Статья 133 ТК РФ. Установление минимального размера оплаты труда (действующая редакция)
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:
организациями, финансируемыми из федерального бюджета, — за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
другими работодателями — за счет собственных средств.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть четвертая утратила силу с 1 сентября 2007 года. — Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 133 ТК РФ
1. Минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом. В настоящее время действует Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», который установил МРОТ с 01.01.2013 в размере 5205 руб. С 01.01.2014 установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 5554 руб.
Надо подчеркнуть, что минимальная оплата труда обеспечивается работнику, полностью отработавшему норму рабочего времени. Оплата труда при неполном рабочем времени может быть меньше минимальной.
Экономическая сущность минимальной оплаты труда должна проявляться в обеспечении нормального воспроизводства рабочей силы (работника, выполняющего простые работы в нормальных условиях труда с нормальной интенсивностью). При этом должна учитываться и иждивенческая нагрузка (необходимость содержать как минимум одного ребенка). В экономическое содержание минимальной заработной платы входит также выполнение работником минимального объема работы, обеспечивающего работодателю получение необходимой нормы прибыли от использования труда неквалифицированного работника. Однако эти аспекты действующим трудовым законодательством не учитываются.
2. Норма об установлении МРОТ на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения была введена в ТК на основании международно-правовых актов. В частности, Всеобщая декларация прав человека (1948) предусматривает право каждого на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи (ст. 23). Аналогичные положения содержатся и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966); Европейской социальной хартии (пересмотренной) (1996).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» для обоснования устанавливаемого на федеральном уровне МРОТ используется прожиточный минимум в целом по Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.06.2013 N 545 величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за I квартал 2013 г. установлена: на душу населения — 7095 руб.; для трудоспособного населения — 7633 руб.; для пенсионеров — 5828 руб.; для детей — 6859 руб.
За II квартал 2013 г. соответствующие показатели составляли: 7372 руб., 7941 руб., 6043 руб., 7104 руб. (Постановление Правительства РФ от 25.10.2013 N 958 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2013 года»).
3. Требование об установлении минимальной заработной платы не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека не вступило в силу: в соответствии со ст. 421 ТК порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до размера прожиточного минимума, а также механизм, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в указанном размере, устанавливаются федеральным законом. Соответствующий закон еще не принят.
4. Минимальный размер оплаты труда применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности (ст. 3 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»). Размер стипендий, социальных выплат, а также порядок осуществления индексации оплаты труда и социальных выплат устанавливаются нормативными правовыми актами и не зависят от величины МРОТ.
5. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает полномочия по обеспечению выполнения предписания о МРОТ.
6. Минимальный размер оплаты труда представляет собой одну из основных государственных гарантий по оплате труда (см. коммент. к ст. 130).
Гарантийный характер минимального размера оплаты труда проявляется прежде всего в том, что за отработанную месячную норму рабочего времени при выполнении норм труда (трудовых обязанностей) работник не может получить меньше установленного федеральным законом минимума. Указанная гарантия не распространяется на случаи, когда работник по каким-либо причинам не отработал норму рабочего времени (например, прогулял несколько дней, использовал очередной отпуск либо отпуск без сохранения заработной платы); не выполнил норму труда (например, при сдельной оплате труда не выполнил дневную норму выработки). В связи с тем, что сдельные расценки рассчитываются на основе месячной (дневной) тарифной ставки, невыполнение нормы выработки автоматически приводит к уменьшению заработка. Особо надо отметить, что при работе на условиях неполного рабочего времени размер месячной заработной платы также может быть меньше МРОТ, поскольку в этом случае норма рабочего времени не отрабатывается.
Невыполнение же трудовых обязанностей (за исключением такого нарушения трудовой дисциплины, как прогул) само по себе не влечет снижения заработка. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, допущенное работником по его вине, является дисциплинарным проступком и может повлечь применение дисциплинарной ответственности.
Минимальный размер оплаты труда является основой для установления базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников государственных и муниципальных учреждений. Это также проявление гарантийного характера минимума заработной платы.
Статья 133.1 ТК РФ. Установление размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:
организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
другими работодателями — за счет собственных средств.
Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 47 настоящего Кодекса.
После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.
В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.
Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой — восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Комментарии к ст. 133.1 ТК РФ
1. Комментируемая статья предусматривает право социальных партнеров, действующих на региональном уровне, устанавливать минимальный размер оплаты труда в субъекте РФ и определяет порядок заключения соответствующего соглашения, присоединения к нему и распространения соглашения на работодателей, не принимавших участия в его заключении.
2. Региональное соглашение о минимальной заработной плате в субъекте РФ упоминается как самостоятельный вид соглашения. Оно заключается с соблюдением общих правил, установленных ст. 47 ТК (см. коммент. к ней), однако имеет одну существенную особенность: в силу прямого указания законодателя оно заключается на трехсторонней основе в рамках региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время такие соглашения заключены в 30 субъектах РФ.
3. Порядок присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате в субъекте РФ аналогичен порядку присоединения к отраслевому соглашению, заключенному на федеральном уровне (см. коммент. к ст. 48). Единственным исключением является обязанность руководителя уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ уведомить о заключении соглашения и опубликовании предложения о присоединении к нему Минтруда России, а копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате — направить в территориальное управление Роструда.
4. Организации, финансируемые из федерального бюджета, не являются участниками регионального соглашения о минимальной заработной плате и ни при каких обстоятельствах не обязаны его исполнять. В противном случае сложилась бы ситуация, когда федеральные органы государственной власти вынуждены были бы выполнить решение, принятое, во-первых, социальными партнерами, которые могут предусматривать обязанности лишь в рамках системы социального партнерства, во-вторых, с участием региональных органов исполнительной власти, которые не обладают полномочиями по возложению каких-либо обязанностей на органы власти федерального уровня.
Таким образом, работники, состоящие в трудовых отношениях с федеральными учреждениями (иными организациями, финансируемыми из федерального бюджета), исключаются из сферы действия регионального соглашения о минимальной заработной плате.
На работников иных организаций, в т.ч. финансируемых из регионального или местного бюджетов, соглашение о минимальной заработной плате в субъекте РФ распространяется по общим правилам (см. коммент. к ст. 48).
5. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ устанавливается с учетом социально-экономических условий осуществления трудовой деятельности и проживания в данном регионе и имеет целью повышение уровня оплаты труда по сравнению с установленным на федеральном уровне. Так, с 01.01.2014 минимальный размер оплаты труда в целом по Российской Федерации составляет 5554 руб., в то время как в Ямало-Ненецком автономном округе с 01.03.2012 минимальная заработная плата установлена в размере 11171 руб., правда, с учетом районного коэффициента и процентной надбавки (Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Ямало-Ненецком автономном округе). В Республике Саха (Якутия) минимальная заработная плата с 01.09.2013 составляет 10540 руб. (Республиканское (региональное) соглашение о минимальной заработной плате в Республике Саха (Якутия) между Правительством Республики Саха (Якутия), Федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) и республиканскими объединениями работодателей).
6. Части 5 и 11 комментируемой статьи практически дословно повторяют положения ч. ч. 2 и 3 ст. 133 ТК за исключением упоминания об организациях, финансируемых из федерального бюджета (см. коммент. к ст. 133).
Размер минимальной оплаты труда определяет ряд
Принят Государственной Думой 2 июня 2000 года
Одобрен Советом Федерации 7 июня 2000 года
(В редакции федеральных законов от 29.04.2002 № 42-ФЗ, от 26.11.2002 № 152-ФЗ, от 01.10.2003 № 127-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 29.12.2004 № 198-ФЗ, от 20.04.2007 № 54-ФЗ, от 24.06.2008 № 91-ФЗ, от 24.07.2009 № 213-ФЗ, от 01.06.2011 № 106-ФЗ, от 03.12.2012 № 232-ФЗ, от 02.12.2013 № 336-ФЗ, от 01.12.2014 № 408-ФЗ, от 14.12.2015 № 376-ФЗ, от 02.06.2016 № 164-ФЗ, от 19.12.2016 № 460-ФЗ, от 28.12.2017 № 421-ФЗ, от 07.03.2018 № 41-ФЗ, от 25.12.2018 № 481-ФЗ, от 27.12.2019 № 463-ФЗ, от 29.12.2020 № 473-ФЗ)
Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 января 2021 года в сумме 12 792 рубля в месяц.
Минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается федеральным законом в текущем году и исчисляется исходя из величины медианной заработной платы, рассчитанной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, за предыдущий год.
Проект федерального закона об установлении минимального размера оплаты труда на очередной год подлежит обсуждению с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.
С 2021 года соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы устанавливается в размере 42 процентов.
Соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы пересматривается не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития Российской Федерации.
Минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на очередной год и не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на текущий год.
Исчисление медианной заработной платы осуществляется на основании методики, определяемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
(Статья в редакции Федерального закона от 29.12.2020 № 473-ФЗ)
Статья 2. Минимальный размер оплаты труда, установленный статьей 1 настоящего Федерального закона, вводится:
организациями, финансируемыми из бюджетных источников, — за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; (В редакции Федерального закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ)
другими организациями — за счет собственных средств.
(Часть утратила силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
(Часть введена — Федеральный закон от 01.10.2003 № 127-ФЗ; утратила силу — Федеральный закон от 20.04.2007 № 54-ФЗ)
Статья 3. Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается. (В редакции федеральных законов от 20.04.2007 № 54-ФЗ; от 24.07.2009 № 213-ФЗ)
Статья 4. Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
Статья 5. Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
Статья 6. Внести в пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331) следующие изменения:
абзац второй исключить;
абзац третий изложить в следующей редакции:
«Оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих.».
Статья 7. Признать утратившим силу Федеральный закон от 9 января 1997 года № 6-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 3, ст. 350).
Статья 8. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 9. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2000 года.
Размер минимальной оплаты труда определяет ряд
Российский бухгалтер, N 10, 2014 год
Ольга Берг,
эксперт журнала
Все о зарплате для бухгалтера
В данном материале обсудим все нюансы учета оплаты труда работников, начиная от зарплаты, заканчивая НДФЛ.
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
Месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже установленного Советом Федерации РФ минимального размера оплаты труда, или МРОТ. Минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) — это гарантируемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.
В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом.
Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При оплате труда на основе тарифной системы размер тарифной ставки (оклада) первого разряда единой тарифной сетки не может быть ниже минимального размера оплаты труда и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека (ст.133 Трудового кодекса РФ). На данный момент МРОТ установлен в сумме 5554 рублей в месяц. Очевидно, что данная сумма никак не отражает прожиточный минимум. Законом установлено, что на период до введения размера минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда), предусмотренного частью первой статьи 133 Трудового кодекса РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации (за исключением субъектов Российской Федерации — получателей дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации) могут принимать законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие более высокий по сравнению с установленным федеральным законом размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего уровня. Размер и сроки введения минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации подлежат согласованию с Правительством Российской Федерации в части, касающейся компенсации дополнительных расходов организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета. При этом размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается для всех работодателей, действующих в данном субъекте Российской Федерации. Более высокий уровень государственных гарантий в субъектах Российской Федерации, связанный с установлением минимальной заработной платы и приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Минимальная заработная плата в субъекте Российской Федерации может использоваться только для установления оплаты труда. Порядок, условия и сроки компенсации дополнительных расходов организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, в связи с введением минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.
Порядок расчета прожиточного минимума и его величина устанавливаются федеральным законом.
Указанный размер оплаты труда применяется для расчета тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников, работающих в организациях бюджетной сферы. Данный размер МРОТ применяется также для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей.
Виды оплаты труда
Существуют различные системы оплаты труда. Так, труд работников может оплачиваться повременно, сдельно или по иным системам оплаты труда. Оплата может производиться за индивидуальные и коллективные результаты работы.
Кроме того, могут вводиться системы премирования, вознаграждение по итогам работы за год, другие формы материального поощрения.
Вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала предприятия, учреждения, организации определяют самостоятельно и фиксируют их в коллективных договорах, иных локальных нормативных актах.
При оплате труда рабочих могут применяться тарифные ставки, оклады, а также бестарифная система, если предприятие, учреждение, организация сочтут такую систему наиболее целесообразной.
В бюджетных организациях для определения размеров оплаты труда введены разряды оплаты труда по Единой тарифной сетке и тарифно-квалификационные характеристики по должностям.
1. Повременная форма оплаты труда
Повременная оплата труда — наиболее распространенная. Она может быть в свою очередь почасовой, подневной или поокладной.
Как следует из названия такого вида оплаты труда, работнику устанавливается определенная ставка (тариф) в час, день или, соответственно, месяц. Расчет оплаты труда производится исходя из фактически отработанного времени. В этом случае заработная плата работнику начисляется исходя из количества отработанного времени. Начисление заработной платы производится по представленному утвержденному табелю рабочего времени.
Рассмотрим на примере, как каждая из приведенных систем оплаты труда отражается на фактическом заработке сотрудника.
Иванов И.Р. был принят на работу, установлена оплата труда повременная — почасовая. Ставка в час установлена в размере 100 руб.
Петров А.В. принят на работу, установлена оплата труда повременная — подневная. Ставка в день установлена в размере 750 руб.
Сидоров Ф.Г. был принят на работу, установлена оплата труда повременная — поокладная. Оклад установлен в размере 15000 руб. Так как количество рабочих дней в каждом месяце неодинаково, то стоимость одного рабочего дня при такой системе оплаты также различна.
В апреле 20 рабочих дней, 160 часов.
Зарплата Иванова И.Р. составит 100 х 160 = 16000 руб.
Зарплата Петрова А.В. составит 750 х 20 = 15000 руб.
Зарплата Сидорова Ф.Г. составит 15000 руб.
В мае 18 рабочих дней, 143 часа.
Зарплата Иванова И.Р. составит 100 х 143 = 14300 руб.
Зарплата Петрова А.В. составит 750 х 18 = 13500 руб.
Зарплата Сидорова Ф.Г. составит 15000 руб.
В июне 22 рабочих дня, 176 часов.
Зарплата Иванова И.Р. составит 100 х 176 = 17600 руб.
Зарплата Петрова А.В. составит 750 х 22 = 16500 руб.
Зарплата Сидорова Ф.Г. составит 15000 руб.
Как видно из примера, сумма начисленной заработной платы зависит от вида оплаты. При окладной системе оплаты труда сумма начислений не зависит от количества рабочих дней и часов в месяце в случае полностью отработанного времени. При повременной оплате труда — подневной — зарплата также не зависит от часов в месяце (т.е. при установленных сокращенных — предпраздничных — днях отработанный день будет оплачен в полном объеме согласно установленной ставке). При повременной — почасовой — оплате труда расчет оплаты строго зависит от отработанных часов.
Таким образом, если сотрудник отработал в месяце полностью установленное законодательством рабочее время, то начислить оплату труда несложно. А сколько нужно начислить сотруднику, если он не полностью отработал месяц?
Обратимся к условиям предыдущего примера.
Иванов И.Р. отработал в апреле 150 часов вместо установленных 160.
Его зарплата составит 100 х 150 = 15000 руб.
Петров А.В. отработал в апреле 16 полных дней и еще 4 часа. Нормальная продолжительность рабочего дня — 8 часов.
Зарплата Петрова А.В. составит 16 х 750 + 4 х (750 : = 12375 руб.
Сидоров Ф.Г. отработал в апреле 13 полных дней и 3 часа. Нормальная продолжительность рабочего дня — 8 часов. Вспомним, что в апреле 160 рабочих часа.
Зарплата Сидорова Ф.Г. составит 15000 : 160 х (13 х 8 + 3) = 10031,25.
Повременно-премиальная система оплаты труда отличается от повременной тем, что к ставке (почасовой или подневной) устанавливается процент премии при условии выполнения производственных заданий коллективом — цехом, участком и т. д., либо только самим работником. Данное условие оговаривается с сотрудником при установлении такого рода оплаты труда. В случае повременно-премиальной оплаты труда, как правило, ставка устанавливается невысокой, а процент премии — существенный, чтобы стимулировать рабочих к повышению производительности труда. Процент премии может изменяться от объема перевыполнения установленных норм производственных заданий.
Процент премии при этом, как правило, устанавливается от общего результата за отработанный месяц, то есть не по каждому часу или дню — различный, а с учетом общего результата.
Николаеву А.А. установлена повременно-премиальная оплата труда. Ставка составляет 250 руб. в день. Процент премии устанавливается, равный проценту перевыполнения производственного задания, то есть, по сути, нормы выработки.
Николаев А.А. отработал 20 дней, перевыполнив норму на 85%. Зарплата Николаева А.А. составит 250 х 20 + (250 х 20) х 85% = 9250 руб.
Отметим, что данная система оплаты труда не нашла широкого распространения. В случае, когда необходимо стимулировать работника к выполнению и перевыполнению заданий, чаще применяется сдельная и сдельно- премиальная оплата труда.
2. Сдельная форма оплаты труда
Сдельная оплата труда — оплата, при которой работнику начисляется зарплата в соответствии с выработкой. При этом на предприятии должны быть установлены и утверждены расценки на каждую отдельную операцию, необходимую при изготовлении изделия. Кроме того, при сдельной оплате труда должна быть обязательно установлена плановая часовая или дневная выработка по каждой из операций. При определении размера расценок по операциям учитывается сложность работы, необходимая квалификация работника, среднее время, требующееся для выполнения данной операции, а также стоимость материала, с которым производится работа.
Для начисления зарплаты из отдела труда
Сдельная система оплаты труда может быть следующих видов:
Сдельная оплата труда — характеризуется тем, что каждая выполняемая операция (обработка деталей, сборка изделий и т.п.) имеет свою расценку. При аккордной системе труда работнику (чаще бригаде) выдается задание с определением как объема работ, так и сроками сдачи работ. При такой оплате труда может быть предусмотрено уменьшение оплаты труда при нарушении установленных сроков выполнения работ. Если аккордная оплата применяется относительно группы людей (бригады), то сумма вознаграждения делится между работниками бригады исходя из того, сколько времени отработал каждый член бригады. Расценки по каждому заданию определяются администрацией организации по согласованию с работниками бригады.
В зависимости от того, что делал работник, от объема сделанного и от установленных расценок зависит оплата труда.
Штамповка изделия N 1 стоит 15 коп. за штуку.
Аксенову А.В. было выдано задание по изготовлению изделия N 1 в количестве 3000 шт., изделий N 2 — 5000 шт., изделий N 3 — 4000 шт. за период с 10 по 13 октября. Данная работа была выполнена в оговоренные сроки. Аккордная оплата труда по выданному заданию составит:
0,15 х 3000 + 0,10 х 5000 + 2 х 4000 = 8950 руб.
Сдельно-премиальная оплата труда отличается от сдельной тем, что при перевыполнении нормы доплачивается процент премии. Как правило, процент устанавливается к стоимости изделия, то есть по сути, увеличивается расценка за сверхнормативное изделие.
Штамповка изделия N 1 стоит 15 коп. за штуку. Норма выработки изделия N 1 составляет 3000 шт. в день. При выработке сверх нормы доплачивается премия в размере 30% от расценки сверхнормативных изделий.
Аксенов А.В. отработал полный месяц — 20 дней. Он произвел 70000 шт. изделий N 1.
Норма выработки за месяц составляет 3000 х 20 = 60000. Сверх нормы было произведено 10000 шт. изделий. (70000 — 60000).
Зарплата Аксенова А.В. составит 0,15 х 70000 + (0,15 х 10000) х 30% = 10950 руб.
Сдельно-прогрессивная система оплаты труда характеризуется тем, что расценки зависят от количества выполненной работы за определенный период времени (например, месяц). Чем больше произведено продукции, тем выше устанавливается расценка.
Штамповка изделия N 1 стоит 15 коп. за штуку при количестве за месяц — 60000 шт. При изготовлении изделий свыше 60000 шт. за месяц — устанавливается расценка 22 коп. Аксенов А.В. отработал полный месяц — 20 дней. Он произвел изделий N 170000 шт.
Норма выработки за месяц составляет 60000 шт. Сверх нормы было произведено 10000 шт. изделий (70000 — 60000).