Обеспечение заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда в Российской Федерации
Величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации включена в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.
Президентом Российской Федерации было дано указание о доведении МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения в два этапа:
с 1 января 2018 г. до 85% от прожиточного минимума и с 1 января 2019 г. – до 100%.
Правительством Российской Федерации проведена работа по проработке подходов к установлению величины прожиточного минимума, в том числе с учетом международного опыта.
По итогам данной работы предложено отказаться от подхода к расчету величины прожиточного минимума, основанного на потребительской корзине, и перейти к ежегодному установлению величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации исходя из медианного среднедушевого дохода за предшествующий год, а минимального размера оплаты труда – с учетом медианной заработной платы. При таком подходе величина прожиточного минимума будет зависеть от уровня доходов большинства граждан и повышаться по мере того, как растут доходы населения страны.
При определении величины соотношения прожиточного минимума и медианного дохода предлагается исходить из международных стандартов европейских стран, темп роста прожиточного минимума на 2021 год заложить не ниже прогнозируемого уровня инфляции на этот период.
Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (с изменениями от 29 декабря 2020 г. № 473-ФЗ) с 1 января 2021 г. МРОТ установлен в сумме 12792 рубля в месяц. МРОТ на очередной год устанавливается федеральным законом в текущем году и исчисляется исходя из величины медианной заработной платы, рассчитанной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, за предыдущий год.
В 2021 году установлено соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации с величиной медианного дохода в целом по Российской Федерации в размере 44,2%, что составит 11 653 рубля в абсолютном выражении. По сравнению с прогнозируемой величиной прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации за 2020 год рост составит 103,7%.
Прожиточный минимум будет устанавливаться ежегодно. Это позволит нивелировать сезонные колебания цен на продовольственные товары и, как следствие, предотвратить падение величины прожиточного минимума (данное явление наблюдается в отдельных кварталах года).
Соотношение МРОТ с медианной заработной платой в 2021 году составляет 42,0% (12 792 руб.) По сравнению с ранее действовавшим МРОТ (12 130 руб.) рост составляет 105,5%. Такое увеличение МРОТ затронет 3,9 млн человек (по оценкам), из которых 1,8 млн человек – работники бюджетной сферы, 2,1 млн человек трудятся во внебюджетном секторе экономики.
Динамика изменения медианного дохода и медианной заработной платы
в предыдущие годы показывает их ежегодное увеличение, соответственно,
в предлагаемой модели прожиточный минимум и МРОТ будут ежегодно увеличиваться на темп роста медианного дохода и медианной заработной платы.
По сравнению с ранее действовавшей моделью новый подход к расчету величины прожиточного минимума и МРОТ позволяет снизить дифференциацию доходов населения за счет более высокого темпа роста величины прожиточного минимума. Также она обеспечивает в среднесрочной перспективе опережающий рост МРОТ. Неукоснительно соблюдается конституционная гарантия, что МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Данная норма внесена в закон и гарантирована новой моделью.
<Письмо> Минтруда России от 07.06.2019 N 18-4/10/В-4438 <О доведении размера денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности федеральной государственной гражданской службы в территориальных органах, до уровня не ниже минимального размера оплаты труда>
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с поступающими от федеральных органов исполнительной власти запросами в части доведения размера денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее — гражданские служащие), замещающих отдельные должности федеральной государственной гражданской службы (далее — гражданская служба) в территориальных органах, до уровня не ниже минимального размера оплаты труда (далее — МРОТ), а также увеличением количества случаев обращения самих гражданских служащих таких органов с жалобами на получение ежемесячного денежного содержания в размере ниже МРОТ, сообщает следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2018 г. N 481-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2019 г. МРОТ установлен в сумме 11 280 руб.
Проблема, связанная с недостающим до МРОТ уровнем ежемесячного денежного содержания гражданских служащих, преимущественно замещающих младшие и старшие должности гражданской службы, характерна для всех территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Основными причинами, повлекшими возникновение рассматриваемой проблемы, является приостановление индексации окладов денежного содержания по должностям гражданской службы на протяжении 7 лет (в 2009 — 2011 гг. в связи с мировым финансовым кризисом 2008 — 2009 гг., а также в 2014 — 2017 гг. в связи с экономической ситуацией, сложившейся в этот период), а также изначальное установление в указанных органах ежемесячного денежного поощрения по всем должностям в размере 1 должностного оклада.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 декабря 2017 г. N 594 «О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы» впервые за 4 года с 1 января 2018 г. произведена индексация окладов денежного содержания гражданских служащих на 4%.
Согласно Федеральному закону от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее — Федеральный закон N 459-ФЗ) с 1 октября 2019 г. также предусмотрена индексация окладов денежного содержания по должностям гражданской службы на 4,3%.
Вместе с тем в рамках реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 11 августа 2016 г. N 403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016
2018 годы» и распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2016 г. N 1919-р Министерством совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с учетом финансово-экономических возможностей государства и перспективных планов по его дальнейшему развитию прорабатывается вопрос, связанный с законодательным совершенствованием системы оплаты труда гражданских служащих.
До перехода на новые условия оплаты труда в целях решения задачи по доведению уровня оплаты труда гражданских служащих до конкурентного на рынке труда во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» ежегодно (для центральных аппаратов с 2013 г., а для территориальных органов с 2014 г.) в федеральном бюджете предусматриваются средства на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.
В соответствии с Федеральным законом N 459-ФЗ в федеральном бюджете на 2019 г. предусмотрены средства на материальное стимулирование гражданских служащих в объеме, превышающем аналогичный показатель 2018 г., в связи с чем в текущем году ожидается рост уровня оплаты труда гражданских служащих, в том числе территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
В целях соблюдения во всех государственных органах требований части 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), согласно которой месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ, представитель нанимателя должен обеспечить выплату гражданскому служащему ежемесячного денежного содержания в размере не ниже МРОТ в соответствии с установленной системой и условиями оплаты труда.
При этом с учетом постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. N 38-П и от 11 апреля 2019 г. N 17-П месячное денежное содержание гражданского служащего на уровне не ниже МРОТ должно быть обеспечено без учета районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с прохождением гражданской службы в местностях с особыми климатическими условиями, а также без учета доплат, предусмотренных к выплате в соответствии с положениями трудового законодательства в случае возложения на гражданского служащего дополнительного объема работы или привлечения его к сверхурочной работе, работе в ночное время или в выходные и нерабочие праздничные дни.
Следует отметить, что установленные ТК РФ гарантии в части минимальной оплаты труда должны обеспечиваться не искусственно путем произведения «доплаты до МРОТ», не предусмотренной системой оплаты труда работников, а непосредственно самой системой оплаты труда работников и размерами выплат, входящих в ее состав, в связи с чем необходимый уровень ежемесячного денежного содержания гражданских служащих должен обеспечиваться за счет выплат, входящих в состав денежного содержания в соответствии с положениями статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
При этом в случае если достижение данного уровня по отдельным должностям гражданской службы невозможно посредством установления ежемесячных надбавок в составе денежного содержания в максимальном размере, то доведение размера ежемесячного денежного содержания гражданских служащих до уровня не ниже МРОТ должно быть обеспечено посредством осуществления стимулирующих выплат, входящих в состав денежного содержания.
В целях обеспечения соблюдения требований законодательства Российской Федерации подходы, изложенные в настоящем письме, следует применять в работе по организации и выплате гражданским служащим территориальных органов федеральных органов исполнительной власти ежемесячного денежного содержания.
Как довести зарплату до МРОТ с 1 мая 2021 года
Согласно тексту Федерального закона от 07.03.2021 № 41-ФЗ, с 1 мая текущего года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) составляет 11,163 рубля. Но и в дальнейшем сумма не остается фиксированной – с 1 января 2021 года величина МРОТ будет рассчитываться на основании прожиточного минимума за II квартал предшествующего года. Однако, если ПМ снизится, МРОТ не изменится. Все эти нюансы необходимо учитывать бухгалтерам предприятий. В настоящее время наиболее актуальным вопросом становится, как довести зарплату до МРОТ, как оформить повышение, какой издать приказ, что делать с суммой зарплаты при неполном отработанном месяце. Обо всем этом будет рассказано в данной статье.
Как довести зарплату до МРОТ в 2021 году
Каждому работнику бюджетных и коммерческих предприятий действующее законодательство гарантирует выплату заработной платы в размере не меньше актуального МРОТ. Об этом сказано в тексте абзаца 7 статьи 133 ТК РФ. При этом необходимо учесть некоторые особенности:
- Если речь идет о сотруднике фирмы, расположенной в районе Крайнего Севера (или в местности, приравненной к нему), величина зарплаты не должна оказаться ниже МРОТ еще до увеличения ее на районный коэффициент и доплату за продолжительный трудовой стаж. То есть, зарплата работника Крайнего Севера всегда будет выше МРОТ с учетом надбавки и районного коэффициента.
- Заработная плата уже должна включать в себя все положенные сотруднику суммы (непосредственно должностной оклад, различные доплаты и надбавки, компенсации, премии) на момент сравнения ее с величиной МРОТ.
- МРОТ устанавливается не только на федеральном, но также на региональном уровне по решению властей субъекта РФ. Причем региональный (республиканский, краевой, областной) МРОТ не может оказаться ниже федерального.
Как довести зарплату до МРОТ – издаем приказ о доплате
Важно! Форма (бланк) приказа о повышении заработной платы до размера МРОТ может быть разработана внутри предприятия, поскольку унифицированной формы документа законом не установлено. При этом необходимо учитывать утвержденные на тот момент требования к внутренним документам и особенности документооборота.
До того, как издавать приказ о повышении заработной платы, необходимо провести перечисленные ниже процедуры, касающиеся кадрового делопроизводства:
- Ознакомить сотрудников с текстом дополнительного соглашения к трудовому договору и подписать его. Поскольку величина оплаты труда является одним из наиболее важных аспектов контракта/договора с работником, необходимо согласовать ее новый размер.
- Далее понадобится изменить существующее штатное расписание (если требуется) или вообще полностью обновить его.
Несмотря на то, что типовой формы приказа о повышении зарплаты в связи с ростом уровня МРОТ не существует, в тексте Приказа непременно должны быть обозначены следующие моменты:
- реквизиты и название документа;
- информация о работнике, в отношении которого руководство издает приказ (ФИО, наименование должности, структурное подразделение предприятия);
- величина надбавки;
- дата, на которую будет произведена доплата;
- перечень лиц, ответственных за исполнение данного приказа (с подписями, свидетельствующими об их ознакомлении с приказом);
- подпись, ее расшифровка и инициалы уполномоченного лица;
- В качестве основания для повышения зарплаты должен быть указан факт несоответствия текущего оклада актуальному размеру МРОТ.
При указании оснований для увеличения зарплаты необходимо ссылаться на нормативно-правовой акт (будет зависеть от того, на основании какого МРОТ производится увеличение оклада – федерального или регионального), в котором сказано о повышении уровня минимальной оплаты труда.
Как довести зарплату до МРОТ при неполностью отработанном месяце
По закону заработная плата может устанавливаться и ниже минимального размера оплаты труда, но только при наступлении следующих случаев:
- сотрудник устроился на предприятие на правах совместителя;
- работник трудится неполный рабочий день (или на условиях неполной недели).
Хотя в перечисленных случаях допустимо утверждать заработную плату, уступающую в размерах актуальному МРОТ, фактически выплаченная зарплата должна быть рассчитана в соответствующей пропорции от МРОТ. То есть и в такой ситуации оплата труда будет напрямую зависеть от актуального значения МРОТ.
Рассмотрим пример. Уборщица торгового центра трудится на условиях 0,5 ставки. Соответственно, начиная с 1 мая 2021 года минимальная оплата труда для нее составит не менее: 11,163 руб. Х 0,5 = 5581 рубля 50 копеек.
Экспертное мнение к вопросу о том, как рассчитать сумму доплаты до МРОТ
Чтобы наглядно продемонстрировать порядок расчета доплаты к зарплате при увеличении ее суммы до действующего МРОТ, наши эксперты составили ряд примеров для различных ситуаций.
Пример 1 – расчет доплаты до федерального МРОТ
Сотрудник принят на работу в бюджетную организацию на условиях полной ставки. Его зарплата включает в себя исключительно оклад и премию – каких-либо коэффициентов, надбавок и доплат не предусмотрено. Должностной оклад составляет 6,500 рублей, а премия равна 1,700 рублей. Итого, ежемесячно работник получает 8,200 рублей. Доплачивать с 1 мая 2021 года необходим следующую сумму: 11,163 – 8,200 = 2,963 рубля.
Пример 2 – расчет доплаты до регионального МРОТ
Сотрудника трудоустроили в одной из коммерческих фирм Москвы. Компания является участником регионального соглашения, касающегося выплаты заработной платы не ниже установленного по столице МРОТ (на сегодняшний день равен 17,300 рублей). Зарплата работника состоит из должностного оклада (13,700 рублей) и премии (2,250 рублей). Сумма доплаты до МРОТ составит: 17,300 – 13,700 – 2,250 = 1350 рублей.
Пример 3 – расчет доплаты до МРОТ для сотрудников Крайнего Севера
Работник осуществляет трудовую деятельность в компании, расположенной на территории, приравненной к районам Крайнего Севера. В связи с этим его зарплата увеличивается на районный коэффициент, равный 1,2. Соглашений об утверждении зарплат не ниже регионального МРОТ не действует, все фирмы ориентируются на федеральный показатель минимальной оплаты труда. Также сотруднику полагается надбавка за продолжительный трудовой стаж – 10%. Должностной оклад составляет 7,500 рублей. Рассчитаем размер доплаты до МРОТ: 11,163 – 7,500 рублей = 3663 рубля. И только после расчета доплаты можно вычислять полную сумму заработной платы с учетом коэффициентов и надбавок: 11,163 + 11,163 х 0,1 + 11,163 х 1,2 = 11,163 + 1116,3 + 13.395,6 = 25.674,9 рубля.
О доплате до МРОТ для сотрудников компаний Москвы и Санкт-Петербурга, а также для работников-совместителей читайте в статье ⇒ “Доплата до МРОТ с 2021 года“.
Законодательное регулирование
Гарантия выплаты зарплаты в размере не меньше актуального МРОТ
О сравнении с МРОТ зарплаты, включающей в себя все надбавки и доплаты
Типичные ошибки
Ошибка: Трудовая инспекция оштрафовала предпринимателя за то, что зарплата сотрудником не была увеличена после повышения уровня федерального МРОТ. Сотрудники не предприняли никаких действий по взысканию задолженности.
Комментарий: Если определенное время зарплата выплачивалась в размере ниже МРОТ, тогда как оклады должны были быть повышены, работники имеют право взыскать с работодателя задолженность.
Ошибка: Зарплата сотрудника-совместителя была увеличена до размера федерального МРОТ.
Комментарий: Совместителям разрешено законом не повышать оклад в связи с утверждением нового МРОТ. Но рассчитываться зарплата должна пропорционально величине МРОТ, поэтому фактически оплата все же повысится.
Ответы на распространенные вопросы о том, как довести зарплату до МРОТ
Вопрос №1: Заработная плата работника предприятия состоит исключительно из должностного оклада. Надбавок, премий, доплат, районных коэффициентов, компенсаций не выплачивается. Увеличивается ли сам должностной оклад, если он оказывается ниже нового МРОТ?
Ответ: Да, Минфин РФ давал разъяснения на данную тему в своем Письме от 24.11.2009 № 03-03-06/1/768.
Вопрос №2: Нужно ли проводить перерасчет окладов в связи с увеличением федерального МРОТ, если он по-прежнему ниже регионального, на основании которого зарплаты были рассчитаны ранее?
Ответ: Нет, проводить перерасчет не нужно. При проведении сравнительного анализа должен учитываться региональный МРОТ, поскольку предприятие должно быть участником соглашения о минимальном заработке по субъекту РФ.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Забайкальского края
Как следует из ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации зарплата – это должностной оклад и все выплаты, предусмотренные системой оплаты труда.
В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников также включается величина МРОТ в Российской Федерации.
В связи со вступлением в силу с 01.01.2021 Федерального закона от 29.12.2020 № 473-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 01.01.2021 увеличился с 12 130 до 12 792 рубля в месяц.
На основании ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) МРОТ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Руководствуясь ч. 3 ст. 133 ТК РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже минимального размера месячной оплаты труда, устанавливаемый федеральным законом (далее – МРОТ), поэтому работодатель обязан производить доплату заработной платы работнику до МРОТ. Надбавка за работу во вредных или опасных условиях труда должна быть выплачена работнику после доведения его зарплаты до МРОТ.
При этом, в соответствии с позицией Конституционного суда Российской Федерации повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
Согласно ч. 1 ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, работодатель обязан производить доплату заработной платы работнику до МРОТ.
За выплату заработной платы ниже МРОТ предусмотрена ответственность по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа в размере от 10 000 до 20 000 руб. — для должностных лиц; от 1 000 до 5 000 руб. — для индивидуальных предпринимателей; от 30 000 до 50 000 руб. — для юридических лиц.
В случае повторного аналогичного нарушения, не содержащего уголовно наказуемого деяния, ответственность наступает по ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере: от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трёх лет — для должностных лиц; от 10 000 до 30 000 руб. — для индивидуальных предпринимателей; от 50 000 до 100 000 руб. — для юридических лиц.
За выплату зарплаты ниже МРОТ из корыстной или иной личной заинтересованности уже установлена ответственность по ч. 1 ст. 145.1 УК РФ, которая грозит штраф до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.
Если частичная выплата зарплаты повлекла тяжкие последствия, то размер штрафа может составить от 200 000 до 500 000 руб.
Также частичная невыплата зарплаты означает выплату в размере менее половины положенной суммы на основании п. 1 примечаний к ст. 145.1 УК РФ.
Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное частями первой или второй настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела в полном объёме погасило задолженность по выплате заработной платы, пенсии, стипендии, пособия и иной установленной законом выплате, а также уплатило проценты (выплатило денежную компенсацию) в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Информацию предоставил помощник прокурора Александрово-Заводского района Станислав Попов