Изменение Налогового кодекса РФ с 20 мая 2021 года
Новая редакция двух частей Налогового кодекса РФ вступила в силу 20.05.2021. Законодатели установили упрощенный порядок получения имущественных и инвестиционных налоговых вычетов по НДФЛ и обязали иностранные компании, работающие в РФ, направлять в ИФНС сведения о своих участниках и бенефициарах.
Редакцию первой и второй частей Налогового кодекса РФ с 20.05.2021 изменил Федеральный закон от 20.04.2021 № 100-ФЗ, вступивший в силу спустя месяц после официального опубликования. Его нормами установлен упрощенный порядок получения налоговых вычетов по НДФЛ и уточнены требования к обязанностям иностранных организаций, работающих в России.
Новый порядок получения вычетов по НДФЛ
налоговый вычет предоставляется налогоплательщику при предоставлении налоговой декларации на основании документов, подтверждающих факт зачисления денежных средств на индивидуальный инвестиционный счет, если иное не предусмотрено нормами НК РФ.
Введен упрощенный порядок предоставления инвестиционных налоговых вычетов. Они предоставляются налогоплательщикам в порядке, установленном статьей 221.1 НК РФ при наличии в налоговом органе подтверждающих факт зачисления налогоплательщиком денежных средств на индивидуальный инвестиционный счет сведений, предоставленных налоговым агентом по формату, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в рамках обмена информацией.
Определено, что инвестиционный налоговый вычет предоставляют налогоплательщику на основании его письменного заявления, направленного налоговому агенту при расторжении договора на ведение индивидуального инвестиционного счета, при исчислении и удержании налога таким налоговым агентом, при наличии у налогового агента сведений, полученных от налогового органа в рамках обмена информацией в соответствии с правилами обмена информацией в целях предоставления налоговых вычетов в упрощенном порядке. В статье указано, что:
Предоставление сведений налоговым органом налоговым агентам в рамках обмена информацией в соответствии с правилами обмена информацией в целях предоставления налоговых вычетов в упрощенном порядке осуществляется по формату, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на основании запросов налоговых агентов.
Упрощенный порядок оформления налоговых вычетов в силу новой редакции статьи 220 НК РФ теперь распространяется на имущественные налоговые вычеты по расходам:
- на новое строительство либо приобретение жилья или отдельных земельных участков;
- на погашение процентов по целевым займам (кредитам).
Имущественные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику на основании заявления, сформированного через личный кабинет налогоплательщика.
Имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп. 3 п. 1 статьи 220 НК РФ, предоставляют налогоплательщику в порядке, установленном статьей 221.1 НК РФ на основании сведений:
- предоставленных в налоговые органы в соответствии с п. 4 статьи 85 НК РФ;
- предоставленных в налоговый орган банком сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пп. 6 п. 3 статьи 220 НК РФ при условии предоставления таких документов налогоплательщиком банку.
Сведения предоставляют в формате, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в рамках обмена информацией. Установлено, что остаток налогового вычета может быть использован в порядке, предусмотренном статьей 221.1 НК РФ.
Новой редакцией статьи 221.1 НК РФ установлено, что налоговые вычеты в упрощенном порядке предоставляются налогоплательщику налоговым органом на основании заявления налогоплательщика по окончании налогового периода не более чем за 3 года, предшествующие году подачи заявления. Заявление подают в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика по формату, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В заявлении налогоплательщик указывает для возврата денежных средств реквизиты открытого им счета в банке.
Упрощенный порядок применяется, если в налоговом органе есть сведения, предоставленные в соответствии с п. 2 статьи 230 НК РФ, о доходах физического лица и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных налоговым агентом в бюджетную систему РФ. Вычет предоставляют, начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором у налогоплательщика возникло право на соответствующий вычет, по формату, утвержденному ФНС в соответствии с правилами обмена информацией в целях предоставления налоговых вычетов в упрощенном порядке.
Установлено, что налоговый орган размещает в личном кабинете налогоплательщика данные для заполнения заявления или направляет через личный кабинет налогоплательщика сообщение о невозможности получения налогового вычета в упрощенном порядке с указанием соответствующих причин в срок:
- не позднее 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, — в отношении сведений, предоставленных налоговым агентом или банком до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
- в течение 20 рабочих дней, следующих за днем предоставления сведений, — в отношении сведений, предоставленных налоговым агентом или банком после 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Камеральная налоговая проверка заявления на вычет, поданного в упрощенном порядке, проводится по правилу из статьи 88 НК РФ: в течение 30 календарных дней со дня его предоставления. Если по результатам камеральной налоговой проверки на основе заявления не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, налоговый орган в течение трех дней после окончания проверки принимает решение о предоставлении вычета.
В новой редакции статьи 102 НК РФ запрет на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, распространен на отдельные сведения, поступившие от налогового органа налоговым агентам в рамках обмена информацией для предоставления инвестиционного налогового вычета, предусмотренного пп. 3 пункта 1 статьи 219.1 НК РФ.
В статье 126.1 НК РФ определено, что предоставление налоговым агентом налоговому органу документов, предусмотренных НК РФ, содержащих недостоверные сведения, если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126.2 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей за каждый предоставленный документ, содержащий недостоверные сведения.
В кодекс ввели новую статью 126.2 НК РФ «Предоставление налоговым агентом налоговому органу недостоверных сведений в рамках процедуры получения налогоплательщиками инвестиционных налоговых вычетов в упрощенном порядке». Ее нормами предусмотрена ответственность за предоставление налоговым агентом и банком недостоверных сведений в рамках процедуры получения налогоплательщиками налоговых вычетов в упрощенном порядке. Установлен штраф в размере 20% от суммы налога, неправомерно полученного налогоплательщиком. Аналогичные поправки внесены в статью 135.3 НК РФ «Предоставление банком налоговому органу недостоверных сведений в рамках процедуры получения налогоплательщиками имущественных налоговых вычетов в упрощенном порядке».
Налоговый агент и банк освобождаются от ответственности, если самостоятельно выявили ошибки и предоставили уточненные сведения налоговому органу до момента, когда они узнали об обнаружении налоговым органом недостоверности предоставленных сведений.
Положения об упрощенном порядке получения налоговых вычетов применяются к правоотношениям по предоставлению налоговых вычетов, право на которые возникло с 01.01.2020.
Обязанности иностранных компаний
Отдельные иностранные компании теперь обязаны предоставлять в налоговые органы сведения о своих участниках и бенефициарах. В статью 23 НК РФ «Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)» добавили положение о том, что все иностранные организации (за исключением иностранных организаций, состоящих на учете в налоговом органе только по основанию, предусмотренному пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ), а также иностранные структуры без образования юридического лица обязаны сообщать в налоговый орган сведения об участниках такой иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица — сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих). Установлен порядок раскрытия косвенного участия (при его наличии) физического лица или публичной компании в случае, если доля их прямого и (или) косвенного участия в иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица) превышает 5%.
Сведения, сформированные по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году их предоставления, направляют в ИФНС ежегодно не позднее 28 марта. Указано, что:
При наличии у иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) нескольких оснований для постановки на учет в налоговом органе сообщение предоставляется в налоговый орган по месту постановки на учет по выбору такой иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица).
В новой редакции статьи 129.1 НК РФ за неправомерное непредоставление (несвоевременное предоставление) сведений иностранной организацией влечет взыскание штрафа в размере 50 000 рублей.
<Письмо> ФНС России от 25.11.2021 N БС-4-21/16452@ «О критериях разграничения движимого и недвижимого имущества в целях применения главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации»
Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 по вопросу, касающемуся критериев разграничения движимого и недвижимого имущества в целях применения главы 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее, соответственно — налог, НК РФ), и сообщает.
Содержащаяся в письме МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 информация об отсутствии сформировавшейся судебно-арбитражной практики по указанному вопросу, не учитывает выводы в следующих Определениях Верховного Суда Российской Федерации (далее — Верховный Суд):
— от 12.07.2019 N 307-ЭС19-5241 по делу N А05-879/2018 ЗАО «Лесозавод 25» против Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (доведено до налоговых органов, включая МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, письмом ФНС России от 28.08.2019 N БС-4-21/17216@ «О рекомендациях по определению вида некоторых объектов имущества (движимое/недвижимое) в целях администрирования налога на имущество организации»);
— от 17.05.2021 N 308-ЭС20-23222 по делу N А32-56709/2019 ООО «Юг-Новый Век» против Межрайонной ИФНС России N 7 по Краснодарскому краю (доведено до налоговых органов, включая МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, письмом ФНС России от 21.05.2021 N БС-4-21/7027@ «О критериях разграничения видов имущества (движимое или недвижимое) в целях применения главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации»);
— от 28.09.2021 N 308-ЭС21-6663 по делу N А18-1531/2019 ООО «Минеральная вода «Ачалуки» против Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Ингушетия (доведено до налоговых органов, включая МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, письмом ФНС России от 01.10.2021 N БС-4-21/13969@ «О критериях разграничения видов имущества (движимое или недвижимое) в целях применения главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации»).
Письмом ФНС России от 28.07.2021 N БВ-4-7/10638 «О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2021 года по вопросам налогообложения» повторно до налоговых органов доведены выводы в Определении Верховного Суда от 17.05.2021 N 308-ЭС20-23222 по делу N А32-56709/2019.
Письмом ФНС России от 02.08.2021 N СД-4-21/10889@ «О критериях разграничения видов имущества (движимое или недвижимое) в целях применения главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации» до налоговых органов, включая МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, доведены разъяснения Минфина России от 26.05.2021 N 03-05-05-01/40484, от 29.06.2021 N 03-05-05-01/51043) по рассматриваемому вопросу с учетом сформировавшейся судебной практики в отношении различного рода некапитальных сооружений и оборудования (например, Определения Верховного Суда от 20.05.2015 N 306-ЭС15-5227 (забор), от 30.09.2015 N 303-ЭС15-5520 (замощение), от 07.04.2016 N 310-ЭС15-16638 (автостоянка), от 27.12.2018 N 310-ЭС18-13357 (колонка бензозаправочная), от 28.01.2019 N 308-КГ18-23749 (футбольное поле)).
Письмом ФНС России от 01.10.2021 N БС-4-21/13969@ начальникам (и.о. начальника) территориальных налоговых органов, включая МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, было поручено:
— повторно обеспечить ознакомление в подчиненных налоговых органах с позицией ФНС России по вопросам определения объекта налогообложения по налогу, содержащейся в письмах от 28.08.2019 N БС-4-21/17216@, от 21.05.2021 N БС-4-21/7027@, от 02.08.2021 N СД-4-21/10889@, а также изучение Определений Верховного Суда от 12.07.2019 N 307-ЭС19-5241, от 17.05.2021 N 308-ЭС20-23222, от 28.09.2021 N 308-ЭС21-6663;
— в целях предотвращения причин возникновения аналогичных налоговых споров и принятия неправомерных решений не допускать вынесение решений по результатам налоговых проверок, касающихся определения объектов налогообложения по налогу, противоречащих главе 30 НК РФ, применяемой с учетом сформировавшейся судебной практики Верховного Суда.
Письмом от 15.11.2021 N БС-4-21/15939@ «О критериях разграничения движимого и недвижимого имущества в целях применения главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации» (доведено до налоговых органов, включая МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам) ФНС России информировала о том, что Президиумом Верховного Суда 10.11.2021 утвержден Обзор судебной практики Верховного Суда N 3 (2021), в который для целей применения главы 30 НК РФ включена следующая правовая позиция.
При оценке правомерности применения освобождения движимого имущества от налогообложения значение имеет то, выступали ли спорные объекты основных средств (машины и оборудование) движимым имуществом на момент их приобретения, а также правомерность их принятия к учету в качестве отдельных инвентарных объектов.
Сами по себе критерии прочной связи вещи с землей, невозможности раздела вещи в натуре без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения, а также соединения вещей для использования по общему назначению, используемые гражданским законодательством, не имеют определяющего значения при решении вопроса об освобождении от налогообложения движимого имущества. Их использование не позволяет разграничить инвестиции в обновление производственного оборудования и создание некапитальных сооружений от инвестиций в создание (улучшение) объектов недвижимости — зданий и капитальных сооружений.
В соответствии с п. 1 ст. 38 и п. 1 ст. 374 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2014 — 2016 годах) возникновение обязанности по уплате налога связывается с наличием у налогоплательщика движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. На основании подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, действовавшего до 1 января 2015 г. (введен Федеральным законом от 29 ноября 2012 г. N 202-ФЗ), не признавалось объектом налогообложения движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 г. в качестве основных средств.
Начиная с 1 января 2015 г. освобождение от налогообложения в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств, предусмотрено п. 25 ст. 381 НК РФ (введен в действие Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ), действовавшим до 1 января 2019 г.
Раскрывая содержание положений подп. 8 п. 4 ст. 374 и п. 25 ст. 381 НК РФ, Конституционный Суд Российской Федерации указал в постановлении от 21 декабря 2018 г. N 47-П, что внесенные законодателем изменения повлекли, кроме прочего, сокращение состава облагаемых налогом объектов имущества организаций, что, благодаря упрощению учета объектов налогообложения и снижению налоговой нагрузки, должно было способствовать поощрению налогоплательщиков к правомерному поведению в фискальных правоотношениях, стимулированию организаций к инвестированию в средства производства, к их модернизации, приобретению новых и развитию существующих средств производства.
Цель освобождения от налогообложения движимого имущества, принятого к учету после 1 января 2013 г., состояла в поощрении инвестиций в новое оборудование, что при сохранении налогообложения уже введенного в эксплуатацию оборудования позволило бы реализовать стимул к обновлению основных средств без существенных потерь для бюджетов.
На этом основании формируемая Верховным Судом судебная практика исходит из необходимости толкования и применения положений подп. 8 п. 4 ст. 374, п. 25 ст. 381 НК РФ в контексте вышеуказанных целей введения льготы и необходимости обеспечения равных прав на применение льготы для налогоплательщиков, осуществивших инвестиции в обновление основных средств.
Сами по себе критерии прочной связи вещи с землей, невозможности раздела вещи в натуре без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения, а также соединения вещей для использования по общему назначению, применяемые гражданским законодательством (п. 1 ст. 130, п. 1 ст. 133, ст. 134 ГК РФ), не позволяют однозначно решить вопрос о праве налогоплательщиков на применение рассматриваемой льготы, поскольку эти критерии не позволяют разграничить инвестиции в обновление производственного оборудования и создание некапитальных сооружений от инвестиций в создание (улучшение) объектов недвижимости — зданий и капитальных сооружений. В обоих случаях приобретаемые налогоплательщиком активы до окончания монтажа не имеют прочной связи с землей, а после начала эксплуатации могут образовывать сложную вещь с объектом недвижимости, разделение которой без разрушения или повреждения становится невозможным или экономически нецелесообразным.
Наличие (отсутствие) сведений об объекте в ЕГРН в силу п. 6 ст. 81 ГК РФ имеет доказательное значение для целей применения подп. 8 п. 4 ст. 374 и п. 25 ст. 381 НК РФ, но также не может использоваться в качестве безусловного критерия для оценки правомерности применения льготы. Это объясняется тем, что вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый п. 1 ст. 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй п. 1 ст. 130 ГК РФ).
Государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости, на что указано в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда от 23.06.2015 N 25.
Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н (далее — ПБУ 6/01), в соответствии с п. 5 которого рабочие и силовые машины и оборудование выделены в отдельный вид подлежащих учету объектов основных средств, отличный от зданий и сооружений.
Основой классификации объектов основных средств в бухгалтерском учете выступают Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), введенный в действие с 1 июля 2017 г. и ранее действовавший Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94.
В соответствии с названными классификаторами оборудование не относится к зданиям и сооружениям, формируя самостоятельную группу основных средств, за исключением прямо предусмотренных в классификаторах случаев, когда отдельные объекты признаются неотъемлемой частью зданий и включаются в их состав (например, коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации; оборудование встроенных котельных установок, водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства канализации).
Следовательно, по общему правилу, исключения из объекта налогообложения, предусмотренные подп. 8 п. 4 ст. 374 и п. 25 ст. 381 НК РФ, применимы к машинам и оборудованию, выступавшим движимым имуществом при их приобретении и правомерно принятым на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, а не в качестве составных частей капитальных сооружений и зданий.
Из материалов дела (Определение Верховного Суда от 17.05.2021 N 308-ЭС20-23222) не следует, что в случае признания здания энергоцентра (гостиничного комплекса) и энергоустановки одним объектом, образованным из нескольких частей, будет соблюдено условие п. 6 ПБУ 6/01 об отсутствии существенных различий в сроках их полезного использования. Энергоустановка также не может быть отнесена к коммуникациям здания энергоцентра и (или) здания гостиницы согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94.
Формулируя противоположный вывод и ссылаясь на то, что перемещение энергоустановки будет сопряжено с несоразмерным ущербом для функционирования гостиничного комплекса, суд кассационной инстанции, по сути, исходил из того, что после начала эксплуатации энергоустановки ее использование вне гостиничного комплекса становится экономически нецелесообразным. Однако применение критерия экономической целесообразности недопустимо, поскольку приводит к постановке в неравное положение налогоплательщиков, осуществивших инвестиции в обновление оборудования.
Таким образом, публично-правовая цель предоставления освобождения от налогообложения обществом достигнута, в связи с чем включение налоговым органом стоимости энергоустановки в налоговую базу для исчисления налога не может быть признано правомерным.
В связи с изложенным письмом ФНС России от 15.11.2021 N БС-4-21/15939@ территориальным налоговым органам, включая МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, было поручено:
— обеспечить ознакомление сотрудников, осуществляющих администрирование налога, с указанной позицией в Обзоре судебной практики Верховного Суда N 3 (2021 г.);
— в целях предотвращения причин возникновения аналогичных налоговых споров и принятия неправомерных решений не допускать вынесение решений по результатам налоговых проверок, касающихся определения объектов налогообложения по налогу, противоречащих главе 30 НК РФ, применяемой с учетом сформировавшейся судебной практики Верховного Суда.
Таким образом, по мнению ФНС России, направленные разъяснения содержат исчерпывающую информацию о сформировавшейся практики Верховного Суда по рассматриваемому вопросу. При этом МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 необходимо исполнить вышеперечисленные поручения ФНС России.
Дополнительные разъяснения по данному вопросу могут быть получены в Управлении налогообложения имущества ФНС России.
Налоги с «коронавирусных» субсидий и другие изменения НК РФ: закон опубликовали
Поправки к НК РФ касаются в том числе НДС при реализации медизделий, налога на прибыль при получении субсидий организациями, пострадавшими от нерабочих дней, НДФЛ при продаже жилья семьями с детьми. Рассмотрим главные новшества.
Для освобождения от НДС при реализации медизделий регистрационное удостоверение можно будет представлять и после 31 декабря 2021 года. Ограничение по дате исключили (п. 1 ст. 1 закона).
Налог на прибыль
Во-первых, скорректировали положение о том, какие «коронавирусные» субсидии организация не учитывает в базе по налогу на прибыль. Теперь это любые субсидии (кроме средств на компенсацию процентных ставок), которые получили из федерального или регионального бюджета субъекты малого и среднего бизнеса, а также социально-ориентированные некоммерческие организации (пп. «а» п. 20 ст. 1 закона). В прежней редакции нормы речь шла только о тех организациях, которые включены в реестр СМСП на 1 марта 2020 года и ведут деятельность в пострадавших отраслях.
Положение распространили на доходы, которые организации получили с налогового периода 2021 года (ч. 8 ст. 3 закона).
Во-вторых, изменили правила учета лизинговых платежей. Так, если в их состав включили выкупную стоимость, для учета в расходах ее нужно вычесть (п. 23 ст. 1 закона). Минфин ранее разъяснял, что выкупную цену в таком случае нужно считать авансовыми платежами. Новые правила не применяются к договорам, которые действуют на дату вступления в силу поправок (ч. 1 ст. 2 закона).
В-третьих, больше не будет специальных правил амортизации предметов лизинга. Сейчас амортизирует имущество тот, кто учитывает объект по договору. С 2022 года эту норму исключают (п. 21 ст. 1 закона). Значит, применять нужно общий порядок: расходы на содержание имущества несет арендодатель. Однако эти правила распространяются на договоры лизинга, которые действуют на дату вступления в силу поправок (ч. 1 ст. 2 закона).
Во-первых, освободили от НДФЛ доходы семей с детьми от продажи жилья независимо от того, сколько времени оно было в собственности (п. 18 ст. 1 закона). Правило действует при соблюдении ряда условий, среди которых:
- в семье не менее 2 детей;
- в этом же году либо до 30 апреля следующего купили новое жилье;
- общая площадь или кадастровая стоимость купленного объекта превышает показатели проданного.
Действие данного порядка распространили на налоговые периоды с 2021 года (ч. 8 ст. 3 закона).
Во-вторых, от НДФЛ освободили оплату труда работников в рамках «коронавирусных» субсидий (пп. «б» п. 17 ст. 1 закона). Речь идет о выплатах работодателями, которые получили субсидии за нерабочие дни в октябре и ноябре 2021 года и за ограничения, связанные в том числе с введением QR-кодов. Правило можно применить один раз в месяце получения субсидии или в следующем за ним. Размер дохода, освобожденного от НДФЛ, ограничили: не более 12 792 руб. Аналогичное правило ввели и для взносов (п. 53 ст. 1 закона).
Кроме того, не нужно облагать налогом призы, которые граждане получают в рамках мероприятий для стимулирования вакцинации от коронавируса.
Эти правила распространили на доходы, которые получены с начала 2021 года (ч. 8 ст. 3 закона).
Налог на имущество организаций
Во-первых, налог по предмету аренды или лизинга должна платить передающая сторона, т.е. арендодатель или лизингодатель. Такое правило закрепляют с 1 января 2022 года (пп. «б» п. 49 ст. 1, ч. 3 ст. 3 закона).
Во-вторых, регионы не смогут дифференцировать ставки по категориям налогоплательщиков. Различия могут быть только по виду недвижимости и его кадастровой стоимости (пп. «а» п. 50 ст. 1 закона). Положение вступит в силу 1 января 2023 года (ч. 5 ст. 3 закона).
Транспортный налог
Представить пояснения по сообщению об исчисленном налоге можно в течение 20 дней со дня получения документа (пп. «б» п. 47 ст. 1 закона). Правило вступит в силу 1 января 2022 года (ч. 3 ст. 3 закона).
Статья 252. Расходы. Группировка расходов
1. В целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
2. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Абзац исключен. — Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ.
2.1. В целях настоящей главы расходами вновь созданных и реорганизованных организаций признается стоимость (остаточная стоимость) имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации. Стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, определяется по данным и документам налогового учета передающей стороны на дату перехода права собственности на указанные имущество, имущественные и неимущественные права.
Расходами вновь созданных и реорганизованных организаций также признаются расходы (а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, убытки), предусмотренные статьями 255, 260 — 268, 275, 275.1, 279, 280, 283, 304, 318 — 320 настоящей главы, осуществленные (понесенные) реорганизуемыми организациями в той части, которая не была учтена ими при формировании налоговой базы. В целях налогообложения указанные расходы учитываются организациями-правопреемниками в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящей главой. Состав таких расходов и их оценка определяются по данным и документам налогового учета реорганизуемых организаций на дату завершения реорганизации (дату внесения записи о прекращении деятельности каждого присоединяемого юридического лица — при реорганизации в форме присоединения).
Дополнительные расходы, связанные с передачей (получением) имущества (имущественных и неимущественных прав) при реорганизации организаций, в целях налогообложения учитываются в порядке, установленном настоящей главой.
3. Особенности определения расходов, признаваемых для целей налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков либо расходов, произведенных в связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями настоящей главы.
4. Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.
5. Понесенные налогоплательщиком расходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с расходами, стоимость которых выражена в рублях.
Понесенные налогоплательщиком расходы, стоимость которых выражена в условных единицах, учитываются в совокупности с расходами, стоимость которых выражена в рублях.
Пересчет указанных расходов производится налогоплательщиком в зависимости от выбранного в учетной политике для целей налогообложения метода признания таких расходов в соответствии со статьями 272 и 273 настоящего Кодекса.
В целях настоящей главы суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщиков, не подлежат повторному включению в состав его расходов.
- Статья 251. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы
- Статья 253. Расходы, связанные с производством и реализацией
Комментарий к ст. 252 НК РФ
Аналогично доходам расходы фирмы также делятся на затраты, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. В статье 252 Налогового кодекса РФ сформулированы принципы признания расходов: они должны быть обоснованы и документально подтверждены.
Затраты можно считать обоснованными при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Правда, это не значит, что все затраты, отвечающие этому критерию, можно признать полностью. Некоторые расходы для целей налогообложения нормируются.
Скажем, согласно пункту 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ отдельные виды рекламных расходов могут быть признаны только в пределах 1 процента выручки.
Что же касается документов, то в обновленной редакции статьи 252 Кодекса сказано, что с 2006 года организации могут уменьшать налогооблагаемую прибыль на основании любых документов, так или иначе подтверждающих произведенный расход. В качестве примера названы:
бумаги, оформленные по обычаям делового оборота той страны, на территории которой произведены затраты;
приказ о командировке;
отчет о выполненной по договору работе.
Судебная практика по статье 252 НК РФ
Отказывая в удовлетворении требований, суды руководствовались статьями 169, 171 — 172, 252, 268 Налогового кодекса Российской Федерации и учитывали разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее — постановление Пленума N 53).
Вместе с тем, по мнению заявителя, оспариваемые судебные акты приняты с нарушением статей 67, 68, 71, 90 АПК РФ, статей 169, 171, 172, 252 Налогового кодекса Российской Федерации и Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», что повлияло на исход настоящего дела.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 169, 171, 172, 252 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», суды пришли к выводу о законности оспоренного решения инспекции.
Отменяя судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, суд округа, руководствуясь положениями статей 171, 172, 247, 252 Налогового кодекса, учитывая разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», исходил из того, что выводы судов об обоснованности получения обществом налоговой выгоды и незаконности обжалуемого решения не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, сделаны при неправильном применении норм права.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 169, 171, 172, 252 Налогового кодекса, учитывая разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», суды пришли к выводу о законности оспариваемого решения инспекции.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды трех инстанций, руководствуясь положениями статей 169, 171 — 172, 252, 268 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», исходили из того, что налогоплательщик получил необоснованную налоговую выгоду путем неправомерного завышения расходов для целей исчисления налога на прибыль и неправомерного принятия к вычету соответствующих сумм НДС в результате взаимоотношений с контрагентом — обществом с ограниченной ответственностью «Глобал Эко» (далее — ООО «Глобал Эко»), являющимся «технической организацией» и не принимавшим участия в поставке товара.
Отказывая в удовлетворении требований, суды руководствовались статьями 252, 272 268 Налогового кодекса Российской Федерации и учитывали разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее — постановление Пленума N 53).
Признавая решение налогового органа соответствующим действующему законодательству, суды руководствовались статьями 169, 171, 172, 247, 252 Налогового кодекса Российской Федерации и исходили из обстоятельств дела, установленных на основе имеющихся в деле доказательств, оцененных в совокупности и взаимосвязи по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, свидетельствующих о нереальности хозяйственных операций ООО «Вектор» с названными контрагентами, представлением обществом к налоговому учету документов, содержащих недостоверные сведения.
Руководствуясь положениями статей 20, 105.1, 252, 265 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 2, 50, 807, 810 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», суды пришли к выводу о том, что ненормативный акт налогового органа соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества.
По смыслу положений статей 252, 318 и 319 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик должен обосновать выбор в отношении расходов, формирующих в налоговом учете стоимость произведенной и реализованной продукции, притом что механизм распределения затрат на производство и реализацию должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом. Следовательно, налогоплательщик вправе отнести отдельные, связанные с производством товаров (работ, услуг), затраты к косвенным расходам, только если нет реальной возможности отнести их к прямым, применив экономически обоснованные показатели (письма Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2017 года N 03-03-06/1/81943, от 5 сентября 2018 года N 03-03-06/1/63428 и др.).
Однако такой подход основан на толковании данной нормы без учета взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса, и приводит к тому, что налогоплательщик не вправе учесть для целей налогообложения экономически обоснованные расходы, понесенные в рамках деятельности, направленной на получение дохода, только по той причине, что его предпринимательская деятельность осуществляется с использованием объектов теплоснабжения, имеющих присоединенные сети.
Летние поправки – 2021 в главе 25 НК РФ
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы…
…в виде сумм, на которые произошло уменьшение уставного капитала
До внесения изменений пп. 17 п. 1 ст. 251 НК РФ предусматривал, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала организации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
После внесения изменений норма гласит, что для целей налогообложения не учитываются доходы в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала организации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации либо если величина уставного капитала стала больше стоимости чистых активов общества по окончании отчетного года.
Действие положений пп. 17 п. 1 ст. 251 НК РФ (в редакции Закона № 305-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2021.
…в виде средств, полученных общероссийскими спортивными федерациями
Дополнен пп. 56 п. 1 ст. 251 НК РФ, и теперь эта норма выглядит следующим образом (далее выделенным шрифтом обозначены внесенные изменения): при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных общероссийскими спортивными федерациями или профессиональными спортивными лигами от организаторов азартных игр в букмекерских конторах на основании соглашений, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ, либо от публично-правовой компании, обеспечивающей реализацию норм законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, в виде целевых отчислений, удержанных с организаторов азартных игр в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2020 № 493-ФЗ «О публично-правовой компании «Единый регулятор азартных игр» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Указанные средства не учитываются при определении налоговой базы при условии их использования в сроки и на цели, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ.
Действие положений пп. 56 п. 1 ст. 251 НК РФ (в редакции Закона № 305-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2021.
…в виде работ (услуг), имущественных прав, полученных безвозмездно от органов власти, корпорации развития МСП
Пункт 1 ст. 251 НК РФ дополнен пп. 61 следующего содержания.
При определении налоговой базы не учитываются доходы в виде работ (услуг), имущественных прав, полученных безвозмездно от органов государственной власти, органов местного самоуправления, корпорации развития малого и среднего предпринимательства и ее дочерних обществ, организаций, включенных в единый реестр организаций инфраструктуры поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ, в рамках выполнения ими возложенных на них полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ, а также от организаций, осуществляющих функции по поддержке экспорта в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 № 164-ФЗ, в рамках выполнения ими возложенных на них полномочий по поддержке экспорта в соответствии с Федеральным законом № 164-ФЗ в случае, если выполнение указанных работ (оказание услуг), передача имущественных прав осуществляются в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления. Положения настоящего подпункта распространяются также на доходы в виде работ (услуг), имущественных прав, полученных от физических или юридических лиц, если оплата стоимости названных работ (услуг), имущественных прав осуществлена лицами, обозначенными в абз. 1 настоящего подпункта, в рамках выполнения ими вышеуказанных полномочий.
Действие положений пп. 61 п. 1 ст. 251 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2019.
Амортизируемое имущество
Изменение первоначальной стоимости
Согласно абз. 1 п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.
С 01.01.2022 эта норма будет дополнена словами «независимо от размера остаточной стоимости основных средств».
Если в результате реконструкции (модернизации) объекта ОС срок его полезного использования не увеличился
Согласно абз. 1 п. 2 ст. 257 НК РФ если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта основных средств срок его полезного использования не увеличился, то налогоплательщик при исчислении амортизации учитывает оставшийся срок полезного использования.
С 01.01.2022 эта норма будет изложена в следующей редакции: если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта основных средств срок его полезного использования не увеличился, налогоплательщик применяет норму амортизации, определенную исходя из срока полезного использования, первоначально установленного для этого объекта основных средств.
Раньше этот вопрос был спорным и Минфин давал аналогичные разъяснения в своих письмах, теперь это закреплено на законодательном уровне.
Прекращение начисления амортизации
Согласно п. 5 ст. 259.1 НК РФ начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта амортизируемого имущества либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям.
С 01.01.2022 эта норма будет изложена в следующей редакции: независимо от окончания срока полезного использования начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта амортизируемого имущества либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям.
Расходы на НИОКР
С 01.01.2022 будет расширен перечень расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки – п. 2 ст. 262 НК РФ будет дополнен пп. 3.2.
К расходам на НИОКР будут относиться расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем по договору об отчуждении исключительных прав, прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору в случае использования приобретенных прав исключительно в научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках.
Расширен перечень безнадежных долгов
Пункт 2 ст. 266 НК РФ дополнен новыми абз. 10 – 12 (будут применяться по 31.12.2022). В них говорится следующее.
Безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) также признаются суммы прекращенных перед налогоплательщиком – кредитной организацией денежных обязательств по уплате задолженности по кредитному договору при выполнении следующих условий:
кредит предоставлен юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям в период с 01.01.2021 по 31.12.2021 на восстановление предпринимательской деятельности;
в отношении кредитного договора кредитной организации в 2021 и (или) в 2022 году предоставляется (предоставлялась) субсидия по процентной ставке в порядке, установленном Правительством РФ.
Признание доходов и расходов по долговым обязательствам, возникшим в результате контролируемой сделки
По долговому обязательству, возникшему в результате контролируемой сделки, налогоплательщик вправе (п. 1.1 ст. 269 НК РФ):
признать доходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки (ФС), если эта ставка превышает минимальное значение интервала предельных значений (ИПЗmin), установленного п. 1.2 ст. 269 НК РФ;
признать расходом процент, исчисленный исходя из ФС по таким долговым обязательствам, если эта ставка менее максимального значения интервала предельных значений (ИПЗmax), установленного п. 1.2 ст. 269 НК РФ.
В силу п. 1.2 ст. 269 НК РФ в целях применения п. 1.1 данной статьи установлены интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам в зависимости от того, в рублях или иностранной валюте оформлены долговые обязательства.
Если долговые обязательства оформлены в валюте, то согласно пп. 2 – 6 п. 1.2 ст. 269 НК РФ для них установлены следующие ИПЗ: