Меры по обеспечению защиты персональных данных
Статья 19. Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке
(в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.
2. Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:
1) определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных;
2) применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных;
3) применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;
4) оценкой эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы персональных данных;
5) учетом машинных носителей персональных данных;
6) обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер, в том числе мер по обнаружению, предупреждению и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные системы персональных данных и по реагированию на компьютерные инциденты в них;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 515-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;
установлением правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечением регистрации и учета всех действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных;
9) контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных.
3. Правительство Российской Федерации с учетом возможного вреда субъекту персональных данных, объема и содержания обрабатываемых персональных данных, вида деятельности, при осуществлении которого обрабатываются персональные данные, актуальности угроз безопасности персональных данных устанавливает:
1) уровни защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных в зависимости от угроз безопасности этих данных;
2) требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные уровни защищенности персональных данных;
3) требования к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных.
4. Состав и содержание необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 настоящей статьи требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий.
5. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Банк России, органы государственных внебюджетных фондов, иные государственные органы в пределах своих полномочий принимают нормативные правовые акты, в которых определяют угрозы безопасности персональных данных, актуальные при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении соответствующих видов деятельности, с учетом содержания персональных данных, характера и способов их обработки.
6. Наряду с угрозами безопасности персональных данных, определенных в нормативных правовых актах, принятых в соответствии с частью 5 настоящей статьи, ассоциации, союзы и иные объединения операторов своими решениями вправе определить дополнительные угрозы безопасности персональных данных, актуальные при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении определенных видов деятельности членами таких ассоциаций, союзов и иных объединений операторов, с учетом содержания персональных данных, характера и способов их обработки.
7. Проекты нормативных правовых актов, указанных в части 5 настоящей статьи, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации. Проекты решений, указанных в части 6 настоящей статьи, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, об отказе в согласовании проектов решений, указанных в части 6 настоящей статьи, должно быть мотивированным.
8. Контроль и надзор за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных, установленных в соответствии с настоящей статьей, при обработке персональных данных в государственных информационных системах персональных данных осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий и без права ознакомления с персональными данными, обрабатываемыми в информационных системах персональных данных.
9. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, решением Правительства Российской Федерации с учетом значимости и содержания обрабатываемых персональных данных могут быть наделены полномочиями по контролю за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных, установленных в соответствии с настоящей статьей, при их обработке в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении определенных видов деятельности и не являющихся государственными информационными системами персональных данных, без права ознакомления с персональными данными, обрабатываемыми в информационных системах персональных данных.
10. Использование и хранение биометрических персональных данных вне информационных систем персональных данных могут осуществляться только на таких материальных носителях информации и с применением такой технологии ее хранения, которые обеспечивают защиту этих данных от неправомерного или случайного доступа к ним, их уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения.
11. Для целей настоящей статьи под угрозами безопасности персональных данных понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность несанкционированного, в том числе случайного, доступа к персональным данным, результатом которого могут стать уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение персональных данных, а также иные неправомерные действия при их обработке в информационной системе персональных данных. Под уровнем защищенности персональных данных понимается комплексный показатель, характеризующий требования, исполнение которых обеспечивает нейтрализацию определенных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных.
Меры по обеспечению защиты персональных данных в организации
Л юбая организация, занимающаяся работой с персональными данными (ПД) и их передачей, считается оператором ПД. Операторы ПД должны руководствоваться в своей деятельности законом РФ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27 июля 2006 года и другими правовыми нормами.
Оператор должен пройти регистрацию в Реестре операторов ПД в Роскомнадзоре на официальном сайте регулятора и указать, с какой целью он применяет собранные и запрашиваемые ПД. Если использование ПД служащих предусмотрено трудовым законодательством, то организация имеет право работать с ними без извещения Роскомнадзора.
Обязанностью оператора является принятие необходимых мер для защиты ПД от несанкционированного использования: фальсификации, копирования, удаления, блокировки, распространения и других противозаконных действий.
Регламентация содержания ПД, связанных с трудовой деятельностью
В ПД входят практически все сведения о человеке. Содержание ПД определяется самими операторами. Но имеют место случаи, когда их содержание четко регламентируется нормативно-правовыми актами, и отступление от этих требований является незаконным.
На любом предприятии в форму учета кадров заносятся следующие сведения (персональные данные) о каждом работнике:
- ФИО;
- информация о дате рождения;
- гражданство;
- СНИЛС;
- индивидуальный налоговый номер;
- владение иностранными языками;
- полученное образование;
- приобретенные профессии, специальности;
- сведения о составе семьи;
- место проживания;
- контакты;
- отношение к военной обязанности;
- трудовая деятельность.
Защита персональных данных
Юридические и физические лица, работающие с ПД, обязаны организовать надлежащую защиту этих сведений. Предусматривается внутренняя и внешняя защита ПД на предприятии и в любой организации.
К внутренней защите ПД относятся такие действия:
- допуск к ПД работников только строго определенного внутренними документами круга лиц, которым эти сведения необходимы для выполнения своих обязанностей, предусмотренных для занимаемой должности;
- назначение ответственного служащего, который следит за выполнением правовых норм в области защиты ПД;
- создание списка документации, в которой содержатся ПД;
- выпуск регламентирующей документации по защите ПД для внутреннего пользования и контроль за соблюдением правил;
- ознакомление служащих, обрабатывающих персональные данные, с правовыми нормами по их защите и внутренними регламентирующими документами;
- периодическая проверка осведомленности служащих по этим вопросам и контролирование выполнения ими нормативных актов по защите конфиденциальных данных;
- рабочие места должны быть размещены таким образом, чтобы посторонние лица не могли видеть конфиденциальные сведения;
- создание препятствий для воздействия на техсредства, осуществляющие автоматизированную обработку ПД, в результате которого может нарушиться их работа;
- формирование списка лиц, имеющих право находиться в кабинетах с персональными данными;
- описание процедуры удаления неиспользуемой информации;
- своевременное выявление и устранение нарушений норм защиты ПД;
- проведение профилактических мероприятий по недопущению разглашения сотрудниками обрабатываемых личных данных.
Внешняя защита ПД предполагает следующие действия:
- пропускной режим;
- соблюдение установленных правил приема посетителей и их учета;
- использование приборов для охраны;
- программная защита данных.
Информационные системы персональных данных (ИСПД)
Информационные системы персональных данных – это функционирующий набор информационных, аппаратных и программных составляющих.
В состав ИСПД входят:
- обрабатываемые ПД;
- технология работы с информацией средствами вычислительной техники;
- техсредства и приспособления (серверы, рабочие терминалы, сети передачи данных, принтеры, сканеры и т. п.);
- средства защиты информации.
Защитные мероприятия при работе в ИСПД
Чтобы уберечь персональные данные от несанкционированного распространения, необходимо выполнение следующих мероприятий по их защите:
- определение актуальных угроз безопасности;
- формирование моделей угроз;
- разработка систем защиты ПДн (СЗПДн);
- проверка работоспособности средств защиты информации (СЗИ);
- заключение о пригодности к эксплуатации;
- установка и ввод в эксплуатацию СЗИ;
- обучение сотрудников работе с СЗИ;
- контроль работы СЗИ;
- оформление техдокументации;
- определение круга сотрудников, допущенных к работе с ИСПД;
- при обнаружении нарушения условий хранения носителей ПД – проведение расследования и составление заключения;
- принятие мер по ликвидации последствий этих нарушений;
- обеспечение охраны помещений с оборудованием ИСПД и организация режима допуска;
- проведение мероприятий по недопустимости утечки информации по техническим каналам.
Защита ПД от несанкционированного доступа
Средствами защиты от несанкционированного доступа служат их подсистемы:
- управление доступом к ПД, регистрация и учет всех действий с этими данными;
- обеспечение целостности персональной информации;
- применение антивирусной защиты для сохранения ПД и предотвращения вирусных атак;
- создание межсетевого экрана;
- анализ защищенности и принятие мер по ее усилению;
- обнаружение вторжений, своевременная их локализация.
Подсистема управления доступом – это не входящие в ядро ОС средства их защиты, а также системы управления баз данных и других программ. К этим средствам защиты относятся специальные утилиты, производящие тестирование файловой системы, журналирование действий, сигнализацию о несанкционированном проникновении в систему.
Обеспечение целостности ПД осуществляется средствами самих ОС и систем управления базами данных. Базовой платформой построения ИСПД может выступать сетевая ОС Microsoft Windows Server (Standard Edition и Enterprise Edition), которая сертифицирована ФСТЭК России и ФСБ.
Для подсистемы антивирусной защиты можно использовать антивирусные средства Лаборатории Касперского, которые также имеют сертификат ФСБ. В зависимости от уровня защищенности ИСПД можно использовать межсетевые экраны третьего-четвертого уровня защиты.
Подсистема анализа защищенности осуществляет контроль настроек защиты ОС на рабочих терминалах и серверах. Она выдает отчет со сведениями об обнаруженных уязвимостях. По результатам сканирования принимаются меры по устранению выявленных недочетов.
Для подсистемы анализа можно использовать сетевой сканер безопасности Xspider фирмы Positive Technologies, сертифицированный ФСТЭК России. Для подсистемы обнаружения вторжений специалисты рекомендуют продукт Cisco Intrusion Detection System, сертифицированный ФСТЭК.
Перед началом ввода ИСПД в эксплуатацию необходимо провести ее аттестацию безопасности и получить Аттестат соответствия требованиям ФСТЭК России.
Аттестация ИСПД по требованиям безопасности информации выполняется до начала обработки информации, которая подлежит защите. Она официально подтверждает эффективность комплексных решений, применяемых в ИСПД мер и инструментов защиты информации
Как документально оформить защиту персональных данных
Исходя из практической целесообразности, можно издать следующие документы:
- положение о ПД;
- список служащих, работающих с персональными данными;
- приказ об утверждении работника, отвечающего за работу с персональными данными;
- положение о мерах по ЗПД;
- инструкцию о служебном расследовании фактов разглашения личных данных работников;
- инструктаж по ЗПД;
- журнал антивирусных проверок;
- журнал контроля использования ПД для служебной необходимости.
Передача персональных данных третьим лицам
Чтобы обеспечить соблюдение норм закона о получении согласия физического лица на обработку и передачу ПД, можно оформить коллективный договор со служащими, в котором перечислить всех третьих лиц с указанием наименований, адресов, срока использования данных. Все работники организации должны этот договор подписать.
Необходимо знать, что законодательство РФ предусматривает передачу персональных данных судебным органам и другим правоохранительным инстанциям без необходимости получения согласия на эти действия.
Время хранения персональных данных
С персональных данных конфиденциальность снимается через 75 лет, если происходит их обезличивание, или по требованию закона.
Когда ПД больше не нужны оператору, они должны быть уничтожены на протяжении пяти лет или сданы в архив.
Меры по обеспечению защиты персональных данных
Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2012 г. № 1119
МОСКВА
Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных
В соответствии со статьей 19 Федерального закона «О персональных данных» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2007 г. № 781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 48, ст. 6001).
Председатель ПравительстваРоссийской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 1 ноября 2012 г. № 1119
ТРЕБОВАНИЯк защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных
1. Настоящий документ устанавливает требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (далее — информационные системы) и уровни защищенности таких данных.
2. Безопасность персональных данных при их обработке в информационной системе обеспечивается с помощью системы защиты персональных данных, нейтрализующей актуальные угрозы, определенные в соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона «О персональных данных».
Система защиты персональных данных включает в себя организационные и (или) технические меры, определенные с учетом актуальных угроз безопасности персональных данных и информационных технологий, используемых в информационных системах.
3. Безопасность персональных данных при их обработке в информационной системе обеспечивает оператор этой системы, который обрабатывает персональные данные (далее — оператор), или лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора на основании заключаемого с этим лицом договора (далее — уполномоченное лицо). Договор между оператором и уполномоченным лицом должен предусматривать обязанность уполномоченного лица обеспечить безопасность персональных данных при их обработке в информационной системе.
4. Выбор средств защиты информации для системы защиты персональных данных осуществляется оператором в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю во исполнение части 4 статьи 19 Федерального закона «О персональных данных».
5. Информационная система является информационной системой, обрабатывающей специальные категории персональных данных, если в ней обрабатываются персональные данные, касающиеся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни субъектов персональных данных.
Информационная система является информационной системой, обрабатывающей биометрические персональные данные, если в ней обрабатываются сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, и не обрабатываются сведения, относящиеся к специальным категориям персональных данных.
Информационная система является информационной системой, обрабатывающей общедоступные персональные данные, если в ней обрабатываются персональные данные субъектов персональных данных, полученные только из общедоступных источников персональных данных, созданных в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О персональных данных».
Информационная система является информационной системой, обрабатывающей иные категории персональных данных, если в ней не обрабатываются персональные данные, указанные в абзацах первом — третьем настоящего пункта.
Информационная система является информационной системой, обрабатывающей персональные данные сотрудников оператора, если в ней обрабатываются персональные данные только указанных сотрудников. В остальных случаях информационная система персональных данных является информационной системой, обрабатывающей персональные данные субъектов персональных данных, не являющихся сотрудниками оператора.
6. Под актуальными угрозами безопасности персональных данных понимается совокупность условий и факторов, создающих актуальную опасность несанкционированного, в том числе случайного, доступа к персональным данным при их обработке в информационной системе, результатом которого могут стать уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение персональных данных, а также иные неправомерные действия.
Угрозы 1-го типа актуальны для информационной системы, если для нее в том числе актуальны угрозы, связанные с наличием недокументированных (недекларированных) возможностей в системном программном обеспечении, используемом в информационной системе.
Угрозы 2-го типа актуальны для информационной системы, если для нее в том числе актуальны угрозы, связанные с наличием недокументированных (недекларированных) возможностей в прикладном программном обеспечении, используемом в информационной системе.
Угрозы 3-го типа актуальны для информационной системы, если для нее актуальны угрозы, не связанные с наличием недокументированных (недекларированных) возможностей в системном и прикладном программном обеспечении, используемом в информационной системе.
7. Определение типа угроз безопасности персональных данных, актуальных для информационной системы, производится оператором с учетом оценки возможного вреда, проведенной во исполнение пункта 5 части 1 статьи 181 Федерального закона «О персональных данных», и в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение части 5 статьи 19 Федерального закона «О персональных данных».
8. При обработке персональных данных в информационных системах устанавливаются 4 уровня защищенности персональных данных.
9. Необходимость обеспечения 1-го уровня защищенности персональных данных при их обработке в информационной системе устанавливается при наличии хотя бы одного из следующих условий:
а) для информационной системы актуальны угрозы 1-го типа и информационная система обрабатывает либо специальные категории персональных данных, либо биометрические персональные данные, либо иные категории персональных данных;
б) для информационной системы актуальны угрозы 2-го типа и информационная система обрабатывает специальные категории персональных данных более чем 100000 субъектов персональных данных, не являющихся сотрудниками оператора.
10. Необходимость обеспечения 2-го уровня защищенности персональных данных при их обработке в информационной системе устанавливается при наличии хотя бы одного из следующих условий:
а) для информационной системы актуальны угрозы 1-го типа и информационная система обрабатывает общедоступные персональные данные;
б) для информационной системы актуальны угрозы 2-го типа и информационная система обрабатывает специальные категории персональных данных сотрудников оператора или специальные категории персональных данных менее чем 100000 субъектов персональных данных, не являющихся сотрудниками оператора;
в) для информационной системы актуальны угрозы 2-го типа и информационная система обрабатывает биометрические персональные данные;
г) для информационной системы актуальны угрозы 2-го типа и информационная система обрабатывает общедоступные персональные данные более чем 100000 субъектов персональных данных, не являющихся сотрудниками оператора;
д) для информационной системы актуальны угрозы 2-го типа и информационная система обрабатывает иные категории персональных данных более чем 100000 субъектов персональных данных, не являющихся сотрудниками оператора;
е) для информационной системы актуальны угрозы 3-го типа и информационная система обрабатывает специальные категории персональных данных более чем 100000 субъектов персональных данных, не являющихся сотрудниками оператора.
11. Необходимость обеспечения 3-го уровня защищенности персональных данных при их обработке в информационной системе устанавливается при наличии хотя бы одного из следующих условий:
а) для информационной системы актуальны угрозы 2-го типа и информационная система обрабатывает общедоступные персональные данные сотрудников оператора или общедоступные персональные данные менее чем 100000 субъектов персональных данных, не являющихся сотрудниками оператора;
б) для информационной системы актуальны угрозы 2-го типа и информационная система обрабатывает иные категории персональных данных сотрудников оператора или иные категории персональных данных менее чем 100000 субъектов персональных данных, не являющихся сотрудниками оператора;
в) для информационной системы актуальны угрозы 3-го типа и информационная система обрабатывает специальные категории персональных данных сотрудников оператора или специальные категории персональных данных менее чем 100000 субъектов персональных данных, не являющихся сотрудниками оператора;
г) для информационной системы актуальны угрозы 3-го типа и информационная система обрабатывает биометрические персональные данные;
д) для информационной системы актуальны угрозы 3-го типа и информационная система обрабатывает иные категории персональных данных более чем 100000 субъектов персональных данных, не являющихся сотрудниками оператора.
12. Необходимость обеспечения 4-го уровня защищенности персональных данных при их обработке в информационной системе устанавливается при наличии хотя бы одного из следующих условий:
а) для информационной системы актуальны угрозы 3-го типа и информационная система обрабатывает общедоступные персональные данные;
б) для информационной системы актуальны угрозы 3-го типа и информационная система обрабатывает иные категории персональных данных сотрудников оператора или иные категории персональных данных менее чем 100000 субъектов персональных данных, не являющихся сотрудниками оператора.
13. Для обеспечения 4-го уровня защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах необходимо выполнение следующих требований:
а) организация режима обеспечения безопасности помещений, в которых размещена информационная система, препятствующего возможности неконтролируемого проникновения или пребывания в этих помещениях лиц, не имеющих права доступа в эти помещения;
б) обеспечение сохранности носителей персональных данных;
в) утверждение руководителем оператора документа, определяющего перечень лиц, доступ которых к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе, необходим для выполнения ими служебных (трудовых) обязанностей;
г) использование средств защиты информации, прошедших процедуру оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации, в случае, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз.
14. Для обеспечения 3-го уровня защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах помимо выполнения требований, предусмотренных пунктом 13 настоящего документа, необходимо, чтобы было назначено должностное лицо (работник), ответственный за обеспечение безопасности персональных данных в информационной системе.
15. Для обеспечения 2-го уровня защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах помимо выполнения требований, предусмотренных пунктом 14 настоящего документа, необходимо, чтобы доступ к содержанию электронного журнала сообщений был возможен исключительно для должностных лиц (работников) оператора или уполномоченного лица, которым сведения, содержащиеся в указанном журнале, необходимы для выполнения служебных (трудовых) обязанностей.
16. Для обеспечения 1-го уровня защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах помимо требований, предусмотренных пунктом 15 настоящего документа, необходимо выполнение следующих требований:
а) автоматическая регистрация в электронном журнале безопасности изменения полномочий сотрудника оператора по доступу к персональным данным, содержащимся в информационной системе;
б) создание структурного подразделения, ответственного за обеспечение безопасности персональных данных в информационной системе, либо возложение на одно из структурных подразделений функций по обеспечению такой безопасности.
17. Контроль за выполнением настоящих требований организуется и проводится оператором (уполномоченным лицом) самостоятельно и (или) с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации. Указанный контроль проводится не реже 1 раза в 3 года в сроки, определяемые оператором (уполномоченным лицом).
Обработка и защита персональных данных в организациях
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (Закон о ПДн) защищает личную информацию от неправомерного разглашения.
Персональные данные — любая информация, которая позволяет опознать конкретную личность: данные паспорта, имя, номер телефона, результат измерения температуры тепловизором, фотография и даже свидетельство о смерти.
Перечень таких данных — открытый. Это означает, что любые сведения, позволяющие идентифицировать человека, можно отнести к ПДн.
Обеспечить неприкосновенность персональных данных должен каждый оператор: госструктуры, организации всех форм собственности и физлица (статья 19 Федерального закона о персональных данных N 152-ФЗ).
Операторы — государственные и муниципальные органы, любые компании, физические лица, которые собирают личную информацию и осуществляют иные операции по их обработке.
На практике требования Закона о ПДн касается каждой компании, в которой трудятся наёмные работники или используется работа call-центров, ведётся любая деятельность с использованием личной информации.
За работой операторов надзирает несколько ведомств:
- Роскомнадзор.
- Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК).
- ФСБ России.
- Прокуратура Российской Федерации.
Категории персональных данных
Персональные данные делятся на категории:
- общая;
- специальная;
- биометрические данные;
- обезличенные.
Общая категория. Информация, на основе которой можно опознать определённую личность: фамилия, дата и место рождения, пол, образование, материальное положение и др.
Этот перечень открытый.
Специальная категория. Некоторые данные обрабатывать запрещено: о расе, национальности, религии, состоянии здоровья.
Обработка специальных сведений возможна в исключительных ситуациях (для защиты жизненно важных интересов субъекта персональных данных и других лиц) с письменного согласия.
Биометрия. Позволяет идентифицировать человека по физическим особенностям организма, когда оператор использует их для аутентификации:
- отпечатки пальцев;
- ДНК;
- сканирование сетчатки;
- распознавание радужки.
Биометрию можно использовать только при наличии письменного согласия кроме некоторых случаев (для исполнения международных договоров, в интересах правосудия и т. п.).
Обезличенные. Информация обезличивается при обработке, в результате которой становится невозможно соотнести данные с определённым человеком.
Как обрабатывать ПДн
Единственный способ избежать претензий Роскомнадзора и внушительных штрафов, которые могут достигать 18 млн р. — правильно организовать защиту и обработку личной информации.
Обработка персональных данных — любые действия с информацией о личности, выполняемые как с применением средств автоматизации, так и без них: сбор, систематизация, обезличивание, иные операции.
Чтобы не нарушить законодательство, компании следует придерживаться ряда правил.
- Уведомить Роскомнадзор перед тем, как приступить к обработке. Уведомлять не надо при операциях с конфиденциальными данными:
- сотрудников фирмы;
- при заключении договоров;
- в ряде других случаев (ч. 2 ст. 22 ФЗ N 152-ФЗ).
- Разработать политику компании по обработке данных и разместить её в открытом доступе: на сайте или на видном месте в офисе (если сайта нет).
- Определить цели работы с личными данными и работать с ними строго с заявленными целями.
- Обрабатывать данные с применением баз данных, которые расположены на территории РФ.
- Принять локальные акты, которые определяют правила проведения операции с личными данными. Законодательство не содержит перечень документов, которые обязана иметь компания.
Руководитель должен самостоятельно решить, какие локальные акты необходимо принять для данной компании, чтобы избежать претензий со стороны контролирующих органов.
- регламент обработки данных;
- правила компании по подбору персонала;
- введение пропускного режима;
- перечень мест хранения данных;
- регламент уточнения, уничтожения ПДн.
Организация защиты персональных данных
Для защиты персональных данных применяют различные возможности:
- Технические. Заключаются в программе мероприятий по защите ПО от несанкционированного доступа.
Чтобы защитить ПО, требуется привлечь IT-специалистов, смоделировать угрозы, определить степень защищённости ПДн и обеспечить безопасность.
Чем грозит невыполнение требований по обработке персональных данных
За нарушение законодательства предусмотрен полный спектр юридической ответственности:
- дисциплинарная — за неправомерную обработку данных работником компании;
- гражданско-правовая — в виде возмещения убытков, компенсации морального вреда;
- административная — когда это предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях;
- уголовная — за причинение вреда наиболее охраняемым общественным интересам.
Наиболее частое наказание — назначение административного штрафа.
Статья 13.11 КоАП РФ устанавливает девять составов правонарушений, в числе которых ответственность за обработку данных, когда это не предусмотрено законом; с отступлением от заявленных компанией целей и другие неправомерные действия.
За виновные действия предусмотрено наказание, минимальный и максимальный размер которого приведён в таблице.
Размер штрафа | Граждане | Должностные лица | Юрлица и индивидуальные предприниматели |
---|---|---|---|
Минимальный | Предупреждение или Штраф 1 – 3 тыс. р. | Штраф 5 – 10 тыс. р. | Штраф 30 – 50 тыс. р. |
Максимальный | Штраф 30 – 50 тыс.р. | Штраф 100 – 200 тыс. р. | Штраф 1 – 6 млн р. |
За повторное нарушение | Штраф 50 – 100 тыс. р. | Штраф 500 – 800 тыс. р. | Штраф 6 – 18 млн р. |
Основные нормативные документы, касающиеся обработки персональных данных
Основная трудность, с которой сталкиваются компании при организации защиты персональной информации, заключается в том, что требования к обработке ПДн установлены не только федеральными законами, но и во множестве ведомственных подзаконных нормативных актов.
Принципы защиты персональной информации, требования к операторам и правила обработки установлены в:
- от 28 января 1981 г., ETS № 108.
Конвенция устанавливает основные принципы и обязанности каждого государства – участника Конвенции, обеспечить соблюдение основных прав и свобод человека и неприкосновенность частной жизни.
от 27 апреля 2016 г. о защите физических лиц в отношении обработки персональных данных и о свободном перемещении таких данных, а также об отмене Директивы 95/46 / EC.
Больше известен как GDPR – General Data Protection Regulation. Актуален для компаний, которые ведут деятельность с участием европейских партнёров.
ФЗ даёт определение понятий, устанавливает принципы и условия обработки ПДн, права субъектов, личные данные которых обрабатываются, обязанности операторов, определяет уполномоченный орган и устанавливает ответственность за нарушения.
Указ перечисляет общие критерии, по которым информацию можно отнести к персональным данным.
Постановление определяет уровни защищённости информации и раскрывает содержание мер, которые обеспечивают безопасную обработку конфиденциальных данных.
Приказ устанавливает правила обезличивания информации.
Приказом утверждён перечень организационных и технических мер по обеспечению безопасности ПДн.
Кроме того, положения о защите конфиденциальной информации установлены в других федеральных законах; регламентах, приказах, инструкциях министерств и ведомств.
Назначение ответственных за организацию защиты данных
Оператор должен назначить ответственного за операции с конфиденциальными данными.
Ответственное лицо обязано:
- контролировать соблюдение законодательства в сфере защиты ПДн оператором и работниками;
- информировать работников о правилах обработки конфиденциальных данных;
- вести приём и обработку обращений субъектов ПДн.
В российских организациях, которые ведут деятельность в странах ЕС, должен быть назначен ответственный по защите данных — DPO.
Ответственным лицом может быть назначен сотрудник — руководитель компании, юротдела, других подразделений, либо стороннее лицо — независимый эксперт или фирма.
Порядок оформления доступа к персональным данным лица, осуществляющего обработку персональных данных
Во время проверок контролирующие органы уделяют внимание документам, которые регулируют политику компании по обработке ПДн, достаточности мер защиты от неправомерного использования информации, правилам доступа к конфиденциальной информации.
Поэтому компания должна правильно оформить лицо, ответственное за обработку данных:
- Издать приказ о назначении ответственного лица и ознакомить с приказом сотрудника под подпись.
- Внести соответствующие дополнения в должностную инструкцию и (или) трудовой договор.
- Если до назначения сотрудника за безопасность ПДн отвечали другие работники, издать приказ и снять с них ответственность за организацию обработки информации. При этом обязанность работников не разглашать данные необходимо сохранить.
- Составить перечень работников, которые допущены к обработке данных и утвердить перечень приказом.
- Со всеми приказами работники должны быть ознакомлены под подпись.
Вывод
С каждым годом контроль по стороны Роскомнадзора становится всё жёстче, а ответственность операторов — выше:
Период | Выписано протоколов | Сумма штрафов |
2018 г. | 156 | 437 тыс. рублей. |
2019 г. | 215 | 1 млн 99 тыс. рублей |
Из таблицы видно, что в 2019 году привлечение к административной ответственности выросло на 22 % по сравнению с предыдущим годом.
В 2020 году ситуация обострилась: ответственность за некорректную обработку персональных данных ужесточилась. Более того, индивидуальных предпринимателей по объёму ответственности приравняли к юридическим лицам.
Только строгое следование требованиям закона при обработке конфиденциальной информации позволит избежать нарушений и привлечения к ответственности.