При приеме платежей от физических лиц платежный

При приеме платежей от физических лиц платежный

Приём платежей по ссылке: что это и как подключить?

Современные технологии помогают забыть о сложностях и мгновенно (в режиме 24/7) переводить и получать деньги. Сегодня расскажем о том, как получать платежи и принимать оплату по ссылке на примере сервиса CENT.APP, покажем, как это работает.

Что такое эквайринг и платёжная ссылка?

Эквайринг — это возможность принимать безналичную оплату за товары или услуги с банковских карт. Существует несколько видов эквайринга: торговый — физические терминалы, интернет-эквайринг — приём платежей в интернет-магазинах и новый вид электронного расчёта — мобильный эквайринг, в котором роль терминала играет смартфон.

Платёжная ссылка — это новый платёжный инструмент, сочетающий в себе приём платежей как в классическом интернет-эквайринге и мгновенную выплату на карту.

В чём преимущества платёжной ссылки?

При оплате через платёжные формы в интернет-магазинах фактическое зачисление средств происходит на следующий день, а то и больше. С помощью же платёжной ссылки вывод происходит за 30 секунд сразу на карту получателя.

Такие ссылки можно отправлять на оплату любым удобным способом: в мессенджере, по почте или показать QR-код на экране своего телефона.

Кому подойдут платёжные ссылки?

Совершить оплату по платёжной ссылке может каждый у кого есть банковская карта.

Этот инструмент позволяет осуществлять разные сценарии, например:

  • QR-код на кассе в магазине — покупатель считывает QR-код и переводит деньги на ваш счёт с любого устройства.
  • Ссылка для частных специалистов — репетиторам, веб-дизайнерам, иллюстраторам, психологами и другим фрилансерам.
  • Мгновенный счёт для онлайн-предпринимателей — с личным сайтом или страницей в социальных сетях.
  • Ссылка для блогеров и стримеров в аккаунтах и на сайтах — донаты от подписчиков и фолловеров приходят сразу на карту.

Пример — сервис CENT.APP

Приём моментальных платежей можно настроить через умные ссылки, CMS-модули и API, а также подключить аналитику и статистику для всех платежей.

Также принимать и отправлять средства можно, используя карты любых банков, в том числе и иностранные.

CENT.APP — это центр управления приёмом и отправкой платежей, который объединяет ваши банковские карты и счета в единый механизм для инициирования, приёма и учёта онлайн-транзакций.

Внутри личного кабинета вы найдёте востребованные инструменты для электронной коммерции в вашем сегменте бизнеса: платёжные ссылки, интеграцию через CMS-модули или API, удобную аналитику и статистику.

Главное отличие от классических инструментов приёма платежей то, что средства от плательщика моментально поступят на карту получателя, а не на баланс, с которого нужно выводить средства. Это позволяет пользоваться любым банком, который удобен клиенту и переводить деньги с иностранных карт с любого устройства и приложения.

Преимущества сервиса

  • Безопасность и надёжность. Мгновенные платежи совершенно безопасны: все данные, включая номера карт, надёжно защищены и нигде не отображаются.
  • Скорость. В системе быстрых платежей списание денежной суммы со счёта и зачисление на другой счёт выполняется мгновенно.
  • Услуга доступна в любое время. Сервис работает круглый год, даже в праздники, в режиме 24/7.
  • Простота использования. Для работы с CENT.APP не нужно устанавливать какое-то специальное программное обеспечение — операция выполняется с помощью обычного мобильного приложения вашего банка.
  • Безотзывно. Нет чарджбэков по успешно зачисленным переводам.

Возвратный платёж или чарджбек (англ. Chargeback) — возврат денег плательщика.

  • Большой набор модулей для всех CMS. CENT.APP поддерживает все популярные CMS-модули, и его очень просто интегрировать в интернет-магазин или бизнес-сайт. Возможно подключение сервиса по API для более гибкого использования.
  • Доступен всегда и везде. CENT.APP — принимает платежи из любых стран мира и доступен во всех браузерах с любого устройства.
  • Аналитика. В сервис встроены удобные инструменты аналитики и статистики по полученным платежам, что позволяет следить за продажами 24 на 7.

Кому подойдёт CENT.APP?

  • Домейнерам — для быстрой покупки и продажи доменов.
  • Блогерам и стримерам — для сбора донатов от подписчиков, фолловеров и читателей.
  • Частным специалистам — репетиторам, веб-дизайнерам, иллюстраторам, психологами и другим фрилансерам.
  • Онлайн-предпринимателям — с личным сайтом или страницей в социальных сетях.

Как работает сервис?

Сервис работает по следующей схеме:

  1. Пользователь регистрируется на сайте CENT.APP, создает платёжную ссылку.
  2. Размещает её на сайте, в блоге или отправляет плательщику.
  3. Плательщик переходит по ссылке, заполняет только реквизиты своей карты, после чего происходит моментальная оплата и деньги приходят на карту.

Несмотря на то, что операция состоит из нескольких шагов, вся процедура занимает не более одной минуты, а деньги получателю придут практически моментально.

Как подключить платежи?

Чтобы начать создавать платёжные ссылки, просто зарегистрируйтесь в CENT.APP. Для этого вам понадобится только ваш телефон и минута времени. Подробнее о CENT.APP на сайте сервиса.

А вы пользуетесь платёжными ссылками? Поделитесь своим опытом в комментариях. И если у вас остались вопросы насчёт сервиса — напишите их тоже, и мы обязательно ответим.

Правовое сопровождение деятельности по приему платежей физических лиц

Юридическое сопровождение созданий бизне-модели по приему платежей от физических лиц в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Онлайн обучение по программе «Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» с выдачей свидетельства установленного образца.

Комплексная помощь в подключении к Личному кабинету на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу и настройка рабочего места. Услуга оказывается дистанционно в любом регионе РФ.

Комплексный документ разработанный в соответствии с требованиями Федерального закона №103-ФЗ от 03.06.2009 г. «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Объем правил внутреннего контроля более 130 листов.

  1. Должностная инструкция специального должностного лица.
  2. Приказ о назначении специального должностного лица.
  3. Трудовой договор со специальным должностным лицом.
  4. Приказ о приеме на работу специального должностного лица.
  5. Согласие специального должностного лица на обработку персональных данных.
  6. Соглашение специального должностного лица о неразглашении информации содержащей персональные данные клиентов и сотрудников.
  7. Соглашение о конфиденциальности и неразглашении информации.
  8. Памятка для работника об ответственности за разглашение информации.
  9. Образец приказа о передаче ключей электронной подписи и кодов идентификации и аутентификации пользователя личного кабинета Федеральный службы по финансовому мониторингу.
  10. Образец приказа о временном замещении специального должностного лица.

Документация по требованиям приказа Росфинмониторинга от 22.04.2015 №110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и постановления Правительства РФ от 19.03.2014 №209 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям».

Антикоррупционные документы в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 декабря 2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Методическими рекомендациями по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утв. Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2013.

Документация по охране труда в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации.

Документация по Федеральному закону от 12 февраля 1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», Федеральному закону от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и постановлению Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федераций» от 26 ноября 2007 №804.

Деятельность по приему платежей физических лиц

Деятельность по приему платежей от населения регулируется Федеральным законом РФ от 03.062009г. №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Согласно которому под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Поставщик — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги). Плательщик — физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком. Платежный агент — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. Оператор по приему платежей — платежный агент — юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Таким образом, деятельность платежного агента ограничена исключительно приемом денежных средств, поступивших от плательщика, и передачей их поставщику.

Оператор по приему платежей для приема платежей обязан заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком. При этом, исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком, страхованием риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с поставщиком или другими способами, предусмотренными договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

С точки зрения ГК РФ, договор между поставщиком (исполнителем) и оператором по приему платежей является агентским договором (ст. 1005 ГК РФ). Соответственно, если между агентом и принципалом заключен агентский договор, предмет которого совпадает с предметом договора, указанного в ч. 1 ст. 4 Федерального закона №103-ФЗ, применительно к ст. 2 Закона 103 ФЗ принципал должен признаваться поставщиком, а агент — оператором по приему платежей, а, следовательно, на них распространяются требования ФЗ 103-ФЗ. Кстати, в рассматриваемом агентском договоре стороны вправе распределить полномочия по оформлению первичных учетных документов, а также от чьего имени они будут составляться с учетом фактических обстоятельств при исполнении обязательств друг перед другом и перед конечными потребителями.

Как указано в постановлении Верховного Суда РФ от 05.07.2016 №306-АД16-4262, из системного анализа приведенных норм следует, что действие ФЗ 103ФЗ распространяется на отношения, связанные с оказанием единственной услуги — услуги по приему платежей. Деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, и платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств. Аналогичная позиция отражена в постановлении Верховного Суда РФ от 10.06.2015 №304-АД14-3005.

То есть платежный агент осуществляет специальный вид деятельности, ограниченный приемом платежей.

Для осуществления сбора платежей от физических лиц оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц, так называемых платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре.

Специальные банковские счета платежного агента и поставщика

Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции: зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств; зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; списание денежных средств на банковские счета. Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается.

Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей также обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции: зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента; списание денежных средств на банковские счета. Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается.

Таким образом, специальный банковский счет обязаны использовать:

  • платежные агенты для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств, т.е. организации и предприниматели, осуществляющие прием платежей в пользу других организаций, обязаны использовать специальный банковский счет платежного агента №408;
  • поставщики для зачисления денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента.

Использование специального банковского счета является обязательным, а его отсутствие является основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.

Данные требования, в том числе распространяются на управляющие компании в жилищной сфере, единые расчетные центры, принимающие платежи за коммунальные услуги.

Контроль за соблюдением платежными агентами (платежными субагентами) обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления их в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета) осуществляют налоговые органы.

Неисполнение обязанности платежными агентами по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также неиспользование поставщиками специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влечет, согласно ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В дополнение нужно отметить, что Банк России в методических рекомендациях от 02.04.2015 г. №9-МР требует от кредитных организаций уделять повышенное внимание к операция платежных агентов и поставщиков, в случаях когда платежные агенты не сдают либо сдают не в полном объеме в кредитную организацию для зачисления на свой специальный банковский счет (счета) наличные денежные средства, полученные от плательщиков при приеме платежей, а передают их третьим лицам — заказчикам наличных денежных средств, которые «оплачивают» полученные в наличной форме денежные средства в том числе путем проведения многочисленных транзитных операций через счета большого количества организаций для их последующего зачисления на расчетные счета платежных агентов. Платежные агенты используют полученные таким образом денежные средства для осуществления расчетов с поставщиками товаров (работ, услуг).

Защита прав потребителей при оплате жилищно-коммунальных услуг через платежных агентов

В связи с большим количеством жалоб потребителей на работу платёжных агентов, в частности на задержку денежных средств поставщикам жилищно-коммунальных услуг полученных от плательщиков, специалисты Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю разъясняют следующее.

Согласно действующему жилищному законодательству, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов ТСЖ, ЖК или иного специализированного потребительского кооператива.

Согласно п.63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила 354) потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Согласно п.65 Правил 354 если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых, в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты.

Частью 15 ст.155 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Согласно ст.37 Закона РФ «О защите прав потребителей» при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств соответственно продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Деятельность платёжных агентов регулируется Федеральным законом «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» № 103-ФЗ.

Согласно ст.3 этого закона, платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком.

Согласно ч.11 ст.4 Федерального закона № 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», запрещена.

Таким образом, на основании перечисленных норм следует, что потребители ЖКУ без риска для себя могут оплачивать услуги только через платёжных агентов, которые имеют договоры с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, выставившими им платёжные документы на оплату ЖКУ.

Обращаем внимание потребителей ЖКУ, что поставщик ЖКУ обязан предоставить по запросу плательщика информацию о платежных агентах, осуществляющих прием платежей в его пользу, о местах приема платежей. А платёжный агент в месте приёма платежей обязан довести до плательщиков информацию о наименовании поставщика ЖКУ и реквизиты договора.

Контроль за соблюдением платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей осуществляют налоговые органы Российской Федерации.

ЦБ поддержал усиление контроля за агентами по приему наличных платежей

Платежная компания QIWI предложила ЦБ усилить контроль за деятельностью платежных агентов, которые принимают наличные платежи от населения, либо вовсе упразднить их как институт и применить единый подход ко всем участникам рынка, выступающим посредниками при приеме платежей. Банк России поддержал это предложение, говорится в сводном документе предложений участников платежного рынка (есть у РБК) для «регуляторной гильотины» ЦБ. Подлинность документа подтвердили три источника на платежном рынке.

«Мы поддерживаем изменения в законодательство, предусматривающие усиление контроля за деятельностью платежных агентов, включение их в сферу надзора Банка России и внедрение саморегулирования на рынке приема платежей», — сказал РБК представитель ЦБ.

После публикации материала представитель QIWI уточнил, что эта инициатива исходила от рынка: «Мы также ее поддержали и озвучили в 2019 году, при этом мы сами сейчас придерживаемся концепции сохранения и усиления позиции ПА на рынке и расширения их функционала».

На рынке приема наличных платежей от населения в адрес ЖКХ, сотовой связи и других товаров, работ и услуг существуют посредники, которые работают по двум моделям: банковские платежные агенты (БПА, регулируются законом о национальной платежной системе) и платежные агенты (ПА, регулируются законом о деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами). В качестве агентов могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели. БПА принимают платежи от физлиц по договору с банками, ПА — с поставщиком товаров или услуг. И те и другие агенты должны открывать счета в банках.

Читайте также  Запись на приём в Росреестр онлайн — инструкция

В России действует свыше 5 тыс. платежных агентов и банковских платежных агентов, следует из проекта стратегии развития Национальной платежной системы до 2023 года, который подготовил ЦБ. По итогам 2019 года платежные агенты открыли 13,7 тыс. банковских счетов, банковские платежные агенты — в четыре раза меньше (3,5 тыс.). Но через счета БПА проходит больший объем средств (705,7 млрд руб.), чем через счета ПА (635,2 млрд руб.).

В чем суть проблемы

«Несмотря на практическую идентичность услуги, оказываемой потребителю, от выбора той или иной модели регулирования зависит ряд существенных факторов, таких как налогообложение, последовательность и прозрачность операций, экономика участников», — отмечают авторы предложения в QIWI, добавляя, что за деятельностью БПА установлен гораздо более жесткий контроль со стороны банков, с которыми они сотрудничают. Такая ситуация делает «банковскую модель» для участников рынка менее привлекательной, чем «модель платежных агентов». «Это создает нездоровую конкурентную среду на платежном рынке и приводит кредитные организации к необходимости поиска компромисса между снижением контроля и ростом лицензионного риска», — отмечают в QIWI, работающей в настоящее время по обеим моделям.

Кроме того, как показывает практический опыт, существующее положение способствует большому объему злоупотреблений со стороны участников рынка и препятствует окончательному выводу отрасли из серой зоны, несмотря на принятые меры в отношении контроля деятельности платежных агентов (введение законодательных требований о сдаче выручки на специальные банковские счета, обязательное применение контрольно-кассовой техники (ККТ) и прочее), добавили в компании.

В проекте стратегии развития НПС, которая еще не принята, в качестве одной из задач ЦБ назвал установку прямого надзора за деятельностью платежных агентов.

Какие злоупотребления допускают платежные агенты

Если в отношении операций, проводимых БПА, установлен постоянный текущий контроль со стороны банков, то контроль за ПА является выборочным, основанным на концепции риск-ориентированного подхода, говорит управляющий партнер петербургского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Алексей Добрынин.

Вопрос контроля за деятельностью ПА обсуждается на рынке не первый год. Закон о деятельности платежных агентов был принят в 2009 году, в нем прописано, что правительство должно установить регулирующий их орган, однако более чем за десять лет это сделано не было, поэтому ЦБ не контролирует ПА, рассказывает глава правления Национального платежного совета Алма Обаева: «Есть косвенное регулирование Росфинмониторингом и департаментом ЦБ, которые следят за операциями по спецсчетам, а также регулирование со стороны ФНС через ККТ (контрольно-кассовую технику)». Вопрос ужесточения регулирования ПА несколько раз всплывал за последние годы, но этой темой никто всерьез не занимался, добавляет председатель Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов.

Еще в 2015 году регулятор описал схему по обналичиванию денежных средств юридическими и физическими лицами при активном участии платежных агентов: ПА не сдают либо сдают не в полном объеме в банк для зачисления на свой специальный счет наличные, а передают их третьим лицам — заказчикам. Те «оплачивают» наличные деньги безналичными, в том числе, путем проведения многочисленных транзитных операций через счета большого количества организаций. Полученные на свои расчетные счета безналичные средства платежные агенты используют для расчетов с поставщиками.

Махинации со специальным банковским счетом являются актуальным способом обналичивания средств через ПА, рассказывает Добрынин. Однако он отмечает, что количество преступлений в этом секторе снижается благодаря совершенствованию законодательной базы. Обналичивание через ПА ушло как массовое явление после обязательной установки ККТ и усиления контроля над спецсчетами, говорит Достов: возможно, сейчас этим занимаются отдельные мелкие игроки.

Что поменяется после

«Предложения о необходимости выравнивания вопросов регулирования банковских платежных агентов и платежных агентов некоторое время назад обсуждались нашей компанией», — отметила заместитель генерального директора группы QIWI Мария Шевченко, добавляя, что компания теперь не настаивает на упразднении института платежных агентов. «Наоборот, мы выступаем за усиление их позиций на рынке и расширение функционала. Это станет возможным только при условии обеспечения прозрачности деятельности и повышении уровня доверия со стороны регулятора к данному институту», — объясняет Шевченко.

По ее словам, дополнительный контроль со стороны банка или ЦБ не скажется критически на деятельности платежных агентов, готовых работать в прозрачной модели. Но и упразднение института платежных агентов не окажет существенного влияния на доступность платежей, поскольку большинство участников рынка уже сейчас совмещают обе эти роли (БПА и ПА), говорит замгендиректора QIWI.

Запрет или ужесточение регулирования ПА никак не скажется на потребителях услуг, соглашается Обаева, но эти изменения точно повлияют на сокращение объемов обналичивания средств, что приведет к росту цен на наличку на сером рынке, полагает эксперт. С развитием безналичных платежей востребованность ПА снижается, поэтому даже если в результате законодательных изменений с рынка уйдут часть игроков, то на потребителях это никак не скажется, уверен и Достов.

Однако «Связной», который работает по двум схемам, не согласен с предложением. «Подобные нововведения ограничат таких участников рынка, как поставщики услуг. Сейчас они напрямую привлекают платежного агента, а после изменений будут вынуждены действовать через посредников в лице кредитных организаций, чтобы привлечь банковского платежного агента. Такое посредничество несет финансовую нагрузку. Кто будет платить — поставщик услуги или конечный потребитель, вопрос открытый», — сказал вице-президент по телекоммуникационным и финансовым услугам «Связного» Максим Следков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]