КБК при уплате штрафа за несвоевременную сдачу СЗВ-М в ПФР
Любую отчетность нужно подавать вовремя, иначе контролирующие органы назначат штраф. Если вы все-таки попали под ответственность из-за нарушения сроков, оплатить штрафы надо в соответствии с требованиями. Для этого нужно знать корректный код бюджетной классификации (КБК), а также учесть требования к заполнению платежных документов.
Когда ПФР назначает штраф за отчет СЗВ-М
Разные виды нарушений при подаче отчетности влекут за собой свою ответственность.
Так, если подать отчет с ошибками, не исправить их вовремя или не подать документ вообще, ответственность предусмотрена статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ — штраф в размере 500 рублей за каждого сотрудника, в чьих данных ошиблись. Если отчет не подан или полностью не принят, штраф составит 500 рублей за каждого работника, который числится у работодателя.
Например, в отчете неправильно указали сведения о трех сотрудниках, корректирующую форму вовремя не подали. Штраф составит:
500 × 3 = 1500 рублей.
Другой пример — у работодателя 10 сотрудников, СЗВ-М вовремя он не подал. Штраф посчитают по всем застрахованным лицам:
500 × 10 = 5 000 рублей.
При подаче СЗВ-М также важно соблюдать установленный порядок. Если у работодателя до 24 работников включительно, он может выбрать, как подаст форму — в бумажном или электронном формате. Если работников 25 и больше — разрешена только электронная подача.
Если нарушить порядок (например, в компании 27 сотрудников, а она подала отчетность в бумажном виде), можно получить штраф в размере 1 000 рублей.
Кроме того, согласно статье 15.33.2 КоАП РФ, должностных лиц могут отдельно наказать за нарушения при передаче сведений в СЗВ-М штрафом от 300 до 500 рублей.
Когда нужно подать форму СЗВ-М
Отчет СЗВ-М нужно подавать по результатам отчетного месяца. Дедлайн — 15 число следующего календарного месяца.
Если крайний срок попадает на выходные, то дедлайн по умолчанию переносится на следующий первый рабочий день.
Реквизиты для уплаты штрафа за нарушение сроков подачи отчета
КБК для погашения штрафов за ошибки или нарушение сроков/формы подачи СЗВ-М в 2021 году — 39211620010066000140.
КБК для уплаты штрафа по статье 15.33.2 — 392 1 16 01230 06 0000 140.
Все остальные реквизиты для уплаты штрафа зависят от конкретного отделения Пенсионного фонда. Они должны быть указаны в уведомлении о штрафе. Также уточнить реквизиты можно в самом отделении ПФР.
Изменения в правилах заполнения платежного поручения на уплату штрафа в 2021 году
С 1 октября 2021 года при заполнении платежного документа нужно учитывать нововведения Федеральной налоговой службы. Остановимся на главных нюансах:
- поле 15 раньше не заполнялось, но теперь в нем нужно указать счет УФК начиная с цифр 40102;
- в поле 17 раньше вносили счет УФК, начиная с 40101, а теперь — казначейский счет, начиная с цифр 03100;
- в поле 106 раньше указывали «ТР», а с 1 октября нужно отмечать «ЗД»;
- в поле 108 — номер уведомления о штрафе от фонда;
- в поле 109 — дата уведомления.
Индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и КФХ теперь обязаны указать код 13 в поле «статус плательщика».
Много вопросов возникает к коду «ЗД», ведь раньше его использовали только для самостоятельного погашения долга. Как теперь отличить добровольную уплату от принудительной? По полю 108.
Перед номером уведомления нужно указать один из кодов, соответствующих основанию платежа. Например «ТР0101010101010» или «ПР1201201201201». Значение кодов осталось прежним:
- ТР — требование об уплате штрафа от налоговой;
- ПР — номер решения о том, что взыскание временно приостановлено;
- АП — используют в решениях о привлечении или отказе от привлечения к налоговой ответственности за нарушения;
- АР — номер исполнительного производства или исполнительного документа.
Подробнее о заполнении платежки и изменениях в реквизитах можно узнать на сайте ФНС.
Ошибки в отчетности и платежных документах отнимают время работодателя и сказываются на бюджете бизнеса. Чтобы правильно их заполнять, подключайтесь к онлайн-сервису «Моё дело». Здесь вы сможете скачать актуальные бланки, а также найдете необходимые шаблоны и руководства по оформлению. Кроме того, у вас будет доступ к бесплатным консультациям. Если возникнут вопросы по учету, документам или налогам, вы сможете задать их профессионалам и быстро решить любую проблему.
Штраф за несдачу СЗВ-ТД в 2021 году
С 2021 года изменились не только размеры штрафов за СЗВ-ТД, но и состав лиц, на которые трудовые инспекторы могут их налагать. За какие ошибки в оформлении и представлении СЗВ-ТД могут сейчас наказать работодателя? Существует ли штраф за представление бумажного отчета вместо электронного? На что обратить внимание, чтобы снизить риск ошибок? Ответы — в этом материале.
Штраф за представление бумажного СЗВ-ТД
Работодатель с численностью застрахованных лиц 25 и более человек может быть оштрафован, если представит в ПФР форму СЗВ-ТД на бумаге. Размер штрафа составляет 1 000 руб. (ст. 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете…» от 01.04.1996 № 27-ФЗ).
Напомним, что работодатели с численностью застрахованных лиц в предшествующем месяце 25 человек и более обязаны сдавать подписанный УКЭП электронную форму СЗВ-ТД через интернет (п. 2.6 ст. 11 Закона № 27-ФЗ). Меньшая численность работников позволяет работодателю выбирать форму представления СЗВ-ТД между электронной и бумажной.
Наказание за просрочку СЗВ-ТД
С 01.01.2021 за непредставленный в срок СЗВ-ТД должностному лицу грозит предупреждение или штраф от 300 до 500 руб. (ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ, ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ в ред. Федерального закона «О внесении изменений…» от 01.04.2020 № 90-ФЗ).
До 2021 года штрафы за данное нарушение назначались по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и наказывали не только должностных лиц, но также ИП и компании. Размеры штрафов были существенно выше:
- на должностных лиц — от 1 000 до 5 000 руб.;
- на ИП — от 1 000 до 5 000 руб.;
- на компании — от 30 000 до 50 000 руб.
Напомним сроки представления формы СЗВ-ТД (ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ):
- при приеме на работу или увольнении — следующий рабочий день после издания соответствующего приказа;
- в других случаях — 15 число следующего месяца.
Особые сроки представления СЗВ-ТД предусмотрены для случаев, когда работодатель реорганизуется или ликвидируется (п. 3 ст. 11 Закона № 27-ФЗ).
На работников, с которыми в истекшем месяце кадровые мероприятия не происходили, форма не подается.
Штраф за неполные или неверные сведения в СЗВ-ТД
С 01.01.2021 штраф за представление неполных и (или) недостоверных сведений в СЗВ-ТД составляет от 300 до 500 руб. (ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ). Накажут только должностное лицо, как и в ситуации с непредставленным в срок отчетом.
Речь идет о сведениях, предусмотренных п. 2.1 ст. 8 Закона № 27-ФЗ:
- наименование страхователя;
- сведения об изменении наименования страхователя и реквизиты приказов или иных документов, подтверждающих это;
- регистрационный номер страхователя;
- трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы);
- сведения о приеме на работу, переводе или увольнении и реквизиты подтверждающих это приказов или иных документов;
- информация о подаче зарегистрированным лицом заявления о выборе формы трудовой книжки (бумажной или электронной).
Как сэкономить на штрафах
Основные правила, помогающие избежать наказания за СЗВ-ТД:
- отслеживать все кадровые мероприятия, требующие отражения в СЗВ-ТД;
- контролировать приближение отчетных сроков;
- своевременно исправлять ошибки после проверки вашего отчета: на исправление ошибок без штрафа есть 5 рабочих дней со дня получения протокола из ПФР.
Несколько подсказок по оформлению СЗВ-ТД, помогающих формировать отчет без ошибок:
- Не забудьте включить в СЗВ-ТД сведения по работающим у вас иностранным гражданам.
На работников-иностранцев, с которыми вы заключили трудовые договоры, нужно заполнять СЗВ-ТД, так как иностранные граждане включены в число зарегистрированных в ПФР лиц.
На территории России на каждого гражданина РФ, а также на каждого иностранного гражданина, постоянно или временно проживающего (пребывающего) на ее территории, ПФР открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер (п. 1 ст. 6 Закона № 27-ФЗ).
- Не ошибитесь с датой сдачи СЗВ-ТД, предоставляя отпуск с последующим увольнением.
При предоставлении отпуска с последующим увольнением днем увольнения считается последний день отпуска (ч. 2 ст. 127 ТК РФ). При этом последним рабочим днем является не последний день отпуска, а день, предшествующий первому дню отпуска (Определение Конституционного Суда РФ от 25.06.2019 № 1723-О).
- Оформите СЗВ-ТД на работника, уволившегося через 2 дня после приема.
Специалисты сайта «Онлайнинспекция.РФ» считают, что работодатель должен оформить СЗВ-ТД на такого работника.
Работодатель заблуждается, приравнивая бумажную трудовую книжку к электронной. Так, по ст. 66 ТК РФ работодатель ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше 5 дней. А по ч. 2 ст. 66.1 ТК РФ неважно, сколько дней проработал сотрудник — в сведения о трудовой деятельности нужно включать информацию о месте его работы, трудовой функции, переводах работника на другую постоянную работу, а также об увольнении работника с указанием основания и причины прекращения трудового договора, другую предусмотренную ТК РФ, иным федеральным законом информацию.
С другими особенностями оформления и представления СЗВ-ТД познакомит эта статья.
Полезная информация от КонсультантПлюс
Смотрите типовую ситуацию «СЗВ-ТД: примеры заполнения и сроки сдачи» (это бесплатно…).
Штрафы ПФР
Важно! Для большинства страхователей с 30 марта по 30 апреля 2020 г. (включительно) и с 6 по 8 мая 2020 г. (включительно) установлены нерабочие дни. В связи с этим не будут штрафовать по ст. 17 Закона о персонифицированном учете за несвоевременное представление сведений индивидуального учета за март 2020 г. (Письмо ПФР от 17.04.2020 N НП-08-24/8051, Указы Президента РФ от 25.03.2020 N 206, от 02.04.2020 N 239, от 28.04.2020 N 294).
За несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах, а также за непредставление, представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяется штраф в размере 500 руб. за каждое такое лицо. Это касается следующих сведений (п. 2 ст. 8, п. п. 2, 2.2 ст. 11, ст. 17 Закона о персонифицированном пенсионном учете):
- представляемых по форме СЗВ-М (п. 1 Постановления Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п);
- перечисленных в п. 2 ст. 11 Закона о персонифицированном пенсионном учете (например, сведений по формам СЗВ-СТАЖ, СЗВ-ИСХ, СЗВ-КОРР).
За несвоевременное представление сведений о трудовой деятельности работников, а также за подачу неполных и (или) недостоверных сведений страхователь (его должностное лицо) привлекается к административной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права (ч. 21 ст. 17 Закона о персонифицированном пенсионном учете).
К должностным лицам организации за несвоевременное представление сведений, а также их непредставление, подачу в неполном объеме или искаженном виде либо отказ от их представления применяется административный штраф в размере от 300 до 500 руб. (примечание к ст. ст. 2.4, 15.33.2 КоАП РФ).
Страхователя нельзя оштрафовать по ст. 17 Закона о персонифицированном пенсионном учете за несвоевременное представление сведений, если первоначально он представил их в срок, но потом самостоятельно обнаружил ошибку или неполноту и подал исправленные сведения до их обнаружения ПФР. Ведь ст. 17 Закона о персонифицированном пенсионном учете не установлен срок, в течение которого можно представить такие уточненные сведения. Такой вывод следует из Определений Верховного Суда РФ от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960, от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975 (приведено в п. 36 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2019)).
Если страхователь устранил неполноту и ошибки по истечении срока подачи сведений, то руководителя организации все равно могут привлечь к административной ответственности по ст. 15.33.2 КоАП РФ. Если на страхователя не налагают финансовых санкций, предусмотренных Законом о персонифицированном учете, это не освобождает его должностное лицо от административной ответственности (Постановление Верховного Суда РФ от 19.07.2019 N 16-АД19-5, Определение Конституционного Суда РФ от 23.04.2020 N 824-О).
За непредставление сведений в электронной форме в случаях, когда соблюдение такой формы обязательно, предусмотрен штраф в размере 1 000 руб. (п. п. 1, 2 ст. 8, п. п. 2, 2.2 ст. 11, ст. 17 Закона о персонифицированном пенсионном учете).
Штрафы по страховым взносам, образовавшиеся на 1 января 2017 г., а также штрафы, начисленные по результатам проверок за периоды до 1 января 2017 г., взыскивают налоговые органы в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом РФ (ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ).
СЗВ-М: как не налететь на штраф, подавая уточнения
Многие коллеги-бухгалтеры сообщают, что были оштрафованы ПФ РФ за представление незначительных уточнений в своевременно представленные формы СЗВ-М. Контролирующий орган не принимал во внимание никакие смягчающие обстоятельства.
Изменился ли в последнее время подход ПФ РФ к приему уточненной формы СЗВ-М?
ПФ РФ еще действует по старинке
А вот в ПФ РФ этот позитивный опыт явно перенимать не спешат. Как следствие контролирующие органы с упорством, достойным лучшего применения, выносят решения против плательщиков страховых взносов, раз за разом отменяемые судами разных уровней. Речь, конечно, идет о ситуациях, по которым имеется полностью положительная для плательщиков арбитражная практика.
Пример – ошибки названных плательщиков в отчетах по форме СЗВ-М. Как известно, у бухгалтеров сложилось мнение, что хотя он и представляется ежемесячно, это не очень важный отчет. По итогам его представления никакие платежи не производятся, он носит лишь информационный характер. Тем не менее, за ошибки, которые в нем допущены, возможен немалый штраф, прямо пропорциональный их количеству: за каждую ошибку – 500 руб. Что немаловажно, даже представление уточненных расчетов не спасает от штрафов. В этом смысле ситуация не меняется.
Но неизменным остается и другое: если плательщик обращается в суд, там принимается решение в пользу плательщика.
Проиллюстрируем данный тезис на примере одного из последних судебных решений. Речь идет о деле № А83-7961/2017.
Суд отменил назначение штрафа
Контролирующий орган решил настаивать на том, что сведения о застрахованных лицах поданы несвоевременно (имея в виду сведения об одном застрахованном лице, которые отсутствовали в первоначальном отчете, но появились в уточняющем, поданном, действительно, за пределами установленного срока. Согласно ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27‑ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных, в частности,данного закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В указанном пункте речь идет о сведениях, которые приведены в отчете по форме СЗВ-М. То есть объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 17 Федерального закона № 27‑ФЗ, образует нарушение срока представления сведений в ПФ РФ либо представление неполных (недостоверных) сведений.
Согласно ст. 15 Федерального закона № 27‑ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах. Суд указал, что это следует делать в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах [1] (далее – Инструкция).
Обратите внимание:
В рассматриваемый период, за который страхователь представил отчет, и правда действовала Инструкция. Но с 19.02.2017 она утратила силу, а вместо нее применяется Новая инструкция [2] с тем же названием.
Существенная разница между ними в том, что в Инструкции, в отличие от Новой инструкции, не упоминается отчет по форме СЗВ-М. Ведь Инструкция была утверждена задолго до появления данного отчета, а соответствующие изменения в нее не вносились.
Зато положения, на которые опирался крымский суд, в Инструкции и Новой инструкции очень сходны.
В пунктах 34 и 41 Инструкции говорится, что страхователь может представить корректирующие сведения в контролирующий орган, если сам обнаружит ошибки в формах индивидуального (персонифицированного) учета или их найдет контролирующий орган и сообщит об этом страхователю. В любом случае на это отводилось две недели.
К сведению:
Согласно п. 39 Новой инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях [3] в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФ РФ самостоятельно представить в этот орган уточненные (исправленные) сведения о данном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Как отметил суд, ни Федеральный закон № 27‑ФЗ, ни Инструкция не содержат ограничений по количеству подаваемых в ПФ РФ корректировок, не устанавливают ответственность за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах, а корректировка расчета не свидетельствует о превышении установленного срока для представления отчета [4] .
Суд напомнил и о Письме ПФ РФ от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 «О применении финансовых санкций в соответствии со ст. 17 Федерального закона № 27‑ФЗ». Согласно этому письму чиновники сочли возможным не применять финансовые санкции, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФ РФ ошибки. Арбитры подчеркнули, что и Новая инструкция содержит аналогичные положения.
В связи с этим важен их вывод, что оснований привлекать крымского страхователя к ответственности в рассматриваемой ситуации у органов ПФ РФ не имелось, поскольку неполнота (недостоверность) изначально направленных сведений была выявлена и устранена страхователем путем направления корректирующих сведений по правилам действующего законодательства.
ПФ РФ борется, но безрезультатно
Аргумент чиновников был несколько странным – форма СЗВ-М не является общей на всех застрахованных лиц, сведения о застрахованном лице предоставляются в отношении каждого из них. Апелляционный суд возразил, что непредставление страхователем сведений о застрахованном лице в установленный законом срок расценивается как представление неполных сведений. Иначе говоря, хотя сведения оказались неполными, они были представлены в срок. В остальном апелляционный суд полностью согласился с рассуждениями судей Арбитражного суда Республики Крым и признал их (а также сделанные арбитрами выводы) верными.
Наконец, что очень важно, в пользу плательщика страховых взносов оказалось и Постановление АС ЦО от 29.05.2018 по данному делу, что еще более подчеркивает бессмысленность попыток органов ПФ РФ бороться в ситуации их очевидной неправоты, а крымских и севастопольских страхователей обнадеживает. Арбитры подтвердили, что действия страхователя следует расценивать как реализацию права на дополнение и уточнение переданных сведений, предусмотренного ст. 15 Федерального закона № 27‑ФЗ.
Конечно, чиновники ПФ РФ могут дойти до самой высокой инстанции, но не вызывает сомнений, что и там их постигнет неудача (см., например, определения ВС РФ от 26.03.2018 № 306‑КГ18-1470 по делу № А12-3595/2017, от 10.05.2018 № 303‑КГ18-99 по делу № А73-910/2017).
Работодатели, к которым контролирующий орган применит штрафные санкции после представления уточненного отчета по форме СЗВ-М, могут не сомневаться, что суды поддержат их, а не чиновников. Порукой тому положительная арбитражная практика, к которой, помимо уже рассмотренных решений, можно отнести постановления АС ЦО от 07.02.2018 № Ф10-6047/2017 по делу № А83-5838/2017, от 31.08.2017 № Ф10-3336/2017 по делу № А83-9369/2016.
Таким образом, с одной стороны, отношение ПФ РФ к представлению уточненных сведений о застрахованных лицах после истечения установленного срока не изменилось – они готовы штрафовать страхователей по малейшему поводу. С другой стороны плательщики смело могут рассчитывать на то, что соответствующий штраф будет отменен в суде.