Экономическое обоснование цены в отсутствие тарифа
Оказание услуг по водоснабжению и водоотведению является регулируемым на законодательном уровне видом деятельности. Уполномоченными органами утверждаются и контролируются цены на поставляемые ресурсы. Вместе с тем, в отсутствие утвержденных тарифов возникает неопределенность в отношении стоимости оказанных услуг.
В любом случае не должно возникать ситуаций, в которых поставленная энергия не оплачена – отношения коммерческих организаций должны быть возмездными. Как обосновать начисленную стоимость услуг в отсутствие тарифа? Разбирался Арбитражный суд Саратовской области.
Фабула дела:
Отсутствие оплаты по договорам водоснабжения и водоотведения послужило основанием для обращения в суд с иском к хозяйственному обществу. Ответчик обязан оплачивать потребленные ресурсы согласно утвержденным тарифам. В нарушение обязательств ответчик допустил задолженность за август 2017 года, обосновывая свои действия отсутствием утвержденных тарифов для общества на спорный период, что не оспаривалось истцом.
Вместе с тем, суд указал, что отсутствие тарифа не может служить основанием для освобождения от оплаты услуг, и удовлетворил требования истца, взыскав задолженность и штрафные санкции.
Судебный акт: решение АС Саратовской области от 31.05.2018 по делу № А57-30427/2017.
Выводы суда:
1. Договоры водоснабжения и водоотведения суд квалифицировал как договоры энергоснабжения. Оплата за ресурсы должна производиться согласно расценкам, утвержденным комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области.
2. Отношения между коммерческими субъектами должны основываться на принципе возмездности. Отсутствие тарифа не может быть основанием для взыскания стоимости поставленного ресурса.
3. В случае, если тариф не утвержден, суд должен определить экономически обоснованную цену ресурса и включить вопрос об обосновании цены в предмет доказывания по делу. В целях обоснованности примененного истцом тарифа при начислении суммы к оплате необходимо представить подтверждающие документы или потребовать проведение судебной экспертизы.
4. При этом доказывать необоснованность начислений должен абонент, т.к. в деле имеется документальное подтверждение расходов истца на поставку ресурсов в сопоставимом районе. Поскольку экспертиза не была заявлена, суд исходил из представленных документов и затрат на поставку.
5. Размер пени за приобретение коммунальных услуг зависит от ставки рефинансирования и исчисляется в размере 1/300 от этой величины.
Комментарии:
1) Регулирование цен на коммунальные услуги осуществляется на уровне субъектов федерации. При расчете тарифов принимаются во внимание расходы ресурсоснабжающих организаций, необходимый уровень валовой выручки в регулируемой сфере.
2) Расходы включают в себя затраты на топливо, оплату труда, социальные нужды. Тарифы не могут быть установлены иначе, чем исполнительными органами субъектов РФ (например, собственники помещений своим решением не могут утвердить тарифы на обслуживание, см. Постановление АС УО от 07.09.2017 № Ф09-3918/17 по делу № А76-22009/2016.
3) Кроме того, при расчете также должен соблюдаться баланс экономических интересов поставщиков и потребителей услуг и экономически обоснованная доходность ресурсоснабжающей организации, а также должны учитываться потери ресурсов.
4) Тарифы, утвержденные для других организаций, могут применяться по аналогии, если их сопоставимость будет обоснована. Суд может отказать в применении таких цен, если допустимость их применения к спорным отношениям не доказана, как, например, в Определении Верховного Суда РФ от 20.11.2017 № 305-ЭС17-17386 по делу № А40-222366/2016.
В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.
Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.
Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес [email protected] .
Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).
Галина Короткевич, партнер. Люблю кофе, всякие вкусняшки, банкротные дела и корпоративное право. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook.
Что нужно знать потребителям о формировании цены на коммунальные и жилищные услуги, предоставляемые собственникам жилых помещений в многоквартирных домах.
Принципиальное различие порядка определения цены на жилищно-коммунальные услуги состоит в том, что тарифы на коммунальные услуги регулируются государством, а жилищные определяются самими собственниками жилья.
Согласно ч.4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, утвержденным органами государственной власти субъектов РФ для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном федеральным законом. Отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов могут наделяться органы местного самоуправления (ч.2 ст. 157 ЖК РФ).
С учетом того, что собственники несут бремя содержания принадлежащего им имущества (ст. 290 ГК РФ, ст. ст. 30, 39 ЖК РФ) и в соответствии со ст.ст. 44, 155, 156, 158, 162, 164 ЖК РФ, п. 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее-Правила) размер платы собственников помещений за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Требования к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в зависимости от способов управления многоквартирным домом указаны в пунктах 30, 31 и 32 Правил.
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом размер платы собственников помещений за содержание и ремонт общего имущества определяется органами управления товарищества собственников жилья, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (в частности, решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищно-строительного кооператива, жилищного кооператива).
Согласно ч. 1 ст. 156 ЖК РФ и п. 29 Правил плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
В соответствии с п. 34 Правил в случае, если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — органами государственной власти) по результатам открытого конкурса, проводимого в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 75, равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации для конкретного многоквартирного дома.
Устанавливаемые в случаях, указанных в пунктах 31 — 34 Правил, размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны указанному в договоре управления многоквартирным домом перечню, объемам и качеству услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, не соразмерных утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ в каждом многоквартирном доме, не допускается.
При выборе и реализации собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленный органами местного самоуправления, может применяться только при принятии такого решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Каким образом устанавливаются тарифы на содержание и ремонт жилого помещения?
Гражданин Д-лов проживает в многоквартирном доме, с начала года в его платежке появилась строка «за содержание и капитальный ремонт жилья». Заявитель считает, что содержание и капитальный ремонт жилья – это отдельный вид услуги, который устанавливается решением самого собственника по предложению управляющей компании. Не согласившись с тарифами, он написал обращение в свою управляющую компанию (УК), на что УК сообщила о том, что согласно п. 4.4.4 договора на управление содержание и ремонт (его многоквартирного дома) размер стоимости платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается равным ставке для муниципального жилого фонда, ежегодно утверждаемой Администрацией г. Ижевска. На основании постановления Администрации г. Ижевска № 619 от 26.06.2012 г. с 01.07.2012 г. была увеличена плата за содержание и ремонт жилого помещения. В обоснование УК ссылалась на протокол общего собрания собственников помещений, на котором было принято решение об увеличении платы на текущий ремонт в размере дополнительного сбора средств в сумме 2 руб. 22 коп. Сам Д-лов заявляет, что не помнит, чтобы такое собрание у них в доме проводили.
Вопрос: Кто устанавливает тариф на содержание ремонт жилого помещения? Правомерно ли установили тариф без проведения общего собрания?
Ответ юриста.
В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики № 319 от 23.07.2012 г. региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора)… в том числе оплаты коммунальных услуг в части, касающихся правильности применения тарифов (цен) за единицу.
Согласно п. 1. ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 154 ЖК РФ Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
Согласно ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. 45 — 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии со ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Часть 6 ст. 46 ЖК РФ устанавливает, что собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение общего собрания собственников помещений в этом доме, принятое с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации, в случаях, если он не принимал участие в собрании или голосовал против принятия такого решения и если при этом таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.
Таким образом, Д-лов имеет право на обжалование решения общего собрания об увеличении платы на текущий ремонт, поскольку он на нем не присутствовал. Однако общее собрание собственников в многоквартирном доме может проходить в форме заочного голосования.
Согласно ст. 47 ЖК РФ в случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело кворума (кворум признается, если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов), в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование).
В нашем случае, скорее всего, имело место именно заочное голосование.
Заявителю неизвестно, какой способ управления многоквартирным домом был выбран жителями. Учитывая, что одной из составляющих платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме является плата за содержание и ремонт жилого помещения, действия УК по увеличению платы на содержание и ремонт жилого помещения, с учетом Постановления Администрации г. Ижевска № 619 от 26.06.2012 г., являются правомерными.
Независимо от того, что решение об оплате содержания и капитального ремонта жилья устанавливаются на общем собрании собственников, сами собственники жилья в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание принадлежащего им помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
У Д-лова отсутствует копия действующего в настоящее время договора между ним и УК, есть только договор между ним и предыдущей УК (заключенный в 2007 г.). Кроме того, у него нет протокола общего собрания собственников жилья, на котором было принято решение об увеличении тарифов. Поэтому Д-лову, для дальнейшего контроля правомерности тарифов на содержание ремонт жилого помещения, нужно запросить в УК копию действующего договора на обслуживание и протокол общего собрания.
Скворцов Алексей Валерьевич, консультант правового отдела ФСС по УР, 8-950-175-32-59
ТАРИФЫ
Тариф – это цена потребляемого коммунального ресурса, которая выражается в отношении стоимости в рублях к единице потребления, например, стоимость 1 кубометра (1 м3) воды или 1 Гкал (тепловой энергии).
Платеж за жилищно-коммунальную услугу (коммунальный ресурс)– это тариф, умноженный на объем потребления ресурса, определяемого по показаниям приборов учета, либо по установленным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ нормативам.
Как формируется тариф на коммунальные услуги?
Существует несколько уровней формирования тарифной политики в стране:
В первом случае за решение вопросов отвечают:
Федеральная антимонопольная служба.
Министерство экономического развития России.
На общегосударственном уровне производятся следующие действия:
Осуществляется максимальный контроль тарифов ЖКХ.
Устанавливаются предельные индексы ЖКХ.
Решаются спорные ситуации в регионах, касающиеся органов местного самоуправления и поставщиков услуг.
На региональном уровне и уровне субъектов РФ, тарифы рассчитываются и формируются государственным регулятором по ценам и тарифам.
В г. Москва — Департамент экономической политики и развития города Москвы
В Московской области — Комитет по ценам и тарифам Московской области
Ресурсоснабжающие организации ежегодно обращаются в указанные регуляторы для обновления (корректировки) тарифов на свои коммунальные ресурсы.
АО «Мосэнергосбыт» получает и корректирует тариф на электроэнергию, ПАО «МОЭК» на тепловую энергию и т. д. Когда управляющая организация обращается к ресурсоснабжающей организации за заключением договора поставки коммунальных ресурсов в многоквартирные дома, ресурсоснабжаюащая организация указывает в договоре цену на свои ресурс, которая установлена приказом соответствующего государственного регулятора по тарифам и ценам.
Договор управления предусматривает поставку коммунальных услуг без какой-либо наценки сверх установленного тарифа.
Какие тарифы бывают? И какие из них входят в ЕПД?
Каждый гражданин, живущий в квартире потребляет коммунальные ресурсы и оплачивает их потребление. Но что определяет стоимость или цену потребленного ресурса? Раздел 3 единых платежных документов (Далее – ЕПД) содержит информацию о стоимости услуг и работ. Такая колонка в разделе 3 ЕПД называется Тариф/размер платы.
В раздел «тариф/размер платы» входит:
1) Тарифы на коммунальные услуги;
2) Тарифы на коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества.
3) Размер платы за работы и услуги, установленные Договором управления.
Рассмотрим подробнее вышеуказанные подразделы.
1. Тарифы на коммунальные услуги.
Тариф на коммунальные услуги установлен для определения стоимости потребленных коммунальных услуг (воды, тепла, электричества и др.).
Таким образом, зная тариф можно определить стоимость услуги самостоятельно.
Давайте подсчитаем это на примере потребления холодной воды. Вот такую строчку вы сможете увидеть в ЕПД:
За август 2018г. в квартире было потреблено 6.100 куб.м. (столбец № 3) холодной воды при тарифе 38.06 руб. за 1 куб.м. (столбец 5 ЕПД).
Таким образом, зная тариф мы можем посчитать, как определяется цена за потребленный ресурс: 6.100 куб.м. * 38.06 руб. = 232 руб. 17 коп.
2. Тарифы на коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества.
Тариф на коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества установлен для определения стоимости коммунальных услуг (воды, тепла, электричества и др.), потребленных в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
Например:
В декабре 2018г. на долю квартиры № 1 пришлось потребление в объеме 0,674731 куб.м. (столбец 4 ЕПД) холодной воды в целях содержания общего имущества МКД. Тариф на холодную воду установлен в размере 38,06 руб. за 1 куб.м. (столбец 5 ЕПД).
Соответственно:
0,674731 куб.м * 38,06 руб. = 25,68 руб . (размер платы за холодную воду потребленную в целях содержания общего имущества приходящейся на долю квартиры № 1
3 . Размер платы за работы и услуги, установленные Договором управления.
В целях содержания общего имущества собственников помещений, Договором управления установлен перечень работ и услуг. Стоимость на данные работы и услуги может быть сложена одним из двух основных способов:
-Стоимость устанавливается общим собранием собственников помещений;
-Стоимость устанавливается в результате проведения открытого конкурса на право управления многоквартирным домом. В данном случае тариф должен быть ограничен размером, принятым органом местного самоуправления или правительством города.
В п. Внуковское размер платы за «содержание жилого помещения» установлен решением общего собрания собственников. Для многоквартирных домов в которых собственниками не проведено общее собрания по вопросу определения размера платы – размер платы определен по итогам конкурсных процедур и составляет 38,50руб. с кв. м. в мес.
В п. Московский размер платы за «содержание жилого помещения» установлен решением общего собрания собственников. Для многоквартирных домов в которых собственниками не проведено общее собрания по вопросу определения размера платы – размер платы определен по итогам конкурсных процедур и составляет 38,48 руб. с кв. м. в мес.
В Московской области, Одинцовском р-не, р.п. Заречье, ЖК «Резиденция Сколково» т арифы устанавливались решением общего собрания собственников помещений.
Рассчитать содержание и ремонт не составляет труда.
Необходимо площадь помещения 55,8 кв.м. (столбец 3) умножить на тариф 38,48 руб. (столбец 5).
55,8*38,48 = 2070,22 руб.
Каким образом определяется объем потребления коммунального ресурса?
Потребление определяется одним из способов предусмотренных действующим законодательством, а именно:
Потребление услуг по показаниям прибора учета индивидуального или общедомового.
Потребление услуг по нормативу потребления.
По среднему объему потребления за предыдущие периоды.
Потребление жилищных услуг (содержание и ремонт) рассчитывается исходя из площади помещения.
Почему увеличиваются тарифы за коммунальные ресурсы?
В России используются несколько методов регулирования ЖКХ тарифов:
Индексация установленных тарифов.
Установка фиксированных тарифов.
Установка предельных тарифов.
В среднем, тарифы на коммунальные услуги, такие, как: водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, электроэнергия и др.. изменяются на 4,2%.Корректировка тарифов происходит с 1 января и 1 июля года.
Основные причины повышения тарифов на коммунальные услуги это:
экономически обоснованные расходы ресурсоснабжающих организаций;
повышение инфляции в стране.
Каким образом складывается тариф за жилищные услуги (содержание и ремонт)?
Тарифы на жилищные услуги могут быть установлены следующим образом:
— По результатам открытого конкурса проводимого органом местного самоуправления;
— Путем утверждения тарифы на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.
В любом случае, тариф за жилищные услуги (содержание и ремонт) не может быть больше чем максимальный размер тарифа, утвержденного на территории, в пределах которой расположен многоквартирный дом. Состав работ и услуг, которые входят в тариф за содержание и ремонт помещения раскрывается в Договоре управления.
Какие тарифы на жилищно-коммунальные услуги установлены для моего района?
Как формируются тарифы ЖКХ
Какие услуги причисляются к жилищным, а какие – к коммунальным
Жилищные услуги – это работы, производимые по содержанию и ремонту жилищного фонда: управление жилищным фондом, работы по техническому обслуживанию и ремонту жилых зданий, санитарному содержанию, сбору и вывозу бытовых отходов, благоустройству придомовой территории и т.д.
К коммунальным услугам следует причислять водоснабжение, канализацию, отопление, газо- и электроснабжение.
Составляющие тарифа на коммунальные услуги
Наибольший удельный вес в себестоимости коммунальных услуг занимают покупные топливно-энергетические ресурсы. Структура затрат различна. Так, в услуге теплоснабжения расходы на топливо составляют 36%, электроэнергию – 9%, заработную плату с отчислениями – 14%. В услугах по водоснабжению расходы на электроэнергию достигают 20%, почти столько же необходимо для покупки воды, заработная плата с отчислениями равна 15%.
Составляющие тарифа на жилищные услуги
Составляющими тарифов на жилищные услуги являются затраты на материалы, электрическую энергию, амортизация основных средств, трудовые ресурсы, спец. инвентарь и одежду. Наибольший удельный вес в себестоимости занимают затраты на трудовые ресурсы. Приведем пример: в услуге обслуживания лифта расходы на заработную плату с отчислениями достигают 50%, на материалы — составляют 12 %, электроэнергию – 10%. В структуре затрат на текущий ремонт жилого фонда доля расходов на заработную плату с отчислениями также равна половине, расходы на материалы достигают 24%.
На какие цели расходуется заложенная в тарифе доходная составляющая
Доходная составляющая тарифа не превышает 5 процентов. Она расходуется на модернизацию основных фондов, потому как одним из главных факторов снижения себестоимости услуг является использование новых технологий и оборудования.
Из-за чего происходит повышение жилищно-коммунальных тарифов
Основным фактором, влияющим на повышение стоимости жилищно-коммунальных услуг, является рост цен на топливно-энергетические ресурсы (газ, электроэнергию, тепловую энергию). Это в свою очередь в немалой степени зависит от уровня инфляции в стране.
Кто и на основании чего формирует тариф. Причины различий в стоимости жилищно-коммунальных услуг в городах и районах Татарстана
Федеральным законодательством закреплено, что установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги производится органами местного самоуправления на основании независимой экспертизы обоснованности затрат. Тарифы на электрическую, тепловую энергию и газоснабжение утверждаются республиканской энергетической комиссией.
Установление тарифов на водоснабжение, водоотведение и утилизацию твердых бытовых отходов находятся в компетенции органов местного самоуправления
Тарифы на жилищные услуги (уборка внутридомовой территории, двора, обслуживание мусоропровода, вывоз ТБО, текущий и капитальный ремонты, управление жилищным фондом, лифт, дератизация) собственники жилых помещений, выбравших форму управления своим домом, устанавливают самостоятельно. Наниматели жилья и те собственники, которые не позаботились о выборе формы управления, тарифы на эти услуги получают уже сформированными от уполномоченных органов власти.Что касается экспертиз тарифов, они проводятся специальными организациями, имеющими аккредитацию Госстроя России и не являющимися учредителями (участниками) организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги.
Результаты экспертиз рассматриваются на экспертном совете с участием представителей Министерства финансов Республики Татарстан, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ, Центра экономических и социальных исследований при Кабинете Министров Республики Татарстан, республиканской энергетической комиссии, Федерации профсоюзов Республики Татарстан.
Теперь о том, почему в каждом городе и районе республики стоимость тех или иных жилищно-коммунальных услуг различна. Это немало зависит от уровня благоустройства жилищного фонда, т.е. наличия услуг центрального горячего водоснабжения, лифта и т.д. Существенную роль играют средне сложившиеся нормы потребления услуг в расчете на 1 человека в месяц. И еще более важное значение имеют различия в технологических процессах предоставления коммунальных услуг: по теплоснабжению — это характеристика котлов, степень загрузки, протяженность тепловых сетей; по водоснабжению — подземный или поверхностный водозабор, необходимость очистки, объем покупки воды; по водоотведению — загрузка очистных сооружений, вид очистки и т.д.
Функции государства в вопросе формирования тарифа на жилищно-коммунальные услуги
Ежегодно правительством Российской Федерации устанавливаются региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг. Кроме того, государство оставляет за собой право регулировать цены на топливно-энергетические ресурсы, поэтому республиканской энергетической комиссией утверждаются тарифы на электрическую, тепловую энергию и газоснабжение.
Как часто могут меняться тарифы на жилищно-коммунальные услуги
Федеральным законодательством установлено, что пересмотр или изменение цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги может осуществляться не чаще одного раза в год.
Как можно снизить тарифы на ЖКУ
Цены на жилищно-коммунальные услуги, как и на все остальное, связаны с общими экономическими процессами в стране. Не секрет, что проблема роста цен на топливно-энергетические ресурсы является самой сложной для всех отраслей экономики. И все же снизить тарифы на коммунальные услуги возможно. Для этого необходимо снизить уровень износа основных фондов до 30-35% (сегодня этот показатель превышает 50 процентов). Для того, чтобы уменьшить износ необходимо увеличивать объемы вложений средств в модернизацию, что и является одним из приоритетов программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства, реализуемой в республике.
Снижения тарифов на жилищные услуги легче достигнуть при переходе предприятий на режим упрощенной системы налогообложения. В настоящее время во многих городах и районах республики в сфере обслуживания жилья и даже коммунальных услуг работают предприятия, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость. Это дает возможность снизить установленные тарифы на 10-15%. Если будет принято решение о создании товарищества собственников жилья, оно самостоятельно сможет установить размер тарифов на жилищные услуги.