Регистрация прав на основании декларации об объекте

Регистрация прав на основании декларации об объекте

Регистрация прав на основании декларации об объекте

Подача Декларации о характеристиках объекта недвижимости (далее — Декларация) имеет определённый порядок и ряд нюансов, которые следует учитывать.

В целях сбора и обработки информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, правообладатели земельных участков из состава земель населенных пунктов вправе в срок не позднее 31 декабря 2019 года предоставить декларации об их характеристиках.

Характеристики объектов недвижимости

В случае, когда фактические характеристики объекта недвижимости, способные значительно повлиять на итоговую величину его кадастровой стоимости, не соответствуют имеющимся в Едином Государственном Реестре Недвижимости (далее ЕГРН) сведениям, они не будут учтены. Во избежание этого стоит заранее ознакомиться с содержащимися в ЕГРН характеристиками земельного участка, и в случае несоответствия их фактическим, внести изменения в установленном законодательством порядке.

Ознакомиться с характеристиками земельного участка, имеющимися в ЕГРН, можно на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии.

Лица, имеющие право на подачу декларации

Подать Декларацию может юридическое либо физическое лицо, являющееся правообладателем или представителем правообладателя земельного участка. В список таких лиц входят:

  • собственник земельного участка;
  • обладатель иных вещных прав в отношении указанного объекта. Эти права регламентируются вторым разделом части 1 Гражданского Кодекса РФ и включают в себя право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, сервитуты, право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом;
  • владелец и пользователь объектов недвижимости на основании обязательств, установленных главами 33, 36 раздела IV части II Гражданского Кодекса РФ (обязательства, предусмотренные договором аренды, безвозмездного пользования);
  • представитель заявителя при наличии доверенности или иного подтверждающего полномочия представителя документа, заверенных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Форма Декларации

Форма Декларации утверждена Министерством экономического развития 04 июня 2019 года приказом №318 «Об утверждении порядка рассмотрения декларации о характеристиках объекта недвижимости, в том числе её формы».

Декларация подается с приложением следующих документов:

  • документов, указание на которые содержится в декларации, в том числе подтверждающих значения (описания) декларируемых характеристик;
  • правоустанавливающих документов, подтверждающих права заявителя на объект недвижимости;
  • доверенности или иного подтверждающего полномочия представителя заявителя документа, удостоверенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подача Деларации

Декларация о характеристиках объекта недвижимости может быть подана заявителем или его представителем:

  • лично, в Учреждение или его территориальный отдел;
  • почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  • с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет» в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя или его представителя (адрес электронной почты [email protected]).

Рекомендации по заполнению Декларации

Декларация о характеристиках объекта недвижимости (далее — Декларация) заполняется в отношении одного объекта недвижимости на русском языке на бумажном носителе, заполняется разборчиво, без сокращений слов, аббревиатур, исправлений, подчисток или иных помарок от руки печатными буквами шариковой ручкой с чернилами черного либо синего цвета или с использованием технических средств, или в форме электронного документа.

Если значения, описания не заявляются заявителем (представителем заявителя), соответствующие им пункты Декларации не заполняются.

Если значения, описания заявляются заявителем (представителем заявителя), к Декларации в обязательном порядке прикладываются документы, подтверждающие соответствующую информацию.

В разделе 4 указываются документы, прилагаемые к Декларации (в качестве таких документов могут быть указаны любые документы, включая письма, справки, выписки, паспорта, акты, заключения и прочее, предоставленные в том числе органами государственной власти и органами местного самоуправления и иными организациями.

Декларация, составленная в форме электронного документа, а также электронные документы (электронные образы документов, в том числе доверенностей), прилагаемые к декларации, подлежат рассмотрению в случае их составления в виде файлов в форматах, обеспечивающих просмотр и копирование подписанных электронных документов без использования специальных программных средств.

При подаче Декларации в отношении земельного участка заполняются Разделы 1,2 и 4.

Заполнение пункта 6 Раздела 1 «Согласие на обработку персональных данных», предусмотренную пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» является обязательным в том случае, если Декларация подаётся физическим лицом.

Правообладатель имеет право приложить к Декларации копии любых материалов, подтверждающих информацию, содержащуюся в Декларации, а именно письма, справки, выписки, паспорта, акты, заключения и прочее, предоставленные в том числе органами государственной власти и органами местного самоуправления, экспертными, управляющими, ресурсоснабжающими и иными организациями.

Обязательным приложением к Декларации является выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Сроки рассмотрения

Бюджетное учреждение рассматривает Декларацию в течение 50 рабочих дней с даты её регистрации.

Результат рассмотрения Декларации

Результатом рассмотрения бюджетным учреждением Декларации является уведомление в адрес заявителя и представителя заявителя с указанием учтенной информации, содержащейся в декларации, а также неучтенной информации и причин, по которым она не была учтена.

<Письмо> ФГБУ «ФКП Росреестра» от 16.01.2019 N 10-0023/19 «Для сведения и учета в работе» (вместе с <Письмом> Минэкономразвития России от 23.11.2018 N Д23и-6307 «О рассмотрении обращения»)

ФГБУ «ФКП Росреестра» направляет для сведения и возможного учета в работе копию письма Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 23.11.2018 N Д23и-6307 по вопросу, касающемуся осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на единый недвижимый комплекс.

И.о. начальника Управления

действий и качества данных

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 23 ноября 2018 г. N Д23и-6307

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) рассмотрел обращение и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии со статьей 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ):

недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс, представляющий собой совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь, и такие здания, сооружения и иные вещи:

— либо неразрывно связаны физически или технологически, в том числе линейные объекты (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие);

— либо расположены на одном земельном участке;

к единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.

Согласно пункту 1 статьи 133 ГК РФ вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.

В этой связи процедура раздела, выдела объектов недвижимости из состава единого недвижимого комплекса законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

Учитывая изложенное, необходимо обратить внимание, что принимая решение об объединении нескольких объектов недвижимости в единый недвижимый комплекс, правообладателю таких объектов недвижимости следует учитывать, что к единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах, и соответственно, правовые последствия принятия такого решения.

Вместе с тем по существу поставленных вопросов отмечаем, что согласно части 1 статьи 46 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о недвижимости) государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на единый недвижимый комплекс осуществляются:

в связи с завершением строительства объектов недвижимости, если в соответствии с проектной документацией предусмотрена эксплуатация таких объектов как единого недвижимого комплекса;

в связи с объединением нескольких указанных в статье 133.1 ГК РФ объектов недвижимости, государственный кадастровый учет которых осуществлен в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и права на которые зарегистрированы в ЕГРН, по заявлению их собственника.

Учитывая изложенное, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав могут быть осуществлены в том числе в отношении единого недвижимого комплекса, представляющего собой совокупность нескольких объединенных единым назначением и (или) расположенных на одном земельном участке зданий, сооружений, государственный кадастровый учет которых осуществлен в ЕГРН и права на которые зарегистрированы в ЕГРН.

При этом обращаем внимание, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в том числе в случае, если объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с Законом о недвижимости (пункт 19 части 1 статьи 26 Закона о недвижимости).

Таким образом, действующим законодательством государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в порядке, установленном Законом о недвижимости, на объекты, не являющиеся объектами недвижимости, не предусмотрена.

В этой связи, принимая также во внимание положение пункта 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому навесы являются некапитальными строениями, сооружениями, полагаем, что сведения об описываемом в обращении сооружении «навес» не подлежат внесению в ЕРГН и отражению в едином недвижимом комплексе.

В соответствии с пунктами 20, 50 Требований к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953 (далее — Требования):

сведения о едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении входящих в состав такого единого недвижимого комплекса зданий, сооружений на земельном участке их площади и площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого единого недвижимого комплекса, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 46 Закона о недвижимости;

в случае подготовки технического плана единого недвижимого комплекса в разделе «Заключение кадастрового инженера» такого технического плана указываются сведения, характеризующие единый недвижимый комплекс, в том числе в случаях, если единый недвижимый комплекс является таковым, поскольку совокупность составляющих его объединенных единым назначением зданий, сооружений неразрывно связана технологически, указываются сведения о содержании такой технологической связи.

Таким образом, в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 статьи 46 Закона о недвижимости, технический план, необходимый для постановки на государственный кадастровый учет единого недвижимого комплекса:

может быть подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости, составленной и заверенной правообладателем зданий, сооружений, государственный кадастровый учет которых ранее был осуществлен в ЕГРН и права на которые были зарегистрированы в ЕГРН (пункт 2 Требований к подготовке декларации об объекте недвижимости и составу содержащихся в ней сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953);

должен содержать в разделе «Заключение кадастрового инженера» сведения, характеризующие единый недвижимый комплекс (при этом сведения о содержании технологической связи объединенных единым назначением зданий, сооружений ввиду ее отсутствия не указываются).

Состав сведений о едином недвижимом комплексе, подлежащих внесению в реестр объектов недвижимости ЕГРН, установлен статьей 8 Закона о недвижимости, пунктом 41 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 (далее — Порядок). Внесение в реестр недвижимости ЕГРН, а также указание в техническом плане, необходимом для постановки на государственный кадастровый учет единого недвижимого комплекса, «сведений об основной характеристике ЕНК и его координатах» действующими нормативными правовыми актами, в том числе Законом о недвижимости, Порядком, Требованиями не предусмотрено. Особенности подготовки технического плана в отношении единого недвижимого комплекса определены также абзацем девятым пункта 16, пунктом 33, абзацем десятым пункта 34 Требований.

Особенности регистрации объектов вспомогательного использования

Хотелось бы поделиться своей позицией и послушать ваше мнение по вопросу регистрации права собственности и постановки объектов недвижимости вспомогательного использования на кадастровый учет.

На сегодняшний день вопрос государственной регистрации права собственности строений вспомогательного использования и постановки их на кадастровый учет в различных регионах России решается по-разному. Особенно сложно производится регистрации права собственности и постановка на кадастровый учет таких объектов на территории города Москвы, поскольку, во-первых, количество отказных заявлений Росреестра по любым основаниям в данном регионе самое большое, и это уже стало нормой, а во-вторых, именно Росреестр по г. Москве готов проводить процедуру регистрации объектов только в условиях предоставления заявителем «полного комплекта» регистрационных документов, то есть по привычной для Росреестра схеме. При этом список требуемых Росреестром документов в этом случае, существенно больше, чем перечень документов, указанный в Законе «О государственной регистрации недвижимости» и Градостроительном кодексе РФ.

Так, в п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

Данное правило влечет ряд правовых последствий:

  1. Регистрация права собственности и постановка на кадастровый учет на такие объекты должна производиться в так называемом «упрощенном» порядке, который предусматривает, что у владельца объекта отсутствует необходимость получать разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию (п.3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, п. 15 ст. 55 ГрК РФ);
  2. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на такой объект осуществляются на основании технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок (п. 10 ст. 40 Закона «О государственной регистрации недвижимости»);
  3. Технический план таких объектов составляется на основании декларации заявителя, поданной в соответствующий орган государственной власти (п. 11 ст. 24 Закона «О государственной регистрации недвижимости»);
  4. Исходя из указанного, для государственной регистрации права собственности объекта вспомогательного использования и постановки его на кадастровый учет заявитель обязан предоставить в Россреестр технический план, включающий декларацию на объект недвижимости и правоустанавливающий документ на земельный участок.

Данная правовая позиция, как это не парадоксально, в целом поддерживается самой Федеральной службой по государственной регистрации кадастра и картографии, изложенной в письме от 03.03.2015 N 14-03050/15@. Согласно письму, в случае если объекты вспомогательного использования отвечают признакам объектов недвижимости (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства), то они подлежат кадастровому учету и их постановка на кадастровый учет возможна на основании технического плана, подготовленного, в свою очередь, на основании декларации об объекте недвижимости.

При этом, в разделе «Заключение кадастрового инженера» в техническом плане, должно быть приведено обоснование подготовки технического плана на основании декларации, в частности, указано, что объект недвижимости является вспомогательным по отношению к основному зданию, сооружению, объекту незавершенного строительства, в связи, с чем получение разрешения на строительство и (или) ввод объекта в эксплуатацию не требуется.

Вместе с тем, как показывает практика, письма Федеральной службы по государственной регистрации кадастра и картографии игнорируются нижестоящими органами, что подтверждается многочисленными отказами Управления Росреестра по г. Москве в регистрации таких объектов недвижимости. Оснаваем для отказа является непредоставление Заявителем разрешения на строительство и акта о вводе объекта в эксплуатацию, то есть фактически для Росреестра не существует объектов вспомогательного использования.

Отдельно хотела бы обратить внимание на само понятие объекта вспомогательного использования.

Действующий Градостроительный кодекс РФ не раскрывает понятие объекта вспомогательного использования. Согласно письму Министерства регионального развития РФ от 25.06.2009 № 19669-ИП/08 «О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства» (далее – Письмо), под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований».

Кроме того, согласно Письму строение относится к вспомогательному при наличии на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.

К таким строениям могут быть отнесены разные объекты: теплицы, электрические подстанции, ангары, ремонтные мастерские, летние павильоны и другие строения.

Таким образом, законодатель выделяет два главных критерия отнесения объектов к объектам вспомогательного использования:

— пониженный уровень ответственности;

— наличие на том же земельном участке основного строения.

На мой взгляд, можно выделить еще два критерия, которым должен отвечать объект вспомогательного использования:

1). Он должен выполнять обслуживающую функцию по отношению к основному строению.

Например, мастерская по ремонту оборудования на территории предприятия, производящего механические детали будет являться вспомогательным строением, поскольку она выполняет обслуживающую функцию для данного предприятия, а вот парикмахерская, расположенная в этом же строении или продовольственный магазин, не будет выполнять эту функцию, и соответственно здание, с указанным назначением строительства не будет являться объектом вспомогательного использования;

2). Эксплуатация вспомогательного строения, по его назначению возможна только совместно с эксплуатацией главного здания. Иными словами, вспомогательное строение может не иметь самостоятельных инженерных коммуникаций, что говорит о том, что в отсутствии главного здания эксплуатация такого объекта не возможна.

Нужно обратить внимание, что в последнее время судебная практика встает на сторону заявителей и отменяет решения Росреестра в отказе в государственной регистрации права собственности на объекты вспомогательного использования, напоминая Росреестру, что для регистрации объектов вспомогательного использования заявители не должны предоставлять разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию (Определение Верховного суда Российской Федерации от 26 января 2018 г. № 301-КГ17-21466, Постановление Арбитражного суда Уральского округа №Ф09-4320/15 по делу №60-44217/2014, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.01.2013 №Ф03-6096/2012 по делу №А39-6944/2016).

Хотелось бы конечно, чтобы Росреестр по г. Москве использовал данную практику, и не заставлял владельцев объектов вспомогательного использования доказывать свою правоту в судебном порядке, тратя на это силы, время и деньги, которые он мог бы использовать для развития бизнеса.

Если у кого есть положительная практика по регистрации объектов вспомогательного использования по г. Москве, прошу вас ее направить.

Регистрация объектов недвижимости по новой декларации – порядок с 2017 года

С 1 января 2017 года зарегистрировать права собственности, пожизненного наследства или бессрочного пользования на земельные участки, находящиеся или строящиеся на них дома, возведённые по разрешительным документам и без получения разрешения на строительство, по упрощённой схеме «дачной амнистии» можно лишь при условии наличия сведений об объектах в государственном недвижимости (ЕГРН). Если объекты не стоят на учёте, то их регистрация будет невозможной.

Так гласит закон № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года, установивший новый порядок кадастрового учёта и регистрации объектов единой системе государственной регистрации недвижимости (ЕГРН), объединяющей базы кадастра и реестра прав на объекты недвижимости.

Тем не менее, этим законом сохранена и другая возможность регистрации объектов – декларативная, на основе собственных замеров. Правда, форма декларации принята иная, отличающаяся от ранее существовавшей и действовавшей до конца 2016 года.

Новая декларация об объектах недвижимости

Новая декларация утверждена приказом Министерства экономического развития (№ 953 от 18.12.2015 года, зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ 2.03.2016 г.). Свою юридическую силу она приобрёл 1 января 2017 года.

Возможность же регистрации объектов недвижимости по этой декларации сформулирована в статье 70 (пункт 5) закона № 218-ФЗ, где говорится, о том что до 2020 года декларация, содержащая описание объектов, является основанием как для проведения их государственного кадастрового учёта, так и для осуществления госрегистрации прав на эти объекты, включая и земельные участки, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил РФ и Министерства обороны РФ и им подведомственных организаций.

В свою очередь, новая декларация становится основой для подготовки технического плана земельных участков и построенных на них зданий и сооружений.

Техпланы, состоящие из текстовой и графической частей с соответствующими разделами, в форме электронного документа готовят кадастровые инженеры и заверяют их усиленной квалифицированной электронной подписью. Выполненные схемы вносятся на сайт Росреестра и считаются действующими после 2-х месяцев со дня их размещения.

Формы декларации и технического плана представляют собой специальные бланки. С требованиями по их заполнению можно ознакомиться и на официальном интернет-портале государственной системы правовой информации. Оформление декларации и технического плана в свободной форме не допускается.

Подготовка декларации

Декларацию правообладатели объектов недвижимости должны готовить самостоятельно, выбирая удобный для себя способ — на бумажном носителе или в электронном формате. Заверяют её своей подписью. Необходимо оплатить госпошлину. Форму декларации можно взять на официальном ресурсе Росреестра, при непосредственном обращении в его территориальное подразделение или в МФЦ.

При стандартной подготовке декларации на бумажном носителе нужно обратить внимание на недопустимость ошибок и исправлений и на требования её оформления только на белых листах формата А4 и обязательную прошивку всех страниц.

При электронном способе составления декларации необходимо учесть особые условия:

  1. получение сертификата ключа, размещенного на официальном сайте Росреестра
  2. строгое соблюдение XML-формата, в том числе и для схем
  3. обязательность заверения подготовленного документа квалифицированной усиленной подписью заявителя, являющегося владельцем объекта

Технический план объекта недвижимости

С 1 января 2017 года и по 1 марта 2018 года для построек на участках ИЖС и участков для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ), расположенных в границах населённого пункта, технический план должен готовиться одним из двух способов:

  1. через выполнение кадастровых работ, получение разрешения на строительство и дальнейшую подготовку проектной документации
  2. через подачу декларации с описанием характеристик объекта

Технический план объекта недвижимости — это не прежний кадастровый паспорт. В техплане делается привязка объекта (определение координат его поворотных точек) к тому участку, где этот объект (здание или сооружение) находится. или привязка помещения к плану того этажа, на котором расположено это помещение. Сведения технического плана, таким образом, позволяют определить однозначное местоположение описанного в нём объекта.

До конца 2016 года технические планы были различны для разных видов объектов недвижимости:

  • жилых и нежилых зданий
  • различных помещений
  • квартир и комнат
  • линейных
  • жилых и нежилых сооружений
  • коммерческих сооружений
  • объектов незавершённого строительства
  • но с 1 января 2017 года они готовятся по единой форме.

Техплан, не являясь документом для сделок с недвижимостью, необходим для кадастрового учёта, так как именно он позволяет внести в него все данные об объекте. В тех случаях, когда недвижимость в кадастре не учтена или выявлено расхождение данных технического плана и прежнего кадастрового паспорта, последний признаётся недействительным, то есть требуется подготовка кадастровых данных на основе технического плана.

Выписка из ЕГРН, заменившая кадастровый паспорт, – документ, необходимый для сделок, а технический план потребуется для следующих ситуаций:

  • объект не поставлен кадастровый учёт
  • объект вводится в эксплуатацию
  • проведена реконструкция и перепланировка объекта
  • постановка объекта на кадастровый учёт проведена с ошибочными данными об объекте
  • по поводу объекта ведутся судебные разбирательства

Для всех них данные об объекте в кадастр недвижимости вносятся на основе сведений технического плана.

Для составления технического плана кадастровому инженеру необходимо предоставить как обязательные:

  • правоустанавливающие или правоподтверждающие документы на недвижимость,
  • паспортные данные и СНИЛС (страховое свидетельство)

и хотя бы один из следующих документов:

  • технический паспорт объекта, который должен быть подготовленным до срока 1.04.2014
  • проектную документацию
  • разрешение на ввод объекта в эксплуатацию

Если последних документов нет, предоставляется декларация об объекте, составленная и подписанная его собственником.

Регистрация объектов индивидуального жилищного строительства по декларации

Срок действия «дачной амнистии» для регистрации домов, возведённых с разрешением на строительство и без него, находящихся на приусадебных участках в черте населённого пункта, и на участках, предоставленных для ИЖС, ограничен датой 1 марта 2018 года.

С 1 марта 2018 года от получения разрешения на строительство закон № 218-ФЗ освободит лишь жилые постройки, возведённые на садовых и дачных участках. Разрешение на строительство вообще не требуется лишь для возведения на личном участке бань, гаражей, вспомогательных сооружений (сараев, навесов, подсобных помещений и т.д.) и при проведении реконструкции, перепланировках при капитальном ремонте жилых строений, не изменяющих их главных параметров (установлено статьёй 51 Градостроительного кодекса РФ). Зарегистрировать их можно по декларации.

До 1 марта 2018 года для постановки жилых строений на государственный кадастровый учёт и для госрегистрации этих объектов в ЕГРН (Едином государственном реестре недвижимости) требуется предоставить только 3 документа:

  1. заявление на постановку на кадастровый учёт и госрегистрацию
  2. технический план объекта индивидуального жилищного строительства, подготовленный посредством выполнения кадастровых работ с дальнейшим получением разрешения на строительство и подготовкой проектной документации, или на основе декларации (если проектная документация не готовилась)
  3. правоустанавливающий или правоподтверждающий документ на земельный участок (для случая, когда право на этот участок, на котором находятся объекты индивидуального жилищного строительства, не зарегистирировано в ЕГРН).

Для незавершённых объектов недвижимости, безхозяйных объектов, помещений на этажах зданий, помещений вне основного объекта, для возведения которых разрешение на строительство и подготовка проектной документации не предусмотрены законом (пункты 9,10, 11 статьи 24 федерального закона №218-ФЗ), для регистрации прав собственности на них необходим технический планн, подготовленный после получения декларации от правообладателей земельных участков, на которых эти объекты находятся. Декларация по безхозяйным объектам заверяется муниципалитетом, а по другим — их правообладателями. Декларация в таких случаях становится неотъемлемой частью технического плана.

Если же разрешение на строительство жилой постройки было получено, то после 1 марта 2018 г. приносить его в Росреестр, пересылать почтой или в электронном виде совсем не обязательно, так как эти сведения будут переданы туда в порядке межведомственного информационного взаимодействия самой администрацией (подразделением архитектуры) или уполномоченным органом, выдавшими это разрешение.

Регистрация участков по декларации

Что касается регистрации прав на незастроенные земельные участки под ИЖС, ЛПХ, садоводство, дачное хозяйство, индивидуальное гаражное строительство, предоставленные до введения ныне действующего Земельного кодекса РФ от 30 октября 2001 года, “дачная амнистия” ограничивает возможность их упрощённой регистрации сроком до 1 марта 2020 года.

Зарегистрировать такие участки можно по декларации, подтверждающей факт их создания и подготовленной правообладателями, как уже сказано выше, самостоятельно.

Для регистрации прав на земельные участки в органы Росреестра необходимо предоставить:

  1. заявление на на кадастровый учёт и госрегистрацию
  2. правоустанавливающий или правоподтверждающий документ на земельный участок (для случая, когда право на этот участок не зарегистрировано в ЕГРН)
  3. декларацию с описанием характеристик участка

Ситуации раздельных процедур кадастрового учёта и госрегистации прав на недвижимость

Право на недвижимость, сведения о которой зафиксированы в ЕРГН, может регистрироваться без постановки объектов на кадастровый учёт при следующих обстоятельствах:

  1. при переходе права собственности
  2. при подтверждении прав на недвижимость, которые возникли ранее

Постановка объекта недвижимости на кадастровый учёт без государственной регистрации прав на объекты проводится в исключительных случаях:

Читайте также  Порядок сдачи формы 6-НДФЛ по обособленным
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]