Для бюджетников изменили систему оплаты труда
Новая система оплаты труда государственных и муниципальных служащих предусматривает право правительства утверждать требования к заработным платам сотрудников бюджетной сферы. Это приведет к единообразию и росту зарплат.
Государственная дума приняла правительственный законопроект № 973252-7 с поправками в статью 144 Трудового кодекса РФ «Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений». Он предусматривает установление единых принципов в формировании зарплаты в бюджетной сфере и наделяет Правительство РФ правом утверждать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.
Что даст новая система оплаты труда
В настоящее время нормами статьи 144 ТК РФ предусмотрено, что системы оплаты труда формируют:
- федеральным служащим — федеральные центры;
- региональным служащим — власти субъектов РФ;
- муниципальным бюджетникам — муниципальные власти.
Правительство провело анализ ситуации, который показал «существенные межрегиональные различия условий оплаты труда, включая размеры окладов по одинаковым должностям в разных организациях в пределах одного субъекта». Чиновники отмечают разницу в оплате труда даже на одних и тех же должностях в разных муниципалитетах и регионах. Поскольку в некоторых субъектах РФ нормативно-правовые акты, регулирующие системы оплаты труда, носят рекомендательный, а не обязательный характер, решения о порядке оплаты труда, размерах окладов и стимулирующих надбавок полностью или частично отданы непосредственно самим учреждениям и организациям. В результате надбавки иногда составляют до 70-80% от зарплаты. А так как они могут быть отменены в любой момент, бюджетник рискует остаться с маленьким окладом.
Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, в первую очередь новые правила направят на зарплаты медиков:
Принятие законопроекта обеспечит возможность принятия Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, направленных на утверждение требований к структуре заработной платы медицинских работников, включая установление доли гарантированных выплат по должностным окладам в структуре заработной платы, единых перечней выплат стимулирующего и компенсационного характера, а также условий назначения указанных выплат медицинским работникам.
Заместитель министра труда Андрей Пудов пояснил, что нововведение позволит гармонизировать условия оплаты труда работников одной сферы в разных регионах. Это должно привести к ощутимому росту зарплат, но нагрузка по выполнению закона не станет новым бременем для региональных бюджетов, так как все дополнительные затраты компенсируют из федерального бюджета.
Следите за изменениями в работе с помощью КонсультантПлюс. Настройте индивидуальный профиль и получайте уведомления о новостях и поправках сразу, как они появляются. Инструкции в системе обновляются сразу после изменений и всегда актуальны. Попробуйте бесплатно 2 дня!
Как будет формироваться зарплата бюджетников по новым правилам
После вступления поправок в ТК РФ в силу правительство решит, каких сфер деятельности сотрудников бюджетной сферы коснутся новые правила, и установит сроки для их исполнения. В кабмине собираются принимать решения с учетом специфики конкретной отрасли. Главное — на федеральном уровне сформируют абсолютно все требования к системам оплаты труда бюджетников, включая порядок выплат компенсационного и стимулирующего характера.
В пояснительной записке сказано:
Наделение правительства указанным полномочием позволит более гибко устанавливать требования к соответствующей отраслевой системе оплаты труда с учетом специфики конкретной отрасли.
Первым делом кабмин зафиксирует должностной оклад на уровне не менее 70% от всего объема заработной платы. Система надбавок, компенсационных и стимулирующих выплат будет установлена для каждой профессии.
Поправки вступят в силу после подписания закона президентом России — с 01.01.2021.
В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года
Основная, компенсирующая и стимулирующая: эксперимент по оплате труда учителей проведут в пяти регионах
В Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областях и Мордовии введут новую систему формирования зарплаты учителей исходя из уровня их квалификации. Проект рассчитан на год. Поможет ли эксперимент улучшить оплату труда педагогов?
Фото: ергей Савостьянов/ТАСС —>
В пяти российских регионах введут новый порядок оплаты труда учителей. Эксперимент проведут в Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областях и Мордовии. Эти регионы будут устанавливать оплату труда педагогов исходя из квалификационного уровня, который утверждается правительством. Еще будут выплаты компенсационного характера и стимулирующие, размер и условия назначений которых определяется правительством. Пилотный проект рассчитан на год и, предварительно, начнется со следующего мая.
Выровнять разницу между зарплатами в разных регионах было бы неплохо. Сейчас зарплаты в разных областях могут кардинально отличаться. Но пока много вопросов, как система будет работать и как ее вообще создать, говорит учитель истории и ОБЖ из Нижегородской области Дмитрий Казаков:
— Не сильно отличается от проектов, которые уже есть на сегодняшний момент, то же самое стимулирование, с помощью которого эту разницу можно сохранить. Пока кардинальных изменений не происходит. Возможно, позже что-то будет, еще несколько месяцев разрабатываются положения, которые конкретно будут показывать, что произойдет.
— Реально ли региональным учителям приблизиться к зарплатам московских учителей?
— Хорошо было бы, если бы учителя из регионов получали как в Москве. Но не знаю, как на самом деле может решиться этот разрыв. Учителя в регионах получают 15-20 тысяч рублей, а в Москве — 100 тысяч рублей условно. Финансирование образования год от года не увеличивается. За счет чего будут повышать зарплаты?
В принципе разделения зарплаты на основную, компенсирующую и стимулирующую ничего нового нет. Он уже действует в столице. Часть зарплаты учителю гарантирована, зависит от его нагрузки. Стимулирующая определяется администрацией школы, поэтому зачастую больше получают те, кто в хороших отношениях с руководством. Третья, компенсирующая, — за особые условия работы. Но пока эта система ничего кардинально не меняет, считает учитель высшей категории, почетный работник образования Леонид Перлов:
— Ни один из вариантов эксперимента не предусматривает главного — гарантированной оплаты за ставку рабочего времени. Для учителя-предметника — 18 часов, их никто не отменял. Речь о ставке там не идет, речь идет о зарплате. Это то же самое, что происходит сейчас. Чтобы заработать, учителю приходится работать на полторы-две ставки, а то и больше. Мне известны случаи, когда учителя работают с нагрузкой более 40 часов в неделю с тем, чтобы заработать на этом 20-22 тысячи рублей.
— Москва уже через это проходит, были недовольства и учителей. Как думаете, зачем они решили проводить этот эксперимент?
— Затем, что нет денег. Но необходимо создать видимость, что начальство неусыпно печется об учительских зарплатах и эти зарплаты растут. Для многих понятие «ставка» и понятие «зарплата» примерно одно и то же, люди не понимают разницы, пока она не ударяет им по карману. Для общества это здорово звучит, учитель зарабатывает 100 тысяч рублей в месяц, а то, что при этом он много перерабатывает, остается в тени.
Ранее главы некоторых российских регионов, в частности Тверской, Ивановской областей и Санкт-Петербурга, заявляли про единовременные дополнительные выплаты учителям. Суммы варьировались от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.
НСОТ в образовании: новая система оплаты труда
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О реализации пилотного проекта в целях утверждения требований к системе оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных учреждений системы образования» (подготовлен Минпросвещения России 03.09.2021)
Досье на проект
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Реализовать в 2021-2023 годах в Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областях и Республике Мордовия пилотный проект по апробации требований к системе оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), а именно дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного образования (далее соответственно — пилотный проект, педагогические работники, образовательные организации) в целях утверждения указанных требований Правительством Российской Федерации.
2. Участниками пилотного проекта являются образовательные организации, осуществляющие на основании лицензии в качестве основного (уставного) вида деятельности образовательную деятельность и расположенные на территориях субъектов Российской Федерации, указанных в пункте 1 настоящего постановления.
3. Установить, что:
а) системы оплаты труда педагогических работников образовательных организаций — участников пилотного проекта включают установленные органом государственной власти субъекта Российской Федерации:
ставки заработной платы (должностные оклады) педагогических работников на основе квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы должностей педагогических работников, порядок определения размеров которых утверждается Правительством Российской Федерации;
выплаты компенсационного характера в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации перечнем выплат компенсационного характера, размерами и условиями их назначения;
выплаты стимулирующего характера в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации перечнем выплат стимулирующего характера, размерами и условиями их назначения;
б) законодательством субъекта Российской Федерации могут устанавливаться иные выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их размеры и условия назначения;
в) размеры оплаты труда педагогических работников в рамках реализации пилотного проекта по ставкам заработной платы (должностным окладам) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, а также по выплатам компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаемым в порядке и на условиях, предусмотренных подпунктом «а» пункта 3 настоящего постановления, не могут быть ниже размеров оплаты по ставкам заработной платы (должностным окладам), при условии сохранения педагогическим работникам объема учебной (преподавательской, педагогической) работы, а также размеров доплат и надбавок, зафиксированных в рублях на дату их изменения в действующих системах оплаты труда, если они соответствуют перечням выплат компенсационного и стимулирующего характера и условиям их установления, предусматриваемым в рамках реализации пилотного проекта».
4. В образовательных организациях могут устанавливаться дополнительные выплаты компенсационного и стимулирующего характера, осуществляемые за счет средств от приносящей доход деятельности.
5. Установить следующие этапы реализации пилотного проекта:
а) подготовительный этап, включающий анализ действующих систем оплаты труда педагогических работников, подготовку предложений по параметрам системы оплаты труда педагогических работников и моделирование расчетов для подготовки к апробации (расчетную апробацию) в соответствии с настоящим постановлением системы оплаты труда (срок реализации — ноябрь 2021 года — апрель 2022 года);
б) этап внедрения систем оплаты труда педагогических работников в образовательных организациях, участвующих в пилотном проекте (срок реализации — май 2022 года — май 2023 года).
6. В целях реализации пилотного проекта:
а) Министерству просвещения Российской Федерации до 31 декабря 2021 г.:
утвердить совместно с высшими исполнительными органами государственной власти Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областей и Республики Мордовия перечень расположенных на их территориях образовательных организаций, участвующих в пилотном проекте;
провести с участием Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областей и Республики Мордовия анализ систем оплаты труда, действующих в образовательных организациях, участвующих в пилотном проекте (включая анализ всех составных частей заработной платы каждого работника и определение средних значений ставок заработной платы (должностных окладов), выплат компенсационного и стимулирующего характера);
разработать совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации методологию формирования системы оплаты труда педагогических работников с учетом анализа действующих систем оплаты труда и утвердить методические рекомендации по порядку установления размеров ставок заработной платы (должностных окладов) в зависимости от квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп педагогических работников;
б) Министерству просвещения Российской Федерации с участием Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации до 15 февраля 2022 г. провести моделирование расчетов для подготовки к апробации (расчетную апробацию) системы оплаты труда педагогических работников взамен систем оплаты труда, применяемых в образовательных организациях, участвующих в пилотном проекте, с оценкой изменения заработной платы каждого педагогического работника при внедрении системы оплаты труда в рамках пилотного проекта;
в) Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на основании результатов моделирования расчетов для подготовки к апробации (расчетной апробации) подготовить предложения о порядке расчета размеров ставок заработной платы (должностных окладов) в зависимости от квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп должностей педагогических работников, указанных в подпункте «а» пункта 3 настоящего постановления;
д) Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовить предложения по формированию перечней выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также о размерах и условиях назначения выплат компенсационного и стимулирующего характера.
7. Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, высшими исполнительными органами государственной власти Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областей и Республики Мордовия организовать реализацию пилотного проекта в соответствии с настоящим постановлением.
8. Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации представить в Правительство Российской Федерации:
а) до 30 апреля 2022 г. подготовленные на основе мероприятий, проведенных в ходе подготовительного этапа реализации пилотного проекта:
проекты актов Правительства Российской Федерации об утверждении порядка расчетов размера ставок заработной платы (должностных окладов), указанных в подпункте «а» пункта 3 настоящего постановления, установленных на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп должностей педагогических работников и перечней выплат компенсационного характера и выплат стимулирующего характера, размеров и условий их осуществления для целей реализации пилотного проекта;
предложения об объемах и источниках финансирования пилотного проекта;
б) до 30 мая 2023 г.:
доклад по итогам реализации пилотного проекта;
проект акта Правительства Российской Федерации об утверждении требований к системе оплаты труда педагогических работников для целей их применения на территории Российской Федерации;
предложения об объемах и источниках финансирования введения системы оплаты труда указанных работников на всей территории Российской Федерации.
9. Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу акта Правительства Российской Федерации об утверждении требований к системе оплаты труда педагогических работников утвердить согласованные с Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации планы мероприятий по введению системы оплаты труда в образовательных организациях с определением срока перевода педагогических работников на новые условия оплаты труда.
10. Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации осуществлять организационное и методическое сопровождение пилотного проекта.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
Обзор документа
В 2021-2023 гг. в Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областях и Республике Мордовия планируется реализовать пилотный проект по введению новых систем оплаты труда педагогов детских садов, школ, профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного образования. Исключение — педагоги из числа профессорско-преподавательского состава. По итогам Правительство РФ утвердит единые требования.
Регионы должны будут утвердить ставки (должностные оклады) на основе квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы должностей, порядок определения размеров которых установит Правительство РФ, а также компенсационные и стимулирующие выплаты исходя из правительственных перечней, в т. ч. дополнительные.
В образовательных организациях могут устанавливаться дополнительные выплаты за счет средств от приносящей доход деятельности.
Зарплата педагогов, рассчитанная по новым правилам, не должна быть ниже той, что определяется по действующей системе, при условии сохранения объема педагогической нагрузки.
НСОТ в образовании: новая система оплаты труда
Статья посвящена введению новой системы оплаты труда учителям. Рассмотрены недостатки урочно-почасовой системы оплаты труда учителей, которую и сменила НСОТ. Кратко изучен международный опыт оплаты труда учителям. На примере деятельности школ города Екатеринбурга выявлено, к каким проблемам может привести реализация НСОТ. В конце статьи предлагаются рекомендации по «сглаживанию» острых углов реформы.
Ссылка для цитирования:
Современные стратегические ориентиры в развитии экономики, повышение открытости общества обуславливают изменение требований государства и общества к образованию. Введение новых систем оплаты труда сегодня волнует всех работников системы образования. А в 2010 году данная тема приобрела особую актуальность, ведь 2010 год объявлен годом учителя, более того президент утвердил образовательную инициативу «Наша новая школа», которая должна повсеместно распространить нормативно-подушевую систему оплаты труда.
В виду актуальности темы исследования представляется важным рассмотрение особенностей новой системы оплаты труда учителям и влияния ее на рост заработной платы педагогов.
Недостатки урочно-почасовой системы оплаты труда учителей
«Сохранение столь привычной в рамках ЕТС урочно-почасовой системы оплаты труда учителей есть вещь невозможная, тормозящая, по сути, все прогрессивные тенденции и возможности развития российской школы» [1].
Определим ключевые негативные аспекты почасовой системы оплаты труда учителей:
— «уравниловка» в оплате труда ведет к фактическому дестимулированию качества работы. В урочно-почасовой системе «помимо экономического стимулирования перегрузки детей, очевидно, что учитель превращается в «часодавателя», что существенным образом отражается на качестве преподавания»[2].
— в виду «уравнительных» механизмов оплаты труда у большинства педагогов отсутствует стремление повышать квалификацию, использовать инновационные подходы в своей работе.
— неконкурентоспособность школ, т.к. урочно-почасовой системы оплаты труда учителей также препятствует росту школьной автономии.
— экономическое игнорирование внеурочной, внеклассной (в т.ч. воспитательной и работы с родителями) работы учителя — все это дополнительный важный труд, который должен отдельно оплачиваться.
— экономическое «выталкивание» школы на 6-дневку (что в целом весьма негативно воспринимается родителями и детьми, особенно в осенний и весенний «дачные» периоды).
Из международного опыта оплаты труда учителям (критика НСОТ)
Во многих странах, например, в Германии, Норвегии, Бельгии, Греции и др., оплата труда основана на принципе дифференциации нагрузки учителя. В Германии и Великобритании мы встречаем значительно большие свободы директоров образовательных учреждений при регулировании учительской зарплаты. При этом в Германии система оплаты труда более методичная и алгоритмизированная .
«Предложения по введению дифференциации оплаты труда учителей в зависимости от его качества выдвигались и в Великобритании, однако они постоянно наталкивались на негативное отношение учителей в школах и их профсоюзов, а также представителей органов управления народным образованием: вызывало опасения отрицательное влияние оценки качества педагогического труда на психологический климат в школьных коллективах, возможные стрессовые ситуации» [3, с. 102].
Реализация новой системы оплаты труда учителям в екатеринбургских школах Свердловской области
С 1 декабря 2008 года на новую систему оплаты труда перешли работники екатеринбургских школ, гимназий и лицеев, где трудятся около 10 тысяч педагогов. По официальным данным, средняя заработная плата в системе образования города Екатеринбурга с 1 декабря 2008 по 1 ноября 2010 года выросла на 9 процентов и с учетом классного руководства составляет 16,5 тысячи рублей в месяц, что сопоставимо со средней заработной платой в промышленности города — 17,5 тысячи [4] . Но во всех ли школах учителя выиграли от НСОТ? Во всех ли школах указанные реформы привели к положительным изменениям?
Под угрозой закрытия оказался целый ряд малокомплектных школ, т.к. такие школы становятся экономически невыгодными для государства. В связи с переходом на НСОТ заработная плата учителей малокомплектных школ становится нищенской (мало детей – малое финансирование). Очевидно, что вопрос о школах, которые не могут получить больше «подушевых» денег должен решаться в особом порядке.
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко выступает за «укрупнение малокомплектных школ, за организацию подвоза учеников в районные школы»[5]. Государственные органы должны признать, что существует фактическое неравенство расходов школ на организацию учебного процесса, поэтому для исключительных случаев должно допускаться дополнительное финансирование. Решения должны быть взвешенными и осторожными. Например, нужно учитывать, что школа на селе зачастую является социокультурным центром, а значит, её ликвидация может повлечь за собой серьёзные изменения в положении самого села.
Теперь обратимся к специализированным школам, гимназиям, лицеям. С переходом на НСОТ и на нормативное подушевое финансирование данные школы также «пострадали». Теперь конкурентоспособность таких школ под большим вопросом — ведь при системе подушевого финансирования, чтобы школа получила как можно больше денег, в ней должно быть как можно больше учеников. Значит, чтобы преподаватели могли нормально зарабатывать руководство школы должно снизить требования к поступающим ученикам. С переходом на НСОТ нецелесообразным становится деление класса на подгруппы для изучения иностранных языков, происходит повсеместное это сокращение ставок педагогов дополнительного образования, социальных работников, психологов. В гимназиях закрываются многочисленные кружки, секции, группы продленного дня. Встает вопрос: чем же теперь специализированные школы, гимназии, лицеи смогут отличаться от обычных массовых школ? А ведь это еще при условии, что заработная плата педагогов специализированных школ снижается.
Вывод очевиден — введение НСОТ и системы нормативно-подушевого финансирования в специализированных школах привело к ухудшению качества образования в них, к снижению конкурентоспособности данных школ. Представители Минист е р ства образования и науки РФ предлагают помогать специализированным школам при помощи системы грантов, что отчасти компенсирует утрату системной поддержки. Только вопрос: скольким школам достанутся такие гранты? Как быть с теми школами, которые этой помощи не получат? Представители государства ответов на эти вопросы не дают.
Рекомендации по «сглаживанию» острых углов реформы
Обобщив опыт некоторых регионов страны относительно их политики по отношению к различным школам, опыта «приспособления» самих школ к новым условиям, можно придти к выводу, что возможные пути сглаживания проблем, вызванных введением НСОТ и механизма нормативно-подушевого финансирования, следующие:
— установление пропорций между заработной платой, учебными расходами и иными видами расходов при доведении норматива до образовательного учреждения;
— при планировании общего объема фонда оплаты труда в нормативе сразу закладывать долю стимулирующего фонда в определенном размере;
— проведение разъяснительной работы, информирование трудовых коллективов до начала учебного года об основных принципах НСОТ;
— взвешенная политика по отношению к дифференциации оплаты труда учителей с учетом особенностей города и села, исторических, культурных и национальных особенностей;
— увеличение средств в фондах оплаты труда через финансовую поддержку образовательных учреждений со стороны всех уровней власти ;
— проведение курсов повышения квалификации для бухгалтеров школ, работников финансовых органов, специалистов департаментов по труду и трудовым отношениям;
— для снижения возможных социальных и организационных рисков необходима разработка четких регламентов распределения стимулирующей части ФОТ.
Проведенное исследование показывает, НСОТ – это российская новинка, но повышению качества образования она зачастую не способствует. Скорее наоборот, снижает его, попутно умножая число проблем в образовании и усугубляя их остроту. Нельзя сбрасывать со счетов и колоссальные административные издержки, связанные с принятием регионального закона о НСОТ, проведением необходимых финансовых расчетов и обоснований, организацией разъяснительной работы среди учителей и затратами на психологов, призванных смягчить конфликтные ситуации в педагогических коллективах, на внесение изменений в уставные документы школ…
1. Адамский А., Пинский А. Основные принципы новой (дифференцированной) системы оплаты труда учителей и иных работников общеобразовательных школ [сайт]. U RL : http://www.profile-edu.ru/content.php?cont=411
2. Реморенко И.М. Введение новой системы оплаты труда учителей как фактор повышения качества образования [портал www.school-citizen.ru] . U RL : http://www.school-citizen.ru/scitizen/info/12894.html
3. Федотова М .В. Экономическая самостоятельность школы: стимулирующие выплаты // Народное образование .- 2008 .-№10.-С.99-105 София. «Изд. ГРАД-БГ» ООД.-С.53-55
4. Новая система оплаты труда в Свердловской области// Учительская газета 1 декабря 2009 года.
5. Агранович М. Министр образования Андрей Фурсенко о том, что нас ожидает в новом учебном году// Российская газета. №5273 (194) от 31 августа 2010 г.