Машинист электропоезда: чем занимается представитель этой профессии?
Электропоездом принято называть вид железнодорожного транспорта, который получает энергию с помощью внешней контактной сети. Данные машины имеют ряд особенностей: умеют быстро разгоняться и тормозить, производят меньше шума, чем другие подвижные составы. Чаще всего их используют в железной дороге, метрополитене, а также на монорельсовом транспорте. А управлять ими может машинист электропоезда.
Описание профессии
Машинист электропоезда – это рабочий, который умеет управлять данной техникой. На сегодняшний день это весьма востребованная специальность, которая предлагает высокий уровень заработной платы и стабильное место работы. При этом обычно различают два типа специалистов – машинист электрички, машинист метрополитена.
Работа машинистом электропоезда в метрополитене подразумевает постоянное нахождение под землей, что влечет за собой большие нагрузки. Поэтому такие вакансии открыты исключительно для мужчин без ограничений по здоровью. Эти специалисты имеют напряженный график работы, поэтому для них предусмотрен длительный отпуск – 40 дней, а также возможность раннего выхода на пенсию. Машинист электропоезда, который работает на РЖД, совершает более длительные маршруты и работает, так сказать, «на земле». Однако его работа такая же напряженная и ответственная.
Вне зависимости от места работы машинист электропоезда управлять транспортным средствам, соблюдая график движения, регулярно проводить осмотры поезда на предмет неисправностей. В случае обнаружения подобного – сообщать руководителю. Перед началом работы ему необходимо проверить состояние тормозной системы и сигнальных приборов.
У представителей данной профессии сменный график работы. Машинист может выходить на маршрут в разное время и при различных погодных условиях, поэтому, кроме проверки самого транспортного средства, необходимо проверять и состояние здоровье машиниста. Так, перед началом каждый смены специалисту необходимо пройти медицинский осмотр, чтобы подтвердить свою готовность приступить к работе. Если в процессе осмотра было выявлено плохое самочувствие или в крови были обнаружены наркотические и алкогольные вещества, сотрудник отстраняется от работы. И дальнейшие решения по этому поводу будет принимать руководство.
Традиционно принято, что работать машинистом могут только мужчины. На сегодняшний день подавляющее большинство представителей данной профессии являются мужчинами, но можно встретить и машиниста женщину.
Для работы в качестве машиниста необходимо пройти медицинскую комиссию, для которой необходимо принести заключения из наркологического, туберкулезного и психоневрологического диспансеров, а также сдать анализы мочи и крови. Если результаты всех анализов соответствуют норме, то машинист допускается к стажировке под руководством более опытного коллеги. После успешного прохождения стажировки специалист может приступать к самостоятельной работе.
Кроме того, на машиниста регулярно воздействуют различные неблагоприятные факторы, которые приводят к серьезным перегрузкам организма. К ним можно отнести: сильный шум, перепады света при выезде из туннеля, высокий уровень вибрации. Из-за этого воздействия у многих машинистов развивается хроническое переутомление.
Источник фото aleksandarlittlewolf/freepik
Где можно выучиться профессии машинист электропоезда?
Для того, чтобы выучиться на машиниста электропоезда необходимо пройти специальные курсы. Тут необходимо отметить, что и метрополитен, и железная дорога имеют свои специализированные учебно-производственные центры, на базе которых и возможно получить необходимое образование.
Стать слушателем курсов могут лица от 18 до 35 лет, которые не имеют противопоказаний по здоровью. Для зачисления необходимо предоставить справку о состоянии здоровья, а также документ об образовании. Конечно, наличие специального технического образования приветствуется, но обязательным условием не является.
Машинисты метрополитена обучаются 6,5 месяцев. В их образовательную программу входит теория и практика. Также для студентов предусмотрена стипендия. При этом необходимо отметить, что машинисты РЖД учатся два года. И в этом случае предварительно необходимо пройти специальную подготовку в профильных образовательных учебных заведениях путей сообщения.
Личностные качества профессии машинист электропоезда
Работать машинистом могут только люди с крепким здоровьем. В данной профессии весьма серьезно относятся к состоянию здоровья, начиная с момента получения образования и заканчивая каждым выходом на рейс. Поэтому лица, которые имеют проблемы со зрением, мелкой моторикой, опорно-двигательным аппаратом, сердечно-сосудистой системой, не могут быть допущены к работе.
Машинист электропоезда должен быть выносливым, обладать быстрой реакцией и крепкими нервами. Как известно, больше всего человек погибают или травмируются именно под колесами поезда, поэтому рабочему необходимо не только осознавать весь груз ответственности, но и быть морально готовым его нести.
В связи с этим к необходимым личностным качествам машиниста электропоезда стоит отнести: ответственность, внимательность, наблюдательность, дисциплинированность, стрессоустойчивость.
Источник фото aleksandarlittlewolf/freepik
Уровень заработной платы профессии машинист электропоезда
Величина оклада машиниста зависит от количества отработанных часов, выслуги лет, региона работы. Так, уровень заработной платы сотрудника РЖД варьируется в диапазоне от 50 000 до 100 000 рублей.
А машинист столичного метрополитена ежемесячно зарабатывает в среднем 60 000 рублей. При этом уровень заработной платы в других города России значительно ниже. Например, в Нижнем Новгороде машинист зарабатывает до 30 000 рублей, в Санкт-Петербурге – около 55 000 рублей, а в Екатеринбурге ежемесячный доход колеблется от 25 000 до 30 000 рублей.
Таким образом, можно сделать вывод, что средняя зарплата машиниста метро в России составляет примерно 45 000.
Машинист поезда
Машинист поезда – это специалист, который управляет электро-, грузовыми и пассажирскими поездами.
Они могут двигаться с помощью тепловоза или электровоза. Одни из них служат для перевозки пассажиров или грузов на большие расстояния, другие предназначены для промышленных объектов. В каждом из этих случаев требуется особая подготовка машиниста.
СОДЕРЖАНИЕ:
История профессии
Профессия машинист поезда родилась одновременно с железными путями. В Российской империи первые профессионалы, умеющие управлять локомотивами, появились в 1834 году. В то время поезда ездили в основном из Санкт-Петербурга в Москву со скоростью почти 33 кмч.
В СССР железные дороги активно развивались, возникла необходимость перевозить на дальние расстояние людей и грузы. В связи с этим работа машинистом поезда стала престижной и востребованной.
На данный момент квалифицированные машинисты очень востребованы.
Особенности профессии
Машинист поезда – это человек, управляющий локомотивом, но одному справиться с такой ответственной работой непросто, поэтому он работает с помощником.
Профессия подходит тем, кто любит путешествия, управлять транспортными средствами.
Работа машинистом поезда далеко не простая. Смена длится в среднем 13 часов, все это время нужно быть предельно внимательным. Со временем могут возникнуть проблемы со зрением.
Еще один недостаток профессии – длительное отсутствие дома, работать приходится в любое время суток, вне зависимости от праздников и выходных.
Обязанности
В обязанности машиниста входит вести поезд по маршруту, точно следуя графику и соблюдая правила движения. Необходимо уметь стремительно принимать решения, так как ситуация на железной дороге, поведение пассажиров, погодные условия и другие факторы могут меняться быстро и непредсказуемо.
Важные качества
Профессия машинист поезда требует:
- высокой концентрации внимания;
- стрессоустойчивости;
- ответственности;
- умения быстро принимать решения;
- оценивать и просчитывать ситуацию.
Также для этой профессии необходимы хорошее зрение и отличный слух.
Машинистом не сможет стать человек, имеющий проблемы с сосудами, сердцем, вестибулярным аппаратом, нервной и опорно-двигательной системами, с бронхиальной астмой.
Навыки и знания
Машинист поезда – это человек, который умеет управлять локомотивом и хорошо знаком с его устройством, способен провести незначительные слесарные и инженерные работы, осуществить техобслуживание состава.
Также он должен уметь пользоваться радиосвязью, контролировать толпу и общаться с людьми в стрессовых ситуациях, досконально знать правила движения на железной дороге.
Перспективы и карьера
Машинист может пойти работать на железную дорогу, в метрополитен, на геолого-разведывательный объект, промышленное предприятие, в шахту. Для получения должности необходим опыт работы, поэтому после обучения проще устроиться помощником машиниста.
В зависимости от квалификации машинист получает класс. Новички не имеют никакой категории. После года работы можно сдать экзамен и стать специалистом третьего класса. Еще через год – получить второй класс, а затем и третий. Квалификация влияет на уровень зарплаты.
Обучение
В зависимости от базового образования и формы обучения на овладение профессией уйдет от полугода до пяти лет.
Имея неоконченное среднее образование можно поступить в колледж и стать помощником машиниста. Это позволяет не только получить практический опыт работы, но и в дальнейшем получить специальность машиниста по упрощенной схеме.
Те, у кого есть возможность или желание учится подольше, могут поступить в железнодорожный техникум или колледж на техника и на последних курсах изучить работу машиниста, получив соответствующий диплом.
У давно окончивших школу и не имеющих профильного образования есть возможность выучиться на машиниста по месту работы.
В депо нередко набирают учеников. Учеба состоит из практики и теории. Основной минус этого варианта – изучить удастся только один тип локомотива.
Все машинисты регулярно проходят аттестацию для подтверждения своей квалификации и получения лицензии.
Кто такой машинист поезда РЖД
Машинист поезда — это работник железной дороги, который управляет грузовыми и пассажирскими составами, электропоездами разнообразных сообщений и назначения. Машинист управляет локомотивом, направляя движение поезда.
Как только появились железнодорожные пути, появилась и профессия машиниста. Еще в далеком 1834 году в Российской империи появились первопроходцы этого дела. Тогда скорость движения поезда приравнивалась к 33 км в час, а путь следования пролегал только из Санкт-Петербурга в Москву.
Формы машинистов 1861, 1865, 1855 годов
Вместе с индустриальным развитием, увеличивалось и количество путей. Появилась необходимость перемещения на дальние расстояния не только людей, но и грузов. Профессия машиниста стала еще более востребованной. И сегодня актуальность профессии только повышается.
Плюсы и минусы работы машиниста
Как и в каждой профессии, в этой имеются свои положительные и негативные стороны.
Плюсы
- Романтическая сторона профессии – сменять города и горизонты за окном.
- Возможность приобретения новых впечатлений. Бывать в новых и неизведанных местах – не засиживаться в душном офисе.
- Уровень оплаты труда. Машинисты зарабатывают хорошо, на размер заработной платы влияет много факторов: стаж, направления, количество дней на сменах, безаварийность переездов и др.
- Ощущение собственной значимости. Управляя огромнейшим механизмом под названием поезда, начинаешь чувствовать себя очень важным и удовлетворенным от собственной деятельности.
- Социальный пакет. Работники железной дороги защищены государством, имеют стабильный оплачиваемый отпуск, социальные гарантии и прочие преимущества, которых не имеют наемные работники в частном бизнесе.
Минусы профессии
- Колоссальная нагрузка на здоровье (и физическое, и психологическое). В среднем смена длиться 12-14 часов.
- Всю смену машинисту приходится находится в достаточно тесной кабинке локомотива.
- Если поездки длительные, то по несколько недель машинисты не бывают дома и не видят свою семью.
- Квалификация достаточно узкая, имея за плечами знания работы в данной отрасли, переквалифицироваться в другую профессию невозможно. Придется начинать с ноля.
- Постоянная качка поезда может раздражать вестибулярный аппарат, в машинисты годятся только выносливые мужчины.
Читайте так же на «КтоТакой.com» — Кто такой пожарный — все тонкости профессии
Кто не может быть машинистом?
Работа требует особой подготовки и наличия определенных характеристик и навыков. Машинистом не смогут быть те люди, которые:
- не имеют высокой концентрации внимания;
- не обладают стрессоустойчивостью;
- безответственные;
- не умеют быстро принимать решения;
- не способны просчитать и дать оценку ситуации;
- имеют проблемы со зрением и слухом, со здоровьем в целом.
Профессия идеально подойдет тем, кто хорошо разбирается в физике, труде и хозяйстве.
Чем машинист отличается от помощника?
Машинист управляет составом, а помощник выполняет подсобные работы, помогая ему. Машинист использует помощника в качестве дополнительных рук.
Помощник может выполнять такой функционал:
- выходит на изогнутую платформу, чтобы убедиться в окончательной посадке всех пассажиров;
- проговаривает все допустимые ограничения на каждом особенном участке, следит за допустимой скоростью;
- если что-то постукивает – идет на прослушивание механической части поезда;
- при необходимости очищает лобовое стекло для улучшения обзора машинисту;
- помогает совершать технический осмотр поезда;
- при разворотном рейсе остается в деактивируемой кабине, пока машинист не совершит полный запуск хвостовой;
- выходит на пути, чтобы разложить сигнальные петарды и пр.
При всем вышеперечисленном, за каждое действие помощника отвечает машинист .
Обучение на машиниста
Овладеть профессией можно как за полгода, так и посвятить этому 5 лет своей жизни.
Все зависит от базового образования и формы обучения. Если у вас имеется неоконченное среднее образование, вы можете подать документы в колледж и выучиться на помощника машиниста. Это позволит узнать профессию изнутри, на практике. А в дальнейшем переквалифицироваться на машиниста по упрощенной схеме.
Можно после школы сразу поступить в железнодорожный колледж или техникум на профессию техника, где на последних курсах изучить профессию машиниста. Если вы давно выпускались из школы и не имеете профильного образования, вы можете выучиться по месту работы.
Кроме среднего образования, можно получить диплом машиниста в вузе. Ниже перечислены 5 популярных высших учебных заведений, имеющих такую программу обучения:
- Российский университет транспорта, г. Москва;
- Дальневосточный государственный университет путей сообщения, г. Хабаровск;
- Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, г. Санкт-Петербург;
- Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург;
- Самарский государственный университет путей сообщения, г. Самара.
Зарплата машиниста электропоезда
Если вы начинающий специалист, то в среднем будете получать 20 тыс. руб. в месяц. Но отчаиваться не стоит, ведь с приобретением опыта и мастерства будет расти и доход.
Так, вполне вероятно достичь порога в 100 тыс. руб. в месяц. Усредненный показатель зарплаты машиниста – 58-60 тыс. руб.
Зарплата зависит от многих факторов:
- тип перевозок (в пассажирских перевозках зарплаты больше, чем в грузовых);
- вид поезда (в новых электропоездах с новой системой управления ставка выше, чем в старых поездах);
- длина маршрута;
- квалификация специалиста (наличие специального образования, успешное прохождение стажировки, отсутствие проблем со здоровьем);
- регион, в котором работает машинист (в центральных областях зарплаты более высокие).
Каждый год можно проходить экзамен, получать повышение квалификации, в связи с чем будет расти и среднемесячный доход специалиста.
Профессия машинист
Первые машины появились еще в античные времена, а вместе с ними и профессия, связанная с их управлением. Однако изначально машинисты управляли только простыми механизмами, например рычагами. Современный специалист работает с самой разнообразной по применению и сложности техникой.
Машинист — это человек, чья профессиональная деятельность заключается в управлении машинами, различающихся по типу и назначению: локомотивы, краны, погрузчики, экскаваторы. Если водить автомобиль может любой желающий, то управление машинами общественного или производственного типа требует особых навыков и знаний. Представители профессии машинист — это квалифицированные специалисты.
Описание
Специализации
Специализаций у профессии машинист огромное количество — около четырехсот. Часто их разделяют по виду техники, с которой работает специалист. Например, машинист локомотива работает на железной дороге: управляет поездом и осуществляет безопасную перевозку грузов или пассажиров по намеченному маршруту. Машинист электропоезда управляет составом в метро, машинист-крановщик работает на кране, машинист-погрузчик — на погрузчике.
Работа машиниста может быть не связанной с транспортом. Так, машинист погрузочных линий и конвейера контролирует элеваторные и рабочие транспортировочные системы.
Плюсы
Говоря о плюсах профессии машинист, стоит отметить ее значимость для общества. Без машинистов невозможно строительство, перемещение грузов или пассажирские перевозки. Это делает профессию востребованной.
Еще одно преимущество — доступное обучение и быстрое трудоустройство: молодой специалист сразу после окончания учебного заведения может работать по специальности.
Хотя профессия машинист является рабочей, она хорошо оплачивается. В зависимости от квалификации, уровень заработной платы может быть выше среднего.
Минусы
У профессии машинист есть несколько основных недостатков: тяжелые условия труда, длительная физическая нагрузка и многочасовые рабочие смены. Во время работы машинисту нужно быть максимально собранным и сконцентрированным — со временем это вызывает сильное эмоциональное напряжение.
Вместе с тем машинист сталкивается с огромными рисками: любая оплошность при работе с механизмами чревата травмами. А если транспорт пассажирский, на машиниста ложится ответственность за жизнь и здоровье людей.
Где получить образование
Учебные заведения
Выбор учебного заведения зависит от будущей специализации. Так, на машиниста локомотива учат в железнодорожных колледжах, а на тракториста — в сельскохозяйственных. Популярными учебными заведениями считаются следующие.
Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта. Его особенность состоит в том, что абитуриенту предлагают большой выбор специализаций по профессии машиниста.
Тульский технический колледж имени С. И. Мосина предлагает много специализаций по различным отраслям и видам транспорта.
Московский строительный техникум №12. Здесь можно выбрать специальность «Эксплуатация строительных, подъемно-транспортных, дорожных машин и технического оборудования».