Всё о служебной тайне и её охране
Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Исполнение трудовых обязанностей нередко связано с понятием служебной тайны. Что законодатель относит к этой категории, как охраняется конфиденциальная информация? Почему служебная и профессиональная тайна – это не одно и то же? Знать ответы на поставленные вопросы полезно не только профессионалам, кадровым работникам и руководителям бизнеса, но и гражданам, чьи интересы защищает законодательство в этой сфере.
Служебная тайна как объект права
Понятие тайны само по себе предполагает, что существует некая информация, не подлежащая разглашению. Отличие служебной тайны от других видов тайн состоит в том, что она относится к определенной сфере – государственной службы, с ней работают только госслужащие (и муниципальные служащие).
Вопрос: Является ли информация в документах с пометкой «Для служебного пользования» государственной или коммерческой тайной?
Посмотреть ответ
Понятие служебной тайны не ново. В СССР, согласно действующему в то время законодательству, выделялись три уровня конфиденциальной информации:
- государственная тайна (под грифом «совершенно секретно», «информация особой важности»);
- собственно служебная тайна (под грифом «секретно»);
- служебные сведения, помечаемые обычно «для служебного пользования».
В 1993 году был принят ФЗ №5485-1 от 21/07/93 «О государственной тайне». Различные степени секретности стали присваиваться сведениям, содержащим государственную тайну. Они соответствуют степени ущерба, который может быть нанесен безопасности страны в случае разглашения.
Служебная информация в целом оказалась при этом недостаточно законодательно обеспечена, несмотря на то что используется в работе, для исполнения служебных обязанностей представителями:
- органов государственного управления;
- органов муниципального управления;
- государственных предприятий;
- государственных учреждений.
Вместе с тем служебная информация – это самостоятельный объект права. Выражение «служебная тайна» встречается в законодательно-нормативном правовом поле, в различных документах и статьях.
Кроме уже упомянутого ФЗ «О государственной тайне», к тайным сведениям служебного характера имеет отношение ФЗ-149 от 27/07/06 «Об информации». В частности служебная тайна упоминается в ст. 9 этого ФЗ.
Порядок обращения с документами, содержащими служебную тайну, закреплен в правительственном постановлении №1233 от 03/11/94. Этот документ имеет ограниченный диапазон действия – им руководствуются только федеральные исполнительные органы. В федеральных законах, касающихся работы определенных специалистов – госслужащих, как правило, есть положения, относящиеся к служебной тайне.
В Указе Президента №188 от 06/03/97, утверждающем перечень конфиденциальных сведений, служебная тайна определяется как «служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти» в соответствии с ГК РФ и федеральным законодательством.
Служебная и профессиональная тайна
ВАЖНО! Образец акта о результатах работы комиссии при проведении служебного расследования по факту разглашения коммерческой тайны от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Из сказанного ранее ясно, что на сегодняшний день четкого, бесспорного законодательного разделения между различными видами тайны нет. Кроме служебной, особо выделяют государственную тайну, есть тайна частной жизни (личная, семейная, тайна голоса), есть коммерческая тайна, касающаяся секретов бизнеса.
Однако наиболее значимым и в то же время сложным процессом является попытка разделить тайну служебную и профессиональную. Возможно ли это в принципе?
Попробуем разобраться. Итак, служебная тайна – сфера работы госслужащих и муниципальных служащих. Это ее основной признак. Профессиональной тайной могут обладать профессионалы, занимающие различные должности, с государственной и муниципальной службой не связанные. Служебная тайна на практике регламентируется актами специального назначения, предназначенными для чиновников, а профессиональная тайна в первую очередь подчиняется нормам трудового законодательства.
Заметим, что и та и другая разновидность тайны упомянуты в ТК РФ (ст. 57, 81, 243). Разнится и состав тайных сведений. Как правило, профессиональная тайна представляет собой более узкий массив сведений, по сравнению со служебной тайной.
В состав служебной тайны входят сведения о деятельности госоргана, муниципального органа, в соответствии с внутренними регламентами этих органов. В то же время в состав профессиональной тайны могут входить узкоспециальные сведения, не подлежащие разглашению, к примеру, тайна исповеди, журналистская тайна, иная тайна, относящиеся к той или иной профессии.
На заметку! Существуют тайны, которые нельзя однозначно отнести к профессиональным или служебным. К примеру, персональные данные частного лица могут составлять служебную тайну для судьи, являющегося государственным должностным лицом, и профессиональную тайну для работника кадровой службы коммерческой фирмы.
Какая информация является служебной тайной
Существуют несколько различных классификаций служебной тайны. По категориям она может быть разделена таким образом:
- служебные секретные сведения о работе федеральных властных, государственных органов; ограничения на доступ к таким сведениям диктуются федеральным законодательством с целью защиты интересов страны;
- тайна предварительного следствия и судебная тайна, включающая в себя тайну работы судей и присяжных;
- конфиденциальные сведения, попавшие в поле зрения чиновников по долгу службы: любая личная, профессиональная или относящаяся к ведению бизнеса, не подлежащая разглашению информация.
Имеет место и несколько иная классификация, раскрывающая предыдущую, конкретизирующая служебные тайны по объектам. Согласно ей, к служебным относят:
- военную тайну;
- тайну следствия;
- судебную тайну;
- налоговую тайну;
- конфиденциальную информацию, которая составляет чью-либо коммерческую, банковскую, профессиональную тайну или тайну личной жизни, которой владеет государственный или муниципальный служащий.
В силу недостаточной законодательной проработки вопроса разграничения различных видов тайн, многие специалисты-правоведы предлагают относить к служебным, кроме названных выше, адвокатскую тайну, врачебную тайну.
Разберем некоторые вопросы служебной тайны, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни наиболее часто, подробнее.
Записи актов гражданского состояния населения — у этих сведений двойственная секретность: они являются тайной личности и служебной тайной одновременно: граждане имеют право на личную жизнь согласно Основному Закону страны (ст. 23 Конституции), в то же время чиновники, отображающие факты этой жизни, в силу служебного положения не имеют права распространять указанные сведения третьим лицам произвольно. Обычно в первую очередь, говоря о сведениях ЗАГС, упоминают тайну усыновления, однако в равной степени не подлежат разглашению служебные сведения о рождении, смерти, смене фамилии (имени), изменении семейного положения, определения родственности (установления отцовства). Такие сведения предоставляются только по запросу правоохранительных, судебных органов.
По схожим основаниям охраняется и медицинская (врачебная) тайна, которую, как сказано выше, некоторая часть специалистов предлагает считать служебной.
Являясь налогоплательщиком, каждый гражданин РФ так или иначе сталкивается с понятием налоговой тайны. Не все сведения, передаваемые в налоговую, являются служебной тайной. К примеру, идентификационный номер налогоплательщика, сведения о нарушении законодательства о налогах – это общедоступные сведения.
В то же время налоговой служебной тайной являются:
- сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, декларациях;
- основания начисления налогов, расчеты, сведения о доходах и расходах фирмы;
- данные об отчислениях в бюджет за 3 года;
- иные сведения, касающиеся непосредственно начисления и уплаты налоговых сумм.
Служебную тайну в целом можно разделить на две части:
- сведения о работе самой государственной (муниципальной) структуры;
- сведения, ставшие известными чиновникам в соответствии с законом и в силу исполнения ими служебных функций.
Здесь тоже существует альтернативная точка зрения на классификацию этого вида тайны. Она гласит, что к служебной тайне можно отнести только данные о служебной деятельности органов, которые должны быть скрыты от широкой огласки до определенного времени. Такая скрытность будет являться гарантией эффективного выполнения задач, возложенных на государственные и муниципальные структуры законодателем. Речь, в частности, идет о проведении определенного вида проверок, другой оперативной деятельности схожего характера, которая обычно проводится ФНС, органами прокуратуры и т.д.
Другие аспекты тайных сведений, согласно этому мнению, должны быть отнесены к профессиональным тайнам.
Какая информация не относится к служебной тайне
Работа государственных и муниципальных органов, если рассматривать ее с точки зрения служебной тайны, строится на защите не подлежащей разглашению информации, которая им не принадлежит, так называемой «чужой тайны». Сами они тоже являются источником такого рода информации. Если она не относится к государственной тайне, согласно ФЗ №5485-1, следовательно, представляет собой служебную тайну, отраженную в специальных нормативных документах.
Очевидно, что не вся информация от государственных или муниципальных структур, является тайной.
К служебной тайне не могут быть отнесены перечисленные сведения:
- Законодательные акты, содержащие информацию о правовом статусе органов власти, организаций, структур, объединений, касающиеся прав и свобод граждан.
- Функции и порядок работы органа власти и его местоположение.
- Порядок рассмотрения заявлений физлиц и юрлиц во властные структуры.
- Информация о разного рода ЧП, в том числе природного характера, сведения, необходимые для безопасности населения, объектов производства.
- Сведения о бюджете государства и его муниципальных образований, иные экономические сведения, в которых заинтересовано население.
- Открытые архивы и документы, необходимые для осуществления прав граждан, согласно действующему законодательству.
Защита служебной тайны
Очевидно, что служебная тайна нуждается в защите. Сформирован целый ряд механизмов, охраняющих служебную тайну от незаконного завладения ею третьими лицами, внесения в нее изменений, уничтожения.
Соглашение о неразглашении, отражение в трудовом договоре четко прописанных дополнительных условий и мер по сохранению служебной тайны, разработка отдельного ЛНА, касающегося служебной тайны – это правовые инструменты защиты конфиденциальной служебной информации. Кроме них могут предусматриваться еще технические средства защиты, в том числе и кодирование сведений.
Важную роль играет организация процесса сохранности служебной информации в коллективе: учет работников с особым доступом к таким сведениям, их обучение, особый порядок работы с деловыми бумагами и иными носителями информации, составляющими служебную тайну. Работник, допустивший утечку тайных служебных сведений, может быть уволен по ст. 81 ТК РФ п.6 (в).
КоАП РФ статьей 13.14 предусматривает штрафы за разглашение сведений с ограниченным доступом. В частности, если «утечка» произошла по вине должностного лица, штраф может составить от 4 до 5 тыс. рублей.
За разглашение служебной тайны может наступить и уголовная ответственность. Так, статьей 155 УК РФ предусмотрен штраф до 80 тыс. руб., арест до 4 месяцев за разглашение тайны усыновления, удочерения. При этом недобросовестный чиновник может быть лишен права занимать определенные должности на срок до 3 лет.
Предусмотрены статьи и за разглашение служебной тайны, касающейся защиты участников судебных разбирательств, работников правоохранительных, контролирующих структур.
Служебная тайна, служебная информация и информация для внутреннего пользования
В Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — 149-ФЗ) закреплено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. На практике встречаются случаи, когда ограничения на доступ к информации устанавливаются подзаконными актами. Подобным актом является «Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии» (утв. постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233). Согласно п.1.2 указанного Положения к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью. Основным недостатком данного определения является крайне нечеткое определение служебной информации ограниченного распространения, поскольку категория «служебная необходимость» не определена ни в законодательстве, ни в юридической доктрине и может быть истолкована сколь угодно широко. Поскольку критерием отнесения тех или иных сведений к категории служебной информации ограниченного распространения являются не конкретные объективные факторы, а субъективная категория – «служебная необходимость», возникает повод для возможности принятия произвольных правоприменительных решений.
В действующих законах определены некоторые категории, которые по своему характеру приближены к понятию «служебная тайна», например:
На основании анализа вышеуказанных нормативных правовых актов представляется возможным дать следующее определение служебной тайне – это не относящаяся к государственной тайне, полученная государственным органом или органом местного самоуправления информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральным законом в интересах иных лиц. При таком понимании служебной тайны к ней будут относиться все иные (за исключением государственной тайны) виды информации ограниченного доступа, находящиеся в обладании государственного органа или органа местного самоуправления.
В отсутствие нормативно закрепленного понятия «служебная информация» им оперируют как нормативные правовые акты, регламентирующие порядок прохождения государственной и муниципальной службы, так и документы, определяющие особенности инвестиционных отношений.
В литературе же предлагаются различные подходы к разграничению служебной информации и служебной тайны: с учетом состава, характера и носителей сведений, на которые распространяется режим конфиденциальности. Однако концептуальной предметной основой дискуссии является определение того, являются ли служебной информацией только сведения, полученные в рамках служебных правоотношений в их публично-правовом смысле, или категория «служебная информация» применима к любым сведениям, полученным, в том числе, в рамках гражданских правоотношений.
Ст.9 149-ФЗ запрещает ограничивать доступ к информации «о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну)». Принцип открытости сведений о деятельности публичных органов развивается в Федеральном законе от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» и в Федеральном законе от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», и в них под информацией о деятельности указанных органов понимается информация, как созданная, так и полученная этими органами в процессе своей деятельности. Важно отметить, что хотя оба закона не используют термина «служебная информация», но информация, составляющая предмет регулирования этих законов, вне всякого сомнения является служебной, и что названные законы не только декларируют принцип открытости такой информации, но и содержат ряд конкретных гарантий ее доступности.
Таким образом, можно попытаться провести границу между служебной информацией и служебной тайной. С точки зрения правовой доктрины предмет для спора отсутствует, и вряд ли кто-либо из специалистов сомневается, что информация, составляющая служебную тайну, входит в состав общей категории «служебная информация». Однако на уровне законодательства и правоприменительной практики проблемы существуют. Как было показано выше, в правовых актах эти категории часто смешиваются, и режим конфиденциальности пытаются распространить на всю служебную информацию.
Необходимо обратить внимание, что доступ к информации может быть ограничен ее обладателем в рамках реализации полномочий, предусмотренных ч.3 ст.6 149-ФЗ. Кроме того, согласно п.4 ч.3 ст.6 149-ФЗ обладатель информации может защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами.
Представляется возможным сформулировать основные квалифицирующие признаки информации для внутреннего пользования:
В п.3 ч.4 ст.6 149-ФЗ зафиксирована обязанность обладателя информации принимать меры по её защите. Эта обязанность соответствует праву по ограничению доступа к информации (п.1 ч.3 ст.6 149-ФЗ). Соответственно, обладателю информации для надлежащей реализации своих прав необходимо будет ввести режим информации для внутреннего пользования, представляющий собой систему правовых, организационных и технических мер по обеспечению конфиденциальности информации для внутреннего пользования.
Конфиденциальная информация в трудовых отношениях
Служебная тайна была определена в ст. 139 ГК РФ через признаки:
- когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам,
- к ней нет свободного доступа на законном основании,
- и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами. С введением в действие Части четвертой ГК РФ ст. 139, как известно, утратила силу. В ТК РФ в связи с этим изменений не произошло. О служебной тайне говорится в Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении сведений конфиденциального характера»: служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна). О порядке отнесения сведении к служебной (в частности) тайне сказано в законе «Об информации…»:
Статья 9. Ограничение доступа к информации. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.
Еще одну разновидность конфиденциальной информации, которая могла быть отнесена к служебной тайне (если бы она имела четкие признаки определения), имеет в виду Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 29 марта 2008 г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в п. 7 ст. 15 которого в числе основных обязанностей госслужащего значится: не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство. К служебной тайне принято относить информацию о деятельности государственных органов (управления, контролирующих, правоохранительных и т.д.) и их служащих, представляющую не коммерческий, а государственный интерес, (руководитель государственного органа несет ответственность за охрану служебной тайны и устанавливает состав информации, доступ к которой ограничивается в интересах обеспечения реализации функций государственного органа.
Аналогичная обязанность есть и у муниципальных служащих: не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство (п. 6 ст. 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ред. от 21.11.2011). (Руководителем муниципального органа определяется состав служебной тайны, ограничение распространения которой диктуется служебной необходимостью. Служебную тайну составляет несекретная информация, которая касается деятельности муниципального органа и доступ граждан к которой ограничивается в интересах обеспечения функций муниципальным органом.
Часть четвертая ГК РФ ввела новое понятие: служебный секрет производства. Согласно ст. 1470 Закона: 1. Исключительное право на секрет производства, созданный работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя (служебный секрет производства), принадлежит работодателю. 2. Гражданин, которому в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя стал известен секрет производства, обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений до прекращения действия исключительного права на секрет производства.
Возникает неизбежный вопрос о соотношении служебной тайны и служебного секрета производства. Между этими понятиями есть общее. Как то, так и другое может быть содержанием трудовых обязанностей работника, заключившего трудовой договор с работодателем. И служебная тайна, и служебный секрет производства — конфиденциальные сведения, за разглашение которых наступает юридическая ответственность.
Однако, на наш взгляд, это разные понятия, и служебная тайна как таковая сохраняет свое значение для трудовых отношений.
В гражданском праве термин «служебный» применяется в ином, более широком смысле, когда в некоторых случаях «служебными» называются такие объекты, которые созданы в связи с трудовой функцией работника, хотя и вне рамок этой трудовой функции, считают некоторые специалисты в области гражданского права. Так, по трудовому праву авторские произведения (и исполнения) могут быть служебными, а изобретения служебными считать нельзя. Результаты трудовой деятельности относятся к «служебным» только в том случае, если работник обязан был создать их по трудовому договору. Иные результаты — в рамках трудового права — нельзя именовать «служебными», хотя они могут возникнуть в связи с выполнением работником его трудовой функции.
В ст. 1295 ГК РФ предусмотрено, что авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору, в то время как исключительное право на такое произведение принадлежит работодателю (если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное). Но исключительное право, в отличие от других авторских прав, с самого момента создания служебного произведения в соответствии с законом считается переданным работодателю (п. 3 ст. 1228 ГК РФ).
Наконец, служебная тайна, в отличие от служебного секрета производства, может не иметь (и чаще всего не имеет) отношения к личности работника, достоянием которого она стала в силу занятия определенной должности, и он, как правило, дает подписку в той или иной форме о ее неразглашении.
В настоящее время имеются два наиболее известных законопроекта о служебной тайне, один из которых был разработан Минэкономразвития РФ и обсуждался в октябре 2003 г., другой представлен от имени группы депутатов Государственной Думы РФ и был внесен в Думу сначала в декабре 2004 г., затем в апреле 2006 г. Текст проекта Федерального закона «О служебной тайне» доступен в Справочной правовой системе «Консультант- Плюс» (проект № 124871-4).
Понятие служебном тайны в депутатском законопроекте хотя и недостаточно совершенно, все же отработано лучше: «Сведения, составляющие служебную тайну (служебная тайна), — конфиденциальные сведения, образующиеся в процессе управленческой деятельности органа или организации, распространение которых препятствует реализации органом или организацией предоставленных ему полномочий либо иным образом отрицательно сказывается на их реализации, а также конфиденциальные сведения, полученные органом или организацией в соответствии с их компетенцией в установленном законодательством порядке».
Законопроект Минэкономразвития РФ, в отличие от депутатского законопроекта устанавливает степени конфиденциальности сведений, отнесенных к служебной тайне (ст. 8): документам, содержащим сведения, составляющие служебную тайну, присваивается гриф «Конфиденциально» или «Для служебного пользования». Гриф «Конфиденциально» налагает на лица, получившие доступ к соответствующим документам, обязанность не ссылаться на них, не публиковать и не разглашать в иных формах, не комментировать их содержание и факт их существования. Правом доступа к документам с грифом «Конфиденциально» обладают все должностные лица органа государственной власти или органа местного самоуправления, где создан указанный документ, а также иные лица, получившие доступ к документу в соответствии с настоящим Федеральным законом. Гриф «Для служебного пользования» отличается тем, что правом доступа к документам с таким грифом пользуются только лица, определенные руководителем органа власти по представлению уполномоченного должностного лица.
Что касается положений обоих законопроектов о режиме передачи и доступа к служебной информации, а также общих норм о контроле и ответственности, то здесь значительной специфики и каких-либо особенно оригинальных положений не наблюдается 1 Шевердяев С.Н. Конституционно-правовой режим информации ограниченного доступа // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 1. .
Для трудового права соображения авторов законопроектов, конечно, интересны, однако нельзя не отметить, что данные законопроекты не рассчитаны на трудовые отношения.
Обобщая положения, содержащиеся в нормативных правовых актах, и стремясь выделить тайну как служебную, можно попытаться определить ее следующим образом. Служебная тайна — это конфиденциальные сведения, полученные в результате трудовой деятельности работника или ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство, в соответствии с нормативно определяемым перечнем, не относящиеся к государственной тайне, доступ к которым ограничен органами государственной власти федеральными законами.
Сведения, составляющие служебную тайну
Государственные служащие в процессе своей деятельности получают доступ к секретным сведениям, не предназначенным для распространения неопределенному кругу лиц. То есть, им становится известна информация, составляющая служебную тайну. Ее разглашение грозит нарушителю не только увольнением, но и ответственностью в соответствии с нормами Уголовного кодекса или КоАП РФ (Кодекса об административных правонарушениях).
Что такое служебная тайна: определение
Суть данного термина наиболее четко разъяснена в Указе Президента России № 188, изданного еще 6 марта 1997 года. Согласно этому нормативному акту (п.3) под служебной тайной понимается информация, доступ к которой был ограничен государственными органами. Данное ограничение диктуется требованиями, содержащимися в федеральных законах и в Гражданском кодексе РФ. А охраняемые сведения непосредственно связаны с деятельностью конкретного госоргана.
Более подробно, что такое служебная тайна, закон не определяет. Хотя множество различных правовых актов предписывают ее соблюдение работникам, которым она доверена в силу исполнения трудовых функций. В частности, федеральный закон «О государственной гражданской службе» (закон № 79-ФЗ от 27.07.2004) в ст. 37 гласит, что разглашение любой тайны, охраняемой законом, является основанием для расторжения служебного контракта с госслужащим. Еще конкретнее об увольнении по этой причине говорится в Трудовом кодексе. 81-й статьей ТК установлено, что за разглашение служебной тайны, в том числе, персональных данных другого сотрудника, работник может быть уволен по инициативе руководства.
Сведения, составляющие служебную тайну
В соответствии с президентским Указом № 188, служебная тайна относится к конфиденциальным данным. Это означает, что лица, имеющие к ней легальный доступ, не вправе передавать известные им сведения посторонним лицам, не получив согласия от обладателя тайной информации.
Служебная информация и служебная тайна – родственные понятия, если речь идет о служебной информации ограниченного распространения. Детально о ней говорится в утвержденном Правительством РФ Положении № 1233 от 03.11.1994, посвященном порядку обращения с подобными сведениями в исполнительных органах федеральной власти. Ориентируясь на указанный документ, можно заключить, что служебную тайну составляют следующие данные:
информация о деятельности государственного органа, если ограничения, связанные с ее передачей третьим лицам, продиктованы служебной необходимостью;
поступившая в федеральный госорган несекретная информация, доступ к которой законодательно ограничен.
Например, сведения служебной тайны о деятельности организации могут быть связаны с ее структурой, заключенными контрактами или данными о руководителях госоргана. Подобная информация имеет гриф «для служебного пользования». Второй тип служебной тайны можно проиллюстрировать тайной усыновления, о котором стало известно органам ЗАГС или опеки и попечительства.
Основные отличия от других видов тайн
Труднее всего отличить служебную от профессиональной тайны. Основное отличие состоит в том, что получателями служебной тайны являются работники определенного госоргана, которые узнали о ней, выполняя свою работу. Например, если врачу в ходе лечения пациента становится известен его диагноз, эта информация является врачебной (профессиональной) тайной доктора, вне зависимости, в какой структуре он работает. А если данные о заболеваниях гражданина будут запрошены следователем для раскрытия преступления, то для работников следственного органа они будут составлять служебную тайну.
Служебная и коммерческая тайна различаются похожим образом. Коммерческая тайна имеет коммерческую ценность, и компания сама определяет, что к ней относится. Если засекреченные фирмой сведения становятся достоянием госоргана (например, налоговой службы во время проверки), то для его работников они являются служебной тайной. К носителям служебной тайны относятся только сотрудники государственных органов. Персонал коммерческих структур ею не обладает.
Государственная тайна и служебная тайна — разные понятия. Если служебная тайна охраняется с целью защитить интересы физического или юридического лица, то государственная тайна призвана защитить интересы страны в целом, обеспечить ее безопасность и существование на карте мира. О государственной тайне принят отдельный закон № 5485-1 от 21.07.1993, регулирующий основные вопросы в этой сфере. Законопроект о служебной тайне до сих пор находится в стадии разработки.
Ответственность за разглашение служебной тайны
Поскольку служебная тайна относится к конфиденциальным сведениям, за ее разглашение должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 13.14 КоАП. За указанное деяние предусмотрен денежный штраф в размере 4 000 – 5 000 рублей.
Защита служебной тайны осуществляется и в рамках Уголовного кодекса. Например, 155-я ст. УК устанавливает ответственность за разглашение тайны усыновления должностным лицом. Ему может в т.ч. грозить штраф в размере до 80 000 рублей, арест до 4-х месяцев, исправительные работы до 1 года.
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.