Энциклопедия решений. Налог на прибыль в бюджетных и автономных учреждениях
Особенности исчисления налога на прибыль бюджетными и автономными учреждениями обусловлены их правовым статусом. Как российские организации эти учреждения являются плательщиками налога на прибыль (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 246 НК РФ; п. 1 ст. 123.21, п. 1 ст. 123.22 ГК РФ; п. 2 ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», далее — Закон N 7-ФЗ).
Доходы бюджетных, автономных учреждений не рассматриваются в качестве доходов бюджетов и являются источниками формирования имущества этих организаций (ст.ст. 123.21, 123.22, 296, 298 ГК РФ; ст. ст. 9.2, 26 Закона N 7-ФЗ; ст.ст. 2 — 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»). Бюджетные и автономные учреждения самостоятельно принимают решения о направлении денежных средств на осуществление тех или иных расходов, учитывая ограничения по расходованию денежных средств, которые предусматриваются для отдельных видов деятельности (финансового обеспечения).
Положения главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ позволяют государственным (муниципальным) учреждениям не учитывать некоторые виды доходов при исчислении налоговой базы, а также применять льготную ставку 0% по налогу на прибыль при выполнении определенных условий (статьи 284.1 или 284.5 НК РФ, письмо Минфина России от 17.07.2015 N 03-03-10/41223).
Бюджетные учреждения, как некоммерческие организации, вправе создавать резерв предстоящих расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности и учитываемых при определении налоговой базы.
Кроме того, согласно п. 3 ст. 286 НК РФ бюджетные и автономные учреждения уплачивают только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль (без уплаты ежемесячных авансовых платежей). При этом театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, вообще не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи.
Действующая редакция НК РФ не содержит специальных статей, устанавливающих порядок исчисления и уплаты налога на прибыль бюджетными и автономными учреждениями. В то же время согласно требованиям налогового законодательств в таких организациях в особом порядке осуществляется:
— признание доходов в целях налогообложения прибыли;
— признание расходов в целях налогообложения прибыли.
Внимание
Признание доходов и расходов для целей налогообложения прибыли осуществляется в соответствии с нормами главы 25 НК РФ и не зависит от порядка их отражения в бухгалтерском учете учреждения, который на сегодняшний день регулируется положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Отражение доходов в бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения (например, корреспонденции по дебету счетов 205 00, 209 00 и кредиту счета 401 10) не является однозначным критерием для признания доходов в налоговом учете, хотя может быть объектом внимания налоговых органов. При этом изменение сумм расходов может послужить основанием для корректировки данных при расчете налога на прибыль.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок » Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль » — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
Материалы приводятся по состоянию на ноябрь 2021 года.
См. содержание Энциклопедии решений.
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке :
Закон N 402-ФЗ — Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
Инструкция N 157н — Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н — Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н — Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Порядок N 209н — Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 85н — Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н
Порядок N 132н — Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н
Приказ N 52н — Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»
Инструкция N 33н — Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н — Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК — коды бюджетной классификации
КОСГУ — Классификация операций сектора государственного управления
КФО — код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД — План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС — главный распорядитель бюджетных средств
ПБС — получатель бюджетных средств
Орган-учредитель — орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса
Пименов В.В., руководитель направления «Бюджетная сфера» компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края «Центр финансового обеспечения», с 2013 по 2020 год — главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Железнева Ю.С., главный бухгалтер ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина» Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год — заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Сапетина И.Н., руководитель проекта направления «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
Сульдяйкина В.П., редактор-эксперт редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
Киреева А.А., редактор-эксперт редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
Дурнова Т.Н., редактор-эксперт редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
Верхова Н.А., редактор-эксперт редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
Инструкция: как рассчитывается налог на прибыль
Этот прямой налог взимается с юридических лиц, а рассчитывается он от величины образовавшейся по итогам отчетного периода конечной прибыли — с доходности учреждения, полученной после вычета расходной части. Регулируются операции по сборам главой 25 НК РФ.
Юридические лица обязаны отчислять от своей доходности определенный процент и направлять эту сумму в бюджетную систему РФ. Расчет налога на прибыль в 2020 году — пример важнейшей операции, которую бухгалтер обязан выполнить правильно. Если сбор исчислен с ошибками, организации грозят штрафные санкции от ИФНС. В нашем материале приводится актуальная информация: налог на прибыль — расчет, пример для чайников, формула и порядок начисления.
Итак, плательщиками сбора выступают юридические лица, получающие прибыль и находящиеся на общем режиме налогообложения. Иностранные предприятия (в том числе и работающие через российских представителей), ведущие бизнес на территории Российской Федерации и получающие доход от финансово-хозяйственной деятельности в РФ, обязаны уплачивать налог. Как рассчитать налог на прибыль организации, являющейся плательщиком сбора, продемонстрируем на примере.
По закону эти категории налогоплательщиков освобождаются от уплаты налога:
- учреждения, находящиеся на специальных налоговых режимах (упрощенный, ЕНВД, ЕСХН);
- индивидуальные предприниматели;
- компании, занимающиеся игорным бизнесом;
- организации, принимающие участие в подготовке к масштабным событиям государственного значения (например, предприятия, занимавшиеся подготовкой к чемпионату мира по футболу в России).
Основные ставки
Выполняйте расчет налог на прибыль по ставке на 2020 год для налогоплательщиков на общем налоговом режиме, — 20 % от полученного финансового результата деятельности. До 2016 г. организации отчисляли 18 % в региональный бюджет и 2 % — в федеральный бюджет. С конца 2016 года вступила в силу иная разбивка по уровням бюджета (Приказ ФНС РФ № ММВ-7-3/572@ от 19.10.2016). Теперь налогоплательщики перечисляют 17 % в бюджет региона и 3 % — в федеральную казну. О рганы местного самоуправления имеют возможность снизить налоговую ставку, перечисляемую в казну того или иного региона, но региональная ставка не должна быть меньше 13,5 %, а минимальная общая ставка — не ниже 16,5 %.
Рассмотрим пример, как посчитать налог на прибыль для общей ставки налогообложения. В каждом регионе установлены минимальные значения для отдельных видов налогоплательщиков. К примеру, в Москве снижение налогового бремени до 13,5 % ИФНС подтверждает предприятиям, трудоустраивающим инвалидов, производящим автотранспортные средства или же представляющим особые экономические зоны, технополисы и индустриальные парки. В Санкт-Петербурге уплачивают облегченный региональный взнос в размере 13,5 % только те плательщики, которые работают на территории особой экономической зоны.
Некоторые категории налогоплательщиков уплачивают сбор по специальным ставкам, начисленные суммы по которым направляются исключительно в федеральный бюджет. Специальные ставки действуют для следующих категорий плательщиков по отдельным видам доходов:
- иностранные компании, не имеющие российского представительства, добывающие углеводородное сырье и контролируемые иностранные компании — 20 %;
- зарубежные фирмы без представительства в России уплачивают сбор с доходов от сдачи в аренду транспортных средств и при международных перевозках — 10 %;
- российские предприятия с дивидендов зарубежных и российских компаний и с дивидендов от акций по депозитарным распискам — 13 %;
- иностранные компании, получающие дивиденды от российских предприятий и владельцы доходности по государственным, муниципальным ценным бумагам — 15 %;
- компании, получающие доход от процентов по муниципальным ценным бумагам и прочие доходы, согласно пп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ, — 9 %.
Освобождаются от уплаты сбора медицинские и образовательные учреждения, резиденты особых экономических зон и свободной экономической зоны в Крыму и г. Севастополе, организации, участвующие в инвестиционных проектах регионов и действующие на территории опережающего социально-экономического развития.
Формула расчета
Вся пошаговая инструкция как посчитать налог на прибыль сводится к использованию формул. Цифры для них найдете в бухгалтерском балансе и в отчетности. Для вычисления величины дохода воспользуйтесь формулами:
- Д — доходы предприятия;
- Р — расходы предприятия;
- ПНО — постоянные налоговые обязательства;
- ОНА — отложенные налоговые активы;
- ОНО — отложенные налоговые обязательства;
- ТНП — текущий налог на прибыль;
- ТНУ — текущий налоговый убыток.
Примеры расчета
Разберем пример расчета налог на прибыль за финансовый год. Допустим, предприятие находится на общей системе налогообложения. Доход за отчетный период составил 6 000 000 рублей. Издержки за этот же срок — 2 000 000 рублей. Таким образом, чистая прибыль: 6 000 000,00 – 2 000 000,00 = 4 000 000,00. Вот инструкция, как рассчитывается налог на прибыль в таком случае:
- Отчисления в региональный бюджет составят: 4 000 000,00 × 17 % = 680 000,00 руб.
- Процент, уплачиваемый в федеральный бюджет: 4 000 000,00 × 3 % = 120 000 руб.
Вот инструкция, как считается налог на прибыль, если организация относится к отдельной категории налогоплательщиков, уплачивающих отчисления в региональную казну по облегченной налоговой ставке 13,5:
- Местный бюджет: 4 000 000,00 × 13,5 % = 540 000,00 руб.
- В федеральную казну надлежит уплатить положенные 3 %: 4 000 000,00 × 3 % = 120 000,00 руб.
Разберем еще один образец расчета налога на прибыль организаций по формуле с таблицами — для ООО. По отчету о прибыли и убытках по форме № 2, ООО «Компания» получила доход в размере 600 000,00 рублей. Структура издержек в соответствии с формулой:
- 5000 руб. — постоянное налоговое обязательство;
- 6500 руб. — отложенные налоговые активы;
- 35 000 руб. — начисленная амортизация (линейный способ);
- 50 000,00 руб. — нелинейная амортизация — для целей налогообложения.
Отложенное налоговое обязательство составляет: 50 000 – 35 000 = 15 000 руб.
Налог на прибыль за отчетный период: 600 000,00 × 20 % (17 % + 3 %) = 120 000,00 руб.
Отразим бухгалтерские записи по показателям в таблице:
Проводка | Сумма | Содержание операции |
Дт 99 Кт 68 | 120 000,00 | Учтен налоговый платеж за отчетный год |
Дт 99 Кт 68 | 5000,00 | Проведено постоянное налоговое обязательство |
Дт 09 Кт 68 | 6500,00 | Зачтены отложенные налоговые активы |
Дт 68 Кт 77 | 15 000,00 | Принято отложенное налоговое обязательство |
Налоговые декларации предоставляются в территориальную ИФНС до завершения отчетного периода (года). Организация распределяет суммы платежа равномерно и уплачивает их авансом — ежемесячно или ежеквартально в течение всего отчетного периода. После завершения года бухгалтер перечисляет остаточную сумму налога на прибыль.
Авансовые платежи
Если доходность организации составила не более 15 миллионов рублей (квартал) за предшествующий налоговый период, то она имеет возможность уплачивать аванс по налогу на прибыль ежеквартально. Сумма рассчитывается из фактической величины дохода.
Если же предприятие имеет доходность, превышающую 15 млн руб., то ей надлежит перечислять авансовый платеж ежемесячно. Пример, как рассчитать налог на прибыль организации: специалист вычислит сбор на основании предполагаемого уровня доходов, спрогнозированного исходя из отчетных данных предшествующего квартала.
Расходы и доходы организации
Доход — это поступления от основных видов финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Доходом признается выручка предприятия от сторонних ресурсов. Такими источниками станут средства, полученные от арендованного имущества, предоставленных займов и проч.
Вот пример как считать налог на прибыль в 2020 году. При расчете платежа принимаются чистые доходы — без отчислений на добавленную стоимость, акцизных сборов и проч. К указанным доходам необходимо приложить сопроводительную документацию — платежные поручения, счета, учетные данные из книги доходов и расходов.
Расходы — это издержки, направленные на удовлетворение производственных, общехозяйственных и основных нужд организации (заработная плата, материалы, оборудование и проч.). Расходы бывают и косвенными, например, траты, направленные на погашение процентов по кредитам. Все издержки должны быть целесообразными и документально обоснованными.
Какие расходы вычитаются из доходов
Чтобы узнать величину чистой прибыли, доходы вычитают из расходов. В се расходы должны быть подтвержденными и экономически обоснованными. Для этого бухгалтер обязан корректно составлять и вести первичную и налоговую документацию. При расчете величины прибыли учитываются следующие издержки:
- производственные;
- общехозяйственные;
- представительские;
- транспортные;
- рекламные, но не более 1 % реализационной выручки;
- расходы на обучение и повышение квалификации персонала;
- проценты по займам и кредитам.
Какие расходы не учитываются при расчете
При исчислении налога на прибыль не учитываются следующие издержки:
- взносы в уставный капитал;
- пени и штрафы;
- имущество и денежные средства, переданные в расчет по кредитам и займам;
- аванс за товар или услугу;
- стоимость имущественных объектов, переданных безвозмездно и расходов на передачу;
- пенсионные надбавки;
- путевки на лечение и отдых сотрудников и проч.
Полный список расходов, которые не учитываются при расчете, приведен в ст. 270 НК РФ.
Признание доходов и расходов
Момент признания доходов и расходов — период, в котором проводятся поступления или издержки, учитываемые при расчете сборов. Это важно для расчета налога на прибыль для чайников. Момент признания напрямую зависит от метода признания доходов и расходов. Выделяют кассовый метод и метод начисления.
Если организация выбрала кассовый способ, то доходы ей надлежит отражать в учете при их непосредственном поступлении, а расходы — в момент списания денежных средств. При кассовом методе налоговые платежи отражаются по дням поступления. списания. Кассовый метод нельзя использовать банковским организациям. Организация вправе признавать доходность (издержки) по факту поступления (списания) в том случае, когда зафиксирована выручка в размере не более 1 миллиона рублей за каждый квартал (учитываются последние 4 квартала). Если же поступления превысили этот порог, то предприятие должно перейти на метод начисления.
При методе начисления все доходы и расходы проводятся в бухгалтерском учете при их возникновении, а уплата налога отражается по датам, подтвержденным первичными документами. А фактическая дата оплаты значения не имеет.
Учреждение вправе ежегодно выбирать способ признания доходов и расходов и уведомлять об этом налоговую инспекцию в срок до 31 декабря текущего года.
Какова налоговая база при убытках организации
По общему правилу, прибыль предприятия не может быть отрицательной. Е сли в результате финансово-хозяйственной деятельности зарегистрированы убыточные показатели, налогооблагаемая база, а следовательно, и налог на прибыль считаются нулевыми. Налоговая декларация по итогам года должна подаваться в любом случае, независимо от финансовых результатов деятельности учреждения.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Как формируется финансовый результат в бюджетной организации?
Критерии отнесения предприятия к бюджетной организации
Помимо того, что бюджетная организация по сути учреждена государством, существует еще ряд обязательных признаков для окончательной классификации:
- организация создана для выполнения определенных задач (и задачи эти установлены учредителем — государственной структурой);
- государственный учредитель на регулярной основе производит финансирование организации для выполнения ею поставленных задач — госзадания (финансирование выделяется из бюджета — отсюда и название «бюджетники»);
- в силу изложенных выше критериев, организация признается некоммерческой (с применением в деятельности правил и норм, касающихся НКО);
- как и прочие НКО, организация может осуществлять операции, приносящие доход и влекущие расходы помимо бюджетного финансирования.
С именно бюджетными организациями (учреждениями) не следует смешивать:
- автономные учреждения;
- казенные учреждения
Основные отличия представлены в таблице:
В виде субсидий в соответствии с госзаданием и на содержание имущества
• на выполнение госзадания;
• на содержание имущества;
• на исполнение публичных обязательств перед физическими лицами;
• на осуществление обязательных мероприятий
По бюджетной смете
Приносящая доход деятельность
Доходы поступают в распоряжение организации
Доходы поступают в распоряжение организации
Доходы зачисляются в бюджет
Счета в кредитных организациях
Только в органах Федерального казначейства
Только в органах Федерального казначейства
«Обычный» план счетов и инструкция, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н
План счетов для бюджетных учреждений и инструкция к нему, утв. приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н
План счетов для госорганов и инструкция к нему, утв. приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н
Бюджетные учреждения должны публиковать свою отчетность (например, через сайт в интернете)
Нормативное регулирование учета в бюджетных организациях
Как видно из приведенного сравнительного анализа, по степени привязки к госрегулированию рассматриваемые нами бюджетные организации находятся в середине между казенными и автономными. Поэтому при ведении учета вынуждены опираться и на нормы для частных компаний, и на нормы для тех, кто получает бюджетное финансирование.
При построении учетной модели и создании учетной политики бюджетные организации опираются на следующие НПА:
- закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухучете»;
- план счетов по приказу Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н;
- план счетов по приказу Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н в части отражения оборотов, связанных с госфинансированием;
- приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «О первичных документах госпредприятий»;
- приказ Минфина России от 06.06.2019 № 85н «О бюджетной классификации»;
- положения Бюджетного кодекса РФ.
Формы первичных документов, а также учетных регистров и отчетности для бюджетников вы можете найти в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в справочник.
В дополнение следует сказать, что бюджетные организации внутри самой группы подразделяются на несколько категорий:
- администраторы поступлений в бюджет (например, налоговые органы или внебюджетные фонды) — при этом иная деятельность таких учреждений является строго ограниченной;
- учреждения, находящиеся только на финансировании бюджета (не занимающиеся какой-либо приносящей иной доход деятельностью в силу тех или иных причин);
- учреждения с расширенными возможностями — находящиеся на госсубсидиях и при этом получающие иные доходы в рамках уставной деятельности (бюджетные организации образования, культуры, здравоохранения и т. п.).
Далее в этом материале рассматривается формирование финрезультата для организаций, относящихся к третьей (и самой многочисленной) группе бюджетников.
С 21.11.2020 действует обновленный порядок применения КОСГУ. Некоторые новшества вводятся с 01.01.2021. Подробнее о нововведениях узнайте в Обзоре от экспертов КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к правовой системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Формирование финансового результата у бюджетников — общие правила
В отношении именно доходов и расходов рассматриваемых бюджетников применяются следующие принципы:
- К доходам в целях бухучета относятся все поступления в организацию, а именно:
- поступления бюджетных субсидий;
- поступления бюджетных грантов и аналогичных целевых перечислений;
ВАЖНО! Поступления от субсидий и грантов затем исключаются в налоговых регистрах для целей исчисления налога на прибыль (п. 1 ст. 251 НК РФ).
- доходы (поступления) от реализации товаров, работ, услуг третьим лицам;
- доходы от реализации товаров, работ, услуг государственным структурам (например, в рамках выполнения госконтракта);
- иные поступления, которые классифицируются как доход в рамках коммерческой деятельности (например, полученные штрафы и неустойки, результаты переоценки активов и т. п.).
- зарплата работников и обязательные взносы с нее в фонды;
- расходы на командировки, если того требует деятельность, представительские;
- компенсации работникам и иногда населению (установленные государством);
- расчеты за товары, работы, услуги, необходимые для обеспечения деятельности (выполнения госзадания). При этом госконтракт на такие услуги может заключаться по стандартной конкурсной процедуре, а может и не заключаться (и тогда бюджетная организация выступает просто как сторона по договору).
- 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года»;
- 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года»;
- 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»;
- 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов»;
- 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов».
- определяется дата получения дохода (или дата перехода имущественного права);
- сумму дохода можно оценить.
- 0 401 10 120 «Доходы от собственности» — по доходам, извлекаемым организацией из имеющегося у нее госимущества, не связанным с переходом права собственности. Характерный пример — сдача в аренду помещений.
- 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг» — большая часть рассматриваемых учреждений оказывает именно услуги. Услуги, оказанные за плату сверх госзадания, на допустимые для данного бюджетника виды деятельности, учитываются на этом счете.
- 0 401 10 140 «Доходы от сумм принудительного изъятия» — под принудительно изымаемыми суммами подразумеваются штрафные удержания с исполнителей при нарушении ими условий договоров с учреждением. Согласно разъяснениям Минфина РФ, данные поступления тоже относятся к собственным доходам, остающимся в распоряжении бюджетника (письмо от 24.11.2014 № 02-06-10/59651).
- 0 401 10 170 «Доходы по операциям с активами» используется для учета доходов от имущества (активов), которые не попали на счет 0 401 10 120 — от реализации имущества (с разрешения собственника), от оприходования годных к употреблению МПЗ, от демонтажа имущества и т. п.
- 0 401 10 171 «Доходы от переоценки активов» — на счете фиксируются все результаты производимых переоценок, в том числе курсовые разницы по долгам и средствам в инвалютах.
- 0 401 10 180 «Прочие доходы» — у бюджетной организации список достаточно обширен. В частности, на этот счет попадают (п. 150 инструкции):
- субсидии на выполнение госзадания;
- прочие целевые субсидии;
- бюджетные инвестиции;
- гранты и аналогичные поступления.
- 0 401 20 210 «Расходы по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда» — применяется с дальнейшей группировкой по КОСГУ (последние 3 цифры):
- 211 — расходы по обычной зарплате;
- 212 — прочие выплаты и компенсации;
- 213 — начисления в фонды по зарплатным и прочим выплатам;
Когда завершается отчетный год, необходимо выполнить закрытие счетов учета доходов и расходов по этому году. Для этих действий предназначен счет 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». Получившиеся сальдо по счетам доходов и выбытий закрываются (списываются) на счет калькуляции финрезультата. Итоговое сальдо по 0 401 30 000 после проведения всех закрытий за текущий год и даст представление о том, каков финрезультат организации на отчетную дату.
ВАЖНО! Полный порядок закрытия года бюджетной организацией с типовыми проводками на 0 401 30 000 представлен в инструкции к приказу № 157н. Помимо указанных выше счетов, в зависимости от типа бюджетной организации, проводки по закрытию могут дополняться списанием итоговых сальдо по счетам внутриведомственных расчетов, расчетов с финансовым органом и т. п. Кроме того, в деятельности бюджетных организаций тоже существует такое понятие, как доходы и расходы, относящиеся к будущим периодам, которые необходимо учесть при формировании финрезультата. Также не следует забывать о том, что операции в части, не относящейся к расчетам по госзаданиям, подлежат налогообложению, что тоже влияет на окончательный результат — чистую прибыль либо убыток бюджетной организации.
Итоги
Финрезультат в бюджетной организации формируется по общим правилам бухгалтерского учета, но с применением отдельного плана счетов и специфических требований, сформулированных специально для бюджетников. Базой для корректного формирования доходов и расходов является утвержденная смета учреждения-бюджетника. Окончательный финрезультат за отчетный период формируется путем закрытия счетов учета доходов и расходов на специально предназначенный для этого счет по бюджетному плану счетов.
КОСГУ: НДС и налог на прибыль в 2021 году
В работе бюджетных учреждений исчисление и уплата налога на прибыль (ННП) и НДС не рассматриваются как затратные операции. Их величины рассчитываются и уменьшают поступившие учтенные доходы от различных видов деятельности, т. е. отражаются по соответствующим доходным статьям КОСГУ. Механизм фиксации этих операций в учете – тема нашей консультации.
КОСГУ: налог на прибыль в 2021 году
В соответствии с нормами п. 9 Порядка из приказа № 209н и п. 12.1.7 Порядка из приказа № 85н, утвержденных Минфином соответственно 29.11.2017 (ред. от 29.09.2020) и 06.06.2019 (ред. от 15.04.2021), операции по начислению/уплате ННП фиксируют увязкой статьи 180 «Прочие доходы» аналитической группы подвида бюджетных доходов (АнКВД) с подстатьей 189 «Иные доходы» КОСГУ.
В бухгалтерском учете бюджетных и автономных бюджетных предприятий начисление и перечисление ННП сопровождается записями:
Начисление ННП (в уменьшение дохода по счету 401.10)
План счетов (Инструкция № 183н от 23.12.2010
«Доходы экономического субъекта» по соответствующим аналитическим счетам
Уплата ННП (операция по выбытию средств с лицевых счетов учреждения)
«Расчеты по платежам в бюджеты РФ»
2 201 11 610 «Денежные средства учреждения в казначействе» по применяемым счетам аналитического учета
Увеличение отразится за балансом на счете 17 (АнКВД 180 КОСГУ 189)
Таким образом, налог на прибыль (КОСГУ 189 АнКВД 180) как начисленный, так и уплаченный, отражается в учете единой увязкой кода доходов и классификации операций госсектора.
НДС: КОСГУ 2021 года
Для учета НДС в бюджетных учреждениях применяется иной порядок. Этот налог в текущем периоде уменьшает доходы от продаж, которые уже зафиксированы по приемлемым кодам КОСГУ. Т. е., при начислении НДС суммы поступающих доходов отражаются по кодам КОСГУ и КВД, сопровождающим реализацию товаров, услуг или работ. Например, по доходам, полученным от продаж, применяют подстатью 131 КОСГУ, от выбытия активов – 172 КОСГУ, от концедента с концессионной платы – 12К, от совместной деятельности в простом товариществе – 12Т.
Во взаимосвязи с шифрами КОСГУ выступают и коды соответствующих видов доходов по АнКВД: от использования имущества предприятия – статья 120, от оказания услуг и компенсации затрат – статья 130, от реализации ОС и сумм возмещения ущерба при недостаче ОС – статья 410, от реализации МПЗ – статья 440.
АнКВД и КОСГУ уплаты НДС с доходов от реализации те же, что и при перечислении ННП, т. е. АнКВД 180 и КОСГУ 189:
Начисление НДС (в 15-17 и 24-26 разрядах счета указывают коды, на которые отнесена выручка)
План счетов (Инструкция № 183н от 23.12.2010
120, 130, 410, 440
12К, 12Т, 131, 172
2 401 10 12Х (131, 172)
Увеличение счета 17 (АнКВД 180 КОСГУ 189)
Итак, АнКВД и КОСГУ НДС и налога на прибыль совпадают, за исключением отражения начисления НДС, так как различаются источники поступления облагаемых им доходов.
Однако, не все облагаемые НДС операции доходны. Случаются ситуации, когда доход отсутствует, а налог необходимо начислить и уплатить. К примеру, премирование работника подарком. В Порядке № 209н нет прямой нормы, прописывающей алгоритм отражения расходов автономным и бюджетным учреждениям в подобных случаях, а при отсутствии доходов уплачивать НДС по доходным статья нельзя. Руководствуясь этими соображениями предприятия платят налог по КВР 852 и КОСГУ 291, поскольку таблицей соотношений КВР и КОСГУ предусмотрена такая увязка.
НДС: КОСГУ при безвозмездной передаче
За счет расходов учреждения начисляется НДС и с передачи имущества на безвозмездной основе. В бухучете применяют счет 401.20. В 15–17 разрядах счета указывают КВР 852, в 24–26-х – код КОСГУ 291. У счета-корреспондента 303.04 код КВР также фиксируют в 15-17 разрядах. Например, при безвозмездной раздаче сувенирной продукции налог начислят проводкой Д/т 852.2.401.20.291 К/т 852.2.303.04.731, его перечисление также зафиксируют увязкой 852 КВР 291 КОСГУ.
Если учреждение выступает в роли налогового агента, то уплачивает НДС по кодам, сопровождаемым вознаграждение контрагенту, с которого налог удерживают. Например, при аренде имущества его отражают увязкой КОСГУ 224 и КВР 244, а при начислении налога в 15–17 разрядах счета 303.04 указывают КВР 244.
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.
Налоговый учет казенных учреждений
В последнее время законодательство, регламентирующее налоговый учет учреждений, получающих бюджетное финансирование, было значительно изменено. Уже почти два года такие организации обязаны вести систему налогового учета, аналогичную той, что ведут коммерческие организации. Рассмотрим взаимозависимость статуса учреждения и возможность получения налогооблагаемого дохода, а также особенности налогового учета казенных учреждений.
Казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. При этом операции с бюджетными средствами производятся через лицевые счета, открываемые в органах Федерального казначейства (п. 2 и 4 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ)). Казенное учреждение может быть наделено правом осуществления предпринимательской деятельности, если это предусмотрено учредительным документом.
Что касается приносящей доход деятельности, п. 3 ст. 161 БК РФ предусмотрено право казенного учреждения осуществлять такую деятельность, но только в случае, если это закреплено в учредительных документах.
При этом доходы, полученные казенными учреждениями от оказания платных услуг, подлежат перечислению в бюджет, так как они относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 41 БК РФ).
В свою очередь в НК РФ предусмотрена специальная норма, в соответствии с которой при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций (подп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом под услугой следует понимать результат деятельности учреждения в интересах определенного физического (юридического) лица – получателя услуги. Например, реализация образовательных программ среднего профессионального образования, первичная медико-санитарная помощь, библиотечное обслуживание пользователей библиотеки (письмо ФНС России от 21.09.2011 № ЕД-4-3/15432@).
Стоит обратить внимание на п. 2 письма Минфина России от 02.08.2012 № 02-03-09/3040, в котором отмечается, что доходы казенных учреждений, получаемые ими при осуществлении деятельности, определенной уставом учреждения, не подлежат обложению налогом на прибыль организаций в порядке, установленном ст. 251 НК РФ.
Нормы подп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ применяются именно к средствам, полученным казенными учреждениями от оказания государственных (муниципальных) услуг, то есть, как следует из Комплексных рекомендаций органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», разработанных на основании поручения Правительства РФ от 16.10.2010 № СС-П16-7135, в рамках определенных для этих учреждений заданий и согласно перечню услуг. Таким образом, не все услуги, предусмотренные учредительным документом, могут быть отнесены к государственным (муниципальным); соответственно, в некоторых ситуациях казенные учреждения будут являться плательщиками налога на прибыль.
В целях исчисления НДС необходимо обратить внимание на подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ. Выполнение работ, оказание услуг казенными учреждениями, включая услуги по предоставлению на территории РФ в аренду государственного (муниципального) имущества, не признаются объектом обложения НДС (письмо Минфина России от 19.08.2013 № 03-03-05/33760).
Например, отсутствуют основания для обложения НДС услуг по предоставлению в пользование на платной основе парковок (парковочных мест) на территории объектов единого парковочного пространства, оказываемых государственным казенным учреждением (письмо ФНС России от 01.08.2013 № ЕД-4-3/13952).
Однако операции по реализации нефинансовых активов, продовольственных и непродовольственных товаров, а также имущественных прав, осуществляемые казенными учреждениями, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке (письма Минфина России от 19.08.2013 № 03-03-05/33760, от 16.08.2013 № 03-03-05/33508).
При осуществлении операций, освобожденных от налогообложения в соответствии с п. 1–3 ст. 149 НК РФ, учреждения НДС не уплачивают. Например, реализация по договору купли-продажи недвижимого имущества (здания) физическому лицу управлением муниципального имущества администрации муниципального образования облагается НДС, так как данная операция не соответствует положению подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ. В этой ситуации НДС уплачивает орган местного самоуправления, осуществляющий операции по реализации такого имущества (письмо Минфина России от 27.07.2012 № 03-07-11/198).
А вот услуга, оказываемая федеральным казенным учреждением по передаче в безвозмездное пользование профсоюзной организации находящегося в оперативном управлении имущества (нежилых помещений), не является объектом обложения НДС (письмо Минфина России от 08.02.2013 № 03-07-11/3086).
Отметим немаловажный момент: так как операции по выполнению работ (оказанию услуг) казенными учреждениями не признаются объектом обложения НДС, счета-фактуры при осуществлении данных операций казенными учреждениями не составляются (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). При этом стоит обратить внимание, что в договорах сумма НДС не указывается. Если же учреждение все-таки выставило счет-фактуру с НДС, то у него возникает обязанность по уплате НДС в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ). И даже в этом случае права на вычет у покупателя по такому счету-фактуре не возникает.
Налог на прибыль
Перечислим доход, с которого казенное учреждение обязано рассчитывать и уплачивать налог на прибыль:
- суммы возмещения, причитающиеся к получению от виновных лиц, причинивших ущерб учреждению (п. 3 ст. 250 НК РФ);
- суммы штрафов, пеней и неустоек за нарушение контрагентами договорных обязательств (п. 3 ст. 250 НК РФ);
- суммы арендной платы за предоставление в пользование имущества и лицензионные платежи за предоставление в пользование объектов интеллектуальной собственности (п. 4 и 5 ст. 250 НК РФ);
- суммы денежных средств, а также стоимость имущества, полученные учреждением безвозмездно (кроме исключений, предусмотренных ст. 251 НК РФ) (п. 8 ст. 250 НК РФ, письмо Минфина России от 12.08.2013 № 03-03-10/32649);
- суммы пожертвований, использованные не по назначению (п. 14 ст. 250 НК РФ);
- стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, предусмотренных подп. 18 п. 1 ст. 251 НК РФ) (п. 13 ст. 250 НК РФ, письма Минфина России от 08.08.2013 № 03-03-06/4/32160, от 17.07.2013 № 03-03-05/27903);
- суммы страхового возмещения, полученные от страховой компании по договору страхования имущества в связи с наступлением страхового случая (письмо Минфина России от 17.07.2013 № 03-03-05/27903);
- суммы компенсаций понесенных расходов в связи с исполнением Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», полученные от военных комиссариатов (письмо Минфина России от 16.08.2013 № 03-03-05/33508);
- суммы денежных средств, полученные от арендаторов в возмещение коммунальных, эксплуатационных услуг (письмо Минфина России от 28.08.2013 № 03-03-06/4/35325);
- суммы денежных средств, полученные по договору социального найма в счет платы за содержание, ремонт и наем жилого помещения (письмо Минфина России от 16.08.2013 № 03-03-05/33508);
- суммы денежных средств, полученные в качестве возмещения расходов по уплате госпошлины и судебных издержек (письмо Минфина России от 16.08.2013 № 03-03-05/33508);
- стоимость излишков имущества, выявленных в результате инвентаризации (п. 20 ст. 250 НК РФ, письма Минфина России от 07.08.2013 № 03-03-05/31863, от 14.02.2012 № 03-03-05/11);
- стоимость реализованного государственного (муниципального) имущества (письмо Минфина России от 02.08.2012 № 02-03-09/3040).
Казенное учреждение не вправе применять упрощенную систему налогообложения (ст. 346.12 НК РФ).
Налоговые декларации
Мы определили, что казенные учреждения в ряде случаев являются плательщиками налога на прибыль, вследствие чего они обязаны представлять декларации по налогу на прибыль в ИФНС России. Но возникает вопрос о необходимости подачи декларации при отсутствии доходов, подлежащих налогообложению. Обратимся к нормам налогового законодательства.
Пунктом 1 ст. 246 НК РФ установлено, что российские организации признаются плательщиками налога на прибыль, при этом отсутствуют какие-либо преференции для казенных учреждений. В силу п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.
Однако из этого правила есть исключение. Некоммерческие организации (а казенное учреждение является некоммерческой организацией), у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль, представляют декларацию по упрощенной форме только по истечении налогового периода (п. 2 ст. 289 НК РФ). Таким образом, если у учреждения возникает налогооблагаемый доход, оно обязано представлять налоговые декларации в общеустановленном порядке, однако если не возникает налогооблагаемого дохода и даже в случае, когда предпринимательская деятельность не предусмотрена правоустанавливающими документами, декларация в налоговые органы должна быть представлена.
При этом в Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (лист 07 декларации по налогу на прибыль) не включаются средства в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений (письмо УФНС России по г. Москве от 19.09.2012 № 16-15/088342@).
Аналогично декларации по налогу на прибыль казенные учреждения обязаны представлять декларации по НДС (п. 1 ст. 143 НК РФ). Если казенное учреждение выполняет работы (оказывает услуги) в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, которые не признаются объектом налогообложения (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ), такие операции подлежат отражению в разд. 7 декларации по НДС, форма которой утверждена приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н. В данном разделе учреждение вправе заполнить гр. 1 и 2 стр. 010 (письмо ФНС России от 21.11.2011 № ЕД-4-3/19361@).
В следующем номере читайте про налоговый учет бюджетных и автономных учреждений.
Таким образом, как можно видеть, формирование финрезультата бюджетной организации идет по заранее запланированному порядку, в соответствии с утвержденной учредителем сметой деятельности организации.
Результат деятельности бюджетной организации, являющийся предметом рассмотрения в настоящей статье, определяется с использованием счетов раздела 4 «Финансовый результат» плана счетов по приказу № 174н.
По п. 148 инструкции к приказу № 174н (далее — инструкция), счет 0 401 00 000 «Финансовый результат хозяйствующего субъекта» подразделяется на группировочные счета:
На счете 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года» учитываются доходные поступления, которые можно признать в течение года, если одновременно выполняются 2 условия:
Доходы на счете 0 401 10 000 группируются по субсчетам в зависимости от видов поступлений (сообразуясь со сметой доходов организации):
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Бюджетная организация может совершать сделки с госимуществом только с выполнением строгих условий, в частности, бывает нужно получать согласие собственника (государственной структуры). Но если сделка все же заключена — доходы относятся к собственным доходам организации и остаются в ее распоряжении.
Правила формирования бухгалтерских записей по плану счетов для бюджетников стандартные. То есть доход отражается по кредиту счета учета дохода.
Дт 0 205 21 560 (увеличение дебиторской задолженности по доходам от собственности) Кт 0 401 10 120.
По счету 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» фиксируются произведенные расходы (согласно смете). Счет тоже имеет группировочные счета с разной кодировкой: