Как правильно оформить и учесть процесс ликвидации основных средств в бухучете – проводки и образец акта
Основные средства (ОС) — это имущество компании, выраженное в неденежной форме. В роли таковых может выступать продукция, оборудование, материалы и т.д.
В процессе трудовой деятельности с ОС проводятся различные процедуры — перемещение, уничтожение, ликвидация. В данном случае более подробно будет рассматриваться вопрос о ликвидации основных средств предприятия.
Что это такое?
Понятие ликвидации ОС представляет собой списание объектов, принадлежащих организации, с ее баланса. Это процесс, избежать которого нельзя.
Он может быть нескольких видов — полным или частичным. Процедура должна проводиться с учетом специальных установленных правил. Особенно важное значение уделяется документальному оформлению процесса.
Ранее, для того чтобы осуществить ликвидацию, необходимо было создать специальную комиссию, члены которой должны были заниматься данным вопросом.
В настоящее время все изменилось.
Согласно информации, изложенной в ФЗ №402, необходимость создания комиссии сейчас носит характер рекомендации.
Следовательно, решение о ее назначении может приниматься руководством предприятия самостоятельно. Отсутствие комиссии не будет являться нарушением.
Несмотря на это многие продолжают создавать комиссии указанного типа. В основном это связано со множеством преимуществ этой методики.
Причины
Для ликвидации ОС должно быть соблюдено обязательное условие — наличие обоснования необходимости проведения данной процедуры.
Другими словами, нужно подтвердить, что имущество компании не приносит выгоды экономического характера, не представляет собой никакой пользы для трудового процесса и не соответствует характеристикам основных средств.
Ликвидация возможна только при наличии весомых причин. Таковыми могут быть следующие обстоятельства:
- износ ОС (может быть моральным и физическим) — порядок списания полностью самортизированных ОС;
- чрезвычайные и аварийные ситуации, стихийные бедствия;
- порча или недостача (выявленные в ходе проведения инвентаризации).
Ликвидация частичного типа может проводиться при реконструкции. Выделяют 2 вида износа — физический и моральный.
В первом случае подразумевается, что произошло ухудшение состояния основного средства, утратили силу его экономические и социальные признаки.
Все эти действия происходят под воздействием рабочего процесса — в результате интенсивности работы, особенной технологии использования и т.д.
Моральный износ имеет второе название — обесценивание. Оно говорит само за себя — основное средство перестает соответствовать необходимым показателем экономичности и требованиям, выдвигаемым по отношению к конкретной продукции.
Как ликвидировать ОС?
Ликвидация ОС начинается с создания специальной комиссии. Следует учесть, что при необходимости этот этап может быть опущен.
Цель комиссии — определение целесообразности и непригодности объекта имущества фирмы к использованию.
Членами комиссии могут стать должностные лица. В обязательном порядке в ее состав должен входить главный бухгалтер фирмы.
Работа комиссии заключается в следующем:
- осмотр и оценка состояния имущества, подлежащего ликвидации, составляет акт осмотра ОС;
- определение причин, в связи с возникновением которых понадобилась ликвидация;
- выявление круга лиц, причастных к преждевременной порче объекта имущества (при необходимости);
- определение основных характеристик ОС;
- ведение контроля над списываемыми объектами;
- заполнение специального акта.
По итогам проведенных членами комиссии действий, составляется акт, который должен быть оформлен по форме ОС-4, ОС-4б или ОС-4а.
Бумага оформляется в нескольких экземплярах. После этого наступает следующий этап ликвидации — оприходование деталей, оставшихся от ОС.
Далее корректировки вносятся в инвентарные карточки объектов. Документ такого характера составляется по унифицированной форме ОС-6а или ОС-6б. Изменения вносятся в бухгалтерский и налоговый учет.
Подводя итог можно сделать вывод, что ликвидация подразумевает собой выполнение следующих действий:
Документальное оформление списания основных средств
Порядок списания основных средств в 2020 — 2021 годах
Списание основных средств (ОС) регулируется методическими указаниями по бухучету имущества этого вида, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н. В пп. 75–86 этих указаний оговорены этапы, которые должны быть пройдены при оформлении выбытия ОС.
Во-первых, должна быть организована специальная комиссия. Список участников комиссии и прочие аспекты ее функционирования закрепляются приказом руководителя организации. В комиссию должны входить главный бухгалтер и работники, следящие за сохранностью списываемого ОС.
Комиссия по выбытию:
- проверяет ОС на возможность его функционирования, сверяет его состояние с технической документацией и информацией из бухучета, выясняет рациональность ремонта;
- при нереальности восстановления функций объекта устанавливает причины списания;
- определяет виновных лиц, если причиной списания служит досрочный выход из строя по чьей-то вине;
- определяет, какие запасные части и детали списываемого ОС могут еще использоваться, оценивает их рыночную стоимость, следит за действиями с цветными и драгоценными металлами, входящими в состав объекта;
- составляет акт о списании ОС.
В акте о списании отражают следующие моменты:
- дату изготовления или постройки ОС;
- дату принятия к бухучету;
- срок полезного использования;
- первоначальную стоимость;
- изменение стоимости;
- начисленную амортизацию;
- причины списания;
- качественные характеристики основных деталей.
Внесение таких данных предусмотрено типовыми бланками актов, имеющими разную форму в зависимости от вида выбывающего ОС. Возможными вариантами могут быть:
- ОС-4 — при выбытии одного ОС (не автотранспорта);
- ОС-4а — при выбытии автотранспорта;
- ОС-4б — при выбытии группы ОС (не автотранспорта).
Эти виды актов утверждены постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7. Они не являются обязательными и могут заменяться аналогичными бланками, разработанными самостоятельно, если учтены все требования к их составлению (ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Акт должен быть одобрен руководителем. Затем он передается в бухгалтерскую службу, работники которой корректируют инвентарную карточку ОС, делая пометку о выбытии. Инвентарная карточка остается в архиве организации не менее 5 лет. Кроме того, на основании акта делаются записи в бухучете.
Если ОС передается в собственность другим владельцам, документальным обоснованием его списания будет акт приемки-передачи по форме ОС-1, ОС-1а или ОС-1б.
О содержании актов приемки-передачи читайте в статьях:
- «Унифицированная форма № ОС-1 — Акт о приеме-передаче ОС»;
- «Унифицированная форма № ОС-1а — бланк и образец»;
- «Унифицированная форма № ОС-1б — бланк и образец».
Как отразить списание ОС в налоговом учете детально рассказали эксперты КонсультантПлюс:
Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Причины списания ОС с примерами бухгалтерских проводок
Причинами списания ОС могут быть:
- продажа;
- моральное или физическое устаревание;
- ликвидация при чрезвычайных ситуациях или частичная ликвидация;
- передача в качестве вклада в уставный капитал;
- недостача или порча, обнаруженные по итогам инвентаризации, и т. д.
В таблице ниже рассмотрены некоторые распространенные транзакции по списанию ОС с проводками.
Списана первоначальная стоимость ОС
01, субсчет «Выбытие основных средств»
Списана начисленная амортизация по ОС за период с момента начала эксплуатации до выбытия
01, субсчет «Выбытие основных средств»
Списана остаточная стоимость ОС при продаже, ликвидации при ЧС, списании в связи с устареванием
01, субсчет «Выбытие основных средств»
Списана остаточная стоимость ОС в качестве вклада в УК
01, субсчет «Выбытие основных средств»
Списана остаточная стоимость ОС при недостачах и потерях, выявленных во время инвентаризации
01, субсчет «Выбытие основных средств»
Приняты на учет запасные части, полученные в результате демонтажа ОС, которые еще можно использовать
Отражены расходы на ликвидацию ОС
Об особенностях списания ОС при применении упрощенки читайте в материале «Как правильно списать основные средства при УСН?».
Итоги
Намерение списать ОС должно быть обоснованным и подкрепляться проверкой комиссии. На первичных документах должны стоять подписи членов комиссии, а также главы организации.
Минфин утвердил ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»
Приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н утверждены два новых федеральных стандарта бухучета: ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения».
В обязательном порядке новые ФСБУ применяются начиная с бухотчетности за 2022 год. Также организация может принять решение об их досрочном применении. Стандарты не применяются организациями бюджетной сферы.
С 1 января 2022 года утратят силу ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и Методические указания по бухучету ОС.
- ФСБУ 6/2020 «Основные средства»
Сравним некоторые аспекты нового ФСБУ 6/2020 с ПБУ 6/01.
– В определении объекта ОС появилось уточнение о его материально-вещественной форме и исчезло упоминание о том, что он не должен предназначаться для последующей перепродажи.
– В п. 5 ФСБУ 6/2020 предусмотрено, что организация может принять решение не применять Стандарт в отношении активов, характеризующихся одновременно признаками ОС, но имеющих стоимость ниже лимита, установленного организацией с учетом существенности информации о таких активах. Таким образом, в новом ФСБУ не определен лимит стоимости, при котором актив может отражаться в составе МПЗ, а не ОС. В ПБУ 6/01 этот лимит установлен и составляет 40 000 руб.
– По сравнению с установленными в ПБУ 6/01 в ФСБУ 6/2020 появилось новое основание, исходя из которого определяется срок полезного использования ОС – ожидаемое моральное устаревание, в частности, в результате изменения или усовершенствования производственного процесса или в результате изменения рыночного спроса на продукцию или услуги, производимые при помощи ОС.
– Единицей учета основных средств по-прежнему является инвентарный объект. Разница в том, что новым ФСБУ также установлено, что самостоятельными инвентарными объектами признаются также существенные по величине затраты организации на проведение ремонта, технического осмотра, технического обслуживания объектов ОС с частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев.
– ФСБУ 6/2020 устанавливает классификацию ОС по видам (например, недвижимость, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь) и группам. Группой ОС считается совокупность объектов одного вида, объединенных исходя из сходного характера их использования. При этом основные средства, представляющие собой недвижимость, предназначенную для предоставления за плату во временное пользование или получения дохода от прироста ее стоимости, образуют отдельную группу (инвестиционная недвижимость).
– Существенные отличия произошли в части оценки ОС. Изменилось как само понятие первоначальной стоимости объектов ОС, так и порядок дальнейшей оценки объектов ОС в бухучете.
– Изменились правила приостановки амортизации по объектам ОС. Начисление амортизации по ОС не приостанавливается (в том числе в случаях простоя или временного прекращения использования ОС), за исключением случая, когда ликвидационная стоимость объекта становится равной или превышает его балансовую стоимость. Если впоследствии ликвидационная стоимость такого объекта становится меньше его балансовой стоимости, начисление амортизации по нему возобновляется.
– Для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета, предусмотрены послабления.
Отметим, в ФСБУ 6/2020 прописаны переходные положения по изменению учетной политики в связи с началом его применения и аспекты отражения его положений в бухотчетности.
- ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»
– ФСБУ 26/2020 не применяется при выполнении организацией работ, оказании услуг по созданию, улучшению, восстановлению средств производства для других лиц, а также при приобретении, создании активов, предназначенных для продажи.
– Для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета, предусмотрены послабления.
– В Стандарте дано определение капитальных вложений, описан порядок их оценки, прекращения признания и раскрытия о них информации в бухотчетности.
– Прописаны переходные положения по изменению учетной политики в связи с началом применения ФСБУ 26/2020.
На заметку: разбираться в положениях рассматриваемых ФСБУ, а также в применении ФСБУ 5/2019 «Запасы», который будет обязателен с 2021 года, будем на Трансляции «Формируем учетную политику на 2021 год», которая пройдет 2 декабря 2020.
Ликвидационная стоимость объекта основных средств: что важно знать бухгалтеру
Вот меньше времени остается до наступления 2022 года, с первого числа которого станет обязательным применение Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства», так сказать, в паре с ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения».
Вопросов эти стандарты вызывают очень много. Некоторые из них мы рассмотрели в онлайн-курсе «Капитальные вложения», который уже в ближайшее время должен появиться на сайте.
В этой же публикации предлагаем разобраться еще с одной проблемой, с которой до этого российскому бухгалтеру сталкиваться не приходилось. Называется она «ликвидационная стоимость объекта основных средств».
Таковой признается (п. 30 ВСБУ 6/2020) величина, которую организация получила бы в случае выбытия данного объекта (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат на выбытие; причем объект основных средств рассматривается таким образом, как если бы он уже достиг окончания срока полезного использования и находился в состоянии, характерном для конца срока полезного использования.
Круто сказано, да?
Попытаюсь, в меру своих способностей, перевести на более понятный.
При принятии к учету приобретенного или возведенного объекта основных средств бухгалтер будет иметь в своем распоряжении следующую информацию:
- затраты на его приобретение или возведение (то есть его первоначальную стоимость), которые должны быть подтверждены оформленными первичными учетными документами;
- срок его полезного использования, который должен быть установлен и документально подтвержден техническими специалистами организации;
- первичный документ (приказ, распоряжение и пр.) о пригодности данного объекта к эксплуатации.
И далее кто-то (не знаю, кто точно, но, боюсь, что в большинстве случаев этот постараются взвалить на того же бухгалтера) должен прикинуть:
- в каком фактическом состоянии объект будет находиться по истечению срока полезного использования, то есть лет через 5-6, а если это недвижимость, то и через все 15-20;
- в какую сумму обойдется его демонтаж, снос или какая другая ликвидация;
- какие агрегаты (детали и пр.) будут пригодны к дальнейшему использованию и сколько они будут стоить;
- за сколько можно будет, в случае чего, его продать, в том числе и до истечения срока полезного использования.
И вот разница между этим спрогнозированным (незнамо кем и не знамо как, но, желательно, поточнее) доходом от оприходования или продажи упомянутых агрегатов (деталей, металлолома) и опять таки как-то спрогнозированными расходами на демонтаж или снос, либо возможной выручкой от его продажи и должна быть отражена в учете, как его ликвидационная стоимость. Причем, как уже было сказано, лет за 5, а то и за все 20 до его предполагаемой ликвидации или продажи.
Понятно, что достоверность такого прогноза стремится к нулю.
Но если организация принимает решение учитывать при начислении амортизации в регистрах бухгалтерского учета его ликвидационную стоимость, то в конце каждого отчетного периода, то есть перед составлением годовой финансовой отчетности она будет обязана проверить этот элемент амортизации на достоверность. Если какие-то факторы, влияющие на его величину, изменились, то необходимо будет также изменить и его размер (п. 37 ФСБУ 6/2020).
Мозги не закипели, нет?
Чтобы этого не случилось, хотелось бы сразу отметить, что применение этого элемента амортизации — не безусловная обязанность, а право организации.
И можно им не пользоваться, а признать ликвидационную стоимость равной нулю (п. 31 ФСБУ 6/2020), если:
- не ожидаются поступления от выбытия объекта основных средств (в том числе от продажи материальных ценностей, остающихся от его выбытия) в конце срока полезного использования;
- ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не является существенной;
- ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не может быть определена.
Каким из этих подпунктов п. 31 воспользуется организация, а то и всеми тремя сразу, без разницы.
Но лично мне почему-то кажется, что у большинства организации в наступающем уже скоро 2022 году так и будет отражено, что согласно п. 31 (подп. «а», или «б», или «в») ФСБУ 6/2020 ликвидационную стоимость объекта инвентарный № 12345/6789) признать равной 0 (ноль) руб. 00 коп.
Не будем обращать внимание на возражения фанатичных перфекционистов от учета, типа: в этом случае нарушается достоверность данных, искажается финансовый результат, руководство и собственники не могут принять оптимальные управленческие решения и т. д., и т. п., и пр. Нас интересуют более насущные проблемы.
Во-первых. Много ли найдется таких объектов, ликвидация которых принесет организации какой-то достаточно существенный (пусть и только предполагаемый) доход? Чаще всего бывает наоборот — расходы на ликвидацию больше поступлений. Или как можно более-менее достоверно определить цену объекта лет через пять-семь?
Во-вторых. А что будет, если признать эту самую ликвидационную стоимость равной нулю?
На первый вопрос мы практически ответили: — только методом 3П (пол-палец-потолок).
Теперь во-вторых.
Для целей налогообложения прибыли пока (и, надеюсь, что еще надолго) все остается по-старому. Следовательно, обвинить вашу организацию в возникновении недоимки по налогу на прибыль в связи с тем, что в регистрах бухгалтерского учета амортизация начисляется без учета ликвидационной стоимости, никак не получится.
Да и обоснованно (именно обоснованно) доказать каким-то образом, что стоимость эта должна быть именно вот в такой-то сумме, думаю, тоже не выйдет.
Может быть, попытаются прицепиться к тому, что занижена база по начислению налога на имущество по объектам недвижимости. Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ — недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Налоговая база определяется (п. 1 ст. 375 НК РФ) как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
И, допустим, мы приобрели (или построили) в январе 2022 года, объект недвижимости, который приняли к учету, как объект основных средств производственного назначения.
Его первоначальная стоимость составила, к примеру, 60 млн. руб., срок полезного использования (как в регистрах бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения) 20 лет, то есть 240 месяцев.
Организация не предполагает в обозримом будущем продавать, или сносить данный объект. Спрогнозировать же, во сколько обойдутся затраты на снос через 20 лет, и сколько можно будет получить за пригодные к использованию остатки, желающих не нашлось (да их, если честно не особенно и искали).
Приняли абсолютно правильное решение, что ликвидационная стоимость данного объекта признана равной нулю.
С февраля (с какой даты надо начинать начисление амортизации — тема для отдельной публикации) по объекту начато начисление амортизации линейным способом.
Сумма амортизации за отчетный период определяется как отношение разности между балансовой и ликвидационной стоимостью объекта основных средств к величине оставшегося срока полезного использования данного объекта (п. 35 ФСБУ 6/2020).
Балансовой стоимостью объекта (п. 25 ФСБУ 6/2020) признается его первоначальная стоимость, уменьшенная на сумму накопленной амортизации и обесценения, то есть его остаточная стоимость.
Путем несложных расчетов (приводить их здесь не буду) выяснится, что в рассматриваемой ситуации тот расчет суммы амортизации, которым мы пользуемся в настоящее время (как и последних лет 50) — делением первоначальной стоимости на установленный срок полезного использования — будет работать и дальше.
Следовательно, начиная с февраля 2022 года амортизация будет начисляться по 250 тыс. руб. в месяц (60 000 000 руб. : 20 лет : 12мес.).
Остаточная стоимость объекта на 01.01.2022 будет равна нулю, на 01.02.2022 — 60 000 000 руб., на 01.03. — 59 750 000 руб., на 01.04 — 59 500 000 руб., . и на 31.12.2022 — 57 250 000 руб.
Исходя из этих данных, определяется среднегодовую стоимость данного объекта путем сложения остаточной стоимости на конец каждого месяца и деления этой суммы на 13. Далее, умножая эту стоимость на ставку налога, действующую в регионе, рассчитывается и сумма налога.
Но допустим, что мы все-таки определили (не знаю, как, но смогли) ликвидационную стоимость данного объекта. Ну, пусть, она составит 2 млн. руб.
Следовательно, в феврале сумма амортизации будем считать от стоимости объекта равной 58 млн. руб. и срока полезного использования в 239 мес. Она составит 242 678 руб. (58 000 000 руб. : 239 мес.). В марте в числителе будет уже 57 757 322 руб. (58 000 000 руб. — 242 678 руб.), в знаменателе — 238 мес. Сумма амортизация будет той же самой — 242 678 руб., а вот остаточная стоимость на 1 апреля — 57 514 644 руб. Ну, и так далее.
Таким образом, база для исчисления среднегодовой стоимости объекта будет ниже, чем если бы мы считали ее по старинке, и сумма налога — тоже меньше.
То есть сумма налога, получается, в первом примере (если ликвидационная стоимость равна нулю) не меньше, а больше, чем во втором (когда она как-то определена).
Так что претензий со стороны налоговиков возникнуть не должно.
Теперь остаются аудиторы, которые могут высказать свое недовольство тем, что организация, так сказать, не в тренде, и не спешит соблюдать все требования нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету, каким бы абсурдными, по отношению к данной конкретной организации, они не были.
Но пусть они, эти ретивые аудиторы, предложат метод определения этой самой ликвидационной стоимости, причем на основании каких-то четких разработанных методик, а не по принципу: — Я художник, я так вижу.
Думаю, что многие со мной согласятся, что некоторые нововведения, содержащиеся в ФСБУ 6/2020, равно как и в ФСБУ 26/2020, не несут за собой никакого практического эффекта.