Приборы учёта
Энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с помощью приборов учёта, а расчёты за потреблённую энергию осуществляются на основании данных приборов учёта.
Эти требования распространяются на объекты, подключённые к системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами: электросетям, системам тепло-, водо- и газоснабжения.
Если иное не установлено федеральным или иным нормативным законодательством, то место установки счётчика определяется в месте подключения объекта к системам энергоснабжения.
Требования не распространяются на объекты, мощность потребления электроэнергии которых менее 5 кВт в час, либо максимальный объём потребления природного газа менее 2 куб. м.
- до 01.01.2012 (до 1.01.2019 для Республики Крым и Севастополя) – приборами учёта воды
- до 01.07.2013 (до 1.01.2019 для Республики Крым и Севастополя) – приборами учёта электрической энергии
К использованию допускаются только приборы утверждённого типа, которые прошли проверку.
Собственник жилого или нежилого помещения берёт обязанности по установке ИПУ на себя, а ввод в эксплуатацию осуществляет исполнитель КУ. Потребитель может подать соответствующую заявку, приложив к ней копию паспорта прибора учёта и копии документов о поверке, если прибор не новый ( п. 81 ПП РФ от 06.05.2011 № 354 ).
Исполнитель обязан рассмотреть такую заявку, установить и согласовать сроки её выполнения. Прибор, который будет введён в эксплуатацию должен соответствовать требованиям, в противном случае, он не будет установлен ( п. 81(4) ПП РФ от 06.05.2011 № 354 ).
По результатам работ нужно оформить в 2-х экземплярах акт ввода прибора учёта в эксплуатацию. Перед подписанием акта, представитель исполнителя устанавливает на прибор учёта контрольные пломбы.
- проверять наличие или отсутствие ИПК и их состояния ИПУ;
- проверять сведения, которые предоставляют потребители, на достоверность.
Проверки проводятся не реже 1 раза в год, а если приборы установлены в жилых помещениях, то не чаще 1 раза в 3 месяца.
При проведении проверки необходимо соблюдать порядок, установленный п. 85 ПП РФ от 06.05.2011 № 354 . По результатам проверки сразу после окончания составляют акт, который подписывают представитель исполнителя, проводивший проверку, и потребитель или его представитель. Один экземпляр остаётся потребителю.
Проверка ИПУ
- целостность прибора учёта и отсутствие механических повреждений,
- отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора,
- наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб,
- отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учёта, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учёта.
Если потребитель 2 или более раз не допускает ответственное лицо исполнителя в жилое или нежилое помещение для проверки оборудования и достоверности сведений, которые он предоставляет, то составляют акт об отказе в доступе к прибору учёта. После этого сведения, которые предоставляет потребитель не будут учитываться при расчёте оплаты до того момента, пока проверка не будет проведена и не будет составлен соответствующий акт. Если доступ не будет предоставлен, то при начислении оплаты начинают применять повышающий коэффициент.
Если в течение 10 дней после получения от потребителя, в отношении которого составлен акт об отказе в доступе, получено заявление о готовности допустить представителя УО в помещение для проверки, УО проводит проверку, составляет акт, который подписывает представитель УО и потребитель. Если потребитель отказывается от подписания акта – его подписывают два незаинтересованных лица. Один акт передаётся потребителю ( п.п. «е» п. 85 ПП РФ от 06.05.2011 № 354 )
Если в ходе проверки прибора учёта выясняется, что он исправен, пломбы не нарушены, но сведения ИПУ и сведения, которые предоставлял потребитель, расходятся, необходимо сделать перерасчёт ( п. 61 ПП РФ от 06.05.2011 № 354 ).
Если во время проверки было обнаружено несанкционированное подключение оборудования потребителя к внутредомовым инженерным сетям, то составляют акт, а затем доначисляют оплату исходя из мощности несанкционированного подключения, а если её невозможно определить, то согласно нормативу с применением повышающего коэффициента 10 ( п. 62 ПП РФ от 06.05.2011 № 354 ).
Потребителя необходимо уведомить, что нарушение нужно устранить.
Если несанкционированное подключение обнаружено в нежилом помещении, то объём потреблённых ресурсов определяет РСО.
- прибор не отображает результаты измерений;
- нарушены контрольные пломбы и знаки поверки;
- прибор механически повреждён;
- превышена допустимая погрешность показаний ИПУ;
- истек межповерочный интервала поверки ИПУ.
Потребитель обязан сообщить, если прибор вышел из строя, и отправить исполнителю показания ИПУ на момент поломки. В течении 30 дней необходимо устранить неисправность.
Если потребитель в течение 6 месяцев подряд не предоставляет показания ИПУ, то УО может провести проверку состояния ИПУ и снятие показаний не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока.
Потребителю направляется письменное извещение с предложением сообщить об удобных для потребителя дате (датах) и времени допуска представителей организации для совершения проверки, а если необходимо – направить повторное извещение ( п.п. «а», «в» п. 85 ПП РФ от 06.05.2011 № 354 ).
В согласованные дату и время проводится проверка с составлением актов проверки, которые подписывает представитель УО и потребитель. В случае отказа потребителя от подписания акта, его подписывают также 2 незаинтересованных лица. Один экземпляр акта передаётся потребителю ( п.п. «г» п. 85 ПП РФ от 06.05.2011 № 354 ).
Общедомовые приборы учёта (ОДПУ)
Общедомовые приборы учёта относятся к общему имуществу собственников помещений в МКД ( ст. 36 ЖК РФ, п.п. 5-7 ПП РФ от 13.08.2006 № 491 ).
В соответствии с п. 18 ПП РФ от 03.04.2013 № 290 обеспечивать работоспособность ОДПУ и постоянную готовность для подачи коммунальных ресурсов в МКД должно лицо, ответственное за содержание ОИ. Это может быть УО на основании договора управления МКД или ТСЖ, ЖК, ЖСК на основании устава.
Если ОДПУ вышел из строя, восстановить его работу нужно в течение двух месяцев с момента поломки ( п. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ ). Источником финансирования будут являться платежи, поступающие от собственников помещений в МКД ( п. 5 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ ).
Иногда управляющие организации включают ремонт общедомового прибора учёта в список неотложных работ и собирают с собственников деньги на выполнение работ в качестве дополнительной оплаты.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ № 6464/10 все текущие, обязательные и неотложные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются они в договоре управления или нет. Учитывая позицию ВАС РФ, эксплуатацию ОДПУ нельзя считать неотложной работой, которую невозможно было предвидеть при планировании цены ДУ МКД.
Если прибор не подлежит ремонту, УО составляет акт о невозможности восстановления ОДПУ, а затем проводит ОСС, на повестку которого будет вынесен вопрос о замене прибора. Собственники могут согласиться установить прибор учёта за счёт собственных средств или примут решение об отказе ставить новый ОДПУ.
Если общедомовой прибор учёта ставится за счёт средств собственников, УО нужно организовать процесс установки и выставить собственникам счета. Сумма, которую вносит каждый собственник определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество и пропорционально количеству принадлежащих ему квадратных метров. В случае, если собственники отказались оплачивать установку нового ОДПУ, законодательство не предусматривает обязанность для управляющих организаций, ТСЖ, ЖК, ЖСК устанавливать общедомовые приборы учёта.
Если ОДПУ был установлен РСО, она вправе требовать возмещения расходов от собственников помещений в доме, где прибор учёта был установлен ( ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ ).
Если собственники не оплачивают эти расходы, РСО может взыскать их с управляющей организации, так как именно она должна вести работу с задолженностями ( ст. 162 ЖК РФ , п. 20 ПП от 15.05.2013 № 416 , п.п. 24-26 ПП РФ от 13.08.2006 № 491 ).
Если собственники помещений приняли на ОССП решение об установке ОДПУ, УО обязана в течение 3 месяцев установить его. Собственники финансируют установку из своих средств (п п. «с», п. 31 ПП РФ от 06.05.2011 № 354 ). УО не обязана устанавливать прибор за свой счёт.
Учет электроэнергии в МКД: что изменилось с начала июля?
С 1 июля 2020 года ответственность за коммерческий учет электроэнергии перенесена с потребителей на сетевые организации и гарантирующих поставщиков (постановление Правительства РФ от 29 июня 2020 г. № 950). Несмотря на то, что этот перенос был установлен федеральным законом еще полтора года назад, подзаконную нормативную базу едва подготовили к началу июля 2020 года – соответствующее постановление Правительства № 950 было официально опубликовано лишь 2 июля, однако введено в действие задним числом (что, на наш взгляд, идет вразрез с требованиями Федерального конституционного закона о Правительстве РФ).
- ОДПУ электроэнергии теперь ставит (в течение полугода после истечения срока работы или поломки или утраты «текущего» ОДПУ, а также истечения срока его очередной поверки) гарантирующий поставщик. Такой счетчик не включается в состав общего имущества МКД. Пока что он может быть и «простым», однако к 2022 году все электросчетчики для целей коммерческого учета в РФ должны стать «умными» (хотя «обычные» могут использоваться вплоть до истечения срока эксплуатации либо до выхода из строя или утраты), но все это – забота гарантирующего поставщика, а не УК и не жителей. УК обязана обеспечивать сохранность ОДПУ;
- гарантирующий поставщик не только ставит новый ОДПУ электроэнергии, но и эксплуатирует его, а следовательно – проводит и техосмотр, и техобслуживание и регулярные поверки;
- до тех пор, пока ОДПУ не присоединен к интеллектуальной системе учета, его показания снимает УК (ТСЖ, ЖСК), независимо от того, оказывает ли она жителям МКД коммунальную услугу по электроснабжению, или эти жители перешли на «прямой» договор с РСО;
- а вот когда ОДПУ тоже станет «умным», то снимать его «интеллектуальные» показания будет именно гарантирующий поставщик;
- гарантирующий поставщик «обновляет» и индивидуальные счетчики электроэнергии (для квартир, комнат и т.п.). Однако до установки именного «умного» ИПУ электричества, показания «простого» ИПУ все-таки снимает потребитель и передает в УК (или сбыт, если потребитель на «прямом» договоре), которые вправе раз в сезон проверять достоверность переданных показаний. УК же продолжает проверять «старые» счетчики, установленные до июля 2020 года;
- «оприборивание» счетчиками электричества нежилых помещений в МКД зависит от того, как именно они снабжаются электроэнергией: если они получают электричество с использованием общедомового имущества МКД, прибор учета электроэнергии им ставит гарантирующий поставщик, и он же снимает показания и делится ими с сетевиками и УК. Если электроснабжение осуществляется без использования общедомовых сетей, то счетчик ставит сетевая организация, а вводит его в эксплуатацию – гарантирующий поставщик. (Напомним, что владельцы нежилых помещений, кроме машино-мест, в любом случае не получают коммунальную услуг по электроснабжению от УК, а обязаны заключить «прямой» договор энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией);
- если потребитель дважды не пропускает к себе гарантирующего поставщика для установки/замены/проверки/обслуживания, то он платит за свет полтора норматива потребления электричества в месяц. Аналогичное правило действует и для УК;
- а вот если гарантирующий поставщик не спешит оприборивать помещение, то собственник начинает платить за электричество все меньше и меньше – на 20% первые три месяца просрочки, а затем – на 40% в месяц.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Кроме того, из текста Правил № 354 зачем-то исключено положение о расчете платы за «общедомовые» коммунальные ресурсы (пресловутые КР на СОИ). Напомним, что вода, тепло, электричество расходуются не только жителями МКД, но и УК – на содержание дома (например, мытье холлов и коридоров, полив газона и т.п.). И если УК тратит эти ресурсы расточительно (или даже злоупотребляет доступом к ресурсу), то собственники помещений в МКД вправе оплачивать эти ресурсы, истраченные на общедомовые нужды, не полностью, а в пределах специально рассчитанного норматива. Такое правило специально предусмотрено ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса, чтобы стимулировать УК экономить, а жителей контролировать своих управдомов; однако ЖК РФ требует, чтобы порядок расчета платы утвердило Правительство РФ. Сейчас ранее действующий порядок (т.е. абз. 2 п. 44 Правил № 354) отменен, а взамен – ничего не появилось, что, безусловно, повлечет волну жалоб и судебных разбирательств.
Расчет объема электроэнергии на общедомовые нужды
в площадь общедомового имущества при расчете объема электроэнергии, поставленной на содержание общего имущества (общедомовые нужды) домов, не оборудованных ОПУ. Узнаем, в чью пользу разрешился спор в рамках рассмотрения судьями дела № А31-1084/2018.
Суть разногласий.
Разногласия между РСО и УК возникли относительно включения истцом (РСО) при расчете платы за электрическую энергию в площадь общего имущества в МКД площади чердаков, в которых отсутствует какое‑либо электропотребляющее оборудование.
РСО (истец) исходила из того, что площадь любых чердаков МКД, вне зависимости от их оснащенности электроприборами и эксплуатации, подлежит включению в состав общего имущества в МКД и должна учитываться при расчете платы за электроэнергию, поставленную на содержание общего имущества в доме.
УК (ответчик) с таким подходом не согласилась. В отсутствие сведений о площади чердаков в технической документации на МКД эта площадь не учитывается при расчете платы за предоставленный КР на СОИ.
Установленные правила расчета.
Как известно, в отсутствие установленных и введенных в эксплуатацию общедомовых приборов учета объем электрической энергии, подлежащий оплате на общедомовые нужды, определяется расчетным методом – с использованием норматива потребления.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления) и требования к их формированию предусмотрены Правилами установления и определения нормативов потребления [1] .
На основании п. 37 приложения 1 к этим правилам величина норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в МКД (кВт·ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в доме) определяется по формуле 34:
__________
12 x S ои
Wобщ. i – суммарное годовое потребление электрической энергии (кВт·ч) i-й группой оборудования, входящего в состав общего имущества в МКД;
S ои – общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (кв. м);
12 – количество месяцев в году.
Каким образом следует определять общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, в комментариях к формуле 34 не указано (в отличие, например, от формулы 26, по которой рассчитываются нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, а также норматив потребления горячей воды на общедомовые нужды).
В формуле 26 общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в МКД (согласно сведениям, указанным в паспорте дома): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам.
Разъяснения Минстроя.
Министерство в Письме от 11.04.2017 № 12368‑АЧ/04 пояснило: при расчете нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в целях содержания общего имущества в МКД по формуле 34 учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества, определяемая как суммарная площадь помещений, указанных в п. 1, 2 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, в том числе площадь чердаков и подвалов.
В силу обозначенных норм Жилищного кодекса собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности следующее общее имущество в доме:
- помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения дома, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное оборудование, обслуживающее более одного помещения дома (технические подвалы);
- иные помещения, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и других подобных мероприятий.
Вывод
Расчет платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в МКД (по формулам 26 и 34) предусматривает включение разной площади общего имущества для различных коммунальных ресурсов, а именно по ГВС, ХВС и электроснабжению.
В связи с этим, к примеру, судьи согласились с позицией контролирующего органа, исключившего из расчета платы за ГВС и ХВС площадь чердаков и подвалов. Включение УК в состав общего имущества МКД данных помещений противоречит нормам Правил установления и определения нормативов потребления и приводит к неправильному определению платы за коммунальный ресурс по ГВС и ХВС, использованный для содержания общего имущества МКД. Об этом – Постановление АС ПО от 31.07.2018 № Ф06-34699/2018 по делу № А12-29389/2017 [2] .
Изыскания судей.
В рамках рассмотрения дела № А31-1084/2018 судьи заявили: вопрос о том, относятся ли чердаки к общему имуществу МКД для исчисления платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества, должен решаться в соответствии со ст. 36 ЖК РФ. Кроме того, следует выяснить, учтена ли площадь чердаков органом тарифного регулирования при расчете норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды.
Какие сведения учел орган тарифного регулирования?
Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области в письме от 30.10.2018 указал, что при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в целях содержания общего имущества в МКД им были направлены в ОМСУ и управляющие компании запросы о предоставлении сведений о площадях помещений МКД, указанных в п. 1, 2 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ. Расчет нормативов коммунальных услуг по электроснабжению выполнен по представленной информации муниципальными образованиями и управляющими компаниями.
Согласно имеющемуся в материалах дела письму от 27.02.2017 общество (ответчик) в целях определения нормативов потребления коммунальной услуги направило в департамент сведения об общих площадях помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (согласно установленной форме), исходя из сведений, указанных в паспорте МКД. В форме, по которой общество представило в департамент сведения, отраженные в технических паспортах, об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, отсутствуют отдельные графы, содержащие данные о площади чердаков. Данный факт, по мнению АС ВВО, не свидетельствует об исключении площади чердаков из состава общей площади помещений.
Важно ли освещение чердаков?
Наличие чердаков подтверждается представленными в материалы дела фотоматериалами и актами обследования чердачных помещений в спорных МКД и обществом не оспаривалось. Отсутствие осветительных приборов, как и неэксплуатация указанных мест общего пользования (чердаков), не исключает техническую возможность использования чердаков и установления в них освещения.
Какую информацию УК предоставила РСО?
Общество в письме от 28.06.2017 предоставило РСО (истцу) сведения о площадях мест общего пользования в МКД, в том числе чердаков, которые впоследствии были учтены организацией при расчете стоимости электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды.
Вывод судей
Общество, добровольно принявшее на себя обязательства по управлению жилыми домами, обязано обеспечить проведение мероприятий по изготовлению и получению актуальной технической документации на спорные дома, в том числе сведений о площади помещений, входящих в состав общего имущества, и его составе по видам помещений. Невыполнение обществом возложенных на него обязанностей не может служить основанием для освобождения его от оплаты поставленного ресурса.
Следовательно, оснований для исключения из общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, площадей чердаков для целей определения объема электроэнергии на общедомовые нужды в домах, не оборудованных ОПУ, не имеется (Постановление АС ВВО от 31.05.2019 № Ф01-1362/2019 по делу № А31-1084/2018 [3] ).
При расчете объема электроэнергии, поставленной на содержание общего имущества (общедомовые нужды) домов, не оборудованных ОПУ, должна учитываться площадь общедомового имущества, включающая в себя в том числе площадь чердаков. Причем при установлении норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды орган тарифного регулирования также должен учесть эту площадь. Соответствующую информацию он может получить, в частности, от УК, которые должны учитывать, что площадь чердаков включается в общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (но только в целях определения норматива потребления электрической энергии на ОДН).
Кстати, Минстрой отмечает, что имеют место случаи установления уполномоченными органами нормативов потребления коммунальных услуг на ОДН с нарушениями в части неверного применения в расчетах площадей общего имущества в МКД. В этом случае уполномоченному органу следует незамедлительно принять меры по устранению нарушений действующего законодательства, а органам ГЖН в рамках исполнения возложенных на них полномочий обеспечить надлежащий контроль.
[1] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.
[2] В передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 23.11.2018 № 306‑КГ18-18936.
[3] В передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказ а но Определением ВС РФ от 19.08.2019 № 301‑ЭС19-12546.
Общедомовой прибор учета электроэнергии: порядок и правила установки
Освещение двора, лестничных площадок, работу лифтов и электроэнергию для любых общих помещений дома оплачивают собственники жилья. Это закон. Общедомовой прибор учета электроэнергии фиксирует потери на магистралях и помогает платить по факту, а не по нормативам. Зачем и как установить общедомовой счетчик мы расскажем в этой статье.
Содержание
Закон об общедомовых счетчиках на электроэнергию
Федеральный закон №261 23 ноября 2009 года обязал собственников помещений самостоятельно установить общедомовые приборы учета. Если до 1 июля 2013 года счетчик не установили, это делают ресурсоснабжающие организации, а собственники оплачивают прибор и установку.
Отказаться от установки счетчика нельзя. Это делают только объекты, которые потребляют менее пяти киловатт. Стоимость установки считают пропорционально площади квартиры или нежилого помещения. Когда жилец не способен оплатить установку, государство дает рассрочку на пять лет, которую можно погасить досрочно.
Зачем устанавливать общедомовой прибор учета электроэнергии
Расходы на электроэнергию зависят от объема потребления или нормативов, которые ежегодно растут. Государство завышает нормативы, чтобы управляющие компании и ТСЖ оснащали дома счетчиками.
Общедомовой прибор учета считает расход электроэнергии каждого дома и спасает от переплат за нормативы или потери в сетях поставщика.
Разберем на примерах плату за электроэнергию одного жильца с общедомовым счетчиком и без.
Без счетчика
Сумму считают по нормативу. Площадь квартиры жильца делят на площадь всех помещений дома, затем умножают на площадь общих помещений, и на норматив по расходу электричества в регионе.
Пример: Семен живет в квартире площадью 43 м². Площадь общих помещений дома равна 500 м², а всех помещений 1400 м². Норматив для многоквартирного дома равен 3.56 кВт⋅ч. По индивидуальному счетчику Семен потратил 60 кВт⋅ч. Тогда:
3,56 кВт⋅ч х 500 м² х (43 м2/1400 м²) = 54,7 кВт⋅ч – расход электроэнергии на общедомовые нужды.
54,7 кВт⋅ч + 60 кВт⋅ч = 114,7 кВт⋅ч – общий расход электроэнергии.
Со счетчиком
Cумму считают на основе реального объема потребления. Площадь квартиры делят на площадь всех помещений дома и умножают на разницу показаний общедомового и индивидуального счетчиков.
Пример: Семен продолжает жить в той же квартире, но теперь управляющая компания установила общедомовой прибор учета электроэнергии. За месяц дом потребил 1600 кВт⋅ч, из которых 900 кВт⋅ч были израсходованы в индивидуальных помещениях, а остальные 700 кВт⋅ч на общедомовые нужды. Семен потратил 60 кВт⋅ч.
(43 м²/1400 м²) х 700 кВт = 21,5 кВт⋅ч – расход электроэнергии на общедомовые нужды.
21.5 кВт⋅ч + 60 кВт⋅ч = 81,5 кВт⋅ч – общий расход электроэнергии.
При тарифе 3,52 р./кВт⋅ч Семен платит:
Без общедомового счетчика: | Со счетчиком: |
403,7 рубля в месяц; 4 844,9 рубля в год. | 286,9 рубля в месяц; 3 442,6 рубля в год. |
На примере Семена экономия не существенна. Но для девятиэтажного дома с шестью подъездами по сорок квартир в каждом, экономия станет значительной. При одинаковых показаниях в квартирах, разница между платежами равна 336 552 рубля в год .
Правила установки общедомового прибора учета электроэнергии
Порядок установки приборов учета регулируется Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов».
После 1 июля 2013 года обязанность РСО установить общедомовой счетчик остается в силе. Согласно приказу, чтобы организовать установку общедомового прибора учета электроэнергии, управляющая компания или собственники отправляют письменную заявку в РСО. К заявке прикрепляют следующие документы:
- Копии документов, подтверждающих право собственности;
- Копии учредительных документов;
- Копию свидетельства о государственной регистрации;
- Копию свидетельства о постановке на учет в налоговых органах Российской Федерации;
- Документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявку.
В течение десяти дней после получения заявки и документов РСО осматривает объект и не позже пятнадцати дней после осмотра отправляет проект договора. Получив договор, заказчик подписывает его за пятнадцать дней и отправляет обратно в РСО.
Отказ или уклонение ресурсоснабжающей организации от установки общедомового прибора учета электроэнергии – это повод привлечь к административной ответственности (п. 12 ст. 9.16 КоАП).
Преимущества прибора учета электроэнергии
- Потери на магистралях и расчет по нормативам – это дорого. Общедомовой прибор учета электроэнергии экономит деньги.
- Если установка счетчика просрочена, РСО обязана установить счетчик. Ни собственники, ни ресурсоснабжающая организация не вправе отказаться от установки.
- Собственники оплачивают установку соразмерно площади квартиры или нежилого помещения. Платят единым платежом или в рассрочку на пять лет.
Общедомовые приборы учета снижают потери ресурса и денег. Беспроводной учет упрощает сбор показаний и совершенствует контроль потребления. «СТРИЖ» быстро и за разумный бюджет разворачивает системы учета с удаленным сбором данных. Они фиксируют потери в магистралях, снижают размер платежей и упрощают сбор показаний.
Как распределяется электроэнергия по общедомовому счетчику?
Для учета потребляемой электроэнергии используются индивидуальные и общедомовые счетчики. Федеральный Закон №261-ФЗ регламентирует установку ОДПУ в многоквартирных домах и коммунальных учреждениях для учета потребления электроэнергии, затраченной на общие нужды (наружное освещение, обеспечение работы лифтов и т.п.). и для выявления фактов незаконного подключения к электросети. Установка общедомового прибора учета должна производиться за счет потребителя (собственника недвижимости).
Что такое общедомовой счетчик электроэнергии?
Приборы этого вида могут быть одно — двухтарифные и многотарифные. Снизить затраты на освещение общедомовой территории можно с помощью многотарифного счетчика. Окупается его установка за короткое время, несмотря на высокую стоимость.
Программирование устройств учета производится по следующим тарифным планам:
- ночной – с 23-00 до 7-00;
- полупиковый – с 10-00 до 17-00 и с 21-00 до 23-00;
- пиковый – с 7-00 до 10-00 и с 17-00 до 21-00.
Разница показаний между суммой расходов по квартирам многоэтажного дома и общим счетчиком делится между жильцами. Сверка данных производится по квитанциям. При резком увеличении общедомового потребления необходима внеочередная проверка.
При наличии в доме ОДПУ возможна полная автоматизация процесса съемки показаний. Это способствует экономии средств на обслуживающем персонале и исключает сбои при начислении абонентской платы.
О составе общего имущества
Для того чтобы обеспечить безопасность и надлежащие условия проживания в многоквартирном доме, предусматривается освещение помещений общего пользования. Затраченная электроэнергия на общедомовые нужды должна учитываться для оплаты в пользу электроснабжающей компании.
Следуя Правилам содержания общего имущества от 13.08.2006 г. (согласно Постановлению № 491 Правительства РФ), составим перечень следующих объектов.
- Помещения, расположенные за пределами жилой зоны: холлы, лестничные пролеты и площадки, лифтовые кабины, техэтажи, подвалы, колясочные, котельные, бойлерные, электрощитовые, мастерские, гаражи и т.п;
- Кровельные конструкции;
- Ограждающие и несущие конструкции;
- Санитарно-технические помещения, противопожарные, вентиляционные шахты, бомбоубежища;
- Прилегающие территории, ворота, подъезды;
- Спортивные и детские площадки, автопарковки (на прилегающей к дому территории), сторожки.
Сумма расходов на общие нужды может возрасти в случае возникновения непредвиденных ситуаций. К примеру, если для ликвидации аварии или для выполнения ремонтных работ необходимо задействовать оборудование, потребляющее электроэнергию. Кроме того, следует учитывать изменения в нормативе, предусматривающие рост потребления электроэнергии.
Порядок установки
Устанавливается общий счетчик в электрощитовой, на вводе в дом. Монтаж осуществляется специалистами, имеющими соответствующие допуски и квалификацию. Правила установки ОДПУ предписывают следующие возможности для монтажа приборов учета.
- На собрании жильцов дома принимается решение о сборе необходимых средств для приобретения и установки общедомового прибора учета электроэнергии. Решение, принятое большинством голосов, обязательно к выполнению несогласными. Активистам следует разъяснить важность и экономическую целесообразность сбора средств. Оплата за монтажные работы производится по статье расходов на текущий ремонт.
- В том случае, если совет жильцов не активен, управляющая компания принимает самостоятельное решение по выделению средств на общий счетчик. Возможно частичное финансирование за счет потребителя либо в рассрочку.
- При несогласованности сторон (управляющей компании и собственников недвижимости) энергоснабжающая организация разрабатывает правила, по которому в дальнейшем будет учитываться общедомовое потребление электроэнергии. Управляющей компании предоставляется документ, в котором указывается тип счетчика, который будет устанавливаться. Энергоснабжающая организация выполняет монтаж своими силами, компенсация расходов будет производиться за счет владельцев жилья. Возможна рассрочка с выплатой в течение 5 лет, но с процентами, согласованными с Центробанком РФ.
Отказ от установки общедомового счетчика повлечет за собой санкции, предусмотренные Административным кодексом. Отказ владельцев недвижимости от оплаты за установку прибора учета электроэнергии грозит судебным разбирательством. Проигравшая сторона оплачивает судебные расходы.
Правила съема показаний и обслуживания счетчика
- Контролировать показания счетчика обязана управляющая компания. Присутствие представителя владельцев дома обязательно.
- Фиксация показаний прибора учета производится в одно и то же время каждого месяца.
- Энергоснабжающая компания имеет право на верификацию результатов съемки. Препятствовать этому управляющая компания или представители владельцев права не имеют.
Установленный прибор учета обслуживается за счет собственников помещений. На это указывает Жилищный Кодекс РФ (часть 1 ст. 39). Как следует из сказанного выше, действия управляющей организации, установившей общедомовой прибор учета электроэнергии на законных основаниях, обжалованию в судебных инстанциях не подлежат.
Общедомовые нужды: ожидаются ли изменения в Законе
В 2016 году, согласно заявлению президента РФ, предполагалось исключение понятия «общедомовые нужды» (ОДН) из счета за жилкомуслуги. Но подписанный закон на практике не мог быть выполнен управляющими компаниями по объективным причинам. В связи с этим введение Закона в действие было отложено до 01.01.2017 года. Разъяснения изложены в Федеральном Законе №73 от 30.03.2016 года.
В тоже время для объектов, где общедомовые приборы учета электроэнергии не установлены, в соответствии с Постановлением Правительства № 344 от 16.04.2013 действуют коэффициенты пересчета. По состоянию на сегодняшний момент коэффициент равен 1,4. К следующему, 217 году, ожидается увеличение повышающих коэффициентов до 1,6 раза.