Разъяснения позиции Верховного Суда по видам разрешенного использования земельных участков
Национальная кадастровая служба (члены РГУД) подготовила разъяснения позиции Верховного суда о видах разрешенного использования (Обзор практики утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018)
Верховным судом Российской Федерации с целью установления единообразия судебной практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов подготовлен Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018) (далее – Обзор)
Основные выводы Обзора:
1. Собственник вправе самостоятельно выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка без дополнительных разрешений и согласований. Необходимым условием для реализации такого права является наличие утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки и соответствие выбранного вида разрешенного использования видам, установленным для территориальной зоны, в границах которой расположен такой земельный участок.
Суд пояснил, что изменение сведений о разрешенном использовании земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) в таком случае осуществляется на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
2. Изменение арендатором находящегося в публичной собственности земельного участка по существу направлено на обход предусмотренной земельным законодательством для предоставления земельных участков процедуры торгов, в связи с чем:
- арендатор находящегося в публичной собственности земельного участка не вправе требовать изменения вида разрешенного использования такого участка и внесения соответствующих изменений в договор аренды, заключенный по результатам торгов;
- изменение вида разрешенного использования земельного участка на иной, предусмотренный градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.
4. Предоставление земельного участка исключительно для размещения объектов в соответствии установленным градостроительным регламентом вспомогательным видом его разрешенного использования, не допускается.
Суд разъяснил, что правило об использовании вспомогательных виды разрешенного использования совместно с основными и условно разрешенными видами использования установлено для одного земельного участка и не может толковаться как предоставление права осуществлять основной вид разрешенного использования на одном земельном участке, а вспомогательный – на другом, смежном с ним, в отсутствие осуществления на этом же участке основного вида разрешенного использования.
5. Установление правилами землепользования и застройки территориальной зоны без учета существующего землепользования не противоречит нормам ГрК РФ и не может быть признано нарушением прав и законных интересов собственников соответствующих земельных участков.
- генеральный план является документом, определяющим стратегию градостроительного развития муниципальных образований, в связи с чем он может не соответствовать фактическому использованию территории и допускать потенциальное изменение ее назначения;
- основой для подготовки правил землепользования и застройки является генеральный план, в связи с чем неотражение в правилах землепользования и застройки территориальной зоны с учетом перспектив градостроительного развития, установленных генеральным планом, противоречит нормам ГрК РФ;
- положения части 8 статьи 36 ГрК РФ, пункта пункт 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусматривают возможность использования земельных участков по прежнему назначению без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, в которых использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
7. Градостроительные регламенты, установленные для территориальных зон правилами землепользования и застройки, могут включать в себя различные виды разрешенного использования с учетом особенностей градостроительного развития соответствующей территории и возможности сочетания таких видов разрешенного использования.
Так, суд признал установление для территориальной зоны «ведение огородничества» градостроительного регламента, включающего вид разрешенного использования «ведение садоводства», правомерным и не нарушающим прав правообладателей земельных участков в границах территориальной зоны на использование принадлежащих им земельных участков, в том числе, на размещение на них садовых домов.
8. Изменение вида разрешенного использования земельного участка не допускается в случае, если такой земельный участок не соответствует предельным размерам и параметрам, установленным для запрашиваемого вида разрешенного использования.
Как указал суд с учетом пункта 1 статьи 11.9 ЗК РФ, пункта 9 статьи 1 и статей 37 и 38 ГрК РФ, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.
При этом суд пояснил, что в подобных случаях правообладатель вправе обратиться за получением разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции в порядке, установленном статьей 40 ГрК РФ.
[email protected]
Главная />Полезно знать />Земельный участок: ограничения и обременения в использовании.
Вы являетесь счастливым собственником или арендатором земельного участка и не подозреваете, что ваша земля расположена в зоне с особыми условиями использования территории. Следовательно, имеет обременение (ограничение). На юридическом языке – это присутствие санкционированных законом или компетентными органами запрещений и условий, ограничивающих использование собственником своего земельного участка.
Что же такое зоны с особыми условиями использования территорий и нужно ли знать, где они находятся?
Зоны с особыми условиями использования территорий образуются в целях обеспечения: безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспортных и иных объектов ; устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
Земельные участки, входящие в состав зон с особыми условиями использования территорий, как правило, не изымаются у правообладателей. Но на такой участок или его часть распространяется особый режим. Это влечет за собой ряд ограничений в использовании. К примеру, в пределах водоохранной зоны запрещено размещение объектов захоронения отходов производства и потребления, сброс сточных, в том числе дренажных вод. В границах прибрежных защитных полос запрещена распашка земель, выпас скота. В зонах подтопления и санитарно-защитной зоне запрещено строительство жилья. И даже, если жилой дом будет построен на земельном участке, находящимся в собственности, существует риск сноса такого дома.
На территориях, которые обременены водоводом, газопроводом или электролиниями строить нельзя по Закону. Что это значит? Только то, что даже сумев оформить право собственности на участок строить можно будет только на той части которая не обременена. И очень возможно, что на большей части территории можно будет только поставить палатку и жарить рыбу в переносном мангале .
Государственный кадастр недвижимости (ГКН) больше всего содержит сведений об охранных зонах линий электропередачи (ЛЭП). В пределах такой зоны без письменного согласования сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещено размещение детских и спортивных площадок, стадионов, торговых точек, загонов для скота, гаражей и стоянок. А если напряжение линии электропередач выше 1000 вольт — нельзя проводить массовые мероприятия. Кроме того, владелец земельного участка обязан обеспечить беспрепятственный доступ работников сетевой организации к объекту электросетевого хозяйства для его эксплуатации. Поэтому, чем дальше от источников электромагнитного поля находится жилой дом или земельный участок, тем лучше.
Границы зон с особыми условиями использования территорий на местности обозначаются специальными информационными знаками. На них указан размер охранной зоны и информация об организации, занимающейся обслуживанием объекта. Уничтожение или повреждение таких знаков влечёт наложение административного штрафа. Многие ошибочно думают, что раз они при вскапывании своего участка не сталкивались с трубой, то под ним нет водовода. Для примера: Водовод может залегать на глубине более 3 метров, зоной обременения считается место залегания и 10-ти метровая охранная зона от места нахождения водовода во все стороны. При этом водовод, это не водопроводная труба и ее диаметр может быть и 3-4 метра и более. Аналогичная ситуация и относительно газопровода и линий электричества. Если Вы их не видите (подземные линии) или она не проходят через Ваш участок — это еще не значит, что Ваш участок не попадает под зону обременения.
Чтобы узнать о том, действует ли на земельном участке или его части особый режим использования, правообладатель должен запросить кадастровую выписку в Росреестре или любом офисе МФЦ, а также сделать это через наших специалистов. Мы проконсультируем Вас по любым вопросам, связанными с обременениями (ограничениями) Вашего земельного участка.
Если человек планирует оформить участок в аренду или собственность, то для начала стоит получить кадастровый план территории. На нем отражены все сведения ГКН, в том числе и сведения о зонах с особыми условиями использования территории.
Получить такую информацию можно и на портале Росреестра. Ее предоставляет сервис «Публичная кадастровая карта» (http://maps.rosreestr.ru). Однако данный сервис является справочным, т.е. полученные сведения не имеют юридической силы при оформлении документов. Тогда как на стадии предоставления земельного участка в аренду или собственность при формировании градостроительной документации будут учтены полученные данные кадастрового плана территории.
Какие могут быть «подводные камни» при использовании земельного участка; как определиться с местом под строительство дома, бани, гаража на вашей земле; как понять из кадастрового плана территории, где именно проходит охранная зона на вашем земельном участке .
Новости
Управление Росреестра по Смоленской области осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением гражданами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, органами государственной власти требований земельного законодательства на территории Смоленской области. За нарушение требований земельного законодательства предусмотрена административная ответственность (ст. 7.1, ст. 7.34, ч.ч. 1, 3, 4 ст. 8.8 КоАП РФ). В первой части мы рассмотрели нарушения требований земельного законодательства, за которые административная ответственность предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ. Во второй части мы рассмотрели нарушения требований земельного законодательства, за которые административная ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
В данной статье мы рассмотрим нарушения требований земельного законодательства, за которые административная ответственность предусмотрена ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ.
Частью 3 ст. 8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом.
Административное наказание по данной статье предусматривает наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырёхсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц – от четырёхсот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами.
При этом в соответствии со статьёй 284 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующе цели в течение более трёх лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использованию по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Также на освоение земельных участков, предназначенных для садоводства либо огородничества и принадлежащих членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, установлен срок – три года.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 15. 04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан в течение трёх лет освоить земельный участок, если иной срок не установлен земельным законодательством.
Приведём пример. Если Вам принадлежит на праве собственности земельный участок с видом разрешённого использования: для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), то Вы должны приступить к использованию данного земельного участка по целевому назначению, то есть освоить данный земельный участок (получить разрешение на строительство и приступить к строительству индивидуального жилого дома на данном земельном участке) в течение трёх лет с момента, когда Вы стали собственником земельного участка (право собственности возникает с момента государственной регистрации, то есть, когда правоустанавливающий документ (договор купли-продажи земельного участка, договор дарения земельного участка, постановление Администрации о предоставлении Вам земельного участка и т.д.), на основании которого Вам принадлежит земельный участок, прошёл государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, и сведения о государственной регистрации внесены в Единый государственный реестр недвижимости). А если с момента возникновения у Вас права собственности на земельный участок прошло более трёх лет и Вами не предприняты меры по использованию земельного участка в соответствии с видом разрешённого использования, Вы нарушаете ст. 42 Земельного кодекса РФ, ст. Гражданского кодекса РФ, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ.
Что нужно сделать, чтобы не допустить данное нарушение:
- Изучите Ваши правоустанавливающие документы на земельный участок, запросите информацию из Единого государственного реестра недвижимости, чтобы не пропустить строки освоения принадлежащего Вам земельного участка.
- Своевременно приступите к использованию земельного участка.
- Получите градостроительный план земельного участка и разрешение на строительство на данном земельном участке.
- Помните, что Вы как собственник земельного участка должны приступить к освоению земельного участка в установленные действующим законодательство сроки.
Данные действия позволяют избежать нарушения земельного законодательства и Вы не будите привлечены к административной ответственности в виде весьма значительных штрафных санкций.
Заранее и заблаговременно примите все меры, направленные на самостоятельное выявление и устранение нарушений требований земельного законодательства.
Использование земельного участка не по целевому назначению. Итоги «горячей линии» Росреестра
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса РФ собственник недвижимости вправе владеть, пользоваться и распоряжаться землей по своему усмотрению. Несмотря на это, законодатель накладывает ряд ограничений на использование такой недвижимости.
В связи с тем, что госземинспекторами Управления Росреестра по Калужской области чаще стали выявляться нарушения земельного законодательства, связанные с нецелевым использованием земельных участков, Управлением была организована «горячая линия» на тему «Использование земельного участка не по целевому назначению».
На вопросы жителей Калужского региона ответила начальник отдела государственной земельного надзора Управления Росреестра по Калужской области Ирина Александровна Комарова.
Что значит использование земельного участка не по нецелевому назначению?
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Целевое назначение определяется приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков». Он содержит перечень видов целевого использования земельных участков и действия, которые разрешено на них проводить, а также детальный перечень объектов, которые могут располагаться на участке в зависимости от его целевого предназначения.
Под нецелевым использованием земельного надела подразумевается использование участка не в соответствии с установленными для него категорией и (или) видом разрешенного использования.
Как проверить назначение земли?
Целевое предназначение земли указывается в Едином государственном реестре недвижимости.
В Управлении можно запросить выписку их Единого государственного реестра недвижимости, в которой содержатся необходимые сведения об объекте недвижимости.
Уточнить разрешенное использование своей земли можно и по кадастровому номеру на публичной кадастровой карте, размещенной онлайн на сайте Росреестра.
Как происходит установление факта нецелевого использования участка?
У каждого участка есть свое целевое назначение, которое фиксируется в Едином государственном реестре недвижимости, и должно обязательно соблюдаться его владельцем.
За соблюдением законных условий использования участка в Калужской области следит отдел государственной земельного надзора Управления и местная администрация.
Установление факта нецелевого использования земельного участка осуществляется следующими способами:
- по поступившему заявлению от граждан (в том числе, это могут быть соседи нерадивого правообладателя земельного участка) или председателя СНТ (если речь идет об использовании земельного участка в СНТ);
- по информации, поступившей от органов государственной власти или органов прокуратуры, средств массовой информации, любого заинтересованного лица.
Как правило, по результатам рассмотрения такой информации и анализа сведений Единого государственного реестра недвижимости проводится такое мероприятие как административное обследование. Оно осуществляется без взаимодействия с правообладателем земельного участка, а также без доступа на него, может осуществляться дистанционно.
По итогам административного обследования в случае выявления признаков нарушения земельного законодательства организуется проведение внеплановой проверки.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверка юридического лица проводится после согласования с органом прокуратуры.
Какая ответственность грозит за нецелевое использование участка?
За нарушение закона налагается административное взыскание в виде штрафа согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 8.8), исходя из кадастровой стоимости участка, на котором допущено правонарушение, также данной статьей установлен нижний и верхний предел административного штрафа в случае отсутствия кадастровой стоимости земельного участка.
Помимо штрафа предписанием госземинспектора устанавливается срок, в течение которого нарушения должны быть устранены. По истечении этого срока инспекторами проводится дополнительная проверка.
Крайней мерой воздействия на нарушителя является принудительное изъятие участка, которое осуществляется в судебном порядке.
Как действовать в случае, если вы узнали о таком нарушении?
При выявлении отделом государственного земельного надзора Управления нарушений по нецелевому использованию земельного участка лицу, допустившему нарушение, выдаётся предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства с указанием срока устранения нарушения, по истечении которого назначается проверка исполнения предписания.
При этом правообладатель может доказать свою невиновность, оспорив постановление о привлечении его к административной ответственности в административном или судебном порядке по месту совершения нарушения.
Таким образом, собственникам и арендаторам земельных участков следует помнить о том, что у них есть не только права на землю, но и обязанности, установленные земельным законодательством, а земля является природным объектом, находящимся под охраной государства.