Налогообложение некоммерческой организации

Налогообложение некоммерческой организации

Особенности налогообложения некоммерческих организаций

Больше материалов по теме «Налоги и учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Несмотря на то что извлечение прибыли не является приоритетом некоммерческих организаций (НКО), они так же признаются плательщиками налогов, пусть и не самыми основными «наполнителями» бюджета. С НКО взимается ряд налогов и сборов, но при этом учитываются специфические особенности их деятельности, которые обуславливают некоторые налоговые льготы.

Рассмотрим вопросы, касающиеся порядка налогообложения НКО по полагающимся для них федеральным налогам и сборам.

Законодательное регулирование НКО как субъекта налогового права

Пусть прибыль – не главная цель некоммерческих структур, но наличие ее возможно в большинстве случаев. Главное, чтобы ее получение преследовало заявленные организацией задачи, а не использовалось для прикрытия с целью налоговых льгот. Чтобы контролировать применение прибыли НКО по назначению, существуют положения Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ (свежая редакция от 31 декабря 2014 года) «О некоммерческих организациях».

Налоговый Кодекс РФ признает обязанность НКО платить налоги на прибыль, поскольку она может быть у таких организаций (ст. 246 НК РФ), и предоставлять декларации на основании бухучета по общим требованиям.

Тип НКО и порядок налогообложения

Некоммерческие организации принято делить на несколько видов по источнику финансирования:

  • муниципальные (государственные) — их финансирует госбюджет;
  • общественные (негосударственные) — существуют за счет собственной прибыли и общественных взносов;
  • автономные — финансируют себя сами.

ВАЖНО! Порядок и суммы налогов для некоммерческих организации прямо связаны с тем, ведет ли НКО предпринимательскую деятельность.

Как правило, некоммерческие структуры не регистрируются в качестве предпринимателей, но в ходе функционирования им нередко приходится возмездно оказывать услуги или выполнять работы в пользу других лиц, чтобы заработать средства для финансирования организации, тем самым формируя налогооблагаемую прибыль.

Общие правила налогообложения НКО

Они обусловлены особенностями этих структур, а именно:

  • прибыль не составляет их основную цель;
  • они не являются предпринимателями, а в качестве разрешения некоторых видов деятельности им необходимы лицензии;
  • НКО могут получать доход в качестве добровольных взносов, пожертвований и других безвозмездных поступлений.

Эти специфические свойства НКО являются основой для общих принципов, по которым осуществляется их налогообложение:

  1. Вся прибыль, получаемая НКО в ходе их деятельности, облагается соответствующим налогом (ст. 246 НК РФ).
  2. Отдельные типы прибыли НКО не входят в базу по данному налогу (ст. 251 НК РФ), а именно та прибыль, которая поступает на безвозмездной основе для обеспечения уставной деятельности. Перечень необлагаемой налогом прибыли НКО содержится в приказах Министерства финансов РФ.

Особые правила взимания налога на прибыль

Как было отмечено выше, не вся прибыль НКО вправе облагаться налогом. Правомерное уменьшение налоговой базы на прибыль может быть применено только при соблюдении ряда условий:

  1. Учет целевых и нецелевых поступлений в НКО должен вестись раздельно, только тогда целевая прибыль может быть исключена из налогообложения на основании льготы для некоммерческих организаций. Естественно, эти средства должны применяться исключительно по прямому назначению, что необходимо подтверждать отчетом.
  2. Нецелевые доходы необходимо учитывать в числе «прочих», это два типа поступлений:
    • реализационные – доходы от выполнения работ, предоставления услуг (например, торговля брошюрами общества, продажа учебной литературы, организация семинаров, тренингов и пр.);
    • внереализационные – те, источник которых не имеет прямой связи с деятельностью НКО, например, штрафы за неуплату членского взноса, пеня за его просрочку, проценты с банковского счета, деньги за сдаваемую в аренду недвижимость – собственность члена НКО и др.

Нецелевые поступления НКО (обе группы доходов), согласно НК РФ, и составляют базу налога на прибыль.

СПРАВКА! Ставка налога на прибыль для НКО такая же, как и для коммерческих структур: 24%, из которых 6,5% пойдет в федеральный бюджет, а 17,5% – в бюджет того субъекта РФ, к которому принадлежит некоммерческая организация. Последняя часть может быть снижена по инициативе местных властей, в чей бюджет она предназначается.

Специфика обложения некоммерческих структур НДС

Если некоммерческая организация оказывает какие-то услуги или продает товар, ей не избежать уплаты налога на добавленную стоимость, если деятельность не подпадает под освобождение от него. Список льготных видов деятельности без НДС представлен в гл. 21 НК РФ. В нем фигурируют, например, такие занятия:

  • присмотр за пожилыми людьми в домах для престарелых;
  • работа в центрах соцзащиты;
  • занятия с детьми в бесплатных кружках;
  • врачебные услуги частных медиков;
  • продажа товаров, сделанных инвалидами (или организациями, где людей с ограниченными возможностями не меньше половины);
  • благотворительные культурные мероприятия и др.

Требования к видам деятельности НКО для освобождения от НДС:

  • социальная значимость как основная цель по гл. 25 НК РФ – это главное условие;
  • лицензия на право занятия этим видом деятельности;
  • оказываемая услуга должна соответствовать определенным требованиям (чаще всего это условия времени и места).

В случае уплаты НДС рассчитывается по тем же принципам, что и для коммерческих организаций.

Другие федеральные налоги для НКО

Кроме главных фискальных отчислений (налога на прибыль и НДС), некоммерческие организации платят и другие налоги и сборы:

  1. Госпошлина. Если НКО обращаются к государственным структурам для совершения правовых действий, они платят пошлину наравне с другими физическими или юрлицами. Отдельные НКО и виды их деятельности могут быть освобождены от госпошлины, а именно:
    • финансируемые федеральным бюджетом – логично, ведь пошлина все равно направляется туда;
    • государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей (архивы, музеи, галереи, выставочные залы, библиотеки и др.) – они могут не платить госпошлину за вывоз ценностей;
    • НКО инвалидов – для них упраздняются госпошлины в судах и у нотариусов;
    • спецзаведения для детей с общественно-опасным поведением – им разрешают не платить пошлину на взыскание родительской задолженности;
  2. Таможенная пошлина. А вот этот платеж «не смотрит на лица», а исключительно на товары, поэтому от нее не освобождают на основании статуса НКО, а только если товары входят в соответствующий перечень.

Региональное налогообложение НКО

Местные власти устанавливают порядок такого налогообложения и ставки, а также льготы, в том числе и для некоммерческих организаций.

Налог на имущество

Даже если организация имеет льготу на этот налог, она все равно обязана отчитываться перед контролирующими органами в налоговой декларации. Основанием для учета выступает остаточная стоимость фондов по данным в бухотчетности. Общепринятая ставка данного налога – 2,2%, если региональная власть не сочтет нужным ее снизить, на что она имеет право. Также у местных структур есть власть расширять список некоммерческих организаций, признаваемых льготниками.

Для НКО разных типов порядок взыскания налога на имущество и льгот на него отличается:

  1. Безусловные бессрочные льготы по этому налогу на основании закона предусматриваются для ряда НКО, таких как:
    • организации религиозного характера и обслуживающие их;
    • научные госструктуры;
    • уголовно-исполнительные ведомства;
    • организации-собственники культурных и исторических памятников.
  2. Льготы по налогу на имущество предоставляются НКО, в членстве которого инвалиды составляют более 50% (один тип льгот) или 80%.
  3. Автономные НКО, разные фонды, кроме общественных, а также некоммерческие партнерства не получают льгот по налогу на имущество.

Налог на землю

Если у НКО есть в собственности, бессрочном пользовании или в наследстве земельные участки, для них обязателен к уплате земельный налог. Он составляет 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка. Некоторые НКО полностью освобождены от этого налога:

  • общества инвалидов в составе не менее 80% (если участок в собственности исключительно у них);
  • уголовно-исполнительная система Минюста РФ;
  • религиозные структуры.

К СВЕДЕНИЮ! Скидки на земельный налог другим видам НКО может предоставить местная власть.

Транспортный налог

Если в НКО зарегистрированы транспортные средства, которые принадлежат организации на праве собственности, управления, хозяйственного ведения, они подлежат обложению транспортным налогом на общих основаниях.

Общий режим или УСН

НКО имеет право выбора, находиться ли им на общей системе налогообложения или перейти на «упрощенку». НКО – плательщики УСН ограничиваются единым налогом, не оплачивая:

  • налог на прибыль;
  • налог на имущество; .

Как известно, для применения УСН существует лимит доходов в 45 млн руб. за последние 9 месяцев работы. Для некоммерческих организаций в эту сумму не считают поступления на целевые нужды (гранты, пожертвования, субсидии, взносы учредителей и членов и т.п.).

ВНИМАНИЕ! Льгота на ставку налога на зарплату сотрудников для НКО при применении «упрощенки» больше не действует.

Опубликованы рекомендации для жертвователей, претендующих на льготу по налогу на прибыль при перечислении пожертвований или их передаче в натуральной форме в адрес СО НКО

В этом материале мы постарались ответить на наиболее часто встречающиеся вопросы, возникающие при получении льготы по налогу на прибыль, введённой Федеральным законом от 08.06.2020 № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Какие организации могут воспользоваться льготой?

Льготой по налогу на прибыль могут воспользоваться любые организации, если часть полученной прибыли они перечислили в качестве пожертвования в адрес социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО), включённых в реестры Минэкономразвития России, либо передали этим СО НКО имущество в этом качестве в натуральной форме.

Для использования льготы организация-жертвователь должна являться плательщиком налога на прибыль. Организации, применяющие иные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН), претендовать на льготу не могут.

Размер компании-жертвователя (большая, средняя, маленькая компания, микропредприятие) на наличие льготы не влияют.

Кому можно жертвовать, если плательщик претендует на льготу по налогу на прибыль?

Если жертвователь претендует на льготу по налогу на прибыль, то он может сделать пожертвование в адрес СО НКО из следующего перечня:

В реестр включены СОНКО, которые с 1 января 2017 г. являлись:

  • получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
  • получателями грантов Президента Российской Федерации;
  • поставщиками социальных услуг;
  • исполнителями общественно полезных услуг.
  • частные образовательные организации, имеющие лицензию на образовательную деятельность;
  • некоммерческие организации, являющиеся благотворительными организациями, зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и представившими в Министерство юстиции Российской Федерации отчетность по формам ОН0001 и ОН0002, утвержденным приказом Минюста России от 16 августа 2018 г. № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», за 2017–2018 годы;
  • НКО из перечня организаций, гранты которых предоставляются для поддержки науки, образования, культуры и искусства, и не подлежат налогообложению (информация получена из постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. № 602).

Кроме того, для целей предоставления льготы пожертвования могут быть сделаны централизованным религиозным организациям, религиозным организациям, входящим в структуру централизованных религиозных организаций, социально ориентированным некоммерческим организациям, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций;

Как воспользоваться льготой?

Льгота состоит в том, что сумма прибыли в целях налогообложения (для расчёта налога на прибыль) уменьшается на размер пожертвования (в денежной и натуральной формах), сделанного в адрес СО НКО, включённых в реестры Минэкономразвития России, но не более 1 процента от выручки от реализации.

Рассмотрим механизм использования льготы на условных примерах.

Для исключения повторов для удобства будем использовать термин «перечисление пожертвование», под которым в этом материале понимается и передача пожертвования в натуральной форме.

Предположим, коммерческая организация, применяющая общий режим налогообложения, получила за отчётный период выручку в размере 1 млн. 200 тыс. руб. (в том числе НДС 20% в размере 200 тыс. руб.). Базой для расчёта льготы будет величина выручки без НДС, т.е. 1 млн. руб.

Эта организация перечислила пожертвование в адрес НКО, входящей в реестры.

Деловые затраты этой организации составили 700 тыс. руб., т.е. прибыль равна 1 млн. руб. минус 700 тыс. руб. равно 300 тыс. руб.

Ставка налога на прибыль составляет для подавляющего большинства организаций 20 процентов.

Если данная организация вообще не будет перечислять пожертвование в адрес СО НКО из реестра, либо сделает пожертвование в НКО, но получатель не входит в реестры Минэкономразвития России, то сумма налога на прибыль составит:

300 тыс. руб. * 20% = 60 тыс. руб.

Если пожертвование сделано в адрес СО НКО из реестра, а его размер составил 10 тыс. руб. (ровно 1% от выручки), то сумма налога составит:

(300 тыс. руб. минус 10 тыс. руб.) * 20% = 58 тыс. руб.

При размере пожертвования менее 1% от выручки, например, 5 тыс. руб., сумма налога составит:

(300 тыс. руб. минус 5 тыс. руб.) * 20% = 295 тыс. руб.* 20% = 59 тыс. руб.

При размере пожертвования более 1% от выручки максимальный размер льготы ограничен этим одним процентом.

Например, если размер пожертвования составил 30 тыс. руб., то сумма налога на прибыль всё равно составит 58 тыс. руб., как в примере выше.

Пожалуйста, обратите внимание, что широко распространённое заблуждение о том, что жертвовать выгодно – глубоко ошибочно.

В примере, где организация тратит на пожертвование ровно один процент от выручки, совокупные затраты жертвователя на пожертвование и налог на прибыль составят:

10 тыс. руб. + 58 тыс. руб. = 68 тыс. руб.

А если бы этот жертвователь вообще не тратил деньги в качестве пожертвования, то его потери составили бы лишь 60 тыс. руб.

Соответственно, в примере, где организация перечисляет пожертвование в размере 5 тыс. руб., её совокупные затраты составят 5 тыс. руб. + 59 тыс. руб. = 64 тыс. руб., а там где перечисляемое пожертвование равно 30 тыс. руб., совокупные затраты составят 30 тыс. руб. + 58 тыс. руб. = 88 тыс. руб.

То есть утверждение о том, что жертвовать выгодно – ложно!

Из каждого рубля, пожертвованного в адрес СО НКО, 20 копеек “дарит” государство (в пределах лимита 1%), а остальную сумму жертвователь тратит из собственных средств, которые он мог бы потратить на дивиденды акционерам, расширение производства, премии работникам и т.д.

Выводы: пожертвование – добрая воля владельцев коммерческой организации, а государство лишь частично поддерживает эту деятельность. Пожертвование перечисляется не вместо, а фактически дополнительно к уплачиваемому налогу, размер которого чуть-чуть сокращается.

Рекомендации подготовлены специалистами Ассоциации «Клуб бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций» (КБА НКО) в рамках проекта «Тематический ресурсный центр для НКО: налогообложение и бухгалтерский учёт» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Налогообложение некоммерческих организаций

Согласно законодательству РФ, некоммерческие организации, занимаясь своими прямыми социальными обязанностями, имеют право вести приносящую доход деятельность. При этом им необходимо регулярно отчитываться перед налоговыми органами в установленные сроки. Руководитель организации или бухгалтер должны знать, какая установлена система налогообложения, какие необходимо платить налоги и сдавать отчеты, чтобы не нарушать закон и не давать основание для внеплановых проверок контролирующими органами. Система налогообложения напрямую зависит от деятельности, которую ведет НКО (изучите статьи 246 и 251 НК РФ, чтобы разобраться в нюансах).

Согласно российскому законодательству, все некоммерческие организации могут функционировать как на общем, так и на упрощенном режиме налогообложения.

Когда происходит регистрация НКО, она по умолчанию попадает под общий режим налогообложения. Если учредители / руководитель хотят перевести организацию на упрощенный режим, то им следует обратиться в Инспекцию федеральной налоговой службы РФ с соответствующим заявлением.

На каком бы режиме налогообложения не осуществляла свою деятельность некоммерческая организация, она в обязательном порядке производит следующие платежи:

1. Страховые взносы, объектом которых признаются выплаты и иные вознаграждения, которые НКО начисляют в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам.
Каждые три месяца некоммерческая организация направляет в Инспекцию Федеральной налоговой службы составленный «Расчет по страховым взносам». В данный документ вносятся начисленные обязательные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
2. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) по трудовым и гражданско-правовым договорам.
3. Ежеквартально НКО представляют в ИФНС «Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом» по форме 6-НДФЛ. В случае, если НКО имеет соответствующие объекты налогообложения в собственности, то данное имущество облагается соответствующими налогами: транспортным (глава 28 НК РФ) и земельным (глава 31 НК РФ).

Общий режим налогообложения

Некоммерческие организации, применяющие ОРН, независимо от наличия в их деятельности объектов налогообложения, официально являются плательщиками НДС (глава 21 НК РФ) и налога на прибыль (глава 25 НК РФ).

Обязанность по уплате НДС и налога на прибыль может возникнуть и при отсутствии предпринимательской деятельности. Например, налог на прибыль может возникнуть при разовой продаже имущества, при однократном оказании услуг за плату, при получении безвозмездных средств.

Обязанность по уплате НДС может наступить при безвозмездной передаче товаров, работ и услуг, если такая передача осуществляется не в рамках благотворительной деятельности. Кроме того, НКО, применяющие ОРН, могут признаваться плательщиками налога на имущество в случае владения имуществом.

Особенностями налогообложения НКО являются следующие:

1. право не облагать налогом на прибыль и НДС целевые поступления, (например, гранты, субсидии) и некоторые другие виды доходов (пожертвования, членские взносы);
2. наличие льгот по отдельным налогам (НДС, налог на имущество и др.) при продаже товаров, работ и услуг, относящихся к социальной сфере;
3. необходимость раздельного учёта при осуществлении основной и приносящей доход (предпринимательской) деятельности.

Упрощенная система налогообложения

При применении УСН НКО не признаются плательщиками НДС, налога на прибыль и налога на имущество. В случае появления дохода, подлежащего налогообложению, предусмотрен «налог, уплачиваемый в связи с применением УСН».

Для НКО, чьи доходы состоят из выручки, целесообразно использовать объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Если доходы НКО в значительной части состоят из безвозмездных поступлений, можно порекомендовать в качестве объекта налогообложения – «доходы».

Налоговая декларация по УСН представляется в ИФНС только 1 раз в год до 31 марта года, следующего за истёкшим, а платить налог УСН необходимо поквартально, не позднее 25 числа месяца после окончания квартала.

Как вести раздельный учет в некоммерческих организациях, чтобы не переплатить налоги

Всегда, когда у организации возникают доходы, подлежащие и не подлежащие налогообложению, встает вопрос о возможности учета тех или иных расходов, связанных с получением соответствующих доходов при расчете налога. В равной степени это касается и некоммерческих организаций. При этом для многих бухгалтеров является проблемой не только сам факт определения «налоговых» расходов, но и их правильное распределение между видами доходов. Особенно, когда необходимо грамотно уменьшить налог, подлежащий уплате в бюджет.

Понятие некоммерческой организации

Под некоммерческими организациями в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) понимаются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками, которые создаются в целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Несмотря на то, что цели деятельности некоммерческих организаций направлены на достижение общественно полезных благ, законодательно они не ограничены в возможности осуществлять предпринимательскую деятельность. На это прямо указано в п. 2 ст. 24 Закона № 7-ФЗ: «Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика». Однако федеральными законами в отношении отдельных форм некоммерческих и общественных организаций могут быть предусмотрены самостоятельные требования, в том числе к видам предпринимательской деятельности, которую они вправе осуществлять.

Все получаемые доходы должны быть использованы на цели деятельности некоммерческой организации, иначе регистрирующий (он же контролирующий) орган вправе будет приостановить деятельность такой некоммерческой организации.

Однако ошибочно будет полагать, что если доходы от предпринимательской деятельности будут направлены на уставные цели некоммерческой организации, то такая деятельность не будет считаться предпринимательской, а значит, соответствующие операции не подлежащими налогообложению.

Согласно ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ, и не учитывают доходы, указанные в ст. 251 НК РФ. Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, является закрытым. Указанными статьями для некоммерческих организаций никаких специальных положений не предусмотрено, поэтому налог на прибыль, и, следовательно, единый налог, уплачиваемый при применении УСН, они исчисляют и уплачивают как все остальные организации.

Читайте также  ИФНС 5260 Нижегородская область адрес налоговой

Некоммерческие организации, если не осуществляют предпринимательской деятельности, как правило, имеют дело со следующими видами доходов, не учитываемых при исчислении налога:

  • доходы, полученные в рамках целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ),
  • целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ).

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное организацией и использованное ею по назначению, определяемому источником такого целевого финансирования. К целевому финансированию относятся в частности различного рода гранты.

К целевым поступлениям относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и физических лиц и использованные получателями по назначению.

Таким образом, выделим основные признаки целевых поступлений:

  • безвозмездный характер, т.е. у организации отсутствует встречное обязательство по выполнению какой-либо работы, оказанию услуги, передачи товаров,
  • использование средств на содержание организации, на цели деятельности, определенные в Уставе, или в соответствии с их назначением, определенным источником таких средств.

Все поступающие денежные средства с целью их классификации в качестве средств целевого финансирования и/или целевых поступлений должны обладать признаком безвозмездности. Условия предоставления финансовой помощи, денежных средств, порядок их использования, возможные отчеты об их использовании с целью минимизации и исключения налоговых рисков переквалификации их в денежные средства, полученные в качестве вознаграждения за оказываемые услуги, должны быть закреплены в договоре.

Пункт 2 ст. 251 НК РФ обязывает вести раздельный учет доходов и расходов, относящихся к налогооблагаемым налогом на прибыль операциям, и не относящимся к ним, следовательно, учитываемым при исчислении единого налога, или нет. Расходы, которые возможно учесть при расчете единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН (при объекте налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»), перечислены в статье 346.16 НК РФ. Не забываем также, что возможность признания расходов в целях налогообложения увязывается с их направленностью на осуществление деятельности, приносящей доход (ст. 252 НК РФ).

Порядок ведения раздельного учета должен быть закреплен во внутренних нормативных документах организации. В учетной политике организации может быть предусмотрена ссылка на иные документы, в которых более подробно будут изложены метод, принципы и порядок ведения такого раздельного учета в целях налогообложения. Одновременно следует учитывать, что отсутствие закрепленного порядка ведения раздельного учета в нормативных документах организации при фактическом его ведении, не может свидетельством об отсутствии раздельного учета в организации «в принципе». В этом случае контролирующими органами может ставиться только вопрос о правильности его ведения.

Раздельный учет должен быть организован таким образом, чтобы обеспечивать четкое разграничение всех осуществляемых расходов на расходы:

— осуществляемые в целях извлечения доходов от оказания услуг, выполнения работ, реализации товаров,

— осуществляемые за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений,

— относимые в той или иной степени ко всем направлениям деятельности организации, а поэтому подлежащих распределению между ними.

Зачастую некоммерческие организации осуществляют приносящую доход деятельность для покрытия расходов, на которые не хватает средств, поступающих в виде целевых поступлений. И, как ранее было отмечено, ошибочно бытует мнение, что такие дополнительные доходы от предпринимательской деятельности на покрытие текущих расходов относят также к целевым средствам.

При этом для некоммерческой организации важно понимать, что расходы, осуществляемые в целях необлагаемой (некоммерческой) деятельности, равно как и фактический убыток по некоммерческой деятельности, может быть покрыт за счет средств и прибыли, полученной от оказания услуг, выполнения работ (коммерческой деятельности), но это не означает, что такие расходы и убыток непосредственно относятся к такой коммерческой деятельности.

Принципы и метод раздельного учета в целях правильного формирования налоговой отчетности должны обеспечивать такой порядок ведения раздельного учета, который бы позволял объективно и нейтрально распределить расходы между видами деятельности организации и источниками поступления денежных средств. Естественным при этом будет желание таким образом закрепить раздельный учет расходов, чтобы как можно большая часть текущих затрат организации относилась на уменьшение облагаемых налогом доходов.

Что касается прямых затрат, то есть непосредственно относящихся к приносящей доход деятельности или осуществляемых исключительно в уставных целях, то вопросов не возникает – они соответственно либо учитываются, либо не учитываются при расчете налога в полном объеме. Распределению в общем случае подлежат общехозяйственные расходы (аренда, зарплата административного персонала, связь, канцелярские товары и т.д.). Однако могут распределяться и некоторые прямые расходы, если для этого будут иметься разумные причины. Перечень расходов, которые будут подлежать распределению или не будут распределяться, необходимо закрепить в учетной политике. Налоговым законодательством конкретный порядок ведения раздельного учета и распределения расходов не установлен, поэтому организации определяют его самостоятельно.

Для того чтобы наилучшим образом распределить расходы, необходимо правильно выбрать основу для такого распределения. Наиболее распространенным и самым простым является способ распределения пропорционально выручке от приносящей доход деятельности. Например, некоммерческое партнерство (далее НП) «Союз» получило за отчетный период 800 тыс. руб. поступлений в виде членских и иных целевых взносов, выручка от оказания консультационных услуг составила 700 тыс. руб. Общехозяйственные расходы составили 300 тыс. руб. Определим долю «предпринимательских» доходов: 700 000 / (800 000 + 700 000) * 100%, что составит 46,7%. Соответственно, на расходы, учитываемые при расчете единого налога учтем 140 000 руб. (300 000 * 46,7%).

Однако за основу для расчета пропорции можно взять и другие показатели. Например, площадь помещений, которую занимают сотрудники, задействованные в предпринимательской или некоммерческой деятельности. Если на балансе имеется здание, которое частично занимает сама организация, частично предоставляет его в аренду, то отталкиваться можно от доли сдаваемых в аренду помещений. Если целью деятельности организации является оказание помощи инвалидам, и на автомобилях из собственного автопарка безвозмездно оказываются услуги перевозки инвалидов, а за вознаграждение могут оказываться услуги другим пассажирам, то в качестве основы для расчета пропорции можно закрепить количество задействованных автомобилей для перевозки иных пассажиров, или пройденный соответствующими автомобилями километраж.

Таким образом, определить показатель для расчета пропорции должна сама организация исходя из своей специфики деятельности. Главное, чтобы при этом не ставилось единственной целью получение налоговой выгоды. Определяя, какие расходы будут подлежать распределению, какой показатель будет взят за основу для расчета пропорции, важно грамотно обосновать такой выбор. Тогда налоговые органы не смогут найти аргументов для доказательств неправомерности действий организации.

По нашему мнению, наиболее универсальным, выгодным с налоговой точки зрения и целесообразным будет ведение раздельного учета с точки зрения фактических затрат рабочего времени сотрудниками организации. Распределение рабочего времени закрепляется в должностных инструкциях каждого сотрудника организации. В случае необходимости изменения соотношения в распределении расходов достаточно будет изменить должные инструкции конкретных сотрудников без необходимости изменения самой учетной политики в части ведения раздельного учета, что с минимальными трудовыми затратами обеспечивает необходимый финансовый результат в любой отчетный период.

Особенности и задачи бухучета в НКО

Чтобы понять порядок ведения бухучета в НКО, нужно для начала разобраться с сущностью их работы. Согласно ст. 2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, НКО формируются для осуществления деятельности в общественных сферах:

  • социальной;
  • благотворительной;
  • культурно-образовательной;
  • научной;
  • спортивной;
  • духовной (нематериальной);
  • для оказания юридической и правовой помощи населению и организациям;
  • разрешения спорных и конфликтных ситуаций и пр.

НКО дополнительно могут заниматься предпринимательской деятельностью, но не имеют права распределять полученную от нее прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 2 закона 7-ФЗ). Это означает, что вся прибыль должна направляться на целевые выплаты или организационные расходы НКО.

С учетом вышеизложенного деятельность НКО можно представить в виде обобщенной схемы:

Особенности и задачи бухучета в НКО

Бухучет НКО во многом зависит от того, занимается она предпринимательской деятельностью или нет. Ниже мы рассмотрим каждый из вариантов.

Какие НКО могут применять упрощенные способы ведения бухучета и что это за способы, вы можете узнать в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.

Бухучет в некоммерческих организациях, не занимающихся предпринимательством

Если НКО проводит только общественно-основную деятельность, то это значительно упрощает работу бухгалтера, так как все поступления будут зачисляться в кредит сч. 86, а расходы — в дебет сч. 86.

Сч. 90 рассматриваемые нами НКО не применяют. А сч. 91 используется только при проведении операций по продаже активов (абзац 2 п. 1 ПБУ 9/99, абзац 2 п. 1 ПБУ 10/99).

Ниже представлены проводки по основным операциям, осуществляемым НКО, которые не занимаются предпринимательской деятельностью.

Действие

Дт

Кт

Примечание

Получены и учтены в доходах целевые средства

07, 08, 10, 50, 51, 52

НДС с целевых поступлений не начисляется (подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Если у НКО несколько уставных видов деятельности, то к сч. 86 нужно открыть субсчета по каждому виду. Целевые средства, предназначенные для покрытия административно-организационных затрат, с целью их контролирования также нужно вывести на отдельный субсчет сч. 86

Отражена положительная (отрицательная) курсовая разница от переоценки валютных средств

С правилами расчета курсовых разниц ознакомьтесь в статьях:

Проценты от размещенных на депозитах целевых средств

Данный доход не относится к налогооблагаемому (подп. 43 п. 1 ст. 251 НК РФ), поэтому и в бухучете НКО его можно сразу относить на увеличение целевых средств

Приобретены ОС, НМА за счет целевых средств

Уплаченный при покупке ОС НДС включается в стоимость ОС и к вычету не принимается (абз.2 п. 4 ст. 170 НК РФ)

Отражено использование целевых средств в виде инвестиций в ОС

Начисление амортизации ОС

Начисление амортизации НМА

По НМА НКО износ не рассчитывается (п. 24 ПБУ 14/2007)

Списана балансовая стоимость ОС, НМА

Оплата покупателя ОС

При бухучете продажи активов НКО должны ориентироваться на ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99

НДС уплачивается только с разницы между продажной стоимостью ОС и балансовой (ставка 20%).

Списание учтенной стоимости проданного ОС

Оприходованы материалы, оставшиеся от списанного (проданного) ОС

Финансовый результат от продажи ОС

Выявлена прибыль (убыток)

Прибыль (убыток) учтена как нераспределенная

Нераспределенная прибыль (убыток) отнесена на увеличение (уменьшение) целевых средств

Списана учтенная амортизация ОС

Отражены организационные затраты НКО

Пошлины и иные регистрационные сборы, связанные с организацией деятельности НКО

Покупка ТМЦ и отнесение их стоимости на осуществление организационной деятельности НКО (входной НДС включается в стоимость материалов)

Зарплатные и подотчетные расходы по работникам, организующим деятельность НКО

Аренда помещений, консультационные услуги и др. организационные расходы (входной НДС выделять не надо)

Налог на имущество, земельный налог, транспортный

Отражено использование целевых средств на осуществление организационной деятельности

Целевые средства направлены на цели, для которых создана НКО

Средства могут быть переданы как физлицам, так и организациям

Порядок учета ОС в бухгалтерском учете регламентирован:

  • с 2022 года — ФСБУ 6/2020 «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н;
  • до конца 2021 года — ПБУ 6/01 и разъяснен в Методических указаниях по бухгалтерскому учету ОС, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н.

С 2022 года утратил силу ПБУ 6/01 «Учет основных средств», его заменили два новых ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Что изменли в учете ОС новые стандарты по сравнению с ПБУ 6/01, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.

До конца 2021 года согласно п. 17 ПБУ 6/01 по ОС НКО амортизация не начислялась. Все сведения об износе ОС учитывалсь на забалансовом счете проводками:

Начислена амортизация ОС

Списана учтенная амортизация ОС

В ФСБУ 6/2020 «Основные средства», который действует с 2022 года, такой оговорки нет. Это значит, что НКО так же как и другие организации обязано начислять амортизацию. Проводки в этом случае стандартные:

Дт 26 (20, 25. ) Кт 02 — начислена амортизация.

Все применяемые в организации счета нужно перечислить в учетной политике НКО.

Как некоммерческой организации сформировать учетную политику для целей бухгалтерского учета? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Бухучет в НКО, осуществляющих предпринимательскую деятельность

Вести бухучет в НКО, занимающейся предпринимательством, сложнее. Здесь бухгалтеру изначально надо настраивать жесткий контроль над распределением поступлений и расходований средств между общественно-основной деятельностью и предпринимательской.

В первую очередь нужно следить за формулировками назначения получаемых и направляемых средств в договорах и первичных документах. К примеру, поступление денег в НКО с назначением «Оплата за проведение спортивного мероприятия» налоговиками будет расценено как налогооблагаемый доход. Правильнее указать: «Целевой взнос на организацию и проведение спортивного мероприятия. НДС не облагается». Причем указанная отметка про НДС — обязательна.

Также и с расходованием средств. Бухгалтер должен избегать обобщенных формулировок. Например, вместо назначения «Покупка бумаги» лучше указать «Покупка бумаги для проведения благотворительного конкурса по рисованию» или «Покупка бумаги для нужд административного отдела». При ведении бухучета такие конкретизированные описания производимых затрат (оплат) помогут быстро распределить их между правильными бухгалтерскими счетами.

Далее нужно тщательно проверять достаточность документального обоснования производимых затрат. Такими обоснованиями, помимо первичных документов, являются:

  • приказы на распределение средств;
  • письма и распоряжения участников НКО;
  • обращения граждан (организаций) на получение средств (помощи) от НКО;
  • прочее.

Для раздельного учета затрат по общественно-основной деятельности и предпринимательской к затратным счетам нужно открыть соответствующие субсчета:

  • 20-1 и 26-1 — для общественно-основной;
  • 20-2 и 26-2 — для предпринимательской.

Финансовые результаты рассматриваемых НКО отражаются следующим образом:

  • от общественно-основной деятельности — на сч. 86;
  • от предпринимательства — на сч. 90, прибыль (убыток) ежегодно списывается на сч. 86;
  • от продажи активов (прочих операций) — на сч. 91 с закрытием в конце года на сч. 86.

В предыдущем разделе мы уже показывали проводки, составляемые НКО по общественно-основной деятельности и по продаже активов. Теперь рассмотрим формирование в НКО проводок по операциям, связанным с ее предпринимательством:

Действие

Дт

Кт

Примечание

Приобретение ОС, НМА для предпринимательства за счет целевых средств

НДС исключается из стоимости ОС, НМА и ставится к вычету при условии, что ОС, НМА будут использоваться в предпринимательской деятельности, облагаемой НДС

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]