Стирка спецодежды на предприятии: требования Роспотребнадзора
Больше материалов по теме «Сотрудники» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Стирка спецодежды на предприятии – обязанность работодателя. Эта обязанность прописана ТК РФ, ст. 221, ФЗ-52 от 30/03/99 г., Приказе Минсоцразвития 290н от 01/06/09 и ряде других документов, подзаконных актов. Затраты на стирку, сушку, чистку спецодежды несет не работник, а работодатель. Работникам запрещено самостоятельно заниматься стиркой защитных комплектов. Роспотребнадзор наделен широкими надзорными полномочиями в сфере защиты потребительских прав. Организацию стирки спецодежды и документирование этой процедуры он также контролирует. Разберемся, как организовать стирку одежды специального назначения в соответствии с требованиями законодательства и Роспотребнадзора.
Стирка спецодежды: общие сведения
Большинство предприятий при организации стирки спецодежды руководствуется Приказом №290н, утверждающим межотраслевые правила ее использования. Стирке посвящен р. 3 этих правил. На предприятиях с особыми условиями труда применяются отраслевые, специальные документы аналогичного характера.
Конкретные правила стирки спецодежды содержатся в санитарных правилах и нормах (СанПиН). Например, приказом главного санитарного врача №141 от 11/06/03 г. введены в действие сразу несколько СанПиН, касающихся промышленности, сельского хозяйства, связи, строительства. Раздел 9 этого документа посвящен уходу за спецодеждой, а если работники предприятия имеют дело с радиоактивными компонентами и веществами, стирку производят согласно положениям СанПиН 2.2.8.46-03, в котором речь идет о дезактивации одежды.
Спецодежду стирают в зависимости от специфики отрасли, характеристик материалов, из которых она состоит. Так, Межотраслевыми правилами ОТ №36 от 17/06/03 г., утвержденными постановлением Минтруда, установлено, что спецодежду стирают раз в 6-10 дней, в зависимости от загрязнения (п. 7.14), на животноводческих комплексах, бойнях, при работе с молоком, на очистных сооружениях периодичность выше: как правило, раз в 3 дня. Работники обязаны ставить администрацию в известность о необходимости стирки и ремонта своих СИЗ.
Работник возвращает спецодежду, как правило, в день увольнения. Но желательно, чтобы он сделал это заранее, например накануне, потому что нужно определить процент износа спецодежды, оформить необходимые документы.
В каком порядке осуществляется возврат спецодежды при увольнении работника?
Посмотреть правила
Как организуется стирка
Организовать стирку спецовок можно двумя способами:
- непосредственно на предприятии;
- с использованием услуг сторонних фирм.
Со сторонними фирмами заключается договор (ГПХ) на оказание прачечных услуг, администрации остается лишь контролировать условия его исполнения.
Организация собственной прачечной – более трудоемкий процесс, требующий учитывать положения соответствующих СанПиН (2.1.2.2646-10), а также Постановления Минтруда №75 от 16/10/2000 г., утверждающего межотраслевые правила ПОТ Р М 013-2000. Законодатель прямо утверждает право уполномоченных органов, к которым относится Роспотребнадзор, осуществлять контроль за соблюдением установленных правил стирки.
Под прачечную выделяются надлежащим образом оформленное помещение и штатные сотрудники. Все нюансы устройства таких помещений содержатся в ПОТ Р М 013-2000. К примеру, особо подчеркивается, что места хранения обработанных и необработанных комплектов должны быть максимально изолированы друг от друга, для сотрудников организованы бытовки и пр.
Исходя из производственной необходимости работу прачечных можно организовать в двухсменном режиме.
Внутренними документами организации должен быть регламентирован порядок сдачи и приемки СИЗ из прачки: индивидуально каждым сотрудником или централизованно по цехам, бригадам, подразделениям.
В случае заключения договора со сторонней фирмой процесс доставки и возврата спецодежды должен быть прописан в договоре. Сотрудники не должны заниматься доставкой своих СИЗ в стороннюю организацию самостоятельно (п. 27 пр. №290н).
На заметку! Согласно СанПиН 2.1.2. 2646-10 работники прачечной также должны быть обеспечены спецодеждой. Ее заменяют не реже раза в неделю или по мере загрязнения.
График стирки и другие документы организации
Из приведенных нормативных документов видно, что конкретных сроков стирки спецодежды в законодательно-нормативной базе в настоящее время нет. В то же время осуществлять стирку работодатель обязан.
Урегулировать вопрос периодичности стирки СИЗ в организации поможет график стирки спецодежды. Он входит в состав ЛНА – «Положения о выдаче СИЗ», утвержденного приказом по организации. С учетом особенностей использования специальных комплектов одежды, в организации разрабатывается свой график стирки. Как правило, он содержит:
- наименования подразделений;
- ФИО ответственных лиц;
- время сдачи (неделю по порядку в месяце и день недели);
- информацию о сдаче в стирку (подписи сдающего лица, принимающего лица, количество комплектов);
- информацию о возврате из стирки (подписи сдающего и принимающего лиц, дату, количество комплектов).
Обычно в этот график включается и блок о ремонте СИЗ. Он оформляется аналогично. Для учета сдачи спецодежды работниками в стирку и возврата в производство применяют специальную ведомость (методуказания, утв. пр. Минфина 135н от 26/12/02 г. п. 66). Ее подписывает материально ответственное за СИЗ лицо.
ВАЖНО! Справочная информация по нормам бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других СИЗ от КонсультантПлюс доступна по ссылке
Если одежду стирают в течение рабочей недели, а не в выходной, работников надо обеспечить сменными комплектами.
Подтверждающие выполнение требований законодательства документы подлежат тщательному хранению. Роспотребнадзор в момент плановой или внеплановой проверки имеет право потребовать любой из них, о чем говорится, в частности, на официальном сайте Управления. При этом специального разрешения от Роспотребнадзора организация на свою деятельность по стирке спецодежды сотрудников получать не должна.
На заметку! Отказ работника сдавать спецодежду для стирки не является основанием для освобождения работодателя от обязанности обеспечивать стирку СИЗ (Письмо Минтруда от 5/06/18 г., обзор актуальных вопросов за период 01/05/18-31/05/18).
3- 3 Нормы расхода порошка.
Примечание.
При стирке с повторным использованием моющей жидкости нормы расхода на 50% меньше.
Таблица 7
Б е л ь е | Степень загрязненности белья | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
I | II | III | IV | |||||||||||||
мы- ло | со- да | ме- та- си- ли- кат нат- рия | КМЦ | мы- ло | со- да | ме- та- си- ли- кат нат- рия | КМЦ | мы- ло | со- да | ме- та- си- ли- кат нат- рия | КМЦ | мы- ло | со- да | ме- та- си- ли- кат нат- рия | КМЦ | |
Стирка в умягченной воде (до 1° или 0,35 мг-экв./куб. дм) | ||||||||||||||||
Бе- лое | 19 | 19 | — | 1,8 | 21 | 21 | — | 2 | 25 | 25 | — | 2,5 | 32 | 32 | — | 3 |
Бе- лое | 19 | 15 | 6 | 1,8 | 21 | 17 | 8 | 2 | 25 | 20 | 10 | 2,5 | 32 | 26 | 12 | 3 |
Цвет- ное | 20 | 3,5 | — | 1,8 | 22 | 4 | — | 2 | 26 | 5 | — | 2,5 | 33 | 7 | — | 3 |
Стирка в жесткой воде (до 12 °C или 4 мг-экв./куб.дм) | ||||||||||||||||
Бе- лое | 24 | 24 | — | 1,8 | 27 | 27 | — | 2 | 32 | 32 | — | 2,5 | 40 | 40 | — | 3 |
Бе- лое | 24 | 20 | 8 | 1,8 | 27 | 22 | 10 | 2 | 32 | 26 | 12 | 2,5 | 40 | 33 | 15 | 3 |
Цвет- ное | 24 | 5,5 | — | 1,8 | 28 | 6 | — | 2 | 33 | 7 | — | 2,5 | 42 | 9 | — | 3 |
Примечание.
При стирке с повторным использованием моющей жидкости нормы расхода на 50% меньше.
- 3.10. При трехванном способе стирки моющий раствор подают в машины 2 части в первую и по 1 во вторую и третью ванны.
- 3.11. Общее количество моющего раствора для стиральных машин различной паспортной загрузочной массы на 1 кг белья различной степени загрязненности приведено в табл. 8.
Таблица 8
Примечание.
При автоматизированной подаче моющего раствора допуск не должен превышать +/- 10% от общего количества моющего раствора.
- 3.12. На всех стиральных машинах при автоматизированной подаче моющего раствора необходимо предусмотреть возможность ручной подачи раствора.
- 3.13. Для особозагрязненного белья в первую моющую ванну добавляют соду по норме, указанной в табл. 6. При отсутствии кальцинированной соды ее заменяют тринатрийфосфатом, метасиликатом натрия или жидким стеклом.
- 3.14. Для обработки застиранного белья необходимо вводить во второе полоскание триполифосфат из расчета 1 — 2 г/куб. дм (6 — 12 кг/т белья) или техническую уксусную кислоту (18 кг/т белья), которые снимают с белья осадки кальциевых солей и остатки щелочей.
Примечание.
Триполифосфат подают в машину в сухом виде, а 10-процентный раствор уксусной кислоты вливают из эмалированной посуды.
АНО ДПО «Новгородский Учебно-деловой центр предпринимательства и малого бизнеса»
Статус c 2002 года
«Региональный центр охраны труда Новгородской области»
Великий Новгород, ул.Яковлева, 13, офис 109
Тел/факс: 8 (8162) 73 86 86
E-mail: [email protected]
Меню сайта
Полезные ссылки
- 1. rosmintrud.ru
- 2. онлайнинспекция.рф
- 3. git53.rostrud.ru
- 4. блог-инженера.рф
- 5. ohranatruda.ru
Существуют ли нормы расхода чистящих и дезинфицирующих средств и туалетной бумаги, и можно ли их отнести на затраты по охране труда?
Существуют ли нормы расхода чистящих и дезинфицирующих средств и туалетной бумаги, и можно ли их отнести на затраты по охране труда?
#вопросы_ответы@ohranatruda53
Вопрос:
Существуют ли нормы расхода чистящих и дезинфицирующих средств для уборки санитарно-бытовых помещений, нормы расхода стирального порошка для стирки спецодежды, а также нормы расхода туалетной бумаги? Можно ли расходы на приобретение этих средств отнести на затраты по охране труда?
Ответ:
Нормы расхода на стиральный порошок для стирки СИЗ можно включить в затраты по ОТ только при наличии в организации оборудованной прачечной, отвечающей требованиям Роспотребнадзора. Для того чтобы создать такое подразделение, надо разработать (заказать) проект «мини-прачечной». Согласование этого проекта с органами Роспотребнадзора потребуется, поскольку он должен разрабатываться в соответствии с требованиями постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 65 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2646-10» (вместе с «СанПиН 2.1.2.2646-10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»).
Санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных. Работодатель может организовать стирку и химчистку спецодежды самостоятельно, в помещении производственного участка. Это позволяют ему сделать п.п. 30-33 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н, ред. от 12.01.2015). Но у работодателя должны иметься для этого технические возможности (п. 32).
Затраты на дезинфицирующие и чистящие средства и на туалетную бумагу в бюджет по ОТ включать нельзя, это затраты на общехозяйственные расходы.
Нормы расхода моющих и чистящих средств единым нормативным актом на федеральном уровне не утверждены. В настоящее время продолжают действовать следующие нормативные акты: — Приложение № 18 к СанПиН 2.1.3.2630-10 с методикой определения потребности в дезинфицирующих, стерилизующих средствах, средствах для предстерилизационной очистки и кожных антисептиках; — Правила технологического процесса обработки белья в прачечных, утв. Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 14 декабря 1972 года и согласованных с Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Министерства здравоохранения СССР (с нормами расхода стиральных порошков, моющих и отбеливающих растворов, мыла и активных добавок, в зависимости от степени загрязнения белья); — МУ 3.5.736-99 «Технология обработки белья в медицинских учреждениях», утв. Главным государственным санитарным врачом от 16 мая 1999 года; — Приказ Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами»; — Письмо Минторга РСФСР от 16.06.1989 № 7-3-3/129 «О примерном расчете моющих средств для предприятий общественного питания». На материальные запасы, включая туалетную бумагу, которые не нормированы законодательными актам (в том числе региональными), учреждение вправе рассчитать нормы расхода самостоятельно и утвердить внутренним локальным документом (п. 99 Методических указаний, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н).
Нормы расхода моющих средств для уборки помещений
Для поддержания чистоты в быту каждая хозяйка самостоятельно выбирает бытовую химию и ее количество. Но когда разговор заходит о производственных предприятиях, дело обстоит иначе. Нормы расхода моющих средств для уборки помещений регламентирует государство. Они изложены в стандартах и преследуют две важные цели:
- безопасное использование химических средств;
- экономическую целесообразность.
Нормативные документы носят рекомендательный характер. На них опираются при определении реальной потребности в бытовой химии на каждом предприятии. При этом создают комиссию, которая состоит из сотрудников ответственных за соблюдение санитарных норм на предприятии. На основе приказа №1122н Министерства здравоохранения, утвержденного 17.12.2010 года, они создают перечень необходимой бытовой химии.
Нормы расхода моющих средств в бюджетных учреждениях
Когда речь идет об организациях с финансированием расходов из государственного бюджета, особое внимание уделяют обоснованию каждой покупки. Поэтому требуется более тщательное изучение рынка и следование нормативам. Расходование каждого рубля должно быть рациональным, а выбранная продукция эффективной и экономичной.
На уровне закона не предусмотрено специальных требований для таких организаций. На бытовую химию выделяют фиксированное количество средств. При этом выдвигают строгие требования к личной гигиене персонала, санитарному состоянию служебных и производственных помещений. В расчетах отталкиваются именно от этого.
Для удобства вычислений приведем выдержку из норматива.
Нормы выдачи моющих средств в детском саду
Принцип расчета остается прежним. Спецификацию разрабатывает комиссия, и утверждает руководство учреждения. В нее традиционно входят средства для решения следующих задач:
- Мытья полов.
- Дезинфекции игрушек
- Антибактериальной обработки раковин и унитазов.
- Стирки постельного белья.
- Мытья посуды.
- Чистки ковровых покрытий.
- Мытья стекол.
Ассортимент подбирают с учетом высоких антибактериальных требований, которым должны соответствовать детские комнаты. При этом предпочтение отдают не самым агрессивным составам. Ведь они могут привести к появлению раздражений на нежной коже и к аллергическим реакциям. Если позволяет бюджет, отдают предпочтение продукции с натуральными компонентами.
Особенности оформления заявок
Когда комиссия составила перечень необходимой продукции, руководитель издает приказ. Он утверждает наименования и количество бытовой химии. Для жидких составов норму расхода приводят в миллилитрах, для порошков и штучных товаров – в килограммах.
Важным критерием становится объем работ, на который производили расчет. Способ его определения зависит от специфики организаций. Это может быть здание учреждения в целом или отдельные его части:
- Для школы – классы.
- Для детского сада – группы.
- В столовых – обеденный зал или кухня.
Независимо от этого обязательно прописывают размер обрабатываемых площадей в квадратных метрах. Это может быть площадь пола, стен, остеклений и т.д. Для предметов индивидуального пользования количество указывают в штуках: унитазы, раковины, писсуары, ванны.
Последним требованием становится временной интервал, для которого производили расчеты. В зависимости от сезонности и периодичности закупок это могут быть:
- месяц;
- квартал;
- год;
- смена.
Такой подход позволяет планировать расходы на предприятии и избегать расточительного использования товаров и инвентаря для уборки.
Нормы расхода моющих средств в столовой
Для их определения пользуются выдержкой из приказа №1122н Министерства здравоохранения. Особенностью является необходимость справляться с большим количеством жировых загрязнений. Самой эффективной продукцией для их удаления становятся составы на основе анионных поверхностно-активных веществ.
При этом важно учитывать ограничения по предельному содержанию в них агрессивных компонентов, которые могут привести к негативным последствиям:
- АПАВ. Пересушивают кожные покровы, провоцируют дерматиты, раздражения, аллергические реакции.
- Хлор. Его пары токсичны и могут вызывать отравления. Летучие компоненты быстро распространяются в замкнутых пространствах. Чтобы избежать негативного влияния, нужно интенсивно проветривать комнаты, в которых он используется.
- Фосфаты. В больших количествах поражают органы дыхания. Служат причиной появления астмы.
Информация по содержанию в рецептуре каждого компонента находится на упаковке. В бытовой химии учтены требования стандартов. Но при формировании перечня продукции для закупки важно подбирать составы с разными агрессивными компонентами. Это позволит избежать их передозировки.
Списание моющих средств
Списывают бытовую химию так же, как и другие материальные запасы. Основанием служит приказ руководителя с утвержденными по предприятию нормами их расхода. Количественную меру определяют индивидуально для каждого учреждения. При этом обязательно учитывается специфика работы заведения.
Ориентиром служит постановление правительства №1684, утвержденное в декабре 2011 года. В одиннадцати его разделах подробно расписаны требования к разным организационным структурам.
Для списания расходных материалов с баланса бухгалтер должен составить соответствующий акт, который по форме может отличаться в зависимости от типа муниципального или государственного учреждения. Акт служит основанием для последующей записи о выбытии продукции.
В зависимости от объема материалов, акт подписывает только начальник предприятия или руководитель совместно с комиссией, которая отвечает за поступление и выбытие товаров этой категории.
Главное правило – акт списания должен согласовываться с утвержденными нормами расхода моющих средств. Фактическое расходование бытовой химии может превышать норматив по объективным причинам. Если это происходит, нужно пересогласовать приказ об установлении норм.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.