Тарифные ставки рабочих по разрядам 2022

Тарифные ставки рабочих по разрядам 2022

Базовая ставка

С 1 января 2020 года в Беларуси появится новая система начисления зарплаты работникам бюджетной сферы. Правовое основание для этого – Указ Президента № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций».

Вместо 27 тарифных разрядов для всех категорий трудящихся, вводится 18 разрядов для бюджетников. Основой для расчета будет не ставка 1 разряда, а базовая тарифная ставка, которая предполагается близкой по сумме к бюджету прожиточного минимума.

Базовая ставка – что это такое?

Базовая ставка – определяемая Правительством величина, на основании которой, через систему коэффициентов и доплат, будет формироваться заработная плата работников бюджетной сферы.

Планируется пересматривать ставку ежегодно, с 1 января. Основой для назначения ставки будет прогноз социально-экономического развития.

Новая система делает расчет зарплат бюджетников проще и логичнее. Уменьшается количество разного рода доплат. Однако у руководителей государственных организаций появляются дополнительные возможности для дополнительных выплат работникам. Также заявлено, что не допускается снижение реальных зарплат в бюджетной сфере.

Размер базовой ставки определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об установлении размера базовой ставки» на основании подпункта 16.2 пункта 16 Указа Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций».

С 1 января 2021 года базовая ставка составит 195 рублей. Действующий бюджет прожиточного минимума – 288.01 рублей. Согласно постановлению Совета Министров от 13 августа №461 с 1 августа базовая ставка повышена на 3 рубля и составит 198 рублей.

Базовая ставка регламентирует отплату труда работников бюджетных организаций, а также для оплаты труда работников иных организаций, зарплаты которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций. Изменение размера базовой ставки позволит увеличить удельный вес гарантированной (тарифной) части заработной платы работников.

На что влияет базовая ставка?

По нормам 27 Указа базовая ставка в Беларуси это основа для начисления зарплат работникам бюджетной сферы. Новая система расчета не отличается принципиально от прежней тарифной системы, но упрощает и структурирует методику начисления всех выплат.

Структура зарплаты будет такой:

Заработная плата = Оклад + Компенсирующие выплаты + Стимулирующие выплаты.

Оклад рассчитывается так: Базовая ставка х коэффициент разряда.

Компенсирующие выплаты складываются из доплат за особые условия труда, сверхурочные работы, ученые степени и пр..

Стимулирующие выплаты = Премии + Надбавки за стаж + Другие надбавки.

К зарплате могут добавляться другие выплаты. С их учетом общая структура доходов приобретает такой вид:

Общий доход = Зарплата + Материальная помощь + Однократные выплаты на оздоровление.

Кроме общих правил, новая система определяет конкретные цифры для начисления зарплат.

22 декабря 2020 года Указом № 482 вносятся изменения в нормы Указа № 27 от 18 января 2019 года «Об оплате труда работников бюджетных организаций». Таким образом, с 1 июля 2021 года увеличивается размер премирования с 5% до 20% от суммы окладов работников. Так же увеличится размер единовременной выплаты на оздоровление с 0,5 до 1 оклада в год с 1 января 2022 года.

  • средняя разница между тарифами не должна быть меньше 6%;
  • премия из бюджета – 20% от оклада;
  • материальная помощь – 0,3 оклада;
  • выплата на оздоровление – 0,5 оклада в год (составит 1 оклад с 1 января 2022 года).

Три последние выплаты не являются обязательными. Выплату на оздоровление предполагается приурочить к отпуску, материальную помощь назначать в трудных обстоятельствах. Увеличение размера премии произойдет исключительно в пределах выделенных на текущий год бюджетных ассигнований на оплату труда бюджетникам.

Четко определены доплаты за стаж:

  • 10% — для тех, кто не проработал 5-ти лет;
  • 15% — до 10-ти лет;
  • 20% — до 15-ти лет;
  • 30% — тем, кто работает больше 15 лет.

Указ №27 ясно определил, какие вопросы назначения зарплат находятся в ведении руководства бюджетных организаций, что решают вышестоящие государственные структуры и что определяет Правительство Беларуси.

Все это призвано сделать зарплаты бюджетников справедливее, их начисление прозрачнее, уменьшить возможности для злоупотреблений и ошибок.

<Письмо> Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения от 15.03.2019 N 01/56-В, Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения от 14.03.2019 N 24-АК/2019 «Об индексации минимальных месячных тарифных ставок рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства на 2020 — 2022 годы»

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду п. 1 и 2 ст. 1 ФЗ от 29.11.2018 N 459-ФЗ.

Индексация минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших трудовые обязанности (нормы труда) на период 2020 — 2022 годов, определяется с 1 января каждого года в соответствии с п. 1 и п. 2 Федерального закона от 29 ноября 2018 года N 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» с учетом уровня инфляции: в 2019 году, не превышающего 4.3% (декабрь 2019 года к декабрю 2018 года), в 2020 году, не превышающего 3.8% (декабрь 2020 года к декабрю 2019 года), в 2021 году, не превышающего 4.0% (декабрь 2021 года к декабрю 2020 года).

Согласно ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации п. 2.4 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 — 2019 годы (пролонгированного на период 2020 — 2022 годы) минимальные месячные тарифные ставки по оплате труда рабочих первого разряда в жилищно-коммунальном комплексе устанавливаются не ниже следующих размеров, приведенных в таблице:

Организации жилищно-коммунального хозяйства

Минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на 01.01.2020, руб.

Минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на 01.01.2021, руб.

Минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на 01.01.2022, руб.

1. Специализированные комбинаты радиационной безопасности «Радон»

2. Организации коммунального водоснабжения и водоотведения, в том числе Организации, осуществляющие деятельность по дноочистке и дноуглублению очистных сооружений

3. Организации коммунального электроснабжения, в том числе Организации, обеспечивающие наружное освещение городов и поселений

4. Организации коммунального теплоснабжения

5. Организации по газификации и эксплуатации газового хозяйства

6. Организации по эксплуатации и ремонту дорожно-мостового хозяйства

7. Ремонтно-строительные организации, осуществляющие капитальный ремонт жилищного фонда

8. Мусороперерабатывающие и мусоросжигательные заводы, мусороперегрузочные станции, полигоны захоронения твердых бытовых отходов

9. Управляющие, подрядные и другие организации, оказывающие другие услуги в ЖКХ, в том числе ремонтные, а также услуги по комплексному обслуживанию зданий и помещений

10. Организации ритуального обслуживания, в том числе по организации похоронного дела

11. Организации по механизированной уборке, озеленению, санитарной очистке и благоустройству муниципальных образований

12. Организации банно-прачечного хозяйства

13. Организации гостиничного хозяйства

14. Организации, осуществляющие прочие виды деятельности в жилищно-коммунальном хозяйстве

Для многоотраслевых организаций при расчете минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда применяется месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, соответствующая основной деятельности данной организации.

В данной таблице приведен перечень основных групп организаций, относящихся к сфере жизнеобеспечения населения, сформированных на основе видов экономической деятельности, представленных в Приложении N 4 и Приложении N 5 действующего ОТС, а также организации, вид деятельности которых соответствует указанным приложениям и является основным.

Указанную информацию просим довести до сведения профкомов организаций объединяемых Профсоюзом жизнеобеспечения и Региональных отраслевых объединений работодателей в сфере ЖКХ для использования в практической работе.

Организация контроля по тарифным разрядам в структурных подразделениях

Тарифная система оплаты труда актуальна для коммерческих компаний, крупных акционерных обществ и организаций бюджетной сферы. Поговорим об организации контроля тарифных разрядов финансово-экономической службой.

Тарифная система

Тарификация работ — отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда (ст. 143 Трудового кодекса РФ; далее — ТК РФ).

Тарифные системы оплаты труда устанавливают с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, профессиональных стандартов, а также государственных гарантий по оплате труда.

Тарифный разряд — основной элемент тарифной сетки, который отражает сложность труда и уровень квалификации работника. Размер оплаты труда работника напрямую зависит от присвоенного ему разряда. Как правило, первый разряд присваивают наименее квалифицированным должностям. С повышением уровня сложности работ разряд повышают. Тарифная ставка работника, который имеет первый разряд, должна быть выше величины минимальной зарплаты, установленной законодательством. Максимальный размер оплаты не ограничивают.

Сотрудников, не имеющих специальной подготовки либо стажа работы, которые установлены в требованиях к квалификации по разрядам оплаты труда, но которые обладают необходимым практическим опытом, а также выполняют качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, назначают на соответствующие должности по рекомендации тарификационной комиссии в порядке исключения. Таким сотрудникам устанавливают разряд оплаты труда в пределах диапазона разрядов для данной должности, наравне с работниками, которые имеют специальную подготовку и стаж работы.

Для коммерческих компаний нет обязательных тарифных сеток, утвержденных законодательно. Компании разрабатывают собственную тарифную сетку, самостоятельно устанавливают количество разрядов в тарифной сетке, размер тарифов и коэффициентов. Общая практика — чем она крупнее либо больше разрыв в уровне квалификации её работников, тем больше число разрядов должна содержать тарифная сетка.

При разработке тарифной сетки в коммерческих организациях учитывают следующие факторы:

  • квалификация сотрудника;
  • интенсивность трудовой нагрузки;
  • длительность рабочего времени и стаж работы сотрудника на одной должности;
  • вредность и опасность производства, отрасль производства, климатические условия;
  • особенности организационной структуры и размеры организации, численность работников;
  • коллективные и индивидуальные результаты труда;
  • показатели финансово-экономической деятельности компании — рост прибыли, объемов производства продукции, производительности труда, рентабельности и др.;
  • наличие и размер средств на оплату труда;
  • размер средней заработной платы;
  • степень соответствия заработков различных профессионально-квалификационных групп рыночной цене рабочей силы.

Уровень тарифных ставок и окладов различных профессионально-квалификационных групп работников зависит от соотношения их минимального и максимального размеров. Чем выше это соотношение, тем ниже гарантированный уровень зарплаты неквалифицированных работников, который выражает минимальная тарифная ставка. По рекомендациям специалистов, это соотношение не должно превышать 14–20 раз. Оптимальным соотношением для стабильной работы предприятия считается соотношение в 7–8 раз.

Обратите внимание!

При определении соотношения крайних разрядов учитывают сложившийся уровень заработной платы по самым простым и сложным работам, которые выполняют в компании.

Соотношение крайних разрядов в разрабатываемых тарифных сетках зависит от межразрядного соотношения. Согласно выводам психологов, нижний предел осознания роста материальной заинтересованности составляет 10 %, т. е. менее чем 10%-ную разницу в тарифных коэффициентах устанавливать не рекомендуют.

Важно выбрать принцип нарастания тарифных коэффициентов от разряда к разряду — равное, прогрессивное, регрессивное.

Чем больше разрядов в тарифной сетке, тем точнее в заработной плате отражены различия в сложности труда и квалификации работника. Чем меньше количество разрядов, тем меньше эта точность, как следствие, большинство работ будет тарифицировано с завышением или занижением их сложности.

Чем меньше количество разрядов в тарифной сетке, тем более длительное время не меняют разряд сотрудника, тем меньше материальный стимул повышать квалификацию.

Количество групп по сложности труда должно быть ограничено исходя из оптимального соотношения между крайними разрядами, а также тактической целесообразности.

Наиболее часто встречающиеся ошибки при расчете сеток в коммерческих компаниях:

  • бессистемное построение шкал сетки;
  • завышение ставок отдельных разрядов;
  • множественность тарифных сеток.

Общие рекомендации по тарификации высокопоставленных руководящих должностей следующие:

  • тарифный разряд первого заместителя руководителя компании — на 1 разряд ниже тарифного разряда руководителя компании;
  • тарифные разряды заместителей руководителя компании, главного бухгалтера — на 1–2 разряда ниже тарифного разряда первого заместителя руководителя компании;
  • тарификация должностей начальников производства, цеха, управления — не выше тарифного разряда заместителя руководителя компании;
  • тарифные разряды заместителей главного бухгалтера, заместителей руководителей структурных подразделений — на 1–2 разряда ниже разрядов главного инженера, главного бухгалтера, руководителей структурных подразделений соответственно;
  • тарификация должности руководителя службы — исходя из численности подчиненных работников.

Этапы разработки тарифной сетки в коммерческих компаниях:

К сведению

Если компания впервые внедряет тарифную систему, целесообразно предварительно изучить практику тарификации должностей соответствующей отрасли или бюджетных учреждений.

Знание особенностей тарифной системы позволит специалистам финансово-экономической службы контролировать в том числе фонд оплаты труда. Поговорим о том, как организовать мониторинг и контроль по тарифным разрядам.

Организация консолидации

Рассмотрим пример организации контрольного мероприятия финансово-экономической службой головного офиса крупной компании. В компании ООО «Альфа» с широкой филиальной сетью система дифференциации тарифных разрядов и окладов построена с применением 15-разрядной тарифной сетки. Перед финансово-экономической службой поставлена задача провести контроль по тарифным разрядам.

Контроль организуют поэтапно.

В. Власова,
эксперт

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 7, 2019.

Тарифная сетка по разрядам на 2022 год

Тарифно-разрядная сетка — это система, позволяющая устанавливать оплату труда в соответствии с его сложностью и требованиями к квалификации исполнителя.

Что такое тарифная сетка и кому она нужна

В небольших коммерческих организациях при установлении размеров зарплат ориентируются преимущественно на финансовый результат. То есть фирма платит персоналу столько, сколько оправдано экономической ситуацией.

В бюджетных учреждениях и на крупных предприятиях ставки и оклады формируются более обоснованно, там применяют зарплатные сетки для специалистов. Разработанная единая тарифная сетка по разрядам на 2022 год позволяет учесть такие факторы:

  • сложность выполняемой работы;
  • ее интенсивность;
  • квалификационные требования к соответствующей должности;
  • степень ответственности работника;
  • востребованность специалиста на рынке труда.

Мы рассмотрим, как разряды ТС влияют на заработную плату и приведем пример расчета окладов.

Существует ли единая тарифная сетка

ЕТС использовалась с 1993 по 2008 годы для государственных бюджетных учреждений и до 2011 — для региональных. После ее заменила НСОТ — новая заработная плата и квалификационная сетка, где доход трудящегося стал складываться из оклада, стимулирующих выплат и компенсаций. Ее ввело Постановление Правительства РФ № 583 от 05.08.2008.

Однако некоторые организации (иногда даже коммерческие) по-прежнему пользуются тарифными коэффициентами. Разве что сетка не утверждается на законодательном уровне, а составляется индивидуально внутри компании.

Для установления зарплат для рабочих профессий нередко опираются на Единый тарифно-квалификационный справочник, в котором содержится зарплата по разрядам для рабочих профессий и административных должностей. Использовать его настоятельно рекомендует Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

Как использовать коэффициенты единой тарифной сетки 2022

В основе системы лежит выделение характеристик всех работ. В справочнике приведены сведения, характеризующие:

  • общую суть работ в конкретной сфере;
  • их сложность;
  • требования, предъявляемые к претенденту на их выполнение;
  • примеры работ;
  • ссылки на профессиональные стандарты (если есть);
  • разряд и присвоенный ему коэффициент.

Установив все характеристики работы, выясняем, в каком размере она должна оплачиваться. Для этого необходимо размер МРОТ умножить на значение тарифного коэффициента.

Минимальная часовая ставка применяется, если условиями трудового договора работника предусмотрена тарифная ставка за единицу времени в виде часа, а минимальная месячная ставка используется, когда в трудовой договор включено условие, касающееся оклада (должностного оклада).

Работодатель самостоятельно решает, сколько всего разрядов на производстве установить с учетом существующих нормативов Минтруда. На законодательном уровне для коммерческих организаций нет обязательных тарифных сеток, но оплата труда по ЕТС рабочего, выполняющего более сложные работы по ЕТКС, должна быть выше, чем у того, кто выполняет более простые работы.

Как считать зарплату по ЕТС

Вот так выглядит таблица ЕТС, утвержденная Постановлением Минтруда РФ № 45 от 15.11.1999 для работников литейного производства. С ее помощью посчитаем заработную плату вагранщика.

Мы видим, что для вагранщиков предусмотрены разряды ЕТС со второго по шестой. Разрыв коэффициентов выбираем самостоятельно: примем за низший 1, за высший — 2.

ТК = (высший ТК – низший ТК) / (число разрядов – 1).

ТК = (2-1) / (5-1) = 0,25.

Читайте также  Страхование квартир через Сбербанк: отзывы
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]