Кто проводит кадастровую оценку земли и недвижимости в 2021 году
Государственная кадастровая оценка недвижимости и земельных участков по всей территории России в 2021 году проводится специализированными государственными бюджетными учреждениями (ГБУ). Это значит, что кадастровая стоимость определяется государством. Кому именно доверено проведение кадастровой оценки, что такое центр государственной кадастровой оценки, фонд данных кадастровой оценки рассмотрим более детально.
ГБУ – полномочия учреждений государственной кадастровой оценки в 2021 году
Итак, с 1 января 2020 года кадастровая оценка недвижимости проводится в соответствии с нормами закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной кадастровой оценке».
Так было не всегда. Ранее кадастровую стоимость определяли сторонние организации, на конкурсной основе. Муниципалитеты принимали решение о проведении государственной кадастровой оценки, далее отбирали исполнителей работ, с которыми заключали контракт. Это было предусмотрено законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в России», который действует и по сей день, за исключением ряда приостановленных статей.
Какие полномочия вменены ГБУ по кадастровой оценке?
С 1 января 2020 года кадастровая стоимость определяется только госорганизациями (ГБУ).
ГБУ по определению кадастровой стоимости создается на основании приказа или распоряжения уполномоченного на то органа субъекта РФ.
Таким образом, в каждом субъекте России есть госструктура основными функциями и полномочиями которой является:
- оценка кадастровой стоимости недвижимости по закону 237-Ф3 (в соответствии с 14 статьей);
- определение кадастровой стоимости вновь созданных и поставленных на кадастровый учет объектов;
- кадастровая оценка измененных объектов недвижимости, (при пристройке, или сносе части дома, изменении площади и др;
- сбор материалов, обработка данных, а также их запись на накопители и хранение информации используемой в ходе проведения кадастровой оценки;
- предоставление в Росреестр сведений, полученных в результате своей деятельности.
Требования к специалистам ГБУ, осуществляющим кадастровую оценку объектов недвижимости
Сотрудники ГБУ, которые определяют кадастровую стоимость, должны отвечать следующим квалификационным требованиям:
- иметь высшее образование в одной из областей: управление, экономика, математика, информатика, наука о земле, биология, архитектура, техника, прикладная геология, геодезия, горное, нефтегазовое дело, дело, сельское, лесное и рыбное хозяйство;
- быть несудимыми гражданами РФ;
- обладать опытом работе в сфере определения кадастровой стоимости (от 3х лет) – для тех, кто подписывает отчет о кадастровой стоимости.
Требования к сотрудникам ГБУ по кадастровой оценке прописаны на федеральном уровне в законе 237-ФЗ, а также в Приказе Минэкономразвития от 12.07.2017 г. № 177.
Центр государственной кадастровой оценки
ГБУ по определению кадастровой стоимости часто называют центр государственной кадастровой оценки.
Действительно, на территории субъекта РФ, будь то область, республика, округ или край, действует одно учреждение, которое определяет кадастровую стоимость – это своего рода центральный аппарат, действующий на определенной территории. В каждом субъекте эти учреждения имеют свою численность, штатное расписание и дополнительные функции и полномочия, а также имеют индивидуальное название.
Например, в Ленинградской области – ГБУ «ЛенКадОценка», В Крыму – ГБУ «Центр землеустройства и кадастровой оценки», в Мордовии – ГБУ «Фонд имущества» но чаще всего, например на Алтае, в Бурятии, Якутии, в Амурской, Белгородской и других областях уполномоченное государством учреждению по определению кадастровой стоимости так и называется – Центр государственной кадастровой оценки.
Фонд данных кадастровой оценки
Федеральная служба кадастра и картографии (Росреестр) на своем официальном сайте https://rosreestr.ru/ содержит информацию об оценке кадастровой стоимости. Данный раздел информации называется «Фонд данных кадастровой оценки». Здесь можно ввести интересующий кадастровый номер вашего объекта (земельного участка, дома) и выяснить какова кадастровая стоимость объекта, дата проведения оценки, сведения о результатах кадастровой оценки.
Кроме этого, можно узнать, когда и где планируется проведение оценочной деятельности, а также выяснить иную интересующую информации о проведении кадастровой оценке и о возможностях оспаривания ее.
Но не вся информация в Фонде данных кадастровой оценки содержится в свободном доступе – часть скрыта и доступна только сотрудникам Росреестра.
Кто проводит кадастровую оценку земли
Кадастровая стоимость может быть установлена в размере рыночной по общему правилу с 01.01.2023 или до этой даты, если высший исполнительный орган госвласти соответствующего субъекта РФ примет такое решение.
До 01.01.2022 очередная государственная кадастровая оценка проводится не ранее чем через три года (в городах федерального значения — не ранее чем через два года) и не позднее чем через пять лет с года проведения последней государственной кадастровой оценки соответствующих категорий земель. Если такая периодичность соблюдена, оценку могут провести одновременно и в отношении расположенных на территории субъекта РФ объектов недвижимости, указанных в Закона о кадастровой оценке. Оценка не проводится, если решение о ее проведении принято менее чем за шесть месяцев до 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, предусмотренного таким решением.
Государственную кадастровую оценку проводят одновременно в отношении всех учтенных в ЕГРН на территории субъекта РФ участков. Исключение — случаи, когда в ЕГРН по состоянию на 1 января года проведения оценки нет отдельных сведений об объекте недвижимости, определенных порядком формирования и предоставления перечней таких объектов.
Процедура кадастровой оценки включает:
— принятие уполномоченным органом субъекта РФ решения о ее проведении не позднее чем за шесть месяцев до 1 января года ее проведения, формирование предварительного перечня оцениваемых объектов;
— подготовку к проведению кадастровой оценки, в том числе формирование подведомственным органу регистрации прав федеральным государственным бюджетным учреждением (далее — ФГБУ) перечня оцениваемых объектов недвижимости;
— определение кадастровой стоимости. Ее рассчитывает бюджетное учреждение, специально созданное в субъекте РФ для ее определения в отношении всех объектов недвижимости, включенных в перечень;
— составление проекта отчета о результатах определения кадастровой стоимости и его проверку Росреестром;
— утверждение содержащихся в отчете результатов определения кадастровой стоимости путем принятия соответствующего акта уполномоченным органом субъекта РФ.
Кадастровая стоимость вновь учтенных, ранее учтенных земельных участков и участков, в сведения о которых в ЕГРН внесены изменения будет определяется по следующим правилам:
- ее устанавливает бюджетное учреждение в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 №226;
- подведомственное Росреестру ФГБУ в течение трех рабочих дней после внесения сведений о таких участках в ЕГРН формирует и направляет их в бюджетное учреждение в соответствии с порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости;
- по общему правилу в течение 10 рабочих дней со дня получения сведений от подведомственного Росреестру ФГБУ бюджетное учреждение определяет кадастровую стоимость;
- по результатам определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости в форме электронного документа, включающий в том числе систематизированные сведения о ее определении;
- бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней после определения кадастровой стоимости размещает этот акт на своем сайте в Интернете и направляет его в Росреестр для внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН и включения в Фонд данных государственной кадастровой оценки.
Кадастровая стоимость, установленная в соответствии с Законом о кадастровой оценке, может быть определена заново также в следующих случаях:
1)при исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (в том числе при обращении за разъяснениями об определении кадастровой стоимости).
По итогам исправления ошибок бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня их исправления направляет:
— сведения о новой кадастровой стоимости — в уполномоченный орган субъекта РФ для внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости. Сведения вносятся в акт в течение 20 рабочих дней со дня их поступления. В течение трех рабочих дней со дня вступления в силу акта, которым вносятся соответствующие изменения в названный акт, этот орган направляет его копию (включая сведения о датах его официального опубликования и вступления в силу), а также сведения об основаниях внесения таких изменений в отношении каждого объекта недвижимости в орган регистрации прав;
— акт об определении кадастровой стоимости — в орган регистрации прав, если исправлена ошибка в отношении кадастровой стоимости вновь учтенного, ранее учтенного земельного участка либо участка, в сведения о котором в ЕГРН внесены изменения, когда они влекут изменение его кадастровой стоимости. Сведения о новой кадастровой стоимости вносятся в ЕГРН в течение 15 рабочих дней, за исключением случаев, когда внести их невозможно.
2) при оспаривании кадастровой стоимости в комиссии или суде. Так, при ее оспаривании в комиссии в течение пяти рабочих дней со дня принятия комиссией решения об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной в орган регистрации прав и бюджетное учреждение направляются копия самого решения и отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Сведения о кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в таком порядке, применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению соответствующих споров подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Кадастровая оценка.
Основные принципы проведения кадастровой оценки объектов закреплены в Федеральном стандарте оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО №4).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.
Кадастровая стоимость определяется как для объектов недвижимости, присутствующих на открытом рынке, так и для объектов недвижимости, рынок которых ограничен или отсутствует.
При определении кадастровой стоимости объектами оценки являются объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости на дату проведения оценки.
Под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.
Определение кадастровой стоимости с использованием методов массовой оценки включает в себя следующие этапы:
— заключение договора на проведение кадастровой оценки, включающего задание на оценку с приведенным в нем перечнем объектов недвижимости, подлежащих оценке;
— сбор и анализ информации о рынке объектов оценки и обоснование выбора вида модели оценки кадастровой стоимости;
— определение ценообразующих факторов объектов оценки;
— сбор сведений о значениях ценообразующих факторов объектов оценки;
— группировка объектов оценки;
— сбор рыночной информации;
— построение модели оценки;
— анализ качества модели оценки;
— расчет кадастровой стоимости;
— составление отчета об определении кадастровой стоимости объектов оценки.
Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.
Выбор подходов, методов и моделей для определения кадастровой стоимости осуществляется оценщиком и должен быть обоснован. Определение кадастровой стоимости объектов оценки выполняется с использованием компьютерного моделирования (моделей) и (или) без него.
Кадастровая оценка проводится без учета ограничений (обременений) объекта недвижимости, за исключением ограничений (обременений), установленных в публично-правовых интересах в отношении объекта недвижимости, связанных с регулированием использования (в том числе, зонированием) территорий, государственной охраной объектов культурного наследия, охраной окружающей среды, обеспечением безопасности населения или Российской Федерации.
При применении методов массовой оценки кадастровая стоимость объекта оценки определяется путем подстановки значений ценообразующих факторов, соответствующих данному объекту оценки, в модель оценки, выбранной оценщиком.
Если оценщиком использовано более одного подхода к оценке, результаты применения подходов должны быть согласованы с целью определения итоговой величины стоимости объекта оценки.
В случае существенного расхождения результатов расчета кадастровой стоимости объекта оценки, полученных с применением различных подходов, оценщик должен провести анализ причин полученного расхождения.
Выбранный оценщиком способ согласования, а также все сделанные оценщиком при осуществлении согласования результатов суждения, допущения и использованная информация должны быть обоснованы. В случае применения для согласования процедуры взвешивания оценщик должен обосновать выбор использованных весов.
По результатам определения кадастровой стоимости объектов оценки оформляется отчет об определении кадастровой стоимости.
Снижение кадастровой стоимости до уровня рыночной стоимости.
Для целей настоящего Федерального закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя:
— принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;
— формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;
— отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее — исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки;
— определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости;
— экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости;
— утверждение результатов определения кадастровой стоимости;
— внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Кадастровая стоимость земли очень часто не соответствует рыночной стоимости, поскольку государственная кадастровая оценка основана на методе массовой оценки и зачастую не учитывает множество факторов, влияющих на стоимость конкретного земельного участка.
Если у Вас имеются вопросы:
— Как снизить кадастровую стоимость на земельный участок до уровня его рыночной стоимости ?
— Как понизить налог на землю ?
— Как уменьшить арендную плату за земельный участок ?
обращайтесь в АНО «МБСЭиО» и мы рассчитаем перспективы снижения кадастровой стоимости Вашего земельного участка и его экономическую целесообразность, а также обеспечим правовое сопровождение процедуры снижения кадастровой стоимости земли.
Процедура снижения кадастровой стоимости земли включает следующие этапы:
— Составление отчёта об оценке.
— Получение положительного экспертного заключения СРО на отчёт.
— Подача заявления в комиссию по оспариванию кадастровой стоимости.
— Участие в заседании комиссии.
— Составление искового заявления и подача его в суд. Участие в судебных заседаниях.
— Получение решения суда об изменении кадастровой стоимости земельного участка до уровня его рыночной стоимости.
— Подача (при необходимости) данных о новой кадастровой стоимости земли в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по соответствующему субъекту РФ.
Более детально по порядку переоценки кадастровой стоимости можно проконсультироваться по телефонам, указанным на сайте http://burosudeks.ru, или задать вопрос на электронный адрес [email protected].
Юридическую поддержку по данному вопросу можно получить по телефонам: +7 952 54 000 52 и +7 952 950 16 45
Кадастровая стоимость: что это, кем назначается, как оспаривается в случае ошибки
Кадастровая стоимость — это официальная цена тех или иных объектов недвижимости, которую определяет государство. Эта величина введена для расчёта налоговой нагрузки, а также размера государственной пошлины для судебных тяжб или при наследовании недвижимого имущества.
Сроки действия кадастровой оценки
Отличие кадастровой цены от рыночной заключается в её неизменности на определённый срок. Например, в городах федерального значения: Москве, СПб, Севастополе кадастровая оценка проходит один раз в двадцать четыре месяца. В остальных регионах данная процедура проводится не реже одного раза в 60 месяцев, но и не чаще одного раза в трёхлетний период. Цена на рынке недвижимости может постоянно меняться под давлением определённых экономических влияний. Из-за нестабильности цен расчёты налогов и пошлин производятся от кадастровой оценки.
Как проводится процедура оценки
Кадастровая палата обладает сетью филиалов по всей стране, где трудятся профильные специалисты. Органы МСУ выносят решение о проведении оценки, далее кадастровики выводят стоимость объекта и проводят процедуру утверждения результата определения. Итоговое решение по результатам кадастровой оценки принимается в исполнительном государственном органе субъекта РФ.
Рыночная и кадастровая стоимость: различия
Любой дом или участок имеет свою цену, за которую он покупается и продаётся. Это цена рыночная и определяется индивидуально для каждого объекта. Рыночное ценообразование недвижимого имущества происходит, опираясь на закон об оценочной деятельности.
Кадастровая стоимость недвижимого имущества опирается на массовую оценку, которую специалисты проводят, следуя принципу сегментации и разделения объектов на группы в зависимости от типа недвижимости. И также при проведении работ учитывается воздействие экономических причин ценообразования.
Естественно, кадастровая стоимость, полученная по такой методике, зачастую разнится с рыночной и собственник может заявить о несогласии с результатом оценки. После повторной процедуры возможно изменение кадастровой стоимости объекта как в сторону удорожания, так и в сторону удешевления.
Существует ли связь между рыночной и кадастровой ценами?
С текущего 2020 года рыночная стоимость должна быть пересчитана, если она снижена на 30 и более процентов со дня проведения кадастровой оценки. Для этого предусмотрена внеплановая процедура оценки кадастровой стоимости. Но, результаты новой проверки не могут превышать предыдущие, записанные в ЕГРН.
Ошибка в кадастровой стоимости: как выявить
В Росреестре можно получить выписку из Единого Государственного реестра налогоплательщиков — такая справка выдаётся в течение 3 рабочих дней. Собственники объектов могут узнать результат оценки в личном кабинете на ведомственном сайте.
Кадастровая стоимость может быть пересчитана, если в документ внесены:
- ошибочная оценка состояния здания;
- неправильно указаны площади;
- ошибочно внесены материалы, из которых построено здание.
Ошибочную кадастровую стоимость владелец может оспорить, запросив разъяснения в региональном отделении ведомства. Ответ обычно приходит не позднее 30 дней.
Исправление ошибки в кадастровой оценке
Для этого нужно подать обращение в МФЦ. Это можно сделать лично, посетив учреждение и предоставив документы, а можно электронным письмом.
В письме заявитель указывает:
- Ф. И. О.;
- наименование юридического лица;
- адрес объекта;
- кадастровый номер;
- номер телефона и электронную почту для связи.
В теле документа заявитель разъясняет суть и причину обращения, а также прикладывает техническую документацию, подтверждающую наличие ошибки в кадастровой оценке.
Здесь же должны присутствовать:
- выписка из ЕГРН;
- правоустанавливающая документация на объект;
- отчёт оценки рыночной стоимости.
Обращение рассматривается до двух месяцев. Но результат не всегда порадует заявителя: перерасчёт может снизить кадастровую стоимость объекта и собственнику придётся обращаться в комиссию при Росреестре.
Что делает комиссия?
Комиссия в любом случае примет одно из двух возможных решений:
- Отклонит обращение, обосновав владельцу объекта свою точку зрения.
- Примет решение об определении кадастровой стоимости недвижимого имущества по рыночной оценке.
Ведомственная комиссия принимает решение только в присутствии не менее половины состава путём открытого голосования. Для положительного решения достаточно 50% голосов. При равенстве голосов решение принимается в пользу собственника недвижимости. Оспорить решение комиссии можно в судебном порядке.