Приложение N 4. Порядок представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц и сообщения о невозможности удержания налога, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога на доходы физических лиц
Порядок представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц и сообщения о невозможности удержания налога, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога на доходы физических лиц
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц и сообщения о невозможности удержания налога, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога на доходы физических лиц (далее — Порядок представления) распространяется на налоговых агентов и устанавливает правила представления сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц и сообщения о невозможности удержания налога, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога на доходы физических лиц (далее — Справка) налоговыми агентами в налоговые органы на бумажных носителях или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
2. Справки представляют налоговые агенты — российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, в налоговый орган по месту своего учета.
3. Справки могут быть представлены налоговым агентом в налоговый орган лично или через представителя, направлены в виде почтового отправления с описью вложения, переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи налогового агента или его представителя.
Справка представляется налоговыми агентами в налоговый орган в виде справки о доходах и суммах налога физического лица (форма 2-НДФЛ) (далее — справка по форме 2-НДФЛ), действующей в соответствующем налоговом периоде.
4. Датой представления Справки считается:
дата ее фактического представления, при представлении лично или представителем налогового агента в налоговый орган;
дата ее отправки почтовым отправлением с описью вложения, при отправке по почте;
дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении даты отправки оператора электронного документооборота в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
5. В случае представления уточненных Справок в налоговый орган представляются только те Справки, которые скорректированы.
Уточненные Справки представляются по форме, действовавшей в налоговом периоде, за который вносятся соответствующие изменения.
6. Организация — правопреемник представляет Справки и уточненные Справки за реорганизованную организацию в налоговый орган по месту своего учета.
II. Представление Справок на бумажных носителях
7. Справки на бумажных носителях представляются в налоговый орган налоговыми агентами лично, через представителя, либо направляются в виде почтового отправления с описью вложения, в виде справки по форме 2-НДФЛ, действующей в соответствующем налоговом периоде, с сопроводительным «Реестром справок о доходах и суммах налога физических лиц за 20___год» (далее — Реестр) (приложение N 1 к настоящему Порядку представления) в двух экземплярах.
8. В день сдачи налоговым агентом или представителем налогового агента Справок и сопроводительных Реестров должностное лицо налогового органа, уполномоченное осуществлять прием этих документов, в присутствии налогового агента или представителя налогового агента осуществляет контроль всех представленных Справок на предмет наличия в справке по форме 2-НДФЛ заполненных реквизитов о налоговом агенте (наименование, ИНН, КПП, ОКТМО), о физическом лице — получателе дохода (ФИО, реквизиты документа, удостоверяющего личность, дата рождения), данных о доходах, удержанных и перечисленных суммах налога (месяц, код дохода, сумма дохода, общая сумма дохода, налоговая база, сумма налога исчисленная, сумма налога удержанная, сумма налога перечисленная), а также на предмет отсутствия исправлений (далее — контроль заполнения).
9. Представленными считаются Справки, прошедшие контроль заполнения. Справки, не прошедшие данный контроль, изымаются из представленного пакета документов как ошибочные и возвращаются налоговому агенту или представителю налогового агента, из Реестра исключаются.
10. По результатам контроля заполнения оформляется в двух экземплярах «Протокол приема справок о доходах и суммах налога физических лиц за 20____год» (приложение N 2 к настоящему Порядку представления). Оба экземпляра данного протокола подписываются должностным лицом налогового органа.
11. По одному экземпляру Реестра и «Протокола приема справок о доходах и суммах налога физических лиц за 20____ год» выдаются налоговому агенту или представителю налогового агента на руки, если действия осуществляются в присутствии налогового агента или представителя налогового агента, либо направляются по почте в течение десяти рабочих дней с даты приема Справок, а вторые экземпляры остаются в налоговом органе. «Протокол приема справок о доходах и суммах налога физических лиц за 20_____ год» подтверждает факт представления налоговым органом Справок на бумажном носителе от налогового агента.
III. Представление Справок в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи
12. При представлении Справок в электронной форме по телекоммуникационным каналам налоговый агент не дублирует их на бумажном носителе.
13. Справки в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи представляются налоговыми агентами в налоговый орган по месту своего учета через оператора электронного документооборота, обеспечивающего обмен открытой и конфиденциальной информацией по телекоммуникационным каналам связи в рамках электронного документооборота между налоговыми органами и налоговым агентом.
14. Для создания электронной подписи Справок используются квалифицированные сертификаты ключей электронной подписи, выдаваемые в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; 2016, N 26 (ч. 1), ст. 3889).
15. Представление Справок в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи допускается при обязательном применении сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации средств криптографической защиты информации, совместимых со средствами криптографической защиты информации, используемыми в налоговом органе.
16. Представление Справок в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи возможно в случае, если налоговый агент имеет возможность осуществлять:
формирование Справок для их последующей передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;
шифрование при отправке и дешифрование при получении информации с использованием шифровальных средств;
формирование усиленной квалифицированной электронной подписи при передаче информации и ее проверку при получении информации.
17. По каждому обособленному подразделению формируется отдельный файл. В одном сформированном файле должны содержаться Справки с одинаковой комбинацией реквизитов: ИНН налогового агента, КПП (для организации), ОКТМО, отчетный налоговый период, признак представленных Справок.
18. При представлении Справок в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налоговому агенту извещение о получении электронного документа, подтверждающее факт получения Справок налоговым органом, формируемое налоговым органом и заверенное его усиленной квалифицированной электронной подписью.
19. При представлении Справок в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи налоговый агент соблюдает следующий порядок электронного документооборота:
после подготовки Справок в соответствии с форматом (приложение N 3 к настоящему приказу) и требованиями настоящего Порядка представления налоговый агент подписывает файл усиленной квалифицированной электронной подписью и отправляет в зашифрованном виде в адрес налогового органа;
в течение следующего рабочего дня с даты отправки Справок налоговый агент получает подтверждение даты отправки от оператора электронного документооборота и извещение о получении от налогового органа.
20. В течение десяти рабочих дней с даты отправки Справок налоговый орган направляет налоговому агенту Реестр (приложение N 1 к настоящему Порядку представления) в электронной форме, «Протокол приема справок о доходах и суммах налога физических лиц за 20___ год» (приложение N 2 к настоящему Порядку представления).
21. Представленными считаются Справки, прошедшие форматный контроль.
* — заполняется при представлении Справок на бумажных носителях;
** — заполняется при представлении Справок в электронной форме.
- Приложение N 1. Реестр справок о доходах и суммах налога физических лиц
- Приложение N 2. Протокол приема справок о доходах и суммах налога физических лиц
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Что грозит организации, если она не удержит с дохода работника НДФЛ и не сообщит об этом факте в налоговую?
Работнику выплатили доход (компенсировали командировочные расходы), подтвержденный лишь косвенными документами. По мнению чиновников, данный доход должен включаться в налоговую базу по НДФЛ. Арбитры придерживаются иного мнения. Организация приняла решение не исчислять и не удерживать налог. Что грозит организации и работнику в случае, если налоговые инспекторы выявят этот факт?
Плательщиками НДФЛ признаются физические лица (п. 1 ст. 207 НК РФ). Российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать НДФЛ из заработной платы у налогоплательщика и уплачивать в налог бюджет (п. 1 ст. 226 НК РФ). То есть организации являются налоговыми агентами по данному налогу (ст. 24 НК РФ). Уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ).
Для справки
Указанная формулировка п. 9 ст. 226 НК РФ действует вплоть до 31.12.2019. С 2020 года эта норма дополнена случаем-исключением: уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается, за исключением случаев доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки в соответствии с настоящим кодексом при неправомерном неудержании (неполном удержании НДФЛ из заработной платы) налога налоговым агентом (в редакции Федерального закона от 29.09.2019 № 325‑ФЗ).
До 2020 года и начиная с 01.01.2020 для работодателей, не удержавших налог НДФЛ в предусмотренных законодательством случаях (и не сообщивших об этом факте в налоговую инспекцию), последствия будут различны.
Какие последствия ждут работников и работодателей сейчас (в 2019 году и ранее)?
Если налоговые инспекторы посчитают, что налоговый агент необоснованно не включил в налоговую базу по НДФЛ выплаченный работнику доход, налог будет доначислен. Обязанность уплатить НДФЛ возлагается на физическое лицо. В соответствии с п. 2 ст. 231 НК РФ суммы налога НДФЛ, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном ст. 45 НК РФ.
Требовать погасить задолженность по НДФЛ с дохода работника за счет средств учреждения налоговые инспекторы не вправе. Следовательно, доначисленная по результатам налоговой проверки сумма налога должна быть удержана налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых работнику, при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).
При невозможности удержать НДФЛ из заработной платы у налогоплательщика (например, в случае, когда физическое лицо, которому доначислен НДФЛ, уволилось из учреждения) налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ с дохода работника и сумме задолженности налогоплательщика (п. 5 ст. 226 НК РФ).
Негативные последствия ждут и работодателя. Налоговый агент, который неправомерно не исчислил, не перечислил в бюджет и не удержал налог НДФЛ, может быть привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа на основании ст. 123 НК РФ (размер штрафа – 20 % суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению).
Кроме того, налоговому агенту могут быть начислены пени (ст. 75 НК РФ). В частности, Президиум ВАС в Постановлении от 22.05.2007 № 16499/06 разъяснил, что пени являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет и должны взыскиваться с того субъекта налоговых правоотношений, на которого возложена такая обязанность. Поскольку ст. 226 НК РФ обязанность по уплате в бюджет НДФЛ возложена на налоговых агентов, уплатить пени обязаны также налоговые агенты. В пользу начисления пеней организациям высказывался также Пленум ВАС (см. п. 2 Постановления от 30.07.2013 № 57).
Какие последствия ждут работников и работодателей после 01.01.2020?
Как и раньше, обязанность по уплате НДФЛ будет возлагаться на физических лиц. Поэтому суммы налога НДФЛ, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, должны будут взыскиваться ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу.
Налоговые агенты, как и в настоящее время, могут быть привлечены к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ.
При этом с 01.01.2020 вступает в силу поправка, внесенная в п. 9 ст. 226 НК РФ, позволяющая налоговым агентам в случае доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки уплачивать НДФЛ за счет собственных средств.
Сейчас сложно сказать, как эту поправку будут трактовать контролирующие органы (разъяснений на этот счет ни налоговики, ни финансисты пока не дали): будет ли это право организации (например, учреждение может заплатить доначисленный НДФЛ за счет собственных средств, а потом взыскать налог с работника (либо простить работнику долг), что позволит уменьшить размер начисленных пеней) либо уплату НДФЛ по результатам проверки учреждениям вменят в обязанность. Как только появятся официальные разъяснения, мы обязательно вернемся к данному вопросу.
Если по результатам налоговой проверки будет установлено, что организация – налоговый агент не удержала сумму НДФЛ, подлежащего уплате в бюджет, налог будет доначислен. Обязанность по уплате НДФЛ лежит на работнике, учреждение – налоговый агент обязано будет удержать с работника задолженность по налогу и перечислить его в бюджет. Сам налоговый агент может быть привлечен к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ (размер штрафа – 20 % неудержанной суммы). Также учреждению – налоговому агенту могут быть начислены пени.
Начиная с 2020 года налоговый агент сможет за счет собственных средств уплатить сумму доначисленного НДФЛ с дохода работника в бюджет.
Об уточнении 6-НДФЛ и 2-НДФЛ в случае неудержания НДФЛ при выплате работнику дохода
Организация имела возможность удержать НДФЛ при выплате работнику дохода, но не сделала этого — необходимо представить уточненные 6-НДФЛ и 2-НДФЛ.
ФНС России обращает внимание на то, что положения пункта 5 статьи 226 НК РФ, в соответствии с которыми необходимо сообщить налогоплательщику и налоговому органу о невозможности удержать НДФЛ, не применяются в случае, если организация имела возможность удержать налог при выплате работнику дохода, но не сделала этого.
После выявления данного факта организация обязана удержать НДФЛ при выплате текущих доходов в денежной форме и перечислить соответствующую сумму налога в бюджет.
При этом необходимо представить уточненный расчет по форме 6-НДФЛ и корректирующую справку по форме 2-НДФЛ.
Вопрос: О действиях налогового агента при обнаружении в расчете 6-НДФЛнеотражения сведений и ошибок, а также при неудержании НДФЛ.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 24 апреля 2019 г. N БС-3-11/4119@
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение от 22.03.2019 по вопросу представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме 6-НДФЛ (далее расчет по форме 6-НДФЛ) и справки о доходах и суммах налога физического лица по форме 2-НДФЛ (далее — справка по форме 2-НДФЛ) и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета:
- документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если иное не предусмотрено пунктом 4 статьи 230 Кодекса;
- расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев, — не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год — не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно пункту 6 статьи 81 Кодекса при обнаружении налоговым агентом в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению, налоговый агент обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет.
Согласно пункту 5 статьи 226 Кодекса при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Вместе с тем в случае, если организация — налоговый агент имела возможность удержать налог на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) при выплате работнику дохода в течение года, но не сделала этого, положения пункта 5 статьи 226 Кодекса не применяются.
В этой связи организация после выявления данного факта обязана удержать НДФЛ при выплате текущих доходов в денежной форме и перечислить соответствующую сумму налога в бюджет.
При этом необходимо представить уточненный расчет по форме 6-НДФЛ за 2018 год и корректирующую справку по форме 2-НДФЛ за 2018 год.
Дополнительно ФНС России сообщает, что на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 21 Кодекса для получения разъяснения по применению норм законодательства о налогах и сборах при возникновении в конкретной ситуации налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган по месту жительства (регистрации) самостоятельно или через своего уполномоченного представителя, представив копии документов, необходимых для оценки конкретных обстоятельств.
Как заполнить 2-НДФЛ при невозможности удержать налог
Все организации и ИП, выплачивающие доходы физическим лицам, обязаны удержать с этих доходов НДФЛ, поскольку согласно п. 1 и 2 ст. 226 Налогового кодекса РФ они признаются налоговыми агентами.
Но бывают ситуации, когда удержать налог с доходов нет возможности. Например, при выдаче зарплаты в натуральной форме или возникновении дохода в виде материальной выгоды (прощение долга, вручение подарка дороже 4 тыс. рублей). НДФЛ может быть не удержан и в результате ошибки с расчетом.
О невозможности удержания налога и размере задолженности необходимо сообщить не позднее 1 марта следующего года (п. 5 ст. 226 НК РФ, письма Минфина РФ от 24.03.2017 № 03-04-06/17225, ФНС РФ от 30.03.2016 № БС-4-11/5443).
Сообщением о невозможности удержания налога является форма 2-НДФЛ с признаком «2».
Уведомлять о невозможности удержания НДФЛ нужно по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 02.10.2018 № ММВ-7-11/566@.
С момента сообщения обязанность по уплате налога возлагается на физлицо, и организация перестает исполнять функции налогового агента (письмо ФНС РФ от 02.12.2010 № ШС-37-3/16768@).
Уплату налога должен произвести сам налогоплательщик при подаче в ИФНС по месту своего нахождения налоговой декларации по НДФЛ (письмо ФНС РФ от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).
Поскольку срок сдачи приближается, мы решили подробнее рассказать о правилах заполнения справки 2-НДФЛ в случае невозможности удержать налог.
Неудержание НДФЛ в результате счетной ошибки
Если до конца года такой возможности уже нет (например, ошибку в расчетах выявили в декабре), о невозможности удержания налога надо сообщить физлицу и в свою налоговую (ст. 216, п. 5 ст. 226 НК РФ).
При этом оштрафовать за неудержание могут, только если при выплате дохода физлицу была возможность удержать налог. Если такой возможности не было (например, доход выплачен в натуральной форме), то привлечь к ответственности нельзя. Но если до конца года такая возможность появилась, а налоговый агент все равно налог не удержал, в этом случае ему также грозит штраф (ст. 123 НК РФ, п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
Если НДФЛ не удержан с выплат уволенному сотруднику при окончательном расчете с ним и до конца года никаких выплат ему не было, организации также следует направить сообщение о невозможности удержать НДФЛ в инспекцию и этому сотруднику (ст. 216, п. 5 ст. 226 НК РФ).
Срок подачи 2-НДФЛ
В случае нарушения срока подачи справки инспекторы могут начислить штраф — 200 рублей за каждую справку.
Кому и как отправить сообщение о невозможности удержания
— в поле «Признак» указывается код 2 вместо обычного кода 1. Признак «2» означает, что справка 2-НДФЛ подается как сообщение для налоговой инспекции о том, что доход физлицу выплачен, но налог с него не удержан (п. 5 ст. 226 НК РФ);
— в Приложении «Сведения о доходах и соответствующих вычетах по месяцам налогового периода» отражается сумма фактически выплаченного дохода, с которого не удержан налог, отдельной строкой по соответствующим кодам доходов;
в разделе 2 «Общие суммы дохода и налога по итогам налогового периода» указывается:
- в поле «Общая сумма дохода» — общая сумма дохода, с которой не удержан налог;
- в поле «Сумма налога исчисленная» — сумма начисленного, но не удержанного налога;
- в полях «Сумма налога удержанная», «Сумма налога перечисленная», «Сумма налога, излишне удержанная налоговым агентом» — нули;
- в поле «Сумма налога, не удержанная налоговым агентом» — еще раз сумму начисленного, но не удержанного налога.
- физлицу, с доходов которого не удержан НДФЛ;
- в налоговый орган (п. 5 ст. 226 НК РФ).
Сообщение налоговому органу направляют (п. 5 ст. 226, п. 2 ст. 230, п. 1 ст. 83 НК РФ):
- организации — по месту своего нахождения, а если сообщение подается в отношении лица, работающего в ее обособленном подразделении, — по месту нахождения этого подразделения;
- индивидуальные предприниматели — в инспекцию по своему месту жительства, а в отношении работников, занятых в деятельности, облагаемой ЕНВД или ПСН, — в налоговый орган по месту учета в связи с осуществлением такой деятельности.
После отправки в налоговый орган сообщения по форме 2-НДФЛ с признаком «2», по итогам года в общем порядке необходимо сдать справку 2-НДФЛ с признаком «1» (ст. 216, п. 2 ст. 230 НК РФ, пп. 1.1 п. 1 Приказа ФНС РФ от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@, раздел II Порядка заполнения справки 2-НДФЛ, письмо ФНС РФ от 30.03.2016 № БС-4-11/5443).
Если справку 2-НДФЛ будет сдавать правопреемник за реорганизованную организацию, то в соответствии с изменениями, внесенными Приказом ФНС РФ от 17.01.2018 № ММВ-7-11/19@, в поле «Признак» ему следует указать «4» (гл. II Порядка заполнения справки 2-НДФЛ).
Пример заполнения справки 2-НДФЛ с признаком 2
Размер вычета — 4 000 рублей. Код вычета — 501. Налоговая база: 5 500 рублей (9 500 руб. — 4 000 руб.).
НДФЛ: 715 рублей (5 500 руб. х 13 процентов).
По этому же человеку надо сдать и справку 2-НДФЛ с признаком «1» (письмо ФНС РФ от 30.03.2016 № БС-4-11/5443).
Справка 2-НДФЛ будет выглядеть так:
Причем, даже если других доходов налоговый агент не выплачивал, ему нужно будет представить в инспекцию две одинаковые справки за одно и то же лицо, отличие будет лишь в признаке представления (письмо Минфина РФ от 27.10.2011 № 03-04-06/8-290).
Непредставление справки повлечет все тот же штраф в сумме 200 рублей.
Правда, есть судебные решения, в которых арбитры признают такие штрафы незаконными. Они указывают на то, что в дублировании информации нет никакого смысла (постановления ФАС Уральского округа от 24.09.2013 № Ф09-9209/13, от 10.09.2014 № Ф09-5625/14, от 23.05.2014 № Ф09-2820/14, ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.04.2013 № А19-16467/2012), и добавляют, что согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Но до таких разбирательств желательно не доводить. Лучше повторно отправить документ, заполнение которого не вызывает особых трудностей, чем решать такие вопросы в судебном порядке. Ведь в случае проигрыша помимо штрафа нужно будет заплатить и судебные издержки.
Санкции
Если компания или ИП вовремя проинформировали о невозможности удержать налог, пени начисляться не будут. Если не сообщать о факте неудержания, пени будут начисляться по ст. 75 НК РФ.
Кроме того, к административной ответственности могут привлечь должностных лиц организации (п. 1 ст. 126 НК РФ, примечание к ст. 2.4, 15.6 КоАП РФ).
Оштрафовать налогового агента могут и за подачу справки 2-НДФЛ с недостоверными сведениями (п. 1 ст. 126.1 НК РФ).
Подготовка сведений о невозможности удержать НДФЛ за 2020 год в программах 1С (Часть 1)
При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму НДФЛ налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о сумме дохода, с которого удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Сведения о невозможности удержать налог представляются по форме 2-НДФЛ «Справка о доходах и суммах налога физического лица».
В этой статье мы расскажем, как подготовить сведения о невозможности удержать НДФЛ в программах «1С:Зарплата и управление персоналом 8» (ред. 3) и «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 8» (ред. 3).
Подготовка сведений о невозможности удержать НДФЛ в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8»
Для корректного формирования сведений необходимо, чтобы в программе были отражены все доходы, полученные физическими лицами за налоговый период, введены сведения о праве на налоговые вычеты и отражены фактически предоставленные вычеты, рассчитаны и учтены суммы исчисленного и удержанного и перечисленного налога.
Перед подготовкой сведений следует проверить корректность заполнения персональных данных физических лиц, в отношении которых будет подаваться отчетность. А именно: ФИО, дата рождения, гражданство, код вида документа, удостоверяющего личность, его серия и номер. Перед подготовкой отчетности также обязательно надо проверить актуальность релиза программы.
При подготовке сведений можно воспользоваться для анализа, например, отчетами Анализ НДФЛ по месяцам, Анализ НДФЛ по датам получения доходов, Анализ НДФЛ по документам-основаниям, Подробный анализ НДФЛ по сотруднику.
Для подготовки сведений по форме 2-НДФЛ о невозможности удержать НДФЛ используется документ Справки 2-НДФЛ для передачи в налоговый орган. Для подготовки отчетных сведений создайте новый документ по кнопке Создать.
Для сведений о невозможности удержания НДФЛ автоматическое заполнение в программе не предусмотрено, поэтому документ заполняется вручную.
В форме документа укажите в поле Год – год, за который подаются сведения, в поле Организация – организацию, от имени которой формируются сведения, в поле Дата – дату составления сведений, в поле ОКТМО/КПП при выплате доходов – код ОКТМО места нахождения организации и КПП организации либо обособленного подразделения организации, в поле В ИНФС (код) – четырехзначный код налогового органа, в котором организация или обособленное подразделение стоит на учете и куда предполагается представить отчетность, в поле Вид справок – О невозможности удержания НДФЛ, по ссылке Подписи необходимо указать ответственного за подпись сведений и его должность.
В соответствии с Порядком заполнения 2-НДФЛ при заполнении сведений в связи с невозможностью удержания налога следует указать только сумму фактически полученного дохода, с которой не был удержан налог, а также сумму налога, исчисленного, но не удержанного с этого дохода.
В табличной части документа укажите вручную физическое лицо или список лиц, по которым необходимо передать сведения о невозможности удержания налога по кнопке Подбор. В результате в табличную часть автоматически попадут те суммы доходов и налогов, которые относятся к указанному в шапке документа ОКАТО и КПП по физлицам. Для каждого физического лица формируется отдельная справка. Чтобы перейти непосредственно в сформированную справку 2-НДФЛ, щелкните двойным щелчком мыши по строке с нужным физическим лицом. В результате открывается форма документа 2-НДФЛ сотрудника. Форма состоит из закладок – 13%, 30%, 35%, 15%, 9%, 10%, 5%. Заголовки закладок обозначают ставку НДФЛ, в отношении которой указываются подробные данные – сведения о полученных доходах в организации, суммы налога, который был исчислен и не удержан. Данные справки корректируются вручную.
Подготовка сведений о невозможности удержать НДФЛ в программе «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 8»
Подготовка сведений о невозможности удержать НДФЛ в программах «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 8» и «1С:Зарплата и управление персоналом 8» производится аналогично.