЕНТАМ

Рассмотрим конкретный случай.

  1. Имеется проект планировки и застройки СНТ, определяющий размеры и площадь земельного участка №116. По проекту планировки фронтальная сторона земельного участка — 17.5 метра, боковая — 40.0 метров, площадь — 730 кв.м., правая граница земельного участка по проекту изломана.
  2. Сведения о земельном участке №116 внесены в кадастр недвижимости как ранее учтенном. Площадь по сведениям кадастра 730 кв.м. Права зарегистрированы. Сведения о границах в кадастре отсутствуют.
  3. Фактические размеры земельного участка №116 по фронтальной стороне — 18.50 метра, по боковой 45.36 метра,. Фактически используемая площадь — 845 кв.м. Фактическая конфигурация земельного участка существенно отличается от конфигурации по проекту планировки и застройки — правая граница спрямлена. Площадь участка увеличена за счет соседнего участка №117, который в свою очередь расширен за счет проезда общего пользования. Кроме того задняя граница участка №116 по сравнению с проектом планировки и застройки отодвинута на 5.35 метра. По задней границе земельного участка расположены хозяйственные постройки.

Нормы действующего законодательства не позволяют на основе имеющихся документов узаконить фактически используемую площадь. Для оформления всей фактически используемой площади в 845 кв.м. законодательство предусматривает два пути.

Первый путь — составление Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории или Проекта межевания территории СНТ и принятие постановления об утверждении Схемы или Проекта межевания и предоставлении земельного участка гражданину площадью 845 кв.м. В этом случае межевой план составляется на основании утвержденной Схемы. Другие документы с описанием местоположения границ прикладывать к межевому плану не нужно. Следует учитывать, что в предоставлении земельного участка площадью 845 кв.м с боковой границей в размере 45.35 метра может быть оказано на законном основании, так как границы участка выходят за пределы участка, предоставленного СНТ на 5.35 метра.

Второй путь — приобретение прав на фактически используемую площадь в судебном порядке. Для этого необходимо будет доказать использование участка в фактических границах 15 и более лет, используя свидетельские показания или материалы аэрофотосъемки. Судебный путь также не гарантирует оформление фактической площади.

Также возможны варианты, когда в кадастр вносится не вся фактически используемая площадь, а только ее часть.

Первый вариант. Создать границы земельного участка в конфигурации и площади, которая установлена проектом планировки и застройки. В этом случае в кадастр будут внесены сведения о границах соответствующих проекту планировки точно предоставленной площади — 730 кв.м. Это самый проходной вариант для кадастрового учета. Требуется согласование с владельцами смежных земельных участков. Извещение о собрании для согласования границ может быть опубликовано в газете (при отсутствии в кадастре сведений об адресе владельцев). В дальнейшем можно провести перераспределение со смежным земельным участком №117 для приведения в соответствие кадастровых и фактических границ.

Второй вариант. Изменить конфигурацию земельного участка — сделать фронтальную границу, соответствующей фактическому значению в 18.50 метра, боковую границу установить в размере 40.0 метров, как это установлено проектом планировки и застройки. Площадь оформляемого участка составит в этом случае 740 кв.м. Данное решение перераспределяет площадь между смежными земельными участками №116 и №117, но не затрагивает самовольно занятые земли площадью 105 кв.м. (фактическая 845 кв.м. минус площадь в границах, предоставленных СНТ — 740 кв.м.). В данном варианте хозяйственные постройки на задней границе земельного участка остаются на неоформленной площади. Учитывая изменение конфигурации оформляемого участка №116, в данном варианте требуется согласование границы с владельцами смежных земельных участков №117 и №115 в индивидуальном порядке. Согласование границы через публикацию в газете может вызвать сомнения у регистратора и повлечь приостановление регистрационных действий. В этом варианте результат кадастрового учета зависит от позиции регистратора. Кадастровый инженер обязан разъяснить регистратору расхождение в площади и конфигурации устанавливаемых границ и границ по документу. Но и в случае подробных объяснений постановка на кадастровый учет не гарантирована.

Читайте также  Заборная ведомость Кто должен составлять лимитно
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]