Наложение и пересечение границ земельных участков

Наложение и пересечение границ земельных участков

Наложение и пересечение границ земельных участков

В адрес Кадастровой палаты по Алтайскому краю от жительницы региона поступил вопрос о пересечении границ земельных участков. Она интересуется, что необходимо предпринять, если произошло наложение земельных участков?

На данный вопрос отвечает заместитель директора Кадастровой палаты Алтайского края Игорь Штайнепрайс.

Наложение или пересечение границ земельных участков в реестре недвижимости может возникать из-за несоответствия сведений о координатах их границ фактическому местоположению. Такая ситуация возникает в результате ошибки, допущенной при проведении кадастровых работ, подготовке землеустроительной документации или межевого плана. Если координаты были установлены неправильно, при государственном кадастровом учете земельного участка это выглядит как смещение «ошибочной» границы в какую-либо сторону. Это может быть и соседний участок, уже находящийся на учете. Тогда и возникает «пересечение» — граница одного участка зрительно накладывается на другой. Ошибки такого плана называются реестровыми.

Устранить реестровую ошибку Кадастровая палата может самостоятельно. Тщательно проверяются и анализируется все сведения о «проблемном» и соседних участках, просматриваются правоустанавливающие и технические документы, картографическая основа реестра недвижимости.

Если таких сведений недостаточно — ошибку можно исправить только после повторного определения координат и подготовки кадастровым инженером межевого плана на учет изменений характеристик участка.

Таким образом, для исправления реестровой ошибки в описании местоположения земельного участка его собственники могут представить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете в связи с исправлением реестровой ошибки с приложением межевого плана.

Также уточнение местоположения границы земельных участков с возможно путем осуществления комплексных кадастровых работ. Комплексные кадастровые работы выполняются одновременно в отношении всех земельных участков какой-либо территории. Например, определяются границы всех земельных участков, расположенных на территории села. Заказчиком таких работ обычно выступает местная администрация.

Если же ни один из вышеперечисленных способов не позволяет исправить ситуацию, у правообладателя есть еще один вариант — обращение в суд. В суде правообладателю необходимо будет доказать, что границы его участка располагаются именно в том месте, где стоит, например, забор или другой опознавательный знак.

Так или иначе, не следует впадать в панику. Для начала нужно запросить сведения из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости — документ, подтверждающий право собственности и факт существования участка, дома и пр.

Информация о наличии пересечений границ земельного участка будет содержаться в графе выписки «Особые отметки». Если такая информация в выписке отсутствует — значит, пересечений нет.

Если же такая отметка имеется, внимательно сверьте данные о координатах участка в выписке и документах, имеющихся на руках — межевом плане, описании земельного участка и др. Если данные всех документов одинаковы — стоит задуматься об исправлении реестровой ошибки. Если в выписке и документах правообладателя координата отличается незначительно, например, в межевом плане координата оканчивается цифрами 29, а в выписке цифрами 26, можно предположить наличие не реестровой, а технической ошибки — опечатки. В этом случае необходимо написать заявление об исправлении технической ошибки и приложить к нему имеющееся документы, подтверждающие «правильную» координату.

  • Вы здесь:  
  • Главная />
  • Новости Росреестра />
  • Пересечения границ земельных участков и их устранение

Судебные споры о границах земельных участков

Правоприменительная практика последних лет свидетельствует, что категория дел, вынесенная в заголовок настоящей статьи, все чаще встречается в судебной практике. По наблюдениям автора статьи, связано это, прежде всего, с тем, что владельцы и собственники земельных участков под влиянием требований государственных и муниципальных земельных органов стали все чаще уточнять границы своих владений, приводить в порядок свою документацию на землю. Работа эта приводит к тому, что владельцы и собственники (часто к изумлению своему) узнают о наложениях границ земельных участков на картах (схемах) и на местности, о кадастровых ошибках, о нахождении своих объектов недвижимости в «чужих» границах и т.п.

Не претендуя на всесторонность исследования в рамках газетной статьи, попытаемся осветить некоторые проблемные вопросы, возникающие по такой категории споров, и сформулировать практические выводы. Начинающим юристам это может помочь, в том числе, найти правильные подходы к разрешению указанных споров.

В силу уже сложившейся судебной практики согласно статье 7 ранее действовавшей редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 221ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с 1 января 2017 года государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О государственной регистрации недвижимости», а сам закон № 221-ФЗ называется законом «О кадастровой деятельности») к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер, описание местоположения границ и площадь.

Таким образом, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении площади и (или) границ земельного участка вследствие корректировки местоположения его границ (поворотных точек), по сути, представляет собой распоряжение этим участком, в результате которого право собственности и иные производные вещные права на участок в прежнем виде, определяемом совокупностью уникальных характеристик, прекращаются.

Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства (пункт 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 этого же постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.

При этом заинтересованное лицо вправе обращаться в арбитражный суд с иском, направленным на изменение границ уже поставленного на кадастровый учет земельного участка (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.09.2011 № 4275/11).

Согласно правовой позиции, сформулированной в определении Верховного суда Российской Федерации от 07.10.2015 № 305-КГ15-7535 по делу № А41-47432/2012, когда предмет спора связан с пересечением (наложением) земельных участков, сведения о границах одного из которых внесены в государственный кадастр недвижимости, а другого подлежат уточнению, то требования заявителя в таком случае подлежат рассмотрению по правилам искового производства как требование об установлении границ земельного участка.

Таким образом, требование об установлении местоположения границ земельного участка является спором о праве.

Требование об установлении границ земельного участка направлено на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости. По таким искам ответчиком является смежный землепользователь, поскольку в рамках заявленного требования подлежит установлению смежная граница между земельными участками в соответствии с установленными координатами поворотных точек.

Приведенные здесь правовые позиции, сформулированные сложившейся судебной практикой, сразу позволяют сделать определенные первичные выводы при разрешении споров о границах земельных участков:

· Подобного рода споры рассматриваются по правилам искового производства, поскольку требование об установлении местоположения границ земельного участка является спором о праве;

· Вопрос об установлении (изменении) границ сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков находится в компетенции суда. Суд может изменять такие границы в установленном законом порядке;

· Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости;

· По искам об установлении (изменении) смежной границы между земельными участками ответчиками являются смежные землепользователи.

Согласно пунктам 1 и 2 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании указанного Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее – уточнение границ земельного участка).

Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Земельным участком признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (пункт 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации; часть 8 статьи 22 Закона № 218-ФЗ).

Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ).

В соответствии с частью 8 статьи 22 Закона № 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В соответствии со статьей 21 Закона № 218-ФЗ одним из необходимых документов для кадастрового учета является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 этого же Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона № 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Согласно части 7 статьи 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Из приведенного также можно сформулировать некоторые выводы, важные для понимания порядка разрешения судебных споров о границах (назовем их для краткости так):

· Уточнение границ земельных участков может осуществляться во внесудебном порядке (при наличии согласия смежных землепользователей, отсутствии спора);

· Межевой план, сформированный по итогам кадастровых работ – неизбежный атрибут иска о границах. Без информации, содержащейся в нем, суд попросту не сможет сформулировать резолютивную часть своего решения о границах. В некоторых судебных актах автор публикации даже увидел, что межевой план являлся приложением к судебному решению. Альтернативой межевого плана может выступать только заключение судебной землеустроительной экспертизы, проведенной судом;

· Местоположение границ земельного участка в решении суда устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ (так называемых поворотных точек);

· При вынесении судебных актов суды не связаны вариантами прохождения границ, предлагаемыми сторонами спора. Суд может установить границы по собственному варианту с учетом максимального баланса интересов сторон. Такие варианты прохождения границ должны определяться по итогам проведения кадастровых работ или по итогам судебной землеустроительной экспертизы.

МИХАИЛ СЛЕПЦОВ, АДВОКАТ, УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРТНЕР АДВОКАТСКОГО БЮРО «СЛЕПЦОВ И ПАРТНЕРЫ», КАНДИДАТ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЮРИСТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 01 (195) дата выхода от 21.01.2019.

Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».

Верховный суд разъяснил правила согласования границ при земельных спорах

Отсутствие согласования границ земельного участка может свидетельствовать о незаконности межевания. Такой вывод содержится в заключении Верховного суда РФ, который на примере одного из судебных дел разъяснил правила определения границ соседних участков. Об этом пишет «Российская газета».

Как сообщает издание, собственник дачного участка обратился в суд с иском к своему соседу, обвинив его, что тот незаконно перенес свой забор вглубь его участка, захватив таким образом 4,8 м чужой территории. Истец потребовал у судей обязать соседа разобрать свой забор и перенести его назад. Районный суд встал на сторону ответчика, указав, что забор установлен на границе, определенной заключением кадастрового инженера, и нарушений нет. С этим решением согласилась и апелляция, куда обратился истец, говорится в публикации.

Желая оспорить это решение, истец обратился в следующую инстанцию — Верховный суд, который обнаружил в действиях районного суда нарушение норм законодательства, пишет «Российская газета». Согласно закону о кадастре, заинтересованное лицо не имеет права высказывать возражения по поводу границ участка соседа, если это не общие границы. В то же время действующее законодательство обязывает собственников согласовывать размещение границ земельных участков с заинтересованными лицами, то есть владельцами соседних участков. Предметом согласования является определение границ одного участка, которые одновременно разграничивают соседние сотки и принадлежат тому, кого закон называет заинтересованным лицом, отмечает издание.

Судьи Верховного суда сослались на статью 39 кадастрового закона, которая указывает, что согласование границ проводится только с собственниками смежных земельных участков. Согласование границы смежных участков не требуется в тех случаях, если земля находится в государственной, муниципальной собственности, а также в собственности юридических лиц или если досталось гражданам в пожизненное, наследуемое владение либо постоянное пользование, подчеркивает издание. Согласования также не требуется, если государственная или муниципальная земля предоставлена в бессрочное пользование казенному предприятию.

В рассматриваемом споре истец и ответчик — собственники смежных участков. По закону о кадастре, согласование границ по выбору кадастрового инженера можно проводить, пригласив на собрание заинтересованных граждан, или согласовывать границы с каждым по отдельности. В данном случае этого сделано не было. Более того, кадастровый инженер установил границу заказчика по фактической границе, то есть нарисовал землю там, где уже стоял забор. При этом он не мог не знать, что эта граница не совпадает с границей в документах, подчеркнули судьи Верховного суда.

В таких случаях, когда границы земельного участка не согласованы, местный суд вправе сам дать оценку действиям кадастрового инженера, говорится в публикации. Заявленные истцом требования к соседу подпадают под статью 60 Земельного кодекса, которая допускает восстановление первоначальных границ смежных участков. Верховный суд отменил решение районного суда и апелляции и постановил пересмотреть дело с учетом своих разъяснений, пишет «Российская газета».

Наложение и пересечение границ земельных участков

Земельным участком признается часть земной поверхности, которая имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию. При выполнении кадастровых работ по межеванию участка предметом согласования является точное местоположение границ между двумя смежными участками.
В процессе межевания кадастровым инженером может быть выявлено пересечение границ земельного участка с границами смежных участков, сведения о которых уже содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), что может привести к разногласиям между собственниками (владельцами) смежных участков.
Если в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ вашего земельного участка или границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН, местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию между вами и другими лицами, обладающими смежными участками на праве собственности или ином вещном праве (независимо от наличия в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на указанные земельные участки либо сведений о координатах характерных точек их границ или иного описания местоположения границ). Предметом согласования является определение местоположения границы земельного участка, являющейся границей другого земельного участка.
В случае если причиной пересечения границ земельных участков является ошибка в сведениях ЕГРН о земельном участке, кадастровый учет которого был осуществлен ранее, то она может быть исправлена в порядке ст. 61 Закона N 218-ФЗ.
Для определения или уточнения местоположения границ земельного участка рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Акт оформляется на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным, если в акте стоят личные подписи всех заинтересованных лиц.
Если уточняется местоположение границ нескольких смежных земельных участков, то количество актов согласования должно соответствовать количеству таких участков.
При этом если в результате проведения кадастровых работ будет установлено, что считавшийся согласно сведениям ЕГРН смежным земельный участок фактически таковым не является, то согласование местоположения границ с правообладателем такого участка не требуется.
Если заинтересованное лицо, получившее в соответствии с требованиями законодательства надлежащим образом оформленное извещение, не выразило свое согласие или не представило мотивированный отказ от согласования границ, то граница считается согласованной с данным лицом, о чем в акт вносится запись. При этом к межевому плану также должны быть приложены документы, подтверждающие извещение владельца смежного участка о проведении согласования.
Если с собственником (владельцем) смежного земельного участка местоположение границ участка не будет согласовано или им будут представлены письменные возражения, обосновывающие отказ от согласования, они в обязательном порядке должны быть внесены в акт согласования. В дальнейшем отсутствие согласования или нарушение порядка его проведения может привести к тому, что орган регистрации прав откажет в осуществлении кадастрового учета вашего земельного участка.
При наличии неурегулированных разногласий переходите к следующему шагу.
Не исключено, что в сведениях кадастрового учета была допущена ошибка, поэтому нужно обратиться в орган регистрации прав с заявлением о необходимости ее исправления.
Сведения о снятии возражений в отношении местоположения границы земельного участка будут впоследствии внесены в акт согласования.
Если местоположение границ не было согласовано в добровольном порядке, придется обратиться в суд.
При подготовке иска об установлении местоположения границ земельного участка обратите особое внимание суда на те объекты (природные или искусственные, существующие на местности 15 лет и более), на основании которых определялось местоположение участка (как вашего, так и смежного).
Подобными объектами являются заборы, деревья, иные насаждения, столбы и т.п.
Данная информация очень важна, поскольку при отсутствии документального подтверждения границ участка его местоположение определяется только по названным объектам.
В качестве ответчика по делу необходимо указать собственника смежного с вашим, земельного участка, в качестве третьих лиц — орган регистрации прав и кадастрового инженера.
Также необходимо правильно сформулировать требования к суду.
Исковые требования, в зависимости от обстоятельств дела, могут быть следующими:
— признать местоположение смежной границы земельного участка ответчика технической или реестровой ошибкой;
— установить смежную границу между земельными участками (как правило, в соответствии с координатами, указанными в заключении кадастрового инженера).
К исковому заявлению следует приложить, в частности, следующие документы:
— документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования. К таким документам относятся, например, правоустанавливающие и правоподтверждающие документы на земельный участок (документ, на основании которого осуществляется владение участком, свидетельство о государственной регистрации права или выписка из ЕГРН), межевой план, сведения из ЕГРН о смежном участке;
— документ об уплате госпошлины в установленных порядке и размере или документ, подтверждающий право на получение льготы по ее уплате, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера госпошлины или об освобождении от ее уплаты.
Размер госпошлины рекомендуется предварительно уточнить в суде, поскольку суд может рассмотреть данный иск как требование неимущественного характера либо как требование имущественного характера, подлежащее оценке, поскольку иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.

Читайте также  Мотивационное письмо - как написать для работы

— уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, в том числе в случае подачи искового заявления в электронной форме;
— документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и соответствующие документы имеются.
Иск предъявляется по месту нахождения земельного участка
При рассмотрении дела может потребоваться назначение землеустроительной экспертизы для разрешения вопроса о том, были ли проведены кадастровые работы в соответствии с требованиями законодательства, а также о том, по каким координатам необходимо устанавливать местоположение смежной границы двух спорных участков (ст. 79 ГПК РФ).
Решение суда, содержащее сведения о новых значениях координат характерных точек земельного участка, является основанием для подготовки межевого плана, необходимого для осуществления государственного кадастрового учета изменения описания местоположения границ этого земельного участка
После вступления решения суда в законную силу нужно обратиться в орган регистрации прав с заявлением о постановке вашего земельного участка на кадастровый учет или об осуществлении кадастрового учета в связи с уточнением границ участка на основании решения суда
Орган регистрации прав обязан исправить ошибку и осуществить кадастровый учет.

Кадастровая ошибка: как определить границы своего участка

Например, в Ростовской области из-за смещения координат в якобы «свободной» зоне был образован новый земельный участок, который на местности оказался включен в границы ранее образованного земельного участка. Спор между владельцами рассматривается судом уже почти три года, обе стороны несут крупные финансовые потери. Другой пример: в Ленинградской области в результате неправильного определения координат участок площадью 11 000 кв. м выбыл из земель неразграниченной государственной собственности, и орган местного самоуправления утратил право им распоряжаться. В результате граждане, которые могли бы получить в пользование причитающиеся им гектары, не могут воспользоваться своим правом.

Данная проблема создает поводы для острых конфликтов и длительных разбирательств между землепользователями, возникают риски захвата земли и различных мошеннических схем по ее изъятию у собственников.

Пересчет координат

Специалисты отмечают, что зачастую такая ситуация вызвана переводом описания местоположения земельного участка из старой системы координат в современную единую систему координат. На проблемы, связанные с наличием различных систем координат (включая условные), а также с пересчетом координат характерных точек границ кадастрового деления и сведений государственного кадастра недвижимости, в том числе с отсутствием необходимых параметров (ключей) перехода, обращалось внимание в письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19 апреля 2016 г. N 19-исх/05229-ем/16, в связи с чем кадастровым инженерам и органам Росреестра даны соответствующие рекомендации по их выявлению и устранению.

В правовом поле данная ситуация именуется кадастровой (реестровой) ошибкой, понятие и способ разрешения которой содержится в статье 61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». Согласно части 3 указанной статьи реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. При этом особо отмечается, что исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Если исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, такое исправление производится только по решению суда (часть 4 статьи 61 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Таким образом, землепользователь может сам инициировать исправление кадастровой ошибки и предоставить в органы регистрации межевой план с уточненными координатами земельного участка.

Как устранить ошибку

Обращению об устранении ошибки должна предшествовать большая работа по исследованию реальных и номинальных границ смежных земельных участков с привлечением грамотных юристов и кадастровых инженеров, которые помогли бы найти оптимальный и наименее затратный алгоритм решения проблемы. Так, смещение в системе координат границ одного земельного участка может повлечь его наложение на границы смежного, в результате чего координаты последнего также придется уточнять, и так далее. То есть, инициатива одного землепользователя нередко затрагивает интересы всех соседей и проблемы нарастают, как снежный ком.

Так, в результате пересчета координат в Новосибирской области земельный участок гражданина оказался размещенным в границах разных муниципальных образований, что является недопустимым в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Земельного кодекса. Данная проблема создавала препятствия органу местного самоуправления в осуществлении полномочий по установлению границ населенного пункта. Для выхода из ситуации необходимо было получить согласие собственника на исправление реестровой ошибки, а в дальнейшем осуществить раздел принадлежащего ему земельного участка на два новых с размещением их границ на территории разных муниципальных образований, против чего собственник возражал. Добиться раздела получилось только на основании решения суда.

Очевидно, что работа по внесению изменений в сведения о координатах нескольких смежных земельных участках является длительной и затратной: дополнительно к уже проведенным заявителем кадастровым работам может потребоваться судебная землеустроительная экспертиза, помощь юристов, оплата госпошлин и так далее. Возникает вопрос, на кого возлагаются данные расходы?

Кто платит?

М. С. Толстых указывает, что в качестве ответчика по иску об исправлении кадастровой ошибки в виде пересечения (наложения) границ участков следует привлекать правообладателя ранее сформированного земельного участка, с границами которого выявлено пересечение, а орган кадастрового учета привлекается к рассмотрению дела в качестве третьего лица. Кадастровая палата не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не отвечает за достоверность сведений, в том числе о координатах поворотных точек земельного участка, представляемых для осуществления кадастрового учета. Данная позиция поддерживается и судебной практикой.

Хотя в качестве ответчика в суде и привлекается собственник смежного земельного участка, однако, его вины именно в возникновении кадастровой ошибки быть не может, ведь он пользуется участком в установленных границах, имеет правоустанавливающие документы. По факту он лишь отказывается согласовать изменение координат, иначе границы его участка также сместятся, а площадь может уменьшиться.

В ряде случаев претензии адресуются кадастровым инженерам. Частью 2 статьи 29.2 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что убытки, причиненные действиями (бездействием) кадастрового инженера заказчику кадастровых работ и (или) третьим лицам, подлежат возмещению за счет страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера. Однако, доказать наличие причинно-следственной связи между действиями кадастрового инженера по изготовлению межевого плана и понесенными землепользователем расходами по исправлению кадастровой ошибки затруднительно – положительная судебная практика по взысканию убытков с кадастровых инженеров практически отсутствует.

Таким образом, затраты на исправление кадастровых ошибок всецело возлагаются на собственников земельных участков, в отношении которых в ЕГРН содержатся неверные сведения, что отнюдь не является справедливым. О проблеме отсутствия лица, которому можно предъявить требования о взыскании убытков вследствие наличия в ЕГРН кадастровой ошибки, говорят многие авторы. Так, Казанчев И.Т. и Дворцов В.Е. указывают на необходимость более глубокой и планомерной регламентация вопросов гражданской ответственности кадастровых инженеров, Антропов Д.В. и Скачкова Д.И. также считают необходимым усилить ответственность кадастровых инженеров и органов государственной власти за допущенные кадастровые ошибки.

Комплексные кадастровые работы

Полагаю, что наиболее правильным и эффективным способом исправления массовых кадастровых ошибок, вызванных сменой системы координат, могут стать комплексные кадастровые работы, предусмотренные главой 4.1 Федерального закона «О кадастровой деятельности». К сожалению, данному институту юридической наукой не уделяется достаточное внимание. Между тем, как указано в части 2 статьи 42.1 Федерального закона «О кадастровой деятельности» в результате выполнения комплексных кадастровых работ осуществляется, в том числе, уточнение местоположения границ земельных участков и обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости.

Заказчиком комплексных кадастровых работ является уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района или городского округа. Финансирование выполнения комплексных кадастровых работ осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) бюджетов муниципальных районов, городских округов, в том числе за счет средств, направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации в виде субсидий из федерального бюджета (статья 42.2 Федерального закона «О кадастровой деятельности»). Таким образом, комплексные кадастровые работы снимают финансовую нагрузку с собственников земельных участков, в отношении которых в ЕГРН содержатся неверные сведения.

Тем не менее, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещено порядка десяти закупок, предметом которых являются комплексные кадастровые работы. Согласно документации закупок, цена контракта может составлять порядка 450 000 – 3 700 000 рублей, а стоимость кадастровых работ в отношении одного земельного участка составляет 2 500 – 6 100 рублей. Понятно, что в условиях повсеместного недостатка бюджетных средств проведение кадастровых работ за счет местных бюджетов не является приоритетной задачей, однако, частным лицам аналогичные работы обходятся в пять-десять раз дороже. Полагаю, в сложившейся ситуации именно комплексные кадастровые работы должны стать основным способом исправления кадастровых ошибок, вызванных сменой системы координат.

Пока же данный инструмент редко используется местными властями, землепользователям, столкнувшимся с описанной проблемой, можно рекомендовать решать ее на досудебном этапе, добиваться желаемого путем переговоров с привлечением консультантов и иных специалистов, не обостряя конфликт: судебные разбирательства по спорам о границах земельных участков, как показано выше, зачастую оказываются длительными и гораздо более затратными, чем можно было бы предположить в начале.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]