Получение статуса беженца и переселенца

Получение статуса беженца и переселенца

Порядок предоставления статуса беженца и вынужденного переселенца

Аликина, К. А. Порядок предоставления статуса беженца и вынужденного переселенца / К. А. Аликина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 98-100. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53906/ (дата обращения: 13.12.2021).

Вынужденная миграция является одной из сложнейших проблем, с которыми столкнулось мировое сообщество, начиная с начала 2000-х годов и по настоящее время. Проблемы, связанные с беженцами и переселенцами в современных геополитическими условиях, являются весьма актуальными для Российской Федерации.

Ключевые слова: беженец, вынужденный переселенец, ходатайство, статус, миграционная служба.

Сегодня на законодательном уровне не существует достаточных гарантий защиты человека от угроз, связанных с негативными информационными воздействиями, результатом которых может быть: причинение вреда здоровью человека, блокирование на неосознаваемом уровне свободы волеизъявления человека, искусственное привитие ему синдрома зависимости; манипуляция общественным сознанием и др. Эти угрозы реализуются через разработку, создание и применение специальных средств и методов воздействия.

Ежегодно тысячи людей покидают свои места жительства из-за разразившихся войн, спасая собственные жизни и имущество. Однако на международно-правовом и национальном уровнях устанавливаются различные стандарты, благодаря которым беженцы могут получить надежду на достойное существование в другом государстве. Существование такой категории как беженцы и вынужденные переселенцы влечет определенные правовые последствия для любого государства: установление обязанности органов государственной власти и должностных лиц по реализации прав мигрантов и ответственность по их защите.

Лицо, желающее приобрести статус беженца или вынужденного переселенца, обращается с ходатайством в течение одного года с момента оставления своего места жительства, или же непосредственно из места своего жительства, его не оставляя, в диппредставительство или консульство РФ в иностранном государстве, либо в ГУВМ МВД или его территориальное отделение в предполагаемом месте переселения. Первые два учреждения его рассмотрением не занимаются, но перенаправляют пакет документов в соответствующий тер. Орган ГУВМ МВД. К ходатайству, заполненному по определенной форме, прилагаются соответствующие документы, обозначенные в ст. 3 ФЗ «О вынужденных переселенцах», и образованная тем самым общая совокупность подлежит количественной оценке [1]. Если все предусмотренные документы в наличие, то тер. Орган ГУВМ МВД принимает решение о регистрации ходатайства в следующие сроки. Стандартный статус регистрации — в течение 3-х дней подачи ходатайства. Исключением является случаи, когда сведения из ходатайства не требуют дополнительных проверок — в течение дня подачи ходатайства; при массовом прибытии переселенцев на территорию РФ решение принимается незамедлительно. В отношении последнего исключения скажем, что формулировка «на территорию Российской федерации» звучит дискриминационно для тех лиц, которые в массовом порядке прибудут по обстоятельствам, дающим им право на приобретение статуса переселенцев, из территории одного субъекта РФ в территорию другого, ибо сроки для них будут общие. Полагаем, что стоит изменить в данном положении текст абзаца 5 пункта 27 Административного регламента, в соответствии с формулировкой из абзаца 2 п. 3 ФЗ «О вынужденных переселенцах»: «при экстренном массовом прибытии на территорию Российской Федерации либо с территории одного субъекта Российской Федерации на территорию другого субъекта Российской Федерации».

Если решение положительное, то лицу выдается уведомление и свидетельство о регистрации ходатайства. Последнее является статусообразующим документом, ведь на основании него лицо наделяется правами и обязанностями, предусмотренными для лиц со свидетельством о регистрации ходатайства. В него же вносятся сведения о членах семьи заявителя. Далее начинается процедура принятия решения о признании лица вынужденным переселенцем, длящаяся, согласно норме, в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства. Она связана с доскональной проверкой документов и обстоятельств убытия лица из места своего жительства. По утвердительному итогу лицу выдается удостоверение вынужденного переселенца, срок действия которого ограничен пятью годами. По его истечению лицо утрачивает статус переселенца, если, конечно, не обратится с заявлением о продлении срока в тер. орган ГУВМ МВД того субъекта, где состоит на учете. Продление же в свою очередь возможно в ряде случаев, предусмотренных подпунктом 5 пункта 5 рассматриваемого ФЗ.

Теперь обратимся к беженцам. Процедура, равно как и в случае с переселенцами, начинается с подачи лицом ходатайства исключительно в письменной форме с приложением к нему ряда документов в следующие учреждения: в консульство или диппредставительство РФ; в пограничный орган ФСБ, в ГУВМ МВД и территориальный орган ГУВМ МВД. Непосредственно осуществлением процедуры занимаются ГУВМ МВД и его территориальный орган — в полном объеме; диппредставительство и консульство — в части предварительного рассмотрения ходатайства. Оставшиеся из перечисленных органы обязаны передать пакет документов в соответствующий тер. орган ГУВМ МВД в трехдневный срок. За этапом подачи ходатайства начинается уже упомянутая процедура предварительного рассмотрения ходатайства, причем приоритет в очередности ее проведения отдан документам лиц, находящихся вне пределов территории России. В этом случае диппредставительство или консульство принимают решение о выдаче свидетельства, которое непосредственно лицу вручается уже тер. органом ГУВМ МВД, регистрирующим ходатая в качестве лица, чье ходатайство находится на рассмотрении по существу. На этом этапе тер. орган ГУВМ МВД идентифицирует личность заявителя, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств для отказа в рассмотрении ходатайства по существу, а также формирует из всех собранных материалов личное дело лица. На это уходит не боле пяти дней. Затем, если оснований для отказа не выявлено, лицу выдают свидетельство, являющееся его новым документом, удостоверяющим личность — паспорт и иные документы подобного рода ходатай отдает на проверку тер. органу ГУВМ МВД.

Также можно рассмотреть практику обращения в суд о признании незаконным решении об отказе в признании беженцев в РФ. Так, Правобережный районный суд г. Липецка рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Липецке дело по административному иску Айман А. Х. М к УМВД России по Липецкой области о признании незаконным решения об отказе в признании беженцем в РФ [2]. Административным ответчиком доказано соблюдение нормативных актов при принятии оспариваемого решения об отказе в признании истца беженцем. Административным истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав действиями административного ответчика. Принятое решение об отказе в предоставлении статуса беженца не препятствует истцу легализовать свое пребывание на территории РФ другими установленными законом способами. При установленных обстоятельствах правовые основания для удовлетворения иска Айман А. Х. М отсутствуют, поскольку оспариваемое решение принято в полном соответствии с законом, права истца со стороны ответчика не нарушены. Судом было принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Противоположное решение было принято Кировским районным судом г. Иркутска по административному исковому заявлению о признании незаконными решений об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ. Судом было признано, что оспариваемые административными истцами решения не отвечают требованиям гуманизма, справедливости и приняты без учета и оценки всех обстоятельств в их совокупности, противоречат ст. 1 ФЗ «О беженцах». Руководствуясь ст.175–180 КАС РФ суд решил удовлетворить исковое заявление [3].

Рассмотрение по существу ходатайств лиц, подавших оные в диппредставительство, консульство, осуществляет ГУВМ МВД в двухмесячный срок. Иными ходатайствами занимается соответствующий территориальный орган миграционной службы в период до трех месяцев. Этап включает в себя всестороннее изучение причин и обстоятельств прибытия лица, проверку сведений из документов, проведение дополнительных собеседований. По итогу принимается решение о предоставлении статуса беженца (либо об отказе такого предоставления). Оно направляется в трехдневный срок лицу, которому после этого выдается удостоверение беженца. Это удостоверение является основанием постановки лица на учет путем регистрации его в территориальном органе ГУВМ МВД.

  1. Закон РФ от 19.02.1993 № 4530–1 «О вынужденных переселенцах» // Собрание законодательства РФ. 25.12.1995. № 52. Ст. 5110
  2. Решение Правобережного районного суда г. Липецка Липецкой области № 2А-3861/2017 2А-3861/2017

Что дает правовой статус беженца и вынужденного переселенца в России и как его получить?

Приобретение правового статуса беженца и вынужденного переселенца часто вызывает вопросы у тех, кто вынужден покинуть свою страну и перебраться в Российскую Федерацию в поисках защиты от преследования: расового, национального, политического, религиозного либо социального. Эти два статуса, хотя и похожи, имеют существенные отличия.

  • Беженец — это гражданин иностранного государства (либо не имеющий гражданства вовсе), который в России спасается от преследования.
  • Вынужденный переселенец — гражданин РФ, вынужденный сменить страну проживания (если он жил за рубежом) или субъект федерации (если он находится в России).

Соответственно, процедуры обретения этих статусов регламентированы разными законодательными актами. Закон № 4528-1 разъясняет все вопросы, касающиеся статуса беженца, №4530-1 — вынужденного переселенца.

Если гости страны могут пребывать на ее территории максимум 90 дней, то беженцам этот срок продлевается до трех лет, вынужденным переселенцам — до 5.

Процедура обретения статуса

Процедура обретения особого статуса состоит из нескольких этапов:

  1. подача заявки о присвоении статуса;
  2. предварительное рассмотрение заявки;
  3. принятие ведомством решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства или отказ от рассмотрения дела;
  4. рассмотрение дела и принятие окончательного решения (заявки тех, кто ходатайствовал из-за границы, рассматривают 2 месяца, а тех, кто подал заявку в России, — 3 месяца; по решению МВД срок может быть продлен, но не больше, чем на 3 месяца);
  5. выдача удостоверения заявителю либо отказ в присвоении статуса.

Для подачи заявки надо обратиться в одно из следующих учреждений:

  • консульство РФ (при подаче заявки за границей);
  • дипломатическое представительство РФ (если заявитель еще не приехал в Россию);
  • погранпункт (при пересечении границы);
  • МВД.

В процессе ходатайствования о статусе беженца обязательно личное присутствие заявителя, так как решение о выдаче свидетельства принимается на основе собеседования с сотрудником МВД. Вопросы могут быть весьма неожиданными, ведь представителю власти необходимо знать наверняка, что сидящий перед ним человек действительно нуждается в данном статусе. Также придется сфотографироваться и сдать отпечатки пальцев. Если за статусом беженца обращается семья, пройти вышеописанную процедуру должен каждый ее член, которому исполнилось 18 лет. Если один из заявителей — ребенок, который еще не достиг совершеннолетия, его данные заносятся в ходатайство матери либо отца.

Процедура наделения статусом вынужденного переселенца имеет некоторые отличия. Претендент может подать заявку не только путем личного обращения, но и по почте или через портал «Госуслуги» (с обязательным использованием электронной подписи).

Для подачи заявки потребуются следующие бумаги:

  • российский паспорт;
  • свидетельство о рождении детей (при наличии детей);
  • свидетельство о бракосочетании (при наличии супруга либо супруги);
  • 2 фото;
  • бумаги, которые могут подтвердить родственные отношения.

После рассмотрения ходатайства заявителю выдают свидетельство. Несовершеннолетним детям свидетельство не выдается: их вписывают в документ одного из родителей. Этот документ является не только основанием для получения статуса, но и пропуском в пункт временного размещения (ПВР). Для получения свидетельства людям, желающим обрести статус беженца, надо сдать свои прежние удостоверения личности на время рассмотрения дела. После обретения статуса либо отказа документы вернут.

Какие права получает обладатель свидетельства?

Свидетельство наделяет своего обладателя некоторыми возможностями:

  • воспользоваться услугами переводчика;
  • получить помощь в проезде к месту пребывания и в перевозке багажа;
  • разместиться и получать питание в ПВР;
  • получить единоразовое пособие;
  • получать бесплатную медпомощь;
  • пройти профессиональное обучение в ПВР;
  • получить помощь в трудоустройстве.

Наряду с правами свидетельство налагает и обязанности:

  • соблюдать правовые акты и законы РФ;
  • не нарушать порядков ПВР (включая нормы санитарии и гигиены);
  • пройти обязательный медосмотр и сдать все необходимые анализы.

Приобретая особый статус, человек обретает дополнительные права. Теперь он может:

  • официально трудиться в России;
  • начать в РФ предпринимательскую деятельность;
  • получать социальные льготы;
  • устраивать детей в детские сады либо учебные заведения;
  • получать информацию о родственниках, оставшихся в покинутой беженцем стране;
  • получить проездной документ для выезда за рубеж;
  • подать бумаги на постоянное проживание в РФ и впоследствии – на получение гражданства;
  • участвовать в общественной жизни;
  • вернуться в родную страну;
  • уехать на ПМЖ в иное государство.

Наряду с увеличением прав растет и количество обязанностей. При смене личных данных, адреса регистрации либо проживания, приобретении гражданства или ВНЖ, а также при желании выехать за рубеж надо в недельный срок уведомить об изменениях МВД. При смене места пребывания в этот срок нужно успеть встать на учет в территориальном органе МВД. Также хотя бы раз в полгода необходимо проходить переучет.

В каких случаях придет отказ?

Отказ от присвоения статуса беженца можно получить на двух этапах процедуры ходатайствования: при получении свидетельства и при подаче заявки на присвоение статуса. Однако для этого должны быть веские основания:

  • заявитель совершил уголовное преступление в РФ и на него заведено уголовное дело;
  • это уже не первое заявление иностранца, и в прошлый раз ему уже отказали в связи с отсутствием весомой причины для присвоения статуса беженца;
  • человеку уже было отказано в присвоении статуса в одной из стран ООН;
  • у заявителя есть гражданство в иной стране, которая в силах предоставить ему необходимую защиту;
  • у заявителя уже была возможность получить статус беженца в третьей стране, но он оттуда уехал (для тех, кто претендует на данный статус);
  • человек покинул свою страну не по причине существования угрозы для жизни и здоровья, а теперь боится туда возвращаться из-за наказания за незаконный выезд или иное правонарушение;
  • человек без весомой причины просрочил время обращения с ходатайством;
  • заявитель отказывается предоставить информацию о себе и своем прибытии в РФ;
  • супруг или супруга заявителя имеет российское гражданство, что дает самому заявителю право получить разрешение на постоянное проживание в России;
  • человек уже получил разрешение на постоянное проживание в РФ.

Вынужденные переселенцы могут получить отказ в следующих случаях:

  • если они не успели подать заявку в МВД в течение 12 месяцев с даты въезда в страну;
  • если они совершили правонарушение уголовного характера в РФ либо преступление против мира;
  • если они покинули свою страну из-за экономических причин.

Получив отказ, заявитель обязан покинуть Россию. Срок, в течение которого это надо сделать, может быть разный:

  • 3 дня – при подаче заявки в пункт погранконтроля;
  • месяц – в остальных случаях.

Потеря статуса

Иногда беженцы и мигранты могут лишиться своего особого статуса. Это может произойти в следующих случаях:

  • при получении разрешения на постоянное проживание в стране;
  • при получении беженцем российского гражданства;
  • в связи с отбытием из России в свою страну;
  • при добровольном повторном приобретении гражданства своей страны (при условии, что человек его ранее лишился);
  • при приобретении гражданства иного государства;
  • при появлении возможности вернуться в свою страну;
  • при совершении в РФ уголовного преступления либо административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотиков и психотропных препаратов;
  • при обнаружении факта предоставления ложной информации либо фальшивых документов в процессе обретения статуса;
  • по истечении срока действия удостоверения.

Потеряв статус, человек обязан в месячный срок покинуть пределы РФ. Потерю статуса можно обжаловать, но сделать это нужно в трехмесячный срок. Все время рассмотрения дела человек может пользоваться всеми правами, которые обеспечивает особый статус. Однако если жалоба будет отклонена, ему придется выехать за пределы России в трехдневный срок.

Заключение

Статус беженца либо вынужденного переселенца позволяет гражданину, который в силу объективных причин не может находиться в своем государстве, проживать в России в течение определенного времени, после чего он может либо вернуться в свою страну (если ситуация перестала быть для него опасной), либо обосноваться окончательно в РФ. Чтобы получить особый статус, человеку нужно набраться терпения и пройти длинную процедуру ходатайствования.

Кто такие беженцы и вынужденные переселенцы

В настоящее время в РФ живет примерно 20 тысяч беженцев и около 600 тысяч вынужденных переселенцев. Данные статусы присваиваются лицам, соответствующим требованиям, которые установлены законами России. Между этими двумя правовыми статусами есть разница, это не тождественные понятия.

Понятия «беженцы» и «вынужденные переселенцы»

Беженцем является человек, не имеющий российского гражданства, которого преследуют по политическим/религиозным/другим убеждениям либо угнетают по расовому/половому/национальному/другому признаку.

Чтобы получить беженский статус, необязательно быть жертвой преследования. Беженцем можно стать, если есть вероятность того, что вас начнут преследовать/угнетать по перечисленным выше убеждениям/признакам.

Особенности административно-правового статуса «беженец» таковы:

  • позволяет официально проживать в Российской Федерации;
  • предоставляется на период, не превышающий 3 года;
  • позволяет получать лекарственные препараты и медицинскую помощь;
  • позволяет проживать в центре временного пребывания (на бесплатной основе), получать питание и коммунальное обеспечение;
  • позволяет трудоустраиваться на работу к юрлицу/физлицу без оформления патента.

Вынужденным переселенцем считается человек, который покинул собственное место проживания по причинам, аналогичным основаниям приобретения беженского статуса. Переселенцы располагают большим количеством прав, если сравнивать с беженцами, потому что считаются россиянами.

Особенности правового статуса «вынужденный переселенец» следующие:

  • позволяет получать социальные выплаты;
  • позволяет бесплатно получать медпомощь;
  • предоставляется на пятилетний срок;
  • дает возможность жить в центре временного проживания;
  • избавляет от необходимости оформлять патент для работы;
  • накладывает следующие обязательства: уведомление миграционной службы при изменении адреса пребывания и ежегодное продление статуса.

Конституционный статус не предоставляется в таких ситуациях:

  • возбуждение уголовного дела относительно заявителя;
  • наличие РВП/ВНЖ;
  • заявитель состоит в брачном союзе с россиянином/россиянкой, что позволяет ему получить РВП/ВНЖ;
  • заявитель опоздал с оформлением заявления на предоставление статуса;
  • человек приехал из страны, которая могла предоставить ему временное убежище;
  • заявитель незаконно выехал из родной страны.

Отличия статусов

Соответственно с законодательными нормами, беженцы и вынужденные переселенцы значительно отличаются. Установлены следующие критерии разграничения перечисленных групп лиц:

  1. Гражданская принадлежность. Обладатели беженского статуса – это лица, являющиеся иностранцами либо апатридами. Вынужденными переселенцами признаются только россияне.
  2. Процесс приобретения. Получить беженский статус намного труднее. Вынужденным переселенцам не требуется оформлять гражданский статус в РФ, что делает проще их жизнь в РФ. Беженцам нужно делать гражданство, чтобы в будущем поменять собственный статус.
  3. Период действительности. Беженский статус – бессрочный, но его нужно пролонгировать раз в 1.5 года. Статус «вынужденный переселенец» предоставляется на пятилетний срок. Продлить статус можно, если подать заявление.
  4. Документы. Для оформления беженского статуса обычно требуется только паспорт. Вынужденным переселенцам необходимо собирать множество иных документов.

Закон о беженцах и переселенцах

Правовые статусы «беженец» и «вынужденный переселенец» регламентируются следующими законодательными актами:

  1. Правительственный указ от 16 июня 1997 года номер 724 «О получении матпомощи вынужденными переселенцами».
  2. Правительственный указ от 23 мая 1998 года номер 484 «О получении матпомощи беженцами».
  3. ФЗ от 25 июля 2002 года номер 115 «О правах иностранцев в России».
  4. ФЗ от 19 февраля 1993 года «О беженцах».
  5. ФЗ от 19 февраля 1993 года «О вынужденных переселенцах».

График показывает динамику роста и уменьшения числа прибывающих беженцев и вынужденных переселенцев в Россию.

Проблемы и социальная работа

И беженцы, и вынужденные переселенцы вправе получать пособия. Невзирая на то, что данное право закреплено в различных законодательных постановлениях, размер выплат для беженцев и вынужденных переселенцев одинаковый.

Данным группам лиц выплачиваются такие пособия:

  1. Ежедневное – восемьсот рублей. Предоставляется лицам, содержащимся в центрах временного пребывания. При этом на руки деньги не выдают. Они затрачиваются на содержание беженцев и переселенцев (питание, оказание медпомощи).
  2. Единовременное. Размер данного пособия регламентирован правительственным указом от 23.05.1998 номер 484. В настоящее время его размер – сто рублей на человека. Для малоимущих (лица с инвалидностью, матери-одиночки, люди пенсионного возраста, многодетные семьи) величина пособия составляет сто пятьдесят рублей на человека.
  3. Компенсационные и иные выплаты. Соответственно со ст. 6 федерального закона номер 4528, беженцы и переселенцы вправе рассчитывать на содействие государства при проезде к центру временного проживания.

Также они вправе использовать жилье, выделяемое государством для временного проживания. Оно предоставляется до момента, пока человек не найдет иное место для проживания.

Кроме того, перечисленные группы лиц вправе:

  • получать содействие государства при направлении на обучение либо устройстве на работу;
  • устраивать малолетних детей в детсады, школы, колледжи, университеты вне очереди;
  • получать медпомощь и лекарства наравне с россиянами;
  • получать информацию о своих членах семьи, которые остались в родном государстве;
  • получать помощь переводчика.

Для получения положенных по закону выплат требуется посетить миграционную службу. Понадобится написать заявление. В нем нужно указать информацию о себе и детях. Сотрудники службы миграции, рассмотрев ходатайство, в течение одного дня предоставят заявителю справку, дающую право на получение выплат. В справке указывается учреждение Сбербанка России, в котором возможно получить деньги. Действует документ одну неделю.

Соответственно с законами РФ, выплаты предоставляются, если у людей нет денег для жизни в РФ и работы. Следовательно, люди, которые работают, не могут получить государственную помощь.

Основания для прекращения выплат:

  • указание недостоверных сведений в заявлении;
  • утрата правового положения;
  • возврат в родное государство;
  • приобретение разрешения на временное проживание либо вида на жительство;
  • совершение правонарушений либо преступных деяний в Российской Федерации.

Лица, которые имеют статус беженца либо переселенца, вправе получать социальную поддержку от государства. Главное – не нарушать обязанности, которые установлены законами относительно беженцев/переселенцев. Несоблюдение обязанностей может привести к выдворению за пределы России.

Полезное видео

Дополнительная информация о данной категории граждан в видео:

Статус беженца в России: что дает, как оформить и получить?

Статус беженца в России является одним из институтов законодательства о гражданстве в РФ. Он представляет собой особый правовой механизм, который подтверждает право гражданина на законное проживание в РФ и пользование определенными социальными благами. Как получить статус беженца в России, узнаете из нашей статьи.

Правовой статус беженца в РФ

На получение статуса беженца в РФ может претендовать лицо, которое не является гражданином РФ, но:

  • в силу наличия опасений стать жертвой преследования по мотивам политических убеждений, расы, национальности, вероисповедания или принадлежности к какой-то социальной группе находится вне страны, гражданином которой является, и не может (или не хочет) воспользоваться защитой этой страны из-за наличия таких опасений;
  • не имея определенного гражданства и пребывая вне страны прежнего местожительства, не может или не желает вернуться в нее из-за подобных опасений.

Многих интересует вопрос: что дает статус беженца?

Статус беженца является официальным разрешением на проживание на территории РФ. Он дается сроком на 3 года.

Согласно действующему законодательству, беженцы имеют право:

  • на получение лекарственной и медицинской помощи;
  • содействие в провозе багажа к месту проживания;
  • размещение в центре временного пребывания с бесплатными питанием и пользованием коммунальными услугами;
  • социальную защиту со стороны государства;
  • занятие предпринимательской деятельностью и трудоустройство без получения специального разрешения и т. д.

Следующие вопросы, которые интересуют граждан, подвергшихся политическому и иному преследованию, – как получить статус беженца и где можно получить статус беженца в России?

В чем разница между получением временного убежища и статуса беженца?

Иностранный гражданин может не только находиться на территории РФ в качестве беженца, но и получить здесь временное убежище. Статус беженца и временное убежище — в чем разница между ними?

Временное убежище может быть предоставлено иностранцу или лицу без гражданства в двух случаях:

  1. Лицо имеет основания для получения статуса беженца, но не желает его оформлять, а просит разрешить ему временное нахождение в России.
  2. У лица нет оснований для признания беженцем, но в силу принципов гуманности его не следует выдворять из России.

Для получения временного убежища лицу, не имеющему гражданства РФ, нужно обратиться в подразделение ФМС по месту своего нахождения.

Человек, получивший временное убежище, получает право пребывать в России до того момента, как отпадут основания для этого. Однако в случае привлечения такого лица к уголовной ответственности за деяние, совершенное в РФ, право на временное убежище утрачивается.

Статус беженца дает более солидные преимущества: у гражданина появляется законное право в течение 3 лет проживать на территории РФ, получать медицинскую помощь, трудоустраиваться и т. д.

Однако есть небольшая оговорка. После того как заявитель получил удостоверение беженца, он обязан сдать миграционную карту и удостоверение личности на хранение в органы ФМС. То есть если он захочет уехать к себе на родину, по первому желанию это сделать не получится. Но у беженца есть возможность отказаться от своего статуса до истечения 3-летнего срока.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что статус беженца относительно временного убежища в РФ дает больше преимуществ для лиц, получивших его, и позволяет жить на территории РФ 3 года. Но и усилий для получения статуса беженца необходимо приложить больше.

Беженцы и вынужденные переселенцы — чем они отличаются?

Беженцы и вынужденные переселенцы нередко воспринимаются как лица одной и той же категории. Но это не так. Если беженцем может быть признан человек, не имеющий российского гражданства, то вынужденный переселенец, как правило, является гражданином РФ.

Вынужденными переселенцами могут быть признаны:

  1. Граждане РФ, которые оставили место жительства в иностранном государстве и прибыли в Россию по причине насилия либо преследования по расовому, национальному, религиозному или иному признаку.
  2. Граждане России, покинувшие один регион РФ и прибывшие на территорию другого по вышеназванным причинам.
  3. Иностранцы и лица без гражданства, которые правомерно проживают в РФ и вынуждены сменить место жительства в пределах РФ по вышеуказанным причинам.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев существенно различается, т. к. вынужденные переселенцы имеют российское гражданство (в большинстве случаев) и потому обладают всеми правами, предоставленными гражданам РФ в силу закона. Кроме того, статус вынужденных переселенцев дает право на социальную поддержку и материальную помощь со стороны государства.

Где можно получить статус беженца?

Статус беженца можно получить только в территориальных подразделениях ФМС.

Но подать документы на оформление статуса беженца иностранные граждане и лица без гражданства могут в следующие органы:

  1. Непосредственно в подразделение ФМС.
  2. В дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, если гражданин находится за пределами РФ.
  3. В орган пограничного контроля в пункте пропуска через границу РФ (если они находятся на территории иностранного государства).
  4. При вынужденном незаконном пересечении границы РФ в пункте пропуска либо вне пункта пропуска через границу – в орган пограничного контроля ФСБ или в территориальный орган МВД, ФМС в течение 24 часов с момента пересечения границы РФ.

Как оформить статус беженца в органах ФМС?

Итак, как оформить статус беженца?

  1. Заинтересованный гражданин обращается в один из вышеуказанных органов с ходатайством о получении статуса беженца. Сведения о несовершеннолетних членах семьи вносятся в ходатайство родителя.

Если ходатайство было подано через консульское учреждение или дипломатическое представительство, они обязаны в течение 1 месяца передать его в органы ФМС.

Если ходатайство подавалось в органы пограничного контроля, то они передают его в органы ФМС в течение 3 дней.

— Заявителю отказывается в рассмотрении ходатайства.

— Заявителю выдается свидетельство о дальнейшем рассмотрении ходатайства.

Удостоверение беженца

Удостоверение беженца выдается территориальным органом ФМС в местности, где лицо было поставлено на соответствующий учет.

Срок действия удостоверения беженца – 3 года; продление возможно только 1 раз сроком на 1 год.

Удостоверение беженца выдается совершеннолетнему лицу. Все сведения о членах семьи, не достигших 18 лет, вносятся в удостоверения беженца родителей.

Но если лицо прибывает на территорию РФ без сопровождения родителей или законных представителей и ему на момент прибытия не исполнилось 18 лет, то он также получает удостоверение беженца, если ему не будет определен иной правовой порядок пребывания на территории РФ.

Оформление и получение статуса беженца в Москве

В Москве оформление и получение статуса беженца также осуществляется через органы ФМС. Но, по утверждению руководителя ФМС по Москве, статус беженца присваивается в относительно небольших количествах, так как процесс оформления занимает много времени и в ФМС нет достаточного количества сотрудников.

В частности, складывается ситуация, когда граждане Украины подают заявление на присвоение статуса беженца в ФМС Москвы, а их там не принимают. Более того, кто успел подать ходатайства до обострения ситуации на Украине, также не получили статус беженца.

Московской ФМС за свой счет отправляют таких граждан в другие регионы для получения статуса беженца там. А те, кто соглашается подождать, записываются в очередь на 2015 год.

Кроме того, получается правовой коллапс, когда, к примеру, граждане Украины приезжают на территорию РФ и могут временно пребывать здесь 90 суток. Но за это время оформить статус беженца невозможно. Как же быть в этой ситуации?

Возможно несколько альтернативных вариантов продления срока временного пребывания:

  1. Обращение в органы ФМС для продления. Отказать не должны, так как всем органам ФМС даны указания по беспрепятственному продлению срока пребывания граждан Украины на территории РФ на период внутреннего конфликта.
  2. Подача ходатайства на предоставление временного убежища.
  3. Подача ходатайства о признании беженцем.
  4. Получение разрешения на работу или патента и т.д.

Московской ФМС за свой счет отправляют таких граждан в другие регионы для получения статуса беженца там. А те, кто соглашается подождать, записываются в очередь на следующий год.

Таким образом, оформление статуса беженца в РФ возможно только в органах ФМС. После того как ими будет принято положительное решение о рассмотрении ходатайства, заявитель получит на руки удостоверение беженца. Оно выдается сроком на 3 года и является документом, официально разрешающим пребывание на территории РФ и дающим право пользоваться различными социальными, медицинскими и иными гарантиями наравне с гражданами РФ.

Читайте также  Относятся ли самозанятые пенсионеры к работающим?
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]