Административно-управленческий персонал (АУП)
Административно-управленческий персонал (АУП) – это работники предприятия, которые непосредственно выполняют функции управления организацией.
Состав административно-управленческого персонала
В большинстве случаев принадлежность к административно-управленческому персоналу (АУП) определяется как по наличию или отсутствию производственной функции, так и по необходимости осуществления деятельности работника предприятия для нормального функционирования организации.
К административно-управленческому персоналу в целом относятся:
Генеральный директор и руководителей всех уровней.
Заместители руководителей всех уровней. Сотрудники, замещающие руководителей, исполняют их прямые функции при необходимости и поэтому также входят в административно-управленческий персонал организации.
Работники, возглавляющие структурные подразделения на предприятиях.
Главный бухгалтер и другие сотрудники бухгалтерии. Главный бухгалтер является ответственным лицом и считается должностью первого звена руководства. Несмотря на то, что деятельность бухгалтерии напрямую не связана с управлением в целом, учитывая её абсолютную необходимость для хозяйственной деятельности и отсутствие производственной составляющей, главный бухгалтер и все сотрудники бухгалтерии относятся к административно-управленческому персоналу.
Сотрудники финансового отдела.
Сотрудники отдела кадров. Сотрудники кадрового отдела также не участвуют в производстве товарно-материальных ценностей или непосредственном оказании услуг клиентам, за которые субъект хозяйствования будет получать прибыль. Однако наличие кадровых работников также является необходимым для предприятия, что относит сотрудников кадровой службы к структуре административно-управленческого персонала.
Сотрудники планово-экономического отдела.
Юристы. Юристы относятся к производственному персоналу только в тех случаях, когда они оказывают услуги клиентам организации. Если же юристы работают только на само предприятие и в его интересах, то они являются частью административно-управленческого персонала.
Другие категории сотрудников. К таким сотрудникам организации относятся делопроизводители, работники канцелярии и другие сотрудники, которые выполняют административную деятельность, обеспечивающую нормальное функционирование предприятия.
Задачи, решаемые административно-управленческим персоналом
Административно-управленческий персонал необходим прежде всего для управления предприятием.
При этом административно-управленческий персонал осуществляет контроль над выполнением функций, возложенных на остальных сотрудников, а также регулирует их деятельность.
Задачи административно-управленческого персонала могут быть следующими:
Управление. Административно-управленческий персонал должен руководить всем происходящим на предприятии. Такие работники обязаны организовывать все жизненно необходимые процессы для обеспечения бесперебойного производства продукции либо функционирования предприятия.
Контроль. Задача всех руководителей — обеспечивать эффективный контроль за подчиненными сотрудниками. Кроме этого, работники административного персонала также должны контролировать и другие аспекты деятельности предприятия.
Организация труда. Организация труда — это создание оптимальной структуры управления. Руководитель подбирает работников для конкретной работы, делегируя им задания или полномочия, либо право использовать ресурсы предприятия;
Мотивация (активизация). Мотивация (активизация) — это совокупность методов, стимулирующих работников к наиболее эффективной работе;
Решая эти задачи, административно-управленческий персонал обеспечивает эффективность деятельности организации.
Расходы на содержание административно-управленческого персонала
Расходы на содержание административно-управленческого персонала относятся к затратам по управлению предприятиями и организациями.
В административно-управленческие расходы включаются:
заработная плата административно-управленческого персонала предприятия;
отчисления с заработной платы административно-управленческого персонала предприятия, подлежащие уплате во внебюджетные фонды;
амортизация по объектам основных средств, используемых в работе административно-управленческого персонала предприятия (компьютеры, принтеры, сканеры и т.д.);
расходы на бухгалтерскую программу и справочно-правовые системы (например, СПС «КОНСУЛЬТАНТ», СПС «ГЛАВБУХ» или СПС «ГАРАНТ»);
расходы на служебные командировки;
канцелярские, почтовые и телефонные расходы;
расходы на легковой транспорт;
затраты на содержание и текущий ремонт инвентаря и зданий административно-управленческого назначения;
расходы на содержание охраны, и т.п.
Величина административно-управленческих расходов в основном определяется численностью административно-управленческого персонала предприятия.
Снижению административно-управленческих расходов способствуют мероприятия, направленные на упрощение структуры управления, сокращение численности административно-управленческого персонала предприятия, улучшение организации и технической оснащенности их труда.
Порядок отражения расходов на содержание административно-управленческого персонала в бухгалтерском учете
Учет расходов на содержание административно-управленческого персонала предприятия (заработная плата, отчисления на социальные нужды, материальные расходы и иные затраты) отражаются на счетах учета затрат, не связанных с производством товаров, выполнением работ или оказанием услуг.
Как правило, для этого используется счет 26 «Общехозяйственные расходы», по дебету которого и собираются затраты, связанные с содержанием административно-управленческого персонала предприятия.
В торговых организациях расходы на содержание административно-управленческого персонала предприятия могут отражаться на счете 44 «Расходы на продажу».
Порядок отражения расходов на содержание административно-управленческого персонала в налоговом учете
Согласно подпункту 18 пункта 1 статьи 264 Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на управление организацией или отдельными ее подразделениями, а также расходы на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».
Приказ Минэкономразвития России от 26.07.2016 N 468 Об утверждении перечней должностей, относящихся к административно-управленческому и вспомогательному персоналу федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации
В соответствии с пунктом 10(2) Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 33, ст. 3852; N 40, ст. 4544; 2010, N 52, ст. 7104; 2012, N 21, ст. 2652; N 40, ст. 5456; 2013, N 5, ст. 396; 2014, N 4, ст. 373), приказываю:
1. Утвердить перечень должностей, относящихся к административно-управленческому и вспомогательному персоналу федерального бюджетного учреждения «Управление административными зданиями Министерства экономического развития Российской Федерации» (приложение N 1).
2. Утвердить перечень должностей, относящихся к административно-управленческому и вспомогательному персоналу федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Лечебно-реабилитационный центр Министерства экономического развития Российской Федерации» (приложение N 2).
к приказу Минэкономразвития России
от 26.07.20__ N 468
ДОЛЖНОСТЕЙ, ОТНОСЯЩИХСЯ К АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ
И ВСПОМОГАТЕЛЬНОМУ ПЕРСОНАЛУ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ «УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫМИ ЗДАНИЯМИ
МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
1. Административно-управленческий персонал:
— заместитель директора филиала;
— заместитель начальника Учреждения;
— начальник отдела (кадров, юридического, планово-договорного).
2. Вспомогательный персонал:
— бухгалтер всех категорий, включая ведущего;
— ведущий инженер по охране труда;
— ведущий специалист по кадрам;
— заместитель главного бухгалтера;
— инженер по охране труда;
— экономист всех категорий, включая ведущего;
— юрисконсульт всех категорий, включая ведущего.
к приказу Минэкономразвития России
от 26.07.20__ N 468
ДОЛЖНОСТЕЙ, ОТНОСЯЩИХСЯ К АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ
И ВСПОМОГАТЕЛЬНОМУ ПЕРСОНАЛУ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ЛЕЧЕБНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ
ЦЕНТР МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1. Административно-управленческий персонал:
— главная медицинская сестра;
— заместитель главного врача;
— инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям;
2. Вспомогательный персонал:
— администратор отдела культурно-массовой работы;
— администратор отдела реализации;
— агент по снабжению;
— библиотекарь всех категорий, включая ведущего;
— бухгалтер всех категорий, включая ведущего;
— горничная, включая старшую;
— дежурный по залу;
— диспетчер автомобильного транспорта;
— заведующий (заместитель заведующего) всех наименований, за исключением медицинских и фармацевтических работников;
Кто относится к административно управленческому
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 3 сентября 2020 года N 1055
1. Утвердить перечень должностей, относящихся к административно-управленческому персоналу федеральных учреждений, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации, согласно приложению.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра культуры Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей.
в Министерстве юстиции
8 октября 2020 года,
регистрационный N 60297
Приложение
к приказу Министерства культуры
Российской Федерации
от 3 сентября 2020 года N 1055
Перечень должностей, относящихся к административно-управленческому персоналу федеральных учреждений, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации
1. Администратор всех наименований, включая главного, старшего и младшего, по направлениям, не относящимся к основной деятельности.
4. Бухгалтер всех категорий, включая ведущего и старшего.
5. Бухгалтер-кассир, включая ведущего и старшего.
6. Внутренний аудитор.
7. Главный архивист.
8. Главный бухгалтер.
9. Главный инженер.
10. Главный механик.
11. Главный технолог.
12. Главный энергетик.
14. Документовед всех категорий, по направлениям, не относящимся к основной деятельности.
15. Заместитель главного бухгалтера.
16. Заместитель главного инженера.
17. Заместитель главного механика.
18. Заместитель главного технолога.
19. Заместитель главного энергетика.
20. Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) структурного подразделения (департамента, дирекции, института, кабинета (методического кабинета), канцелярии, комплекса, общежития, отдела, отделения, противопожарной охраны, службы, участка, управления, хозяйства (подсобного хозяйства), центра, цеха, части) по направлениям, не относящимся к основной деятельности.
21. Заместитель руководителя, включая первого (директора, заведующего) филиала, представительства.
22. Заместитель руководителя, включая первого (генерального директора, директора, ректора, художественного руководителя-директора) учреждения.
23. Инженер всех наименований и категорий, включая ведущего и старшего, по направлениям, не относящимся к основной деятельности.
24. Инженер-программист всех категорий, включая ведущего.
25. Инженер-проектировщик всех категорий, включая ведущего, по направлениям, не относящимся к основной деятельности.
26. Инженер-технолог (технолог) всех категорий, включая ведущего.
27. Инженер-электроник всех категорий, включая ведущего, по направлениям, не относящимся к основной деятельности.
28. Инспектор всех наименований, включая старшего, по направлениям, не относящимся к основной деятельности.
29. Исполнительный директор (коммерческий, финансовый).
31. Контрактный управляющий.
33. Менеджер всех наименований, включая старшего, по направлениям, не относящимся к основной деятельности.
35. Переводчик всех категорий.
36. Помощник руководителя.
37. Программист, включая ведущего и старшего, по направлениям, не относящимся к основной деятельности.
38. Производитель работ (прораб).
39. Проректор, включая первого.
40. Руководитель (генеральный директор, директор, президент, ректор, художественный руководитель-директор) учреждения.
41. Руководитель (директор, заведующий) филиала, представительства.
42. Руководитель (директор, заведующий, начальник) структурного подразделения (бюро, гаража, гостиницы, департамента, дирекции, института, кабинета (методического кабинета), камеры хранения, канцелярии, комплекса, котельной, лаборатории, мастерской, общежития, объекта, отдела, отделения, отряда, проектной группы, производства, противопожарной охраны, секции, сектора, склада, службы, смены, участка, управления, хозяйства (подсобного хозяйства), центра, цеха, части) по направлениям, не относящимся к основной деятельности.
44. Секретарь руководителя учреждения.
45. Сетевой администратор, включая младшего.
46. Сетевой инженер.
47. Системный администратор, включая главного, ведущего, старшего и младшего.
48. Системный инженер, включая ведущего.
49. Специалист всех наименований и категорий, включая ведущего, старшего и младшего по направлениям, не относящимся к основной деятельности.
50. Советник руководителя учреждения.
52. Управляющий делами.
53. Ученый секретарь совета учреждения.
55. Экономист всех наименований и категорий, включая главного, ведущего и старшего по направлениям, не относящимся к основной деятельности.
56. Эксперт всех наименований, включая главного, ведущего, старшего и младшего по направлениям, не относящимся к основной деятельности.
Классификация персонала
Недавно возник спорный вопрос, кого же мы все-таки относим к «административно-управленческому персоналу»? Директора, начальников цехов и участков, мастеров — это понятно. А как насчет специалистов (экономистов, бухгалтеров, инженеров), других служащих (секретарей, кассиров и т.д.)? Если честно, то какие они управленцы? Может быть, Вы подскажите и посоветуете что-нибудь интересное?
М. Голубь,
г. Москва
Ответ на вопрос о содержании терминов «административно-управленческий персонал» (АУП) и «инженерно-технические работники» (ИТР), а также о правомерности их использования необходимо искать в Трудовом кодексе РФ и иных нормативных правовых актах.
Из статьи 15 Трудового кодекса РФ следует, что персонал организации может состоять из работников, выполняющих трудовую функцию:
1) по определенной специальности;
2) по определенной квалификации;
3) по определенной должности.
Каждая из приведенных категорий требует дополнительного комментария.
К числу работников, выполняющих трудовую функцию по определенной специальности, относятся лица, которые приобрели соответствующую специальность после прохождения обучения в порядке, предусмотренном стандартами Минобразования России.
При заключении трудовых договоров с работодателем лица, имеющие определенную специальность, претендуют на замещение вакантных должностей данной организации. Наименование должностей работников конкретной организации определяется по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) и Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих.
Поскольку под квалификацией понимается и профессия, и специальность, то по существующей традиции к числу работников, выполняющих трудовую функцию по определенной квалификации, относят исключительно лиц, прошедших обучение для получения соответствующей профессии. Иными словами, к данной категории работников относят рабочих, а наименование их профессий определяют исходя из упомянутого ОКПДТР и Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (соответствующего выпуска).
В число работников, выполняющих трудовую функцию по определенной должности, по логике могут входить как лица, которые обладают дипломом о присвоении им соответствующей специальности, так и лица, которые не имеют профессионального образования или имеют определенную профессию. Но поскольку для лиц, обладающих дипломом о присвоении им соответствующей специальности, уже выбрана категория специалистов, то к категории работников, выполняющих трудовую функцию по определенной должности, правомерно относить лиц, которые не имеют профессионального образования или имеют определенную профессию.
Выполненный анализ пока не дает ответов на поставленные вопросы. Поэтому обратимся к ОКПДТР. Он состоит из двух разделов: профессии рабочих и должности служащих.
Второй раздел ОКПДТР (должности служащих) разработан на основе Единой номенклатуры должностей служащих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, действующих нормативных правовых актов и других нормативных документов по вопросам оплаты труда с учетом наименований должностей, применяемых в экономике.
Категория служащих в ОКПДТР представлена:
1) руководителями;
2) специалистами;
3) другими служащими.
Но и обращение к этому документу также не позволяет получить ответы на поставленные вопросы. Поэтому попробуем их найти в Единой номенклатуре должностей служащих (ЕНДС), утвержденной еще в 1967 году Госкомтрудом СССР (постановление от 09.09.1967 № 443). В ее основу положена классификация служащих по характеру их труда. Исходя из этого признака, в ЕНДС была предусмотрена классификация работников на категории, а внутри каждой категории на группы.
Согласно ЕНДС руководители классифицируются в зависимости от объекта управления:
— руководители организаций (в их юридическом понятии, предусмотренном Гражданским кодексом РФ);
— руководители служб и подразделений в организациях.
К числу руководителей относятся и их заместители.
Специалисты классифицируются в зависимости от характера выполняемых ими функций или сферы деятельности:
— специалисты, занятые инженерно-техническими и экономическими работами;
— специалисты, занятые сельскохозяйственными, зоотехническими, рыбоводными и лесовосстановительными работами;
— специалисты, занятые медицинским обслуживанием, народным образованием, а также работники науки, искусства и культуры;
— специалисты, занятые на работах по международным связям;
— специалисты юридических служб.
Как видно, в число специалистов включались работники, занятые и экономическими, и инженерно-техническими работами. Поэтому-то, служащих этой категории и называют инженерно-техническими работниками (ИТР).
Технические исполнители классифицируются в зависимости от видов выполняемых ими работ:
— технические исполнители, занятые учетом и контролем;
— технические исполнители, занятые подготовкой и оформлением документации;
— технические исполнители, занятые хозяйственным обслуживанием.
Наглядным примером последующей классификации категорий служащих является постановление Правительства РФ от 14.10.1992 № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» (с изм. на 20.12.2003). Так, к категории «руководители» в соответствии с названным постановлением относятся следующие должности:
1) заведующие: камерой хранения, архивом, бюро пропусков, копировально-множительным бюро, фотолабораторией, хозяйством, экспедицией, канцелярией, машинописным бюро, складом;
2) мастер участка (включая старшего);
3) начальники: отдела, участка (смены), цеха;
4) главный специалист;
5) руководитель организации.
К категории «технический исполнитель» относятся: дежурный бюро пропусков, копировщик, нарядчик, табельщик, учетчик, экспедитор, агент, делопроизводитель, секретарь, секретарь-машинистка, счетовод, чертежник, кассир (включая старшего), машинистка, экспедитор по перевозке грузов, инкассатор (включая старшего), секретарь-стенографистка, статистик, другие.
Акцент на эти две категории сделан не случайно. Дело в том, что термины, обозначающие категории персонала, бессистемно применяются не только менеджерами по персоналу, но и самим законодателем. Так, термин «технический и управленческий персонал» используется без какой-либо расшифровки в статье 264 (подпункт 19 пункта 1) Налогового кодекса РФ и в других актах налогового законодательства. Исходя из вышесказанного, в целях применения названной нормы Налогового кодекса РФ под «техническим и управленческим персоналом» следует понимать работников, которые заняты на соответствующих должностях из приведенных категорий — «руководители» и «технические исполнители». Естественно, что здесь не идет речь об исчерпывающем перечне лиц, относящихся к техническому и управленческому персоналу.
На основании изложенного можно прийти к заключению, что распределение работников по категориям персонала должно осуществляться в соответствии с ОКПДТР и ЕНДС.
Что касается термина «административно-управленческий персонал» (АУП), то он использовался в период организации и проведения единовременного учета численности и распределения лиц, работающих по занимаемым должностям по состоянию на 15.09.1990 (директивное письмо Госкомстата РСФСР от 17.07.1990 № 6-7-107). С целью осуществления этого учета 03.06.1988 Госкомтруд СССР, Госкомстат СССР и Минфин СССР утвердили Номенклатуру должностей управленческого персонала предприятий, учреждений и организаций для разработки бланков учета этого персонала. В настоящее время Госкомстат России данную Номенклатуру не использует. Следовательно, исходя из правового аспекта проблемы терминологии в кадровом менеджменте, использование термина «административно-управленческий персонал» в настоящее время необоснованно.
Термин «инженерно-технические работники» тоже несколько устарел, и легитимность его использования такая же, как и нормативного правового акта, которым в 1967 году была утверждена ЕНДС.