Контроль над выполнением требования репатриации
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Федеральной налоговой службы от 11 января 2021 г. № ВД-4-17/10@ О контроле за репатриацией средств и проведением резидентами расчетов по экспортным договорам и договорам займа
Федеральная налоговая служба с целью формирования единообразной практики применения норм Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон N 173-ФЗ), а также положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), в части контроля за репатриацией средств и проведением резидентами расчетов по экспортным договорам и договорам займа, сообщает следующее.
Частью 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ установлены случаи, когда резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации.
Данные случаи предусмотрены законом с целью обеспечения деятельности российских компаний на внешнем рынке, в том числе конкурентоспособности и обеспечения для них равных условий с иностранными организациями. В частности, соответствующие исключения предусмотрены для транспортных организаций на рынке международных перевозок, резидентов, осуществляющих сооружение (реконструкцию, модернизацию) объектов за рубежом, организаций, осуществляющих за рубежом рыбный промысел, страховых организаций и др.
Таким образом, налоговые органы в случае наличия признаков нерепатриации резидентами средств по экспортным договорам или договорам займа в ходе проведения мероприятий валютного контроля в обязательном порядке должны исследовать имеющиеся материалы, полученные в том числе на основании истребования документов и информации, на предмет разрешенных Законом N 173-ФЗ случаев нерепатриации резидентами средств по внешнеторговым договорам и договорам займа.
При этом для определения сроков исполнения обязанности по репатриации средств, предусмотренных положением части 1 статьи 19 Закона 173-ФЗ, необходимо учитывать условия внешнеторгового договора (договора займа) и всех приложений к нему, определяющие порядок и сроки оплаты, периодичность, сумму платежей, подлежащую репатриации и иные условия, имеющие значение для принятия решения о наличии признаков нарушений.
Требование о необходимости в обязательном порядке исследовать в ходе проверки обстоятельства, исключающие привлечение резидента к административной ответственности, установленной частями 1 и 4 статьи 15.25 КоАП РФ, в равной степени относится и к установленным примечанием 7 к статье 15.25 КоАП РФ случаям. В частности, ответственность не применяется к резиденту, осуществившему в установленные сроки зачисление денежных средств на свой счет в зарубежном банке, и списание с указанного счета таких денежных средств с последующим их зачислением на счет этого резидента в уполномоченном банке не позднее сорока пяти дней со дня зачисления их на счет в зарубежном банке.
При этом следует учитывать обстоятельства, которыми руководствовались резиденты при принятии решения о зачислении выручки на свои счета в зарубежных банках, в том числе это может быть отсутствие между российскими и зарубежными банками прямых корреспондентских отношений, особенности национального законодательства страны иностранного контрагента заключающееся в требовании зачислить первоначально средства резидента по внешнеторговому договору или договору займа на счет в зарубежном банке или связанные с валютообменными операциями и т.п.
Согласно диспозиции примечания 7 к статье 15.25 КоАП РФ зачисление на счета резидента в уполномоченных банках денежных средств в установленные сроки, ранее зачисленных на счета в зарубежных банках в нарушении требований валютного законодательства, является условием освобождения резидента от административной ответственности предусмотренной частью 1 и 4 статьи 15.25 КоАП РФ.
Также следует учитывать, что положения примечания 7 к статье 15.25 КоАП РФ имеют обратную силу (соответствующие разъяснения доводились письмом ФНС России от 15.09.2020 N ВД-4-17/15024@).
Формальный подход к изучению документов и информации при проведении проверок, может привести к принятию необоснованных решений о привлечении добросовестных участников внешнеторговой деятельности к административной ответственности, оспариванию и отмене вынесенных налоговыми органами постановлений о назначении административных наказаний.
Обращаем внимание, что все выше перечисленные требования должны также учитываться вышестоящим налоговым органом при рассмотрении жалоб резидентов на вынесенные налоговым органом постановления о назначении административного наказания.
Одновременно, с целью организации мониторинга за проводимыми территориальными налоговыми органами мероприятиями валютного контроля, в части правильности квалификации нарушений, ФНС России поручает управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональным инспекциям ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и межрегиональным инспекциям ФНС России по федеральным округам в функции которых входит осуществление валютного контроля:
1. Представлять в Управление международного сотрудничества и валютного контроля ФНС России проекты актов проверок соблюдения валютного законодательства (до возбуждения дел об административных правонарушениях и не позднее, чем за 15 календарных дней до окончания проверки), предварительно доработанные управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации или межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, в которых содержатся выводы о нарушениях валютного законодательства, ответственность за которые предусмотрена частям 1 и 4 статьи 15.25 КоАП РФ
Указанные материалы необходимо представлять если предполагаемый размер административных штрафов по одному или нескольким нарушениям в отношении одного лица в проверяемом периоде в совокупности составляет:
— в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — более 40 млн. рублей;
— в отношении физических лиц и должностных лиц организаций — более 1 млн. рублей.
Акт проверки должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений валютного законодательства, выявленных в процессе проверки, и связанных с ними обстоятельств, имеющих значение для правильной квалификации нарушений валютного законодательства со ссылками на нормы (статьи, части, пункты) валютного законодательства. К акту проверки должны прилагаться все копии документов, подтверждающие выводы налогового органа.
Материалы следует направлять не позднее чем за 6 месяцев до истечения установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности за нарушения валютного законодательства с учетом времени, необходимого на проверку представленной информации.
2. Руководителям территориальных налоговых органов взять на особый контроль исполнение положений настоящего письма;
3. Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональным инспекциям по крупнейшим налогоплательщикам незамедлительно довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.
Государственный советник Российской Федерации 1 класса | Д.В. Вольвач |
Обзор документа
ФНС разъяснила особенности контроля за репатриацией средств и проведением резидентами расчетов по экспортным договорам и договорам займа.
При выявлении в ходе валютного контроля признаков нерепатриации налоговые органы должны исследовать имеющиеся материалы на предмет разрешенных случаев нерепатриации.
Для определения сроков исполнения обязанности по репатриации необходимо учитывать условия внешнеторгового договора (договора займа) и всех приложений к нему, определяющие порядок и сроки оплаты, периодичность, сумму платежей, подлежащую репатриации и иные условия, имеющие значение для принятия решения о наличии признаков нарушений.
Даны разъяснения по вопросу привлечения резидента к ответственности за невыполнение установленных требований.
Чтобы нарушения были квалифицированы правильно, уполномоченные налоговые органы должны предоставлять в Управление международного сотрудничества и валютного контроля проекты актов проверок соблюдения валютного законодательства, в которых содержатся выводы о нарушениях, ответственность за которые предусмотрена отдельными нормами КоАП РФ.
Материалы направляются, если предполагаемый размер штрафов по одному или нескольким нарушениям в отношении одного лица в проверяемом периоде в совокупности составляет более 40 млн руб. (в отношении юрлиц и ИП) и более 1 млн руб. (в отношении граждан и должностных лиц организаций).
Репатриация денежных средств из-за рубежа. Суть проблемы и рекомендации для участников ВЭД
Одной из проблем, с которой зачастую сталкиваются российские участники ВЭД при закупке товаров из-за рубежа на условиях предоплаты, а также в ряде других случаев, – это репатриация денежных средств из-за рубежа, а также ответственность перед государством за ее неосуществление.
Настоящая статья посвящена основным вопросам, которые участникам ВЭД следует знать, сталкиваясь со сложностями, связанными с репатриацией денежных средств в России.
Что такое репатриация?
Понятие репатриации валютной выручки определено Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» и фактически означает возврат денежных средств в Россию.
Экспортеры обязаны получить выручку по договорам ВЭД (как за поставленный товар, так и за оказанные услуги).
Импортерам должны поставить товар / оказать услуги на сумму оплаченных денежных средств, а если товар не поставлен / услуги не оказаны, деньги следует вернуть в РФ.
Чем грозит нарушение данного требования участникам ВЭД?
Участники ВЭД, впервые нарушившие требования о репатриации, бывают шокированы размером санкций со стороны органов валютного контроля. Если говорить об импорте, то в случае нарушения, импортер не только теряет денежные средства, уплаченные за товар, но и обязан заплатить крупный штраф!
До июля 2020 г. штраф за нарушение репатриации составлял от 75% до 100% от суммы денежных средств, уплаченных поставщику. Даже Минфин называл эти меры «драконовскими».
Теперь размеры штрафов снижены до 3-10% по внешнеторговым договорам в рублях, 5-30% в иностранной валюте, но это всё равно немало. Зачастую задержки в поставках или невозможность вернуть денежные средства происходят по вине иностранного контрагента, а российская сторона повлиять на это не может.
Пример. Если импортер перевел в качестве аванса своему иностранному поставщику 100 тысяч евро, а тот в свою очередь не исполнил свою обязанность по поставке товара и не вернул деньги, импортеру может грозить штраф до 30 тысяч евро!
Как обезопасить себя от ответственности?
Важно знать, что контролирующие органы и суды принимают во внимание меры, которые предпринимает российская сторона контракта (резидент) для исполнения своей обязанности по репатриации.
При заключении контракта, особенно на крупные суммы, можно предусмотреть следующие меры защиты:
- Договориться о способах обеспечения исполнения обязательств нерезидентом. Например, о банковской гарантии.
- Прописать неустойки, штрафы за нарушение нерезидентом договорных обязательств. Некоторые участники ВЭД уделяют недостаточное внимание данному пункту на этапе заключения договора.
- Применять такие формы расчетов по внешнеторговому договору, которые исключают риск неисполнения контрагентом своих обязательств. Например, аккредитив.
- Не соглашаться на 100% аванс иностранному поставщику. Предпочтителен порядок расчетов, который предусматривает аванс в размере 30-50%, а остальное – после отгрузки.
- Использовать страхование коммерческих рисков. ФТС России рекомендовало данную меру в качестве защиты от негативных последствий связанных с неосуществлением репатриации.
- Выяснить информацию о надежности и деловой репутации иностранного партнера. Ведь банковская гарантия и аккредитив достаточно дорогое удовольствие. К тому же если партнеры впервые заключают сделку, то договориться на выгодных условиях для российской стороны не всегда представляется возможным? Выяснить соответствующую информацию можно через Торгово-промышленную палату, торговое представительство или другие официальные источники страны иностранного партнера. И это рекомендуется сделать еще на этапе подготовки контракта. То есть поставщика необходимо детально и всесторонне проверить! При этом с поставщиком желательно встретиться лично, на его территории.
- Заранее подумать о том, какой судебный орган будет рассматривать возникший спор. Нужно быть готовым к подобной ситуации и разработать план действий. Например, если в контракте местом арбитража указан Международный арбитраж Стокгольма, необходимо учитывать возможные расходы на подобные судебные процессы и четко представлять, какие юристы смогут отстоять интересы участника ВЭД.
Что делать, если произошел форс-мажор, и Ваш иностранный партнер не поставил товар и не вернул деньги?
Чтобы избежать штрафа, необходимо представить суду (или госоргану, рассматривающему дело) доказательства своей невиновности. Среди них подтверждение того, что участник ВЭД сделал всё от него зависящее, чтобы соблюсти установленные законом обязанности.
Важно! Главное в ситуации с репатриацией – начать масштабную работу по принуждению контрагента к исполнению своих обязательств.
При этом учитывать следующее:
Во-первых, не стоит дожидаться фактического возбуждения дела об административном правонарушении по репатриации денежных средств.
Необходимо заранее подготовить доказательства принятия мер к проверке поставщика до заключения контракта.
В ходе исполнения контракта контрагенту следует направлять уведомления о приближающихся сроках исполнения обязательств по оплате или поставке товара.
Вся переписка должна сохраниться!
Если партнер не выходит на связь и не подписывает дополнительные соглашения, можно направить официальный запрос в Торгово-промышленную палату страны поставщика с просьбой об оказании содействия в поиске организации и урегулировании ситуации.
После направления запроса необходимо сохранить подтверждение отправки.
Во-вторых, участникам ВЭД желательно иметь сотрудника, который ведет учет документов валютного контроля и четко знает сроки репатриации, указанные в банке.
Недостаточное внимание к документообороту с банком – частая ошибка импортеров и экспортеров.
Банк – это агент валютного контроля. Банки отправляют информацию о нарушениях АВТОМАТИЧЕСКИ в ФТС и ФНС.
Некоторые участники ВЭД полагают, что банк заранее предупредит о приближающемся нарушении. Да, в некоторых банках есть подобная услуга, в основном достаточно дорогостоящая, и не везде есть такая «забота» о клиентах.
Поэтому ДО ИСТЕЧЕНИЯ срока исполнения контрагентом своих обязательств необходимо подать в банк корректирующие сведения и дополнительное соглашение о продлении срока поставки и срока возврата денежных средств. Если, к примеру, срок возврата аванса истекает 31.03.2021 г., дата дополнительного соглашения должна быть не позднее этой даты. Ожидаемые сроки изначально указываются участниками ВЭД при проведении авансового платежа.
В Инструкции ЦБ предусмотрены жесткие временные рамки по предоставлению документов в банк!
Следует отметить, что иногда длительный срок поставки (свыше 180 дней) может привлечь внимание Росфинмониторинга. Но всё же это бывает редко, в основном касается недобросовестных участников ВЭД, которые «годами» продлевают сроки в банке.
В-третьих, при нарушении срока поставки необходимо незамедлительно направить официальную претензию поставщику.
Наконец, при игнорировании требований, указанных в претензии, инициировать судебное разбирательство с поставщиком.
При введении ограничительных мер (в частности из-за COVID-19) можно также обратиться за сертификатом о форс-мажоре в Торгово-промышленную палату иностранного государства.
Совокупность мер, предпринятых резидентом, может стать решающим аргументом для контролирующих органов при принятии решения об освобождении бизнеса от ответственности за неисполнение обязательств по репатриации валюты.
Судебная практика в спорах о штрафах по репатриации, как правило, исходит из того, принял ли участник ВЭД «все зависящие от него меры» по своевременному получению средств.
В каждом конкретном случае решение будут принимать с учетом ВСЕХ обстоятельств.
Валютное законодательство в России очень запутанное, имеет много нюансов и «подводных камней». Штрафы за данные нарушения значительным образом пополняют бюджет, поэтому доказать свою невиновность без грамотных юристов и экспертов по валютному контролю достаточно сложно.
При неисполнении иностранным партнером своих обязательств по контракту, в случаях нарушения валютного законодательства и необходимостью консультаций по любым вопросам валютного контроля Вы всегда можете обратиться к компетентным юристам и экспертам за помощью по защите своих прав и законных интересов.
Более подробно о секретах внешнеэкономической деятельности, вы узнаете в наших соцсетях Instagram, Facebook и ВКонтакте, а также в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.
Удачи в бизнесе!
Юлия Клементьева
Эксперт по валютному контролю
Партнёр Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»
Что такое репатриация средств. Объясняем простыми словами
Репатриация средств — это возврат денег из других государств на родину.
Под разными законными и незаконными предлогами деньги граждан могут выводиться за границу, после чего назад эти средства по каким-то причинам не возвращаются. В связи с этим государство вводит требования, которые заставляют возвращать выведенный капитал из-за рубежа. Это требование распространяется в отношении как иностранной, так и российской валюты.
Чаще всего речь идёт о репатриации валютной выручки компаний-экспортёров. Эти деньги, согласно закону о валютном регулировании, нужно вернуть с зарубежных счетов в сроки, закреплённые внешнеторговыми контрактами или договорами займа с нерезидентом.
Пример употребления на «Секрете»
«…теперь если российские экспортёры будут получать страховую выплату в рублях или иностранной валюте, то это будет считаться исполнением их обязанности по репатриации валютной выручки».
Наказание
Можно выделить три основных сценария наступления ответственности:
Если сумма неполученных денег превышает 100 млн рублей, то применяется штраф в размере от 75% до 100% этой суммы. Кроме того, такое нарушение грозит дисквалификацией должностных лиц до трёх лет.
Если сумма меньше 100 млн рублей, то ответственность существенно снижается и размер штрафа зависит от того, в какой валюте выражено обязательство и осуществляются платежи:
- Если в рублях, то от 3% до 10% неполученной суммы.
- Если в иностранной валюте или речь идёт о договоре займа с нерезидентом (независимо от валюты платежа), штраф составит от 5% до 30% неполученной суммы.
- Если сумма обязательств по внешнеторговому договору (контракту) не превышает 200 000 рублей (или эквивалент в иностранной валюте), то ответственность отсутствует вовсе.
Но самый большой риск при несоблюдении требования о репатриации — уголовная ответственность, в том числе по статье УК о валютных операциях по подложным документам. К ней привлекают, когда размер невозвращённых денег оказывается больше 9 млн рублей. По этой статье расследуется, например, уголовное дело против основателя автодилера «Рольф» Сергея Петрова.
Практика
Российский Минфин последовательно выступает за ослабление валютного контроля, объясняя это в первую очередь необходимостью облегчить жизнь подсанкционному бизнесу. Юрлица, которые попали под ограничительные меры, лишились возможности добросовестно исполнять требования валютного законодательства.
Основным антагонистом Минфина в этом вопросе выступал Центробанк, по убеждению которого требование об обязательной репатриации валютной выручки необходимо для борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Однако в конечном итоге регулятор поддержал курс на либерализацию валютного контроля.
Что изменилось на практике за последние годы:
До марта 2018 года контроль за соблюдением требования репатриации осуществлялся при помощи паспорта сделки. Это требование больше не актуально: вместо паспорта сделки нужно ставить внешнеэкономический контракт на специальный учёт.
Требования о репатриации валютной выручки распространились на договоры займа, заключаемые между резидентами и нерезидентами. Валютных резидентов фактически освободили от обязанности получать на свои счета в российских банках денежные средства от нерезидентов по внешнеторговым контрактам, в рамках которых резиденты выступали поставщиками товаров, работ, услуг, информации или результатов интеллектуальной деятельности.
Тех, кто даёт в долг, обязали указывать в договоре срок возврата займа. Если его не указать, банк не примет договор на обслуживание и не проведёт операцию. Если же деньги не возвращают вовремя, банк должен будет сообщить об этом в ЦБ, поэтому резидент рискует нарваться на штраф.
Отменилась репатриация рублёвой выручки по несырьевому экспорту и начали поэтапно отменять репатриацию рублёвой выручки по некоторым сырьевым товарам. С 2020 года валютные резиденты РФ могут оставлять за границей 10% цены договора; с 2021-го — 30%; с 2022-го — 50%; с 2023-го — 70%; с 2024-го — 100%.
До этого экспортёры были обязаны полностью зачислять как рублёвую, так и валютную выручку на свои счета в российских банках. Теперь же тем, кто заключает сделки с заграничными партнёрами, больше не нужно переводить вырученные от сделок с зарубежными покупателями деньги на счета в российских банках — её можно зачислять в зарубежный банк.
Например, компания, которая продаёт одежду за рубеж, раньше была обязана переводить всю свою выручку в российский банк. Если она опаздывала в зачислении на один день, ей приходил штраф в размере от 5 до 30%. Сейчас компания может сама выбрать, где хранить деньги без риска быть наказанной.
Снижены штрафы за невыполнение требования о репатриации по экспортным и импортным контрактам.
Введён льготный период в 45 дней: у компании есть полтора месяца, чтобы добиться от контрагентов перевода денег, прежде чем ей выпишут штраф. Раньше штрафовали, если выручка пришла в банк с опозданием хотя бы на один день.
Смягчилась ответственность за несвоевременное представление подтверждающих документов, справок о подтверждающих документах и информации по валютным операциям — ответственность наступит только при просрочке более 90 дней.
Для современной России может прозвучать дико, но до середины 2000-х годов в законодательстве РФ была норма, предусматривавшая обязательную продажу валютной выручки.
Суть этого обязательства заключалась в том, что резидент, получивший причитающиеся ему деньги по контракту от контрагента-нерезидента, был обязан часть этих средств, выраженных в иностранной валюте, продать, то есть купить рубли. Часть выручки, подлежащая непременной реализации, выражается в процентах, определяемых Центробанком.
С марта 2006 года эти проценты равняются нулю, то есть резидент, получивший валютную выручку, не обязан продавать её часть, а может перевести полную сумму на свой валютный счёт. До этого резиденты РФ должны были продавать 25% (а чуть позже — 10%) от дохода в иностранной валюте. Несмотря на давно реализованное послабление, фраза об «обязательной продаже» исчезла из федерального закона только в апреле 2018 года.
Критика
Министр финансов Антон Силуанов называл суммы штрафов за нарушение требований валютного законодательства «сумасшествием».
В министерстве настаивают на том, что требование о репатриации иностранной валюты «не обеспечивает достижения макроэкономических целей снижения оттока капитала из России и стабильности валютного курса». Например, у строительных и инжиниринговых компаний могут возникать сложности с репатриацией из-за длительного процесса конвертации средств в местной валюте государства, где реализуется проект, в рубли или доллары.
Начиная с 2014 года многие из компаний сталкиваются с проблемами, связанными с непоставками из-за рубежа предоплаченных товаров или с неполучением от нерезидентов денежных средств за поставленные товары или оказанные услуги.
На практике это приводит к многочисленным спорам с органами валютного контроля, которые обвиняют резидентов в нерепатриации валютной выручки. Штрафы за это правонарушение могут быть сопоставимы с размером недополученных от иностранного контрагента денежных средств.
При этом компании-резиденты всякий раз вынуждены доказывать, что незачисление денежных средств на их счета в российских банках произошло из-за объективно непреодолимых либо непредвиденных препятствий, находящихся вне их контроля.
Из-за этого российским компаниям приходится собирать доказательства для подтверждения своей невиновности — например, инициировать судебные разбирательства со своими иностранными контрагентами или получать в торгово-промышленных палатах сертификаты о форс-мажорных обстоятельствах.
В развитых странах ОЭСР валютные ограничения (репатриация и ограниченный режим использования зарубежных счетов) не применяются.
Трудолюбивым можно не возвращать
Минфин вернулся к идее отмены репатриации валюты для несырьевых экспортеров
Запрос бизнеса на дерегулирование на фоне борьбы с последствиями пандемии позволил Минфину вернуться к ослаблению валютного контроля для экспортеров. Идею ранее критиковал ЦБ как противоречащую попыткам остановить вывоз капитала и требованиям международного антиотмывочного законодательства. Отказ от репатриации валютной выручки может быть запущен уже с 2021 года с полной отменой требования к 2025 году для несырьевого неэнергетического экспорта. Бизнес встретил инициативу с одобрением, однако ответственные за исполнение экспортного нацпроекта ведомства однозначную оценку ей дать затруднились.
Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ / купить фото
Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ / купить фото
Минфин вернулся к идее послабления валютного законодательства для российских экспортеров, следует из проекта поправок к закону о валютном контроле, опубликованного на regulation.gov.ru. Так, с 2021 года несырьевые неэнергетические экспортеры смогут не возвращать до 10% суммы контракта, с 2022 года — до 30%, в 2023 году — до 50%, в 2024 году — до 70%. Полная отмена требований для такого экспорта предусмотрена к 2025 году. При этом либерализация валютного контроля не затронет внешнеторговые контракты участников бюджетного процесса федерального уровня, федеральных бюджетных учреждений и унитарных предприятий. Послабления также не распространятся на ряд товаров, которые можно отнести как к сырью, так и к продуктам его переработки, в том числе минеральные продукты и топливо, недрагоценные металлы (сера, пески, смолы, кокс, газы, черные металлы, медь, цинк и пр.).
Требования о репатриации валютной выручки вводились для борьбы с выводом капитала. Однако, как ранее неоднократно писал “Ъ” (например, см. “Ъ” от 15 января 2018 года), а теперь прямо указывает сам Минфин, нормы об обязательном возврате выручки не приносят результатов. Вне требования обязательной продажи валютной выручки «применение репатриации в иностранной валюте не обеспечивает достижения макроэкономических целей снижения оттока капитала и стабильности валютного курса», пишут авторы проекта. При этом требование о репатриации ограничивает гибкость торговых отношений между резидентами и нерезидентами и снижает конкурентоспособность российских экспортеров за счет трансакционных издержек и трат кадровых и финансовых ресурсов. Ранее Минфину удалось добиться поэтапного отказа от возврата рублевой выручки для экспортеров РФ (см. “Ъ” от 14 июня 2019 года).
Инициативы Минфина по отказу от репатриации валюты до сих пор блокировал Центробанк из-за требований по исполнению антиотмывочных обязательств РФ перед ФАТФ, однако с 2018 года репатриация стала бессмысленной при автоматическом обмене информацией налоговыми органами мира.
Новый проект в ЦБ пока не готовы комментировать, поскольку инициатива еще обсуждается. В Минфине сообщили, что проекты будут направлены в ЦБ и заинтересованные ведомства, а по результатам согласительных процедур определены шаги по работе с проектом.
Как Минфин разбирает валютный контроль по частям
По словам ответственного секретаря профильного комитета РСПП Павла Исаева, за отказ от репатриации выступали даже крупные компании из-за высоких рисков выхода на новые экспортные рынки, поскольку добросовестные экспортеры из-за неисполнения требования подпадают под риск штрафов до 100% стоимости контракта, а доказывание невиновности зачастую экономически неоправданно. «Небольшая компания получает «прививку» больше не заходить на иностранный рынок»,— добавил он. Как пояснил “Ъ” глава профильного совета ТПП по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза, в проекте должно быть учтено право правительства в «экстренных случаях» вводить временные требования о возврате валютной выручки, иначе закон снова потребует правки.
Поэтапная отмена репатриации валютной выручки предусмотрена проектом нацплана восстановления экономики — законодательно инициатива должна быть оформлена к октябрю.
Планом предусмотрены и другие меры либерализации валютного контроля: применение риск-ориентированного подхода, приостановка штрафов за валютные нарушения до 1 июля 2021 года, разрешение экспортерам зачета встречных требований по обязательствам внешнеторговых сделок. В совокупности меры должны способствовать выполнению нацпроекта по экспорту на фоне коронавирусных ограничений и разрыва цепочек поставок. Ранее заместитель главы Минсельхоза Сергей Левин уже указывал на возможный пересмотр части нацпроекта по экспорту АПК, хотя ситуация на рынке пока благоприятная.
В ведомствах, ответственных за исполнение нацпроекта, не смогли дать однозначную оценку проекту. В Минсельхозе “Ъ” пояснили, что упрощение валютного законодательства позитивно скажется на повышении конкурентоспособности сельхозпродукции и развитии экспорта. При этом ведомство совместно с экспортерами сельхозпродукции готовит собственные инициативы. «Часть из них направлена в Минфин для дальнейшей проработки»,— отметили в ведомстве. В Минпромторге от комментариев о возможном эффекте послаблений на промэкспорт отказались.