Организация воинского учёта. Полезная шпаргалка
Система воинского учёта позволяет компетентным органам контролировать каждого военнообязанного на своевременность исполнения воинского долга, и отслеживать случаи незаконного уклонения от него. Поговорим с вами о том, с чего начать ведение воинского учёта, как его организовать на предприятии.
Каждая организация, не зависимо от вида деятельности, численности сотрудников, форм собственности и организационно-правовой структуры, должна вести учёт военнообязанных и призывников. Так называемая всеобщая обязанность.
Воинский учёт граждан ведётся по месту их работы согласно законодательству Российской Федерации, Положения и методических рекомендаций по его ведению в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):
- п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
- п. 9 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учёте» (далее по тексту — Положение о воинском учёте);
- Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ;
- для работодателей на территории Республики Крым, — Методические рекомендации, утв. Постановлением территориальной комиссии Республики Крым по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе, от 13.03.2017 № 6.
В статье рассмотрим, как обеспечить воинский учёт в организации. Опишу пошагово все действия. Моя инструкция будет полезна как начинающим, так и опытным бухгалтерам, а также сотрудникам кадровой службы.
1. Обозначьте ответственных лиц
Вся ответственность за организацию воинского учёта на предприятии возлагается на руководителя. Допускается делегировать эти полномочия на других ответственных лиц. Ими могут быть другие представители высшего руководства.
Сотрудник, несущий ответственность за ведение воинского учёта, назначается приказом или распоряжением руководителя предприятия. Перечень его обязанностей должен быть изложен в трудовом договоре или в должностной инструкции. В крупных организациях допускается создание отдельной службы для ведения воинского учёта (ВУ).
Число ответственных лиц напрямую зависит от количества сотрудников, состоящих на ВУ. Согласно п. 19 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, количество военнообязанных сотрудников определяется на 31 декабря предшествующего года. Далее по нормативам п. 12 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, определяется число ответственных работников. Для большего понимания я составила для вас таблицу, где обозначила данные соотношения.
Освобождённый работник — этот тот, для кого ведение воинского учёта в соответствии с должностной инструкцией является основной обязанностью. Обращаю ваше внимание, что в крупных компаниях воинский учёт могут осуществлять два и более работников, в этом случае их объединяют в отдельное подразделение, именуемое военно-учётный стол (п. 12 Положения о воинском учёте). Такое подразделение размещается в отдельном помещении, оборудованном металлическими картотечными шкафами.
2. Определите, какие сотрудники подлежат воинскому учёту
К категории граждан, подлежащих воинскому учёту, относят только две группы лиц, это призывники и военнообязанные.
Призывниками считаются мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на воинском учёте и не быть в запасе.
К военнообязанным относятся:
- Все категории военнослужащих и военных, которые были отправлены в запас;
- Лица, которые получили отсрочку или освобождение от службы;
- Лица, прошедшие альтернативную гражданскую службу;
- Граждане, проходившие службу на военных кафедрах в соответствующих заведениях;
- Женщины с военными полномочиями.
Не относятся к военнообязанным:
- иностранцы и граждане, которые постоянно проживают за пределами нашей страны;
- офицеры запаса ФСБ или СВР;
- женщины, не имеющие военно-учётные специальности, и освобождённые от призыва по ст. 23 закона № 53-ФЗ.
Обратите внимание, что работодателю необходимо вести воинский учёт и на сотрудников, работающих по совместительству — внешних совместителей. На них распространяются все правила. Также обращаю ваше внимание, что отсутствие документов воинского учёта не даёт права отказывать в приёме на работу.
Если выяснилось, что сотрудник не состоит на ВУ, хотя он обязан, работодатель должен в двухнедельный срок уведомить военный комиссариат о таком гражданине. Эта обязанность появилась с 17.02.2019, в момент вступления в силу ФЗ от 06.02.2019 № 8-ФЗ.
Ещё одна обязанность — направить работника в военкомат для постановки на воинский учёт с направлением Приложение № 4. Форма этого направления утверждена совместным Приказом министра обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, ФМС России от 10.09.2007 № 366/789/19.
3. Подготовьте документы для ведения воинского учёта
Далее приступаем к подготовке нормативной и организационно-правовой документации по воинскому учёту. Обратите внимание, что перечисленные формы являются обязательными для всех организаций. Такие рекомендации предусмотрены п. 39 Методических рекомендаций.
1. Приказ об организации воинского учёта граждан, в том числе бронирования граждан, которые находятся в запасе. Оформите его в момент создания предприятия. Приказ необходимо утверждать ежегодно, накануне начала календарного года. Проект приказа нужно будет согласовать с местным военным комиссариатом. В случае, если такого не имеется по месту нахождения предприятия, то с органом местного самоуправления. Приказ утверждается по форме, которая приведена в приложении № 4 Методических рекомендаций Генерального штаба.
2. План работы по ведению воинского учёта, утверждённый руководителем при создании фирмы. Его ежегодно пересматривают, затем повторно подтверждают, но не позднее даты, установленной военным комиссариатом.
Для справки: в воинском учёте многое происходит не по регламенту, а именно по неофициальным разъяснениям военкоматов. Я вам рекомендую учитывать это в работе.
Вот, например, из года в год план на согласование подавали в декабре. А в 2019 году по просьбе военкоматов этот срок был сдвинут на ноябрь.
Дату согласования плана на 2021 год рекомендую самостоятельно обговорить со своим военным комиссариатом.
3. Картотека личных карточек граждан призывников и лиц в запасе. Вести карточки нужно по унифицированным формам №Т-2. Для государственных и муниципальных служащих предусмотрена иная форма №Т-2ГС(МС).
4. Специальный журнал проверок на бланке, утверждённом Приложением № 18 Методических рекомендаций. В нём заполняют мероприятия по проведению контроля ведения воинского учёта и бронирования граждан запаса.
5. Карточка учёта организации (КУО форма № 18) сдаётся ежегодно не позднее 31 декабря текущего года. Я вам рекомендую заполнить сразу несколько карточек по форме 18. Требования в регионах разные, где-то карточку нужно будет предоставить только в районную комиссию, а где-то её потребуют ещё и в военном комиссариате.
Убедитесь, что организации присвоили регистрационный номер. Его указывают в правом верхнем углу карточки. Если в номере будет проставлен индекс Б, это означает, что на предприятии надо вести ещё и специальный воинский учёт. Информация о нём доступна только в военном комиссариате.
6. Расписки в получении документов от сотрудников предприятия, относящихся к категориям военнообязанных. Расписку нужно заполнить по унифицированному формуляру, утверждённому Приложением № 14 к Методическим рекомендациям.
Представленный список не является конечным. В разных регионах поступают требования вести и другие дополнительные документы. Отмечу, что ответственные работники проводят методическую работу и объясняют, для чего нужен воинский учёт сотрудников, и в чём его предназначение.
4. Согласуйте документы с военкоматом
Согласование документации — обязательный этап перед началом ведения воинского учёта. Согласовывают, как правило, приказ, план работы и какие-то другие документы, запрошенные военным комиссариатом. Для этого необходимо обратиться в территориальное отделение военного комиссариата по месту регистрации фирмы. Бывает, что в муниципальном образовании нет военкомата, в таком случае документы нужно подать в органы местного самоуправления.
5. Составьте отчётность
Отчитываться в военкомат нужно ежегодно. Есть формы, не предусматривающие конкретной даты по срокам. Срок их подачи зависит от приёма на работу или увольнения, или каких-то других обстоятельств. В таблице представлен список форм и срок их подачи в военкомат.
В следующей таблице я отразила все формы и разбила их по срокам отправки в военкомат для вашего удобства. Можно её сохранить себе и не забывать отчитываться в военкомат.
Ответственность за уклонение и ошибки в ведении воинского учёта
До 2020 года штраф за нарушение правил ведения воинского учёта составлял примерно 100-500 рублей. По этой причине некоторые лица пренебрегали сроками постановки или снятия с учёта.
Но сейчас опубликован и вступил в силу Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Законом ужесточена административная ответственность за нарушения ведения воинского учёта ст. 21.1-21.7 КоАП РФ.
За уклонение от медицинского обследования либо неявка в военкомат без уважительной причины грозит гражданам штрафом до 3 000 рублей. Такой же размер санкций применяется за умышленное повреждение или потерю документов воинского учёта.
Также отмечу, что законодатель увеличил срок исковой давности для нарушений в области воинского учёта с двух месяцев до трёх лет. Соответствующие изменения внесены в статью 4.5 КоАП РФ.
Подведем итоги
В статье я рассмотрела, как организовать в компании ведение общего воинского учёта, что нужно знать об отчётности и ответственности, какие документы и как проверять, как определять, кто подлежит воинскому учёту.
Рекомендую внимательно изучить в Методических рекомендациях Генштаба правила сверки сведений, содержащихся в личных карточках Т-2, с документами воинского учёта сотрудника, а также обратить внимание на перечень основных нюансов, по которым происходит проверка ведения воинского учёта. Работайте без нарушений!
Консультирует по вопросам правильности расчёта заработной платы более семи лет.
Федеральная таможенная служба
29 марта 2019 года вступило в силу Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе, заключенное 2 февраля 2018 года в г. Алматы.
В Российской Федерации утверждена модель функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. № 791-р).
Основной целью создания системы маркировки товаров является обеспечение законного оборота товаров в рамках Евразийского экономического союза.
Перечень товаров, подлежащих маркировке, и сроки введения маркировки товаров определены распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации».
Координатором мероприятий по ведению обязательной маркировки товаров средствами идентификации является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России), оператором информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (информационная система мониторинга) – ООО «Оператор-ЦРПТ» (оператор) (распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. № 791-р и от 3 апреля 2019 г. № 620-р соответственно).
ФТС России является участником пилотных проектов (экспериментов) по маркировке товаров.
С 2016 года введена обязательная маркировка при ввозе и производстве предметов одежды из натурального меха (с 12 августа 2016 года).
По результатам проведенных экспериментов Правительством Российской Федерации утверждены правила маркировки товаров, которыми, в числе прочего, определены даты, с которых устанавливается запрет на ввоз и оборот на территории Российской Федерации немаркированных товаров:
лекарственные препараты для медицинского применения
табачная продукция (папиросы и сигареты)
альтернативная табачная продукция (сигареты, сигариллы, биди, кретек, табак курительный, жевательный, нюхательный)
духи и туалетная вода
фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки
шины и покрышки пневматические резиновые новые
отдельные товары легкой промышленности
молочная продукция (в течение одного месяца после наступления указанных дат, с которых нанесение средств идентификации на молочную продукцию становится обязательным, допускается выпуск таможенными органами в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления или реимпорта немаркированной молочной продукции, приобретенной ранее соответствующей даты (постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2021 №843))
в зависимости от вида молочной продукции[13]:
упакованная вода (включая природную или искусственную минеральную, газированную, без добавления сахара или других подслащивающих или вкусоароматических веществ)
— из кода 2201 ТН ВЭД ЕАЭС (в том числе 2201 10) – с 1 декабря 2021 г.
— из кода 2201 ТН ВЭД ЕАЭС (в том числе 2201 90 000 0) – с 1 марта 2022 г. [9]
После указанных дат при проведении таможенного контроля декларировании товаров без нанесения средств идентификации таможенными органами будут приниматься меры, предусмотренные правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
В настоящее время проводятся эксперименты по маркировке следующих товаров:
отдельные виды технических средств реабилитации (кресла-коляски, относящиеся к медицинским изделиям)
отдельные виды никотинсодержащей продукции (табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания, курительные смеси для кальяна, не содержащие табак)
пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, и отдельные виды слабоалкогольных напитков
биологически активные добавки к пище
Парфюмерно-косметическая продукция, предназначенная для гигиены рук, с заявленным в маркировке потребительской тары антимикробным действием, а также кожные антисептики — дезинфицирующие средства
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 462-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» с 1 июля 2020 года вводится обязанность по нанесению средств идентификации на лекарственные препараты для медицинского применения. Координатором мероприятий по введению маркировки средствами идентификации лекарственных препаратов для медицинского применения является Минздрав России.
В период с 1 июня по 1 ноября 2018 года ФТС России участвовала в проведении эксперимента по маркировке отдельных видов драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них. Координатором мероприятий по введению маркировки средствами идентификации таких товаров является Минфин России.
В связи с введением обязательной маркировки средствами идентификации отдельных видов товаров приняты меры по внесению соответствующих изменений в ряд нормативных правовых актов.
1 февраля 2020 года вступили в силу решения Коллегии Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК) от 2 сентября 2019 г. № 141 (о внесении изменений в структуру и формат декларации на товары и транзитной декларации), и от 2 сентября 2019 г. № 142 (о внесении изменений в структуру и форма корректировки декларации на товары).
2 февраля 2020 года вступило в силу решение Коллегии ЕЭК от 19 ноября 2019 г. № 204 о внесении изменений в пункт 15 Порядка заполнения декларации на товары, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257. Согласно указанным изменениям при помещении под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта иностранных товаров, подлежащих обязательной маркировке, в графе 31 декларации на товары указывается информация о кодах идентификации товаров, и (или) кодах идентификации групповой упаковки, и (или) кодах идентификации транспортной упаковки, а именно:
общее количество кодов идентификации (которые содержатся в средствах идентификации, нанесенных на каждую единицу товара, на товарный ярлык или на потребительскую либо первичную упаковку);
кодовое обозначение уровня маркировки;
коды идентификации товаров, или коды идентификации групповой упаковки (когда средства идентификации нанесены на групповую упаковку), или коды идентификации транспортной упаковки (когда средства идентификации нанесены на транспортную упаковку).
25 апреля 2021 года вступило в силу Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23.03.2021 № 35 «О внесении изменений в Порядок заполнения декларации на товары», согласно которому для товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, в графе 31 декларации на товары указываются также агрегированные таможенные коды, сформированные в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии).
В соответствии с правилами маркировки товаров, утверждаемыми постановлениями Правительства Российской Федерации, коды идентификации предоставляются участникам оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке, оператором на основании сведений о товаре, направленных участником оборота в информационную систему мониторинга.
Согласно статье 8 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе требования к маркировке товаров не распространяются на:
товары, помещенные под таможенные процедуры в целях их вывоза за пределы таможенной территории ЕАЭС;
товары, находящиеся под таможенным контролем, при их транспортировке;
пробы и образцы товаров в необходимых количествах, предназначенные для проведения испытаний в целях оценки соответствия требованиям актов органов ЕАЭС, а также нормативных технических актов государств-членов в области стандартизации, при их хранении и транспортировке;
товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС организаторами и участниками международных выставок и ярмарок в качестве образцов и экспонатов и не предназначенные для реализации (продажи);
товары, являющиеся иностранной безвозмездной (гуманитарной) и международной технической помощью, зарегистрированной в порядке, установленном законодательством государства-члена;
товары, приобретенные в рамках розничной торговли и возвращенные продавцам покупателями, при условии наличия документов, подтверждающих возврат товаров, при их хранении и транспортировке, осуществляемых в порядке, установленном законодательством государства-члена;
товары при их реализации (продаже) в магазинах беспошлинной торговли;
товары, хранящиеся под таможенным контролем в зонах таможенного контроля, в том числе на складах временного хранения и таможенных складах;
товары при их хранении и использовании производителями данных товаров;
товары при их хранении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими комиссионную торговлю товарами, полученными от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, на основании заключенных с этими физическими лицами договоров, которое осуществляется в порядке, установленном законодательством государства-члена, до предложения таких товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов или представления сведений о них в месте реализации (продажи);
товары, изъятые, арестованные, конфискованные или обращенные в доход государства иным способом, и товары, взыскание на которые обращено в счет неисполненных обязательств, которые предусмотрены налоговым и таможенным законодательством государства-члена, при их приобретении, хранении, транспортировке, реализации (продаже) и использовании, а также товары, подлежащие уничтожению, при их хранении и транспортировке;
товары, ввезенные в качестве товаров для личного пользования и приобретенные в рамках розничной торговли физическими лицами, при их хранении, транспортировке и использовании;
товары, предназначенные для официального пользования дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, международными межгосударственными и межправительственными организациями, их представительствами, а также представительствами государств при них, при их хранении, транспортировке и использовании;
товары, принадлежащие физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, и приобретенные ими для личного пользования, при их ответственном хранении и оказании иных услуг, не связанных с их реализацией (продажей);
товары, ввезенные на таможенную территорию ЕАЭС на воздушных, морских и речных судах, выполняющих международные рейсы, а также в вагонах-ресторанах, купе-буфетах, купе-барах поездов, которые выполняют международные рейсы и формируются за пределами территорий государств-членов, при их хранении, транспортировке, реализации (продаже) и использовании.»
[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2020 г. № 216
[2] Федеральный закон Российской Федерации от 27.12.2019 № 462-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1955
[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.2019 № 224
[4] Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1957
[5] Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1953
[6] Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1958
[7] Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1956 (с 1 февраля 2021 года – в отношении товаров, нереализованных товаров, веденных в оборот до 01.01.2021, а также ввезенных в Российскую Федерацию после 01.01.2021, но приобретенных до 01.01.2021)
[8] Постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2019 № 836
[9] Постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2021 № 841
[10] Постановление Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 № 673
[11] Постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.2019 № 1028
[12] Постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 № 348
[13] Постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2020 № 2099
[14] Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2020 № 2273
[15] Постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2021 № 204
[16] Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2021 № 1240 «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации парфюмерно-косметической продукции, предназначенной для гигиены рук, с заявленным в маркировке потребительской тары антимикробным действием, а также кожных антисептиков — дезинфицирующих средств»
Контролирует ли банк правильность кодов ТН ВЭД в платежных инструкциях и заявках на покупку валюты
При рассмотрении документов на покупку валюты, представленных клиентами банка, возникает вопрос: должен ли банк контролировать правильность кода ТН ВЭД в этих документах? В частности, проверять соответствие кода наименованию товара, указанному клиентом. Давайте разберемся.
1. На что влияет код ТН ВЭД для клиента банка
Клиент банка — импортер, иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД в следующих случаях:
— при таможенном декларировании. Код ТН ВЭД указывается в таможенной декларации. От него в первую очередь зависит ставка ввозной таможенной пошлины. Ставки определены в ТН ВЭД в процентах от таможенной стоимости товаров либо в евро, либо в долларах США. Если товар неверно классифицирован, т.е. определен неверный его код, таможенная пошлина может оказаться недоплаченной или переплаченной. Таможня вправе принять решение о классификации товара по иному коду, а также доначислить таможенные пошлины, пени и наложить штраф (ст. 14.4 КоАП). Код товара для таможенного декларирования заинтересованное лицо определяет самостоятельно (п. 2 ст. 78 Закона N 129-З);
— в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара (ч. 1 п. 1 ст. 20 ТмК).
Полагаем, что в иных случаях указание в документах кода товара по ТН ВЭД не является классификацией товаров.
Справочно
Например, в случае поставки (приобретения) широкого перечня товаров (видов работ, услуг, имущественных прав) организацией заполняется код ТН ВЭД в графе 3.1 раздела 6 ЭСЧФ. Причем надо указать не меньше первых 4 знаков кода, а для некоторых случаев — все 10 (ч. 2 подп. 26.2.1 п. 26 Инструкции N 15), однако это не является классификацией товара, а необходимо для целей определения расчетной ставки НДС.
2. Где клиент указывает код ТН ВЭД при приобретении у банка валюты
Код ТН ВЭД указывают в платежных документах на покупку иностранной валюты (платежное поручение на перевод с покупкой, заявка) при оплате за импортированные товары. В этих документах указывают первые 4 цифры кода. Когда в договоре указано более одного товара (товар неоднородный), можно указать код товара, имеющего наибольший удельный вес (абз. 4 ч. 2 п. 16, ч. 2 п. 18 Инструкции N 112).
Формы заявок на покупку валюты банк устанавливает самостоятельно.
Заявки на покупку, продажу, конверсию иностранной валюты по согласованию с банком представляются в банк на бумажном носителе или в виде электронного документа либо электронного сообщения (документа в электронном виде) с помощью СДБО с соблюдением процедур безопасности и требований законодательства (п. 13 Инструкции N 112).
Платежные поручения на перевод с покупкой могут передаваться в банк с помощью СДБО или на бумажном носителе.
Приобретенная клиентом иностранная валюта может быть использована по иным направлениям, отличающимся от указанных в заявке, платежном поручении на ее приобретение (п. 15 Инструкции N 112).
3. Где клиент банка может найти код ТН ВЭД
Указание кода ТН ВЭД в документах на приобретение валюты является ответственностью клиента банка и также не является классификацией товаров.
Часто в банковское программное обеспечение, с помощью которого клиент направляет в банк документы, включается справочник кодов ТН ВЭД.
В ином случае клиент банка может поискать требуемые первые 4 цифры кода в открытых источниках в интернете, в частности:
— ознакомиться с решениями ЕЭК о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД;
— ознакомиться с базой данных товаров, по которым принято предварительное решение по классификации.
Кроме этого, клиент может:
— обратиться за помощью к профессиональным декларантам — таможенным представителям. Реестр таможенных представителей размещен на сайте ГТК. При заключении договора с таможенным представителем нужно обратить внимание, имеется ли в перечне его услуг классификация товаров;
— получить предварительное решение таможни до оформления таможенной декларации. Когда товар выпускается в Республике Беларусь, предварительное решение принимает Минская центральная таможня. В декларации обязательно указывается код, определенный предварительным решением. Порядок обращения с заявлением о принятии предварительного решения — на сайте ГТК.
4. Что контролирует банк при обращении клиента за покупкой валюты
Банк выполняет функции агента валютного контроля (ст. 27 Закона N 226-З, п. 6 Инструкции N 46). В частности, банк контролирует правомерность проведения расчетов между резидентами и нерезидентами в иностранной валюте и белорусских рублях, представление клиентами документов по валютным операциям, предусмотренных в гл. 3 Инструкции N 46. Так, при проведении валютной операции, связанной с расчетами по импорту, клиент предоставляет банку внешнеторговый договор (подп. 7.1 п. 7 Инструкции N 46). Банк может сравнить условия договора, в том числе код ТН ВЭД (при наличии его в договоре), с данными, указанными клиентом в заявке или в платежном поручении. Однако несоответствие по договору кода, указанного в этих документах, не является основанием для отказа в проведении банком операции по продаже валюты клиенту, по переводу с покупкой. Основания для отказа банком в проведении валютной операции приведены в ч. 4 ст. 27 Закона N 226-З, в п. 28 Инструкции N 46, среди них нет основания «в связи с неверным указанием кода ТН ВЭД».
На заметку
Коды товаров, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров (п. 4 ст. 20 ТмК).
Вопросы продажи и покупки валюты относятся к законодательству о финансово-кредитной системе (позиция 03.06.02.03 Единого правового классификатора). Вопросы классификации товаров относятся к законодательству о таможенном регулировании (позиция 15.10.00 Единого правового классификатора). Правильность классификации товаров при таможенном декларировании проверяют таможенные органы (ч. 3 п. 1 ст. 20 ТмК).
Таким образом, законодательством не предусмотрена обязанность банков контролировать коды ТН ВЭД в направляемых клиентом для покупки валюты заявках и платежных инструкциях, а также совпадение кода товара с наименованием товара, указанного клиентом в документах для покупки валюты (ч. 3, 5 ст. 19 БК). Коды, указанные клиентами в этих документах, не используются для классификации товаров.
Маркировка товаров в 2022 году — перечень товаров, подлежащих маркировке
С 2022 года в России будет введена маркировка для новых категорий продукции. Мы расскажем, какие товарные группы нужно маркировать в 2022 году, и какие технические средства понадобятся для работы розничного магазина.
Валерия
Бесплатно подберем оборудование
для маркировки товаров и сделаем выгодное предложение по ценам производителя!
Как работает маркировка товарови
С 2017 года в России работает система маркировки «Честный ЗНАК». На все товары, подлежащие маркировке, должны быть нанесены специальные коды. За их нанесение отвечает производитель, импортер или владелец продукции. Для большинства категорий используется 2D штрихкод Data Matrix, также применяются радиочастотные RFID метки.
Маркировка товаров проводится через сайт «Честный ЗНАК». В личном кабинете участника рынка можно описать товар, оставить заявку на выпуск этикеток, ввести в оборот использованные коды.
Для сделок с маркированными товарами нужно подключиться к электронному документообороту. Чтобы оформить передачу права собственности, следует подписать универсальный передаточный документ (электронный аналог накладной).
У каждого покупателя есть возможность проверить подлинность маркированного товара. Для этого следует отсканировать 2D код в мобильном приложении «Честный ЗНАК». Если товар подлинный, то приложение покажет его маршрут. Если продукция поддельная, кодировка не будет распознана, или приложение покажет неверную информацию. В таком случае покупатель может пожаловаться на розничный магазин.
Наличие читаемого штрихкода подтверждает подлинность товара. Через некоторое время после начала маркировки для бизнесменов вводятся штрафы за продажу, транспортировку, хранение немаркированных изделий.
Продукция без штрихкодов расценивается как контрафакт. За это нарушение юридическое лицо может получить штраф в размере до 300 000 руб., а должностное лицо в размере до 15 000 руб. Кроме штрафа бизнесмена ждет конфискация немаркированной продукции.
Какие товары подлежат цифровой маркировке с 2022 года
Сроки начала маркировки каждой товарной категории устанавливает Правительство. Заявленные даты в будущем могут быть перенесены. Информация актуальна на ноябрь 2021 года.
Велосипеды и рамы
С 1 марта 2022 года вводится маркировка велосипедов и рам. В список изделий, которые нужно будет маркировать, включены:
- двухколесные и грузовые велосипеды без двигателя;
- велосипеды с вспомогательным двигателем;
- взрослые велосипеды с колясками или без колясок;
- детские трехколесные велосипеды;
- рамы для взрослых и детских велосипедов.
Прочие велотовары пока не нужно учитывать в «Честном ЗНАКе». Ставить на учет покрышки для велосипедов не требуется.
Бутилированная вода
С 1 декабря 2021 г. вводится маркировка природной минеральной воды. С 1 марта нужно получать штрихкоды для искусственно минерализованной воды, бутилированной воды без подсластителей и ароматизаторов (в том числе газированной воды). Регистрировать газировку в «Честном ЗНАКе» пока не требуется.
Молочная продукция
Маркировка молока и молочной продукции будет вводиться поэтапно до 2023 года. Производители и импортеры уже обязаны наносить штрихкоды Data Matrix на любые продукты, вне зависимости от срока хранения. Но выбытие продукции из оборота пока не отслеживается.
- С 22 января магазины должны фиксировать выбытие продуктов, хранящихся до 40 суток.
- С 1 июня аналогичное требование вводится для продуктов, хранящихся более 40 суток.
С 1 сентября для оптовых и розничных магазинов будет введен объемно-артикулярный учет. Все участники рынка обязаны передавать информацию о выбытии методом объемно-сортового учета. До 1 сентября следует подключиться к ЭДО и настроить работу с контрагентами.
С 1 декабря маркировка распространяется на фермеров. Сейчас владельцы подсобных хозяйств не обязаны получать штрихкоды, если они продают товар лично или через собственный магазин. С декабря следующего года это исключение перестанет действовать.
Действующие эксперименты
В следующем году завершаются эксперименты по маркировке некоторых товарных категорий. Что входит в перечень:
- Пиво и другие слабоалкогольные напитки.
- Кожные антисептики и продукция с антимикробным действием.
- Биологически активные добавки.
Перечисленные проекты закончатся 31 августа 2022 г . Бизнесмены могут добровольно принимать участие в открытых экспериментах. Для подачи заявки следует зарегистрироваться в «Честном ЗНАКе». Затем найти соответствующий раздел меню и действовать по выложенной инструкции.
Магазины, участвующие в пилотных проектах, получают преимущество перед конкурентами. У них появляется возможность настроить бизнес-процессы с нуля под руководством экспертов. К концу эксперимента они получают готовую схему работы с маркировкой.
Медицинские кресла-коляски
Эксперимент по маркировке кресел-колясок завершился 1 июня 2021 года. Правительство еще не назначило срок, когда учет станет обязательным. Возможно, получать штрихкоды для этой группы изделий понадобится уже в следующем году.
Как зарегистрироваться в «Честном ЗНАКе»
Единые стандарты, по которым проводится маркировка продукции, содержатся в Постановлении Правительства № 515 от 26 апреля 2019 г. Согласно Постановлению, все участники рынка должны заключать договоры на оказание платных услуг с ООО «Оператор-ЦРПТ». Заключение договора становится доступно в ходе регистрации на сайте ЦРПТ.
Пройти регистрацию на сайте должны все изготовители, импортеры и продавцы маркированной продукции. Для начала работы с товарами понадобится пройти 4 шага:
- Оформить усиленную квалифицированную электронную подпись.
- Установить ПО и настроить компьютер по инструкции, приложенной к УКЭП.
- Используя УКЭП, зарегистрировать компанию или ИП на сайте «Честный ЗНАК».
- Выбрать оператора электронного документооборота.
Если вы уже зарегистрированы на сайте, повторно проходить регистрацию не понадобится. Нужно будет только выбрать новую категорию товаров, с которой вы будете работать.
Как получить этикетки для товара
Оставить заявку на генерацию штрихкодов можно в личном кабинете «Честный ЗНАК». Стоимость одной этикетки 50 копеек без учета НДС. Цена действительна для любого товара. По заявлению ЦРПТ, стоимость генерации этикеток не будет увеличиваться в ближайшие 50 лет.
Файл с готовыми этикетками можно скачать на ПК и отправить на печать. Быстро промаркировать оптовые партии товара поможет принтер липких этикеток. Место наклейки этикеток на упаковку не регламентируется. Можно распечатать несколько копий одной этикетки и наклеить их, например, на упаковку и на сам товар.
Использованные штрихкоды следует ввести в оборот в личном кабинете. Если не выполнить этот шаг, через 60 дней после генерации они станут недействительными.
Какое оборудование понадобится для магазина
Чтобы продавать маркированную продукцию по правилам, нужно выполнить 5 условий:
- Обновить прошивку онлайн-кассы до последней версии.
- Заключить соглашение с ОФД о передаче данных в систему мониторинга.
- Подключиться к оператору ЭДО или бесплатному ЭДО от ЦРПТ. для каждой кассы и для склада.
- Приобрести как минимум один принтер этикеток.
Для приемки товара и фиксации выбытия из оборота понадобятся 2D сканеры. Чтобы принимать оптовые партии, нужно будет считывать транспортные штрихкоды с упаковок и сравнивать с УПД. Кассиры должны будут сканировать этикетку с Data Matrix и этикетку с линейным штрихкодом. Для распознавания Data Matrix нужны 2D сканеры. Линейные сканеры не справятся с этой задачей.
Принтер этикеток поможет быстро заменить утраченные штрихкоды. Розничный магазин не имеет права продать товар, если этикетка с Data Matrix повреждена или утрачена. Подобное случается при долгом хранении, нарушении условий перевозки, возврате товара в магазин. У магазина есть возможность заказать новую этикетку и ввести новый штрихкод в оборот.
Выводы
В следующем году в России вводится цифровая маркировка велосипедов, продолжится введение маркировки для молока и продуктов на его основе. В настоящий момент идет несколько проектов, к которым бизнесмены могут добровольно присоединиться.
До того момента, как маркировка товаров, с которыми вы работаете, станет обязательной, следует подготовить магазин. В каталоге MERTECH вы найдете 2D считыватели, принтеры липких этикеток и другое оборудование для работы с маркировкой. Оставьте заявку на сайте, и мы предложим вам готовое решение для розничного магазина.
Читайте также
Код маркировки товаров Честный ЗНАК — что это такое и как его получить
Для обязательной маркировки товаров в системе «Честный ЗНАК» используются коды Data Matrix или иде..