Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
Согласно постановлению Правительства РФ от 25 октября 2012 г. N 1099 граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 настоящего Кодекса, имеют право на приобретение стандартного жилья
1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 217-ФЗ в пункт 1 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса внесены изменения
ГАРАНТ:
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ граждане, состоящие на учете в соответствии с настоящим пунктом, проживающие в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие настоящего Кодекса, не могут быть выселены без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось ранее на основании закона
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 217-ФЗ в пункт 2 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса внесены изменения
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 217-ФЗ в пункт 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса внесены изменения
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 217-ФЗ в часть 2 статьи 51 настоящего Кодекса внесены изменения
2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Улучшить жилье: кого нельзя исключить из списка нуждающихся
Роман и Елена Ивановы* жили с матерью в квартире площадью 47,5 кв. м. В ней брат и сестра были прописаны с детства, а в 2004 году получили по доле размером 1/3 в собственность. В 2009-м дочь вышла замуж за Дмитрия Горина*, у них родился ребенок. Собственного жилья у молодой семьи не было, они жили у тещи. А спустя время брату Роману досталась половина дома площадью 71,3 кв. м.
В 2012 году Гориных поставили на учет для улучшения жилищных условий как молодую семью. Чиновники исходили из нормы жилплощади, которую утвердил местный совет депутатов (12 кв. м. на 1 человека в квартире). Пятерым полагалось жилье площадью 60 кв м, а квартира была меньше.
Спустя год у Гориных родился второй ребенок, его тоже прописали в квартире тещи. А еще через год (в 2014-м) там решил зарегистрироваться глава семейства. Администрация района посчитала, что он это сделал намеренно для ухудшения жилищных условий. Поэтому его решили не учитывать для получения льгот, а считать, что семья состоит из трех человек (мать и двое детей): «Муж административного истца исключен из состава семьи. Постановлено считать состав семьи Гориной из трех человек (она и несовершеннолетние дети)».
А затем чиновники нашли, в чем еще Горины виноваты. В 2019 году их исключили из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий. Специальная комиссия при администрации Кингисеппского района Ленинградской области узнала, что брат Елены получил 1/2 доли в доме, и решила, что эту площадь тоже нужно учитывать. А вместе с ней на каждого члена семьи Гориных приходилось больше учетной нормы для района. Значит, в перечень нуждающихся они не попадают.
Позиция трех судов
Но с этим Елена Горина не согласилась, она решила оспорить постановление администрации об исключении ее семьи из перечня нуждающихся. Для того, чтобы восстановиться в списках участников жилищных программ, она обратилась в суд.
Горина указала, что к брату они не переезжали. То, что он стал собственником части дома, никак не повлияло на ее семью, которая все так же ютилась в маленькой квартире.
Администрация в суде уверяла, что Гориных вообще не нужно было включать в список нуждающихся. В 2012 году (когда семье дали добро на включение) специалисты не знали, что у ее родного брата есть другое имущество. Чиновники настаивали на том, что раз Горина проживает вместе с братом, то они являются членами одной семьи.
Кингисеппский городской суд согласился с ответчиком и решил, что у администрации были все основания, чтобы исключить Горину и ее детей из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение «засилила» апелляция и кассация. Тогда женщина пожаловалась в Верховный суд (дело № 33-КАД20-3-К3)
Родственник, но не член семьи
Дело рассмотрела тройка судей под председательством Владимира Хаменкова. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса («Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях»), вычеркнуть из списков нуждающихся можно, если выяснится, что граждане предоставили недостоверные сведения, указал ВС. Но Горины ложных данных не сообщали.
При этом ВС обратил внимание на формулировку «члены семьи». К ним относятся супруги, дети и родители собственника жилого помещения. Других родственников можно признать членами семьи, если владелец квартиры сам вселил их к себе – то есть Горина должна была позвать брата жить с ней. Но в спорной квартире брат с сестрой жили с самого детства. Жилье принадлежало их матери, они получили там равные доли, она не вселяла брата в квартиру.
Сам по себе факт родства сестры с братом не свидетельствует о том, что они являются членами одной семьи. Это не означает и то, что площадь принадлежащего брату дома нужно учитывать при определении обеспеченности Гориной и ее детей жильем, указал ВС.
ВС отметил, что Горину исключили из списка только потому, что у нее якобы было другое жилое помещение (доля в доме, которая принадлежала брату). Следовательно, у нижестоящих инстанций не было оснований отказывать Гориной в иске. Акты трех инстанций ВС отменил и принял по делу новое решение: административный иск Гориной он удовлетворил, признав незаконным решение об исключении семьи из списков нуждающихся в жилье.
Проблема в формальном подходе
Органы исполнительной власти «намеренно стараются сократить свои расходы и уменьшить список очередников», говорит Юрий Нетреба, руководитель практики судебной защиты МКА Московская коллегия адвокатов «Арбат» Московская коллегия адвокатов «Арбат» Федеральный рейтинг. × . Еще в 2012 году уполномоченный по правам человека в Москве в своем докладе описывал аналогичные случаи. В пример он приводил ситуацию, когда мужчину и его дочь исключили из реестра, потому что у жены была дополнительная жилплощадь. Уполномоченный указал, что ее доход и имущественное положение не нужно учитывать, так как она не прописана с мужем и дочерью и не вставала на учет как нуждающаяся. Александра Воскресенская из КА Юков и Партнеры Юков и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Уголовное право 4 место По количеству юристов 12 место По выручке 17 место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании × приводит в пример другое дело. Там выяснилось, что расторжение брака фактически не повлияло на жилищные условия заявителя (дело № 33-35560/2020).
По формальным признакам чиновники отказывают не только тем, кто нуждается в улучшении жилищных условий, но и другим льготникам, говорит Нетреба. Например, отказывают в признании граждан малоимущими или, как по делу № 33-33785/2020, не выдают удостоверение многодетной семьи. Органы исполнительной власти решили, что муж с женой проживают в разных регионах, так как у них разная прописка – в Москве и Московской области. Только через суд им удалось отстоять право на льготный статус многодетной семьи, который положен несмотря на регистрацию по разным адресам.
Кого признают нуждающимся в улучшении жилищных условий?
Перечень оснований, по которым граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, содержится в ст. 51 ЖК:
- площадь жилья, приходящаяся на каждого члена семьи, меньше учетной нормы;
- жилье не отвечает установленным для жилых помещений требованиям;
- в одной квартире живет несколько семей и кто-то из ее членов страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно;
- нет жилья.
Отнесение граждан к категории нуждающихся в улучшении жилищных условиях регулируется не только ЖК, но и региональным законодательством, отмечает Воскресенская. Согласно закону «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», жители могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, если они:
- граждане России;
- проживают в Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
- не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
- признаны малоимущими (ст. 7 закона).
Но попасть в реестр – это не вся проблема. По данным Общественной палаты, на 2020 год в стране было 2,5 млн семей, которые ждут в очередях на обеспечение жильем по разным программам. При этом среднее время ожидания в списке на улучшение жилищных условий составляет около 20 лет. Не исключено, что и Гориным придется очень долго ждать помощи от государства.
Жилищная субсидия: кому положена и как ее получить
Сегодня для многих россиян вопрос улучшения жилищных условий является актуальным. Для тех, кто особенно остро нуждается в помощи, государство предусмотрело субсидию на приобретение жилья.
Рассказываем, кто может претендовать на господдержку и как ее получить.
Что такое жилищная субсидия
Жилищная субсидия представляет собой финансовую поддержку из бюджета федерального или местного уровня определенным группам населения на покупку квартиры. Помимо приобретения жилья, есть еще несколько видов субсидий: на оплату коммунальных платежей, безналичная и безвозмездная.
Жилищная субсидия представляет собой сертификат с определенным номиналом без права обналичивания, который имеет целевое назначение и ограниченный срок для ее использования. Сертификат по своей стоимости перекрывает только метры площади из расчета по нормативам, свыше этого гражданин оплачивает самостоятельно.
На что направить средства
Есть несколько вариантов использования жилищного сертификата:
- как первый взнос за квартиру или дом при ипотечном кредитовании;
- для погашения действующей ипотеки;
- для паевого участия при строительстве нового жилья и вступления в ЖСК;
- для расширения имеющегося жилья, которое по своей площади меньше социальных нормативов.
Финансовая поддержка государства на покупку или строительство жилья в виде субсидии может быть использована один раз в жизни. Те, кто воспользовались полученным на эти цели сертификатом, не могут повторно претендовать на такого рода помощь.
Ряд категорий, имеющих право на субсидирование покупки жилья, определены федеральными законодательными актами. К группам граждан, которые вправе подать документы на получение государственной субсидии, относятся:
- многодетные семьи с детьми до 18-летнего возраста (при условии обучения по очной форме в вузе или нахождения по призыву на воинской службе возрастная планка устанавливается в 23 года);
- молодые семьи до 30 лет;
- малоимущие, нуждающиеся в получении жилья;
- военнослужащие, в том числе уволенные в запас;
- работники на государственной службе и бюджетники;
- специалисты, получившие соответствующее образование и переехавшие в сельскую местность для работы на сельхозпредприятиях;
- участники и инвалиды ВОВ, а также их семьи;
- дети, оставшиеся без попечения родителей или сиротами.
Все эти граждане могут обратиться за получением государственной помощи в форме жилищной субсидии, если на дату оформления заявления и предоставления документов они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Условия для получения
Нормы, устанавливающие порядок выдачи субсидий на жилье, перечислены в региональных и федеральных нормативных документах. Согласно им, сертификат на приобретение квартиры могут получить те граждане, чья жилплощадь является меньшей по метражу из расчета норматива жилой площади на семью и не отвечает установленным требованиям. Также за помощью можно обратиться, если жилье является помещением в общежитии или коммунальной квартире и в ней проживают несколько семей в родственных отношениях.
Кроме того, претендентам на субсидию до момента получения сертификата нужно располагать собственным жильем, чтобы к моменту приобретения нового с добавлением государственных средств его продать. Не лишним будет иметь финансовые средства, которые потребуется добавить к сертификату, чтобы выплатить полную стоимость новой жилплощади. До момента получения жилищной субсидии лучше позаботиться о поиске подходящего жилья. Оно должно быть чистым с юридической стороны: не находиться в обременении, под залогом или арестом.
Претендентам на жилищную субсидию необходимо обратиться с заявлением и полным пакетом документов в специализированный центр, где работает комиссия по вопросу предоставления жилищной субсидии. Для получения субсидии нужно предоставить оригиналы и копии:
- паспорт заявителя и документы личного характера всех членов семьи — паспорта или свидетельства о рождении;
- свидетельство о браке, если супруги официально зарегистрированы;
- справку из жилищной компании о составе семьи;
- документ о принадлежности к льготной категории для получения помощи на покупку жилья;
- правоустанавливающие документы или договор соцнайма на имеющуюся жилплощадь;
- при наличии представляются документы о праве на дополнительные квадратные метры площади;
- копию лицевого счета.
Как правило, комиссии работают при местных администрациях, а срок рассмотрения документов составляет примерно месяц. Если заявление одобряется, то семья становится в очередь на получение жилищной субсидии. В случае отказа документы возвращаются заявителю с указанием причины. После выдачи сертификата семье дается полгода на использование суммы, указанной в нем. Она перечисляется на банковский счет получателя субсидии, а затем переводится продавцу.
Признание нуждающимися в улучшении жилищных условий через суд
Кто нуждается в улучшении жилищных условий по закону
Государство оказывает поддержку гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий. Получить этот статус могут не все, а лишь отдельные категории граждан. Если в предоставлении статуса нуждающихся отказано неправомерно, потребуется действовать через суд.
Действующее законодательство предусматривает достаточно широкий перечень категорий граждан, имеющих право на получение статуса нуждающихся. В этот список входят:
- малоимущие – ст. 49 ЖК РФ;
- молодые семьи – в рамках целевых программ;
- инвалиды – ФЗ № 181 от 24.11.1995 года;
- военнослужащие и ветераны – ФЗ № 76 от 27.05.1998 года и ФЗ № 5 от 12.01.1995 года;
- прочие категории граждан, которые могут иметь статус нуждающихся в соответствии с другими нормативными актами.
Принадлежность к определенной категории необходимо подтвердить документально. В противном случае будет недостаточно оснований для получения статуса.
Если нужная категория подтверждена бумагами, потребуется определить, есть ли у человека реальная необходимость в получении социального жилья. Критерии утверждены ст. 50 ЖК РФ. Для получения жилья достаточно соответствовать одному из установленных параметров:
- Гражданин и члены его семьи не имеют какого-либо жилья в социальном найме или собственности. При этом они могут арендовать его у третьего лица.
- Гражданин владеет помещением, но его метраж меньше утвержденной учетной нормы. Этот показатель устанавливается региональными постановлениями.
- Существующая жилплощадь не отвечает требованиям, предъявляемым к жилью.
- В одном жилом помещении с заявителем проживает человек, страдающий заболеванием и пребывание с ним опасно для здоровья.
Факт соответствия предусмотренным критериям устанавливает специальная комиссия. Уполномоченные лица проверяют предоставленные данные и документы, а при необходимости выезжают на очный осмотр объекта. Если у семьи есть жилье, то будет проанализировано, насколько оно соответствует утвержденному метражу, строительным требованиям и санитарным нормам. Если жилплощади нет – по итогам рассмотрения гражданина поставят в очередь на улучшение жилищных условий.
Особенности оформления в зависимости от статуса
В зависимости от того, к какой категории относится заявитель, процедура может иметь определенные особенности. Рассмотрим каждую из них подробнее.
Малоимущие
Согласно ст. 49 ЖК РФ, малоимущие – это семьи, общий доход которых на человека меньше прожиточного минимума, утвержденного по региону. Актуальные сведения о прожиточном минимуме по регионам можно узнать в Федеральной Службе Государственной Статистики.
Прежде чем подавать документы, необходимо рассчитать, действительно ли семья соответствует установленным критериям:
- Суммировать общий доход семьи за три последних полных месяца. Учитываются все поступления в семейный бюджет – заработная плата, пенсия, стипендия, арендные доходы, алименты и т.д.
- Полученную сумму разделить на три. Эта цифра означает средний доход семьи в месяц.
- Месячный доход делится на количество членов семьи.
- Полученная сумма сравнивается с прожиточным минимумом в регионе. Если цифра меньше – семья малоимущая.
Членами семьи в данном случае являются все родственники, проживающие в квартире. Иначе говоря, к учету принимаются доходы всех лиц, указанных в домовой книге.
Статус малоимущих присваивается отдельно. Соответственно, сначала нужно получить его, а затем подавать документы на признание нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Молодая семья
Для возможности участия в федеральных и региональных программах по поддержке молодых семей необходимо соответствовать следующим критериям:
- полная (два родителя) или неполная (один родитель) семья;
- наличие детей (в некоторых регионах допустимо участие в программе без детей);
- возраст на момент получения субсидии не более 35 лет;
- наличие постоянного источника дохода;
- постоянная регистрация в регионе участия в программе.
Процедура оформления довольно длительная. Документы подаются в первые полгода (до июня), а получение выплат возможно только в следующем году.
Инвалиды
Региональные органы власти предоставляют инвалидам, а также семьям, где есть дети-инвалиды, возможность получить статус нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для этого необходимо подтвердить наличие инвалидности документально.
По закону различий между инвалидами разных групп нет. Однако есть мнение, что на практике очередь движется быстрее для инвалидов I и II групп.
Военнослужащие
Лица, служащие в рядах вооруженных сил РФ, вправе рассчитывать на получение служебного жилья. К примеру, если семья военнослужащего переехала в другой населенный пункт и не имеет там жилплощади, им предоставят помещение.
В действительности, несмотря на потребность в жилье и право его получения, недвижимости в фонде недостаточно. По этой причине часто приходится ждать вселения годами. Если человек прослужил более десяти лет и все это время стоял на учете на улучшение условий проживания, его нельзя уволить просто так. В связи с такой ситуацией ему будет предоставлено жилье или материальная помощь для приобретения недвижимости в собственность.
Основания для отказа в признании нуждающимися
Органы могут отказать в предоставлении статуса нуждающихся. Если отказ не обоснован, придется действовать в судебном порядке.
Основания отказа предусмотрены в ст. 54 ЖК РФ:
- не предоставлен полный пакет документов;
- сведения указывают на то, что у гражданина нет права стоять на учете;
- гражданин специально совершил ряд действий, чтобы получить право на улучшение жилусловий.
К последнему пункту относится, к примеру, оформление фиктивного брака или его расторжение – ведь при этом количество метров или квартир увеличивается.
Порядок подачи заявления в суд для обжалования отказа
При нарушении прав гражданина необходимо обращаться в судебные органы. Для этого составляется исковое заявление. Правила его оформления предусмотрены в ст. 131 ГПК РФ.
В тексте иска прописываются следующие данные:
- наименование суда;
- данные истца – ФИО, адрес и контактная информация;
- сведения об ответчике – наименование, адрес, контактная информация;
- суть проблемы – описываются обстоятельства, повлекшие за собой нарушение прав;
- требование к суду;
- список прилагаемых документов;
- дата составления, подпись истца.
К иску нужно приложить:
- общегражданский паспорт истца;
- квитанцию об оплате госпошлины (согласно ст. 333.19 НК РФ она равна 300 рублей);
- отказ уполномоченных органов;
- документы, подтверждающие право на получение статуса нуждающихся в улучшении жилищных условий.
После вынесения положительного решения гражданин будет поставлен на учет для дальнейшего предоставления жилья. Если суд откажет в предоставлении статуса, обжаловать решение можно в течение месяца.
В случае необходимости признания нуждающимися в улучшении жилищных условий через суд рекомендуется обратиться к юристу. Специалист подготовит исковое заявление, соберет документацию и представит интересы доверителя в суде.