Как организацию накажут за отсутствие СОУТ
Ответственность за отсутствие СОУТ — это санкция за отказ или уклонение от проведения специальной оценки условий труда в тех случаях, когда это необходимо по законодательству.
31.12.2018 закончился период проведения спецоценки условий труда в России, установленный ФЗ-426. В связи с этим возникали вопросы: когда начнут штрафовать за отсутствие СОУТ? Свои полномочия контролирующие органы уже реализуют в полном объеме: с 01.01.2019 Роструд начал штрафовать работодателей за отсутствие специальной оценки условий труда (СОУТ). Таким образом, штраф за отсутствие спецоценки условий труда в 2020 году последует, если работодатель не имеет на руках результатов проведения СОУТ. Но некоторые из них смогут избежать ответственности, если выполнят рекомендации Минтруда России. Опубликованные министерством разъяснения должны помочь организациям малого бизнеса и ИП в вопросах проведения спецоценки. Рассмотрим подробнее, что советует Минтруд работодателям, чтобы не получить штрафы за отсутствие СОУТ.
Порядок проведения
В своих рекомендациях специалисты Минтруда напомнили всем работодателям основные принципы СОУТ. В частности, о том, что:
- В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда является обязательной и проводится у всех работодателей, независимо от организационно-правовой формы. В противном случае штраф за отсутствие СОУТ в 2020 году сотрудники Роструда выпишут в обязательном порядке. Но исключения имеются.
- По нормам Трудового кодекса РФ, работодатель — это физическое (ИП) либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с физлицом-работником.
- Если у индивидуального предпринимателя отсутствуют наемные работники по трудовому договору, то специальная оценка у него не проводится.
- Если ИП привлекает специалистов (бухгалтеров, юристов и т. п.) на условиях аутсорсинга (по гражданско-правовому договору), эти специалисты работают на дому (или дистанционно) и у них отсутствуют постоянные рабочие места, то СОУТ у таких предпринимателей не проводится.
- Работодатели обязаны подавать декларацию в отношении всех рабочих мест, на которых не выявлены по результатам специальной оценки условий труда вредные и (или) опасные производственные факторы. Такая декларация подается в Государственную инспекцию труда субъекта РФ (по месту нахождения работодателя). Срок действия поданной декларации — 10 лет, но только при условии, что на декларируемых рабочих местах за этот период не происходили несчастные случаи на производстве, профессиональные заболевания или нарушения, выявленные при проверках ГИТ. Минтруд напомнил, что декларацию о СОУТ можно подать дистанционно на сайте Роструда в интернете.
- Организации или ИП-работодатели, образованные в 2018 году, или новые рабочие места должны быть проверены в срок 12 месяцев с момента организации: если в организации появилось новое рабочее место, к примеру, в декабре 2018 года, то срок завершения специальной оценки условий труда — не позднее декабря 2020 года.
Контроль за СОУТ
Также в рекомендациях Минтруда указано, что в целях контроля за соблюдением работодателем Федерального закона о СОУТ Минтрудом России совместно с Рострудом в 2020 году планируется реализовать механизм предупреждения нарушений обязательных требований российского законодательства о специальной оценке условий труда. Этот механизм контроля за СОУТ заключается в направлении работодателям письменных предупреждений о недопустимости нарушения требований охраны труда и закона о СОУТ. Таким образом, надзорные органы не сразу прибегают к такой форме наказания, как штраф за отсутствие спецоценки рабочих мест, обычно сначала работодатель получает уведомление. В таком предостережении специалисты Роструда должны установить срок устранения возможного нарушения.
Еще один важный момент: кто может оштрафовать за отсутствие спецоценки? Помимо сотрудников Роструда, правом на проведение проверки наделены:
- трудинспекторы, причем практика показывает, что они интересуются и теми работодателями, которые провели спецоценку, но не вовремя;
- специалисты Пенсионного фонда РФ. ПФР запрашивал соответствующую документацию по СОУТ в бумажном и электронном виде, сдать ее необходимо было до 01.06.2019. Цель — устранить расхождения данных, содержащихся в ГИС СОУТ с фактически предоставленными данными по спецоценке, содержащимися в отчете.
Что и как проверяют
При проверке используется проверочный лист (так называемый чек-лист), введенный приложением № 21 к Приказу № 655 от 10.11.2017. Он содержит 20 вопросов.
Обязательно заинтересуют инспектора локальные нормативные акты, периодичность осуществления проверки, все документы по спецоценке, отражающие процедуру ее проведения и документы о результатах.
Таким образом, следует подготовить такие документы:
- приказ руководителя о создании и утверждении комиссии по спецоценке;
- график;
- перечень включенных в оценку рабочих мест;
- перечень вредных и опасных факторов на производстве, подлежащих отдельному исследованию;
- список мероприятий, которые решено осуществить по результатам в сфере охраны труда;
- отчет об осуществлении оценки;
- результаты произведенной идентификации потенциально вредных и опасных производственных факторов.
Кроме того, инспектор обязательно уточнит, подана ли декларация соответствия в Роструд, утвержден ли отчет всеми членами комиссии, имела ли испытательная лаборатория, проводившая измерения фактических показателей вредных факторов на производстве, соответствующую лицензию и т. д.
Виды ответственности работодателя за нарушения требований по проведению
Действующим законодательством предусмотрена не только административная ответственность за отсутствие СОУТ, но и уголовная. Есть особенности привлечения работодателей к этим двум видам ответственности по закону.
Административная
Минтруд уже разработал порядок привлечения к ответственности: то есть уже решено, как будут штрафовать за отсутствие СОУТ. К работодателю, не исполнившему требования из полученного от Роструда предупреждения, применяется механизм административного рассмотрения правонарушения с последующим наложением на работодателя санкций, предусмотренных нормами статьи 5.27.1 КоАП РФ. А это штраф в размере до 80 000 рублей — за первичное нарушение и до 200 000 рублей — за повторное. Кроме того, возможна приостановка работы организации или ИП на период до 90 суток. Должностных лиц, допустивших повторное нарушение правил спецоценки, могут дисквалифицировать на период от 1 года до 3 лет.
В Минтруде рассчитывают, что такой подход даст возможность добросовестным и ответственным работодателям устранить нарушения без наложения административных штрафов.
Уголовная
В соответствии с положениями нормативных актов, административный штраф за отсутствие аттестации рабочих мест — не единственное возможное наказание за отсутствие СОУТ. Если в результате несчастного случая причинен тяжкий вред здоровью сотрудника или наступила его смерть, администрацию привлекут по ст. 143 УК РФ . Наказания предусмотрены различные в зависимости от наступивших последствий, среди них есть и серьезные денежные взыскания (до 400 000 рублей) и лишение свободы на продолжительный срок (до 5 лет).
Ответственность проводящих оценку
Она предусмотрена специальной статьей КоАП РФ — 4.54 . За нарушение порядка спецоценки юрлицам выпишут штраф в размере от 70 000 до 100 000 рублей, должностным лицам — в размере от 20 000 до 30 000 рублей. За повторное правонарушение санкции предусмотрены более серьезные, причем юрлицу грозит административное приостановление деятельности. Эксперт по данной статье несет ответственность как должностное лицо.
Как избежать наказания за непроведение
Не обязательна спецоценка только для предприятий — ИП, без работников и с работниками, нанятыми по аутсорсингу, и для новых рабочих мест (напомним, что на их оценку дается 12 месяцев). Кроме того, в отношении рабочих мест, где не выявлены вредные или опасные условия, подается только декларация в трудинспекцию. Соблюдая эти условия, можно наказаний избежать. Кроме того, не рекомендуется игнорировать предупреждения контролирующих органов, направленные в превентивном порядке.
Иных специальных положений для различных групп предприятий не предусмотрено. Так, отпадает вопрос, будут ли штрафовать микропредприятия за отсутствие СОУТ: да, будут, так как никаких льгот для этой категории работодателей не установлено.
Отсутствие спецоценки в 2020 году: как избежать ответственности
Специальная оценка условий труда (СОУТ) была введена Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ взамен аттестации рабочих мест. Законодатель определил, что к 01.01.2019 все компании и ИП, которые имеют наемных работников, обязаны оценить условия труда на их рабочих местах.
Для кого есть исключения
В 2020 году от СОУТ освобождены, а организациям не грозит штраф за отсутствие аттестации рабочих мест в 2020 году, если:
- законодательством предусмотрено проведение внепланового контроля (ст. 17 закона 426-ФЗ);
- необходимо оценить наличие вредных и опасных факторов на вакантных местах (Письмо Минтруда от 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041);
- организация создана менее года назад (сроки, когда начнут штрафовать за отсутствие СОУТ, в этом случае переносятся);
- работодатель состоит в трудовых отношениях с надомниками и дистанционными сотрудниками (их рабочие места не оценивают) (ст. 3 закона 426-ФЗ);
- работодателем выступает физическое лицо, не являющееся ИП, либо зарегистрированная религиозная организация (ст. 3 закона 426-ФЗ).
Во всех остальных случаях компании обязаны провести анализ производственных факторов, определить класс опасности, решить вопросы со средствами защиты, доплатами за вредность, иными гарантиями. Тем, кто не успевает или отказывается этим заниматься, грозит административная ответственность за отсутствие СОУТ в 2020 г. — чаще всего это штраф, хотя есть и более «агрессивные» меры.
Сроки для проведения СОУТ для вновь созданных организаций
Закон о спецоценке заработал в 2014 году, и у работодателей было время на ее проведение вплоть до 31.12.2018. Компании, которые открылись за несколько месяцев до истечения этого срока, успеть ее провести не могли. Поэтому штрафы за отсутствие спецоценки в 2020 году не предусмотрены для работодателей, которые работают менее 1 года.
Но вновь созданным организациям на СОУТ дается 12 месяцев со дня введения в эксплуатацию рабочих мест. И не важно, относится производство к микробизнесу или среднему предпринимательству. Поскольку вопрос, будут ли штрафовать микропредприятия за отсутствие СОУТ, на уровне правительства решен давно: наказывать надо всех, кто нарушит требования закона.
За что штрафуют
В действующем законодательстве предусмотрена только одна статья, по которой назначат штраф за отсутствие СОУТ в 2020 году, — ст. 5.27.1 КоАП РФ. Часть 2 этой статьи позволяет наказывать работодателей и их должностных лиц за отсутствие или нарушение порядка проведения оценки. При повторном нарушении их привлекут к ответственности по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Указанные нормы распространяются на ситуации, когда работодатель не ознакомил работников с результатами спецоценки, поскольку это нарушение порядка проведения исследований рабочих мест.
Отметим, что при первичных нарушениях наказание выносят инспекторы ГИТ. Но это не единственные уполномоченные лица, кто может оштрафовать за отсутствие спецоценки. Если выявлено повторное нарушение, то привлекут к ответственности работодателя и его уполномоченных лиц в судебном порядке.
Что касается размеров санкций, то за отсутствие или нарушение порядка проведения спецоценки инспектор ГИТ вправе вынести предупреждение или выписать штраф.
Штраф от 5000 до 10 000 рублей.
От 60 000 до 80 000 рублей.
Штраф от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет.
Штраф от 30 000 до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Как избежать наказания, если СОУТ не провели вовремя
По официальным данным, СОУТ завершилась в установленный срок в отношении порядка 72% всех рабочих мест. Собственникам оставшихся 28%, очевидно, грозит штраф за отсутствие спецоценки рабочих мест в 2020 г., внеплановые проверки ГИТ и иные «прелести».
Но Минтруд пообещал, что сразу наказывать не будут. В разъяснениях ведомства от 16.01.2019 сказано, что задача чиновников — узнать реальное состояние рабочих мест, а не просто наказать непослушных предпринимателей. И до того, как будут штрафовать за отсутствие СОУТ, компаниям разошлют официальные предостережения о недопустимости нарушения требований охраны труда. В этих предостережениях инспекторы ГИТ пропишут сроки устранения нарушений. Если на такое предупреждение работодатель не отреагирует, его накажут. Если в компании пока не успели, но уже начали проверку и анализ производственных факторов, ГИТ не станет наказывать ни должностных лиц, ни саму организацию за нарушение сроков.
О непредоставлении декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», работодатель НЕ ПОДАЛ декларацию в Государственную инспекцию труда УР. Прошло 6 месяцев либо год, как это выяснилось.
Вопрос.
Какой порядок действий работодателя?
Ответ.
Организация, у которой по результатам специальной оценки не выявлено вредных факторов, в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки обязана подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. В противном случае с 01.01.2015 возможно привлечение организации к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Представление декларации после установленного срока ответственности не снимает, кроме случая, когда декларация подана по истечении срока давности привлечения к ответственности.
В целях обеспечения безопасности условий и охраны труда работодатель обязан проводить специальную оценку условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон N 426-ФЗ) (ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ).
Сведения о результатах специальной оценки условий труда передаются в инспекцию труда организацией, проводящей специальную оценку условий труда, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении (ст. 6, ч. 1, 3 ст. 18, ч. 2, 3 ст. 28 Закона N 426-ФЗ).
В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ).
Отметим, что представить данную декларацию — в интересах самого работодателя, поскольку декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение пяти лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч. 4 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). А по истечении срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и в случае отсутствия в период ее действия несчастных случаев на производстве с занятыми на нем работниками (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или случаев профессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет (п. 3 Информации Минтруда России «Типовые вопросы и ответы (разъяснение Минтруда России по наиболее часто встречающимся вопросам о специальной оценке условий труда)»).
Данная декларация подается работодателем в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых она представляется (ч. 2 ст. 11 Закона N 426-ФЗ, п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утвержденного Приказом Минтруда России от 07.02.2014 N 80н).
Нарушение данной обязанности влечет за собой привлечение к ответственности:
— до 01.01.2015 — по ст. 5.27 КоАП РФ в виде административного штрафа для должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; для юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
— с 01.01.2015 — по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде предупреждения или административного штрафа для должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; для юридических лиц — от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
При этом привлечение к ответственности за непредставление декларации не отменяет обязанности организации ее представить.
В то же время следует учитывать, что согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности составляет год со дня совершения административного правонарушения по нарушениям трудового законодательства.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. п. 14 и 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Неисполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением, оно является оконченным с момента истечения этого срока.
В рассматриваемой ситуации организация-работодатель не сообщила в территориальный орган инспекции труда о результатах специальной оценки в определенный срок (не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки). Таким образом, поскольку нарушение в виде непредставления декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда не может быть отнесено к длящимся, организация может быть привлечена к ответственности в течение года со дня, следующего за последним днем для представления декларации. Следовательно, представление декларации по истечении этого срока для организации не влечет никакой ответственности.
Статья: Спецоценка условий труда: дополнительные возможности и ограничения (Смолева М.Е.) («Руководитель автономного учреждения», 2016, N 7)
Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» консультантом по правовым вопросам ООО НТВП «Кедр-Консультант» Макшаковым Игорем Борисовичем, апрель 2017 г.
Штраф за отсутствие СОУТ в 2022 году
Отвечаем на самые волнующие в 2021 году вопросы по проведению специальной оценки условий труда
Вопрос: Как проверить, передала ли организация, которая проводила спецоценку, отчеты в ФГИС?
Ответ: Есть три способа.
— c 01.01.2020 г. организация, которая проводила СОУТ, должна в течение 3 рабочих дней с даты загрузки отчета в систему ФГИС уведомить организацию в формате электронного документа подписанного ЭЦП (гл. 2, ст. 18 п. 3 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Поэтому на своей электронной почте поищите такое письмо, но только с 2020 года появилась такая обязанность.
— на сайте ФГИС СОУТ во вкладке «Проверить наличие сведений о результатах СОУТ». Введите свой ИНН и смотрите когда Ваши отчеты по спецоценке были выгружены в систему.
— сделать запрос в организацию, которая у Вас проводила СОУТ и попросить у них принскрин из их личного кабинета системы ФГИС.
Вопрос: можно ли считать спецоценку проведенной, если работодатель не ознакомил работников с ее результатами в письменной форме?
Ответ: Нет. В этом случае спецоценка не считается проведенной, поскольку не выполнено условий ст. 15 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Работодатель обязан ознакомить работников под роспись в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета по СОУТ. На основании этого можно от трудовой инспекции получить штраф за нарушения порядка проведения спецоценки.
Вопрос: Кто должен проводить специальную оценку условий труда в организации?
Ответ: Специальную оценку условий труда должна проводить только специализированная организация, которая должна быть включена в реестр Минтруда, иметь аккредитованную испытательную лабораторию и иметь в своем штате не менее 5 экспертов по СОУТ, которые имеют сертификат на право проведения спецоценки, один из которых врач по общей гигиене труда. Подтверждающие документы можно посмотреть в наших разделах «Сертификаты» и «эксперты»
Вопрос: Можно ли получить идентификационный номер отчета по СОУТ до заключения договора и можно ли его отменить?
Ответ: Идентификационный номер нельзя получить до заключения договора, тк на основании статьи 8 п.6 426-ФЗ он присваивается в течение 5 дней с даты заключения договора по СОУТ. А вот отменить номер отчета можно. Необходимо уведомить организацию, проводящую спецоценку, что хотите расторгнуть договор и на основании этого в личном кабинете ФГИС Минтруда идентификационный номер будет аннулирован.
Вопрос: Можно ли подать декларацию по соут, если прошло уже 3 года после проведение спецоценки?
Ответ: Нет, подавать такую декларацию уже нельзя. В Приказе минтруда 80н, приложение 2,п .5 установлено, что декларация подается в государственную инспекцию труда по месту нахождения рабочих мест в течение 30 рабочих дней с даты утверждения Отчета по спецоценке. Предоставить декларацию можно, но это повлечет за собой нарушение порядка проведения СОУТ и автоматический штраф по ст. 5.27.1 КоАП РФ. Лучше снова провести спецоценку и подать декларацию не нарушая сроки и провести все по закону.
Вопрос: Действует ли соут в 2021 году, которая проведена в 2018 году?
Ответ: Да, действует. Срок проведения специальной оценки условий труда 5 лет. Никаких изменений не было в сроках спецоценки или отмены СОУТ в 2021 году. В данном случае следующая спецоценка по плану должна быть в 2023 г. За исключением случаев, когда необходимо проводить внеплановую оценку условий труда.
Вопрос: Если нет декларации по соут на сайте роструда надо ли проводить специальную оценку?
Ответ: Да, необходимо снова провести СОУТ. Только в том случае, если у Вас не осталось никаких свидетельств отправки декларации в инспекцию по труду (квитанция с почты, печать ГИТ и тд). Если Вы не сможете доказать, что отправляли декларацию в роструд, то автоматически Вам выпишут штраф за нарушение порядка проведения СОУТ.
Вопрос: Что делать в 2021 году, если в 2016 провели соут, но нет декларации?
Ответ: Проводить специальную оценку условий труда. Поскольку не выполнено условий 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в части подачи декларации в ГИТ. Необходимо провести СОУТ, выполнить все требования закона и не бояться штрафа.
Вопрос: 2021 провели спецоценку почему не декларируется должность водителя?
Ответ: Должность водителя не декларируется в том случае, если на рабочем месте установлены вредные и (или) опасные условия труда – класс 3,1 и выше. Необходимо в Отчете по СОУТ найти карту водителя,в строке 040 карты посмотреть какой итоговый класс установлен. По 426-ФЗ декларируются рабочие места с допустимыми (класс 2) и оптимальными (класс 1) условия труда.
Вопрос: Если соут никогда не проводился что делать в 2021 году?
Ответ: Проводить спецоценку. 426-ФЗ обязывает всех работодателей проводить специальную оценку условий труда один раз в 5 лет. Не проведение СОУТ по ст. 5.27.1 КоАП РФ приводит к штрафу. А штрафа за то, что провели оценку условий труда и выполнили все требования закона 426-ФЗ пока не предусмотрено.
Вопрос: При каком количестве работников проводят спецоценку?
Ответ: При любом количестве работников от 1 до бесконечности. Если в штате один директор, то на директора проводится СОУТ. Не проводится спецоценка на основании статьи 3 426-ФЗ «О СОУТ» только для дистанционщиков, надомников, удаленщиков (которые официально оформлены по трудовому договору на такие работы)
Вопрос: В какой срок председателем комиссии подписывается документ по соут?
Ответ: Срок утверждения спецоценки председателем комиссии 30 календарных дней со дня его передачи работодателю организацией, проводящей специальную оценку условий труда. В нашей организацией мы передаем отчет с подписанием акта приема-передачи отчета и у работодателя остается документальное подтверждение передачи отчета, видна дата, с которой отсчитывать необходимый срок для утверждения отчета.
Вопрос: На сводной ведомости соут ставится печать?
Ответ: Нет, печать ставить не нужно. В 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» такое требование не прописано.
Вопрос: В каких случаях карта специальной оценки не оформляется?
Ответ: Карта по специальной оценке условий труда оформляется в любом случае (статья 15 426-ФЗ)
Вопрос: Как оформить обоснование о необходимости внеплановой соут?
Ответ: Необходимо оформить протокол заседания комиссии по проведению спецоценки в произвольной форме. Указать причину проведения внеплановой СОУТ на основании статьи 17 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Закон не запрещает работодателю хоть каждый год проводить СОУТ.
Вопрос: Может ли работодатель получать несколько раз идентификационный номер ФГИС, если не будет проводить СОУТ в одной из организаций?
Ответ: Может. Идентификационный номер присваивается в течение 5 дней с даты заключения договора. Если работодатель расторгает договор, то номер в системе ФГИС аннулирует. При оформлении нового договора — будет новый номер. Только аннулирование отчета будет сигналом для трудовой инспекции и привлечет внимание к организации, которая отказалась проводить СОУТ.
Вопрос: Что будет, если повторная соут будет проведена в срок более пяти лет?
Ответ: Скорее всего, будет выписан штраф по ст. 5.27.1 КоАП РФ – порядок проведения специальной оценки условий труда. СОУТ необходимо провести, если в течение 2х месяцев после загрузки Отчета с систему ФГИС, не придет из ГИТ предписание, то оснований наказывать работодателя у государственной инспекции по труду не будет, тк они нарушение в срок не выявили, и нарушение не является длящимся. СОУТ провести нужно обязательно, чтобы оснований для штрафа было меньше.
Обращайтесь к нам за консультацией и мы найдем ответы на все интересующие Вас вопросы.
Спецоценка условий труда для малых предприятий в 2019 году
Больше материалов по теме «Сотрудники» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Процедура специальной оценки условий труда (СОУТ) по ныне действующим правилам проводится с 2014 года. Никаких изменений правил в текущем году, по сравнению с прошлыми периодами, нет, но до 01-01-19 г. все фирмы обязаны провести оценку рабочих мест по новым правилам.
Не предусмотрел законодатель особенности проведения этой процедуры и для представителей малого бизнеса. СОУТ проводится специальными аккредитованными организациями, за плату. Существуют ситуации, при которых СОУТ фирме проводить и оплачивать не нужно. У малого предприятия больше, чем у представителей среднего и крупного бизнеса, возможностей сделать это.
Вопрос: Как составить дополнительное соглашение к трудовому договору по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ)?
Посмотреть ответ
Что такое СОУТ
Спецоценка условий труда – это обследование рабочих мест с целью выявления вредных факторов, влияющих на человеческий организм, и присвоения каждому рабочему месту класса риска. Оптимальные (класс 1.0) и допустимые (2.0) условия труда не предполагают каких-либо особенных действий со стороны работодателя. Однако если СОУТ выявила наличие вредных, опасных условий (3.0 и 4.0 классы), сотрудники, занимающие такие рабочие места, имеют право на повышенную оплату труда (4% и более от оклада, т. ставки) и сокращенную рабочую неделю (максимальная продолжительность — 36 часов).
Вопрос: Как отражаются в учете расходы, понесенные организацией в связи с проведением специальной оценки условий труда (СОУТ)?
Производственной организацией заключен договор со специализированной организацией на оказание услуг по проведению СОУТ на рабочих местах работников, занятых в основном производстве. Договорная стоимость услуг составила 420 000 руб. (в том числе НДС 70 000 руб.). Оплата исполнителю произведена после завершения оценки, получения отчета о проведении СОУТ и подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг.
Организация не обращалась с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в ФСС РФ относительно проведения СОУТ.
Для целей налогообложения прибыли доходы и расходы определяются методом начисления.
Посмотреть ответ
Законодательная база, регламентирующая СОУТ и его результаты:
- ФЗ №426 от 28-12-13 г. «о СОУТ»;
- приказ Минтруда №33 от 24-01-14 г. (содержит методику проведения СОУТ);
- приказ Минтруда №80 от 07-02-14 г. (содержит порядок подачи декларации по СОУТ);
- ТК РФ, в частности ст. 147, 92 (защищает права сотрудников, если рабочим местам присвоены 3 и 4 класс по результатам СОУТ);
- КоАП, в частности ст. 5.27.1 (регламентирует штрафы по СОУТ).
СОУТ на малых предприятиях, микропредприятиях проводится в соответствии с указанными документами.
Вопрос: До какого момента нужно предоставлять дополнительные отпуска и уведомить работников об их отмене, если проведена СОУТ, по результатам которой условия труда больше не отнесены к вредным?
Посмотреть ответ
До недавнего времени актуальные результаты аттестации по старым правилам приравнивались к результатам СОУТ. Однако уже с 01.01.2019 г. переходный период (ст. 27 ФЗ №426) заканчивается, а значит, до конца 2018 года провести спецоценку рабочих мест был обязан, по общему правилу, каждый работодатель, обеспечивающий сотрудников рабочими местами. Исключения есть, о них мы расскажем далее.
Вопрос: Облагается ли НДФЛ бесплатная выдача сотрудникам молока (равноценных пищевых продуктов) за работу во вредных условиях труда, если специальная оценка условий труда (аттестация рабочих мест) не проводилась или по результатам такой оценки (аттестации) условия не были признаны вредными (п. 1 ст. 217 НК РФ (до 31.12.2019 включительно — п. 3 ст. 217 НК РФ), ст. 222 ТК РФ)?
Посмотреть ответ
Как проводить СОУТ
Спецоценка условий труда проводится сторонней организацией, которая:
- не зависит от работодателя (например, не является филиалом или представительством);
- имеет СОУТ основным видом деятельности;
- прошла аккредитацию в соответствии с приказом Минсоцразвития №205н от 01-04-10 г.;
- имеет штат специалистов (5 и более), наделенных правом проводить такую оценку, минимум одного из них, имеющего соответствующее профильное образование по специальности (трудовая, общая гигиена, лабораторные исследования санитарно-гигиенического характера);
- имеет укомплектованную для проведения СОУТ лабораторию.
Вопрос: Проводится ли внеплановая спецоценка условий труда, если были приняты новые работники (на проверенные рабочие места) и/или введена сменность?
Посмотреть ответ
Самостоятельно проводить такие исследования фирма не имеет права. Вместе с тем работодатель обязан сформировать внутреннюю комиссию, которая будет работать вместе с представителями сторонней организации. Согласно ст. 9 ФЗ №426 число членов комиссии должно быть нечетным.
Для малых предприятий установлено следующее:
- в комиссии должен состоять руководитель (персонально) либо ИП;
- в комиссии должен быть специалист по ОТ.
В последнем случае это может быть как сотрудник фирмы, прошедший соответствующее обучение, так и представитель сторонней организации, оказывающей услуги ОТ по договору. При наличии профсоюза нужно включить в комиссию его представителя (п. 9 пп. 3 ст.9 ФЗ №426).
Далее составляются перечень рабочих мест и график работ в свободной форме.
Важно! При составлении перечня объектов СОУТ выделяют места с одинаковыми признаками: по профессии (должности), по расположению в сходных производственных зонах (помещениях) и др. Если такие места есть, то их оценку проводят не полностью, а только в размере 1/5 от общего числа. Количественно рабочих мест не может быть менее 2-х. Считается, что таким образом все аналогичные рабочие места прошли проверку (ст.16 п. 1 ФЗ №426).
По результатам проведения спецоценки сторонняя специализированная организация составляет документ – отчет, который подписывает комиссия. Возражения комиссии или одного из его членов, если они возникают, прилагаются к отчету.
Отчет нужен для:
- списания затрат на проведение СОУТ;
- планирования и списания затрат на ОТ;
- формирования тарифа по ДСВ.
Новые рабочие места, в соответствии с законом, должны быть аттестованы в течение полугода. Такой же порядок действует, если технология, применяемая на каких-либо рабочих местах, была существенно изменена.
Важно! СОУТ проводится в разрезе рабочих мест, а не сотрудников. Если на малом предприятии один сотрудник совмещает несколько должностей, в соответствии со штатным расписанием определяют, сколько рабочих мест он занимает фактически. Проводят СОУТ по каждому рабочему месту.
По итогам спецоценки условий труда фирмой подается в территориальную инспекцию по труду декларация. Это нужно сделать не позднее 30 дней после того, как документ был утвержден.
Декларация действует 5 лет, этот срок можно продлить при отсутствии профзаболеваний и травматизма в рабочем коллективе.
Заполняется документ согласно приказу Минтруда №80н.
Сколько это стоит
Размер оплаты работы специализированных организаций, оказывающих услуги в области СОУТ, законодательством не регламентируется.
На цену оказывают влияние следующие основные факторы:
- средняя рыночная стоимость услуг;
- размер фирмы, число рабочих мест;
- наличие или отсутствие негативных факторов и степень их влияния;
- объем, полнота технической документации, описывающей негативные факторы.
На сегодняшний день рыночная цена за одно рабочее место составляет от 800-900 рублей и выше.
«Экономия» может дорого обойтись
ТК РФ (ст. 212) прямо обязывает работодателя проводить спецоценку условий работы сотрудников.
Законодатель и контролирующие органы рассматривают отказ от проведения СОУТ как нарушение прав персонала. Штрафы за это нарушение весьма велики. Если при этом брать в расчет размеры, количество рабочих мест на малых предприятиях, станет понятно, что нарушать закон руководителю невыгодно.
Размеры штрафных санкций (по тексту ст. 5.27.1 КоАП):
- на руководство фирмы — от 5 до 10 т. рублей;
- на фирму — от 60 до 80 т. рублей;
- на предпринимателя — от 5 до 10 т. рублей.
Стоит отметить, что при повторном нарушении штраф на организацию может достигать 200 т. рублей, а на руководителя (и ИП) — до 40 т. рублей. Штраф на руководителя и юрлицо, которым он руководит, может быть выписан одновременно. Штраф может быть заменен приостановкой работы фирмы на срок до 90 суток.
Когда проводить СОУТ нет необходимости
СОУТ не проводится, если работник трудится на дому, работает дистанционно, трудится у физического лица (не ИП). Отсутствует необходимость проводить СОУТ в отношении вакантных рабочих мест – работники отсутствуют, условия их труда оценить невозможно.
Из сказанного следует, что если у объекта малого предпринимательства все работники выполняют свои обязанности дистанционно, а руководитель работает с документацией и решает проблемы функционирования фирмы из дома, оценка условий труда не требуется. Организационная структура, размеры МП и микрофирм позволяют без ущерба для бизнеса иметь такой «дистанционный» штат.