Чем различаются соцнорма и норматив потребления коммунальных услуг
Законы, регулирующие отношения в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, оперируют двумя похожими понятиями: «социальная норма» и «норматив» потребления коммунальных услуг. Несмотря на созвучие, они различаются функционально. Разберём эти понятия, чтобы не путать их при расчёте платы за КУ.
Когда по закону применяются норматив и соцнорма
Оба эти понятия – из сферы расчётов платы за коммунальные услуги, которые ежемесячно делают исполнители КУ, в том числе управляющие организации. Поэтому следует разводить понятия норматива и социальной нормы во избежание путаницы и ошибок.
Размер платы за КУ в жилом помещении с установленным индивидуальным прибором учёта определяется исходя из показаний такого прибора учёта за расчётный период (п. 42 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).
Если счётчик в помещении не установлен или вышел из строя, то объём потреблённого ресурса определяется расчётными методами: первые три месяца — исходя из среднемесячного потребления, затем – по нормативу потребления коммунальной услуги (п.п. 42, 59, 60 ПП РФ № 354).
Независимо от метода определения объёма, расчёт платы за ресурс производится по тарифам, установленным для населения органом исполнительной власти субъекта РФ в области тарифного регулирования. При этом в субъектах РФ, где установлена социальная норма потребления электрической энергии, размер платы рассчитывается по тарифам, установленным в пределах и сверх такой социальной нормы (п. 38 ПП РФ № 354).
Из законодательства видно, что норматив потребления и социальная норма применяются в разных ситуациях: норматив определяет объём ресурса, а социальная норма – размер платы в зависимости от объёма. При этом соцнорма применяется и непосредственно при расчёте платы по нормативу. Поговорим об этом подробнее.
Кто и как устанавливает нормативы потребления
Норматив – это средний показатель потребления коммунальной услуги на одного человека. Расчёт нормативов потребления делается согласно постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и принятым на региональном уровне нормативным актам.
- потреблённого на содержание общего имущества многоквартирного дома;
- потреблённого в помещениях собственников;
- используемого для содержания земельного участка и надворных построек (п. 10 ПП РФ № 306).
Нормативы потребления коммунальных услуг в помещениях собственников устанавливаются на три года и в этот период не подлежат пересмотру (п. 14 ПП РФ № 306). Нормативы, установленные для содержания общего имущества собственников МКД, могут быть пересмотрены, если изменилась степень энергоэффективности дома, был проведён капитальный ремонт и т.д. (п. 16 ПП РФ № 306).
- этажность постройки, вид системы теплоснабжения и др. – для ГВС, ХВС;
- количество комнат в квартире, площадь дома – для энергоснабжения;
- состояние внутридомовых инженерных сетей – для газоснабжения;
- объём жилых помещений, площадь всех окон, материалы, из которых сделаны стены и крыша – для отопления.
Износ внутридомовых инженерных систем учитывается при определении нормативов для всех коммунальных услуг (п. 4 ПП РФ № 306).
- при отсутствии ИПУ и технической возможности его установки;
- при непередаче показаний установленного ИПУ более трёх расчётных периодов подряд;
- при выходе ИПУ из строя или в случае отказа в допуске исполнителя КУ в помещение для проверки счётчика – по истечении трёх расчётных периодов с момента установления указанных фактов, с применением повышающего коэффициента.
Когда применяется социальная норма
Если норматив установлен и применяется ко всем коммунальным услугам, то социальная норма введена в России только на потребление электроэнергии и не во всех регионах. Постановление Правительства от 06.05.2011 № 354 и приказ Федеральной службы РФ по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 закрепляют возможность субъектов РФ устанавливать тарифы на электроэнергию, поставляемую населению, в пределах социальной нормы и сверх этой нормы. Такой метод расчёта объёмов потребления электрической энергии должен помочь потребителям использовать ресурс более рационально.
Социальная норма – это объём ресурса, установленный для одного человека и используемый для определения тарифа при расчёте платы за коммунальную услугу. Объём электроэнергии в пределах соцнормы рассчитывается по более низкому тарифу по сравнению с кВт*ч, потреблёнными сверх нормы.
Применение социальной нормы потребления электроэнергии стало возможным после вступления в силу постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 614. Нормативный акт регламентировал порядок установления и применения соцнорм. Постановление Правительства РФ № 614 закрепило обязанность исполнителей КУ вести раздельный учёт объёмов электрической энергии, поставляемой потребителям в пределах и сверх соцнормы (п. 47 разд. III ПП РФ № 614).
- низкий – для расчёта платы за кВт*ч в пределах соцнормы;
- высокий – для расчёта платы за объём электроэнергии, потреблённый сверх нормы.
В каждом регионе, где принято решение о применении социальных норм, их размер зависит от климатических условий и продолжительности светового дня. Независимо от субъекта РФ, установленные социальные нормы различны для помещений с разными характеристиками (прил. 5.1, 5.2 к ПП РФ № 614).
- расположения помещения в городе или сельской местности;
- наличия стационарной электроплиты;
- системы ГВС и теплоснабжения: используются ли для этого электрообогреватели или иные установки;
- состояния дома: аварийность, степень износа;
- отопительного сезона.
При этом чем больше человек зарегистрировано в жилом помещении, тем выше будет социальная норма потребления электроэнергии в таком помещении. Например:
Пределы социальной нормы используются при определении платы за электроэнергию как при наличии показаний индивидуальных приборов учёта, так и при расчётных методах: по среднему и по нормативу (п. 32 ПП РФ № 354, п. 33 разд. III ПП РФ № 614). Также она применяется при расчётах платы за ресурс, потреблённый на содержание общего имущества МКД (п. 32 разд. III ПП РФ № 614).
Если в помещении из-за отсутствия технической возможности не установлен ИПУ электроэнергии, плата за весь объём ресурса, определённый исходя из норматива, будет рассчитываться по тарифу в пределах соцнормы (по низкому).
При отсутствии ИПУ (утрата, выход из строя) расчёт объёма ведётся согласно п. 59, 60 ПП РФ № 354 с использованием установленной социальной нормы в течение двух расчётных периодов. Затем соцнорма применяется с понижающим её коэффициентом, о чём исполнитель КУ должен уведомить потребителя.
Если в течение двух месяцев потребитель не установил ИПУ, то в первые полгода к величине социальной нормы применяется коэффициент 0,9. Затем каждые 6 месяцев коэффициент понижения соцнормы уменьшается на 0,1 до предельного значения 0,7 (п. 33 разд. III ПП РФ № 614).
На сегодняшний день социальная норма для расчётов платы за электрическую энергию, потреблённую населением, введена только в нескольких субъектах РФ. Например, в Ростовской, Орловской, Владимирской областях, в Забайкальском крае.
В чём главные отличия норматива от соцнормы
И норматив, и социальная норма потребления электроэнергии – это некий предельный объём ресурса, установленный органами власти субъектов РФ. Несмотря на созвучие двух терминов, между ними существует ряд важных различий, поэтому путать их нельзя ни в коем случае:
Нормативы потребления
На основании постановления Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41 “О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий” действует норматив на теплоснабжение:
1. Норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений: 0,016 Гкал/кв. м
2. Норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды: 0,294 Гкал/чел.
Водоснабжение и водоотведение
Согласно постановления Правительства Москвы от 28 июля 1998 г. N 566 “О мерах по стимулированию энерго- и водосбережения в г. Москве – действует норматив на водоснабжение и водоотведение:
(куб. м на 1 человека в месяц)
(куб. м на 1 человека в месяц)
(куб. м на 1 человека в месяц)
Жилые дома, оборудованные водопроводом, канализацией, ваннами с централизованным горячим водоснабжением
Жилые дома, оборудованные водопроводом, канализацией, ваннами с многоточечными газовыми нагревателями
Жилые дома, оборудованные канализацией, водопроводом с газовыми нагревателями у ванн
Жилые дома гостиничного типа, оборудованные водопроводом, газом и горячим водоснабжением
Жилые дома с водопроводом, канализацией, без ванн, с газопроводом
Жилые дома с водопользованием из водозаборных колонок
Электроэнергия
Согласно постановления Правительства Москвы от 20 декабря 1994 г. N 1161 “О переходе ко второму этапу реформы системы оплаты жилищно-коммунальных услуг» в г.Москве действует норматив потребления электроэнергии:
Для одиноких граждан, проживающих в квартире, оборудованной газовой плитой
50 кВтч/чел. – в месяц
Для одиноких граждан, проживающих в квартире, оборудованной электрической плитой
80 кВтч/чел. – в месяц
Для семей, проживающих в квартире, оборудованной газовой плитой
45 кВтч/чел. – в месяц
Для семей, проживающих в квартире, оборудованной электрической плитой
70 кВтч/чел. – в месяц
Газоснабжение
На основании Постановлениея Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41 “О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий” в Москве действует следующий норматив потребления газа:
При наличии в квартире газовой плиты и централизованного горячего
водоснабжения
8,3 куб.м/чел в месяц
При наличии в квартире газовой плиты и газового водонагревателя
(при отсутствии централизованного горячего водоснабжения)
20,8 куб.м/чел в месяц
При наличии в квартире газовой плиты и отсутствии централизованного
горячего водоснабжения и газового водонагревателя
10,4 куб.м/чел в месяц
Оплата по нормативу за отопление производится в том случае, если в доме не установлен общедомовой счетчик тепла. Оплата электроэнергии, водоснабжения, водоотведения и газа производится по установленным нормам, если не установлен индивидуальный прибор учета. При этом необходимо также учитывать то, что согласно постановлению Правительства РФ от 16 апреля 2013 № 344, в случае отсутствия у потребителей приборов учета (коллективных или индивидуальных), при наличии технической возможности их установки, к нормативам потребления коммунальных услуг в жилых помещениях будут применяться повышающие коэффициенты.
Нормативы
«Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории свердловской области»
Холодное водоснабжение, горячее водоснабжение
«Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях на территории муниципального образования «город Екатеринбург»
«Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории Свердловской области»
Нормативы потребления коммунальных ресурсов, нормативы отведения сточных вод в целях содержания общего имущества
«Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Свердловской области» (вместе с «Нормативами потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Свердловской области», «Нормативами потребления холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Свердловской области»)
О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 31.05.2017 № 39-ПК «Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Свердловской области»
«Об утверждении нормативов отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Свердловской области»
«Об утверждении нормативов потребления природного газа и сжиженного емкостного газа населением Свердловской области на бытовые и прочие нужды при отсутствии приборов учета»
Отопление
«Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в городе Екатеринбурге»
С 1 июля 2016 года расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
На территории Свердловской области с 1 июля 2016 года сохраняется применение действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года нормативов потребления тепловой энергии по отоплению, утвержденных органами местного самоуправления, до установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению Региональной энергетической комиссией Свердловской области в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Начисление размера платы за коммунальные услуги должно осуществляться в рамках утвержденных предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Указ Губернатора Свердловской области от 14.12.2020 № 692-УГ «Об утверждении значений предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, на 2021 год»
Нормативы потребления коммунальных услуг
МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 20 октября 2020 года N 386-РВ
2. Установить, что нормативы потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях, утверждаемые пунктом 1 настоящего распоряжения, определены расчетным методом и вводятся в действие с 01.11.2020.
3. Административно-аналитическому управлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области направить на опубликование настоящее распоряжение в газете «Еженедельные новости. Подмосковье» и обеспечить размещение на официальном сайте Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области в информационно коммуникационной сети Интернет.
4. Управлению регулирования нормативов Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области обеспечить направление копий настоящего распоряжения в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области в течении семи дней после дня первого официального опубликования распоряжения.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства Московской области Черепанова С.С.
Министр жилищно-коммунального
хозяйства Московской области
А.А.Велиховский
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Министерства
жилищно-коммунального хозяйства
Московской области
от 20 октября 2020 года N 386-РВ
Нормативы потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях на территории Московской области
Категория благоустройства многоквартирных и жилых домов
Норматив потребления коммунальной услуги холодного водоснабжения
Норматив потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения
Норматив потребления коммунальной услуги водоотведения
Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, ваннами сидячими длиной 1200 мм с душем
куб. метр в месяц на человека
Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, ваннами длиной 1500-1550 мм с душем
куб. метр в месяц на человека
Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, ваннами длиной 1650-1700 мм с душем
куб. метр в месяц на человека
Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, ваннами без душа
куб. метр в месяц на человека
Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, душем
куб. метр в месяц на человека
Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, душами и ваннами сидячими длиной 1200 мм с душем
куб. метр в месяц на человека
Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, душами и ваннами длиной 1500-1550 мм с душем
куб. метр в месяц на человека
Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, душами и ваннами длиной 1650-1700 мм с душем
куб. метр в месяц на человека
Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, душами и ваннами без душа
куб. метр в месяц на человека
Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, душами
куб. метр в месяц на человека
Многоквартирные и жилые дома без водонагревателей с водопроводом и канализацией, оборудованные раковинами, мойками и унитазами
куб. метр в месяц на человека
Многоквартирные и жилые дома без водонагревателей с централизованным холодным водоснабжением и водоотведением, оборудованные раковинами и мойками
куб. метр в месяц на человека
Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным водоснабжением, без централизованного водоотведения, оборудованные умывальниками, мойками, унитазами, ваннами сидячими длиной 1200 мм, душами
куб. метр в месяц на человека
Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным водоснабжением, без централизованного водоотведения, оборудованные умывальниками, мойками, унитазами, ваннами длиной 1500-1550 мм, душами
куб. метр в месяц на человека
Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным водоснабжением, без централизованного водоотведения, оборудованные умывальниками, мойками, унитазами, ваннами длиной 1650-1700 мм, душами
куб. метр в месяц на человека
Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным водоснабжением, без централизованного водоотведения, оборудованные умывальниками, мойками, унитазами, ваннами без душа
куб. метр в месяц на человека
Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным водоснабжением, без централизованного водоотведения, оборудованные умывальниками, мойками, унитазами
куб. метр в месяц на человека
Многоквартирные и жилые дома с водоразборной колонкой
куб. метр в месяц на человека
Дома, использующиеся в качестве общежитий, оборудованные мойками, раковинами, унитазами, с душевыми с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением
куб. метр в месяц на человека
Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным водоснабжением, оборудованные умывальниками, мойками
куб. метр в месяц на человека
Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками
куб. метр в месяц на человека
Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным водоснабжением, водоотведением, оборудованные унитазами, мойками
куб. метр в месяц на человека
Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным водоснабжением, водоотведением с водонагревателями, оборудованные умывальниками, мойками, унитазами
куб. метр в месяц на человека
Дома, использующиеся в качестве общежитий с централизованным холодным водоснабжением и водоотведением, с водонагревателями, оборудованные мойками, раковинами, унитазами, с душевыми
куб. метр в месяц на человека
Дома, использующиеся в качестве общежитий с централизованным холодным водоснабжением и водоотведением, оборудованные мойками, раковинами, унитазами