Обязанность асфальтирования территории около многоквартирного дома
Вопросы по облагораживанию территорий перед многоквартирными домами до сих пор не теряют своей актуальности у жителей таких квартир. Безусловно, гражданам хочется видеть приятную обстановку не только в стенах своего жилища, но и во дворе дома.
Однако, несмотря на всю важность и необходимость поддержания территории многоквартирного дома в хорошем состоянии, данный вопрос до сих пор вызывает огромное количество споров у организаций и граждан. Одним из наиболее важных моментов, безусловно, можно назвать процедуру укладки асфальта и ремонта уже существующего дорожного покрытия. Как показывает статистика, во дворах нашей страны огромное количество дорожек находится просто в ужасном состоянии. Этот факт, безусловно, ухудшает качество жизни граждан и создаёт определённые неудобства при регулярном использовании таких дорог.
Кто должен оплачивать ремонт дорожного покрытия?
Еще несколько лет назад обязанности по осуществлению постоянного контроля над состоянием придомовых территорий, включая детские площадки, скверы и иные объекты, целиком и полностью возлагались на управляющие компании. Затем в действующее жилищное законодательство были внесены определенные поправки, которые обязали всех проживающих в таких домах принимать активное участие в финансировании программ по облагораживанию близлежащих территорий.
Финансирование выражается в виде осуществления постоянных денежных взносов в определенной денежной сумме. Эти взносы переводятся на счет управляющей компании. Та, в свою очередь, вправе использовать имеющиеся у нее денежные средства на осуществление ремонта и восстановление придомовых территорий. Все мероприятия при этом выполняются с учетом существующей очереди. Сначала ремонту подлежат те дворы, которые находятся в самом неприглядном состоянии.
Помимо вышеуказанного способа финансирования ремонта придомовой территории, жильцы могут выбрать и другой. Для этого они вправе организовать собственный фонд и отчислять туда финансовые взносы. Как правило, для этого выбирается ответственное лицо, в обязанности которого будет входить сбор денежных средств и их учет.
Такими же способами может быть разрешен и вопрос асфальтирования дорог, относящихся к придомовой территории. Жильцы дома вправе взять денежные средства на данный вид работ из существующего фонда. Что же касается исполнителя всех необходимых мероприятий – им должна являться управляющая компания, за отдельную плату.
Как правило, работы по асфальтированию осуществляются на основании официального договора, который заключается с представителем многоквартирного дома и управляющей компанией. К содержанию данного документа необходимо отнестись очень внимательно. Там должны быть указаны следующие основные сведения: сущность и главные этапы будущих работы, сроки, в которые они должны быть полностью завершены, ответственность сторон, наступающая в случае неисполнения обязательств, а также точная стоимость всех мероприятий. Особое внимание следует обратить на указанный в договоре порядок расчетов между сторонами. Как правило, он осуществляется уже после выполнения всех обязательных работ, по факту. Предварительно исполнителю может быть выплачен определенный процент от основной суммы.
Что касается последующих работ по укладке асфальта – все жители домов могут контролировать данный процесс и предъявлять определенные претензии, в случае если полученный результат не соответствует положениям договора. В данной ситуации исполнитель будет обязан снизить ранее установленную плату. При возникновении споров с управляющей компанией их разрешение будет осуществляться в судебном порядке, по предварительному заявлению заинтересованных лиц.
Какое асфальтовое покрытие лучше использовать для дворовой территории?
Многих граждан, которые ответственно относятся к состоянию не только своих квартир, но и придомовой территории, волнуют вопросы о том, какое именно покрытие использовать при асфальтировании, чтобы оно прослужило как можно дольше и являлось действительно качественным. Сразу следует ответить, что наиболее высоким уровнем надежности обладает асфальт мелкозернистого типа. Он позволяет создать максимально гладкую поверхность, а также обеспечивает достаточно долгий период эксплуатации. В дополнении ко всему, такие покрытия выглядят наиболее привлекательно.
Если же говорить об основных правилах асфальтирования, которые позволяют провести процедуру более качественно, сюда следует отнести предварительную укладку начально защищающего слоя. Он может включать в свой состав щебень, гравий или бетон.
Какие виды работ включены в асфальтирование?
Во время подписания договора по проведению асфальтирования жильцы дома вместе с управляющей компанией обязательно должны обсудить все виды работ, которые будут входить в данный комплекс. Как правило, данные работы будут распространяться на следующие территории:
- Один метр от каждой стены многоквартирного дома, по всему его периметру.
- От 3 до 5 метров от каждого подъезда дома.
- Специальные стоянки, которые были созданы для жильцов многоквартирного дома.
- Территории вокруг спортивных площадок, если таковые имеются рядом с домом, либо их возведение планируется в ближайшем будущем.
- Определенные участки на детских площадках и по периметру данной территории.
Вышеуказанный перечень является стандартным, однако он, при наличии согласия сторон, может быть существенно изменен и подправлен. Главное, зафиксировать все основные этапы в документальном порядке. Для этого стороны могут создать дополнительное приложение к действующему договору на проведение работ по асфальтированию. В данном документе подробно описывается порядок мероприятий, а также разновидности действий, которые будут входить в общий комплекс.
Следует также отметить, что в договоре либо в соответствующих приложениях к нему обязательно должны иметься данные о физических лицах, которые будут заниматься проведением установленных работ. Такой внимательный подход поможет избежать различных спорных ситуаций, связанных с проникновением на территорию многоквартирного дома посторонних лиц.
Что касается стоимости получаемых услуг – здесь все будет зависеть от индивидуальных нюансов, в частности:
- От размера территории, на которой требуется проведение работ по асфальтированию. Чем она больше – тем выше стоимость.
- От качества используемых материалов и некоторых особенностей работ. Как уже было сказано выше, асфальт может обладать различными характеристиками. Например, мелкодисперсное покрытие является наиболее качественным и долговечным. Логично, что его стоимость будет несколько выше, чем других материалов.
- От самой схемы работ по асфальтированию. Рабочие могут положить первый защитный слой и уже после этого приступить к укладке основного покрытия. В таком случае цена услуг также несколько возрастет.
Куда обращаться для проведения ремонта?
Для того чтобы с чего-то начать ремонтные работы, сначала необходимо сформировать денежный фонд, который будет регулярно пополняться жильцами многоквартирного дома. Для этого необходимо обратиться в управляющую компанию, которая поможет открыть счет и скоординирует по поводу дальнейших действий.
Как только количества денежных средств будет достаточно, можно приступать к заключению с управляющей компанией официального договора на проведение ремонтных работ. Там указываются все основные моменты: точный перечень мероприятий, сроки, в которые все они должны быть завершены, а также стоимость услуг.
Следует отметить, что максимальный срок проведения работ может составлять 5 дней. По окончании данного периода времени процедура асфальтирования должна быть полностью завершена. В исключительных случаях этот срок может быть продлен, например, при наличии слишком больших территорий для укладки асфальта либо при сложном рельефе местности. Как правило, в первый день работ исполнитель проводит все необходимые подготовительные мероприятия, а со второго дня начинается основная часть асфальтирования.
Несмотря на закрепленные законодательством правила по осуществлению ремонта придомовых территорий, современная практика показывает, что, к сожалению, очень часто они просто не выполняются. Даже если жильцы исправно перечисляют денежные средства на счет управляющей компании, ремонта не получается добиться достаточно долго.
В подобных ситуациях единственным вариантом является обращение в уполномоченные инстанции и подачи официальных жалоб на бездействие. Заявление от жильцов многоквартирного дома можно составить на имя начальника управляющей компании. К жалобе обязательно следует приложить доказательства плохого состояния придомовой территории – фотографии или иные материалы.
В том случае, если никакие способы разрешения проблемы не принесли должных результатов, единственным вариантом может остаться лишь обращение в судебную инстанцию. Исковое заявление также можно подать в коллективной форме, от нескольких жильцов многоквартирного дома. Там необходимо указать, что проблему пытались разрешить самостоятельно, однако управляющая компания так и не выполнила свои обязательства по проведению ремонтных работ. В заявлении должны присутствовать подписи всех жильцов, обратившихся в суд.
О правомерности взимания управляющей компанией денег на асфальтирование придомовой территории с жильцов многоквартирного дома
Придомовая территория во дворе жилого дома, где живет заявитель, находится в плохом состоянии, ее необходимо асфальтировать. Жители жилого дома обратились в свою УК с просьбой провести асфальтирование придомовой территории, на что УК ответила, что для этого жильцы дома должны оплатить стоимость работ по асфальтированию.
Вопрос.
Законно ли взимание денежных средств управляющей компанией на асфальтирование придомовой территории многоквартирного жилого дома с его жителей, при том, что все они ежемесячно оплачивают капитальный и текущий ремонт жилого дома?
Ответ юриста
В ходе консультации было уточнено, что работы по асфальтированию придомовой территории нужно оплачивать из расчета 7,29 руб. за каждый квадратный метр общей площади квартиры.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с ч. 3 ст. 162 ЖК РФ, в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
Таким образом, чтобы однозначно ответить на поставленный вопрос необходимо прочитать договор управления многоквартирным домом, в частности перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация. В данном договоре должно быть прописано, как и на каких условиях, управляющая компания обязана выполнять работы по содержанию придомовой территории МКД, в том числе по ее асфальтированию.
Консультация дана в ноябре 2017 г. в рамках Республиканского конкурса «Юрист-Профессионал 2017».
О пределах обязанности по благоустройству и содержанию прилегающей территории // Обзор дела № А75-5671/2021
Решением АС ХМАО от 31.08.2021 по делу А75-5671/2021 отказано в иске Администрации городского поселения к акционерному обществу и индивидуальному предпринимателю о возложении обязанности солидарно выполнить работы по устройству приобъектной автостоянки возле здания торгового центра.
Требование мотивировано наличием в собственности соответчиков торгового центра и наличием в силу требований правил благоустройства городского поселения у собственников здания обязанности участвовать в благоустройстве территории, прилегающей к территории торгового центра.
Ответчики указали об отсутствии у них обязанности выполнять работы по благоустройству прилегающей территории, о неопределенности предмета иска, отсутствии в правилах благоустройства городского поселения порядка привлечения собственников к содержанию прилегающих территорий.
Согласно части 1 статьи 55.25 ГрК РФ лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое).
В соответствии с частью 9 статьи 55.25 ГрК РФ лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения, (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.
Под прилегающей территорией в силу пункта 37 статьи 1 ГрК РФ следует понимать территорию общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункта 2 статьи 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 No 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Правилах благоустройства территории муниципального образования, кроме прочего, должны предусматриваться порядок содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями, а так же порядок участия, в том числе финансового, с обственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий.
Из приведенных норм права следует обязанность собственников зданий обеспечивать благоустройство и содержание территории только в случаях использования такой территории. Между тем, доказательства использования соответчиками прилегающей территории не представлены. Расположение прилегающей территории рядом с объектом торговли само по себе не может толковаться как использование территории владельцами здания.
Кроме того, из буквального содержания части 9 статьи 55.25 ГрК РФ следует, что названной нормой предусмотрена возможность привлечения собственников к уборке и содержанию территории, а не возложение на них этой обязанности полностью.
Установленные в судебном заседании обстоятельства свидетельствуют о несоответствии правил благоустройства территории муниципального образования требованиям законодательства в части, возлагающей на собственников и владельцев зданий обязанности обеспечивать благоустройство территорий, прилегающих к территориям владения, а так же в части, возлагающих на названных лиц обязанность производить уборку и содержание такой территории.
В соответствии со статьей 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Принимая во внимание изложенное, суд полагает обоснованным констатировать отсутствие в муниципальном образовании норм права, регламентирующих привлечение владельцев зданий и сооружений к участию в содержании территорий, прилегающих к территориям владения.
П.С. На момент написания статьи решение суда не вступило в силу, что следует учитывать в случае его использования.
Споры о праве на придомовую территорию
Новый всплеск интереса к вопросу о правах жильцов многоквартирных домов (далее – МКД) на придомовую территорию вызвало апелляционное определение Московского городского суда от 14 июля 2020 г. по делу № 33-24329/2020. Жители района «Останкино» г. Москвы обратились с исковым заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы и Казенному предприятию г. Москвы «Управление гражданского строительства» о частичном оспаривании договора безвозмездного пользования земельным участком площадью 8600 кв. м., предоставленным для строительства гимназии (снос и новое строительство) в рамках программы реновации.
Суд первой инстанции отказал гражданам в удовлетворении иска по той причине, что земельный участок под домом не сформирован, на кадастровый учет не поставлен и находится в собственности города. Следовательно, он не относится к общему имуществу МКД, поэтому его жильцы лишены возможности владеть и пользоваться участком.
С этими выводами не согласился Мосгорсуд, указав, что Департамент городского имущества г. Москвы как представитель органа государственной власти по распоряжению имуществом столицы не вправе распоряжаться землей, предоставленной под строительство и эксплуатацию МКД, в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под указанным многоквартирным домом. В свою очередь, истцы как собственники помещений в МКД вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими МКД, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме, – т.е. в тех границах, в которых придомовая территория была ранее в установленном законом порядке определена до ее образования в результате межевания.
Отсутствие кадастрового учета земельных участков под МКД – частое явление, встречающееся повсеместно. Это обусловлено тем, что массовое жилищное строительство проводилось еще в советские годы, а системы кадастрового учета и госрегистрации прав на недвижимое имущество были введены только к концу 90-х гг. ХХ в. Таким образом, в сведениях ЕГРН в настоящее время содержится информация лишь о тех земельных участках, которые были образованы после создания указанной системы.
Новых домов эта проблема практически не касается, так как после вступления в силу Жилищного кодекса РФ (1 марта 2005 г.) 1 дом нельзя ввести в эксплуатацию, если участок под ним не сформирован (не поставлен на государственный кадастровый учет) 2 .
Отметим, что выводы Мосгорсуда не являются принципиально новыми, а лишь повторяют изложенную в п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 (ред. от 23 июня 2015 г.) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» позицию, следование которой, кстати, является для нижестоящих судов обязательным. Решения с аналогичной правовой позицией принимались и ранее. 3
Особенно часто споры о правомерности установления границ земельных участков, образующих придомовую территорию, а также о праве распоряжения ими публично-правовыми образованиями (городом федерального значения, муниципалитетом) возникают в случае проведения строительства по программе «Реновация» в Москве.
Такие споры можно разделить на четыре большие категории:
- о праве распоряжаться придомовой территорией МКД;
- об отказе публично-правового образования (города федерального значения, муниципального образования, в чью компетенцию входит соответствующий вопрос) обеспечить формирование земельного участка, на котором расположен МКД;
- об отказе публично-правового образования выполнить работы, необходимые для формирования участка;
- о границах участков, предназначенных для размещения МКД.
Для ответа на вопрос о том, как избежать указанных проблем, следует сначала определиться, о каком участке и какой придомовой территории идет речь.
Что понимается под земельным участком жилого дома и придомовой территорией
Это земельный участок, на котором расположен МКД с элементами озеленения и благоустройства, а также размещены иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Границы и размер (площадь) участка, на котором расположен дом, определяются органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, а также требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Отметим, что в случае формирования земельного участка под МКД вероятно определение его границ в соответствии с фактически сложившимся землепользованием. Об этом ранее высказалась Судебная коллегия по административным делам ВС РФ в Кассационном определении от 27 мая 2020 г. № 89-КАД20-1-К7. При этом важное значение имеет срок фактического землепользования территорией, на которой расположен МКД 4 .
В соответствии с судебной практикой образуемый под домом земельный участок должен включать: объекты благоустройства дворовой территории, газгольдер, хозяйственную площадку для сушки белья, почтовые ящики, детскую и спортивную площадки, озеленение 5 .
Для обоснования границ формируемого участка жильцы МКД могут опираться на Методические рекомендации по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, утвержденные Приказом Минстроя России от 7 марта 2019 г. № 153/пр, а также Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах, утвержденные Приказом Минземстроя РФ от 26 августа 1998 г. № 59. Согласно судебной практике кондоминиум является гарантией прав собственников на приобретение земельного участка, занятого домом.
Если границы участка под МКД не сформированы…
Основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 мая 2010 г. № 12-П (далее – Постановление КС № 12-П) указал, что для обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах в ЖК РФ закреплено общее правило о принадлежности участка собственникам помещений в расположенном на нем доме (ч. 1 и 2 ст. 36 Кодекса). При этом во Вводном законе определены специальные порядок и условия перехода такого участка в общую долевую собственность собственников помещений в МКД, который на нем расположен.
В соответствии с указанным порядком переход земельного участка в общую долевую собственность связан с завершением процесса его формирования и проведения государственного кадастрового учета. При этом каких-либо актов госорганов или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности, как и госрегистрации права общей долевой собственности на участок в ЕГРН не требуется.
Если участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, земля под МКД является собственностью соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в доме вправе владеть и пользоваться данным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации МКД, а также объектов, входящих в состав общего имущества. При определении пределов правомочий собственников помещений в МКД по владению и пользованию указанным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.
Таким образом, если участок под жилым домом не поставлен на кадастровый учет, это не лишает собственников помещений в нем права использовать придомовую территорию, в том числе под установку ограждений и шлагбаумов (Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 21 июня 2016 г. по делу № 33 11827/2016).
С момента формирования участка и его кадастрового учета земельный участок, на котором расположены МКД и иные входящие в его состав объекты недвижимости, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в МКД (ч. 5 ст. 16 Вводного закона).
Согласно ст. 305 ГК РФ в указанных случаях собственники помещений как законные владельцы земельного участка, на котором расположен дом и который необходим для его эксплуатации, имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав владения и (или) пользования данным участком, в том числе от его собственника. Они вправе также оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам гл. 25 ГПК РФ или гл. 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен жилой дом, разработке документации по планировке территории (ст. 45 и 46 Градостроительного кодекса РФ), а также предшествующие распоряжению участком действия – в частности, решения о предоставлении участка для строительства, о проведении торгов по продаже участка или права на заключение договора его аренды и т.д.
Если в результате таких действий госоргана у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации МКД, собственники помещений в доме могут обратиться в суд с иском об оспаривании соответствующего права третьих лиц или об установлении границ участка.
Формирование участка под МКД
Позиция, изложенная в Постановлении КС № 12-П, состоит в том, что для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположены МКД и иные входящие в его состав объекты недвижимости, в общую долевую собственность собственников помещений необходимо и достаточно формирования данного участка органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, а также постановки участка на кадастровый учет — при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении участка, ни госрегистрации права общей долевой собственности на него в ЕГРН не требуется.
Согласно подп. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного МКД (Письмо Росреестра от 11 апреля 2018 г. № 14-03826-ГЕ/18 «О возможности образования земельного участка» вместе с Письмом Минэкономразвития России от 6 марта 2018 г. № Д23и-1133).
В иных случаях образование участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения участка (участков) на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания.
При этом границы участков под МКД должны учитывать земли общего пользования и не должны их пересекать. Исходя из п. 12 ст. 85 ЗК РФ территориями общего пользования являются участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. В противном случае такой проект межевания может быть оспорен (см., например, Кассационное определение ВС от 22 мая 2019 г. № 67-КА19-1).
Следует также обратить особое внимание на необходимость соблюдения всех предусмотренных законодательством процедур, направленных на формирование участка под МКД. Кроме того, должны быть проведены полное обследование, а также объективная и всесторонняя оценка квартала с точки зрения обеспечения нормативной достаточности, функциональной целостности и допустимости планировочной обособленности выделяемых участков, а проект межевания территории, в соответствии с которым образуется участок, должен пройти публичные слушания (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 6 августа 2019 г. № 5-КГ19-140).
Вместе с тем обращение любого собственника помещений в МКД в госорганы с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен дом, должно рассматриваться как основание для формирования участка и его кадастрового учета, что не отменяет необходимости формирования и кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление КС № 12-П).
Поскольку формирование участков, на которых расположены МКД, относится к области публичных правоотношений, госорганы, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования участка имеются все предусмотренные законом основания (апелляционное определение Мосгорсуда от 28 мая 2019 г. по делу № 33а-2886; кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 5 февраля 2020 г. № 88а-1594/2020).
Указанные действия (бездействие) госоргана могут быть оспорены собственниками помещений. Конкретная процедура оспаривания будет зависеть от способа управления МКД (ТСЖ, управляющая компания и др.).
1 Статья 1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон).
2 Часть 6 ст. 16 Вводного закона.
3 Апелляционное определение Московского областного суда от 6 апреля 2015 г. по делу № 33-7685/2015, 33-7992/2015; Определение ВАС РФ от 19 апреля 2012 г. № ВАС-4716/12 по делу № А04-1618/2011.
4 Определение ВАС РФ от 1 октября 2012 г. № ВАС-12039/12 по делу № А66-10449/2010.
5 Определение ВАС РФ от 19 апреля 2012 г. № ВАС-4716/12 по делу № А04-1618/2011.