Методы финансового контроля - Финансовое право

Методы финансового контроля — Финансовое право

Разбираемся с видами и формами финансового контроля

Финконтроль — это ряд специальных мероприятий, направленных на обеспечение законности и правомерности действий экономических субъектов в финансово-экономических взаимоотношениях.

Правовые основы финансового контроля регламентированы в Конституции РФ, БК РФ, отдельных Федеральных законах и Указах Президента России, а также Постановлениях Правительства РФ. Отдельным нормативно-правовым актом, устанавливающим основные положения о финконтроле, является Указ Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 (ред. от 18.07.2001).

Основные направления финансового контроля как на уровне государства, так и в пределах одной организации:

  • обеспечение соблюдения действующего законодательства (финансового, бюджетного, гражданского, банковского);
  • обеспечение своевременности и полноты перечисления платежей в соответствующие бюджеты по налоговым и прочим обязательствам;
  • обеспечение правильности ведения учета показателей хозяйственной деятельности субъекта, а также составления отчетности;
  • содействие в эффективном и целевом использовании денежных фондов подконтрольного субъекта;
  • выявление скрытых резервов для финансово-экономического роста в части доходов и расходов субъекта.

Рассмотрим подробнее виды, формы и методы финансового контроля.

Виды и формы финконтроля

В классификации ФК по видам предусмотрено несколько групп. Рассмотрим основные виды в таблице:

По контролирующим субъектам

  • государственный (региональный, муниципальный);
  • внутрихозяйственный (внутрифирменный);
  • внутриведомственный (внутрисистемный);
  • общественный;
  • аудиторский (независимый)

По объектам проверки

  • бюджетный;
  • налоговый;
  • таможенный;
  • валютный;
  • инвестиционный;
  • кредитный;
  • прочее
  • обязательный (предусмотрен законодательными актами или определен соответствующим решением контролирующих органов);
  • инициативный (проводится по инициативе объекта проверки)

Основными формами финансового контроля являются группы, классифицированные по времени проведения:

  1. Предварительный ФК проводится до совершения какой-либо операции по формированию, распределению или исполнению денежных средств. Данная форма является предупредительной, так как позволяет не допустить нарушений действующего законодательства, а также соблюсти целевую направленность.
  2. Текущий ФК — форма, проводимая на этапе совершения операций финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Проведение текущего ФК позволяет исключить неисполнение поставленных обязательств.
  3. Последующий ФК. Проводится по окончанию всех денежных и хозяйственных операций, позволяет выявить совершенные правонарушения, определить соблюдение целевого характера и законности осуществленных действий.

Виды и методы финансового контроля имеют прямую взаимосвязь, так как невозможно обеспечить объективные и полноценные проверки проведения методического анализа.

Основные методы финконтроля

Выделяют пять основных групп:

  1. Ревизия, как основной метод финансового контроля, подразумевает осуществление контрольных мероприятий на месте с детальным изучением регистров учета и отчетности, фактического наличия денежных средств, своевременности и правильности отражения операций, целевого использования средств.
  2. Метод документального контроля — это подробное изучение первичной документации, журналов и регистров учета, статистической, налоговой и бухгалтерской отчетности, а также прочей документации. Позволяет определить правильность ведения бухучета и достоверность составления отчетности.
  3. Метод фактического контроля основан на сопоставлении данных бухгалтерского учета, отраженных в регистрационной документации, с фактическими показателями (ревизия кассы, ревизия основных средств и материальных ценностей, прочее). Позволяет выявить расхождения между данными бухучета и фактическими показателями хозяйственной деятельности экономического субъекта.
  4. Расчетно-аналитический основан на определении причинно-следственных взаимосвязей между событиями (явлениями) и плановыми, учетными и отчетными показателями деятельности. Позволяет определить правильность применения расчетных методов путем проведения анализа и сравнения действий экономического субъекта в рамках финансово-экономических отношений.
  5. Информативный метод — это способ получения информации из дополнительных источников, которые позволяют более точно классифицировать размер нарушения, наличие умысла, а также выявить иные обстоятельства правонарушения. Примерами являются объяснительные письменные разъяснения сотрудников или ответственных должностных лиц, а также свидетелей, соответствующие справки и выписки.

Нередко взаимосвязь видов и способов проведения ФК становится темами научных работ, например, «Виды и методы финансового контроля, реферат». Это обусловлено актуальностью направления в режиме реального времени.

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Понятие и виды финансового контроля, его принципы и задачи. Методы финансового контроля.

Финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

По субъектному составу контролирующих органов финансовый контроль может быть государственным, внутрихозяйственным, финансово-кредитных органов (банковский контроль), общественным и независимым (аудиторским).

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами), в значительной степени зависит от их взаимодействия, в том числе и с правоохранительными органами.

Под формой финансового контроля понимают способы конкретного выражения и организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля — предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия (например, проверка правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств).

Предварительный контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств.

Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств.

На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогает предотвратить совершение финансовых правонарушений, а также регулировать финансовые риски.

Объектом текущего контроля является документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств. Фактические затраты регулярно сопоставляются с действующими нормами по расходованию средств с целью оперативного выявления отклонений.

Последующий контроль проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности.

Эта форма контроля осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также методом проверок и ревизий непосредственно на месте — на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Под методами контроля понимают приемы и способы его осуществления. Среди основных методов финансового контроля различают: наблюдения, проверки, обследования, анализ и ревизии.

Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.

Проверкакасается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.

Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что и отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т. п.

Анализ, как и предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Он проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и пофакторным подходом, а также использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины, группировки, индексный метод и др.

Финансовый контроль не может быть сведен только к аналитической деятельности. Речь может идти лишь об ограниченном использовании специфических методов финансово-экономического анализа.

Основным методом финансового контроля является ревизия, которая проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.

Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

Как правило, ревизии проводятся на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами:

— проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и основных фондов;

— проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы, кладовые;

— привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии;

— получать от должностных и материально-ответственных лиц письменные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам и др.

— Ревизии подразделяются на несколько видов.

По содержанию ревизии делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах или ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной сфере — не реже двух раз в год.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях (в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов), и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо сферы финансовой деятельности.

Финансовый контроль имеет следующие виды:

Банковский контроль — осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам.

Банковский контроль необходим для эффективного использования банковских ссуд и направлен также на укрепление платежной дисциплины. Обеспечение возвратности кредита создает основу для банковского контроля в процессе кредитования, а контроль в свою очередь служит необходимым условием возвратности кредита .

Банки осуществляют предварительный и текущий контроль в ходе проведения денежных операций через проверку представленных документов, устанавливая право хозяйствующего субъекта на получение ссуды, проведение платежей ссудных счетов.

Банковский контроль в процессе кредитования сочетается с контролем, осуществляемым при организации расчетов. Принимая поручение хозяйствующего субъекта на перечисление денег другому предприятию или организации, банк проверяет законность этой сделки: платеж должен производиться за поставленный товар, произведенные работы в соответствии с договором или на другом, указанном в нормативном акте, основании. Объектом банковского контроля выступает оборачиваемость платежных средств. Банки проверяют своевременность предъявления платежных документов поставщиком и оплату их покупателем в установленные сроки. Отказ плательщика от оплаты счетов должен быть обоснованным, иначе причитающиеся суммы списываются со счета заказчика

Внутрихозяйственный контроль — представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами самого хозяйствующего субъекта .

Внутрихозяйственный контроль во многом зависит от главного (старшего) бухгалтера, который:

— несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности;

— обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

При осуществлении своих функций главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия (учреждения), чьим приказом он назначается и освобождается от должности.

§ 14. Методы финансового контроля

Четкого перечня методов финансового контроля в законода­тельстве нет, однако все вышеназванные методы закреплены в нормативных правовых актах.

Наблюдение представляет собой визуальное ознакомление с объектом контроля. С помощью наблюдения можно определить направления финансовой деятельности предприятия, организа­ции, их организационную структуру управления, а также сделать предварительные выводы об их рентабельности, системе доходов и расходов. Следует учесть, что при наблюдении нельзя в точно­сти определить финансовое состояние проверяемого объекта. Од­нако в большинстве случаев сделанные выводы являются досто­верными, что подтверждается результатами непосредственной проверки. Наблюдение как метод финансового контроля исполь­зуется и при осуществлении проверок, обследования и ревизии. Так, наблюдение применяется в качестве метода контроля фи­нансового состояния организации при осуществлении процедуры банкротства1.

В отличие от наблюдения проверка осуществляется непосред­ственно на объекте контроля с целью проверки соответствия учет­ных данных материальным ценностям в наличии. В то же время в ходе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и определяются меры по их устранению. Проверка является еди­ничным контрольным действием, т. е. осуществляется единожды и предполагает исследование состояния дел организации на опреде­ленном участке деятельности. Вопросы организации и порядка про­верки закреплены Бюджетным и Налоговым кодексами Россий­ской Федерации, Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

Обследование охватывает более широкий круг финансово-эко­номических показателей деятельности объекта. Оно проводится для определения финансового состояния, финансовой устойчивости и возможных перспектив развития организаций и предприятий. При обследовании не обязательно проверяются первичные бух­галтерские документы, могут проводиться и контрольные замеры работ, расходов топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, ан­кетирования, инспекции на месте и т.д.

Анализ как метод финансового контроля предполагает деталь­ное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтер­ской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, ликвидности, обеспеченности собственным капи­талом, эффективности его использования и т.п. Данный метод контроля отличается системным подходом и включает в себя ста­тистические и экономико-математические аналитические приемы: сводку, группировку, расчет обобщающих величин (абсолютных, относительных и средних), анализ рядов динамики, индексный, табличный и графический методы, построение экономико-мате­матических моделей на базе расчетных коэффициентов. Наиболее широко анализ применяется для экономической оценки деятель­ности хозяйствующих субъектов или отдельных сторон финансо­во-хозяйственной деятельности, например, себестоимости про­дукции, расходов на реализацию и др. Особая роль анализа прояв­ляется в системе управления государственными и местными фи­нансами, поскольку его всестороннее проведение служит осно­вой для выработки долгосрочной бюджетной политики, а также регулирования социально-экономических процессов. Например, в соответствии со ст. 1152 Бюджетного кодекса Российской Феде­рации одним из условий предоставления государственных и му­ниципальных гарантий является проведение анализа финансово­го состояния принципала.

Наиболее глубоким и всеобъемлющим методом финансового контроля является ревизия. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и факти­ческой проверке законности и обоснованности совершенных хо­зяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законода­тельством возложена ответственность за их осуществление.

Основной задачей ревизии является проверка финансово-хо­зяйственной деятельности организации по следующим направле­ниям:

1) соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;

2) исполнение смет расходов;

3) использование бюджетных средств по целевому назначению;

4) обеспечение сохранности денежных средств и материаль­ных ценностей;

5) соблюдение финансовой дисциплины, правильность веде­ния бухгалтерского учета и составления отчетности;

6) полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюд­жетными фондами;

7) операции с основными средствами и нематериальными ак­тивами;

8) операции, связанные с инвестициями;

9) расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами и др.

Вопросы организации проведения и содержания ревизии регу­лируются различными нормативными правовыми актами, в том числе Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счет­ной палате Российской Федерации»1, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 апреля 2000 г. № 42н «Об утверждении инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами». Ревизии имеют право проводить Счетная палата Российской Федерации, Феде­ральное казначейство, контрольно-ревизионные органы мини­стерств и федеральных служб. Ревизии можно классифицировать по нескольким основаниям.

По своему содержанию ревизии бывают документальные и фактические. Документальные включают в себя проверку финан­совой документации, ведения учета и отчетности.

По объему проверяемой деятельности ревизии делятся на ком­плексные и тематические. Комплексные ревизии охватывают все направления финансовой деятельности субъекта, а тематические применяются для проверки какой-либо одной сферы (например, правильное использование фонда заработной платы, расходова­ние целевых средств и т.п.).

По времени проведения ревизии подразделяются на плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министер­ствах и службах, но в определенных случаях могут проводиться и внеплановые ревизии. Конкретные вопросы ревизии определяют­ся соответствующей программой или перечнем основных объек­тов и направлений ревизии.

Сроки проведения ревизии не могут превышать 45 дней и уста­навливаются руководителем контрольно-ревизионного органа с учетом объема предстоящих работ и особенностей контролируе­мой организации.

По окончании ревизии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается ли­цами, проводившими ревизию, а также руководителем и глав­ным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте реви­зии указываются цели ревизии, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, ука­зываются причины, повлекшие данные нарушения, лица, ви­новные в данных нарушениях, а также предлагаются меры по устранению обнаруженных нарушений и меры ответственности виновных лиц. В случае установления фактов недостач, хищений материальных ценностей акт ревизии направляется следствен­ным органам, которые могут возбудить уголовное дело. Матери­алы ревизии предоставляются руководителю контрольно-реви­зионного органа в срок не позднее трех рабочих дней после под­писания акта.

Новым для России методом финансового контроля является аудит, который за последние десять лет получил широкое рас­пространение. По сравнению с другими методами контроля аудит обладает рядом преимуществ, такими как соблюдение аудитор­ской тайны (результаты проверки известны только руководителю организации и аудитору), возможность добровольного проведе­ния, передачи прав организации на представление своих интере­сов в налоговых спорах аудиторской фирме.

1) организация имеет организационно-правовую форму откры­того акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государствен­ным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Россий­ской Федерации обязательные отчисления, производимые физи­ческими и юридическими лицами, фондом, источниками обра­зования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки организации или индивидуального предпри­нимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный за­конодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец от­четного периода в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;

4) организация является государственным унитарным предпри­ятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют вышеуказанной норме. Для муни­ципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;

5) обязательный аудит в отношении этих организаций или ин­дивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным за­коном (например, в случае объявления организации банкротом или ее ликвидации).

При проведении обязательного аудита в организациях, в ус­тавных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федера­ции составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких кон­курсов утверждается Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.

По итогам аудиторской проверки составляется аудиторское за­ключение. Форма, содержание и порядок представления аудитор­ского заключения определяются федеральными стандартами ауди­торской деятельности. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для госу­дарства или хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фир­мы) эти убытки могут быть взысканы на основании решения суда.

Составление заведомо ложного аудиторского заключения вле­чет ответственность в виде аннулирования квалификационного ат­тестата аудитора и привлечения его к уголовной ответственности в соответствии с

15. Методы финансового контроля

Финансовый контроль проводится разнообразными методами , под которыми понимают приемы или способы, средства его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: от правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.

Существуют следующие методы финансового контроля:

– проверки (документации, состояния учета и отчетности и т. д.);

– рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности;

– заслушивание докладов, информации должностных лиц и др. Проведение их, как правило, планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью.

Данные общие методы конкретизируются в методиках, правилах проведения контроля различных объектов (например инструкции Минфина России по составлению отчетности об исполнении бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и т. п.).

Основной метод финансового контроля – ревизия , т. е. наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности и целесообразности. Ревизии проводят разные контролирующие органы, в особенности финансовые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов, в том числе правоохранительных.

По объекту проверки различают ревизии:

– выборочные (частичные). По организационному признаку они могут быть плановыми и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов), комплексными (проводимыми совместно несколькими контролирующими органами).

При проведении документальной ревизии проверяются документы, в особенности первичные денежные документы (счета, ордера, чеки), а не только отчеты, сметы и т. п. Фактическая ревизия означает проверку не только документов, но и наличия денег, материальных ценностей. Под полной ревизией понимают проверку всей деятельности предприятия, организации, учреждения за определенный период. При выборочной ревизии контроль направлен на какие-либо отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности. Срок проведения ревизии – не более 30 дней.

Результаты ревизии оформляются актом, имеющим большое юридическое значение. Он подписывается руководителем ревизионной группы (ревизором), руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером. Свои возражения и замечания руководитель и главный бухгалтер проверяемой организации должны приложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его.

Читайте также  Объяснительная записка о неправильно пробитом чеке

На основе акта ревизии принимаются меры:

– по устранению вы явленных нарушений финансовой дисциплины;

– возмещению причиненного материального ущерба;

– разрабатываются предложения по предупреждению нарушений государственной дисциплины;

– виновные привлекаются к ответственности. Руководитель организации, назначившей ревизию, обязан обеспечить контроль за выполнением решений, принятых по ее результатам.

В случае необходимости срочных мер по устранению выявленных ревизией нарушений и злоупотреблений и привлечения к ответственности виновных лиц в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт , а материалы ревизии передаются следственным органам. Руководитель проверяемой организации обязан принять меры к устранению выявленных нарушений, не ожидая окончания ревизии. Об этом делается соответствующая запись и акте ревизии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]