Специалист по закупкам: обязанности, требования

Специалист по закупкам: обязанности, требования

Должностная инструкция специалиста по закупкам

Должностная инструкция специалиста по закупкам предназначена для определения круга обязанностей сотрудника, а также специфики его взаимодействия с коллективом и руководством. В этом документе закреплены ключевые аспекты должности: от прав и ответственности до взаимоотношений с коллегами. Составление должностной инструкции требует скрупулезного методичного подхода, каждый пункт должен быть прописан с учетом специфики конкретного предприятия.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Образец должностной инструкции специалиста по закупкам

1. Общие положения

  1. Главной задачей специалиста по закупкам является организация процесса своевременной закупки необходимых товаров организации товаров.
  2. Специалист по закупкам принимается на должность и освобождается от неё приказом директора компании или начальника коммерческого отдела.
  3. Специалист по закупкам подчиняется руководителю коммерческого отдела.
  4. На время отсутствия сотрудника его должностные функции выполняет другой сотрудник коммерческого отдела, о чем издается соответствующий приказ.

Специалист по закупкам обязан соответствовать следующим квалификационным требованиям:

  • законченное высшее образование по экономическому профилю;
  • хороший уровень владения английским языком, необходимым для ведения деловой переписки;
  • стаж работы в сфере закупок от двух лет.

Специалист по закупкам обязан иметь знания в следующих областях:

  • нормативно-правовых акты, регулирующие процедуры закупок;
  • составление документальной отчетности по закупкам;
  • деловая переписка, в том числе — с иностранными контрагентами;
  • особенности ценообразования по сезонам и товарным группам;
  • отслеживание рыночных тенденций в сфере своей компетенции;
  • составление и оформление договоров;
  • отслеживание качества закупаемых товаров;
  • сравнение и мониторинг поставщиков и условий поставок;
  • нахождение альтернативных поставщиков;
  • использование оргтехники, компьютерного оборудования и программного обеспечения.

Специалист по закупкам руководствуется:

  • нормативно-правовыми актами РФ;
  • внутренними документами компании;
  • разделами данной инструкции.

2. Функции

К числу должностных функций специалиста по закупкам относятся:

  1. Организация процессов закупки товаров соответствующих торговых групп.
  2. Построение долгосрочных и взаимовыгодных отношений с поставщиками.
  3. Проведение поиска альтернатив по условиям и поставщикам, и проведение переговоров с потенциальными поставщиками.
  4. Отслеживание предлагаемых поставщиками скидок и организация действий по их получению.
  5. Мониторинг рыночной ситуации в разделе соответствующих своему рабочему профилю товаров и их групп.
  6. Выполнение планов по количеству и качеству закупаемых товаров.
  7. Мониторинг ситуации по продажам товаров в своей сфере ответственности во взаимодействии с менеджерами по продажам.
  8. Предварительный сбор предложений по закупкам от соответствующих сотрудников компании.
  9. Подготовка и организация документооборота в компании по соответствующим направлениям закупочной деятельности.
  10. Минимизация негативных последствия для компании в случае возникновения конфликтных ситуаций с поставщиками.
  11. Отслеживание платежных и иных документов по договорам с поставщиками, а также с другими контрагентами, принимающими участие в поставках соответствующих товаров.
  12. Мониторинг своевременной оплаты закупок.
  13. Наблюдение за своевременностью поступления товаров на склад.
  14. Организация работы по возврату товаров в случае их несоответствия оговоренным характеристикам или по другим, учтенным в договорах, причинам.
  15. Осуществление перевода иностранной корреспонденции для сотрудников компании в случаях, предусмотренных документацией компании.
  16. Периодическое составление аналитических обзоров по товарам и закупкам в рамках своей сферы ответственности.

3. Ответственность

За ненадлежащее выполнение своих рабочих обязанностей специалист может привлекаться к ответственности на следующих основаниях:

  1. В случае причинения своими действиями материального ущерба, — в границах, определенных соответствующими разделами законодательства.
  2. В случае совершения правонарушения в процессе выполнения своих обязанностей, — в границах, определенных соответствующим законодательством.
  3. За нарушение правил конфиденциальности и разглашение сведений третьим лицам, — в соответствии с разделами трудового законодательства и правилами компании.
  4. За ненадлежащее исполнение функций и иные должностные и дисциплинарные проступки — в пределах, определенных трудовым законодательством и уставом предприятия.

4. Права

Специалист по закупкам располагает правами:

  1. Требовать и получать от работников компании информацию, необходимую для качественного выполнения своей работы.
  2. Требовать от руководителя коммерческого отдела создания условий, необходимых для эффективного выполнения возложенных на него задач.
  3. Вносить предложения по оптимизации процессов закупок.
  4. Ставить свою подпись в документах в сфере своей компетенции.
  5. Принимать участие в совещаниях, где обсуждаются вопросы по закупочной деятельности.
  6. Знакомиться с корпоративными документами в сфере закупок.
  7. Представлять интересы компании в процессе взаимодействия с поставщиками.
  8. Получать льготы и вознаграждения на основании трудового законодательства и соответствующих корпоративных документов.

5. Должностные связи

Специалист по закупкам взаимодействует:

  1. С начальником коммерческого отдела — для получения необходимых данных и инструкций.
  2. С менеджерами по продажам — для получения информации по продажам, запасам, товарам в пути, прогнозам и планам сбыта соответствующих товаров.
  3. С сотрудниками бухгалтерии — для отслеживания платежных поручений и другой документации по сделкам с поставщиками.
  4. С работниками технического отдела — по вопросам настройки и обновления компьютерной техники и программного обеспечения.

Специфика документа

Построение продуктивных рабочих отношений предполагает написание должностной инструкции. В ней определяются базовые аспекты взаимоотношений руководства компании с приглашенным для работы специалистом.

Руководители организации, опираясь на положения данной инструкции, ожидают от специалиста четкого выполнения оговоренных функций. Специалист также вправе выстраивать свою деятельность, минуя риск возложения на него дополнительных нагрузок, не оговоренных в ДИ.

Инструкция — юридически обязывающий документ, который служит, в том числе, и средством нейтрализации конфликтных ситуаций. Стороны, опираясь на её положения, могут разрешить конфликт путем переговоров, а не судебных разбирательств.

Принципы составления инструкции

Поскольку действующее законодательство не предусматривает единую форму должностной инструкции, компании располагают широким спектром вариантов её составлению. Однако есть формальные стандарты, по которым в инструкцию включают четыре основных раздела, при необходимости добавляя к ним несколько (1-3) дополнительных пунктов.

  1. Общий раздел.
  2. Функции.
  3. Права.
  4. Ответственность.

К обозначенным разделам можно добавить и те, которые описывают должностные связи или, например, условия труда.

Инструкция распечатывается на корпоративном бланке. Её оформление стандартно: в правом верхнем углу помещаются данные компании и её директора, по центру указывается наименование инструкции, в нижней части оставляют место для подписи работника и её расшифровки, а также подписей иных лиц, если того требуют правила документооборота компании.

Общий раздел

Типовой раздел, посвященный описанию квалификационных требований к сотруднику, и содержащий информацию о том, кому сотрудник подотчётен.

Функции

В разделе прописываются те обязанности, которые возлагаются на сотрудника в первую очередь. К составлению их списка стоит подойти с максимальной ответственностью, дабы не перегрузить специалиста второстепенными задачами. Кроме того, важно учесть сферу деятельности компании и вытекающие из нее особенности работы закупщика.

Во многих компаниях работают целые штаты специалистов по закупкам. В этом случае важно четко отделить функции одного специалиста от другого, чтобы не возникли путаница и дублирование обязанностей.

Ответственность

Раздел посвящен описанию оснований, на которых специалист может привлекаться к ответственности. Здесь прописываются пункты ответственности в общей форме, а конкретные аспекты ответственности определяются в ходе юридического разбирательства.

Права

В разделе, помимо перечисления типовых прав, важно обозначить и специфические права, которые возникают ввиду особенностей закупочной деятельности в конкретной компании. Так, если предприятия ведут закупки по ВЭД или на основании ФЗ №44, то и права специалистов в них могут сильно отличаться.

Должностные связи

Дополнительный раздел, крайне важный для должностной инструкции специалиста по закупкам. В процессе своей рабочей деятельности сотрудник должен взаимодействовать с менеджерами по продажам, бухгалтерами, а также другими сотрудниками и клиентами. Именно поэтому в данном разделе необходимо четко описать с кем, на каких основаниях и по каким аспектам должен взаимодействовать работник.

Инструкция приобретает юридическую значимость после подписания ее бланка сотрудником и руководителем компании. В зависимости от требований конкретной организации, может быть добавлена дополнительная подпись уполномоченного контролирующего работника, к примеру, начальника кадрового отдела. Печать компании в ДИ ставить не обязательно.

Специалисты по закупкам: профстандарты и переобучение

Специалисты по закупкам: профстандарты и переобучение

Закон о контрактной системе № 44-ФЗ требует, чтобы заказчики формировали свои контрактные службы, базируясь на принципах профессионализма. Допущены к работе могут быть лишь специалисты, которые имеют хорошие теоретические знания и практические навыки, а также соответствующее образование.

Вторая половина 2016 года богата на события, напрямую касающиеся квалификации специалистов по закупкам. Во-первых, в июле вступил в силу соответствующий профессиональный стандарт. Во-вторых, до конца года все контрактные службы должны быть укомплектованы специалистами с высшим или дополнительным образованием в сфере закупок. Значит, придется подтвердить свою квалификацию, а при необходимости – пройти обучение.

Профессиональные стандарты

Статья 195.3 Трудового кодекса, которая вступила в действие с 1 июля текущего года, определяет порядок применения профессиональных стандартов. К области государственных закупок относятся два профстандарта: «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок» (группа «Финансы и экономика»). Соответствие указанных должностей другим профессиональным классификаторам приведены в следующей таблице.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Реестр профстандартовОбщероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядовОбщероссийский классификатор занятий
08.024 «Эксперт в сфере закупок»26541 «Специалист»2422 «Специалисты в области политики администрирования»
08.026 «Специалист в сфере закупок»20015 «Агент по закупкам»3323 «Закупщики»

В связи с введением профстандарта многие заказчики будут переписывать должностные инструкции для контрактных управляющих либо сотрудников контрактной службы. Хотя, закон делать этого не обязывает, а лишь дает такое право. Однако, скорее всего, профстандарт позволит расширить функции и полномочия каждого сотрудника, что, безусловно, будет выгодно заказчику.

При этом стоит учесть, что внесение изменений в должностную инструкцию необходимо производить с согласия самого работника. Исключение составляют лишь те случаи, когда правки носят чисто технический характер и не затрагивают непосредственно функций сотрудника. В противном случае, согласно Трудовому кодексу, работника нужно предупредить об изменении его должностной инструкции за 2 месяца до подписания.

Должности и функции

Каковы же основные трудовые функции работников сферы закупок согласно профстандарту? Всего их четыре, каждой из них соответствует несколько должностей и определенный уровень квалификации.

Обеспечение закупок

Исполнять эту функцию может специалист по закупкам, работник контрактной службы либо контрактный управляющий. Минимальный уровень квалификации – 5. Этому сотруднику вменяется в обязанность сбор данных о том, какие товары, работы и услуги необходимы заказчику, а также о предлагаемых ценах. Кроме того, он готовит закупочную документацию, обрабатывает результаты и заключает контракты.

Осуществление закупок

Осуществление закупок для нужд заказчика возлагается на старшего специалиста по закупкам, консультанта по закупкам, работника либо руководителя контрактной службы или же контрактного управляющего. Этот сотрудник должен иметь уровень квалификации не ниже 6. Его основные обязанности – составлять планы закупок, обосновывать и осуществлять закупки.

Экспертиза результатов закупок, приемка контракта

Эта функция относится к компетенции как минимум ведущего специалиста по закупкам. Кроме того, ее может исполнять руководитель подразделения либо его заместитель, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий, либо работник контрактной службы, чья квалификация не менее 7. Главная обязанность – проверять соблюдение условий контракта, а также качества закупленных товаров, работ, услуг.

Контроль в сфере закупок

Эту функцию может осуществлять руководитель, заместитель руководителя либо советник. Уровень квалификации – не менее 8. В рамках функции выполняются мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок.

Порядок и сроки аттестации сотрудников на соответствие указанным стандартам определяются заказчиком. Тот, кто покажет не слишком впечатляющий результат, должен быть направлен на дополнительное обучение.

Кроме того, к началу 2017 все специалисты в сфере закупок должны подтвердить знание закона № 44-ФЗ специальным дипломом. Подчеркнем, что с 1 января 2017 года документы, подтверждающие квалификацию специалиста в соответствии с законом № 94-ФЗ, не будут считаться действительными.

Также с начала следующего года все работники контрактных служб и контрактные управляющие должны быть специалистами с высшим либо дополнительным образованием в сфере закупок. Для подтверждения этого необходимо представить диплом либо удостоверение о повышении квалификации.

Наличие необходимого уровня квалификации по результатам допобразования подтверждается соответствующим удостоверением либо диплом о профессиональной переподготовке. Прохождение специализированного курса по 44-ФЗ подтверждается свидетельством об обучении либо освоении дополнительных предпрофессиональных программ.

В общем случае обучающиеся должны пройти курс «Управление закупками» длительностью не менее 108 часов. Исключение составляют руководители организации – для них длительность курса обучения может быть снижена до 40 часов.

Обязанности контрактного управляющего

Должностные обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ с изменениями 2021 года:

  • планирует закупки;
  • определяет поставщика;
  • заключает, исполняет, вносит изменения и расторгает договоры.

Федеральный закон 44-ФЗ регулирует деятельность госзакупок. По нормам ФКС контрактный управляющий — это должность специалиста по закупкам. А Минфин определяет перечень обязанностей, которые возлагаются на сотрудника, такую должность занимающего. Заказчики обязаны выделить в штате специальное лицо, уполномоченное на обработку закупок, а в определенных случаях — создать контрактную службу.

В п. 1 ст. 38 ФЗ-44 указано, в каком случае заказчик назначает контрактного управляющего — если совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) не превышает 100 млн рублей. Если СГОЗ выше 100 млн рублей, то формируется контрактная служба. Создавать специальное подразделение нет необходимости, но назначить руководителя службы нужно.

Контрактный управляющий: дополнительные обязанности или отдельная должность

Управляющий закупками — это должностное лицо, которое сопровождает деятельность предприятия в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Он контролирует весь процесс — от планирования до заключения и исполнения договора, включая оплату.

Термин введен законом в целях регулирования сферы госзаказов. Эта должность не включена в тарифно-квалификационный справочник и профессиональные квалификационные группы. Соответственно, не утверждена типовая должностная инструкция, нет и унифицированной формы приказа о создании службы. Но назначая ответственного специалиста, заказчик вводит должность «контрактный управляющий» в штатном расписании, разрабатывает должностную инструкцию и издает отдельный приказ.

Типовое положение о госконтрактной службе, в котором прописаны основные функции контрактного управляющего по 44-ФЗ, утверждено Приказом Минфина России №158н от 31.07.2020 . Но необходимость его разработки не установлена — положение не является обязательным локальным нормативным актом на предприятии.

Если объем работы небольшой, то дополнительные должностные обязанности, связанные с осуществлением госзакупок, возлагают на любого специалиста с высшим образованием или специальным профильным образованием в сфере закупок. Если закупок много, целесообразно создать отдельную должность.

Как прописать должностные обязанности

Функции и обязанности конкурсного управляющего по 44-ФЗ (для службы полномочия аналогичны):

  • планирование: разработка плановой документации и внесение при необходимости изменений в нее, размещение планов в Единой информационной системе, организация обязательного общественного обсуждения, установление требования к закупкам, проведение консультаций с поставщиками, в том числе на предмет исследования конкурентной среды и выбора оптимальных путей решений;
  • определение поставщиков: обеспечение проведения закрытых способов, подготовка и размещение в ЕИС извещений, документации и проектов контракта, определение НМЦК, описание объекта госзакупки, указание информации по ст. 42 44-ФЗ, подготовка и размещение разъяснений по документации, публикация извещений об отмене заказа, размещение протоколов определении поставщика, организация технического обеспечения работы комиссии, привлечение экспертов по требованиям ст. 41 ФКС;
  • заключение контрактов: размещение проекта контрактов, рассмотрение протокола разногласий, рассмотрение банковской гарантии, проверка поступления денег от поставщика, направление в ФАС уведомлений о заключении контракта с единственным поставщиком по нормам ч. 2 ст. 93, хранение всех протоколов, обеспечение заключения госконтракта с участником, направление необходимой информации в органы кассового обслуживания.

Работа управляющего по исполнению, изменению и расторжению контрактов заключается в следующем:

  • рассмотрение обеспечения в форме банковской гарантии;
  • выполнение условий авансирования;
  • обеспечение приемки товаров, работ, услуг;
  • проведение экспертизы;
  • подготовка решения о создании приемочной комиссии заказчика;
  • оформление документов о приемке;
  • проведение оплаты по госконтракту;
  • направление необходимой информации в органы кассового обслуживания;
  • взаимодействие с поставщиком при изменении и расторжении договора;
  • обеспечение возврата поставщику денежного обеспечения;
  • проведение одностороннего расторжения контракта по ст. 95 и выполнение иных функций по 44-ФЗ.

Перечень не является закрытым: заказчик вправе его дополнить в соответствии с собственными интересами.

Как составить должностную инструкцию

Организация самостоятельно решает, кто может быть контрактным управляющим: главное, чтобы сотрудник имел образование в сфере госзаказа. Должностная инструкция специалиста формируется организацией самостоятельно, с учетом функций, перечисленных в ст. 38 44-ФЗ и Приказе Минфина №158н.

Эксперты КонсультантПлюс подготовили профессиональные стандарты и квалификации для контрактных управляющих. Используйте эти инструкции бесплатно.

На практике закупками занимаются юристы, договорники, экономисты. Их работа приобретает официальный статус после издания приказа о создании службы и разработки положения. Законом не запрещен и главный бухгалтер как контрактный управляющий, если он имеет необходимое образование.

  • «Специалист в сфере закупок»;
  • «Эксперт в сфере закупок», что особенно уместно, если сотрудник осуществляет экспертизу и аналитику.

Должностная инструкция контрактного управляющего бюджетного учреждения учитывает специфику самого предприятия. В своей работе специалист руководствуется действующим законодательством и локальными актами организации.

Законодательное регулирование профессии специалиста по закупкам

эксперт в области антимонопольного права и законодательства о закупках 44‑ФЗ и 223‑ФЗ, к.э.н.

Узнайте об основных обязанностях специалиста по закупкам, требованиях к кандидатам и стандартам профессии

Принцип профессионализма и требование к профессии

Статьёй 9 Закона № 44-ФЗ закреплён принцип профессионализма заказчика. Данный принцип предполагает, что закупочная деятельность должна осуществляться на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Поддержание и повышение уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок достигается, в том числе путём повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Важно! За несоблюдение принципа профессионализма и неприменение профессиональных стандартов в контрактной системе контрольные органы в сфере закупок вправе осуществлять контроль и применять меры административной ответственности.

Административная ответственность устанавливается в соответствии со статьей 5.27 КоАП РФ в части нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Управление государственными и муниципальными закупками ( 144 , 120 , 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Обязанность работодателей соблюдать требования к квалификации сотрудников, если таковые установлены нормативными актами, профессиональными стандартами установлена статьёй 195.3 Трудового кодекса РФ.

Закон № 44-ФЗ подобные требования к квалификации сотрудников содержит, в связи с чем заказчик обязан следить за соответствием квалификации своих специалистов по закупкам установленным нормам и профессиональным стандартам.

Контрактная служба: понятие, состав, требования к сотрудникам

К специалистам по закупкам, обеспечивающим планирование и осуществление закупок товаров, работ, услуг, Закон № 44-ФЗ относит контрактную службу или контрактного управляющего.

Под контрактной службой понимается группа должностных лиц заказчика, на которую возлагается функционал осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. Действует контрактная служба в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631.

Создание контрактной службы заказчика предусмотрено в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком превышает 100 миллионов рублей.

Контрактная служба создается одним из следующих способов:

  • создание отдельного структурного подразделения;
  • утверждение Заказчиком постоянного состава работников Заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения.

Если годовой объем закупок заказчика не превышает 100 миллионов рублей и у него отсутствует контрактная служба заказчик назначает контрактного управляющего — должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта. Контрактным управляющим может быть только работник заказчика.

Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (часть 6 статьи 38 Закона № 44-ФЗ).

В силу Закона № 44-ФЗ (часть 5 статьи 39 Закона № 44-ФЗ) при создании закупочной комиссии Заказчик отдаёт преимущество лицам, прошедшим профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лицам, обладающим специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Профстандарты в сфере закупок

Обеспечить принцип профессионализма заказчика, предусмотренный положениями статьи 9 Закона № 44-ФЗ призваны профессиональные стандарты, разработанные во исполнение статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Приказами Минтруда России от 10.09.2015 № 625н, № 626н в сфере закупок утверждены следующие профессиональные стандарты:

  • «Специалист в сфере закупок»;
  • «Эксперт в сфере закупок».

Важно! Данные профессиональные стандарты обязательны в части требований к квалификации работника. То есть нынешняя ситуация обязывает соблюдать профессиональные стандарты специалиста по закупкам с наличием документов об образовании в сфере закупок.

Применение иных положений профессиональных стандартов в отношении квалификации носит добровольный характер.

Стандарты в сфере закупок применяются при осуществлении закупок для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд, из чего следует, что профессиональный стандарт распространяется не только на заказчиков, действующих в рамках Закона № 44-ФЗ, но и на заказчиков, работающих по Закону № 223-ФЗ.

Читайте также  Счет 0202

Положения Закона № 223-ФЗ обязательных требований к квалификации работников не содержат. Однако, заказчики вправе самостоятельно устанавливать требования к квалификации работников, в том числе путём применения профессиональных стандартов.

Остановимся подробнее на стандартах № 625н, № 626н.

Профстандарт «Специалист в сфере закупок»

Стандартом «Специалист в сфере закупок» установлены единые требования к уровню квалификации специалиста в сфере закупок, определено содержание трудовых функций специалиста в сфере закупок.

Всего в рамках системы профессиональных стандартов установлено девять уровней квалификации с 1-го (низший) по 9-ый (высший).

Профессиональный стандарт специалиста в сфере закупок предусматривает четыре уровня квалификации — с 5-го по 8-й.

Каждому уровняю квалификации соответствует свой набор трудовых функций, требований к образованию, обучению и опыту работы в сфере закупок:

Наименование обобщённой трудовой функции

Требования к образованию и обучению

Требования к опыту практической работы

— предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги;

— подготовка закупочной документации;

— обработка результатов закупки и заключение контракта

Среднее профессиональное образование.

ДПО (дополнительное профессиональное образование) — программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок

— составление планов и обоснование закупок;

— осуществление процедур закупок

ВО (высшее образование) – бакалавриат.

ДПО — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок

Не менее 3-х лет в сфере закупок

Экспертиза результатов закупок, приемка контракта

— проверка соблюдений условий контракта;

— проверка качества представленных товаров, работ, услуг

ВО — специалитет, магистратура.

ДПО — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок

Не менее 4-х лет в сфере закупок

Контроль в сфере закупок

— мониторинг в сфере закупок;

— аудит и контроль в сфере закупок

ВО — специалитет, магистратура.

ДПО — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок

Не менее 5-ти лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 2-х лет

Профстандарт «Эксперт в сфере закупок»

Стандарт «Эксперт в сфере закупок» в практической деятельности касается заказчика преимущественно при выполнении им обобщённой трудовой функции по экспертизе исполнения и результатов исполнения контракта.

Так, в силу статьи 94 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан провести экспертизу для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.

В тех случаях, когда привлечение экспертов, экспертных организаций к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, не является обязанностью заказчик, он проводит экспертизу своими силами.

Для обобщённой трудовой функции «Экспертиза в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд» установлен 7-ой уровень квалификации, для соответствия которому предъявлены следующие требования:

Требования к образованию и обучению

Требования к опыту практической работы

экспертиза закупочной процедуры; экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта

ВО — специалитет, магистратура.

ДПО — программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок

Не менее четырех лет в сфере закупок

С учётом рассмотренных стандартов заказчикам следует выбирать программы и курсы повышения квалификации для своих специалистов.

Дополнительное профессиональное образование в сфере госзакупок предполагает прохождение курсов повышения квалификации с получением удостоверения о повышении квалификации.

Подводя итог, ещё раз отметим важность поддержания и повышения уровня квалификации и профессионального образования специалистов в сфере закупок.

Важность заключается не только в обязательности требований по поддержанию профессионализма заказчика, но и, прежде всего, в снижении риска допущения ошибок при проведении закупок, влекущих за собой дополнительные временные и материальные затраты, а также последующие взыскания со стороны контрольных органов при выявлении допущенных нарушений.

Назначаем и оформляем на должность контрактного управляющего правильно

В каждом госучреждении, осуществляющем закупки, должен быть контрактный управляющий или контрактная служба. При этом порядок оформления таких работников четко не установлен, что вызывает вопросы у работодателей. Как создается такая служба, кто может исполнять обязанности контрактного управляющего, на каких основаниях и как оформлять контрактного управляющего – расскажем в статье.

Контрактная служба.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 млн руб., создают контрактные службы.

Чтобы определить, должен ли работодатель создать контрактную службу, нужно определить среднегодовой объем закупок. Он должен включать весь утвержденный на год объем финансового обеспечения для осуществления закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ. В данный объем включаются также средства для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в этом году (п. 16 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Общие требования к контрактной службе определены Законом № 44-ФЗ и Типовым положением (регламентом) о контрактной службе, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 29.10.2013 № 631. В соответствии с этим Типовым положением контрактная служба создается одним из следующих способов:

создание отдельного структурного подразделения;

утверждение работодателем постоянного состава работников, выполняющих функции контрактной службы, без образования отдельного структурного подразделения.

Численность контрактной службы не может составлять менее двух человек.

Если контрактная служба создается как отдельное структурное подразделение, ее возглавляет руководитель структурного подразделения, назначаемый на должность приказом руководителя либо уполномоченного лица, исполняющего его обязанности. Контрактную службу без образования отдельного подразделения возглавляет руководитель или один из его заместителей.

Руководитель контрактной службы определяет должностные обязанности и персональную ответственность работников этой службы (п. 10 Типового положения).

Как формируется отдельное структурное подразделение – Законом № 44-ФЗ и Типовым положением не установлено, но можно предположить, что оно создается из новых либо из своих, но полностью освобожденных от прежних обязанностей работников. В любом случае это должны быть сотрудники работодателя, а не сторонние лица, оказывающие услуги.

Служба без образования структурного подразделения создается из работников организации.

К сведению:

Работники контрактной службы должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Контрактная служба создается на основании Положения о контрактной службе, разработанного на основании Типового положения и приказа руководителя.

В приказе отражается:

информация о лице, которое назначается руководителем;

список сотрудников, входящих в состав службы без выделенного подразделения;

срок подготовки руководителем документов, определяющих должностные обязанности и персональную ответственность сотрудников контрактной службы.

Приказ утверждается не позднее начала финансового года, в котором совокупный годовой объем закупок превысит 100 млн руб., либо не позднее даты принятия решения об утверждении дополнительных объемов финансирования.

С приказом рекомендуется ознакомить задействованных лиц за два месяца до запланированной даты создания контрактной службы.

Контрактный управляющий.

В организациях, где совокупный годовой объем закупок менее 100 млн руб. (а таких большинство), назначается контрактный управляющий по 44 фз– должностное лицо, ответственное за осуществление одной или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта.

Контрактным управляющим может быть только должностное лицо заказчика (ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ) с высшим или дополнительным профессиональным образованием в сфере закупок (ч. 6 ст. 38).

Можно выделить несколько вариантов назначения на должность контрактный управляющия.

Контрактный управляющий

Новый работник, оформленный на должность контрактный управляющий, введенную в штатное расписание

Работник организации, переведенный на должность контрактного управляющего, введенную в штатное расписание

Работник организации, совмещающий свою должность и вакантную должность контрактного управляющего

Работник организации, исполняющий обязанности контрактного управляющего дополнительно к своим

Введение должности управляющего в штатное расписание.

Итак, работодатель может ввести должность контрактного управляющего в штатное расписание. Причем это не обязательно должна быть целая ставка – можно установить и 0,5, и 0,3 ставки, и др.

Обратите внимание:

Закон № 44-ФЗ не содержит положений о том, что в штатное расписание заказчика, выступающего работодателем, необходимо вводить такие должности, как работник контрактной службы, контрактный управляющий. Должностное лицо, на которое возложены обязанности контрактного управляющего, является соответствующим субъектом независимо от на­именования указанной в штатном расписании должности (Письмо Минэкономразвития РФ от 18.02.2015 № ОГ-Д28-2128).

Изменения в штатное расписание вносятся на основании приказа работодателя.

Кроме этого, работодателю целесообразно утвердить должностную инструкцию контрактного управляющего, в которой определить его функции и полномочия. В инструкции, в частности, рекомендуется указать:

информацию о том, что контрактный управляющий по 44 фз отвечает за осуществление всех (или нескольких) закупок заказчика;

требования к образованию (иные квалификационные требования – при их наличии);

требования к знанию законодательства;

полномочия по осуществлению закупок;

права и обязанности;

Для установления функций и полномочий можно обратиться к ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, Типовому положению и профстандартам «Эксперт в сфере закупок» и «Специалист в сфере закупок».

Если в организации есть работник, получивший соответствующее образование в сфере закупок, но занимающий другую должность, который не возражает перейти полностью на должность контрактного управляющего, его можно перевести. Перевод осуществляется путем заключения дополнительного соглашения, издания приказа о постоянном переводе и внесения записи о переводе в трудовую книжку.

Назначение на должность управляющего.

Если должность контрактного управляющего штатным расписанием не предусмотрена или предусмотрена, но вакантна, управляющего нужно назначить из числа работников. Назначение осуществляется приказом работодателя. Образец см. ниже.

Государственное автономное учреждение «Горводоканал»

о назначении контрактного управляющего

  1. Назначить главного бухгалтера ГАУ «Горводоканал» Иванову И. Е. на должность контрактного управляющего, ответственного за закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд ГАУ «Горводоканал», включая контроль исполнения контрактов.

  2. Возложить на Иванову И. Е. функции и полномочия, предусмотренные должностной инструкцией контрактного управляющего, утвержденной приказом руководителя ГАУ «Горводоканал» от 12.12.2019 № 55.

  3. Специалисту отдела кадров подготовить дополнительное соглашение к трудовому договору с Ивановой И. Е. до 14 января 2020 г.

  4. В соглашении установить следующее:
    • контрактный управляющий действует на основании настоящего приказа и должностной инструкции с 14 января 2020 г. бессрочно;

    • контрактный управляющий несет персональную ответственность в пределах возложенных на него полномочий.

  1. Секретарю Борисовой С. К. довести настоящий приказ до сведения Ивановой И. Е. под подпись.

  2. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на начальника отдела кадров Машкову С. С.

Начальник отдела кадров Машкова, С. С. Машкова

Главный бухгалтер Иванова, И. Е. Иванова

Заказчик вправе возложить на контрактного управляющего полномочия по проведению одной или нескольких закупок (ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ). Поэтому управляющих может быть несколько. Соответственно в приказе нужно отметить, за сколько закупок конкретный управляющий отвечает. Удобнее, если один управляющий отвечает за все закупки. Но когда объем закупок большой, можно назначить управляющих для закупок по каждому виду товаров: оргтехники, запчастей, канцелярских товаров и т. д.

Затем с работником следует заключить дополнительное соглашение. При этом, если должность контрактного управляющего преду­смотрена штатным расписанием, оформляется совмещение должностей в порядке ст. 60.2 ТК РФ. Соглашением устанавливаются срок совмещения, объем дополнительной работы и размер доплаты за совмещение. Доплата может быть любая исходя из объема дополнительной работы.

Вменяя работнику дополнительные обязанности в случае, когда должность контрактного управляющего штатным расписанием не предусмотрена, необходимо учитывать, что согласно ч. 1 ст. 15, ч. 2 ст. 57 ТК РФ трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работы) является одним из условий трудового договора. Изменение условия трудового договора о трудовой функции работника допускается только по соглашению сторон этого договора и изменить данное условие в одностороннем порядке работодатель не вправе (ст. 72, ч. 1 ст. 74 ТК РФ).

Поэтому для расширения должностных обязанностей работника и включения в них обязанностей контрактного управляющего с ним также необходимо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору о расширении должностных обязанностей. Изменения следует внести и в должностную инструкцию работника по его должности, подробно прописав все дополнительные обязанности – обязанности контрактного управляющего. За исполнение этих обязанностей работнику может быть установлена доплата.

Подводя итог, отметим еще раз, что если в организации должна быть образована контрактная служба – она может быть или в виде отдельного структурного подразделения, когда все его должности вводятся в штатное расписание, или в виде службы без образования структурного подразделения, когда обязанности специалистов по закупкам возлагаются на имеющихся работников организации.

Что касается контрактного управляющего, для него также может быть введена отдельная должность в штатное расписание. Иначе обязанности управляющего возлагаются на одного или нескольких работников организации.

Если должность, предусмотренная штатным расписанием, свободна, обязанности контрактного управляющего исполняются другим работником в порядке совмещения должностей. Если не предусмотрена – на работника с его согласия возлагаются дополнительные функции контрактного управляющего. При этом следует иметь в виду, что если изменение (расширение) трудовой функции осуществляется бессрочно, то от совмещения должностей работник может отказаться, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня в силу ч. 4 ст. 60.2 ТК РФ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]