Статья 223 НК РФ Дата фактического получения дохода

Статья 223 НК РФ Дата фактического получения дохода

Статья 223 НК РФ. Дата фактического получения дохода

1. В целях настоящей главы, если иное не предусмотрено пунктами 2-5 настоящей статьи, дата фактического получения дохода определяется как день:

  • 1) выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц — при получении доходов в денежной форме;
  • 2) передачи доходов в натуральной форме — при получении доходов в натуральной форме;
  • 3) приобретения товаров (работ, услуг), приобретения ценных бумаг — при получении доходов в виде материальной выгоды. В случае, если оплата приобретенных ценных бумаг производится после перехода к налогоплательщику права собственности на эти ценные бумаги, дата фактического получения дохода определяется как день совершения соответствующего платежа в оплату стоимости приобретенных ценных бумаг;
  • 4) зачета встречных однородных требований;
  • 5) списания в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации;
  • 6) последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки;
  • 7) последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства, при получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств.

1.1. Для доходов в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании датой фактического получения дохода признается последнее число налогового периода по налогу, следующего за календарным годом, на который приходится дата окончания периода, за который составляется финансовая отчетность за финансовый год в соответствии с личным законом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица).

В случае отсутствия в соответствии с личным законом контролируемой иностранной компании обязанности по составлению и представлению финансовой отчетности датой фактического получения дохода в виде сумм прибыли такой компании признается последний день календарного года, следующего за календарным годом, за который определяется ее прибыль.

2. При получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

В случае прекращения трудовых отношений до истечения календарного месяца датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда считается последний день работы, за который ему был начислен доход.

3. Суммы выплат, полученные на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти, учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат.

В случае нарушения условий получения выплат, предусмотренных настоящим пунктом, суммы полученных выплат в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение. Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных выплат, указанных в абзаце первом настоящего пункта, превышает сумму расходов, учтенных в соответствии с настоящим пунктом, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода.

4. Средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»), отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода. Данный порядок учета средств финансовой поддержки не распространяется на случаи приобретения за счет указанного источника амортизируемого имущества.

В случае приобретения за счет средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, амортизируемого имущества данные средства финансовой поддержки отражаются в составе доходов по мере признания расходов по приобретению амортизируемого имущества в порядке, установленном главой 25 настоящего Кодекса.

5. Средства финансовой поддержки, полученные индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по сертификату на привлечение трудовых ресурсов в субъекты Российской Федерации, включенные в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных средств финансовой поддержки.

В случае нарушения условий получения средств финансовой поддержки, предусмотренных настоящим пунктом, сумма полученных средств финансовой поддержки в полном объеме отражается в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение. Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в абзаце первом настоящего пункта, превышает сумму расходов, учтенных в соответствии с настоящим пунктом, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода.

Статья 223 НК РФ Дата фактического получения дохода

НК РФ Статья 223. Дата фактического получения дохода

1. В целях настоящей главы, если иное не предусмотрено пунктами 2 — 5 настоящей статьи, дата фактического получения дохода определяется как день:

(в ред. Федеральных законов от 05.04.2010 N 41-ФЗ, от 07.03.2011 N 23-ФЗ, от 29.12.2014 N 465-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц — при получении доходов в денежной форме;

2) передачи доходов в натуральной форме — при получении доходов в натуральной форме;

3) приобретения товаров (работ, услуг), приобретения ценных бумаг — при получении доходов в виде материальной выгоды. В случае, если оплата приобретенных ценных бумаг производится после перехода к налогоплательщику права собственности на эти ценные бумаги, дата фактического получения дохода определяется как день совершения соответствующего платежа в оплату стоимости приобретенных ценных бумаг;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) зачета встречных однородных требований;

(пп. 4 введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 113-ФЗ)

5) прекращения полностью или частично обязательства налогоплательщика по уплате задолженности в связи с признанием такой задолженности в установленном порядке безнадежной к взысканию;

(пп. 5 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 210-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки;

(пп. 6 введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 113-ФЗ)

7) последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства, при получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств.

(пп. 7 введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 113-ФЗ)

П. 1.1 ст. 223 (в ред. ФЗ от 09.11.2020 N 368-ФЗ) применяется к правоотношениям по исчислению и уплате НДФЛ за налоговые периоды начиная с 2020 г.

1.1. Для доходов в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании (в том числе фиксированной прибыли) датой фактического получения дохода признается последнее число налогового периода по налогу, следующего за календарным годом, на который приходится дата окончания периода, за который составляется финансовая отчетность за финансовый год в соответствии с личным законом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица).

(в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае отсутствия в соответствии с личным законом контролируемой иностранной компании обязанности по составлению и представлению финансовой отчетности датой фактического получения дохода в виде сумм прибыли такой компании (в том числе фиксированной прибыли) признается последний день календарного года, следующего за календарным годом, за который определяется ее прибыль.

(в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 1.1 в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.2. Для доходов, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 208 настоящего Кодекса, датой фактического получения дохода признается дата получения налогоплательщиком дохода в виде дивидендов по акциям (долям) иностранной организации (депозитарным распискам, удостоверяющим права на акции иностранной организации) или в виде суммы распределения прибыли иностранной структуры без образования юридического лица, указанных в абзацах четвертом и восьмом пункта 1.1 статьи 208 настоящего Кодекса, в том числе дата их перечисления по поручению налогоплательщика на счета третьих лиц.

(п. 1.2 введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

2. При получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае прекращения трудовых отношений до истечения календарного месяца датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда считается последний день работы, за который ему был начислен доход.

(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ)

3. Суммы выплат, полученные на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти, учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат.

В случае нарушения условий получения выплат, предусмотренных настоящим пунктом, суммы полученных выплат в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение. Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных выплат, указанных в абзаце первом настоящего пункта, превышает сумму расходов, учтенных в соответствии с настоящим пунктом, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода.

(п. 3 введен Федеральным законом от 05.04.2010 N 41-ФЗ)

4. Средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»), отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода. Данный порядок учета средств финансовой поддержки не распространяется на случаи приобретения за счет указанного источника амортизируемого имущества.

В случае приобретения за счет средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, амортизируемого имущества данные средства финансовой поддержки отражаются в составе доходов по мере признания расходов по приобретению амортизируемого имущества в порядке, установленном главой 25 настоящего Кодекса.

(п. 4 введен Федеральным законом от 07.03.2011 N 23-ФЗ)

5. Средства финансовой поддержки, полученные индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по сертификату на привлечение трудовых ресурсов в субъекты Российской Федерации, включенные в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных средств финансовой поддержки.

В случае нарушения условий получения средств финансовой поддержки, предусмотренных настоящим пунктом, сумма полученных средств финансовой поддержки в полном объеме отражается в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение. Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в абзаце первом настоящего пункта, превышает сумму расходов, учтенных в соответствии с настоящим пунктом, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода.

Статья 223. Дата фактического получения дохода

Из положений комментируемой статьи следует, что налоговая база определяется с учетом даты фактического получения дохода. Доходы могут быть получены налогоплательщиком в различных формах: денежной и натуральной, в виде материальной выгоды.

В зависимости от формы получения дохода датой его фактического получения считается:

— при получении доходов в денежной форме — день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц;

— при получении доходов в натуральной форме — день передачи доходов в натуральной форме;

— при получении доходов в виде материальной выгоды — день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам, приобретения товаров (работ, услуг) и ценных бумаг;

— при получении доходов в виде оплаты труда — последний день месяца, за который был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Доходы в натуральной форме, в виде материальной выгоды, по договорам страхования, договорам пенсионного обеспечения, в виде дивидендов, а также от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок определяются с учетом особенностей, установленных ст. ст. 211, 212, 213, 213.1, 214 и 214.1 гл. 23 НК РФ.

Пункт 2 ст. 223 НК РФ посвящен определению даты фактического получения дохода в виде заработной платы. Датой получения такого дохода признается последний день месяца, за который было произведено начисление заработной платы. Независимо от того, что выплата заработной платы может быть произведена в году, следующем за отчетным, сумма заработной платы в соответствии с п. 2 ст. 223 НК РФ включается в налоговую базу отчетного года.

Исчисление НДФЛ производится с суммы заработной платы в соответствии с п. 3 ст. 225 и п. 3 ст.

Удержание налога в соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ производится непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Пример. Начисленная сотрудникам организации заработная плата за ноябрь и декабрь 2006 г. выплачена 9 января 2007 г. Деньги на зарплату были направлены из выручки, поступившей в кассу организации.

Поскольку датой получения дохода в виде заработной платы признается последний день месяца, за который был начислен доход, сумма заработной платы включается в налоговую базу 2006 г. независимо от того, что выплата была произведена в 2007 г. (п. 2 ст. 223 НК РФ).

С суммы заработной платы за ноябрь — декабрь 2006 г. исчисление налога производится в последний день месяца, за который была начислена зарплата.

Удержание налога в соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ производится из доходов налогоплательщика при их фактической выплате, то есть в январе 2007 г. Налог перечисляется в бюджет не позднее 10 января 2007 г.

Следует отметить, что указанные доходы, налоговые вычеты, суммы исчисленного и удержанного налога с доходов 2006 г. должны быть отражены персонально по каждому сотруднику в налоговой карточке и справках о доходах за 2006 г.

По материалам судебных решений: проверка исчисления НДФЛ

Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, признаются налоговыми агентами по НДФЛ. Данная норма накладывает на налоговых агентов обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налога в бюджет.

Контроль за исполнением обязанностей налогового агента исполняет ФНС. В ходе проведения налогового контроля между организацией и контрольным органом нередко возникают споры, которые впоследствии разрешаются в арбитражном суде. Какие решения принимают арбитры?

Статус физического лица при исчислении НДФЛ (ст. 207 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица:

  • являющиеся налоговыми резидентами РФ. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев;
  • получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Следует отметить, что определение статуса налогоплательщика является актуальным прежде всего по той причине, что от данного факта зависит налоговая ставка, по которой будут облагаться доходы физического лица. Для лиц, находящихся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, ее размер будет составлять 13% (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Если данное условие не соблюдается, такой работник не признается налоговым резидентом РФ и его доходы от источников в РФ подлежат обложению по ставке 30% (Письмо Минфина РФ от 15.11.2012 № 03 04 05/6-1305).

В ходе налоговых проверок между ФНС и налоговыми агентами возникают трения, касающиеся определения статуса физического лица. Так, в частности, неясно, какие 12 следующих подряд месяцев должны учитываться налоговым агентом при определении налогового статуса физического лица.

В Постановлении ФАС СЗО от 06.03.2013 № А13-18291/2011 суд отметил следующее. Применительно к положениям п. 2 ст. 207 НК РФ при определении 12 месячного периода фактического нахождения физического лица в РФ не имеет правового значения то обстоятельство, приходятся ли эти 12 месяцев на один календарный год. В силу данной нормы НК РФ необходимо, чтобы эти месяцы шли последовательно друг за другом.

Таким образом, указанный период может относиться не только к 12 месячному периоду текущего календарного года, но и к любому непрерывному 12 месячному периоду, в том числе начавшемуся в одном календарном году и продолжающемуся в другом. Такая же правовая позиция изложена и в письмах Минфина РФ от 26.04.2012 № 03 04 06/6 123, от 05.04.2012 № 03 04 05/6 444, от 14.07.2011 № 03 04 06/6 170, которыми в силу ст. 32 НК РФ должны руководствоваться налоговые органы.

Доходы, не подлежащие налогообложению (ст. 217 НК РФ)

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ (п. 1 ст. 210 НК РФ). Перечень доходов, не подлежащих налогообложению, приведен в ст. 217 НК РФ. Однако некоторые суммы, выплачиваемые физическим лицам, несмотря на то что они не поименованы в ст. 217 НК РФ, решением суда могут быть признаны доходами, не подлежащими обложению НДФЛ.

Пример таких выплат – оплата суточных работникам, направляемым в однодневные командировки (Постановление Президиума ВАС РФ от 11.09.2012 № 4357/12). Так, арбитры высшей судебной инстанции указали на следующее. В силу ст. 167, 168 ТК РФ суточные выплачиваются работникам при направлении их в командировку для исполнения трудовых функций вне места постоянной работы на срок не менее суток и предназначены для компенсации расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства. При направлении работников в однодневную командировку, откуда командированный имеет возможность ежедневно возвращаться к месту своего постоянного жительства, суточные не выплачиваются, а произведенные выплаты не являются суточными. Вместе с тем согласно ст. 168 ТК РФ работнику могут возмещаться иные расходы, связанные со служебной командировкой, произведенные с разрешения или ведома работодателя. Таким образом, суммы, выплаченные работникам, направляемым в однодневные командировки, не являются суточными в силу определения, содержащегося в трудовом законодательстве, однако исходя из их направленности и экономического содержания могут быть признаны возмещением иных расходов, связанных со служебной командировкой, произведенных с разрешения или ведома работодателя, в связи с чем не являются доходом (экономической выгодой) работника и НДФЛ не облагаются. Аналогичный вывод содержится в постановлениях ФАС СЗО от 29.06.2012 № А05-8580/2011, ФАС МО от 26.04.2012 № А40-83149/11 116 236 (Определением ВАС РФ от 26.09.2012 № ВАС-10408/12 оставлено без изменений).

Следующим спорным моментом являются нормы п. 3 ст. 217 НК РФ, в соответствии с которыми не подлежат налогообложению расходы на повышение профессионального уровня работников. В соответствии с нормами НК РФ, если инициатором обучения является физическое лицо, в том числе работник организации, оплата последней стоимости его обучения на основании пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ включается в налоговую базу по НДФЛ.

Читайте также  Движение, сменяемость и текучесть кадров

Однако, как указал ФАС ПО в Постановлении от 24.05.2011 № А12-16705/2010, если обучение работника осуществляется по инициативе работодателя с целью более эффективного выполнения им трудовых обязанностей, оплата такого обучения (вне зависимости от его формы) не образует личного дохода работника и не подлежит обложению НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ.

В Постановлении ФАС ВСО от 24.05.2012 № А19-11749/2011, признавая неправомерным доначисление обществу НДФЛ на стоимость бесплатно выданного молока работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, арбитражный суд исходил из следующего. Выдача молока носит компенсационный характер, и у организации отсутствовала обязанность для удержания и перечисления в бюджет НДФЛ с его стоимости. При этом трудовым законодательством не предусмотрено проведение аттестации в качестве условия предоставления компенсации за вредные условия труда. Непроведение аттестации работодателем не освобождает его от обязанности предоставить компенсацию работнику в дни фактической занятости на работах, связанных с наличием на рабочем месте вредных производственных факторов. Ссылка налогового органа на ст. 219 ТК РФ, п. 13 Норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов отклонена судом, поскольку из указанной нормы ТК РФ не следует, что именно результаты аттестации рабочих мест являются основанием для выдачи бесплатного молока.

Дата фактического получения дохода (ст. 223 НК РФ).

В силу п. 1 ст. 223 НК РФ по общему правилу дата фактического получения дохода определяется как день:

  • выплаты дохода, в том числе его перечисления на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц – при получении доходов в денежной форме;
  • передачи доходов в натуральной форме – при получении доходов в натуральной форме;
  • уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам, приобретения товаров (работ, услуг), ценных бумаг – при получении доходов в виде материальной выгоды.

Обратите внимание. При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить ему и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и его сумме.

Налоговые вычеты при исчислении НДФЛ (ст. 218, 220 НК РФ)

При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение вычетов:

  • стандартных. Перечень установлен ст. 218 НК РФ;
  • имущественных. Перечень установлен ст. 220 НК РФ.

Именно эти два вида вычетов налогоплательщик может получить у налогового агента, представив ему документы, дающие право на получение того или иного вычета. В рамках данного материала мы не будем говорить о порядке предоставления вычетов по НДФЛ, напомним лишь, что право физического лица на предоставление ему налоговым агентом вычета должно быть документально подтверждено. В противном случае предоставление вычета будет неправомерным и приведет к неправильному исчислению налоговым агентом НДФЛ (Постановление ФАС ПО от 11.12.2012 № А72-983/2012).

Перечисление НДФЛ в бюджет (ст. 226 НК РФ).

Пунктом 6 ст. 226 НК РФ установлены сроки перечисления в бюджет сумм НДФЛ, удержанных налоговым агентом:

  • в общем случае налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках;
  • в случае выплаты доходов в денежной форме – не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода;
  • в случае выплаты доходов в натуральной форме – не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога.

В Постановлении ФАС СЗО от 18.01.2013 № А42-8095/2011 был рассмотрен спор о нарушении норм ст. 226 НК РФ. По мнению ИФНС, налоговым агентом было допущено необоснованное неперечисление в бюджет НДФЛ разницы между удержанным из доходов физических лиц налогом и суммой, перечисленной в бюджет. Основанием для такого вывода послужила проверка выборочным методом расчетных и платежных ведомостей, списков по перечислению средств на пластиковые карты работников, учетных регистров по счетам бухгалтерского учета.

Признавая позицию ИФНС неправомерной, ФАС указал, что наличие или отсутствие недоимки по НДФЛ должно определяться на основании первичных документов, подтверждающих обстоятельства, с возникновением которых ст. 226 НК РФ связывает возникновение обязанности по перечислению НДФЛ в отношении каждого физического лица с указанием дат выплат заработной платы либо иных доходов по каждому физическому лицу.

Примененный инспекцией выборочный метод проверки представленных налоговым агентом документов не гарантирует правильность определения налога, перечисленного по каждому работнику, поскольку в этом случае не учитываются профессиональные и иные вычеты, выплата командировочных, отпускных и другие выплаты. Поскольку в рамках выездной налоговой проверки первичные документы по НДФЛ по каждому работнику организации (налоговые карточки по учету доходов и НДФЛ по каждому физическому лицу) налоговым органом не истребовались и не исследовались, требования налоговой инспекции были отклонены.

Представление сведений по форме 2 НДФЛ (ст. 230 НК РФ).

Пунктом 2 ст. 230 НК РФ установлена обязанность налоговых агентов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представлять сведения о доходах физических лиц. Указанные сведения представляются на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций в порядке, определяемом Минфином. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до десяти человек налоговые агенты могут представлять такие сведения на бумажных носителях.

Поскольку ст. 230 НК РФ предусмотрено представление сведений о доходах физических лиц на каждое физическое лицо, каждая справка обязательна к представлению. Соответственно, штраф за непредставление или несвоевременное представление сведений, предусмотренный ст. 126 НК РФ, будет налагаться в размере 200 руб. за каждую непредставленную или несвоевременно представленную справку о доходах каждого физического лица за соответствующий год. Данный вывод подтверждается в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2012 № 09АП-5197/2012 АК.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]