Начисляется ли НДС при оказании платных медицинских

Начисляется ли НДС при оказании платных медицинских

Организация учета в медицинских учреждениях

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Медицинские учреждения могут действовать на основе частного или бюджетного финансирования. Законодательством разрешено создавать клиники образованием юридических лиц или путем регистрации в качестве ИП. Для работы в сфере медицинских услуг необходимо оформить лицензию. После получения разрешительной документации можно оказывать услуги по амбулаторному и стационарному лечению, экстренной помощи и санаторно-курортному оздоровлению.

Вопрос: Можно ли для целей отсрочки или рассрочки уплаты налога подтвердить письмами главных распорядителей бюджетных средств факт задержки финансирования из бюджета?
Посмотреть ответ

Организация учета в медицинских учреждениях

Организация системы бухгалтерского учета в бюджетных медучреждениях строго регламентирована. Основное отличие их деятельности от коммерческих предприятий – отсутствие большой свободы действий и преобладание бесплатных видов услуг. Правила обслуживания пациентов закреплены в правительственном Постановлении от 4 октября 2012 года №1006. Тарификация услуг коммерческими структурами производится на основании решения руководства. В бюджетных организациях за ценообразование отвечают государственные органы.

Учетная политика

Для создания эффективной системы учета на предприятии инициируется разработка и утверждение учетной политики. Документ носит локальный характер, содержит нормы и стандарты отражения операций для конкретного учреждения с привязкой к законодательным положениям. Текст документа утверждается руководством компании.

Учетная политика должна быть сформирована на этапе открытия предприятия. На протяжении работы организации документ не надо аннулировать и принимать заново, при необходимости разрешено вносить в него изменения и дополнения. Структура учетной политики медицинских предприятий:

  1. Блок с организационной информацией. В нем приводятся формы ведения учета, утверждается рабочий вариант плана счетов и типовые корреспонденции по основным хозяйственным операциям. В разделе указывают перечень и формы первичной документации, которая должна применяться должностными лицами учреждения. В первой части учетной политики фиксируются правила документооборота и назначаются лица, которые наделяются правом подписи.
  2. В следующем пункте раскрывается технология обработки сведений из документов, согласовывается порядок мониторинга операций и выдачи наличных денежных средств работникам предприятия, закладываются правила распределения накладных затрат.
  3. Отдельный раздел должен быть посвящен особенностям применяемой системы налогообложения и списку льгот по налоговым ставкам.

Особенности бухгалтерского учета в коммерческих медицинских организациях

Основная цель создания клиник и медицинских центров с частным капиталом – извлечение прибыли. Доходы формируются за счет оказания платных услуг населению или юридическим лицам.

ВАЖНО! Частные медицинские организации отражают операции по рабочему плану счетов, созданному на основе Приказа Минфина от 31 октября 2000 г. под №94н.

Осуществляемые расходы компаний отражаются в учете на 20 счете. Структура затрат представлена:

  • оплатой стоимости лекарственных препаратов;
  • расходами на инвентарь, медицинское оборудование;
  • оплатой труда персонала;
  • суммами перечислений в бюджет в счет погашения налоговых обязательств.

Медицинским предприятиям предоставлена возможность оказания услуг, подлежащих обложению НДС и освобожденных от этого вида налога. При наличии льготной категории операций в бухгалтерском учете необходимо организовать раздельный их учет с обычными видами услуг. Перечень ситуаций, позволяющих обойтись без начисления НДС, приведен в ст. 149 НК РФ.

Бухгалтерия учреждения в своей работе ориентируется на нормы ПБУ 10/99. Этот документ регламентирует порядок признания расходов и приводит упрощенную классификацию затрат. По стандарту расходы подразделяются на обычные, операционные и внереализационного характера. Траты, осуществляемые при проведении медицинских манипуляций в рамках услуг клиентам, причисляются к обычным видам деятельности. Их отражают в учете в размере фактически понесенных расходов.

Доходные операции показываются на счетах учета по правилам, оговоренным в ПБУ 9/99. В медицинских учреждениях доходными поступлениями по обычным видам хозяйственной деятельности являются принимаемые платежи за оказание платных услуг.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Доходы признаются в учете только после фактического оказания медицинской услуги.

Для отражения сумм доходов используется 90 счет. На его субсчетах аккумулируется выручка, себестоимость и НДС и выводится сумма прибыли или убытка. Выручку показывают через корреспонденцию с участием Д62 и К90.1. Параллельно производится списание суммы сформированной себестоимости по услуге через дебетование 90.2 и кредитование 20 счета.

Учет медикаментов и расходных материалов

В учете медицинских организаций к категории МПЗ относятся:

  • медикаменты;
  • расходное сырье и материалы.

Их оприходование осуществляется по накладным, получаемым от поставщиков. Стоимость отгружаемых МПЗ отражается в дебете 10 счета с разбивкой по номенклатурным группам. Для списания ценностей предприятие может использовать метод, который прописан в учетной политике:

  • способ списания по стоимости единицы изделия;
  • методика ФИФО;
  • вариант со средней стоимостью.

Для медучреждений характерно проведение постоянного мониторинга сроков годности лекарственных препаратов. Для реализации контрольных мероприятий руководством предприятия назначается отдельное должностное лицо. При выявлении просроченных экземпляров медикаментов они должны быть возвращены поставщику или переданы на утилизацию. Документальное оформление избавления от просроченных лекарств производится путем составления акта. В нем прописываются наименования препаратов, их номерные обозначения и серии, сроки годности.

Процедура инвентаризации в медицинских структурах не отличается от стандартного алгоритма действий. Исключение составляют психотропные вещества и препараты, относимые к группе наркотических веществ.

ЗАПОМНИТЕ! Контроль медикаментов особого назначения (наркотических и психотропных) отличается от общепринятых стандартов, он регламентируется нормами Закона от 8 января 1998 г. №3-ФЗ.

Если по средствам особого назначения обнаруживаются недостачи, то о выявленном несоответствии в трехдневный срок надо сообщить в МВД. Инвентаризационные мероприятия реализуются каждый месяц. В состав комиссии можно включать только персонал с актуальным допуском к работе с наркотическими веществами.

Ежемесячно по каждому врачебному кабинету делается подсчет норм расходования материалов, сведения о фактическом использовании вносятся в отчет. Документы передаются в бухгалтерию. Типовые корреспонденции счетов:

  • принятие к учету медикаментов и расходного сырья – Д10 – К60;
  • Д20 – К10 – запись при расходовании лекарственных препаратов.

Учет медицинской техники и оборудования

Медицинское оборудование учитывается в составе основных средств. Они подлежат амортизации. Выбор способа амортизации осуществляется по нормам ПБУ 6/01. Каждой единице оборудования присваивается индивидуальный инвентарный номер. Приемка и постановка на учет техники осуществляется на основании:

  • товарной накладной;
  • акта приемки-передачи ОС;

Примеры бухгалтерских проводок:

  • Д07 – К60 на предприятие поступило медицинское оборудование к установке;
  • Д07 – К76 – отражается сумма средств, потраченная на доставку техники;
  • Д08 – К07 – списана фактическая стоимость оборудования, учтены расходы на его монтаж;
  • Д01 – К08 – оборудование установлено, настроено и готово к эксплуатации, техника переводится в состав основных средств.

Особенности учета в бюджете

Бюджетные медицинские структуры могут оказывать платные услуги. В ежегодную смету доходов и расходов должно быть включено предполагаемое финансирование из бюджета и плановые показатели поступлений от платного набора услуг. Выручка от коммерческой деятельности направляется на оплату счетов, связанных с осуществлением платных услуг, погашение налоговых обязательств. Оставшиеся ресурсы показываются как доход бюджета.

Имущественные активы государственными медицинскими структурами эксплуатируются на праве оперативного управления. Списание вышедшего из строя или устаревшего оборудования производится после документального обоснования необходимости такого действия комиссией. Для согласования процедуры с собственником списываемых объектов используются:

  • списки оборудования, подлежащего списанию;
  • копии решения по созданию комиссии, занимающейся вопросами списания основных средств;
  • копии, снятые с протокола заседания комиссии;
  • акты на списание техники.

Документальное оформление снятия с учета оборудования происходит путем заполнения акта формы 0306003 или формы 0306033.

К СВЕДЕНИЮ! Отражение в учете операций по списанию имущества невозможно, если нет документов на согласование процедуры вывода из эксплуатации конкретных объектов.

Медикаменты списываются в таких случаях:

  • при просрочке Д 0 401 101 72 – К 0 105 21 440;
  • при выявленных недостачах, оформленных актом, дебетуется 0 401 101 72 и кредитуется 0 105 214 40 (0 105 314 40);
  • при продаже через аптеку по дебету показывается 2 401 101 30, а по кредиту – 2 105 214 40 (2 105 314 40).

Если после утилизации медоборудования остались материалы, подлежащие оприходованию, в учете делается запись между дебетом 0 105 00 000 и кредитом 0 401 10 172. Стоимость материалов определяется по текущим рыночным ценам.

Нюансы налогообложения

Медицинские организации наделены правом применять ставку по НДС в размере 0%. Норма закреплена в ст. 284.1 НК РФ. Получаемые организацией средства от страховой компании в рамках программы ОМС не включаются в базу налогообложения налогом на прибыль. Не входят в налогооблагаемую базу для расчета налога на прибыль и доходы, которые были получены медучреждением в форме имущества по программе целевого финансирования.

Частные медицинские предприятия могут выбрать общую систему налогообложения или перейти на УСН. В случае с УСН выгодно использовать схему налогообложения «доходы за минусом расходов». ЕНВД для медицинского профиля деятельности нельзя применять.

Оказание медицинских услуг по профилактике, диагностике и лечению, не облагаемых НДС

Оказание медицинских услуг по профилактике, диагностике и лечению, не облагаемых НДС

Статья 143 НК РФ относит к плательщикам НДС российские организации, в частности медицинские учреждения. В силу ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции:
– по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории РФ;
– по передаче на территории РФ товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
– по выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления;
– по ввозу товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Операции, не признаваемые объектом обложения НДС, перечислены в п. 2 ст. 146 НК РФ, а освобожденные от налогообложения (не подлежащие налогообложению) – в п. 1 – 3 ст. 149 НК РФ.

В силу пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ медицинских услуг, предоставляемых медицинскими организациями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.

В целях применения гл. 21 НК РФ к медицинским услугам относятся:
– услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по ОМС;
– оказываемые населению услуги по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 № 132 (далее – Перечень);
– услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам с медицинскими организациями, предоставляющими медицинскую по-мощь в амбулаторных и стационарных условиях;
– услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;
– услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;
– патологоанатомические услуги;
– услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным.

При этом для использования налоговой льготы не имеют значения форма и источник оплаты услуг, главное – чтобы учреждение имело лицензию на оказываемые виды медицинских услуг (п. 6 ст. 149 НК РФ).

Как следует из вопроса, учреждение оказывает медицинские услуги по профилактике, диагностике и лечению. Для применения льготы по НДС необходимо, чтобы услуги входили в Перечень. Перечень включает только пять видов медицинской помощи:

1) услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы;

2) услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках стационарной медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы;

3) услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в дневных стационарах и службами врачей общей (семейной) практики, включая проведение медицинской экспертизы;

4) услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в санаторно-курортных учреждениях;

5) услуги по санитарному просвещению, непосредственно оказываемые населению.

Конкретных наименований медицинских услуг в Перечне нет. В связи с этим Минфин в Письме от 16.08.2018 № 03 07 14/57948 привел следующие разъяснения.
Медицинская деятельность является лицензируемой. В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению к данному положению, которые выполняются (оказываются):

– при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи;

– при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении;

– при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи;

– при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования установлены Приказом Минздрава РФ от 11.03.2013 № 121н (далее – Требования).

Таким образом, на основании пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождаются перечисленные в Перечне медицинские услуги по диагностике, профилактике и лечению, оказываемые населению медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, при наличии соответствующей лицензии. При этом следует отметить, что конкретные виды услуг, относящиеся к услугам по диагностике, профилактике и лечению, прописаны в Положении № 291 и Требованиях.
Что касается Номенклатуры медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 13.10.2017 № 804н, она представляет собой систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении. Как отмечают чиновники Минфина в Письме № 03 07 14/57948, она также может использоваться для определения конкретных видов услуг, относящихся к услугам по диагностике, профилактике и лечению.

Медицинская организация оказывает услуги физическим лицам на основании договоров, заключенных с другими медицинскими организациями, не имеющими возможности провести ту или иную диагностику вследствие отсутствия необходимого оборудования. Освобождаются ли данные услуги от обложения НДС?

Медицинская услуга – это медицинское вмешательство (комплекс медицинских вмешательств), направленное на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющее самостоятельное законченное значение. При этом медицинским вмешательством являются выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, затрагивающие физическое или психическое состояние последнего и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность, а также искусственное прерывание беременности (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 ФЗ).
Следовательно, услуги по диагностике, профилактике и лечению, предусмотренные Положением № 291 и Требованиями и отраженные в лицензии, оказанные медицинской организацией – исполнителем физическим лицам, в том числе на основании договоров с заказчиками – юридическими лицами, освобождаются от обложения НДС на основании пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Медицинские услуги

«…медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг».

Если ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги финансируются из бюджета, то они также не облагаются НДС.

Эта льгота установлена подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

Льготой могут пользоваться:

  • медицинские организации и учреждения;
  • индивидуальные предприниматели — врачи, занимающиеся частной медицинской практикой;
  • медицинские пункты, состоящие на балансе немедицинских фирм.

Вот перечень медицинских услуг, которые не облагаются НДС.

1. Услуги, предоставляемые по обязательному медицинскому страхованию. Такие услуги могут оказываться как физическим лицам, так и фирмам. Перечень этих услуг приведен в постановлении Правительства РФ от 4 октября 2010 г. № 782 и Методических рекомендациях, утвержденных Минздравом РФ и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 28 августа 2001 г. № 2510/9257-01, 3159/40-1.

2. Услуги, оказываемые населению по перечню, утвержденному Правительством РФ от 20 февраля 2001 г. № 132. К ним относятся:

  • услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы;
  • услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках стационарной медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы;
  • услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в дневных стационарах и службами врачей общей (семейной) практики, включая проведение медицинской экспертизы;
  • услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в санаторно-курортных учреждениях;
  • услуги по санитарному просвещению, непосредственно оказываемые населению.

По мнению Минфина, если организация, имеющая лицензию, оказывает населению медицинские услуги, упомянутые в данном перечне, безвозмездно, то данные услуги также не облагаются НДС (письмо Минфина России от 13 апреля 2016 г. № 03-07-11/21224).

3. Услуги по сбору у населения крови. Медицинская организация или частный врач должны иметь договор с медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях.

4. Услуги, оказываемые медицинскими организациями и частными врачами беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным.

5. Услуги скорой медицинской помощи.

6. Услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного.

7. Услуги патолого-анатомические.

8. Услуги аптечных учреждений по изготовлению лекарственных препаратов для медицинского применения (льгота предусмотрена подп. 24 п. 2 ст. 149 НК РФ).

9. Услуги по изготовлению и ремонту очковой оптики (кроме солнцезащитной), ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий, услуги по оказанию протезно-ортопедической помощи (льгота предусмотрена пп. 24 п. 2 ст. 149 НК РФ).

10. Санитарно-эпидемиологические и ветеринарные услуги, финансируемые за счет бюджетных средств. При этом фирме необходимо иметь следующие документы:

  • лицензию;
  • договор на оказание ветеринарных или санитарно-эпидемиологических услуг с указанием источника финансирования;
  • письменное уведомление заказчика, которому выделены средства из федерального бюджета, в адрес фирмы о выделенных ему целевых бюджетных средствах для оплаты санитарно-эпидемиологических и ветеринарных услуг;
  • справку финансового органа об открытии финансирования ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг за счет регионального или местного бюджета.

Ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, которые не финансируются из бюджета или финансируются на возвратной основе, облагаются НДС.

Фирма или врач, занимающийся частной практикой, должны иметь лицензию на медицинскую деятельность. Если такой лицензии нет, то применять льготу нельзя.

Если ваша фирма оказывает медицинские услуги, которые не облагаются НДС, то вы не можете отказаться от этой льготы.

Услуги посредников в сфере медицинских услуг облагаются НДС.

ООО «Евромедлюкс» предоставляет платные услуги скорой медицинской помощи населению. При этом фирма осуществляет транспортировку больных как в рамках скорой помощи, так и для госпитализации в профилактических и диагностических целях.

Услуги, оказанные в рамках скорой помощи, НДС не облагаются. Транспортировка же пациентов для госпитализации в профилактических либо диагностических целях, то есть в ситуациях, не угрожающих жизни и здоровью людей, облагается НДС, поскольку является посреднической услугой.

Начисляется ли НДС при оказании платных медицинских

Для удобного взаимодействия с нашим сайтом, предлагаем вам воспользоваться современными браузерами.

edge

chrome

mozila

opera

Почему нужно поменять браузер.

Ваш браузер не просто старый, а устаревший. Он не может предоставить все возможности, которые могут предоставить современные браузеры, а скорость его работы ниже в несколько раз!

О налогообложении НДС материалов и медицинских услуг у бюджетных организаций (Письмо МНС Республики Беларусь от 15.02.2021 № 2-1-9/Рн-00178 «О рассмотрении обращения») и О включении (невключении) сумм НДС в остатки материалов на 01.01.2021 бюджетными организациями здравоохранения (Письмо МНС Республики Беларусь от 22.02.2021 № 2-1-9/00836)

О налогообложении НДС материалов и медицинских услуг у бюджетных организаций

Письмо МНС Республики Беларусь от 15.02.2021 № 2-1-9/Рн-00178 «О рассмотрении обращения»

Согласно пункту 1 статьи 120 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) налоговая база НДС при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен (тарифов) на товары (работы, услуги), без включения в них налога на добавленную стоимость. Положения пункта 1 статьи 120 НК распространяются на обороты по реализации как приобретенных товаров (работ, услуг), так и произведенных товаров (работ, услуг).

В соответствии с подпунктом 2.6 пункта 2 статьи 115 НК объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость не признаются обороты по реализации на территории Республики Беларусь (включая обороты по безвозмездной передаче) бюджетными организациями приобретенных (безвозмездно полученных) товаров, за исключением основных средств и нематериальных активов, по ценам их приобретения (для безвозмездно полученных товаров – по ценам их получения). При этом суммы «входного» НДС вычету не подлежат согласно подпункту 24.9 пункта 24 статьи 133 НК.

Принимая во внимание изложенное, можно сделать следующие выводы по описанной в обращении ситуации.

1. Если бюджетная организация здравоохранения оказывает медицинские услуги по перечню платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются Министерством здравоохранения Республики Беларусь (по согласованию с Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь), утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 № 35 (с изменениями и дополнениями; далее – Перечень платных медицинских услуг), то на основании пункта 9 Инструкции о порядке установления и применения тарифов на платные медицинские услуги, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.02.2015 № 14, тарифы на такие медицинские услуги устанавливаются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без учета стоимости применяемых лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других материалов (далее – материалы), которые оплачиваются заказчиками дополнительно.

С учетом изложенного в такой ситуации у бюджетной организации здравоохранения возникает реализация медицинских услуг и реализация материалов. При этом:

Читайте также  Справка 2-НДФЛ: коды, образец заполнения, новый бланк

– оборот по реализации медицинской услуги освобождается от НДС, если она поименована в подпункте 1.2 пункта 1 статьи 118 НК, и облагается по ставке НДС 20 %, если не поименована;

– оборот по реализации материалов, использованных при оказании этой услуги, приобретенных за счет внебюджетных средств, если материалы реализуются с наценкой, с 01.01.2021 облагается НДС по ставке 10 % (если материалы являются медицинскими изделиями или лекарственными средствами и при этом зарегистрированы в соответствующем Госреестре * ), либо облагается НДС по ставке 20 %;

– оборот по реализации материалов, использованных при оказании этой услуги, приобретенных как за счет бюджетных средств, так и за счет внебюджетных средств, если материалы реализуются без наценки ** , не возникает (применяется подпункт 2.6 пункта 2 статьи 115 НК), т.е. реализация таких материалов в налоговой декларации (расчете) по НДС не отражается.
_____________
* Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Беларусь или единый реестр медицинских изделий, зарегистрированных в рамках Евразийского экономического союза; Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь или единый реестр зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза.

** То есть если реализация таких материалов произведена по цене их приобретения. Это касается как материалов, облагаемых НДС по ставке 10 %, так и материалов, облагаемых НДС по ставке 20 %.

2. Если бюджетная организация здравоохранения оказывает медицинские услуги, которые не входят в Перечень платных медицинских услуг, то, поскольку законодательством не предусмотрено иное:

– если организация сформировала тариф на медицинскую услугу без учета использованных материалов – налогообложение налогом на добавленную стоимость медицинской услуги и налогообложение налогом на добавленную стоимость материалов будет осуществляться в порядке, описанном выше (в п. 1 настоящего разъяснения);

– если организация сформировала тариф на медицинскую услугу с включением в этот тариф стоимости использованных материалов – имеет место только реализация медицинской услуги (медицинская услуга освобождается от НДС, если она поименована в подпункте 1.2 пункта 1 статьи 118 НК, и облагается по ставке НДС 20 %, если не поименована). Оборота по реализации материалов здесь не возникает, так как стоимость материалов входит в тариф на медицинскую услугу. Сумма «входного» НДС по материалам (при наличии такой суммы) включается в затраты плательщика, учитываемые при налогообложении, если материалы входят в тариф на освобождаемую от НДС медицинскую услугу, либо принимаются к вычету, если материалы входят в тариф на медицинскую услугу, облагаемую НДС по ставке 20 %.

Первый заместитель Министра И.Н.Клепча

Письмо опубликовано 25 февраля 2021 г. на интернет-портале МНС (nalog.gov.by).

О включении (невключении) сумм НДС в остатки материалов на 01.01.2021 бюджетными организациями здравоохранения

Письмо МНС Республики Беларусь от 22.02.2021 № 2-1-9/00836

Согласно письму МНС у бюджетных организаций здравоохранения оборот по реализации лекарственных средств и медицинских изделий (далее – материалы), использованных при оказании медицинской услуги * , приобретенных как за счет бюджетных средств, так и за счет внебюджетных средств, если материалы реализуются без наценки ** , не возникает (применяется подпункт 2.6 пункта 2 статьи 115 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК)), т.е. реализация таких материалов в налоговой декларации (расчете) по НДС не отражается.
_____________
* По перечню платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются Министерством здравоохранения Республики Беларусь (по согласованию с Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь), утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 № 35 (с изменениями и дополнениями).

** То есть если реализация таких материалов произведена по цене их приобретения. Это касается как материалов, облагаемых НДС по ставке 10 %, так и материалов, облагаемых НДС по ставке 20 %.

Таким образом, поскольку целью переоценки остатков материалов, имеющихся на 01.01.2021, о которой идет речь (т.е. включение в их стоимость НДС), является обеспечение исчисления налога на добавленную стоимость согласно новому, установленному НК с 01.01.2021 порядку, то переоценка остатков материалов на 01.01.2021 в вышеуказанном случае не осуществляется, поскольку исчисление НДС на основании подпункта 2.6 пункта 2 статьи 115 НК не производится.

Также переоценка остатков материалов на 01.01.2021 не производится, если самостоятельной реализации этих материалов не происходит в связи с включением их стоимости в тариф на медицинскую услугу (абзац третий пункта 2 письма МНС).

Таким образом, переоценка остатков материалов, имеющихся на 01.01.2021 (т.е. включение в их стоимость НДС), не позднее 01.02.2021 производится бюджетными организациями здравоохранения при одновременном соблюдении двух условий: стоимость реализуемых материалов не входит в тариф на медицинскую услугу и реализация этих материалов осуществляется по цене выше цены их приобретения, т.е. с наценкой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]