Основания ликвидации акционерного общества

Основания ликвидации акционерного общества

Тема 2.4. Ликвидация предпринимательской фирмы

Целью темы является ознакомление с основными видами ликвидации фирмы.

Достижение поставленной цели требует решение следующих задач:

  • характеристика основных видов ликвидации фирмы;
  • изучение особенностей той или иной формы (вида) ликвидации;
  • выявление важнейших характеристик добровольной и принудительной ликвидации фирмы.

Оглавление

2.4.1. Ликвидация в зависимости от проводимой реорганизации

Ликвидация — это способ прекращения деятельности фирмы, без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. То есть в результате ликвидации фирмы — прекращается экономическая деятельность субъекта.

Прежде чем переходить к подробному описанию порядка, видов и оснований ликвидации, необходимо рассмотреть ликвидацию присоединяемого общества и ликвидацию при слиянии.

Для регистрации прекращения деятельности присоединяемого (поглощаемого) юридического лица требуются следующие документы:

  • письменное заявление;
  • решение о реорганизации обществ;
  • оригиналы учредительных документов присоединяемой фирмы;
  • документ об оплате за оформление регистрации;
  • разрешение антимонопольного органа, в случаях, когда оно требуется.

Далее выдаётся заключения регистрирующего органа, являющееся основанием для:

  • снятия присоединяемого общества с налогового учёта;
  • аннулирования идентификационных кодов;
  • закрытия счетов в банке;
  • снятия с учёта в отделениях Пенсионного, Обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования.

После этого все документы и справки (о снятии с учётов), передаются в регистрирующий орган, который на их основании погашает оригиналы учредительных документов, а затем уведомляет об этом налоговые органы.

Если же говорить о слиянии, то сначала необходимо создать и зарегистрировать вновь образованное общество, после этого его учредителям выдаётся временное свидетельство о регистрации, подлежащее замене на постоянное свидетельство, после представления в регистрирующий орган следующих документов.

  1. Временное свидетельство.
  2. Документ об уничтожении печатей, штампов и бланков, реорганизуемых изготовление их для нового.
  3. Справки:
    • из налоговой инспекции о снятии с учёта всех реорганизуемых обществ и, следовательно, постановке на учёт вновь возникшего;
    • из банка о закрытии счетов реорганизованных и об открытии для нового юридического лица;
    • из органов статистики об аннулировании идентификационных кодов реорганизуемых и о присвоении для новой фирмы;
    • из отделения Пенсионного фонда о снятии реорганизуемых с учёта и о постановке на учёт нового.

2.4.2. Добровольная и принудительная ликвидации

Добровольная ликвидация фирмы происходит по решению:

  • участников;
  • органа юридического лица уполномоченного на то учредительными документами.

В соответствии с законам об АО и об ООО, таковыми органами являются:

  • в АО — общее собрание акционеров по представлению совета директоров (наблюдательного совета), также им решается вопрос о назначении ликвидационной комиссии.
  • в ООО — общее собрание участников по предложению совета директоров, также ими решается вопрос о назначении ликвидационной комиссии.

Причинами добровольной ликвидации являются:

  • истечение срока, на который оно было создано, но общее собрание может продлить срок или вообще отказаться от его указания;
  • достижение цели — решение общего собрания устанавливает, достигнута ли цель, для которой оно создавалось;
  • нецелесообразность дальнейшего существования — явная недостижимость цели;
  • сокращение стоимость чистых активов общества ниже уровня минимального размера уставного капитала.

Не является основанием для принудительной ликвидации невыполнение добровольного решения о ликвидации, если в деятельности фирмы не установлены неоднократные и грубые нарушения законов.

Если же эти нарушения имеют место — это является основанием для принудительной ликвидации.

Принудительная ликвидация фирмы осуществляется по решению суда.

Существует пять основных причин принудительной ликвидации.

  1. Нарушение закона при его создании, если они носят неустранимый характер (ст.61 п.2 абз.2 ГК РФ).
  2. Деятельность без лицензии, если она необходима.
  3. Деятельность, запрещённая законом.
  4. Иные неоднократные или грубые нарушения закона, к которым относятся:
    1. Неисполнение законных предписаний антимонопольного органа или неполучение разрешения данного органа на реорганизацию (если такое разрешение было необходимым условием).
    2. При повторном нарушении закона «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с населением», от 18.06.1993г. Судебная практика рекомендует под повторным нарушением понимать — любые нарушения данного закона, если за первое нарушение был наложен штраф. При этом налоговый орган налагает штраф или предъявляет иск о ликвидации.
    3. Не приведение учредительных документов в соответствие с законом.
    4. Осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, без получения лицензии или после аннулирования таковой.

    Из вышесказанного следует, что иски о принудительной ликвидации вправе подавать государственные органы и органы местного самоуправления, а именно:

    • антимонопольные органы;
    • прокурор;
    • налоговые органы, причём иски налоговых органов принимаются арбитражным судом к рассмотрению, если в законах прямо оговорено право налоговых органов заявлять такие требования и существует соответствие этих требований полномочиям, задачам и целям налоговых органов (например, контроль за соблюдением налогового законодательства);
    • Центральный Банк — он вправе предъявлять иски о ликвидации кредитной организации (а они чаще всего имеют организационно-правовую форму в виде АО (ОАО/ЗАО) или ООО) на основании ст.20 ФЗ О банках и банковской деятельности.

    Пятой причиной принудительной ликвидации является — несостоятельность (банкротство).

    При рассмотрении требований суд учитывает все обстоятельства дела, оценивает характер и последствия нарушений, то есть достаточность оснований для ликвидации фирмы. Суд вправе:

    • предложить обществу внести необходимые изменения и дополнения с регистрацией их в установленном порядке или устранить последствия нарушения закона, если это возможно;
    • отложить рассмотрение дела.

    Порядок ликвидации фирмы урегулирован статьями 62-64 ГК РФ и соответствующими статьями ФЗ об АО и ФЗ об ООО. Если суммировать эти нормы и иные положения (других законов и судебной практики), то можно вывести следующий порядок ликвидации.

    1. Появление непосредственно самой идеи о ликвидации, или совершение неоднократного (повторного) правонарушения.
    2. Представление советом директоров решения о ликвидации на общее собрание акционеров (участников).
    3. Письменное сообщение о ликвидации в регистрирующий орган для внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что фирма находится в процессе ликвидации.

    Уведомление делается в письменной форме в течении трёх дней по месту своего нахождения. После этого регистрирующий орган делает запись о процессе ликвидации данной фирмы и делает последующее уведомление регистрирующего органа о формировании ликвидационной комиссии.

    Наряду с выше изложенным требуются соответствующие документы:

    • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, а в нём наличие информации о соблюдении порядка ликвидации о расчётах с кредиторами;
    • ликвидационный баланс;
    • документы об уплате государственной пошлины.

    Если ликвидация происходит в принудительном порядке, то суд направляет в регистрирующий орган сведения о том, что фирма находится в процессе ликвидации.

    Отказ в государственной регистрации допускается в случае:

    • непредставления указанных документов;
    • представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

    За необоснованный отказ в государственной регистрации или неосуществление её в сроки должностные лица несут ответственность и возмещение ущерба.

    Четвёртый этап – это назначение ликвидационной комиссии.

    Если акционером (участником) ликвидируемого общества является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель соответствующего комитета, фонда или органа местного самоуправления. Обязанности по проведению принудительной ликвидации не могут возлагаться судом на государственные или муниципальные органы, по иску которых принято соответствующее решение.

    Назначение добровольной ликвидационной комиссии происходит по решению общего собрания по предложению совета директоров (наблюдательного совета).

    Пятый этап — установление порядка и срока ликвидации. Эти положения также принимаются общим собранием.

    Шестой этап — ликвидационная комиссия (после её назначения в её руках все полномочия по управлению обществом) помещает в органах печати информацию о предстоящей ликвидации с указанием:

    • порядка заявления требований кредиторами;
    • срока заявления требований, при этом срок не может быть меньше чем два месяца;
    • своих реквизитов.

    На седьмом этапе — ликвидационная комиссия выявляет:

    • кредиторов, и уведомляет их о ликвидации данной фирмы;
    • дебиторов, и взыскивает их задолженности перед обществом.

    Восьмой этап — это составление промежуточного ликвидационного баланса, в котором должны быть отражены:

    • состав имущества общества (данные об её активах);
    • заявленные требования кредиторов;
    • учёт требований, срок платежа по которым ещё не наступил;
    • результаты рассмотрения требований кредиторов с установлением достаточности денежных средств общества. Если денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, то происходит продажа имущества общества с публичных торгов и последующие выплаты кредиторам в порядке очерёдности (ст.64 ГК).

    Промежуточный баланс утверждается общим собрание акционеров (АО) или учредителями, участниками (ООО), общим собранием участников (ООО).

    На девятом этапе принимается ликвидационный баланс (ст.63 п.5 ГК), так же утверждаемый общим собранием.

    На десятом этапе оставшееся имущество после расчётов с кредиторами передаётся учредителям и участникам. В учредительных документах могут содержаться иные лица, получающие оставшееся имущество.

    Одиннадцатый этап — все соответствующие документы, возникающие в порядке ликвидации, передаются в регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об исключении этой фирмы и, следовательно, она прекращает своё существование.

    Не реализованные кредиторами требования погашаются (аннулируются).

    Ликвидация может быть признана судом недействительной по основаниям:

    • если с 8.12.1994г. ликвидация производилась не по правилам статей 61065 ГК РФ.
    • если само ликвидируемое предприятие обратится в Арбитражный суд с иском о признании недействительным акта о его принудительной ликвидации, до момента исключения из государственного реестра. Основания могут быть самыми различными.

    Необходимо также учитывать, что правила ГК РФ о ликвидации юридических лиц не может и не должен применяться к индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица. Достаточно аннулировать его регистрацию в качестве такового.

    Выводы

    1. Ликвидация — это способ прекращения деятельности фирмы без правопреемства.
    • ликвидация присоединяемого общества (обществ);
    • ликвидация сливающихся обществ.

    Причины добровольной ликвидации могут быть различными (истечение срока, нецелесообразность…).

    Принудительная (по решению суда) ликвидация происходит при наличии основательных нарушений закона.

    Данная ликвидация производится по иску уполномоченного на то органа, таких как: налоговые органы; прокуратура; Центральный банк и другие, государственные и муниципальные органы.

    Ликвидация должна проводиться строго в установленном порядке, иначе она может быть в дальнейшем признана недействительной.

    Энциклопедия решений. Ликвидация АО

    Ликвидация акционерного общества влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ, п. 1 ст. 21 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее — Закон об АО).

    При ликвидации АО его обязательства перед кредиторами, а также обязательства должников перед обществом прекращаются, кроме случаев, когда в соответствии с законодательством исполнение обязательства возлагается на другое лицо (например, по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.) (ст. 419 ГК РФ).

    АО может быть ликвидировано:

    — в добровольном порядке на основании решения, принятого общим собранием акционеров (п. 2 ст. 61 ГК РФ);

    — по решению суда в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 61 ГК РФ;

    — в случае признания его несостоятельным (банкротом) (п. 1 ст. 65 ГК РФ).

    От ликвидации АО в порядке, предусмотренном законом, следует отличать прекращение недействующего юридического лица, которое влечет те же правовые последствия, что и ликвидация (внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении юридического лица и, как следствие, прекращение правоспособности АО), но ликвидацией как таковой не является (п. 3 ст. 49, п. 9 ст. 63, п.п. 1, 2 ст. 64.2 ГК РФ).

    Принятие решения о ликвидации АО с одновременным назначением ликвидационной комиссии относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров (абз. третий пп. 1 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ, абз. второй п. 2 ст. 21 Закона об АО).

    Решения по данным вопросам принимаются большинством в три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров. При этом голосующими являются не только обыкновенные, но и привилегированные акции (п. 4 ст. 32, п. 4 ст. 49 Закона об АО).

    Внимание

    Если в обществе создан совет директоров (наблюдательный совет), вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии выносится на рассмотрение общего собрания акционеров этим органом общества (п. 2 ст. 21, пп. 3 п. 1 ст. 48 Закона об АО).

    С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами АО. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.

    Вместо ликвидационной комиссии может быть назначен ликвидатор, в этом случае он единолично осуществляет полномочия, отнесенные законом к компетенции ликвидационной комиссии (п. 3 ст. 62 ГК РФ, п. 3 ст. 21 Закона об АО).

    Уведомление о ликвидации АО

    1) В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации АО обязано сообщить о принятом решении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующий орган), по своему месту нахождения для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 62 ГК РФ, п. 1 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ, далее — Закон о госрегистрации). В частности, уведомление направляется уполномоченным лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени АО (например, генеральным директором).

    Для этого в регистрирующий орган представляется форма N P15001 «Уведомление о ликвидации юридического лица» (приложение N 8 к приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, далее — Приказ N ММВ-7-6/25@). По той же форме регистрирующий орган уведомляется о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора). Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган содержатся в приложении N 20 к Приказу N ММВ-7-6/25@.

    О назначении ликвидационной комиссии должен уведомить сам руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) АО (п. 3 ст. 20 Закона о госрегистрации).

    Если уведомление о ликвидации направляет (т.е. подписывает) директор, а о назначении ликвидационной комиссии уведомляет (т.е. подписывает) ликвидатор, то оба принятых решения не могут быть в одной форме отражены.

    2) Ликвидационная комиссия опубликовывает в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами. Указываемый срок, в течение которого кредиторы могут предъявить требования к обществу, не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации общества (п. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 22 Закона об АО, п. 1 приказа ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ и пп. 2.1 п. 2 приложения N 2 к этому приказу).

    3) АО также обязано уведомить о ликвидации каждого известного ему кредитора путем направления ему персонального сообщения (п. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 3 ст. 22 Закона об АО, постановления АС Северо-Западного округа от 25.03.2015 N Ф07-257/15, АС Уральского округа от 31.07.2015 N Ф09-4755/15).

    4) АО обязано сообщить о ликвидации и предстоящем в связи с этим увольнением работников в органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала соответствующих мероприятий (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»). Сообщение может быть сделано в произвольной форме. Работники АО предупреждаются о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть вторая ст. 180 ТК РФ).

    После окончания срока, в течение которого кредиторы вправе потребовать от общества исполнения его обязательств, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого АО, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием акционеров (п. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 4 ст. 22 Закона об АО).

    В промежуточном ликвидационном балансе указывается все требования, заявленные кредиторами, как признанные ликвидационной комиссией, так и те, в удовлетворении которых решением ликвидационной комиссии отказано.

    Внимание

    Поскольку в промежуточном ликвидационном балансе указываются сведения о составе имущества АО, он должен быть составлен независимо от того, предъявили ли кредиторы в установленный срок свои требования.

    Ликвидационная комиссия осуществляет расчеты с кредиторами согласно требованиям, включенным в промежуточный ликвидационный баланс и признанным ликвидационной комиссией. Расчеты проводятся в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ (п.п. 4, 5 ст. 63 ГК РФ, п.п. 5, 6 ст. 22 Закона об АО).

    О составлении промежуточного ликвидационного баланса руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган по форме N Р15001, при этом в п. 2.3 раздела 2 формы знаком V отмечается, что уведомление представлено в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 3 ст. 20 Закона о госрегистрации).

    Представлять другие документы, в частности, сам промежуточный ликвидационный баланс и протокол общего собрания акционеров, которым он был утвержден, в этом случае не требуется (абз. четвертый п. 28 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утв. приказом Минфина России от 30.09.2016 N 169н).

    Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока (п. 4 ст. 20 Закона о госрегистрации):

    — установленного для предъявления требований кредиторами;

    — завершения производства по иску к АО, находящемуся в процессе ликвидации;

    — окончания выездной налоговой проверки в отношении АО, находящегося в процессе ликвидации.

    После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием акционеров (п. 6 ст. 63 ГК РФ, п. 7 ст. 22 Закона об АО). Если после завершения таких расчетов у общества осталось имущество, ликвидационная комиссия распределяет его между акционерами (п. 8 ст. 63 ГК РФ, ст. 23 Закона об АО).

    В случае если на момент принятия решения о ликвидации общество не имеет обязательств перед кредиторами, его имущество распределяется между акционерами в соответствии со ст. 23 Закона об АО (п. 2 ст. 22 Закона об АО).

    Законодательство не устанавливает форму, в которой должны составляться промежуточный и окончательный ликвидационные балансы. При их составлении общество может руководствоваться формой обычного бухгалтерского баланса с соответствующей пометкой («Промежуточный ликвидационный баланс» либо «Ликвидационный баланс») (информация ФНС России от 26.09.2016, письмо ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101).

    Завершение ликвидации АО

    После проведения расчетов с кредиторами и распределения оставшегося имущества АО между акционерами, общество представляет в регистрирующий орган по месту своего нахождения:

    — заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма N Р16001, утв. приказом ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@);

    — ликвидационный баланс с отметкой о его утверждении общим собранием акционеров либо с приложением протокола общего собрания акционеров о его утверждении (письмо ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645);

    — документ об уплате государственной пошлины в размере 800 рублей (пп.пп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

    Кроме того, в регистрирующий орган может быть представлен документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с пп.пп. 1 — 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». При отсутствии данного документа он запрашивается регистрирующим органом в порядке межведомственного запроса (п. 1 ст. 21 Закона о госрегистрации).

    Внимание

    В случае поступления в регистрирующий орган из суда (арбитражного суда) судебного акта о принятии к производству искового заявления к ликвидируемому АО, государственная регистрация ликвидации не осуществляется до завершения производства по делу (до момента поступления в регистрирующий орган решения или иного судебного акта, которым завершается производство по делу) (п. 5 ст. 20 Закона о госрегистрации).

    Ликвидация АО считается завершенной, а общество — прекратившим свою деятельность после внесения записи об этом в ЕГРЮЛ. Сведения о ликвидации общества регистрирующий орган вносит в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (пп. «д» п. 7, п. 8 ст. 7.1, п. 6 ст. 22 Закона о госрегистрации).

    Порядок и сроки ликвидации АО устанавливаются общим собранием акционеров с учетом требований закона (п. 3 ст. 62 ГК РФ). При этом закон не устанавливает предельного срока, в течение которого может осуществляться процедура ликвидации АО. Однако данный срок не может быть менее двух месяцев с момента помещения в «Вестнике государственной регистрации» ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации АО (п. 2 ст. 22 Закона о госрегистрации).

    Что происходит с акциями, которые принадлежат ликвидированному юридическому лицу?

    С.А. Токмина,
    автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

    ВОПРОС

    У акционерного общества акционеры — физические и юридические лица. Юридическое лицо-акционер ликвидировано. Запись внесена в ЕГРЮЛ. В реестр акционеров изменения не внесены. В реестре акционеров числится ликвидированное юридическое лицо. Сведений о новых владельцах акций нет. Что происходит с акциями ликвидированного юридического лица–акционера?

    ОТВЕТ

    При ликвидации юридического лица за счет продажи акций могут быть удовлетворены требования кредиторов ликвидируемого лица. Если все требования кредиторов удовлетворены за счет иного имущества, то оставшиеся акции передаются его учредителям (участникам).

    Если в процессе ликвидации юридического лица акционер-юридическое лицо не решил вопрос о юридической судьбе принадлежащих ему акций, то после того, как юридическое лицо было исключено из ЕГРЮЛ, они могут быть переданы кредитору, чьи требования остались без удовлетворения, либо бывшим владельцам компании. Однако в этом случае указанным лицам необходимо обратиться в суд с соответствующим заявлением.

    ОБОСНОВАНИЕ

    Абзацем 5 статьи 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» установлено, что акция – это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой.

    Согласно п. 1 ст. 213 ГК РФ объектом права собственности может выступать любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которые в соответствии с законом не могут принадлежать гражданам или юридическим лицам.

    Таким образом, акции акционерного общества являются собственностью акционера, в том числе юридического лица.

    При ликвидации юридического лица требования кредиторов удовлетворяются за счет его имущества (ст. 64 ГК РФ).

    Согласно п. 4 ст. 63 ГК РФ, если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица (в том числе акций), на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

    В соответствии с п. 6 ст. 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

    Согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов.

    Не исключены ситуации, когда акционер-юридическое лицо ликвидируется в установленном порядке, но в самой процедуре ликвидации вопрос о юридической судьбе принадлежащих данному юридическому лицу акций не решается.

    Кредиторы исключенной из ЕГРЮЛ компании, чьи требования остались без удовлетворения, могут воспользоваться механизмом распределения обнаруженного имущества, предусмотренным п. 5.2 ст. 64 ГК РФ. Сделать это вправе любой из кредиторов независимо от вида и размера обязательства и вида имущества (в том числе ценные бумаги (акции)).

    При отсутствии у ликвидированного юридического лица кредиторов на его имущество вправе претендовать бывшие владельцы компании пропорционально размеру своих долей или в соответствии с достигнутым между ними соглашением по этому поводу. Единственный участник общества вправе поставить вопрос о признании за ним права собственности на соответствующие акции.

    Иск владельца ликвидированной компании о признании за ним права собственности на оставшееся после ее закрытия имущество является надлежащим способом защиты его законных интересов, который способствует реальному восстановлению прав собственника.

    С.А. Токмина,
    автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

    Реорганизация унитарных предприятий: пошаговая инструкция

    Реорганизация муниципальных предприятий — процесс, который должен завершиться к началу 2025 года. Он коснется только тех унитарных структур, которые работают на конкурентных рынках.

    Основания для реорганизации или ликвидации

    Несколько лет назад российские власти провозгласили развитие конкурентной среды одним из приоритетных направлений деятельности. Один из факторов, который мешает развиваться и расти частному предпринимательству, считают чиновники, — преобладание на определенных рынках федеральных государственных и муниципальных унитарных предприятий. Пользуясь положением и бюджетным финансированием, они находятся в более выигрышном положении, на что не раз обращали внимание и бизнесмены, и Федеральная антимонопольная служба. Вариант, как изменить ситуацию, нашли быстро — ликвидация ФГУПов, ГУПов и МУПов либо их реорганизация.

    Чтобы провести реформу, принят федеральный закон №485-ФЗ от 27.12.2019, в котором описан порядок ликвидации унитарного предприятия и сроки для этой процедуры. В этом же нормативном акте оговорены правила, которые обязаны соблюдать унитарные предприятия, чтобы оставаться на рынке.

    Как объясняли авторы реформы еще до ее принятия, необходимо четко продумать условия реорганизации и ликвидации унитарного предприятия, чтобы, с одной стороны, не остаться без хозяйствующего субъекта на рынке, а с другой — дать частному бизнесу развиваться.

    В какие сроки надо провести процедуру

    На основании принятых решений реорганизация государственных предприятий либо муниципальных унитарных структур должна завершиться к 1 января 2025 года. Но и после этой даты реформа не прекратится. Если товарный рынок переходит в состояние конкурентного, антимонопольный орган потребует ликвидировать или реорганизовать учреждение. Если учредитель проигнорирует такое требование, ФАС вправе в судебном порядке закрыть организацию. Таким образом, получается, что ликвидация МУПов до 2025 года — только первый этап, после чего работа по стимулированию конкуренции на рынке продолжится.

    Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как правильно составить передаточный акт при реорганизации МУП или ГУП. Используйте эти инструкции и образцы бесплатно.

    Кого не изменения коснутся

    Поскольку вся нормативная база, включая указ президента о ликвидации МУПов и ГУПов (№618 от 21.12.2017), сформирована с целью не допустить преобладания унитарных предприятий на конкурентных рынках, продолжат функционировать те предприятия, которые особо важны для государства или не мешают работать частному бизнесу:

    • субъекты естественных монополий в различных сферах — связь, транспорт, водоснабжение и водоотведение, ТЭК;
    • организации, которые обеспечивают безопасность — государственную, гражданскую, пожарную, водную, транспортную, иную;
    • предприятия, которые обеспечивают жизнедеятельность населения в районах Крайнего Севера;
    • ГУП и МУП, которые осуществляют деятельность в области культуры и искусства, включая кинематографию;
    • ФГУП, деятельность которых связана с радиоактивными отходами;
    • структуры, которые работают за пределами РФ.

    Этот перечень правительство вправе дополнять.

    Помимо этого, есть общее правило, когда реорганизация или ликвидация муниципального предприятия (государственного) не предусмотрена: ее выручка от деятельности на конкурентном рынке не превышает 10% всей выручки в течение года.

    Как провести реорганизацию

    Власти решили, что пошаговая инструкция реорганизации МУП в ООО должна соответствовать правилам ГК РФ, действующим для юридических лиц. Дополнительно этот вопрос регулирует федеральный закон №161-ФЗ от 14.11.2002, который позволяет провести реорганизацию путем слияния, присоединения, выделения, разделения либо преобразования в иную форму. Вместе с тем статьей 34 закона №161-ФЗ наложено ограничение: из МУП или ГУП нельзя сделать ООО или АО, унитарное предприятие разрешено трансформировать либо в государственное, либо в муниципальное учреждение. ФГУП допустимо реорганизовать в автономную некоммерческую структуру.

    Перейдем к пошаговому алгоритму, как реорганизовать унитарное предприятие.

    Шаг 1

    Собственник имущества (учредитель) принимает решение о реорганизации МУП (ГУП). В документе на основании ст. 34 закона №161-ФЗ необходимо указать цели деятельности нового учреждения, наименование учредителя, перечень мероприятий по преобразованию.

    Шаг 2

    Подать уведомление о начале процедуры реорганизации в ФНС по форме №Р12003. Документ подписывает руководитель унитарного предприятия. Срок подачи уведомления — 3 дня с момента принятия решения.

    Шаг 3

    В течение 30 дней о реорганизации необходимо уведомить всех кредиторов. Эту информацию передают в письменной форме каждому из известных лиц и дополнительно публикуют в специализированном журнале «Вестник государственной регистрации».

    Шаг 4

    Собственник утверждает устав нового учреждения и передаточный акт. Хотя в ГК РФ и законе №161-ФЗ не указано, что этот акт нужен при реорганизации путем преобразования, при выделении и разделении он обязателен.

    Шаг 5

    Последний этап — передать все документы в ФНС на регистрацию не ранее 30 дней со дня уведомления всех кредиторов. Понадобятся:

    • заявление по форме №Р12001;
    • учредительные документы;
    • квитанция об уплате госпошлины.

    Останется только дождаться документов, и процедура завершена.

    Последствия отказа от проведения процедуры

    Если собственники унитарного предприятия не начали процесс в установленные сроки, после 1 января 2025 года ФАС подаст иск, и в судебном порядке учреждение ликвидируют. Отдельная пошаговая инструкция по ликвидации МУП (ГУП) не предусмотрена, ориентироваться следует на общие нормы гражданского законодательства.

    Что делать, если акционерное общество ликвидировано?

    Исходя из норм действующего российского законодательства, когда в ЕГРЮЛ появляется информация о прекращении деятельности акционерного общества в связи с его ликвидацией, данное акционерное общество полностью перестаёт существовать, а соответственно, перестают существовать и его права и обязанности, и его ценные бумаги. В этом случае вы уже не сможете реализовать свои права акционера на получение части имущества организации.

    Нормы закона «Об акционерных обществах», устанавливающие специальный порядок распределения имущества между акционерами организации, в случае, когда организация уже ликвидирована, не применяются.

    Указанные нормы действуют только на стадии ликвидации до момента завершения ликвидации и внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности общества. Именно в этот период ликвидируемая организация производит расчеты со своими кредиторами и акционерами, т.е. именно в этот период вы сможете реализовать свои права акционера на получение части имущества организации.

    Однако бывают случаи, когда всё же удаётся обнаружить имущество организации уже после ее ликвидации и исключения из ЕГРЮЛ. Порядок действий заинтересованных лиц в сложившейся ситуации не так давно был введён в гражданское законодательство.

    Так, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. Такое заявление может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица.

    Но также необходимо помнить, что по общему правилу действующего законодательства расчеты с акционерами (в т.ч. распределение обнаруженного имущества) будут происходить только после удовлетворения требований кредиторов (при их наличии).

    Важно! Владельцу акций для реализации своих прав акционера следует проявлять должную осмотрительность и соблюдать несколько простых правил.

    На сайте Федеральной налоговой службы можно воспользоваться электронным сервисом «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа». Данный сервис доступен любому лицу после прохождения регистрации на указанном сайте. Если акционерное общество находится в стадии ликвидации, в ЕГРЮЛ вносится соответствующая запись, и вы своевременно узнаёте об этом.

    Владельцу акций необходимо при получении соответствующих сообщений о проведении собраний акционеров тщательно знакомиться с повесткой дня таких собраний, т.к. вопрос о ликвидации акционерного общества всегда выносится на решение общего собрания акционеров. Кроме этого, владелец акций, используя свое право на участие в общем собрании акционеров, может повлиять на решение вопроса о ликвидации акционерного общества, проголосовав на собрании.

    Также такие обстоятельства, как неполучение на протяжении долгого времени соответствующего сообщения о проведении собрания акционеров, отсутствие информации о проведении собрания акционеров по истечении всех возможных установленных законодательством сроков, когда такое собрание должно было быть проведено, должны насторожить владельца акций акционерного общества.

    Для контроля сроков вам необходимо поддерживать актуальную информацию о себе, как о владельце акций организации, для исключения рисков направления соответствующих сообщений по «старым» неактуальным реквизитам (см. правило № 3), а также периодически просматривать соответствующий сайт и периодическое издание на предмет размещенной информации акционерным обществом о проведении собрания акционеров (если уставом организации предусмотрены такие способы уведомления акционеров о проведении собраний акционеров).

    Также для проверки статуса организации, в случае отсутствия на протяжении продолжительного времени сообщений о проведении собраний акционеров, вы можете воспользоваться данными из ЕГРЮЛ (см. правило № 1).

    Зачастую владельцы акций перестают получать сообщения о проведении общего собрания акционеров по своей вине, когда в реестре акционеров содержится неактуальная информация о них.

    Поэтому, чтобы избежать возникновения ситуации проведения внеочередного общего собрания акционеров с повесткой дня о ликвидации акционерного общества без вашего участия, необходимо своевременно направлять актуальную информацию о себе.

    Если все же вы попали в такую ситуацию, обнаружив в ЕГРЮЛ информацию об уже ликвидированном акционерном обществе, владельцем акций которого вы являетесь, ценность таких акций, возможно, будет реальной только для коллекционеров — скрипофилов. И то, если эти акции выпущены в документарной форме.

    Интересуют другие статьи на эту тему? Рекомендуем подписаться на нашу рассылку, и все свежие материалы и актуальные предложения «Открытого журнала» будут приходить сразу на вашу электронную почту. Всё, что нужно, – ввести свой email в соответствующую форму внизу страницы. Давайте оставаться на связи друг с другом!

    Читайте также  Каким должно быть освещение придомовой территории
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]