Собственность публично-правовых образований — что это значит
Особенности, что в них входит, можно ли получить в наше врем?
В России существует три вида собственности на жилые дома, квартиры, производственные и общественные здания, земельные участки.
Это государственная, муниципальная и частная собственность.
Первые два вида относятся к публично-правовым образованиям.
Что входит в публично-правовых образования
Таких образований наибольшее количество в общем объеме недвижимости. Причина этому явлению состоит в том, что в недалеком прошлом вся земля и здания в стране принадлежали государству.
С момента преобразований прошло не так много времени. И хотя государство всячески стимулирует граждан оформлять в частную собственность свои дома и участки, те не спешат это делать.
Ответственность за состояние публично-правовых образований принадлежит либо федеральным властям – государственная собственность, либо местному муниципалитету – муниципальная. Муниципальная собственность имеет ограниченное использование.
Это связано с тем, что большинство объектов, входящих в ее структуру, являются общественными и социально-значимыми. Недвижимость, находящаяся в общегосударственной собственности распространена значительно шире. К такому виду собственности также относятся неприватизированные дома и квартиры.
Особенности использования
По сути, гражданин, который пользуется публично-правовыми образованиями, берет их в аренду. То есть, он может жить в квартире, которая принадлежит государству. Пользоваться всеми благами такого проживания.
Платить за коммунальные услуги и делать ремонт. Но при этом он не имеет ее продать или передать по наследству. Особенностью публично-правовых образований является то, что их нельзя купить, но некоторые объекты можно приватизировать.
Использование государственной собственности имеет как свои достоинства, так и недостатки. К достоинствам можно отнести следующие особенности:
- Если жилье окажется тесным или будет признано аварийным, жильцов расселят в новые дома.
- В случае просрочки по кредитам и банкротства, банк не сможет наложить арест на квартиру.
- Нет необходимости ремонтировать за собственный счет, так как этим должно заниматься государство.
К недостаткам можно отнести то, что квартиру нельзя будет продать или подарить. Нельзя будет ее передать по наследству. К тому же государство имеет полное право выселить жильца на улицу, если тот не будет выполнять определенные предписания, касающиеся использования жилья.
Публично-правовые образования используются не только в некоммерческих, но и в коммерческих целях. Государство и местные муниципальные власти сдают в аренду торговые площади и офисные помещения, которые находятся в их собственности.
Также они сдают в аренду землю под садоводческие участки, пастбища, пахотные уделы, под строительство ферм, заводов и фабрик.
Можно ли в наше время получить публично-правовое образование
Согласно Гражданскому Кодексу и Конституции РФ, граждане могут рассчитывать на получение государственного жилья на правах социального найма. По закону эта услуга должна быть доступна всем, но по факту государство предоставляет квартиры и дома только тем, кто занимается определенным видом деятельности.
Например, государство обеспечивает жильем специалистов, учителей и врачей, которые переехали из крупных городов в мелкие провинциальные городки, поселки и села. Квартиры и дома также предоставляются специалистам, ученым, преподавателям, чиновникам в черте города.
Арендованное государственное или муниципальное помещение может быть со временем оформлено в собственность. Однако в связи с этим возникает вопрос, сколько времени нужно проработать специалисту, чтобы иметь право это сделать.
Почему россияне не спешат с приватизацией
Несмотря на все старания государства провести широкомасштабную приватизацию, в реальности, этого не происходит. Причина в этом не только в том, что граждане ленятся оформлять имеющуюся у них жилплощадь в собственность, но и в том, что в стране сложилась ситуация, когда приватизация возможна через суд.
Проблема усугубляется также тем, что для того, чтобы провести приватизацию нужно получить согласие всех прописанных в помещении жильцов. Родственники могут находиться в разъездах, разводе, жить по разным городам и собрать их всех разом не всегда возможно.
Приватизация хотя и считается бесплатной, в реальности придется выложить кругленькую сумму за оформление документов, уплату госпошлины и прочие расходы, связанные с оценкой помещения и подготовкой документов.
Еще одна причина, по которой россияне не особенно спешат с приватизацией – это нежелание платить за общедомовое имущество. Большая часть жилищного фонда находится в плачевном состоянии, и граждане ждут, когда им выдадут новое жилье.
Что такое собственность публично-правовых образований?
Помимо подробно описанных прав граждан и юридических лиц в отношении имущественного права, в Российской федерации выделяют право на владение и распоряжение имуществом для государственных субъектов.
Собственность публично-правовых образований – что это значит и какие правовые аспекты применимы в отношении имущественных прав этих субъектов?
Публично-правовые образования
Понятие публично-правовое образование (ППО) часто встречается в законодательных актах, но его трактовка часто неоднозначна.
Действительно, термин употребляется в Гражданском и Бюджетном кодексах РФ при уточнении аспектов участия ППО в гражданско-правовых отношениях, но не имеет четко прописанной формулировки.
В юридической практике под публично-правовыми образованиями понимают некоторые субъекты Российской Федерации.
Согласно статье 124 Гражданского кодекса РФ, в список субъектов гражданского права включены не только граждане и юридические лица, но и государство.
Субъекты гражданско-правовых отношений делят на несколько категорий:
- республики;
- автономные области;
- автономные округа;
- края;
- области;
- города федерального значения.
Любой из перечисленных субъектов территориально, юридически, законодательно и конституционно обладает особым публичным статусом и считается публично-правовым образованием.
Право собственности
Статья 212 ГК РФ наделяет ППО правом собственности наравне с другими субъектами, если иное не установлено законодательством.
Владение, управление и распоряжение имуществом субъектами признаются и защищаются Конституцией, если это удовлетворяет нескольким условиям:
- не причиняет ущерба окружающей среде;
- не нарушает прав и законных интересов членов публично-территориального коллектива и других лиц.
Имущественные отношения публично-правовых образований регулируются так же, как у гражданских субъектов и юридических лиц.
Что такое собственность публично-правовых образований на простом языке и какими нормами она устанавливается? В соответствии с подразделом 3 ГК РФ, под определением понимают имущество (объекты гражданских прав), принадлежащие государственным субъектам.
В определении имущественных прав есть строгая иерархия. Право собственности в Российской Федерации (в его составе и субъектах РФ), а также муниципальных образованиях возникает на основании Федерального закона № 52-ФЗ от 30.11.1994 г и ст. 218 ГК РФ.
Имущественные права государственных публично-правовых образований
Правовое обоснование права государственной собственности закреплено ст. 214 ГК РФ. Согласно законодательству, государственной собственностью признается имущество, которое:
- является имуществом РФ (федеральная собственность);
- является имуществом субъектов РФ (собственность субъекта РФ).
Имущественные права государственных публично-правовых образований закрепляются за унитарными предприятиями и учреждениями. В обязанности предприятий входит владение, управление, пользование и распоряжение государственной собственностью на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 294, 296 ГК РФ).
В список также включена казна, которую составляют средства федерального бюджета и бюджетные средства (казна) субъектов РФ.
Государство имеет право владение всеми типами федерального имущества, в том числе ограниченного и изъятого из оборота.
Существует ряд объектов гражданских прав, законодательно закрепленных за государственными публично-правовыми образованиями Постановлением ВС РФ №3020-1 от 27.12.1991 года (под ред. от 24.12.1993 года, далее Положение*).
Федеральная публичная собственность включает следующее имущество:
- земля, не принадлежащая гражданам, юридическим лицам или муниципальным образованиям;
- недра и ископаемые ресурсы;
- лесной фонд;
- водные ресурсы (в том числе территориальных вод);
- ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны;
- железные дороги;
- производственные мощности по производству и использованию ядерных и радиоактивных материалов (атомные станции, ядерное оружие);
- исторически значимые объекты на федеральном балансе;
- объекты культурного наследия федерального значения;
- монетные дворы и другие предприятия по изготовлению государственных знаков и др.
Перечисленные объекты изъяты из оборота и не могут принадлежать частным или юридическим лицам. Государство вправе распоряжаться собственностью в соответствии с собственными нуждами, с учетом получения пользы заинтересованными лицами.
Собственность муниципальных публично-правовых образований
Муниципальная форма собственности регламентируется ст. 215 ГК РФ. Имущественные права этого субъекта гражданских правоотношений распространяются на объекты гражданских прав, которые принадлежат публично-правовым образованиям на правах муниципальной собственности.
Имущество закрепляется за муниципальными предприятиями на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 294, 296 ГК РФ).
Положение* причисляет к собственности муниципальных публично-правовых образований следующие объекты в рамках ответственности местной исполнительной власти:
- жилищный и нежилой фонд;
- объекты инженерной инфраструктуры городов;
- учреждения образования и здравоохранения;
- социально-бытовые объекты и т. д.
Собственность также составляют средства местного бюджета и иные средства, не распределенные между муниципальными учреждениями и предприятиями (муниципальная казна).
Управление публичной собственностью
Как любая собственность, имущество публично-правовых образований может использоваться для извлечения пользы владельца. Осуществление прав собственности происходит посредством участия этих образований в гражданских правоотношениях (ст. 124 ГК РФ).
Управление имуществом осуществляется в соответствии со ст. 125 ГК РФ и выполняется следующим образом:
Поскольку имущественные права государственных и муниципальных ППО построены по принципу раздельности имущества, эти образования не отвечают по обязательствам друг друга (ст. 126 ГК РФ).
Передача прав собственности публично-правовых образований
В соответствии со ст. 217 ГК РФ, имущественные права государственных и муниципальных собственников можно передать гражданским и юридическим лицам. Особенно часто это право интересует потенциальных собственников в отношении земли.
Передача объектов выполняется в соответствии с законами о приватизации. Приватизация ограничена для некоторых юрлиц и некоммерческих организаций.
Помимо земельных участков, в рамках приватизации можно приобрести:
- предприятия;
- промышленные и гражданские здания и сооружения, в том числе незавершенные);
- акции открытых акционерных обществ.
Как собственность публично-правовых образований перевести в частную и как выкупить земельный участок? Порядок приобретения и прекращения права собственности государственных и муниципальных публично-правовых образований регулируется соответствующими статьями Гражданского и Земельного кодекса (если законодательством для объектов собственности не предусмотрено другое).
Особенности приобретения земельных участков
Гражданско-правовые отношения в отношении такой части имущества публично-правовых образований, как земля, дополнительно регламентируются Земельным кодексом.
В 2021 г. права на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, можно приобрести следующим образом:
- возвести на арендованной земле жилой дом или другое капитальное строение;
- организовать на арендованной земле сельского поселения крестьянско-фермерское хозяйство;
- выиграть тендер по продаже земельных участков.
Чтобы убедиться, что земля находится в собственности публично-правового образования, нужно найти свободный от застроек, но сформированный по требованиям ЗК РФ (статья 11) участок на кадастровой карте РосРеестра.
Если сведения на электронном ресурсе не соответствуют действительности, точную информацию можно получить при запросе выписки из ЕГРН.
Имущественное право публично-правовых образований четко регламентируется законодательством РФ. Собственность ППО – это имущество государства, его субъектов и муниципальных образований, которыми владельцы имеют право распоряжаться в интересах публично-территориального коллектива.
Порядок управления публичными объектами гражданско-правовых отношений в РФ определяется Гражданским и Земельным кодексами, а также соответствующими законами и подзаконными актами.
Право публичной собственности — понятие на простом языке
Значительная часть недвижимых объектов и земель до сих пор находится в государственной собственности.
Правильно это или нет, можно говорить об этом много, но для простых граждан важно уже сейчас различать основные формы собственности.
Согласно Конституции РФ на территории страны признается три основные формы:
- Государственная.
- Муниципальная.
- Частная.
Если вы успели заметить, в приведенном перечне легко улавливается некая иерархия, в которой главную позицию занимает государство, сохраняя тем самым прежний статус обладания правом на все стратегически важные объекты недвижимости, в том числе земельные участки.
Собственно, как государство, так и его муниципалитеты обладают, как принято говорить юридическим языком, публичной, то есть общественной собственностью. Следовательно, это понятие трактуется широко.
Понятие публичной собственности
Согласно законодательству России государство точно такой же самостоятельный субъект права, подобно физическим и юридическим лицам. Но конкретно правом публичной собственности являются органы власти (федеральные или муниципальные).
Однако, юридическую ответственность за имущество и земли все же несут не они непосредственно, а государство или его конкретное публично-правовое образование (муниципалитет).
Ее можно определить по компетенции органа власти, закрепленной в законах РФ. Приведем несколько примеров.
Пример №1
Одним из самых известных способов изменения статуса публичного имущества является приватизация. По всей стране прошло несколько ее этапов, и вот в очередной раз приватизируются госучреждения и их земли. Эти процессы подразумевают переход собственности в частные руки, то есть в частную собственность.
Правом на акции и доли приватизируемых государственных и муниципальных компаний обладают различные комитеты и фонды по управлению имуществом. В случае нарушений процедуры приватизации, к примеру, продажей фондами имущества умышленно по заниженной стоимости частным владельцам, ответственность несут либо государство (если объект находился в компетенции федерального центра), либо администрация муниципального образования (города, села и т.д.).
Из этой статьи вы узнаете о функция и задачах Кадастровой палаты.
Читайте здесь для чего нужен проект межевания линейных объектов.
Пример №2
Исторические и культурные памятники часто служат объектом отчуждения вследствие вынужденно принимаемых решений на государственном уровне.
Правом проводить процедуру купли-продажи или передачи культурных ценностей наделены комитеты Министерства культуры РФ. Ошибки, потенциально допущенные ими, будут исправляться от имени государства, а не конкретно комитетом или фондом при министерстве. Например, необоснованная безвозмездная передача картин представителю музея другого государства может повлечь прямой материальный ущерб обществу.
Недостатки и явные преимущества публичной собственности
Если говорить о недостатках публичного правового статуса имущества, то здесь важно сделать одно замечание, их едва ли заметишь, и вот почему. С точки зрения владения самим государством или муниципалитетом объект может приносить одни убытки (содержание или отсутствие прибыли).
С другой стороны, если учитывать, что до сих пор в публичной собственности может оставаться земельный участок или квартира, то здесь обнаружится сразу несколько рисков для человека, владеющего ими на правах по договору социального найма. Он известен своими ограничениями и жесткими государственными положениями.
Например, наниматель не вправе продать государственное (публичное) жилье от своего имени и получить от этой сделки прибыль. Нарушая обязательные требования Жилищного кодекса РФ, наниматель может быть выселен на вполне реальных основаниях, без предоставления другой жилой площади. Собственниками являются ведомства или муниципальные органы власти.
Читайте здесь о функциях и задачах Росреестра.
Плюсы есть и они очевидны
Опять возвращаясь к теме повальной приватизации жилого фонда, продемонстрируем преимущество нахождения квартир в публичной собственности:
- частники обязаны платить налог на имущество, а нахождение квартиры в публичной собственности освобождает граждан от подати;
- в случае возникновения природных бедствий и утери публичного жилья, можно надеяться на скорое возмещение убытков в виде новой квартиры или дома;
- наниматель всегда лучше защищен от мошенничества, чего нельзя сказать о частных собственниках при продаже квартир. Их просто нельзя будет забрать у нанимателей.
Из этого видео вы узнаете о праве собственности:
Собственность публично-правовых — Жильё де-юре
Заместитель Председателя Правления МКА «Право и Защита»
Права собственности на недвижимое имущество и сделки с недвижимостью иностранных граждан в России
В последнее время на рынке недвижимости появилась новая тенденция: иностранные граждане активно включаются в операции с недвижимым имуществом в РФ. Распространение получили сделки купли-продажи квартир, загородных домов, земельных участков с различным назначением (для огородничества, садоводства, личного подсобного хозяйства и др.), а не просто оформление в аренду квартир, в которых проживают иностранные граждане, пока живут и работают в России.
Конечно, чаще всего иностранные граждане — это не жители Европы или Америки, а граждане ближайшего зарубежья или бывшие российские граждане, которые стали гражданами других государств, не допускающих двойного гражданства.
Широко известно, что существуют страны, такие как: Турция, Чехия, Болгария, Словакия, Австрия, Австралия, Швейцария и др., в которых иностранным гражданам как физическим лицам труднее инвестировать в приобретение недвижимости из-за ограничений или запретов внутреннего законодательства данных стран. Иностранцы в таких странах зачастую вынуждены регистрировать юридические лица и впоследствии приобретать на их имя в собственность понравившееся недвижимое имущество.
Справедливо, что граждане подобных стран или бывшие россияне опасаются, а нет ли в России аналогичных ограничений для иностранных граждан.
Необходимо отметить, что либеральные страны с устойчивой экономикой, поощряющие инвестиционные вливания в свою экономику, такие как Германия, Франция, Испания, Бельгия, Китай и др. не устанавливают законодательных ограничений при приобретении, продаже, владении и распоряжении недвижимостью для иностранных граждан.
К числу стран, в которых не существует препятствий для иностранцев при операциях с недвижимым имуществом, относится и Российская Федерация, что декларируется в Основном законе — Конституции РФ.
Согласно ст.62 Конституции РФ иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Общий конституционный принцип подкрепляется положениями Гражданского кодекса РФ и российским миграционным законодательством.
Свобода совершать сделки иностранным гражданином связана с таким фундаментальным юридическим понятием, как правосубъектность, включающая в себя правоспособность и дееспособность физического лица.
В соответствии со ст.1195 ГК РФ личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет. При этом если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право.
Место жительства иностранного гражданина в России определяется в силу ст.2 ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ как жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном данным Федеральным законом.
На основании ст.7 данного закона постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания. Основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает в себя фиксацию адреса конкретного жилого помещения в виде на жительство или в разрешении на временное проживание указанного иностранного гражданина, а также в учетных документах органа миграционного учета и в государственной информационной системе миграционного учета (ст.15 того же закона).
Перечень необходимых документов для регистрации иностранного гражданина по месту жительства указан в ст.17 ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ»:
— документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;
— вид на жительство или разрешение на временное проживание;
— документы, подтверждающие право пользования жилым помещением;
— постоянно или временно проживающим в Российской Федерации лицом без гражданства:
— вид на жительство или разрешение на временное проживание;
— документы, подтверждающие право пользования жилым помещением.
При наличии жилого помещения (квартиры, жилого дома, комнаты) в собственности у иностранного гражданина достаточно в миграционную службу предъявить свидетельство о государственной регистрации права и договор купли-продажи данного жилого помещения.
В соответствии со ст.1 Жилищного кодекса РФ граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Основные начала жилищного законодательства всецело относятся к иностранным гражданам, законно находящимся на территории России, им также гарантируется нашим государством неприкосновенность и недопустимость произвольного лишения жилища, реализация прав наравне с другими участниками жилищных отношений в реализации прав и их судебной защиты и т.п.
Вместе с тем иностранные граждане, имеющие равные права и свободы с гражданами России, обязаны обеспечивать сохранность жилищного фонда, использовать жилые помещения по назначению и не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Так же как и россияне, иностранец может быть выселен из жилого помещения по решению суда, в случаях, предусмотренных жилищным законодательством, например, за систематическое нарушение прав и законных интересов соседей или за бесхозяйственное обращение с жилым помещением или его разрушение.
Гражданская правоспособность физического лица — способность иметь гражданские права и нести обязанности, возникающая в момент рождения и прекращающаяся смертью (ст.17 ГК РФ). Правоспособность включает в себя возможность иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.
В силу ст.1196 ГК РФ гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом.
Согласно ст.1197 ГК РФ гражданская дееспособность физического лица определяется его личным законом. Физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности. Признание в Российской Федерации физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву.
Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст.21 ГК РФ). Для краткости изложения случаи досрочного приобретения дееспособности иностранным гражданином нами не рассматриваются.