Правовой статус органов и агентов валютного контроля

Правовой статус органов и агентов валютного контроля

Что представляет собой валютный контроль в РФ

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Международные торговые сделки связаны с рядом финансовых рисков. Для соблюдения согласованности сделок с национальными интересами страны предусмотрено применение специальных защитных инструментов, одними из которых служит проведение валютного контроля.

Вопрос: Организация является агентом (УСН, «доходы минус расходы»), приобретает товар в России и за границей для комитента. Может ли агент в состав расходов принять комиссию, которую удерживает банк за перевод денежных средств, и комиссию, уплачиваемую уполномоченному банку за выполнение функций агента валютного контроля?
Посмотреть ответ

Понятие и нормативная основа процедуры

Валютный контроль предусматривает отслеживание структурами государства и их агентами соблюдения законодательных норм РФ при операциях с денежными единицами разных стран.

Целью выполняемых процедур является обеспечение на международном рынке интересов национальной экономики, включая не только поддержку предприятий с государственным участием, но и частного бизнеса, сотрудничающих с представителями различных стран. Следует учитывать, что каждое государство стремится защитить собственные интересы, а сделки, заключаемые в разных денежных единицах, несут определенные риски.

Многие компании, осуществляющие деятельность в нескольких странах одновременно, предлагают организациям услуги по поддержке бизнеса. К примеру, банки оказывают консультации по проведению внешнеэкономических сделок, предлагают помощь при составлении документов, приобретении валюты определенной страны.

Вопрос: Российская организация — собственник гостиницы на территории Чехии заключила договор с другой российской организацией об обучении персонала управлению гостиницей. Обучение будет проходить в Чехии. Сумма контракта выражена в евро. Подлежит ли обложению НДС данная операция? Подлежит ли операция валютному контролю?
Посмотреть ответ

Нормативной и законодательной основой, регулирующей исполнение контрольных функций, служат:

  • ФЗ №173 (10.12.2003), определяющий условия регулирования и контроля действий, связанных с валютными ресурсами.
  • Инструкция ЦБ РФ №117 (15.06.2004), определяющая содержание и порядок передачи в банки информации по проверяемым операциям.
  • Положение ЦБ РФ №258 (01.06.2004), касающееся документов, обязательных к передаче по сделкам с нерезидентами, а также для ведения контроля со стороны уполномоченных банковских структур.

Вопрос: Вправе ли работодатель — резидент РФ удерживать из заработной платы работника-нерезидента (гражданина Туркменистана) комиссию, взимаемую банком работодателя за осуществление функций агента валютного контроля при зачислении заработной платы работнику на его расчетный счет, открытый в российском банке?
Посмотреть ответ

Организация контроля валютных договоров

В число основных органов в РФ, ответственных за исполнение законодательных норм, входят Правительство, ЦБ, а также федеральные органы власти.

Отнесены к агентам по контролю структуры, участвующие в деятельности по ценным бумагам, регистраторы реестров, уполномоченные банки. В своей деятельности агенты подотчетны ЦБ и федеральным органам власти.

Правительством обеспечивается согласование работы и взаимодействие агентов и органов контроля в ходе исполнения полномочий, их подотчетность ЦБ РФ.

В рамках полученных полномочий контролирующие структуры (агенты, органы власти) осуществляют изучение соглашений, соблюдения компаниями и гражданами законодательно определенного порядка перемещения валюты сквозь таможенные рубежи страны.

Важно! Налоговая служба и таможенная структура с 2017 года освобождены от осуществления агентской деятельности, поскольку теперь решением Правительства РФ они отнесены к органам контроля. Надзорные полномочия за ведением операций с валютой ЦБ распространил на некредитные организации, включив их в подотчетные структуры и тем расширив сферу своего влияния.

Обязанности и права участников при проведении операций

Резиденты и нерезиденты, работающие в РФ по валютным соглашениям, обязаны передавать соответствующие сведения о сделках в уполномоченные структуры.

Участники соглашений должны соблюдать установленные правила по учету и составлению отчетов по операциям, а также гарантировать их сохранение на период не меньше 36 месяцев от даты совершения. При выявлении у организаций и физических лиц нарушений законодательства последние обязаны полностью исполнить полученное предписание органов контроля о нарушении.

Лица, выполняющие операции с валютой в РФ, могут получать акты по результатам проведенных проверок (для ознакомления), а также обжаловать решения или действия проверяющих структур в порядке, определенном законодательством РФ.

Важно! В случае неправомерности действий представителей контролирующих органов проверяемые лица имеют право согласно ФЗ обратиться за возмещением ущерба, причиненного указанными действиями.

Документы для валютного контроля

Банки — это контролирующие агенты, а потому они выполняют проверку и наблюдение за всеми валютными договоренностями. К таковым отнесены сделки неторгового характера, внешнеторговые и кредитные соглашения.

Клиент должен передать подготовленные им самостоятельно или с помощью сотрудников банка документы:

  1. Паспорт сделки (ПС), в который занесены сведения по контрактам между нерезидентами и резидентами, необходимые для составления отчетности и ведения учета (ФЗ № 173, инструкция ЦБ № 138, 04.06.2012). Данные учитываются по оригиналам договоров, хранящихся у задействованного в сделке лица. Информация должна передаваться в банк не позже исполнения контрактных обязательств или проведения первой сделки (в валюте).
  2. Справку:
    • о приходе валюты РФ (СПВ), которая формируется при перечислении рублей РФ по договору с нерезидентом;
    • о валютных операциях (СВО), свидетельствующую о движении средств (валютных) и передаваемую в банк вместе с подтверждением (по закупу, переводу или продаже валюты);
    • о подтверждающих документах (СПД) вместе с подтверждениями завоза/вывоза продукции из РФ, выполнения договоренностей по контракту.

Агенты при проверке процедур открытия или ведения счетов, проведения иных операций вправе запросить документы:

  • свидетельствующие о регистрации предпринимателя (индивидуального);
  • подтверждающие постановку на налоговый учет, статус компании;
  • подтверждающие право собственности/владения/распоряжения на имущество (недвижимое);
  • сформированные в стране проживания (регистрации) нерезидента и удостоверяющие его полномочия по открытию счетов (при необходимости), ведению операций в валюте;
  • служащие основанием для договоренностей соглашения или контракты;
  • подтверждающие передачу товаров, информации или исполнение работ;
  • оформляемые кредитными структурами в подтверждение исполнения валютных операций;
  • таможенные документы касательно ввоза в страну рублей Российской Федерации, валюты других государств и ценных бумаг.

Важно! Все сведения, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемой валютной операции, должны быть непросроченными на момент передачи в банк. Сведения передаются в оригиналах или в виде копий, имеющих нотариальное оформление и переведенных на русский язык (при необходимости).

Сроки передачи документов в банк

При открытии паспорта сделки в банке данные передаются не позже дня оформления справок или даты сдачи таможенной декларации.

Для переоформления ПС выделяется 15 дней от даты составления договоров, согласно которым изменяются сведения в ПС, или после завершения договора, в тексте которого присутствует пункт о его автоматической пролонгации. При замене сведений о резиденте или внесении корректировок в ЕГРЮЛ срок для переоформления продлевается до 30 рабочих дней.

При поступлении валюты другого государства или рублей РФ, перечисленных нерезидентом, справку СВО следует предоставить до истечения 15 дней (рабочих) после прихода денег на расчетный счет (с оформлением ПС) или на валютный счет (транзитный).

В банк при таможенном оформлении СПД передается не позже 15 дней после месяца, когда была сделана таможенная отметка, подтверждающая выпуск товара, или подготовлены документы об исполнении договорных требований.

Корректирование СВО, СПД производится в срок до 15 дней после составления документов, подтверждающих обновления.

Важно! Для проведения контроля документы рекомендуется передавать в банк с запасом времени (не меньше 3 дней), чтобы успеть устранить замечания и недочеты, если они будут выявлены.

Ответственность при несоблюдении валютного законодательства

Ответственность административного плана (ст. 15 КоАП РФ) устанавливается, если:

  • соглашения в денежных единицах иных государств исполнены без привлечения уполномоченных банков;
  • резидент не направил или нарушил срок, отведенный для отправки данных об открытии в ином государстве банковского счета;
  • нарушен срок для получения денег за товары, направленные в адрес иностранцев, на банковский счет;
  • в РФ не возвращены деньги, направленные за товары нерезидентам, которые при этом не были перемещены на территорию РФ;
  • не соблюден порядок отчетности по сделкам.

За перечисленные нарушения назначается штрафная выплата в размере, зависящем от вида и тяжести проступка. К примеру, некорректное составление документации по внешнеторговым сделкам влечет штрафные санкции для предприятия (40000 руб.-50000 руб.) и его руководителя (4000 руб.-5000 руб.) (ст. 15 КоАП РФ).

Некоторые нарушения законодательных норм предусматривают меры в виде уголовной ответственности по ст. 193 УК РФ.

Незачисление валюты в банк и иные нарушения в крупном размере (от 9 млн.руб.) предусматривает ответственность в виде:

  • штрафа;
  • работ принудительного характера;
  • лишения свободы.

Важно! По письму МФ РФ № 15-05-29/455 (09.04.2004) предприятие, допустившее несколько административных правонарушений в течение одного рабочего дня, может быть наказано лишь один раз (по одному правонарушению). На практике указанное положение может быть использовано для уменьшения суммы штрафов.

Правовой статус органов и агентов валютного контроля

Статья 22. Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля

1. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 03.07.2016 N 285-ФЗ, от 28.11.2018 N 452-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2022 в ч. 4 ст. 22 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.

4. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 03.07.2016 N 285-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2022 в ч. 5 ст. 22 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.

5. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 03.07.2016 N 285-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 N 406-ФЗ, от 03.07.2016 N 285-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 285-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков и не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 15.11.2010 N 294-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 03.07.2016 N 285-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В период с 30.03.2020 по 30.09.2020 не применяются меры за нарушения уполномоченными банками сроков формирования и передачи информации органам валютного контроля (Информация Банка России от 26.06.2020).

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают федеральным органам исполнительной власти, являющимся органами валютного контроля, информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 13 статьи 23 настоящего Федерального закона.

(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 15.11.2010 N 294-ФЗ, от 03.07.2016 N 285-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Центральный банк Российской Федерации вправе по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере валютной деятельности, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), определить порядок представления резидентами, являющимися стороной внешнеторгового договора (контракта), предусматривающего передачу нерезидентам товаров, выполнение для них работ, оказание им услуг, передачу им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в Центральный банк Российской Федерации информации о получении ими денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов), либо об ином исполнении или прекращении обязательств нерезидентов по внешнеторговым договорам (контрактам) в случаях и способами, которые разрешены законодательством Российской Федерации, а также об активах и обязательствах, номинированных и (или) подлежащих оплате такими резидентами в иностранной валюте в пользу нерезидентов.

(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 223-ФЗ)

Перечень резидентов, которые обязаны представлять информацию, указанную в абзаце пятом настоящей части, формируется Центральным банком Российской Федерации по критериям, определенным Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере валютной деятельности, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), и размещается на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Что такое валютный контроль в банке

Операции с использованием валюты на территории России подлежат обязательному валютному контролю. Подобная форма внутреннего регулирования используется для сохранения баланса между валютой и российским рублем. Подробное описание валютного контроля, его форм и целей, — на финансовом портале Бробанк.ру.

  1. Раскрытие термина «валютный контроль»
  2. Принципы валютного контроля
  3. Какие операции подпадают под валютный контроль
  4. Как осуществляется валютный контроль на практике
  5. Как подтверждается законность сделки с использованием валюты
  6. Ответственность за нарушение норм валютного контроля

Раскрытие термина «валютный контроль»

Под этим термином понимается контроль государственных органов и уполномоченных агентов за соблюдением валютного законодательства. В определенных странах использование валюты подпадает под законное регулирование. Российская Федерация — одно из таких государств.

Операции с валютой контролируются с целью соблюдения курса обмена по отношению к российскому рублю. Соответственно, основная цель зачем нужен такой контроль — защита интересов национальной российской валюты.

На территории России валютный контроль осуществляется Правительством РФ, а также органами и уполномоченными агентами, в числе которых:

  • Органы — Центральный Банк Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
  • Агенты — Внешэкономбанк, таможенные и налоговые органы, кредитные организации, регистраторы (держатели реестра), профессиональные игроки рынка ценных бумаг.

Главным агентом является ЦБ РФ. Именно через Банк России реализуется большинство задач валютного контроля. Со своей стороны регулятор контролирует соблюдение валютного законодательства операторами — кредитными организациями.

На территории России валютный контроль осуществляется Правительством РФ

Принципы валютного контроля

В России в 2003 году был принят федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Это основной законный акт, в котором отражаются принципы регулирования сделок с валютой на территории РФ. К основным принципам относятся:

  • Приоритет экономических мер — контроль над операциями осуществляется с целью стабилизации экономики РФ.
  • Полное исключение неоправданного вмешательства государства в валютные операции резидентов и нерезидентов.
  • Единый характер внешней и внутренней политики страны.
  • Единый характер валютного регулирования и контроля.
  • Обеспечение государством соблюдение прав резидентов и нерезидентов при совершении ими операций с расчетом в валюте.

Несмотря на отказ некоторых передовых государств от применения данного инструмента, валютный контроль нередко спасает экономику страны от краха. С другой стороны, усиление контроля часто приводит к образованию теневых и «черных» рынков на территории отдельного государства.

Какие операции подпадают под валютный контроль

В указанном федеральном законе отражается исчерпывающий список операций, подпадающих под государственное регулирование. В их числе:

  • Сделки между резидентами и нерезидентами.
  • Операции с внутренними и внешними ценными бумагами.
  • Сделки, совершаемые в национальной валюте РФ и иностранными денежными знаками.

Обязательному контролю подлежат операции резидентов в иностранной валюте, а также переводы в российских рублях в пользу нерезидентов. При этом нерезиденты осуществляют переводы в валюте без лимитов по сумме и ограничений прочих видов.

В некоторых развитых странах отказались от валютного контроля

Как осуществляется валютный контроль на практике

Услуги валютного контроля оказывают все кредитные организации, работающие в сегменте расчетно-кассового обслуживания. Следовательно, данная услуга в большинстве случаев оказывается в обязательном порядке. Для того, чтобы понять принцип осуществления валютного контроля, достаточно смоделировать типовую ситуацию.

Если компания зарабатывает деньги в валюте, то на пути к получению денег она проходит одно серьезное препятствие. Этим препятствием выступает валютный контроль. То есть, компания не сможет вывести деньги или распорядиться ими каким-либо другим образом, пока не докажет природу их легального происхождения.

Регулирование производится с целью контроля за осуществлением сделок: компании и предпринимателей проверяют на факты отмывания денег, финансирование терроризма, сотрудничества с мошенниками, куплю-продажу запрещенных к обороту в России товаров.

Для компаний, оказывающих услуги, валютный контроль всегда начинается с кредитной организации. Когда деньги по сделке приходят в банк, на счет компании они попадают не сразу — банк должен проверить законность и чистоту сделки или отдельной операции. Если банк сомневается в законности сделки / отдельной операции, то деньги клиенту не отдаст до тех пор, пока клиент не предоставит подтверждающие документы.

Как подтверждается законность сделки с использованием валюты

Список документов для подтверждения законности сделки бывает разным. Количество бумаг, как правило, зависит от вида сделки. Бумаги банк запрашивает от клиента, который, в свою очередь, обязан их предоставить в установленные сроки.

В соответствии со ст. 23 173-ФЗ, органы и агенты валютного контроля имеют право запрашивать у компаний документы в срок, не менее 7 рабочих дней. Отсчет точного срока ведется с момента получения компанией запроса.

В рамках валютного контроля банк должен проверить законность и чистоту сделки или отдельной операции

Список документов, направляемых компанией по запроса органов и агентов валютного контроля, указан в этой же статье федерального закона. Список указан в исчерпывающем виде, но совершенно не обязательно его полностью применять в каждом случае. В числе документов, запрашиваемых для проверки, следующие:

  • Удостоверение личности.
  • Свидетельство о регистрации в качестве ИП.
  • Данные о регистрации юридического лица (для резидентов).
  • Информация о правах собственности на имущество.
  • Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
  • Регистрационные документы.
  • Проекты документации, относящиеся к совершению сделки с валютой.
  • Документы и данные, выдаваемые кредитными организациями — выписки, ведомости банковского контроля.
  • Таможенные декларации.
  • Паспорт сделки.
  • Договоры страхования.
  • Письменные уведомления о переуступке прав требования фактору (финансовому агенту).

Агенты и органы валютного контроля вправе запрашивать только те документы, которые непосредственно относятся к конкретной операции. При этом все документы должны быть действующими на момент их предоставления в контрольные органы. Данные предоставляются в подлиннике, либо в копии, заверенной по специальной форме.

Ответственность за нарушение норм валютного контроля

Организации, индивидуальные предприниматели, физические лица должны соблюдать законодательные предписания по соблюдению норм валютного контроля. В большинстве случаев участники рынка нарушают сроки предоставления отчетности (если речь идет о «чистых» участниках рынка). В соответствии со ст. 15.25 КоАП, несоблюдение сроков предоставления отчетности влечет следующие виды административной ответственности:

Не следует допускать нарушения сроков предоставления отчетности для валютного контроля, штрафы достаточно велики

  • Не более 10 дней — предупреждение или штраф: граждане — 300-500 рублей; должностные лица — 500-1000 рублей; юридические лица — 5000-15 000 рублей.
  • Не более 30 дней — административный штраф: граждане — 1000-1500 рублей; должностные лица — 2000-3000 рублей; юридические лица — 20 000-30 000 рублей.
  • Более 30 дней — административный штраф: граждане — 2500-3000 рублей; должностные лица — 4000-5000 рублей; юридические лица — 40 000-50 000 рублей.

Повторные нарушения, допущенные гражданами, должностными лицами, юридическими лицами, предполагают увеличение суммы административного штрафа в несколько раз. Следовательно, просрочка выполнения требований агента или уполномоченного органа может достаточно дорого обойтись игроку рынка.

Органы и агенты валютного контроля и регулирования в РФ

В законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и контроле» органы валютного контроля в РФ представлены в следующей структуре:

Уполномоченные органы исполнительной власти

Расположенные на уровне I Правительство и Центробанк РФ являются органами валютного контроля в Российской Федерации и одновременно являются органами валютного регулирования — издают законодательные акты, обязательные для применения всеми участниками валютных правоотношений в РФ.

Узнать больше о специфике валютного контроля в отношении граждан и организаций вы можете здесь.

Что относится к агентам валютного контроля в РФ

По закону № 173-ФЗ агентами валютного контроля являются:

  • уполномоченные банки (уполномочиваются Центробанком);
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг (не являющиеся кредитными организациями);
  • государственная корпорация «Внешэкономбанк».

ВАЖНО! До 01.01.2017 к агентам валютного контроля в Российской Федерации относились также органы таможни и налоговой службы. Однако со вступлением в силу положений закона от 03.07.2016 № 285-ФЗ с 01.01.2017 и ФТС и ФНС (равно как и их структурные подразделения) являются органами валютного контроля.

Читайте также  Статья 271 Порядок признания доходов при методе

Подробнее об особенностях валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, читайте здесь.

Какие функции и полномочия у органов и агентов валютного контроля в Российской Федерации в 2021 — 2022 годах

Структурные изменения, вступившие в силу с 2017 года, не коснулись установленного функционала и полномочий органов и агентов валютного контроля. По-прежнему Правительство РФ и Центробанк осуществляют функции органов валютного регулирования в РФ — определяют общие «правила игры» на валютном рынке, а также меры по контролю за соблюдением этих правил.

Эксперты «КонсультантПлюс» разъяснили ключевые нюансы проведения валютного контроля. Получить бесплатный пробный доступ к специальному материалу на эту тему вы можете прямо сейчас.

Как уже отмечалось выше, Правительство РФ и ЦБ осуществляют также функции валютного контроля. В этом статусе:

  • Правительство РФ, находясь на уровне контроля I, координирует работу подчиненных ему структур из числа органов валютного контроля уровня II. Одновременно правительство регламентирует взаимодействие этих структур с ЦБ РФ.
  • ЦБ РФ осуществляет контроль за соблюдением законодательства в сфере валютных транзакций в подотчетных ему структурах — банках и приравненных к ним организациях. Одновременно ЦБ координирует со своей стороны взаимодействие своих агентов со структурами, подотчетными правительству.
  • Агенты валютного контроля и органы контроля уровня II в пределах своей компетенции осуществляют комплекс мер по контролю за проходящими через них валютными транзакциями и передают информацию другим субъектам валютного регулирования — как вышестоящим, так и работающим параллельно.

Можно ли считать Центробанк основным органом валютного контроля в РФ?

Как отмечалось выше, органами валютного регулирования в РФ являются и Правительство РФ, и ЦБ РФ. В ст. 5 закона № 173-ФЗ оба указаны как равнозначные — приоритет не отдан никому.

Если рассмотреть выполняемый функционал и набор полномочий, тоже трудно определить, является ли кто-то из этой пары «главнее».

Поэтому можно сделать вывод, что основных органов валютного контроля, по сути, два: правительство и ЦБ. Выделить какой-то один, чтобы поставить его над другим, затруднительно.

Но не стоит забывать, что фактически валютным контролем занимаются таможенные структуры. Подробнее об этом читайте в специальном материале от экспертов «КонсультантПлюс». Получите бесплатный пробный доступ к нему.

Итоги

Органы валютного регулирования и контроля в РФ состоят:

  • из Правительства РФ и ЦБ РФ, совмещающих функции регулирования и контроля;
  • органов отраслевой и межотраслевой исполнительной власти (органов валютного контроля), в компетенции которых находятся определенные аспекты валютных правоотношений;
  • агентов валютного контроля — уполномоченных банков и приравненных к ним структур, а также Внешэкономбанка. Агенты осуществляют функции по контролю и сбору и передаче информации в сфере валютного регулирования.

Единый основной орган валютного контроля и регулирования выделить нельзя. По полномочиям и функционалу Правительство РФ и ЦБ РФ находятся в равнозначном положении.

Правовой статус органов и агентов валютного контроля

  • Безопасность персональных данных
  • Данные об участии Банка в Системе обязательного страхования
  • Информация агентства страхования вкладов
  • Соглашение о конфиденциальности
  • Контактная информация службы поддержки сайта банка
  • Критерии отнесения клиентов к категории иностранных налогоплательщиков и способы получения от них необходимой информации
  • Критерии отнесения клиентов, выгодоприобретателей и (или) лиц, прямо или косвенно их контролирующих, к налоговым резидентам иностранного государства
  • Местонахождение и контактные данные органов управления банка
  • О специальной оценке условий труда
  • Перечень банковских операций и других сделок, совершаемых АО «ГОРБАНК»
  • Платежные реквизиты банка
  • Правление банка
  • Противодействие легализации преступных доходов
  • Раскрытие информации для регулятивных целей
  • Руководство банка
  • Сведения о лицензиях
  • Сведения об аудиторе
  • Сведения об эмиссии и эквайринге
  • Состав акционеров
  • Состав Совета директоров
  • Список внутренних структурных подразделений
  • Территориальное учреждение Банка России
  • Устав и внутренние документы Банка
  • Установочные сведения
  • Финансовая отчетность
  • Сведения о привлеченных средствах
  • Раскрытие информации в соответствии с требованиями Указания Банка России от 19.04.2021г. № 5780-У
  • Безопасность персональных данных
  • Данные об участии Банка в Системе обязательного страхования
  • Информация агентства страхования вкладов
  • Соглашение о конфиденциальности
  • Контактная информация службы поддержки сайта банка
  • Критерии отнесения клиентов к категории иностранных налогоплательщиков и способы получения от них необходимой информации
  • Критерии отнесения клиентов, выгодоприобретателей и (или) лиц, прямо или косвенно их контролирующих, к налоговым резидентам иностранного государства
  • Местонахождение и контактные данные органов управления банка
  • О специальной оценке условий труда
  • Перечень банковских операций и других сделок, совершаемых АО «ГОРБАНК»
  • Платежные реквизиты банка
  • Правление банка
  • Противодействие легализации преступных доходов
  • Раскрытие информации для регулятивных целей
  • Руководство банка
  • Сведения о лицензиях
  • Сведения об аудиторе
  • Сведения об эмиссии и эквайринге
  • Состав акционеров
  • Состав Совета директоров
  • Список внутренних структурных подразделений
  • Территориальное учреждение Банка России
  • Устав и внутренние документы Банка
  • Установочные сведения
  • Финансовая отчетность
  • Сведения о привлеченных средствах
  • Раскрытие информации в соответствии с требованиями Указания Банка России от 19.04.2021г. № 5780-У

Органы и агенты валютного контроля

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии Федеральным законом от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и иными федеральными законами и нормативными актами Банка России.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации. На сегодняшний день — это Федеральная таможенная служба России (ФТС России) и Федеральная налоговая служба России (ФНС России).

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

АО «ГОРБАНК» как агент валютного контроля осуществляет валютный контроль за всеми видами валютных операций в соответствии с действующим валютным законодательством.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]