Приложение N 2. Порядок заполнения Перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов
1. Перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее — Перечень заявлений) включает в себя титульный лист и раздел 1 «Реквизиты заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость и (или) освобождения от уплаты акцизов».
Перечень заявлений заполняется налогоплательщиками для его одновременного представления с налоговой декларацией и документами, предусмотренными пунктом 4 раздела 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014), в налоговый орган для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость (далее — НДС) и (или) освобождения от уплаты акцизов.
2. При обнаружении налогоплательщиком в поданном им в налоговый орган Перечне заявлений ошибок и недостоверных сведений налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в Перечень заявлений и представить в налоговый орган уточненный Перечень заявлений.
II. Требования к порядку заполнения Перечня заявлений
3. Налогоплательщик заполняет Перечень заявлений в электронном виде по утвержденному настоящим приказом формату или на бумажном носителе по утвержденной настоящим приказом форме, в том числе со штрих-кодом.
4. Перечень заявлений на бумажном носителе представляется в виде машиноориентированной формы, установленной настоящим приказом, распечатанной на принтере.
Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства.
Не допускается двусторонняя печать Перечня заявлений на бумажном носителе.
Каждому показателю Перечня заявлений в утвержденной машиноориентированной форме соответствует одно поле. В каждом поле указывается только один показатель.
Страницы Перечня заявлений имеют сквозную нумерацию, начиная с первого листа. Порядковый номер страницы проставляется в определенном для нумерации поле.
Показатель номера страницы (поле «Стр.»), имеющий три знакоместа, записывается следующим образом:
для первой страницы — «001»; для тридцать третьей — «033».
Заполнение полей Перечня заявлений значениями текстовых, числовых, кодовых показателей осуществляется слева направо, начиная с первого (левого) знакоместа.
5. При представлении Перечня заявлений, подготовленного с использованием программного обеспечения, при распечатке на принтере допускается отсутствие обрамления знакомест и прочерков для незаполненных знакомест. Расположение и размеры не должны изменяться. Печать знаков должна выполняться шрифтом Courier New высотой 16-18 пунктов.
6. Особенности заполнения формы Перечня заявлений рукописным способом.
6.1. При заполнении полей формы Перечня заявлений должны использоваться чернила черного, фиолетового или синего цвета.
6.2. Заполнение текстовых полей формы Перечня заявлений осуществляется заглавными печатными символами.
6.3. В случае отсутствия какого-либо показателя во всех знакоместах соответствующего поля проставляется прочерк.
Прочерк представляет собой прямую линию, проведенную посередине знакомест по всей длине показателя.
В случае, если для указания какого-либо показателя не требуется заполнения всех знакомест соответствующего поля, в незаполненных знакоместах в правой части поля проставляется прочерк. Например, при указании десятизначного ИНН организации «5024002119» в поле «ИНН» из двенадцати знакомест показатель заполняется следующим образом: «5024002119—«.
III. Порядок заполнения Титульного листа Перечня заявлений
7. Титульный лист Перечня заявлений заполняется налогоплательщиком, осуществившим операции по реализации товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на территорию государства — члена Евразийского экономического союза, кроме раздела «Заполняется работником налогового органа».
8. При заполнении показателей «ИНН» и «КПП» вносятся ИНН и КПП, указанные в налоговой декларации, одновременно с которой представляется Перечень заявлений.
9. При заполнении показателя «Номер корректировки»:
при представлении в налоговый орган первичного Перечня заявлений за налоговый период проставляется «0—«, при представлении уточненного Перечня заявлений за соответствующий налоговый период указывается номер корректировки (например, «1—«, «2—«).
10. Показатель «Налоговый период (код)» заполняется в соответствии с кодами, определяющими налоговый период, указанный в налоговой декларации, одновременно с которой представляется Перечень заявлений.
11. При заполнении показателя «Отчетный год» вносится год, указанный в налоговой декларации, одновременно с которой представляется Перечень заявлений.
12. При заполнении показателя «Представляется в налоговый орган (код)» отражается код налогового органа, в который представляется Перечень заявлений, соответствующий коду налогового органа, указанному в налоговой декларации, одновременно с которой представляется Перечень заявлений.
13. При заполнении показателя «Налоговая декларация (код)» указывается значение кода формы по классификатору налоговой документации из налоговой декларации, одновременно с которой представляется Перечень заявлений.
14. При заполнении показателя «наименование / фамилия, имя, отчество* налогоплательщика» указывается наименование организации либо наименование отделения иностранной организации, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации, которое уполномочено иностранной организацией представлять налоговые декларации и уплачивать налоги в целом по операциям всех находящихся на территории Российской Федерации отделений иностранной организации, а в случае представления Перечня заявлений индивидуальным предпринимателем указываются его фамилия, имя, отчество* (полностью, без сокращений, в соответствии с документом, удостоверяющим личность).
15. При представлении в налоговый орган по месту учета организацией-правопреемником Перечня заявлений по операциям, осуществленным реорганизованной организацией (в форме присоединения к другому юридическому лицу, слияния нескольких юридических лиц, разделения юридического лица, преобразования одного юридического лица в другое), в верхней части титульного листа указываются ИНН и КПП организации-правопреемника. В поле «налогоплательщик» указывается наименование реорганизованной организации.
Коды форм реорганизации и код ликвидации указываются в соответствии с приложением N 1 к настоящему Порядку.
В полях «ИНН/КПП реорганизованной организации» указываются соответственно ИНН и КПП, которые присвоены организации до реорганизации налоговым органом по месту ее нахождения (по налогоплательщикам, отнесенным к категории крупнейших, — налоговым органом по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика).
16. При заполнении показателя «На ________ страницах» указывается количество страниц, на которых составлен Перечень заявлений.
17. При заполнении показателя «с приложением подтверждающих документов или их копий на________ листах» отражается количество листов документа, подтверждающего полномочия представителя налогоплательщика (в случае представления Перечня заявлений представителем налогоплательщика).
Информация об изменениях:
Пункт 18 изменен с 3 ноября 2018 г. — Приказ ФНС России от 25 сентября 2018 г. N ММВ-7-15/546@
18. В Разделе Титульного листа Перечня заявлений «Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящем документе, подтверждаю:» указывается:
1 — если документ представлен налогоплательщиком или его законным представителем, включая участников товариществ, доверительных управляющих, концессионеров, участников договоров инвестиционного товарищества — управляющих товарищей, ответственных за ведение налогового учета;
2 — если документ представлен уполномоченным представителем налогоплательщика.
При заполнении Перечня заявлений организациями указывается построчно фамилия, имя и отчество* руководителя организации полностью (в поле «фамилия, имя, отчество*»), ставится его подпись (в месте, отведенном для подписи), которая заверяется печатью организации (при наличии печати), и проставляется дата подписания.
При заполнении Перечня заявлений индивидуальными предпринимателями ставится подпись индивидуального предпринимателя в месте, отведенном для подписи, и дата подписания.
При заполнении Перечня заявлений организацией-представителем налогоплательщика указываются наименование организации-представителя (в поле «наименование организации — представителя налогоплательщика»), построчно фамилия, имя и отчество* руководителя уполномоченной организации полностью (в поле «фамилия, имя, отчество*»), ставится его подпись (в месте, отведенном для подписи), которая заверяется печатью организации, проставляется дата подписания.
При заполнении Перечня заявлений физическим лицом-представителем налогоплательщика указывается построчно фамилия, имя и отчество* физического лица полностью (в поле «фамилия, имя, отчество*»), ставится его подпись (в месте, отведенном для подписи), проставляется дата подписания.
При заполнении Перечня заявлений представителем налогоплательщика указывается наименование документа, подтверждающего полномочия представителя налогоплательщика. При этом к Перечню заявлений прилагается копия указанного документа.
19. Раздел «Заполняется работником налогового органа» содержит следующие сведения о представлении Перечня заявлений: код способа и вида представления (в соответствии со справочником, приведенным в приложении N 2 к настоящему Порядку); количество страниц Перечня заявлений; количество листов подтверждающих документов или их копий; дату представления Перечня заявлений и номер, под которым зарегистрирован Перечень заявлений, фамилии и инициалах имени и отчества* работника налогового органа, принявшего Перечень заявлений, его подпись.
Заявление о ввозе товаров в электронной форме
Организация импортировала товар из страны – участницы ЕАЭС. Налоговый орган отказал в приеме Заявления о ввозе товара в электронной форме в связи с непредставлением документов. Если заявление о ввозе и уплате косвенных налогов предоставляется в электронном виде, то как предоставляются подтверждающие документы? Что делать, если отказали в приеме заявления?
При осуществлении сделок между налогоплательщиками (плательщиками) государств – участников Таможенного союза ЕАЭС необходимо руководствоваться:
– Договором о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (далее – Договор);
– Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, далее – Протокол) (Астана, 29 мая 2014 г.);
– Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов (далее – Протокол об обмене информацией) (Санкт-Петербург, 11.12.2009);
– Налоговым кодексом РФ. При этом приоритет имеют нормы Договора и Протоколов (ст. 7 НК РФ).
Согласно п. 13 Протокола взимание НДС при импорте товаров с территории государства – члена ЕАЭС осуществляется налоговым органом по месту учета импортера. То есть при ввозе товаров на территорию РФ из стран – участниц Договора российский покупатель (организация или индивидуальный предприниматель) – собственник товара должен уплатить НДС. При этом налог уплачивается в особом порядке. Так, в силу п. 19 Протокола НДС уплачивается импортером не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.
В этот же срок в соответствии с п. 20 Протокола необходимо представить в налоговый орган налоговую декларацию по косвенным налогам. Одновременно с Декларацией налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы документы, предусмотренные п. 20 Порядка, в частности:
– заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо только в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика (далее – Заявление);
– документы, предусмотренные с выписку банка, подтверждающую фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено законодательством государства-члена;
– транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
– счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства-члена при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства-члена. Если выставление (выписка) счета-фактуры не предусмотрено законодательством государства-члена либо товары приобретаются у налогоплательщика государства, не являющегося членом Союза, то вместо счета-фактуры в налоговый орган представляется иной документ (документы), выставленный (выписанный) продавцом, подтверждающий стоимость импортированных товаров;
– договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию государства-члена с территории другого государства-члена.
При необходимости представляются и другие документы, предусмотренные п. 20 Порядка. Документы (кроме заявления) могут быть представлены в копиях, заверенных в порядке, установленном законодательством государства – члена.
Отметим, что ни Протоколом, ни иными нормативными документами не предусмотрена подача подтверждающих документов в электронном виде. Исключение сделано только для Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
Дело в том, что Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов является для налоговых органов документом, подтверждающим факт уплаты НДС импортером (письмо Минфина России от 26.02.2016 N 03-07-13/1/10931). Также этот документ (или сообщение о проставлении отметки налогового органа, подтверждающее факт уплаты косвенных налогов (освобождения или иного порядка исполнения налоговых обязательств) необходим экспортеру для подтверждения обоснованности применения им нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов (в силу п. 3 Протокола).
Исходя из положений Приказа ФНС России от 08.04.2015 N ММВ-7-15/140@ “Об утверждении Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса “ЕАЭС – обмен” (далее – Приказ N ММВ-7-15/140@) возможность представления Заявления в электронном виде предоставлена налогоплательщикам в первую очередь для целей информационного обмена между налоговыми органами стран-участниц ЕАЭС (смотрите также письмо ФНС России от 16.09.2015 N ОА-4-17/16340@).
Кроме этого, Заявление в электронной форме с отметкой налогового органа об уплате НДС служит для налогоплательщика основанием для принятия уплаченного налога к вычету. Напомним, что на основании положений п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе на территорию РФ товаров, перемещаемых через границу РФ без таможенного оформления, подлежат вычетам в случае использования этих товаров для осуществления операций, облагаемых НДС, после принятия их на учет и при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату налога при ввозе товаров. Минфин России в своих разъяснениях отмечает, что право на вычет соответствующих сумм НДС возникает у налогоплательщика не ранее периода, в котором НДС по товарам уплачен и отражен в соответствующих налоговой декларации и Заявлении (письма от 26.01.2012 N 03-07-14/10, от 17.08.2011 N 03-07-13/01-36, от 20.07.2011 N 03-07-13/01-26).
Таким образом, налогоплательщик, осуществивший ввоз товара с территории государства-участника ЕАЭС, должен представить Декларацию по косвенным налогам, приложив к ней документы, перечисленные в п. 20 Протокола. При этом не предусмотрена возможность представить указанные документы в электронном виде (за исключением Заявления).
В то же время ни в Протоколе, ни в Протоколе об обмене информацией не указано, что при подаче Заявления в электронном виде налогоплательщик должен представить одновременно документы, подтверждающие ввоз товара и уплату косвенных налогов (в бумажном или электронном виде).
Исходя из положений Приказа N ММВ-7-15/140@ должностное лицо налогового органа, в который поступило Заявление в электронном виде по ТКС, осуществляет контроль правильности заполнения Заявления в соответствии с пп. в) п. 8.1.3 Приказа N ММВ-7-15/140@ и при отсутствии замечаний регистрирует Заявление и направляет его в отдел, ответственный за проведение камеральных налоговых проверок.
Отметим, что при успешном прохождении указанного контроля налогоплательщику (его представителю) незамедлительно формируется квитанция о приеме, подтверждающая, что заявление было успешно принято налоговым органом и зарегистрировано в ПК “СЭОД”. В противном случае формируется уведомление об отказе в приеме, с указанием причин отказа.
Исходя из п. 8.1.5 Приказа N ММВ-7-15/140@ камеральная проверка Заявления осуществляется в соответствии с требованиями Договора, протокола о порядке взимания налогов, правил заполнения заявления (приложение N 2 к протоколу об обмене информацией).
При этом при проверке используются и учитываются, в частности:
– данные налоговых деклараций по косвенным налогам;
– сведения о поступлении (уплате) косвенных налогов;
– представленные документы и их комплектность.
При этом в случае, если отсутствует налоговая декларация по косвенным налогам за налоговый период, к которому относится Заявление, то отметка о подтверждении уплаты косвенных налогов (освобождения от налогообложения) на Заявлении не проставляется.
При представлении заявления в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика налоговый орган направляет налогоплательщику в электронном виде документ, подтверждающий факт уплаты косвенных налогов (освобождения или иного порядка исполнения налоговых обязательств), либо документ с мотивированным отказом (абз. 3 п. 6 Правил заполнения заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (Приложение 2 к Протоколу об обмене информацией)).
Таким образом, исходя из положений Приказа N ММВ-7-15/140@ налоговый орган не может отказать в приеме Заявления в электронном виде (при отсутствии ошибок, указанных в пп. “в” п. 8.1.3 Приказа N ММВ-7-15/140@), однако может отказать в проставлении отметки о подтверждении уплаты косвенных налогов (освобождения от налогообложения) по Заявлению в случае отсутствия в налоговом органе Декларации и подтверждающих документов.
Ответ подготовил: Ткач Ольга, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ответ прошел контроль качества
1C:Бухгалтерия 8: НДС при экспорте несырьевых товаров в ЕАЭС
Порядок применения НДС при реализации несырьевых товаров — любого движимого и недвижимого имущества, транспортных средств, всех видов энергии — в страны Евразийского экономического союза (Казахстан, Республику Беларусь, Армению, Кыргызскую Республику) имеет свои особенности. Эксперты 1С рассказывают, как отразить в программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 операции приобретения и реализации на экспорт в страны ЕАЭС несырьевых товаров и подтвердить нулевую ставку НДС в течение 180 дней после отгрузки.
НДС при экспорте товаров в страны ЕАЭС
Порядок уплаты НДС при экспорте товаров в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) установлен в Протоколе о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, который является Приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Астане 29.05.2014) (п. 1 ст. 72 Договора).
Согласно пункту 2 статьи 1 Протокола «экспорт товаров» — вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС.
Членами ЕАЭС являются: Республика Беларусь; Республика Казахстан; Российская Федерация; Республика Армения (ст. 1 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (подписан в г. Минске 10.10.2014); Кыргызская Республика (ст. 1 Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Москве 23.12.2014).
Под товарами понимаются реализуемые или предназначенные для реализации: любое движимое и недвижимое имущество, транспортные средства, все виды энергии.
При экспорте товаров с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС применяется нулевая ставка НДС, если организация-экспортер в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров подтвердит обоснованность ее применения путем представления в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола (п. 1, п. 5 Протокола). В общем случае такими документами являются:
- договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства-члена ЕАЭС или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом ЕАЭС, на основании которых осуществляется экспорт товаров;
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары (на бумажном носителе в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств-членов), либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика);
- транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена Евразийского экономического союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
- иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары.
Непосредственно Протоколом не установлен момент определения налоговой базы. При этом в соответствии с пунктом 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных пунктом 1 статьи 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы является последнее число квартала, в котором собран полный пакет подтверждающих документов.
Экспортер имеет право на налоговые вычеты в порядке, аналогичном применяемому в отношении товаров, экспортируемых за пределы ЕАЭС. Данный порядок имеет ряд особенностей и с 01.07.2016, после внесения соответствующих поправок Федеральным законом от 30.05.2016 № 150-ФЗ, зависит от того, какие именно товары отгружаются на экспорт — сырьевые или несырьевые.
Для целей применения НДС к сырьевым товарам относятся минеральные продукты, продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности, древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, недрагоценные металлы и изделия из них (абз. 3 п. 10 ст. 165 НК РФ). Конкретные коды видов товаров, относящихся к сырьевым, утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.04.2018 № 466 в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (ред. от 24.04.2018).
Если на экспорт отгружаются несырьевые товары:
- вычет предъявленной суммы НДС производится в общеустановленном порядке, т. е. аналогично вычету по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления операций, облагаемых НДС по ставкам 18 % и 10 % (п. 3 ст. 172 НК РФ);
- у налогоплательщика отсутствует обязанность определения суммы НДС, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров с применением ставки 0 %, т. е. отсутствует обязанность ведения раздельного учета (абз. 2 п. 10 ст. 165 НК РФ).
Следует учесть, что такой порядок заявления налоговых вычетов при реализации несырьевых товаров применяется только в отношении приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав, принятых на учет с 01.07.2016 (п. 2 ст. 2 Закона № 150-ФЗ).
Если на экспорт отгружаются сырьевые товары, то порядок заявления налоговых вычетов остается таким же, каким он был до 01.07.2016:
- вычет предъявленной суммы НДС производится на момент определения налоговой базы (п. 3 ст. 172 НК РФ);
- налогоплательщики обязаны определять суммы НДС, относящиеся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров с применением ставки 0 % в соответствии с принятой учетной политикой, т. е. обязаны вести раздельный учет (абз. 2 п. 10 ст. 165 НК РФ).
Если пакет подтверждающих документов не представлен в течение 180 календарных дней, сумма НДС подлежит уплате в бюджет за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров на экспорт.
При этом датой отгрузки признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика) (абз. 2 п. 5 Протокола).
При этом вне зависимости от того, какие товары отгружаются на экспорт (сырьевые или несырьевые) вычет суммы налога, исчисленной налогоплательщиком на 181 календарный день в случае отсутствия подтверждающих документов, производится на дату, соответствующую моменту последующего подтверждения НДС по ставке 0 % (п. 10 ст. 171, п. 3 ст. 172 НК РФ).
1С:ИТС
Подробнее о порядке исчисления НДС и заявления налоговых вычетов при экспорте товаров в страны Евразийского экономического союза см. в справочнике «Налог на добавленную стоимость» раздела «Налоги и взносы».
Напомним, что с 01.10.2017 внесены изменения в формы и правила заполнения (ведения) счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, журнала учета счетов-фактур, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.
Подробнее о значимых поправках и об их поддержке читайте в статье «Cчет-фактура с 01.10.2017: что поменяется».
Приобретение и отгрузка несырьевых товаров в «1С:Бухгалтерии 8» при экспорте в ЕАЭС
Рассмотрим порядок отражения в программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 операций приобретения и отгрузки несырьевых товаров на экспорт в страны ЕАЭС.
Пример 1
Организация ООО «Торговый дом», применяющая общую систему налогообложения, приобрела 20.07.2018 у ООО «Фабрика диванов» (поставщик):
- 10 шт. диванов «Вдохновение» — на сумму 236 000,00 руб. (в т. ч. НДС 18 % — 36 000,00 руб.) для реализации на внутреннем рынке;
- 10 шт. диванов «Ноктюрн» — на сумму 826 000,00 руб. (в т. ч. НДС 18 % — 126 000,00 руб.) для реализации на экспорт.
Согласно заключенному контракту с иностранным партнером ТОО «Astana» (Казахстан) организация ООО «Торговый дом»:
Заявление о ввозе товаров от покупателя из ЕАЭС
При осуществлении экспорта в страны ЕАЭС: Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия, нужно подтверждать 0% ставки НДС и предоставить вместе с пакетом документов по сделке заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
В будущем в ЕАЭС планируется создание единой базы по налоговым и таможенным органам и за счет этого упрощение процедур, но пока экспортёрам приходится запрашивать необходимые документы у контрагентов.
Риски неполучения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов:
При импорте товара из России иностранный покупатель из ЕАЭС должен сдать заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в налоговые органы, получить отметку о принятии налоговой и передать экземпляр российскому поставщику.
Не всегда удается её получить в том же квартале: ведение бухгалтерского учёта в этих странах ещё сложнее и дороже, чем в России и в практике встречаются случаи, когда бухгалтер «забыл» вовремя оплатить импортный НДС или сдать заявление в налоговые органы, либо есть ошибки в реквизитах или заявлении. Нужно обратить пристальное внимание иностранного заказчика на необходимость в срок оплатить и подать заявление, иначе нулевую ставку не удастся применить по этой сделке в текущем квартале.
Бывает, заказчик не предоставляет какие-либо документы преднамеренно. На практике могут быть разные обстоятельства: фирма обанкротилась или ликвидировалась, либо по своим каким-то убеждениям.
В каждой стране есть базы налогоплательщиков: перечень компаний, их руководителей, учредителей и аффилированных лиц. В России налоговая инспекция требует проверять контрагента на благонадежность.
Уведомление такого вида нужно получить, чтобы убедиться, что НДС уплачен контрагентом
Проверка контрагента в Казахстане
Что касается Казахстана, сложность в том, что доступ к этим данным возможно только через собственный БИН (аналог российского ИНН), то есть ваша компания должна быть зарегистрирована в Казахстане либо придётся запрашивать услугу по предоставлению данных у юридических фирм или адвокатов, что тоже будет являться дополнительными расходами.
Итак, где следует проверить казахстанского контрагента:
- Сведения об отсутствии (наличии) налоговой задолженности
- Списки плательщиков НДС
- Реестр должников по исполнительным производствам
- Списки лжепредприятий, признанных решением суда
- Списки несостоятельных должников
- Справка о признании юридического лица бездействующим или о причастности его участников к бездействующим юридическим лицам
- Список налогоплательщиков, находящихся на стадии ликвидации
- Поиск по судебным делам в отношении физических лиц
- Справка об участии физического лица в юридических лицах, филиалах и представительствах
Если есть какие-либо сомнения, то юристы советуют в таких случаях не только прописывать в договоре штраф на сумму НДС при непредоставлении документов в течение 45 дней после совершения отгрузки, но и брать расписку с руководителя организации об обязательстве предоставления требуемых документов на сумму НДС. Также обязательно нужно указать в контракте место Арбитражного суда – лучше по своему месту нахождения, иначе будут большие дополнительные расходы.
В случае возникновения спорной ситуации нужно обращаться в суд. После получения исполнительного листа можно через министерство юстиции ждать взыскания с должника, либо самостоятельно передать его адвокату, у которого есть проверенные судебные исполнители для более вероятного получения причитающейся суммы.
Возможен вариант обращения непосредственно в налоговую службу Казахстана с уведомлением о неуплате налога контрагентом. Такой способ малоэффективен, потому что потребуется подтверждать факт неуплаты актом сверки с налоговой или декларацией, иначе налоговая не отреагирует.
Также некоторые страховые компании предлагают услугу страхования обязательств по договору и ещё банковская гарантия. Эти способы в некоторых случаях могут дать дополнительные гарантии успешного прохождения сделки и последующего возврата НДС.
Для того чтобы снизить вероятные риски при продажах в Казахстан и другие страны, следует осуществить комплексный подход и предусмотрительность на всех этапах сделки.
Компания ООО «ИФК «Титан74» предлагает российским поставщикам делегировать тяготы внешнеэкономической деятельности.