Публичность результатов обязательного аудита: обязательное раскрытие информации
С 1 октября 2016 года, на основании ч. 6 ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» заказчик обязательного аудита (аудируемое лицо) обязан внести сведения о результатах такого аудита в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности. Исключением являются случаи, когда такие сведения составляют государственную или коммерческую тайну, а также иные случаи, установленные федеральными законами.
Обратите внимание, что обязательный аудит проводится в отношении годовой отчетности, поэтому обязательному сообщению о результатах аудиторской проверки подлежат сведения из аудиторского заключения по итогам года.
В Единый федеральный реестр расположен на интернет-сайте http://fedresurs.ru и там должны быть отражены следующие сведения об результатах обязательного аудита:
— идентифицирующие аудируемое лицо данные (ИНН, ОГРН, СНИЛС при их наличии);
— идентифицирующие аудиторскую организацию(индивидуального аудитора) данные (ИНН, ОГРН, СНИЛС при их наличии);
— перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в отношении которой проводился обязательный аудит, период, за который составлена эта отчетность;
— дата аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;
— мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.
Порядок ведения Единого федерального реестра и опубликования сведений, содержащихся в нем, установлен Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Разместить информацию о проведенном аудите может как сама организация, в которой проведен обязательный аудит, так и нотариус.
Разместить сведения о проведенном обязательном аудите в Едином федеральном реестре нужно не позднее 3-х рабочих дней с даты подписания аудиторского заключения .
АЛГОРИТМ РАЗМЕЩЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ НА ПОРТАЛЕ:
— получить ЭЦП для работы на портале fedresurs у спецоператора (обратите внимание, что не подходит ЭЦП для передачи отчетности в ФНС);
— войти на портал с ЭЦП, при необходимости установить программное обеспечение;
— выставить счет и оплатить его в ЗАО ИНТЕРФАКС (как правило денежные средства доступны на следующий день);
С 1 июля 2021 года за внесение и размещение сведений Оператор взимает оплату в размере 902 руб. 51 коп. за каждое сообщение (до 01.07.2021 — 860 рублей 35 копеек, в том числе НДС 20 % (143 рублей 39 копеек).
— при наличии предоплаты — опубликовать сведения об обязательном аудите на портале (можно прикрепить скан аудиторского заключения — не обязательное требование);
— подписать акт и счет-фактуру за публикацию и получить их с ЭЦП из личного кабинета.
Штрафы за несвоевременное размещение сведений
Статьей 14.25 КоАП РФ установлена административная ответственность(части 6-8 введены в статью 14.25 Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ) за несвоевременное представление сведений, а также за непредставление или представление недостоверных или заведомо ложных сведений в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Статья 14.25. Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Как проводится аудит бухгалтерской отчетности
Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Когда руководству предприятия необходимо проверить документацию, касаемую его деятельности, на достоверность и соответствие требованиям, указанным в законодательстве, проводится независимая проверка — аудит. Для некоторых компаний это обязательная процедура, проходить которую нужно ежегодно.
Аудиторская деятельность в РФ регулируется ФЗ от 30.12.2008Г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»).
Цели и задачи аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности
Цель данного аудита — сформировать мнение специалиста по аудиту о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности фирмы и, кроме того, выяснить, соответствует ли ведение бухучета нормам законодательства нашей страны.
Вопрос: Является ли аудиторское заключение частью бухгалтерской отчетности?
Посмотреть ответ
Выделяют следующие задачи аудита бухотчетности:
- выяснить, соответствуют ли отчетность и ее показатели нормам законодательства и учетной политике компании;
- выяснить, насколько полно отражаются в документации все хозяйственные операции;
- проверить, как организованы и функционируют системы внутреннего контроля компании;
- проверить, во всех ли формах бухгалтерской отчетности показатели совпадают и соответствуют реальным.
Вопрос: Как отразить в учете организации (акционерного общества) штрафные санкции за непредставление аудиторского заключения? Организация не провела в установленный срок обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности.
Согласно постановлению о наложении административного штрафа за непредставление аудиторского заключения на организацию наложен штраф в размере 5 000 руб.
Для целей налогового учета доходов и расходов применяется метод начисления.
Посмотреть ответ
Методы, которыми пользуются специалисты при аудите бухгалтерской отчетности, аналогичны методам аудиты в целом. К ним относятся:
- фактический контроль (наблюдение, инвентаризация, экспертные оценки);
- документальный (изучение важных бумаг компании по форме и содержанию);
- расчетно аналитический (статистические расчеты, экономический анализ).
Какие компании должны проходить аудит обязательно
Аудит бухгалтерской отчетности может быть обязательным и инициативным. Первый может быть только внешним, то есть проводиться независимыми экспертами фирм, специализирующихся на аудите, или индивидуальными аудиторами, не работниками аудируемой компании.
Фирмы, которые должны подвергаться процедуре обязательного аудита, названы в ФЗ от 30.12.2008г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»). К данным предприятиям относятся:
- компании с организационно-правовой формой ОАО;
- компании, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам;
- фирмы с определенным видом деятельности (сюда относятся кредитные, клиринговые, страховые, компании-участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые, СРО, кооперативы, организаторы азартных игр и т.д.);
- компании, которые имеют объем выручки свыше 400 млн рублей или сумму активов больше 60 млн рублей (за год, предшествующий отчетному) и т.д.
Подробный список можно увидеть в ст. 5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности».
Инициативный аудит может осуществляться в определенных случаях, таких как: кредитование в банках, необходимость принятия участия в тендерах, желание руководителей фирм уменьшить налоговые риски, проверка квалификации бухгалтерского отдела, подготовка отчета для потенциального инвестора.
Порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности
Аудит проходит в несколько этапов:
- Традиционно первый этап — это планирование и подготовка к проверке. Аудитор изучает деятельность компании, составляет план работы, запрашивает необходимые документы. На этом же этапе между аудиторской фирмой и объектом проверки заключается договор.
- Далее начинается сбор доказательств и анализ данных, полученных для проверки. Изучается список всех запрошенных документов. Если это необходимо, то опрашиваются сотрудники компании, иногда и в письменной форме. Данные группируются, подвергаются систематизации. Аудитор делает заключение о достоверности бухгалтерской отчетности.
- Руководителю аудируемой компании сообщается заключение — мнение о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности. Формируется и выдается на руки заключение аудитора, что и является непосредственной целью проверки. Кроме того, некоторые фирмы составляют аудиторский отчет, где в подробностях описывают ход проверки, все выявленные недочеты и другую информацию, которая может пригодиться руководству проверяемой компании для улучшения качества работы бухгалтерского отдела.
Какие документы проверяют
В ходе проверки аудиторы запрашивают большой список документов, в который входят:
- бухотчетность (к ней относятся 2 важных бумаги: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах компании, но они сопровождаются массой других документов — последние указаны ниже);
- налоговые декларации; ;
- уставные документы;
- разрешения, лицензии и многое другое.
Проверяется, правильно ли заполнены бумаги, соответствуют ли они утвержденным формам, соблюдены ли сроки подачи (деклараций), заверены ли документы подписями главного бухгалтера и руководителя и т.д.
К СВЕДЕНИЮ! Если проводится аудит по спецзаданию, то в такой ситуации проверяется только та документация, которая относится к конкретной задаче.
Результат
Итак, в конце проверки компания получает отчет и аудиторское заключение. Форма, в которой будет предоставляться информация, а также ее получатели, должны быть прописаны заранее в договоре с аудиторской фирмой. Отчет, он же письменная информация, — документ конфиденциальный. Как правило, он содержит следующую информацию:
- методы, которыми аудитор пользуется при проверке;
- рекомендации по изменениям в учетной политике, которые могут повлиять на финансовую отчетность организации;
- предложения по корректировке отчетности компании;
- другие моменты, на которые руководителю организации нужно обратить внимание (сюда можно отнести ошибки в ведении внутреннего контроля, ситуации необоснованных действий руководства).
В отчете прописываются выявленные нарушения и возможные варианты их исправлений. Как правило, это оформляется в виде сводной таблицы.
ВНИМАНИЕ! К отчету должны быть обязательно приложены копии бухгалтерской отчетности за текущий год и самое главное — заключение аудитора.
Заключение аудитора
Это официальный документ, который содержит мнение эксперта-аудитора о достоверности бухотчетности проверяемой компании. Именно его следует предоставлять в органы статистики вместе с бухгалтерской отчетностью.
О структуре и информации, которая должна быть внесена в заключение аудитора, подробно написано в ст. 6 ФЗ №307, упомянутого ранее.
Коротко о том, что должен содержать документ:
- название «Аудиторское заключение»;
- сведения о том, кому адресован документ (акционеры АО, участники ООО и т.д.);
- информацию об аудируемом лице;
- информацию об аудиторе, проводящем проверку;
- список документов (бухотчетности), который проверялся аудитором, с обозначением срока, когда они были составлены;
- мнение аудитора о достоверности информации, указанной в проверенных документах;
- результаты проверки;
- дату, когда было составлено заключение.
Заключение может предоставляться только тому лицу, с кем был заключен договор.
Типичные ошибки и нарушения
Приведем список распространенных нарушений, которые могут быть выявлены в течение проверки:
- расходы и доходы отражены неправильно;
- реквизиты бухгалтерской отчетности заполнены неверно или не полностью;
- неверно рассчитаны суммы налогов;
- показатели разных форм отчетности противоречат другу;
- размер уставного капитала отличается от того, что прописан в уставе;
- арифметические ошибки при расчетах;
- формальное проведение инвентаризации, проведение ее с ошибками и др.
Ответственность за непроведение
Хозяйствующие субъекты, перечисленные ранее, должны проходить процедуру аудита бухгалтерской отчетности каждый год, а также направлять заключение в органы статистики. Сдача заключения должна осуществляться вместе со сдачей отчетности. Если не получается отправить документ в срок, то можно предоставить его в течение 10 дней со дня выдачи, но не позже 31 декабря того года, который идет за отчетным. Об этом сказано в ФЗ от 06.12.2011 №402 (закон «О бухучете»), а именно во 2 его статье.
Помимо этого, на протяжении 3 рабочих дней с даты выдачи заключения компания обязана внести информацию об итогах проведенного аудита в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц.
Сам факт непроведения аудита не влечет за собой наказание. Административная ответственность наступает в случаях, описанных ниже. Наказание возможно только для тех организаций, которые обязаны проходить обязательный аудит бухгалтерской отчетности.
Инициатор штрафа | Причина | Статья | Штраф |
---|---|---|---|
ФНС | При выездной проверке обнаружилось отсутствие аудиторского заключения на протяжении необходимых сроков хранения (от 5 лет). | Ч.1. ст. 15.11 КоАП РФ | От 5 до 10 тыс. рублей для должностных лиц. |
Росстат | Если в данный орган на протяжении необходимого периода не было предоставлено аудиторское заключение. | 19.7 КоАП РФ | От 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3 тыс. рублей до 5 тыс. рублей — для юрлиц. |
Банк России | В течение необходимого срока на сайте АО не было выложено аудиторское заключение. | Ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ | От 30 тыс. до 50 тыс. рублей или отстранение от работы на 1-2 года для должностных лиц. Для юрлиц — от 700 тыс. до 1 млн рублей. |
Сумма штрафа может быть снижена по решению суда, если имели место какие-либо исключительные обстоятельства, повлекшие за собой административное правонарушение.
Аудит отчетности организации
Цель аудиторской проверки — выражение мнения о достоверности отчетности и правильности ведения учета в соответствии с законодательством. По итогам проверки специалисты составляют аудиторское заключение.
Для достижения обозначенной цели в ходе проверки нужно выполнить следующие задачи:
- собрать достоверную исходную информацию о финансовой деятельности аудируемого лица;
- опираясь на собранные аудиторские доказательства, сделать выводы о достоверности финансовой отчетности;
- зафиксировать в отдельном документе замечания и рекомендации по их исправлению.
Аудит бухгалтерской отчетности
Аудит бывает обязательным и инициативным.
Обязательный аудит проходят организации согласно законодательству РФ.
Инициативный аудит проводят компании исходя из своих потребностей. Руководитель организации заключает с аудиторской фирмой договор, и в оговоренные сроки аудиторы проводят инициативную проверку. В этом случае можно проверить все участки учета, а можно выбрать отдельные объекты.
В ходе инициативного аудита можно:
- Проверить достоверность финансовой и бухгалтерской отчетности. Это поможет выявить слабые места и ошибки в документации, вовремя скорректировать учет. Безопаснее найти и устранить ошибки до того, как придет налоговый инспектор. Кроме того, с аудиторским заключением на руках проще привлечь инвесторов.
- Проверить знания и квалификацию бухгалтерской службы предприятия. При необходимости направить сотрудников на повышение квалификации, запланировать обучающие семинары.
- Проанализировать налоговые риски и снизить их до минимума.
Также аудит делится на внутренний и внешний. Внутренняя проверка чаще всего проводится штатными аудиторами организации. Внешний аудит осуществляют независимые аудиторские организации с целью объективной оценки состояния учета и отчетности.
Качественный аудит поможет реально оценить работу бухгалтерской службы предприятия, увидеть проблемы в документообороте и учете в целом.
Кто подлежит обязательному аудиту
Обязательный аудит должны проходить организации, которые соответствуют определенным критериям.
В Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» выделено шесть критериев:
- Организация имеет форму акционерного общества.
- Ценные бумаги компании допущены к организованным торгам.
- Компания является кредитной организацией, бюро кредитных историй, профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда.
- Выручка компании за предыдущий год превышает 400 млн рублей или валюта баланса свыше 60 млн рублей.
- Организация сдает или публикует консолидированную финансовую отчетность.
- Организация обязана проходить аудит в силу определенных законов. Например, застройщики, государственные корпорации и другие.
Обязательный аудит необходим, если организация соответствует хотя бы одному из перечисленных критериев.
Порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности
Фиксированных сроков для проведения аудита законом не установлено. Одни организации предпочитают проводить аудит в несколько этапов, другие — приглашают аудиторов после завершения отчетного года.
Не все аудиторы вправе проводить обязательный аудит. Минфин размещает на своем сайте перечень организаций и индивидуальных аудиторов, которым разрешено проводить обязательный аудит. Привлекать к проверке индивидуальных аудиторов запрещено ряду компаний: кредитным и страховым организациям, негосударственным пенсионным фондам и т.д. (ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).
Порядок проведения аудита зависит от разных факторов. В целом можно выделить следующие этапы работы с аудиторской компанией:
- Анализ задач и определение стоимости аудита.
- Утверждение сроков проверки.
- Формирование группы аудиторов.
- Аудиторская проверка ведения учета и бухгалтерской отчетности.
- Составление отчета и рекомендаций.
- Оформление аудиторского заключения.
- Консультирование заказчика, разъяснение предоставленных рекомендаций.
До подписания договора аудиторы тщательно изучают клиента. Независимые аудиторы смотрят на техническое оснащение и автоматизацию учета на предприятии, оценивают специфику деятельности и квалификацию штатных бухгалтеров, анализируют финансовое состояние, проверяют наличие обязательств и судебных разбирательств.
Далее аудиторская компания разрабатывает план проверки и график с указанием дат. Подбираются специалисты для каждого этапа работ.
Начинается проверка. Для получения доказательств аудиторы выполняют специальные процедуры: пересчет, осмотр, устный опрос сотрудников, подтверждение, инспектирование, изучение документов.
Собрав и проанализировав доказательства, специалист готовит аудиторский отчет и заключение. Аудиторское заключение будет положительным, если не найдено ни одного отрицательного факта. Если обнаружены ошибки и неточности, выдается модифицированное заключение. В некоторых случаях аудитор может оформить отказ в выражении мнения.
Аудиторское заключение передается в налоговую инспекцию. Компания может сдать заключение вместе с отчетностью или отдельно. Крайний срок подачи аудиторского заключения в ФНС — 31 декабря года, следующего за отчетным. При этом утвержденное заключение нужно сдать в течение десяти дней с момента его подписания.
До 2020 года нужно было представлять отчетность и аудиторское заключение в органы статистики. Сейчас такая обязанность отменена.
Какие документы подлежат проверке
При аудите отчетности специалисты изучают не только годовую бухгалтерскую отчетность, но и различные реестры, договоры, счета, кадровые и прочие сопутствующие документы.
В частности, аудиторы могут запросить:
- первичную документацию для проверки оформления и законности сделки;
- инвентаризационные ведомости;
- документы по созданным резервам;
- договоры;
- учредительные документы;
- выписки банка;
- бухгалтерскую отчетность и декларации;
- оборотно-сальдовые ведомости, анализ и карточки счетов;
- кадровые приказы;
- авансовые отчеты;
- штатное расписание и др.
Аудиторы проверяют не только документы, но и различные расчеты. Например, начисление зарплаты, расчет налогов и пеней, расчет курсовых разниц и материальной выгоды и т.п.
Аудиторская компания оценивает финансовые риски аудируемого лица. Анализирует переплаты и задолженность перед контрагентами и бюджетом. По результатам оценки аудиторы дают рекомендации по устранению ошибок и минимизации рисков.
Типичные ошибки и нарушения
Часть возможных нарушений зависит от специфики деятельности проверяемого лица. К общим и распространенным ошибкам независимо от сферы работы можно отнести:
- неверные расчеты налоговых платежей;
- расхождения отчетных показателей;
- отсутствие разрешительной документации (лицензий, сертификатов, деклараций и прочих разрешительных документов);
- инвентаризационные и арифметические ошибки;
- несоблюдение контрольных соотношений в отчетности или противоречия в разных отчетах (например, выручка от реализации без видимых причин разная в декларациях по НДС и прибыли);
- неверное заполнение реквизитов;
- арифметические ошибки;
- неправильный расчет доходов и расходов;
- свернутое отражение дебиторской и кредиторской задолженности. Задолженность должна быть сформирована в разрезе договоров по каждому контрагенту, чтобы можно было разделить дебиторскую и кредиторскую задолженность;
- уставный капитал по балансу не совпадает с капиталом, заявленным в уставе компании;
- уставный капитал не оплачен или оплачен не полностью;
- отсутствуют первичные документы;
- не начислены положенные резервы;
- нарушается лимит кассы и т.д.
Нарушения по основным средствам:
- не проводятся реальные инвентаризации, в результате фактические остатки имущества и задолженности не совпадают с отраженными в учете;
- не соблюдаются сроки постановки основных средств на учет;
- отсутствует аналитический учет;
- расходы на модернизацию или инвентаризацию учтены неправомерно;
- документооборот разных операций нарушен.
Налоговые нарушения:
- в договоре аренды не указана стоимость объекта аренды. В результате возникают трудности с исчислением имущественных налогов;
- необоснованное занижение налогов;
- НДС принимается к вычету без подтверждающих документов;
- не отражены пени, штрафы по налогам;
- неверное отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности дебиторской и кредиторской задолженности по расчетам с ИФНС. Организация обязана отражать в отчетности расчеты с бюджетом в суммах, согласованных с ИФНС. Перед составлением баланса нужно провести сверку с налоговой инспекцией и устранить расхождения;
- не отражены (несвоевременно отражены) судебные расходы, неустойки, штрафы. Полученные и уплаченные по суду неустойки и штрафы налогоплательщик обязан отражать во внереализационных доходах или расходах на дату вступления в силу решения суда. Часто информация о судебных разбирательствах поступает в бухгалтерию с задержкой. Несвоевременное отражение доходов приводит к занижению налоговой базы и, как следствие, налога на прибыль.
Ответственность
За непроведение обязательного аудита или непредставление аудиторского заключения предусмотрена ответственность согласно КоАП РФ.
Если не сдать заключение аудиторов в ФНС, компанию ждет наказание в виде штрафа от 3 000 до 5 000 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ). За это же нарушение могут наказать должностное лицо, оштрафовав на 300–500 рублей.
Если налоговый инспектор при проверке обнаружит, что в организации отсутствуют заключения аудиторов, должностное лицо может поплатиться штрафом в размере 5 000–10 000 рублей (ст. 15.11 КоАП РФ). Совершив подобное нарушение повторно, должностное лицо заплатит в два раза больше (10 000–20 000 рублей).
Самые высокие штрафы грозят акционерным обществам. Как известно, АО обязаны публиковать отчетность и аудиторское заключение на специальных интернет-площадках. Контроль публикации возложен на Центральный банк России. Если обнаружится, что информация не размещена, то юридическое лицо могут оштрафовать. Штраф колеблется от 700 000 до 1 000 000 рублей. Должностное лицо, допустившее такое нарушение, заплатит от 30 000 до 50 000 рублей или будет дисквалифицировано на срок до двух лет (ст. 15.19 КоАП РФ).
Отдельная ответственность предусмотрена для некоммерческих организаций (НКО). За непредставление заключения аудиторов на НКО, выполняющую функцию иностранного агента, или на структурное подразделение иностранной неправительственной НКО будет наложен штраф от 100 000 до 300 000 рублей. Должностные лица таких организаций могут заплатить от 10 000 до 30 000 рублей (ст. 19.7.5-2 КоАП РФ). В данном случае речь идет о несдаче заключения в Минюст.
Срок давности для привлечения к административной ответственности составляет два года с момента совершения административного правонарушения. Уплата штрафа не освобождает от выполнения обязательств. Если организация подлежит обязательному аудиту, его придется пройти и сдать в контролирующие органы соответствующее заключение.
Готовую бухгалтерскую отчетность можно отправить с помощью системы Контур. Экстерн. Также здесь можно заполнить и отправить в контролирующие органы декларации, налоговые и статистические отчеты. Сервис автоматически проверит контрольные соотношения в формах и укажет на недочеты. Вы сможете отследить прием отчетности. При положительном исходе в системе появится уведомление о приеме. Если отчет не примут, вы узнаете об этом из уведомления.
Новое «слово» об обязательной аудиторской проверке (Рогозина О.)
Законодательством определены случаи, когда в отношении организации должна быть проведена обязательная аудиторская проверка. Проблема в том, что эти случаи «разбросаны» по разным законам. Плюс ко всему у заказчиков обязательного аудита с 1 октября 2016 г. появились новые обязанности.
Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в России определены Законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ. Частью 3 ст. 1 Закона N 307-ФЗ определено, что аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Аудит может проводиться компанией как по собственной инициативе, так и в силу требований законодательства.
Когда аудит обязателен
Перечень случаев, когда проведение аудита обязательно, приведен в ст. 5 Закона N 307-ФЗ. Так, под обязательный аудит подпадают следующие лица:
1) компании, которые имеют организационно-правовую форму акционерного общества;
2) организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
3) организации, которые являются:
— кредитной организацией (банки и т.п.);
— бюро кредитных историй;
— профессиональным участником рынка ценных бумаг;
— обществом взаимного страхования;
— негосударственным пенсионным или иным фондом;
— акционерным инвестиционным фондом;
— управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, ПИФ или НПФ (за исключением государственных внебюджетных фондов);
4) организации, у которых объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб.;
5) организации, представляющие и (или) публикующие сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
6) иные случаи, установленные федеральными законами.
Как видим, круг лиц, обязанных проводить аудит, довольно широкий. Более того, перечень случаев, когда аудит обязателен, в соответствии со ст. 5 Закона N 307-ФЗ носит открытый характер. Следовательно, основания для проведения обязательного аудита следует искать в иных законах.
Надо сказать, что для упрощения данных поисков Минфин регулярно в начале каждого года на своем официальном сайте приводит Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за истекший год (к примеру, касательно аудита бухотчетности за 2015 г. Перечень был опубликован 19 января 2016 г.). Перечень, составленный в Минфине, безусловно, удобен. Во-первых, он «разбит» на части в зависимости от основания, по которому аудит обязателен:
— по организационно-правовой форме организаций;
— по определенному виду деятельности организации;
— по конкретным организациям (Банк России, Агентство по страхованию вкладов, Внешэкономбанк, «Росатом», «Роскосмос», ОАО «РЖД» и т.д.);
— по определенным финансовым показателям;
— по организациям, составляющим консолидированную отчетность.
Перечень удобен еще и тем, что помимо, собственно, ссылок на законы, на основании которых аудит обязателен, в нем указывается вид отчетности, подлежащей обязательному аудиту (годовая бухгалтерская и (или) консолидированная отчетность), а также пояснениями, кто вправе проводить аудит (аудиторская организация (в ряде случаев к ним предъявляются дополнительные требования), индивидуальный аудитор).
Начиная с отчетности за 2016 г. перечень случаев проведения обязательного аудита расширен. Так, обязательному аудиту подлежит годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность политической партии, ее региональных отделений, иных зарегистрированных структурных подразделений. Кроме того, аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в порядке и сроки, установленные нормативным актом Банка России, должны представлять и микрофинансовые организации (см. Информационное сообщение Минфина от 20 января 2016 г. N ИС-аудит-1).
Плюс ко всему Законами от 2 июня 2016 г. N 154-ФЗ «О Российском Фонде Прямых Инвестиций», от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» опять же введены новые случаи обязательного аудита. Их систематизировал Минфин в Информационных сообщениях от 6 июля 2016 г. N ИС-аудит-4 и от 13 июля 2016 г. N ИС-аудит-5:
Управляющая компания Российского Фонда Прямых Инвестиций
Основание обязательного аудита
Статья 7 Закона от 2 июня 2016 г. N 154-ФЗ «О Российском Фонде Прямых Инвестиций»
Статья 15.2 Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
Статья 16 Закона от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ
Вид отчетности, подлежащей обязательному аудиту
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность;
Годовая консолидированная финансовая отчетность (в случае если публично-правовая компания составляет такую отчетность)
Кто вправе проводить обязательный аудит
Аудиторская организация, в штате которой имеется аудитор с квалификационным аттестатом, выданным после 1 января 2011 г.
Назначение аудиторской организации
Наблюдательный совет утверждает аудиторскую организацию
Региональная гарантийная организация выбирает аудиторскую организацию на конкурсной основе
Наблюдательный совет публично-правовой компании утверждает аудиторскую организацию, отобранную на конкурсной основе
Дата вступления в силу
2 октября 2016 г.
Новые обязанности для заказчиков обязательного аудита
Законом от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ ст. 5 Закона N 307-ФЗ дополнена новой ч. 6, с появлением которой вводятся новые обязанности для заказчиков обязательного аудита. Причем нововведение вступило в силу уже с 3 октября 2016 г.
Так, заказчик обязательного аудита (аудируемое лицо) обязан внести сведения о результатах такого аудита в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности. Исключением являются случаи, когда такие сведения составляют государственную или коммерческую тайну, а также иные случаи, установленные федеральными законами.
В Единый федеральный реестр (http://www.fedresurs.ru) вносятся следующие сведения:
— идентифицирующие аудируемое лицо данные (ИНН, ОГРН, СНИЛС при их наличии);
— идентифицирующие аудиторскую организацию (индивидуального аудитора) данные (ИНН, ОГРН, СНИЛС при их наличии);
— перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в отношении которой проводился обязательный аудит, период, за который составлена эта отчетность;
— дата аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;
— мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.
Как разъяснил Минфин в Информационном сообщении от 6 июля 2016 г. N ИС-аудит-4, положениями «новоиспеченной» ч. 6 ст. 5 Закона N 307-ФЗ впервые введен механизм обеспечения публичности результатов обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Тем не менее необходимо отметить, что Порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц утвержден Приказом Минэкономразвития от 5 апреля 2013 г. N 178. Однако на сегодняшний день касательно внесения сведений заказчиками аудита в данный Порядок изменения еще не внесены. Зато непосредственно на портале http://www.fedresurs.ru в разделе «Помощь» можно ознакомиться с Правилами взаимодействия оператора и пользователей Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности от 19 сентября 2016 г. (версия 1.10, которая действует с 1 октября 2016 г.). Исходя из этих Правил следует, что внесение сведений в Единый федеральный реестр является платным: за размещение каждого сообщения оператор взимает оплату в размере 805 руб. 00 копеек, в том числе НДС 18% (122 руб. 80 коп.). Из данного правила есть ряд исключений. Так, за размещение каждого сообщения, публикуемого в соответствии со ст. 213.7 Закона «О несостоятельности (банкротстве)», оператор взимает оплату в размере 402 руб. 50 копеек, в том числе НДС 18% (61 руб. 40 коп.). В некоторых случаях сообщения в реестре размещаются и без взимания платы, но. Такие случаи должны быть установлены федеральными законами. О том, что сведения о результатах обязательного аудита вносятся без взимания платы, в Законе N 307-ФЗ не сказано ни слова.
Ну и последний вопрос, который может возникнуть у заказчика аудита: должен ли он вносить в названный реестр сведения о результатах аудита, который проведен до 1 октября 2016 г.? Представляется, что ввиду отсутствия каких-либо переходных положений на сей счет в Законе N 360-ФЗ в реестр в обязательном порядке необходимо вносить сведения только о результатах обязательного аудита, закончившегося после 1 октября 2016 г.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту: