Социальная норма энергопотребления
С 1 июля 2021 года Правительство вводит соц. норму на электричество для населения.
По мнению Минэнерго, установленная социальная норма потребления электроэнергии 300 кВт*ч станет щадящим вариантом для малообеспеченных семей.
Причины введения нормы
Что такое социальная норма потребления электроэнергии? Это фиксированный объем потребления электричества, который используется для расчета платы за услугу. Устанавливается для всех слоев населения одинаковым, и применяется только для коммунальных и бытовых нужд.
В настоящее время все граждане РФ оплачивают электроэнергию по одинаковым тарифам, в независимости от уровня потребления.
Льготные тарифы для малообеспеченных семей или для сельской местности рассчитываются по ставкам ниже себестоимости. Однако обеспеченные люди, потребляющие электричество в повышенном объеме, производят оплату по тем же тарифам. В итоге государство помогает зажиточным гражданам больше, чем малообеспеченным группам лиц.
Социальная норма позволит более справедливо распределить нагрузку, аналогично прогрессивной налоговой шкале, где бедные платят меньше, чем богатые. Поэтому социальную норму потребления можно считать государственной поддержкой социально уязвимых групп.
Такой подход поможет справедливо распределить финансовое бремя, чтобы высокие ставки юридических лиц не оплачивались за счет низких тарифов для физических лиц.
Суть реформы заключается в следующем:
- Определение объема потребления электричества, удовлетворяющее потребности жильцов.
- Установление стоимости электроэнергии немного ниже, чем до введения соц. нормы, и заметно выше, если потребление электричества идет сверх объема.
Правительство хочет стимулировать граждан к экономии энергоресурсов, и заставить платить намного дороже тех, кто потребляет электричество больше социальной нормы. Цели преследуются разные, начиная от энергосбережения до сокращения дотирования цен за счет продажи электроэнергии промышленникам по более высокой цене.
Проводимый в регионах эксперимент предполагал социальную норму электричества на одного человека, а в 2021 году она уже будет установлена из расчета подключения на одну квартиру.
Соц. норма на электроэнергию влияет только на оплату и не ограничивает объем потребления. Согласно статистическим данным, размер социальной нормы потребления в 2021 году 300 кВт*ч в месяц превышает средний уровень, составляющий 225кВт/ч на точку подключения.
Градация тарифов
Чтобы владельцы элитных жилых объектов оплачивали услугу по повышенным ставкам сверх социальной нормы потребления, предполагается внедрить ступенчатую систему тарифов, которая состоит из трех уровней:
Базовый тариф | от 300 кВт*ч |
Повышенный тариф | от 300 до 500 кВт*ч |
Высокий тариф | свыше 500 кВт*ч |
Получается, в пределах нормы киловатты стоят дешевле, а свыше нормы — дороже. Методику определения тарифов утверждает Федеральная служба по тарифам Российской Федерации.
Дифференцированные тарифы по зонам суток
Потребление электроэнергии в Нижегородской, Ростовской, Владимирской областях показала, что соц. норма на электроэнергию может совмещаться с двухзонными и трехзонными тарифами с более дробной сеткой (день/ночь и пик/полупик/ночь).
Так как перераспределение нагрузки на электросети является важным моментом в социальной норме потребления, дифференцированные тарифы в 2021 году упразднять не будут.
Планируется убрать некоторые льготы по оплате электроэнергии. Так, постепенно отменяют:
- пониженные тарифы для сельской местности;
- льготные расценки для жилых объектов с электроплитами;
- тарифы для садоводческих объединений, которые равняются расценкам для граждан.
Вместо льготных тарифов вводятся субсидии для льготников в виде доплаты к пособиям. Сохранится дифференциация в зависимости от численности и состава жильцов (льготы инвалидам, многодетным семьям) в рамках ступенчатой системы градации оплаты.
Проект
На сегодняшний день граждане и организации расходуют электроэнергию не экономно. По данным Минэнерго РФ, в результате нерационального электропотребления годовые потери электроэнергии составляют 13 от общего объема.
По сравнению с ранее действовавшими лимитами, нормы энергопотребления возросли на 10%. Это привело к поиску варианта бережного расходования электричества, такого как установка индивидуальных счетчиков, так как оплата по приборам учета вынуждает граждан экономить ресурсы.
Учитывая установленные лимиты потребления и факторы, влияющие на величину норматива, за использованную электроэнергию выгоднее расплачиваться по показаниям установленного электросчетчика. Оплата производится без переплаты, только за израсходованные ресурсы.
Однако установка индивидуального прибора учета возможна не для всех потребителей из-за отсутствия технической возможности. Состояния сетей жилых зданий изношенное и неудовлетворительное, а иногда потребители сами не хотят добровольно устанавливать счетчики.
Законодательством были утверждены нормы электропотребления для населения, которые влияют на итоговую сумму оплаты поставщику услуг.
Порядок расчета регламентируются законодательными актами:
- Правительственное постановление № 614 о порядке социальной нормы электроэнергии.
- Федеральный закон № 35-ФЗ с общими принципами нормативов электроэнергетики.
- Федеральный закон № 261-ФЗ, направленный на снижение потерь энергосбережения.
Пилотный проект был запущен в 8 регионах России: Ростовской, Нижегородской, Орловской, Владимирской областях, Красноярском и Забайкальском крае, а также в Севастополе и Крыму, где была установлена норма электроэнергии на человека 50 – 190 кВт*ч.
Например, социальная норма электроэнергии в Ростовской области:
- на 1 человека – 96 кВт*ч;
- на 2 – 156 кВт*ч;
- на 3 – 196 кВт*ч;
- на каждого последующего члена семьи – плюс 40 кВт*ч.
Получается, норма на семью из 4 человек составляет 236 кВт*ч. Это меньше планируемой в 2021 году 300 кВт*ч.
Эксперимент с грамотно рассчитанным тарифом прошел успешно для промышленников и обычных потребителей, но переплачивать за свет были вынуждены многодетные семьи и собственники ветхого жилья.
Преимущества и недостатки социальной нормы 2021 года
Выгодность или невыгодность социальной нормы в 2021 году будет зависеть от методики определения тарифов. Для расчета в разных регионах будут браться разные данные.
Социальная реформа потребления электроэнергии имеет свои положительные стороны:
Минусы реформы:
- Сокращение объема показателей для гаражных и садоводческих кооперативов и ликвидация льгот для сельских жителей и жильцов с электроплитами, которые сейчас платят за электроэнергию со скидкой 30%.
- Не учитываются интересы многодетных семей, собственников ветхого жилья и тех, кто не имеет возможности использовать приборы с дорогостоящими энергосберегающими технологиями.
- Неизвестный результат данной методики расчета тарифов.
Проект пока еще не запущен в полной мере по причине сложности в проверке показаний счетчиков и числа проживающих.
Если обычные нормы рассчитать для потребителя не сложно, то расчеты по двухзонному или трехзонному тарифу вызывают трудности. Для каждой из этих частей суток утверждается еще несколько тарифов в пределах и свыше нормы.
Расчет электропотребления
Многих интересует, как рассчитать соц. норму энергопотребления. До принятия нового постановления, соц. норма электроэнергии зависела от таких параметров:
Основные отличия социальной нормы 2013 и 2021 годов:
Соц. норма на электричество в 2013 году | Соц. норма на электричество в 2021 году |
норма энергопотребления на человека | норма энергопотребления на точку подключения |
от 50 кВт*ч с разницей по регионам | 300 кВт*ч единая ставка |
2 ставки: норма и сверх нормы | 3 ставки: до 300 кВт*ч, 300 – 500 кВт*ч, свыше 500 кВт*ч |
льготы сохранены | льготы упразднены частично |
Предельные нормы на одного человека в месяц, в зависимости от пользования газо- или электроплитами составляют:
- семьи, проживающие в 1 комн. кв. – 28-63 кВт*ч или 37-89 кВт*ч;
- одинокие лица, проживающие в 1 комн. кв. – 81-185 кВт*ч или 108-263 кВт*ч.
Нормы энергопотребления рассчитываются с учетом обстоятельств:
Город
Для расчета социальной нормы в городе базовая величина является средним уровнем потребления одного проживающего человека в жилом помещении, в котором отсутствуют электронагревательные, электроотопительные приборы и электроплиты. Дальнейший расчет ведется от этой величины. Нормативы берутся из статистических данных Минэнерго.
Например, возьмем расчет нормы для большой семьи, где соц. норма для одного проживающего составляет + 50 кВт*ч. На второго, третьего, четвертого и пятого члена семьи прибавляется по 20 кВт*ч на каждого, с учетом коэффициента типа жилья.
Для многодетных семей планируют применять пониженный тариф на весь объем энергопотребления.
При наличии установленных электронагревательных, электроотопительных приборов и электроплит, к расчетной норме прибавляется норма на потребления на электроплиту, но не более 90 кВт*ч на человека в месяц. Норма потребления на отопление при отсутствии централизованного горячего водоснабжения составляет не более 3000 кВт*ч в месяц на 1 квартиру или дом в отопительный сезон.
Приведем в пример расчет нормы в Нижегородской области, где установлена базовая социальная норма 103 кВт*ч на одного проживающего лица в 1-комн. квартире с газовой плитой.
Если жильцов двое, то норма составляет 169 кВт*ч, а если трое, то 218 кВт*ч. Если никто не прописан в квартире, то за электропотребление придется платить по более дорогому тарифу, так как зачастую такое жилье сдают в аренду.
Количество комнат в квартире учитывается не во всех регионах. В данном регионе соц. норма зависит от количества комнат в жилом помещении. Так, для 1-комн. кв. норма составляет 103 кВт*ч, для 2-комн. кв. с одним жильцом – 133 кВт*ч, и для 3-комн. кв. – 150 кВт*ч.
Соц. норма потребления энергоресурсов в сельской местности отличается от нормативов для города, так как здесь учитывается специфика потребления электроэнергии.
То есть, расчет идет как для города с учетом типа жилья, наличия или отсутствия электрооборудования и количества зарегистрированных лиц. Затем к полученному числу прибавляется поправочная величина, но не более 100 кВт*ч в месяц на 1 дом.
Итак, перспективы нововведения сводятся к тому, что норму потребления станут рассчитывать относительно квартиры или дома, а не в отношении одного жильца. По самой льготной цене население может потреблять объем электроэнергии до 300 кВт*ч.
Дополнительная группа людей, потребляющих в пределах 300-500 кВт*ч, будет оплачивать счета по более высокой цене, а лиц, потребляющих выше 500 кВт*ч, приблизят к коммерческим потребителям.
Нормативы потребления электроэнергии
В силу требования пункта 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее – Правила N 306), нормативы потребления коммунальных услуг на территории Республики Татарстан устанавливаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства республики Татарстан.
С нормативами потребления коммунальной услуги по электроснабжению, утверждёнными Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Вы можете ознакомиться ниже.
НОРМАТИВЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ
кВт/ч на одного человека в месяц
Количество человек, проживающих в квартире
Энергоснабжение в жилых помещениях многоквартирных и жилых домов, общежитий, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, электроотопительными, электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения
4 комнаты и более
Энергоснабжение в жилых помещениях многоквартирных и жилых домов, общежитий, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения
4 комнаты и более
Энергоснабжение в жилых помещениях многоквартирных и жилых домов, общежитий, не оборудованных стационарными электроплитами, но оборудованных в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в отопительный период
4 комнаты и более
Энергоснабжение в жилых помещениях многоквартирных и жилых домов, общежитий, не оборудованных стационарными электроплитами, но оборудованных в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, вне отопительного сезона
4 комнаты и более
Энергоснабжение в жилых помещениях многоквартирных и жилых домов, общежитий, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения
4 комнаты и более
Норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению для домов с электроотопительными установками
Направление использования услуги
Норматив потребления электроэнергии на отопление (в отопительный период 8 месяцев)
кВт/ч в месяц на кв. метр
Группы оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома
Норматив потребления, кВт/ч в месяц на кв. метр
Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения
Осветительные установки подъездного и надподъездного освещения <2>
Осветительные установки подъездного и надподъездного освещения <3>
Осветительные установки подъездного и надподъездного освещения <3> и лампы освещения придомовой территории, расположенные на фасаде многоквартирного дома и запитанные от домовых сетей, мощностью свыше 60 Вт
Осветительные установки подъездного и надподъездного освещения <2> и иное оборудование <4>
Осветительные установки подъездного и надподъездного освещения <3> и иное оборудование <4>
Осветительные установки подъездного и надподъездного освещения <3> и лампы освещения придомовой территории, расположенные на фасаде многоквартирного дома и запитанные от домовых сетей, мощностью свыше 60 Вт и иное оборудование <4>
Осветительные установки подъездного и надподъездного освещения <2>, насосное оборудование (1 насос) и иное оборудование <4>
Осветительные установки подъездного и над подъездного освещения <3>, насосное оборудование (1 насос) и иное оборудование <4>
Осветительные установки подъездного и надподъездного освещения <3> и лампы освещения придомовой территории, расположенные на фасаде многоквартирного дома и запитанные от домовых сетей, мощностью свыше 60 Вт, насосное оборудование (1 насос) и иное оборудование <4>
Осветительные установки подъездного и надподъездного освещения <2>, насосное оборудование (2 насоса) и иное оборудование <4>
Осветительные установки подъездного и надподъездного освещения <3>, насосное оборудование (2 насоса) и иное оборудование <4>
Осветительные установки подъездного и надподъездного освещения <3> и лампы освещения придомовой территории, расположенные на фасаде многоквартирного дома и запитанные от домовых сетей, мощностью свыше 60 Вт, насосное оборудование (2 насоса) и иное оборудование <4>
Осветительные установки подъездного и надподъездного освещения <2>, насосное оборудование (3 и более насоса) и иное оборудование <4>
Осветительные установки подъездного и надподъездного освещения <3>, насосное оборудование (3 и более насоса) и иное оборудование <4>
Осветительные установки подъездного и надподъездного освещения <3> и лампы освещения придомовой территории, расположенные на фасаде многоквартирного дома и запитанные от домовых сетей, мощностью свыше 60 Вт, насосное оборудование (3 и более насоса) и иное оборудование <4>
Многоквартирные дома, оборудованные лифтами и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения
Осветительные установки подъездного и надподъездного освещения <2>, силовое оборудование лифтов и иное оборудование <4>
Осветительные установки подъездного и надподъездного освещения <3>, силовое оборудование лифтов и иное оборудование <4>
Осветительные установки подъездного и надподъездного освещения <3> и лампы освещения придомовой территории, расположенные на фасаде многоквартирного дома и запитанные от домовых сетей, мощностью свыше 60 Вт, силовое оборудование лифтов и иное оборудование <4>
Осветительные установки подъездного и надподъездного освещения <2>, насосное оборудование (1 насос), силовое оборудование лифтов и иное оборудование <4>
Осветительные установки подъездного и надподъездного освещения <3>, насосное оборудование (1 насос), силовое оборудование лифтов и иное оборудование <4>
светительные установки подъездного и надподъездного освещения <3> и лампы освещения придомовой территории, расположенные на фасаде многоквартирного дома и запитанные от домовых сетей, мощностью свыше 60 Вт, насосное оборудование (1 насос), силовое оборудование лифтов и иное оборудование <4>
Осветительные установки подъездного и надподъездного освещения <2>, насосное оборудование (2 насоса), силовое оборудование лифтов и иное оборудование <4>
Осветительные установки подъездного и надподъездного освещения <3>, насосное оборудование (2 насоса), силовое оборудование лифтов и иное оборудование <4>
Осветительные установки подъездного и надподъездного освещения <3> и лампы освещения придомовой территории, расположенные на фасаде многоквартирного дома и запитанные от домовых сетей, мощностью свыше 60 Вт, насосное оборудование (2 насоса), силовое оборудование лифтов и иное оборудование <4>
Осветительные установки подъездного и надподъездного освещения <2>, насосное оборудование (3 и более насоса), силовое оборудование лифтов и иное оборудование <4>
Осветительные установки подъездного и надподъездного освещения <3>, насосное оборудование (3 и более насоса), силовое оборудование лифтов и иное оборудование <4>
Осветительные установки подъездного и надподъездного освещения <3> и лампы освещения придомовой территории, расположенные на фасаде многоквартирного дома и запитанные от домовых сетей, мощностью свыше 60 Вт, насосное оборудование (3 и более насоса), силовое оборудование лифтов и иное оборудование <4>
Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в отопительный период
Осветительные установки подъездного и надподъездного освещения <2>, электроотопительные установки и иное оборудование <4>
Осветительные установки подъездного и надподъездного освещения <3>, электроотопительные установки и иное оборудование <4>
Осветительные установки подъездного и надподъездного освещения <3> и лампы освещения придомовой территории, расположенные на фасаде многоквартирного дома и запитанные от домовых сетей, мощностью свыше 60 Вт, электроотопительные установки и иное оборудование <4>
Многоквартирные дома, оборудованные лифтами и электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в отопительный период
Осветительные установки подъездного и надподъездного освещения <2>, электроотопительные установки, силовое оборудование лифтов и иное оборудование <4>
Осветительные установки подъездного и надподъездного освещения <3>, электроотопительные установки, силовое оборудование лифтов и иное оборудование <4>
Осветительные установки подъездного и надподъездного освещения <3> и лампы освещения придомовой территории, расположенные на фасаде многоквартирного дома и запитанные от домовых сетей, мощностью свыше 60 Вт, электроотопительные установки, силовое оборудование лифтов и иное оборудование <4>
Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, вне отопительного периода
Осветительные установки подъездного и надподъездного освещения <2>, электроотопительные установки и иное оборудование <4>
Осветительные установки подъездного и надподъездного освещения <3>, электроотопительные установки и иное оборудование <4>
Осветительные установки подъездного и надподъездного освещения <3> и лампы освещения придомовой территории, расположенные на фасаде многоквартирного дома и запитанные от домовых сетей, мощностью свыше 60 Вт, электроотопительные установки и иное оборудование <4>
Многоквартирные дома, оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, вне отопительного периода
Осветительные установки подъездного и надподъездного освещения <2>, электроотопительные установки, силовое оборудование лифтов и иное оборудование <4>
Осветительные установки подъездного и надподъездного освещения <3>, электроотопительные установки, силовое оборудование лифтов и иное оборудование <4>
Осветительные установки подъездного и надподъездного освещения <3> и лампы освещения придомовой территории, расположенные на фасаде многоквартирного дома и запитанные от домовых сетей, мощностью свыше 60 Вт, электроотопительные установки, силовое оборудование лифтов и иное оборудование <4>
<1> для оборудования, установленного в соответствии с проектной и (или) технической документацией на многоквартирный дом.
<2> с использованием энергосберегающих ламп мощностью до 10 Вт и (или) с применением датчиков движения, или акустических выключателей, или аналогичного энергосберегающего оборудования.
<3> с использованием ламп накаливания, не оборудованных датчиками движения или акустическими выключателями, или аналогичным оборудованием.
<4> системы противопожарного оборудования и (или) дымоудаления, и (или) дверные запирающие устройства, и (или) усилители телеантенн коллективного пользования.
Нормативы потребления услуги энергоснабжения при использовании надворных построек, расположенных на земельном участке
Нормативы потребления электроэнергии
Нормативы потребления используются для расчета платы за коммунальные услуги в тех случаях, если собственником не передаются показания прибора учета, то есть выяснить фактический расход услуги невозможно. Если показания не передаются в связи с поломкой прибора учета, то первые три месяца плату за электроэнергию ему будут начислять по среднемесячному расходу, а с четвертого – уже по нормативам. Если счетчик имеется, но собственник по каким-либо причинам не передает показания, то нормативы начинают применять с четвертого месяца. До этого момента расчет ведется также исходя из среднемесячного потребления.
Напоминаем, что если у жителя многоквартирного дома имеется техническая возможность для установки прибора учета, но при этом счетчик отсутствует, то при начислении платы за электроэнергию к нормативам применяется повышающий коэффициент 1,4. С 1 января 2017 года повышающий коэффициент увеличится до 1,5.
Нормативы потребления электроэнергии утверждены «Постановлением Правительства Красноярского края от 11.10.2016 № 518-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Красноярского края», с изменениями и дополнениями от 03.08.2017 ПП Красноярского края № 450-п Постановление вступает в силу с 01.09.2017.
Многоквартирные дома, жилые дома, общежития квартирного типа, не оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, электроотопительными, электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения
кВт·ч в месяц на человека
Многоквартирные дома, жилые дома, общежития квартирного типа, оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения
кВт·ч в месяц на человека
Многоквартирные дома, жилые дома, общежития квартирного типа, оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения
кВт·ч в месяц на человека
Многоквартирные дома, жилые дома, общежития квартирного типа, оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в отопительный период
кВт·ч в месяц на человека
Постановление Правительства Красноярского края от 17 мая 2017 г. N 271-П
«Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Красноярского края и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Красноярского края, устанавливающие нормативы потребления коммунальных услуг на территории Красноярского края»
Нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Красноярского края, определенные расчетным методом
Категория многоквартирных домов
Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения
кВт*ч в месяц на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме
Многоквартирные дома, оборудованные лифтами и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения
кВт*ч в месяц на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме
Многоквартирные дома, оборудованные двумя и (или) тремя лифтами, приходящимися на один подъезд, и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения
Многоквартирные дома, оборудованные четырьмя и (или) более лифтами, приходящимися на один подъезд, и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения
Многоквартирные дома, оборудованные лифтами, электроотопительными установками лифтовых шахт в целях поддержания температурного режима для обеспечения безопасной работы лифтов и не оборудованные электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения
Многоквартирные дома, оборудованные двумя и (или) более лифтами, приходящимися на один подъезд, электроотопительными установками лифтовых шахт в целях поддержания температурного режима для обеспечения безопасной работы лифтов и не оборудованные электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения
Многоквартирные дома, оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения
Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек в целях содержания сельскохозяйственных животных на территории Красноярского края, определенные расчетным методом
Нормативы потребления электроэнергии в городах России в 2021 году
Большинство россиян платит за электричество по счетчикам. Для тех, у кого счетчика нет или он неисправен, установлены нормы электроэнергии на человека. По этим нормативам жильцы платят за свет.
Что значит норма расхода электроэнергии
Это регламентированное количество электроэнергии на одного человека в месяц. В реальности жилец может сжечь больше или меньше энергии, но платит все равно за норматив. Нормы введены для тех квартир, где нет счетчиков или они неисправны.
Правительство разработало законодательные акты, которые регламентируют расход электроэнергии в квартире в месяц. Установить единые для всех регионов нормы потребления электроэнергии невозможно. Поэтому такие нормативы устанавливают местные органы самоуправления.
Они учитывают регион и место проживания (город или село), техническую оснащенность домов (наличие бойлеров, электроплит, лифтов, газификацию многоквартирного дома).
Чтобы рассчитать плату за свет, норму электроэнергии на человека в месяц надо умножить на тариф и (в некоторых случаях) на повышающий коэффициент.
При расчете норматива должен соблюдаться федеральные законы:
- ФЗ №614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии»;
- Федеральный закон №261 «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»;
Нормы в регионах России в 2021 году
Норматив потребления электроэнергии на человека в различных городах страны может значительно отличаться. На величину норматива влияют следующие факторы:
- Площадь квартиры, количество комнат.
- Количество зарегистрированных членов семьи на жилой площади.
- Статус дома: многоквартирный дом или частный коттедж.
- Газификация населенного пункта.
- В многоквартирных домах наличие электроплит.
- Чем отапливаются помещения – газом или электрокотлами.
- Где расположен дом – в городе или сельской местности.
Каждый регион, учитывая факторы инфраструктуры, количество прописанных в квартире многоквартирного дома и климатические особенности, утверждает свои нормы электропотребления киловатт/час на 1 человека в месяц. Приведем таблицу утвержденных норм электроэнергии на 2021 год.
Нормативы для Москвы
Нормативы утверждены Министерством ЖКХ Московской области распоряжением от 9 декабря 2014 года N 162-РВ, (с изменениями на 3 мая 2017 года). В 2021 году эти нормативы по-прежнему действуют.
Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении электроснабжения в жилых помещениях (в кВтч на 1 чел) | количество комнат | количество проживающих | |
в многоквартирных домах, оборудованных газовыми плитами | в многоквартирных домах, оборудованных электрическими плитами | (чел.) | |
1 | 2 | 3 | 4 |
94 | 144 | 1 | 1 чел. |
58 | 89 | 1 | 2 чел. |
45 | 69 | 1 | 3 чел. |
37 | 56 | 1 | 4 чел. |
32 | 49 | 1 | 5 чел. |
143 | 190 | 2 | 1 чел. |
88 | 117 | 9 | 2 чел. |
68 | 91 | 2 | 3 чел. |
56 | 74 | 2 | 4 чел. |
49 | 64 | 2 | 5 чел. |
197 | 239 | 3 | 1 чел. |
122 | 148 | 3 | 2 чел. |
95 | 115 | 3 | 3 чел. |
77 | 93 | 3 | 4 чел. |
67 | 81 | 3 | 5 чел. |
252 | 287 | 4 | 1 чел. |
156 | 178 | 4 | 2 чел. |
121 | 138 | 4 | 3 чел. |
98 | 112 | 4 | 4 чел. |
86 | 98 | 4 | 5 чел. |
Нормативы для регионов
Приведем таблицу норм электропотребления на одного человека по регионам.
Город | Норма для одного проживающего в однокомнатной квартире при наличии газовой плиты |
Санкт-Петербург | 139 |
Волгоград | 123 |
Ростов-на Дону | 132 |
Вологда | 97 |
Тюмень | 135 |
Казань | 123 |
Ярославль | 81 |
Новосибирск | 108 |
Самара | 103 |
Более подробные нормативы ищите на сайтах поставщиков электроэнергии своего региона или муниципалитета.
Если в квартире проживает не один человек, а семья, то норматив на одного человека уменьшается. В качестве примера приведем подробную таблицу нормативов для Челябинской области в 2021 году.
— от 100 до 200 кв.м.
— от 100 до 200 кв.м.
-от 100 до 200 кв.м.
-от 100 до 200 кв.м.
Как рассчитывается плата за электроэнергию, исходя из норматива
Нормы потребления электроэнергии нужны, чтобы выполнить расчет оплаты за потребленную электроэнергию в месяц.
Если в квартире нет электросчетчика, платеж рассчитывается на основании постановления Правительства № 614 от 22 июля 2013 года пункт 33.
Расчет выполняется по формуле:
П = Л * Н * Т, где:
П — окончательная сумма оплаты;
Л — количество проживающих людей в квартире или доме;
Н — региональный норматив на одного человека;
Т — стоимость 1 КВт/часа электроэнергии, согласно тарифному плану.
К полученному результату применяется повышающий коэффициент. Его уточняют в энергосбыте или постановлении местной администрации. Как правило, он равен 1,5.
Скачать Постановление Правительства РФ от 22 июля 2013 г N 614 можно здесь.
Если жилье аварийное, ветхое или отсутствует техническая возможность монтажа прибора учета, повышающий коэффициент не применяется. Тогда жилец должен предъявить акт обследования, где указывается техническая невозможность установки счетчика в данном помещении или квартире.
Если прибор учета выходит из строя, первые три месяца электричество оплачивается по среднему. Для этого берут расход электричества за последние полгода и вычисляют средний расход за месяц. Если через три месяца собственник не заменил прибор, то начиная с четвертого месяца оплата взимается по нормативу.
При этом Энергосбыт три месяца выставляет счета без повышающего коэффициента. Начиная с четвертого месяца, применяется повышающий коэффициент.
Кроме того, собственники многоквартирных домов обязаны оплачивать расходы на общедомовые нужды. Для этого МКД должен быть оборудован общедомовым счетчиком электроэнергии. Расчет производится в зависимости от площади квартиры.
Счетчик есть, но расчет ведется по нормативам
По нормативам при наличии электросчетчика платят в следующих случаях.
- Электрический прибор учета неисправен.
- Закончился срок эксплуатации прибора контроля.
- Собственник не подает или не вовремя предоставляет показания электросчетчика.
- Прибор учета поврежден или отсутствуют пломбы.
- Представителям энергосбыта не предоставили доступ для контрольного снятия показаний. Жильцы не допускают инспектора для проверки работоспособности прибора.
- Счетчик преднамеренно испортили или подключили освещение дома, минуя прибор учета. В этом случае собственник, кроме оплаты электроэнергии по нормативу, обязан оплатить штраф за похищенную электроэнергию.
Обязательно ли устанавливать счетчики электроэнергии
Сейчас трудно найти помещение или дом, где не установлен счетчик электроэнергии.
Многоквартирные дома и новостройки в обязательном порядке оборудованы индивидуальными приборами учета коммунальных услуг. По закону, энергосбытовые организации обязаны за свой счет менять электросчетчики, вышедшие из строя или пришедшие в негодность.
Однако еще имеется некоторое количество квартир, в которых жильцы оплачивают электроэнергию без счетчика по нормативу.
Если дом аварийный, предназначен к сносу или отсутствует техническая возможность монтажа прибора учета, то его установка не обязательна. Во всех остальных случаях он обязателен.
Для стимуляции жильцов устанавливать электросчетчик, применяются экономические рычаги. При расчетах применяются повышающие коэффициенты, которые увеличиваются год от года. Таким образом, собственнику становится невыгодно получать электричество без электросчетчика.
Какой средний расход электроэнергии в квартире за месяц
Для примера возьмем среднестатистическую двухкомнатную квартиру, в которой установлен типовой набор оборудования: холодильник, СВЧ-печь, стиральная машина, телевизор, музыкальный центр, пылесос, утюг. В квартире проживают два человека.
В среднем такая семья в месяц потребляет 130 КВт/час. При норме, например, в Курске 110+62=172 Квт/час. То есть семья из двух человек не превышает утвержденный норматив.
Умножив среднемесячные показания на действующий тариф, который равен 4,03, получаем сумму оплаты за электроэнергии.
130*4,03=523,9 руб.
Расчеты показывают, что среднестатистическая семья не превышает соцнормы.
Но на средний расход влияет множество факторов.
- Если помещение оснащено электроплитой, расход энергопотребления резко увеличивается по сравнению с квартирами, где еду готовят на газовой плите.
- Наличие современного энергосберегающего оборудования способно экономить до 30% электричества.
- Летом расход будет значительно меньше, а зимой, когда свет горит почти постоянно, оплата увеличится на 10-15%.
Социальная норма потребления электроэнергии: что это и чем отличается от нормативов
Не нужно путать норматив и социальную норму, это совершенно разные понятия.
Суть соцнорм в том, чтобы простимулировать жильцов экономить электроэнергию. Норматив применяют в квартирах без приборов учета, о таких нормативах мы писали выше. Социальная норма действует в квартирах со счетчиками.
Социальная норма – это количество электроэнергии в месяц (по показаниям прибора учета), лимит, при котором действует минимальный тариф на электричество. Потребленное сверх нормы электричество стоит дороже.
О том, что нужно вводить социальную норму потребления электроэнергии, заговорили еще в 2013 году. Соцнормы ввели в семи пилотных регионах.
Например, во Владимирской области размер социальной нормы потребления электроэнергии для населения был установлен в размере 100 кВт.ч. в месяц для квартир с газовыми плитами, если зарегистрирован один человек, 160 кВт.ч. — если двое, 200 кВт.ч. — если трое. Для квартир с электроплитами соцнорма составляла 190 кВт.ч. в месяц если зарегистрирован один человек, 260 кВт.ч. в — если двое, 350 кВт.ч. — если трое.
Но эксперимент показал, что схема была недостаточно продуманной. На общероссийском уровне социальные нормы внедрять не стали.
В 2019 году эксперимент возобновили. Предлагалось оплачивать электроэнергию по тарифам, представленным в таблице.
Базовый тариф | До 300 КВт/час |
Повышенный тариф | От 300 до 500 КВт/час |
Высокий тариф | Свыше 500 КВт/час |
Стоимость электроэнергии в пределах социальной нормы ниже, чем цена сверхнормативного электричества.
Идея в том, что ступенчатая шкала оплаты стимулирует население рачительнее относиться к ресурсу.
При этом социальная норма расхода электроэнергии не отменяет применение многодиапазонных электросчетчиков. Их применение не только позволит сократить расходы, но и осуществить перераспределение энергии в электрических сетях.
Социальные нормы по всей России пока не внедрены. Эта система находится на стадии разработки, обсуждения и экспериментов.