Отмена служебного задания в году О внесении
Федеральный закон от 22.11.2021 № 377-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»
Комментарий
Федеральным законом от 22.11.2021 № 377-ФЗ внесены изменения в ст. 68 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ). С 22 ноября 2021 года прием на работу оформляется трудовым договором. Ранее в норме было указано, что прием на работу оформляется приказом (распоряжением), изданным на основании трудового договора. Новая формулировка позволяет не издавать приказ (распоряжение) о приеме на работу. Однако работодатель вправе продолжать это делать. Содержание приказа должно соответствовать условиям трудового договора (ч. 1 ст. 68 ТК РФ). При этом, в связи с отменой части 2 статьи 68 ТК РФ, работодатель не обязан больше знакомить сотрудника с приказом под подпись в течение трех дней с даты начала работы (допуска к работе).
Также отметим, что даже если работодатель продолжит издавать приказ о приеме на работу, оформлять трудовые отношения он не будет в силу прямого указания части 1 статьи 68 ТК РФ.
Мотивы внесения указанных изменений неизвестны. Однако они могут вызвать трудности.
Если сотрудник не отказался от бумажной трудовой книжки, то в нее следует внести запись о приеме на работу в соовтетствии с п. 10 Порядка, утв. приказом Минтруда от 19.05.2021 № 320н. Эта норма предписывает указывать в графе 4 дату и номер приказа (распроряжения) или иного решения работодателя, согласно которому работник принят на работу. Трудовой договор к решениям работодателя имеет слабое отношение. Поэтому указание в графе 4 данных трудового договора, по нашему мнению, приведет к нарушению порядка ведения трудовой книжки. Однако, считаем, что в такой ситуации какой-либо ответсвенности за нарушение трудового законодательства можно избежать, поскольку нормы противоречивы.
Еще одна проблема — это сведения по форме СЗВ-ТД о приеме на работу, которые в силу действующих норм подаются в территориальное отделение ПФР не позднее рабочего дня, следующего за днем издания приказа (распоряжения) о приеме на работу или иного документа, подтверждающего оформление трудовых отношений (пп. 2 п. 2.5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, далее – Закон № 27-ФЗ).
Конечно, указанная норма оставляет свободу для маневра, потому что привязывает подачу сведений к дате издания (принятия) иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений. Однако если с датой издания приказа все обстоит достаточно просто (она всегда будет), то у трудового договора может быть несколько дат:
- дата подписания трудового договора (может совпадать и не совпадать с датой выхода на работу);
- дата начала трудовых отношений.
При этом трудовые отношения возникают не только на основании заключаемого трудового договора, но и на основании фактического допущения сотрудника к работе (ч. 3 ст. 16 ТК РФ).
В связи с указанными обстоятельствами, даже после внесения изменений в ст. 68 ТК РФ, не рекомендуем отказываться от издания приказов о приеме на работу. Это позволит при необходимости регулировать срок представления формы СЗВ-ТД по кадровому мероприятию «Прием на работу», а также заполнять графу 4 бумажной трудовой книжки работника.
Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:
Отмена служебного задания в году О внесении
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 марта 2016 г. № 18-4/10/В-1771 О предоставлении государственным гражданским служащим РФ ежегодных оплачиваемых отпусков в связи с принятием Федерального закона от 30 декабря 2015 г. № 418-ФЗ
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с учетом поступающих вопросов от федеральных государственных органов направляет уточненную информацию о предоставлении государственным гражданским служащим Российской Федерации (далее — гражданские служащие) ежегодных оплачиваемых отпусков в связи с принятием Федерального закона от 30 декабря 2015 г. № 418-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 418-ФЗ) взамен письма от 18 января 2016 г. № 18-4/10/В-180.
Федеральным законом № 418-ФЗ в статью 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 79-ФЗ) были внесены изменения, направленные на уточнение порядка использования гражданскими служащими ежегодных оплачиваемых отпусков и выплаты денежной компенсации за неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска (части этих отпусков).
Действие положений Федерального закона № 418-ФЗ распространяются на правоотношения, возникшие с 10 января 2016 г.
Внесенные изменения согласуются с положениями ратифицированной Российской Федерацией Конвенции № 132 Международной организации труда об оплачиваемых отпусках, предусматривающей минимальную продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, и аналогичными нормами Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ). Указанные изменения не затрагивают права гражданских служащих на отпуск, однако предписывают представителю нанимателя предоставлять гражданскому служащему ежегодный оплачиваемый отпуск, минимальная продолжительность которого не может быть менее 28 календарных дней.
Вопросы, связанные с предоставлением гражданским служащим ежегодных оплачиваемых отпусков, частично урегулированы статьями 45 и 46 Федерального закона № 79-ФЗ. Вопросы, не урегулированные данным Федеральным законом, регламентируются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 73 Федерального закона № 79-ФЗ).
Гражданским служащим ежегодно предоставляются основной и дополнительные оплачиваемые отпуска, продолжительность которых установлена статьями 45 и 46 Федерального закона № 79-ФЗ.
Частью 9 статьи 46 Федерального закона № 79-ФЗ предусматривается предоставление гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым представителем нанимателя.
Согласно статье 123 ТК РФ график отпусков составляется и утверждается на очередной календарный год не позднее, чем за две недели до окончания текущего календарного года. В график отпусков включаются все полагающиеся гражданскому служащему ежегодные оплачиваемые отпуска за текущий служебный год, а также могут быть включены неиспользованные дни оплачиваемых отпусков за предыдущие периоды при соблюдении положений части 9.2 статьи 46 Федерального закона № 79-ФЗ.
График отпусков, составленный в федеральном государственном органе на 2016 г., а также порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков гражданским служащим, действующий в федеральном государственном органе, должны быть приведены в соответствие с Федеральным законом № 79-ФЗ.
При составлении графика отпусков на очередной календарный год необходимо учитывать, что хотя бы одна из частей ежегодного оплачиваемого отпуска должна составлять не менее 14 календарных дней (часть 9.1 статьи 46 Федерального закона № 79-ФЗ). Продолжительность других частей отпуска и их количество определяются по соглашению между гражданским служащим и представителем нанимателя (уполномоченным им лицом).
Следует также учитывать, что согласно части второй статьи 122 ТК РФ право на использование ежегодного оплачиваемого отпуска за первый служебный год возникает у гражданского служащего по истечении шести месяцев его непрерывной профессиональной служебной деятельности на должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — гражданская служба) в данном государственном органе. По соглашению между гражданским служащим и представителем нанимателя оплачиваемый отпуск гражданскому служащему может быть предоставлен и до истечения шести месяцев. Категории лиц, которым оплачиваемый отпуск по их заявлению должен быть предоставлен до истечения указанного срока, определены частью третьей статьи 122 ТК РФ.
В случаях, предусмотренных ТК РФ (часть четвертая статьи 123, статьи 125, 260 и 262.1 ТК РФ), а также иными федеральными законами ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по желанию гражданского служащего в удобное для него время.
Утвержденный график отпусков на очередной календарный год является обязательным как для представителя нанимателя, так и для гражданского служащего (часть вторая статьи 123 ТК РФ).
Представитель нанимателя не позднее чем за две недели до начала отпуска обязан извещать гражданского служащего о времени начала отпуска под роспись (часть третья статьи 123 ТК РФ).
ТК РФ и Федеральным законом № 79-ФЗ предусмотрены случаи, когда ежегодный оплачиваемый отпуск должен или может быть перенесен на иной срок, утвержденный графиком отпусков. Отпуск может быть перенесен как по инициативе представителя нанимателя, гражданского служащего, а также при возникновении (в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации) обстоятельств, не зависящих от воли сторон.
Исходя из норм статей 124 и 125 ТК РФ неиспользованные дни ежегодного оплачиваемого отпуска могут быть перенесены по желанию гражданского служащего на иной срок, чем установленный графиком отпусков, в том числе на следующий год, в случаях:
отзыва гражданского служащего из ежегодного оплачиваемого отпуска;
исполнения гражданским служащим во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством Российской Федерации предусмотрено освобождение от работы;
временной нетрудоспособности гражданского служащего;
в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством, локальными нормативными актами.
По инициативе представителя нанимателя допускается переносить только ту часть ежегодного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность такого отпуска (28 календарных дней), установленную частью 9.1 статьи 46 Федерального закона № 79-ФЗ, и только в случаях и в порядке, которые определены частью 9.2 указанной статьи.
В соответствии с частью 9.2 статьи 46 Федерального закона № 79-ФЗ в исключительных случаях, когда предоставление гражданскому служащему в текущем служебном году может неблагоприятно отразиться на осуществлении задач и функций государственного органа или на осуществлении полномочий лица, замещающего государственную должность, по решению представителя нанимателя (уполномоченного им лица) и с письменного согласия гражданского служащего допускается перенесение части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающей 28 календарных дней, на следующий служебный год.
Такое решение представителя нанимателя оформляется письменно. При этом перенесенная часть ежегодного оплачиваемого отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания того служебного года, за который эта часть отпуска предоставляется. Перенесенная часть отпуска должна быть включена в график отпусков на очередной календарный год с учетом того, что она будет использована не позднее указанного срока.
В соответствии с частью 9.3 статьи 46 Федерального закона № 79-ФЗ по письменному заявлению гражданского служащего часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части, могут быть заменены денежной компенсацией.
Под служебным годом следует понимать временной интервал, равный календарному году, исчисленный с даты поступления на должность гражданской службы (назначения на должность гражданской службы) в соответствующий государственный орган. Если какие-либо периоды времени в соответствии с частью 2 статьи 121 ТК РФ не включаются в стаж работы для отпуска, то окончание служебного года отодвигается на число дней, исключенных из стажа работы для отпуска.
В соответствии с частью 13 статьи 46 Федерального закона № 79-ФЗ при прекращении служебного контракта, освобождении от занимаемой должности и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все дни неиспользованных отпусков, если она не была выплачена в период прохождения гражданской службы, включая дни отпуска, в отношении которого установлена обязательная минимальная продолжительность его использования (часть 9.1 статьи 46 Федерального закона № 79-ФЗ).
Таким образом, использование в текущем служебном году отпуска меньшей продолжительности, чем 28 календарных дней, не предполагает потери гражданским служащим неиспользованных дней отпуска — в любом случае эти дни должны быть ему в дальнейшем предоставлены либо компенсированы при увольнении.
По письменному заявлению гражданского служащего неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы за виновные действия).
Настоящее письмо просим довести до сведения всех территориальных органов и обособленных структурных подразделений федерального государственного органа (при наличии).
А.А. Черкасов |
Обзор документа
В связи с уточнением порядка использования гражданскими госслужащими ежегодных оплачиваемых отпусков и выплаты денежной компенсации за неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска (части этих отпусков), Минтруда России разъясняет следующее.
Указанные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 10 января 2016 г., и не затрагивают права госслужащих на отпуск, однако предписывают представителю нанимателя предоставлять им ежегодный оплачиваемый отпуск, минимальная продолжительность которого не может быть менее 28 календарных дней.
Такой отпуск предоставляется в соответствии с графиком отпусков, при составлении которого необходимо учитывать, что хотя бы одна из частей ежегодного оплачиваемого отпуска должна составлять не менее 14 календарных дней. Продолжительность других частей отпуска и их количество определяются по соглашению между гражданским служащим и представителем нанимателя.
По инициативе представителя нанимателя допускается переносить только ту часть ежегодного оплачиваемого отпуска, которая превышает 28 календарных дней. Такое решение оформляется письменно. При этом перенесенная часть отпуска должна быть использована не позднее 12 мес. после окончания того служебного года, за который эта часть отпуска предоставляется. Перенесенная часть отпуска должна быть включена в график отпусков на очередной календарный год с учетом того, что она будет использована не позднее указанного срока.
Использование в текущем служебном году отпуска меньшей продолжительности, чем 28 календарных дней, не предполагает потери госслужащим неиспользованных дней отпуска — эти дни должны быть ему в дальнейшем предоставлены либо компенсированы при увольнении.
По письменному заявлению неиспользованные отпуска могут быть предоставлены госслужащему с последующим увольнением. Исключение составляют случаи освобождения от замещаемой должности и увольнения за виновные действия.
Приказ о внесении изменений в приказ
Формирование приказа о внесении изменений в приказ происходит в тех случаях, когда по каким-либо причинам возникает необходимость исправить некоторые пункты и положения ранее выпущенного распорядительного документа.
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
- Бланк и образец
- Бесплатная загрузка
- Онлайн просмотр
- Проверено экспертом
Каких приказов и в какой их части могут происходить изменения
Редактированию могут подвергаться практически любые приказы, с вольно или невольно допущенными неточностями и нарушениями. Это могут быть приказы:
- касаемые условий работы сотрудников;
- каких-то локальных документов (штатного расписания, графика отпусков и т.п.);
- смены должностных лиц;
- отношений между работодателем и подчиненными.
Что касается тех частей приказа, которые могут подвергаться корректировкам, то они также могут быть любыми: редактироваться может основание, основная часть, заключение.
Для чего вносить изменения
Некоторые работники организаций пренебрегают внесением изменений в действующие приказы, полагая, что и без них вполне можно обойтись. Однако, такая точка зрения неправильна, поскольку приказ – документ, регулирующий правовые отношения в организации в строгом соответствии с законом, а значит, имеющий серьезное юридическое значение.
Приказ обязателен к исполнению, а если какой-либо его пункт звучит неверно или ошибочно, в случае возникновения споров и разногласий доказать правоту работодателя будет непросто, а это значит, что как предприятие в целом, так и его руководство могут быть привлечены к административной ответственности.
Как вносить изменения: порядок действий
Внесение изменений в приказ нужно проводить по определенному алгоритму:
- Принимается решение о том, что данные изменения действительно нужны и неизбежны.
- Издается специальный приказ, который фиксирует необходимость внесения правок в уже существующий документ и включает в себя список позиций, которые подвергаются коррективам.
- Приказ подписывается руководителем предприятия и ответственными сотрудниками, и с указанной в нем даты изменения ступают в силу.
Как часто можно вносить изменения
Законодательство РФ никак не ограничивает частоту внесения правок в данный документ.
Поэтому делать их можно хоть каждую неделю.
Но если приказ настолько сильно требует редактирования или его пункты и положения в какой-то момент стали совершенно неактуальны, то значительно проще отменить его и, при необходимости, создать новый.
Кому можно доверить составление такого приказа
Формирование приказа о внесении изменений в приказ может быть возложено на любого сотрудника предприятия, обладающего нужными полномочиями и имеющего представление о том, как писать распорядительные документы. Чаще всего это приближенное к руководству фирмы лицо: юрисконсульт, специалист кадрового отдела, секретарь.
Однако, вне зависимости от того, кто непосредственно составляет документ, он обязательно должен передать готовый приказ на подпись директору организации – без его автографа приказ не обретет статус законного и его легко можно будет оспорить с помощью трудовой инспекции или суда.
Следует сказать, что чем более тщательно и внимательно отнесется работник, задействованный в формировании приказа к своим должностным функциям, тем менее вероятной окажется перспектива для руководства фирмы оказаться под пристальным вниманием контролирующих органов.
Основание для приказа
Каждый выпускаемый на предприятии приказ должен иметь под собой какое-либо обоснование и основание.
- Под обоснованием понимается объективная причина создания документа (начинается всегда с «В связи с …»).
- В качестве основания же дается ссылка на какой-либо закон, подзаконный акт, внутренний документ организации (служебную, докладную записку, объяснительную и т.п.).
Как правильно составить и оформить приказ
Унифицированного, единого бланка приказа о внесении изменений в приказ нет, поэтому составлять его можно в свободной форме или, если на предприятии есть разработанный и утвержденный шаблон документа – по его образцу.
Одновременно с этим, следует иметь в виду, что по своей структуре бланк должен отвечать определенным требованиям делопроизводства, а по содержанию включать некоторые необходимые сведения.
К последним относятся:
- название компании;
- место, номер, дата составления приказа;
- обоснование и основание для него.
В тексте следует обязательно сделать ссылку на приказ, в который при помощи данного распоряжения вносятся коррективы, а также полный список изменений (с указанием редакции «до» и «после»).
Затем следует назначить ответственных за его выполнение работников.
Требования к оформлению приказа
Оформление приказа также как и его содержание может быть абсолютно произвольным: документ можно печатать на компьютере или писать от руки на фирменном бланке компании или на обычном листе любого удобного формата.
Помните! Приказ обязательно должен быть удостоверен «живой» подписью директора организации или лица, уполномоченного действовать от его имени. Также под приказом должны поставить свои подписи ответственные за его исполнение сотрудники, и те, кого он касается напрямую (во всех случаях использование факсимильных автографов недопустимо).
Необходимость ставить на документе печать возникает только тогда, когда эта норма закреплена во внутренних нормативно-правовых актах фирмы.
Приказ о внесении изменений в приказ составляется в одном оригинальном экземпляре, но при надобности можно сделать его заверенные копии.
Весь период действия он должен содержаться в специальной папке вместе с прочей распорядительной документацией предприятия, а после утраты актуальности его следует отправить в архив организации, где он должен храниться срок, установленный законодательство РФ или локальными правовыми бумагами организации.
Как оформить изменения в приказе
Внесение изменений в приказ — это исправление или дополнение ранее изданного распорядительного документа. Для этого издают отдельное распоряжение о корректировке необходимых пунктов старого документа.
Кто и в каких ситуациях вносит поправки
Правовые отношения нередко меняются, особенно часто переменам подвержены трудовые отношения. В связи с этим приходится вносить корректировки в распорядительные документы. Причины разные:
- поправки в законодательных актах, на которые ссылаются в распоряжениях;
- обнаружение ошибок и недостоверных сведений;
- внесение изменений в приказ в связи с кадровыми изменениями;
- перемены в условиях деятельности сотрудника, времени, места, порядка действий и др.
Если изменилась только часть текста, а суть осталась аналогичной, то нет смысла его отменять. Если выявлены неточности по разным причинам, то составляют приказ об изменении приказа в связи с ошибкой с перечислением сути корректировок.
Это касается разных распорядительных актов о:
- условиях труда работников;
- охране и безопасности труда;
- трудовых взаимоотношениях между работодателем и подчиненными;
- а также внутренних локальных актов (положений, инструкций, графика отпусков, штатного расписания и др.).
Иногда новым распоряжением не просто редактируют, а отменяют некоторые положения первоначального акта. Для этого аналогично требуется издать бумагу о внесении корректировок.
Иногда ошибочно полагают, что действующие положения не нуждаются в корректировке. Но поскольку они регулируют правовые отношения в компании, то по закону они должны быть составлены юридически правильно. Иначе если при проверке контролирующие органы обнаружат неточности или неактуальную информацию, то вправе признать их недействительными, а на юридическое лицо и его должностных лиц наложить штрафные санкции. А если появятся спорные ситуации, то в судебной инстанции компании сложно будет доказать свою правоту.
Составление приказа о внесении изменений в положение, инструкцию или другой акт поручают уполномоченному сотруднику: обычно это кадровик, юрисконсульт или секретарь. Но после них обязательно заверяет глава организации. Без его подписи он не имеет юридической силы.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как внести изменения в приказ. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как оформляют корректировки
Типовой формы в законе не установлено. Составляют аналогично другим распорядительным бумагам в произвольной форме, но с учетом общепринятых стандартов делопроизводства.
В содержание необходимо внести ряд обязательных пунктов:
- наименование организации;
- название города, номер, дату оформления;
- основание для внесения поправок.
Бумагу оформляют в любом варианте — на компьютере или от руки, на официальном бланке компании или на обычном листе формата А4. При составлении ориентируйтесь на стандартные требования, как правильно внести изменения в приказ о внесении изменений:
- после номера и даты укажите сведения о том распоряжении, в которое вносятся корректировки, — его наименовании, номере, дате;
- затем об основаниях редактирования;
- в распорядительной части опишите, какие поправки вносятся;
- подписи лиц, которых они касаются напрямую, и тех, на кого возложили обязанность контролировать исполнение;
- подпись руководителя.
Оформляют его в единственном экземпляре, но закон не запрещает сделать заверенные копии при необходимости.
Если старый акт отменяют в связи с изданием нового, отметьте дату и номер утратившего силу документа, причины, по которым он стал неактуальным, и дату, с которой он становится недействительным.
Образцы
Когда хотят внести поправки в старый текст, иногда его переписывают, а рядом формулируют его новое содержание. Но предпочтительнее и удобнее другой вариант — сразу написать новый текст со следующей формулировкой: «внести изменения в. изложив его в следующей редакции…». Затем в точности записывают исправленный текст.
Изменить и дополнить вы вправе любой документ — инструкцию или приложение, например штатное расписание.
Вот пример с корректировкой приложения к распоряжению о штатном расписании:
Если в компании уволился сотрудник и на должность назначен новый специалист, то придется изменить прежние акты, в которых указаны эти ответственные лица.
Это пример редактирования распоряжения в связи с кадровыми перестановками:
Если через некоторое время после издания бумаги возникли новые обстоятельства, то придется составить акт о внесении дополнений. Например, если первый акт утверждает список членов некой комиссии, а позже появилась необходимость включить в нее еще одного специалиста. В этом случае пишите так: «Дополнить распоряжение № ___ от ____ следующим положением: ____». Допускается и другой вариант, в преамбуле указать: «В дополнение к распоряжению № ______, приказываю ______», а затем основная часть с новыми сведениями.
Пример документа о дополнениях:
А это стандартный шаблон о корректировках в распоряжении, его можно взять за основу:
г.__________ | ____________ 20__ г. |
О внесении изменений в распоряжение № ___ от «____» _______________ 20 г. о ___________________________________________________________
На основании _________________________________________________________________
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести корректировки в распоряжение от ________20__г. №____ о ____________________________
2. Пункт № ___ читать в следующей редакции:___________________________________________
Директор _____________________ ____________________
С приказом ознакомлен:
______________________ «___»___________________ 20__г.
Вам в помощь образцы, бланки для скачивания
Скачать образец, как внести изменения в распоряжение о предоставлении отпуска без сохранения зарплаты
Отмена командировки: как правильно оформить
В некоторых случаях уже оформленную командировку можно отменить. При отмене служебной поездки важно подготовить необходимые документы и подключить бухгалтера к работе над соответствующими отчётами. При этом отменить командировку, как и изменить её длительность, можно только на основании дополнительного приказа работодателя.
Причины отмены командировки
Вот основные причины, по которым командировка может быть отменена:
- В ней больше нет необходимости.
Когда сотрудник получает возможность выполнить все задачи на своём рабочем месте, работодатель может разрешить ему не уезжать.
В этом случае работодатель описывает сложившуюся ситуацию в служебной записке и объясняет, зачем нужна была командировка и почему компания решила от неё отказаться. Только на основании такого документа можно оформить приказ об отмене поездки с указанием компенсации расходов. Обратите внимание, что действующий приказ о командировке менять нельзя, поэтому отмена прописывается в отдельном документе.
- Работнику нужно уйти на больничный.
Если работник заболевает перед командировкой или уже после отъезда, то работодатель также может отменить действующую поездку. Для этого тоже потребуется дополнительный приказ об отмене.
Так как сотрудник во время болезни не в состоянии выполнять рабочие задачи и поручение для служебной поездки, он может рассчитывать на выплату больничного пособия.
- Сотрудник не может поехать в командировку по личным обстоятельствам.
Сотрудник может попасть в ситуацию, когда из-за личных или семейных обстоятельств он не может отправиться в командировку или продолжать её. В этом случае он обязан оповестить работодателя, чтобы тот мог оценить важность обстоятельств и при необходимости отменить командировку.
Командированный оповещает работодателя в виде служебной записки, где подробно описывает сложившуюся ситуацию и просит отменить поездку. Важно также прикрепить все документы, подтверждающие невозможность выполнять задачи в командировке, например, мед. справку о болезни родственника.
- Форс-мажор и обстоятельства непреодолимой силы.
На случай форс-мажора работодатель должен руководствоваться локальными актами. Поэтому полезно заранее закрепить во внутреннем положении компании ситуации, связанные с обстоятельствами непреодолимой силы, и условия работы при них.
Порядок отмены командировки
Чтобы отменить командировку, нужно:
- определить причины отмены и собрать все подтверждающие документы;
- составить служебную записку, указать в ней причину отмены поездки;
- выпустить и подписать приказ об отмене командировки;
- составить авансовый отчёт и оформить возврат неиспользованных средств, выделенных на поездку.
Возврат расходов
Если сотрудник получил деньги перед отправлением в командировку, а потом поездку отменили, он обязан вернуть аванс в кассу. Важно сделать это хотя бы за три рабочих дня после того, как командированный вернётся на работу.
Сотрудник также должен подготовить авансовый отчёт и все подтверждающие документы. Например, если билет на самолёт удалось вернуть, то нужно приложить подтверждение возврата билета, где указана его стоимость и возвращённая сумма. Если же билет был невозвратный — справку от перевозчика о том, что вернуть билет нельзя.
Когда командировка отменяется после отъезда сотрудника, возвращать уже потраченные деньги не нужно. В этом случае выполняется пересчет выданных финансовых средств. Исключением может быть только нарушение сотрудником внутренних соглашений или устава компании. Такие вопросы будут решаться в индивидуальном порядке на основе внутренних правовых документов.
Похожие статьи
Как оформить командировку, чтобы не иметь проблем с налоговой
Расскажем, какие документы нужно оформить до и после командировки, чтобы у компании не было проблем с налоговой. Налоговый инспектор предъявит претензии, если работодатель неправильно рассчитал налог на прибыль, не удержал НДФЛ и не начислил взносы, когда это требовалось. Налоги и взносы доначислят, а еще придется платить пени и штрафы. Размер этих выплат зависит от того, […]
Как получить бонусы в отеле, если вы часто ездите в командировки
Какие бывают программы лояльности, как получить отельные баллы и сколько нужно возмещать сотруднику, если в командировке он расплатился бонусами