Резервный фонд России: описание, особенности
БК РФ Статья 81. Резервные фонды исполнительных органов государственной власти (местных администраций)
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. В расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) — резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций.
2. В расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации запрещается создание резервных фондов законодательных (представительных) органов и депутатов законодательных (представительных) органов.
П. 3 ст. 81 не распространяется до 01.01.2022 на случаи увеличения резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) в соответствии с ФЗ от 15.10.2020 N 327-ФЗ.
3. Размер резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) устанавливается законами (решениями) о соответствующих бюджетах и не может превышать 3 процента утвержденного указанными законами (решениями) общего объема расходов.
4. Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также на иные мероприятия, предусмотренные порядком, указанным в пункте 6 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 409-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренные в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, используются по решению соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.
6. Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
7. Отчет об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации прилагается к годовому отчету об исполнении федерального бюджета, отчет об использовании бюджетных ассигнований резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций прилагается к годовому отчету об исполнении соответствующего бюджета.
Резервный фонд России: описание, особенности формирования и управление средствами
Любой экономический субъект, осуществляющий хозяйственную деятельность, стремится к созданию запаса финансовых ресурсов, назначение которых – подстраховать состояние субъекта в тот период, когда оперативных средств в должном объеме не будет хватать для выполнения обязательств. Государство, как один из самых крупных экономических субъектов, имеющий разносторонние обязательства, также формирует запас финансовых средств. Так, созданный с такой целью менее десяти лет назад резервный фонд России функционирует и в текущем времени.
Причины создания стабилизационного фонда
Процессы, происходящие в экономике и обществе, неотрывно связаны с рисками, как внешними, так и внутренними. Достаточно часто риски импортируются из мировой экономики, и в таком случае их масштаб может быть больше, чем он прогнозировался изначально. В силу невозможности провести абсолютно точные расчеты по многим взаимосвязанным процессам возникает необходимость создания резервных средств, которые в случае необходимости будут направлены на предупреждающие мероприятия или на устранение неблагоприятных социально-экономических последствий.
В силу того, что при планировании бюджета обычно не учитывают форс-мажорные обстоятельства, которые в большинстве случаев плохо прогнозируемы, требуется наличие запасных ресурсов вне имеющегося бюджета, которые и будут направлены на работу по восстановлению ситуации в обществе.
История создания резервного фонда в России
Именно из-за частого возникновения в новой истории России угрозы экономического кризиса, существования дефицита бюджета и, следовательно, проявления критических ситуаций в обществе, в 2004 году было принято решение о формировании стабилизационного фонда. В таком виде он просуществовал до 2008 года, и был разделен на два направления: Резервный фонд России и Фонд Национального Благостояния.
Основная задача первого – обеспечение выполнения обязательств государства по всем направлениям, которые были заложены в бюджете, в случае если спрогнозированные статьи доходов будут более низкими по фактическим показателям.
Фонд Национального Благосостояния (ФНБ) имеет конкретное обозначение по направлению расходования средств – поддержка пенсионной системы в части выполнения ею всех заявленных обязательств и функций.
В результате аккумулирования дополнительных финансовых ресурсов произошло формирование той «копилки», которая позволила не прибегать так часто к внутренним и внешним займам, которые не всегда являются экономически целесообразными.
Источники дохода
Резервный фонд России формируется за счет всего нескольких статей дохода:
- доходы от продажи природных ресурсов (нефти и газа), которые превышают установленные плановые показатели;
- доходы, полученные благодаря управлению активами фонда.
При этом существует утверждение величины фонда на каждый финансовый и плановый период. Нормативный показатель исходит из 10% от прогнозируемой на предстоящий год величины ВВП. После того как Резервный фонд заполнится поступлениями, последующие доходы по указанному направлению будут направлены уже в ФНБ.
Статьи расхода
Достаточно часто возникает вопрос о том, на что же расходуются деньги резервного фонда России в условиях средней по стабильности ситуации в экономике. Так как доходная часть как бюджета, так и указанного фонда во многом зависит от цены на нефть, то с этим и связаны предпосылки для понимания, на какие направления будут идти зарезервированные средства.
При снижении цены на нефть сразу происходит уменьшение поступлений в бюджет, и будет происходить отклонение фактических показателей доходности от реальных. Последнее напрямую отражается на зафиксированных в бюджете статьях расходов. Чтобы государство могло соблюсти заявленные обязательства по финансированию наиболее важных задач при наличии бюджетного дефицита, происходит обращение к средствам резервного фонда.
Текущее состояние
За не очень длительную новую экономическую историю России, в том числе начиная с периода, когда уже был сформирован резервный фонд России, страна пережила несколько экономических кризисов, которые существенно отражались на благосостоянии населения и бизнес-сферы. Каждый выход из кризиса, а точно предсказать глубину падения экономики заранее достаточно трудно, сопровождался созданием определенных государственных вспомогательных инструментов, которые требовали существенных затрат из бюджета. В большинстве своем для поддержания экономической активности использовались средства фонда. Поэтому сколько резервный фонд России составляет по истечении практически 9 лет с момента его создания, можно посмотреть в отчетах Министерства Финансов, которые регулярно публикуются с указанной информацией.
Состояние резервного фонда во многом будет зависеть и от эффективности планирования бюджета, так как важно, чтобы статьи расходов были экономически рациональными. Это не относится к социальной сфере, которая всегда дотационная и самая чувствительная к изменению финансирования.
Для уменьшения нагрузки на резервный фонд необходимо создавать эффективные статьи доходов в бюджет, которые не привязаны напрямую к использованию природных ресурсов. Это в первую очередь развитие конкурентных производств и инновационных технологий, которые локомотивом поведут за собой рост занятости и увеличение налоговых поступлений в бюджет. Поэтому то, сколько денег в резервном фонде России, зависит не только от того, каким образом сложился доход фонда, но и то, насколько бюджет страны имеет эффективную доходную и расходную части.
Банковские фонды резервирования
Практика резервирования ресурсов распространена во многих финансовых учреждениях. К таким учреждениям в первую очередь относится Центральный Банк России. Резервные фонды банка России предназначены для выполнения им своих обязательств в случае возникновения убытков.
ЦБ выступает также и хранителем резервных фондов коммерческих банков, выступая гарантом поддержания ликвидной банковской системы. При этом в качестве резерва банка устанавливается определенный процент уставного капитала. Назначение этих резервов такое же, как и в других случаях – исполнение всех обязательств, взятых на себя коммерческим учреждением, а также работа с облигациями банка в случае отсутствия других финансовых ресурсов.
Заключение
Наличие у любой страны финансового резерва является стратегической задачей, требующей очень внимательного подхода к его формированию и расходованию. Какой резервный фонд России сформируют в ближайшие годы, будет во многом зависеть от возможностей его пополнения, а также и целевого расходования по экономически эффективным и социально-значимым направлениям. Указанный фонд хоть и выступает страховочным механизмом для бюджета страны, но не является обязательным для расходования при любом дефицитном проявлении в бюджете. Зарезервированные средства – залог будущих возможностей общества и государства для достижения важных социально-экономических целей.
Государственный резервный фонд: формирование и использование
Обычно резервный фонд создается в тех государствах, в которых экономика зависит от цен на сырьевые ресурсы страны. Как правило, такой фонд призван стабилизировать расходы страны на случай резких колебаний биржевых курсов на сырье и, соответственно, падение доходов от снижения цен на сырье. В России подобный фонд был создан в 2008 году для уменьшения инфляционных процессов в случае снижения нефтегазовых доходов в бюджет. Фонд аккумулирует часть средств, поступающих в федеральный бюджет.
Не прихоть, а необходимость: копите денежки
Резервный фонд России фактически пришел когда-то на смену стабилизационному фонду, который пополнялся только доходами от нефтедобычи. В отличие от предыдущего, резервный пополняет федеральный бюджет еще за счет доходов от экспорта газа и из других источников.
Первоначально его максимальный размер был определен в 10 процентов от валового продукта страны (ВВП) на определенный финансовый год. Для чего нужен такой финансовый запас?
Использование резервного фонда возможно по двум основным причинам:
- для закрытия «дыр» в бюджете и устранения его дефицита в неблагоприятных рыночных условиях;
- в финансовый период высоких сырьевых цен фонд накапливает, аккумулирует избыточные поступления валюты для сдерживания быстрого развития сырьевой отрасли в ущерб обрабатывающим и другим индустриальным отраслям.
Экономика парадоксов
Тезис об избыточной валютной выручке от экспортных операций на сырьевых рынках на первый взгляд кажется парадоксом. Ведь первый результат от роста поступлений экспорта — это укрепление национальной валюты.
И, конечно, само по себе укрепление национальной валюты не представляет угрозы экономике, но постоянные колебания курсов рубля по отношению к другим валютам и, соответственно, скачки цен на сырьевые ресурсы раскачивают экономику, создают нестабильность, не давая компаниям определить четкую стратегию относительно деятельности в условиях низкого или высокого курса национальной валюты.
Для чего нужны ресурсы бюджету?
Вот здесь и требуются ресурсы резервного фонда правительства РФ, чтобы стабилизировать сверхприбыль и перераспределить ее в другие индустриальные отрасли и национальные проекты.
Кроме текущих задач по стабилизации экономики, фонд влияет на решение политической задачи о сдерживании роста государственных расходов.
В случае падения доходов госрасходы быстро не уменьшить, что приводит к дефициту бюджета, невыполнению обязательств и возможному дефолту. А эти следствия действительно окажут разрушительное воздействие на экономику, поэтому понятно, почему государственный резервный фонд в данном случае может оказаться настоящей «палочкой-выручалочкой».
Сырьевой капкан
В нашей стране давно ведутся дискуссии на тему о том, так ли уж необходимо создание финансовых резервов. Не лучше ли, как полагают некоторые экономисты, использовать эти деньги для закупок оборудования, патентов и прочих импортных операций, чем держать средства «в кубышке». Практика замораживания средств не всегда эффективна, и нужна более гибкая система их использования, чем простое хранение.
Например, эффективно показывают себя методы управления средствами резервного фонда РФ и получение доходов от управления ими: инвестиции, извлечение доходов от вложения избыточных средств как источника формирования денежных запасов.
Не полагаясь на удачу, или Зачем нужно планирование размещения доходов
Как правило, для стабилизации национальной валюты средства резервных фондов размещают в иностранных активах, чтобы сохранить некую независимость резерва от состояния экономики внутри страны. Ведь во времена кризисов национальные ценные бумаги и валюта могут обесцениться, и если в них вкладывать резервные деньги, то они тоже обесценятся.
Средства фонда обычно направляются в активы класса А развитых стран, то есть в акции надежных компаний. Правда, здесь есть свой минус — высокая надежность сопровождается низкой доходностью. Но использование резервного фонда на покупку государственных облигаций развитых стран или долгосрочные фонды — это реальное противодействие конъюнктурным колебаниям цен на сырье и зависимости от экономических кризисов.
В оговоренном случае потери при размещении средств фонда в низкодоходные инструменты являются, по сути, «страховым взносом» при «страховании» госбюджета от дефицита.
Так, например, когда в 2008-2009 годах разразился мировой кризис и цены на нефть упали, резервный фонд по инерции не показал убытки, но при подъеме цен в 2009-м он продолжал сокращаться и к 2011 году сократился в 6 раз. Дело спасла тогда цена на нефть, а вот уже вторая волна падения стоимости нефти в 2014 году стала критической, к тому же еще помноженная на санкции.
Таким образом, начальная фаза кризиса привела к росту рублевых активов, за которым последовал стремительный спад. Поэтому к 1 декабря 2016 года фонд насчитывал немногим более 2 триллионов рублей, а к началу 2017-го сумма уменьшилась еще вдвое, сведя баланс практически к нулю. При этом рубль с 1998 года по начало 2018-го обесценился в 10 раз (с 6 до 56 рублей), а стоимость барреля нефти, наоборот, поднялась со 100 до 3800 рублей (в 38 раз).
Резервный фонд и Фонд национального благосостояния РФ
Стремление эффективно использовать доход резервного фонда побудило управляющие структуры государства к созданию Фонда национального благосостояния Российской Федерации. Он был сформирован из стабилизационного фонда и резервного, действующих на тот момент, формирование началось с 1 февраля 2008 года.
Фонд национального благосостояния (ФНБ) пополнялся за счет доходов бюджета от торговли нефтью и газом, в объеме от доходов, поступающих в фонд, на тот момент превышающих принятую нормативную величину резервного фонда (положение о Резервном фонде РФ). Своеобразная подушка безопасности в виде ФНБ позволяла государству в случае крайне неблагоприятных обстоятельств компенсировать и нивелировать колебания цен нефтегазодобычи и выполнять социальные обязательства.
В дальнейшем произошло объединение ФНБ с государственным резервным фондом, это событие состоялось 1 января 2018 года, а средства двух фондов были объединены на счетах ФНБ.
В результате объединения фондов денежные средства ФНБ по-прежнему направлялись на выполнение социальных программ, плюс к этой задаче добавилась цель сохранения сбалансированности федерального бюджета, покрытие дефицита бюджета.
Почем фунт лиха
Эксперты-критики экономической политики государства обычно обвиняют власти в нерациональном расходовании и в том, что, мол, ликвидация резервного фонда не принесет никаких перспектив.
Другие экономисты-аналитики, наоборот, утверждают, что поводов для беспокойства нет, ведь упраздненный фонд был не единственным вариантом хранения денежных излишков. При всем том, что средства резервного фонда были исчерпаны, в это же время запас золотовалютных резервов РФ, наоборот, год от года возрастал.
Что дальше будет с фондами и резервами?
Достаточно посмотреть на динамику: если в 2016 году запасы увеличились на 9 млрд долларов, или 2,5 процента, то за 2017 год они уже возросли на 14,6 процента, или на 55 млрд рублей. При этом доля в них ценных бумаг иностранных государств снизилась, а доля золотых запасов увеличилась.
Можно констатировать тот факт, что на сегодня резервный фонд России выступает в новом обличии и существует под названием Фонд национального благосостояния России. Общий объем запасов ФНБ показывает растущую динамику: если на 1 января 2018 года, по официальным данным Минфина, он составил 65,15 млрд долларов, или 3,75 триллиона рублей, то на 1 июля 2019 года он увеличился в два раза и составил 124 млрд, показав рост в 7 с лишним процентов.
Согласно планам и действиям правительства, ФНБ призван решать социальные проблемы в государстве, стать настоящим фондом благосостояния граждан. Хорошо, когда хорошие планы и цели сбываются.
Резервный фонд РФ
С началом 2018 года закончил существование Резервный фонд РФ, в котором аккумулировалась значительная часть нефтегазовых доходов. Означает ли это истощение резервов страны, каковы причины и последствия опустошения и ликвидации мультимиллиардной «кубышки»? Сколько денег поступило в фонд за десять лет и куда они делись?
Формирование Резервного фонда
Его история началась в феврале 2008 года, когда действующий с 2004 г. Стабилизационный фонд РФ был разделен на два новых: Резервный фонд и ФНБ, или Фонд национального благосостояния.
Средства Резервного фонда представляли собой ту часть поступлений в казну от экспорта нефти, нефтепродуктов, газа и конденсата, которая превышает цифру утвержденного нефтегазового трансферта на новый финансовый год (сейчас определяется как 3,7% прогнозируемого властями объема ВВП РФ). При превышении нормативной величины Резервного фонда остальные доходы зачислялись в другой национальный фонд — ФНБ. Нормативная (максимальная) величина первоначально определялась как 10% объема ВВП РФ, прогнозируемого на очередной финансовый год. Еще одним источником средств помимо нефтегазовых поступлений являлись доходы от управления резервами фонда.
Планка отчисления средств повышалась по мере роста цены нефти: с 2004 до 2006 в еще единый Стабфонд перечислялись доходы при цене барреля выше 20 $, с 2006 года — свыше 27 долларов за баррель. По замыслу властей существование Резервного фонда способствовало выполнению расходных обязательств государства и стабилизации экономики (покрытие дефицита бюджета), снижая ее зависимость от колебаний нефтегазовых поступлений. ФНБ же планировался в первую очередь для сбалансирования Пенсионного фонда РФ.
Согласно принятым 30.09.2010 г. поправкам в Бюджетный кодекс (закон № 245-ФЗ) с 1 января 2010 до 1 января 2015 года максимальная величина Резервного фонда не устанавливалась, а нефтегазовые доходы направлялись в федеральный бюджет на обеспечение расходов. Пополнение фонда после 3-х летнего перерыва случилось лишь в 2012 году. Также с 1 января 2010 Резервный фонд РФ перестал пополняться доходами от управления его средствами — до февраля 2016 они также направлялись в федеральную казну.
Управление средствами Резервного фонда
Управление средствами Резервного фонда РФ возлагалось на Минфин, но часть этих полномочий позволялось делегировать Центробанку. Согласно правительственному постановлению от 29.12.2007 г. № 955 управление средствами надлежало осуществлять в целях:
- обеспечения их сохранности
- извлечения в долгосрочной перспективе стабильного дохода от размещения резервов
В краткосрочной перспективе допускалось получение в процессе управления средствами отрицательных финансовых результатов. Установленный правительством порядок обязывал размещать средства:
в иностранной валюте
в номинированных в инвалюте активах с рейтингом не ниже «АА-» по Fitch-Ratings и Standard & Poor’s
Средства Резервного фонда являлись частью золотовалютных резервов России, которой распоряжался Минфин, а не Центробанк. Приказом министерства была утверждена валютная структура запасов:
- евро — 45%
- доллар США — 45%
- фунт стерлингов — 10%
Инвалюта зачислялась на счета в Банке России, который уплачивал проценты, эквивалентные доходности упомянутых активов. Из-за высокой консервативности вложений (возможно, вызванной сильным кризисом 2008 года, который случился всего через несколько месяцев после начала самостоятельного существования Резервного фонда) доходность от инвестиций оказалась примерно на уровне валютной инфляции. Сбалансированный портфель из акций и облигаций позволил бы получить в разы больший доход.
Ликвидация Резервного фонда РФ
1 февраля 2018 Резервный фонд РФ перестал существовать, слившись с упомянутым ФНБ (закон от 29.07.2017 г. № 262-ФЗ). Таким образом, Резервный фонд просуществовал ровно 10 лет с точностью до дня.
1 декабря 2017 доходы от нахождения средств фонда в ЦБ РФ за истекший год в сумме 652 миллиона рублей были перечислены в казну, остатки инвалюты со счетов в Центробанке — $7,62 млрд, €6,71 млрд и £1,10 млрд — обменены на 1,042 триллиона рублей и использованы на покрытие дефицита бюджета. Посмотрим на график:
На нем видна заметная корреляция объема резервного фонда с курсом нефти. Когда в период мирового кризиса 2008-09 годов нефть резко пошла вниз, это с небольшим опозданием отразилось и на Резервном фонде. Однако если в начале 2009 года нефть начала восстанавливать прежние позиции, то фонд продолжал активно уменьшаться и к 2011 году сократился более чем в 6 раз до 20 млрд. долларов…
Если бы не высокая цена на нефть в то время, то его история могла бы быть заметно короче. Но благодаря ценам на уровне 115 долларов за баррель фонд еще смог вырасти в 4 раза, перешагнув за 80 млрд. Вторая волна падения нефти с 2014 года, наложенная на санкции, оказалось уже критической.
Довольно интересно, что хотя цена барреля нефти в долларах выглядит довольно хаотично, в рублях ситуация иная: с начала 1998 по начало 2018 года стоимость барреля подорожала со 100 до 3800 рублей, т.е. в 38 раз. При этом рубль обесценился к доллару менее чем в 10 раз: с 6 до 56 рублей. В результате динамика Резервного фонда в рублях выглядит несколько иначе:
Два пика соответствуют времени девальвации рубля — и так как девальвация конца 2014 года была сильнее, чем в 2009, то и рублевая капитализация фонда оказалась максимальной в начале 2015 (тогда как в долларах средств было заметно больше в 2009). Т.е. начальная фаза кризиса даже приводила к росту рублевых активов, однако затем следовал сильный спад.
К 1 декабря 2016 года в фонде было чуть более 2 трлн. рублей или примерно 35 млрд. долларов — но уже к началу 2017 года эта сумма уменьшилась вдвое до 1 трлн. рублей (17 млрд. $). Который и был потрачен в конце 2017 года, сведя баланс фонда к нулю.
Что дальше?
Эксперты, оппонирующие действующей российской власти, винят ее в нерациональном расходовании резервов и утверждают, что ликвидация Резервного фонда не сулит россиянам ничего хорошего.
Так, Алексей Навальный заявил, что Россия за нефтяные годы заработала на экспорте нефти около $2 трлн, а в двух суверенных фондах к 2014 году скопилось в общей сложности $177 млрд. Куда они делись? Всего в течение четырех лет растрачены на финансирование убыточных коррупционных проектов, силовые структуры, дотации Крыму и пропаганду. Если верить оппозиционеру, при эффективном расходовании в Резервном фонде РФ только за 2017 год оставался бы еще триллион рублей.
Другие аналитики резонно констатируют, что поводов для переживаний нет, поскольку упраздненный фонд был отнюдь не единственной «кубышкой». При этом отмечается, что пока в нем средства исчерпывались, общий объем золотовалютных резервов РФ наоборот увеличивался (за 2017 год — на 14,6%, или $55 млрд; за 2016 — на 2,5%, или $9 млрд). В них снизилась доля западных ценных бумаг и выросла — золота.
Итого, фактически Резервный фонд сегодня существует под названием Фонд национального благосостояния России. Объем которого на 1 января 2018, по официальным данным Минфина, составил $65,15 млрд, или 3,75 триллиона рублей.
Согласно расчетам властей 2018 год должен стать последним, когда дефицит бюджета будет покрываться из ФНБ. В дальнейшем его обещают превратить в настоящий фонд благосостояния, который будет пополняться валютой, купленной Минфином по бюджетному правилу, и тратиться только на софинансирование пенсионных накоплений российских граждан. Удастся ли?
Что такое резервный фонд России, зачем он нужен, как его формируют
Резервный фонд России — часть денег федерального бюджета, которая подлежит обособленному управлению и учету. По данным на июнь 2021 года, объем этих средств составил почти 14 трлн рублей. Расскажем подробнее, как формируют капитал и на что его можно тратить.
Для чего нужен резервный фонд
В 2004 году в России для регулирования экономики был создан стабилизационный фонд. Спустя 4 года его разделили на две службы: резервный фонд и фонд национального благосостояния (ФНБ). 1 января 2018 года структуры вновь объединили, и теперь оба термина обозначают одно и то же — запас федеральных денег, которые инвестируют в различные активы.
Резервный фонд РФ пополняют за счет избыточных нефтегазовых доходов. Компании Роснефть, Газпром и другие экспортеры углеводородов платят в бюджет налоги. Часть финансовых поступлений называют нефтегазовым трансфертом, он идет на погашение федеральных расходов. Остаток непотраченных денег отправляют в ФНБ. Еще один способ пополнения — прибыль от управления активами.
Нефтегазовые доходы получают из нескольких составляющих:
- Налог на добычу полезных ископаемых.
- Вывозные таможенные пошлины на газ, нефть, продукты переработки.
- Акцизы на нефтяное сырье.
Доходы считают заранее, исходя из прогнозируемых цен на сырье и ожидаемого курса рубля по отношению к доллару. Если денег в бюджет поступает больше, чем планировалось, государство получает прибыль. Когда средств зачислено в казну меньше, то речь идет о нефтегазовых расходах, и тогда ФНБ не пополняют.
На что тратят средства резервного фонда
Средства ФНБ учитывают отдельно от прочих финансов государства. Их тратят исключительно на целевые нужды:
- Софинансирование пенсий и другие потребности ПФР.
- Компенсирование дефицита бюджета.
- Крупные инвестиционные проекты.
Подробная информация о том, что такое резервный фонд , размещена на сайте Минфина РФ.
В 2020 году деньги из ФНБ потратили на следующие нужды:
- Строительство кольцевой центральной дороги в Московской области.
- Модернизацию Транссибирской и Байкало-Амурской железных дорог.
- Проведение интернета в малонаселенные пункты страны.
В качестве инвестиций правительство выбрало покупку привилегированных акций и облигаций РЖД.
ФНБ: условия работы
Фонд национального благосостояния формируют в рублях. Но для размещения средств используют разные варианты: приобретение иностранной валюты, инвестирование в облигации, акции, депозиты, ПИФы. Деньги разрешено вкладывать только в долгосрочные надежные проекты.
В 2020 году почти 80% от общего объема средств находилось на счетах ЦБ РФ в евро, долларах США, британских фунтах. Этим высоколиквидным капиталом при необходимости быстро погасят дефицит бюджета государства или ПФР.
Особенности резервного фонда
Деньгами фонда управляет Министерство финансов, но отдельные вопросы доверяют Центробанку. Когда Минфин покупает иностранную валюту, то размещает ее на счетах ЦБ РФ. На остаток начисляют проценты в рублях.
Размер резервного фонда превысил 7% от ВВП страны? Тогда средства инвестируют в крупные проекты и покупку активов. Если показатель меньше 7%, капитал можно вкладывать лишь в уже начатые программы. Почему именно 7%? Такое количество денег принято считать оптимальной подушкой безопасности государства.
По данным ЦБ РФ, за 10 лет объем резервных средств вырос на 31% в долларовом эквиваленте. К недостаткам ФНБ относят то, что отчетность по его работе непрозрачна. Обычным гражданам не доступна информация, куда распределяли активы и какую прибыль получило государство от инвестирования.
По данным банка Зенит, жители России сегодня в четыре раза чаще страхуют своих домашних животных, чем в 2020 году. Совместные исследования кредитной организации и онлайн-сервиса ВетЭксперт показали, что объем продаж полисов по защите здоровья и жизни питомцев в 2021-м вырос четырехкратно. Чаще всего владельцы просят оформить страховки на собак (72%). При этом средний возраст животных составляет от 2 до 3,5 лет. Наибольшее число заключенных договоров отмечено среди жителей столицы, Московской области, Санкт-Петербурга, Новосибирска.Для получения релевантных данных исследование проводилось с начала 2020 года по октябрь 2021-го. Как показала статистика, раньше россияне в основном старались защитить от болезней породистых и титулованных питомцев, сейчас же владельцы оформляют страховки на животных независимо от их породы. Возможно, причиной стала пандемия, когда люди больше думают о здоровье. На фоне карантинных ограничений увеличился спрос на онлайн-консультации в ветеринарных сервисах. За последние 12 месяцев число таких обращений выросло на 282%. Более 3 тысяч пользователей ежемесячно получают ветеринарную помощь в интернете. По мнению экспертов банка Зенит, локдауны привели к тому, что люди, ограниченные в возможностях перемещения, стали активнее использовать цифровые каналы. Источник: пресс-служба банка Зенит.
Портал Работа.ру опубликовал результаты опроса жителей страны, касающегося итогов 2021 года и планов на 2022-й. В исследовании участвовали 5 тысяч человек из разных регионов. Для 52% граждан год прошел как обычно, однако пандемия внесла определенные коррективы в планы. 36% респондентов отметили, что он был тяжелым, а 12% охарактеризовали 2021-й, как удачный год. Треть жителей страны сменила работу, а каждый пятый нашел дополнительную занятость. 20% граждан съездили в путешествие, а 18% ; нашли новое хобби. 14% опрошенных начали откладывать деньги. 11% пользователей сменили место проживания, 9% ; освоили новую профессию, а 8% ; стали уделять больше внимания здоровью и занялись спортом. 7% респондентов прослушали курсы повышения квалификации. 6% граждан прошли обучение по новой специальности. Столько же людей завели домашнее животное. 27% респондентов отметили в пункте Другое;, что в их жизни не было серьезных изменений. 33% граждан предположили, что 2022 год будет тяжелее уходящего. 5% ; высказали надежды, что станет легче жить, 11% ; не рассчитывают на какие-то изменения, а 51% ; воздержались от прогнозов. В 2022 году 42% россиян хотят сменить работу, а 39% ; найти дополнительный источник заработка. 37% опрошенных думают о том, чтобы начать делать накопления, а 24% пользователей сервиса намерены поехать в путешествие. Каждый пятый участник опроса ничего не планировал на будущий год. Источник: Работа.ру
Владельцы компании ООО Робокасса; приняли решение продать бизнес после ужесточения контроля ЦБ за транзакциями в пользу онлайн-казино и сайтов букмекеров. Платежный агрегатор в 2021 году предоставляет услуги различным компаниям, в том числе ритейлерам и финансовым организациям. Он открыл доступ к денежным переводам с помощью таких инструментов, как пластиковые карты, электронные кошельки, сервисы Apple Pay, GooglePay, Samsung Pay, сотовые операторы, мессенджеры. Платформа обеспечивает технологическую реализацию транзакций между участниками расчетных операций, сотрудничая в основном с представителями малого бизнеса. Robokassa выступает платежным агентом ряда банков. Учредитель компании ; британский оператор Paysend Group Limited. Бенефициар ; Эльвира Абдулкеримова (её доля превышает 50%). По данным отчетности компании, за 2020 год выручка агрегатора составила более 1 млрд рублей, увеличившись в 2,3 раза. На данный момент собственники сервиса ищут покупателя среди российских банков. Известно, что коммерческое предложение получили ВТБ, Альфа-банк, Совкомбанк, Тинькофф банк, МТС и ПСБ. Однако никто из сторон пока не комментирует условия будущей сделки. Как считают аналитики финансового рынка, решение о продаже логично последовало после того, как регулятор запретил владельцам проводить высокорисковые операции, связанные с игорным бизнесом и отмыванием теневых доходов. С 2021 года платежным агрегаторам стало значительно сложнее зарабатывать. Усугубляет ситуацию обострение конкуренции с самим ЦБ, который активно развивает систему быстрых платежей с минимальными комиссиями. Источник: Robokassa.