Статотчетность штрафы за опоздание и несвоевременное представление
Письмо Федеральной службы государственной статистики от 15 марта 2019 г. N 04-04-4/40-СМИ
Федеральная служба государственной статистики формирует официальную статистическую информацию в сроки, установленные Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р.
Исходя из этих сроков и времени, необходимого на обработку информации, Росстат устанавливает сроки представления информации респондентами в рамках возложенной на него Федеральным законом от 29.11.2007 N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (статья 5, п. функции по утверждению форм федерального статистического наблюдения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 620 «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета» (п. 4) установлена обязанность респондентов по представлению первичных статистических данных в сроки, указанные на бланках форм федерального статистического наблюдения.
Отчет, представленный позднее установленного срока, не может быть включен в разработку официальной статистической информации в связи с имеющимися технологическими ограничениями. В этой связи представление отчета позже установленного срока фактически приравнивается к его отсутствию.
Исходя из вышесказанного, считаем отказ в приеме отчета, представленного с опозданием, правомерным.
ВрИО начальника
Управления статистики
предприятий Росстата
Письмо Федеральной службы государственной статистики от 19 марта 2019 г. N 04-04-4/42-СМИ
Федеральная служба государственной статистики, рассмотрев запрос, направляет информацию <. >, в дополнение к ранее направленному письму 04-04-4/40-СМИ от 15.03.2019.
Пунктом 4 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620, первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
В этой связи, отчетность по формам федерального статистического наблюдения нужно отправлять когда наступает срок сдачи отчетности.
Порядок предоставления первичных статистических данных в форме электронного документа, определяющий стандарты на программное обеспечение, технические средства, включая носители информации, каналы связи, средства защиты, а также форматы предоставления данных в электронной форме, устанавливаются субъектами официального статистического учета исходя из возможности применения совместимых программно-технических средств, обеспечивающих необходимый уровень безопасности для целей обеспечения информационного обмена.
Поскольку ст. 13.19. КоАП РФ для всех без исключения установлена обязанность по предоставлению субъектам официального статистического учета первичных статистических данных, то, непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических является нарушением порядка и влечет за собой ответственность.
Начальник
Управления организации
статистического наблюдения
и контроля Росстата
КоАП-2021: на что обратить внимание бухгалтеру
С 1 марта 2021 года вступает в силу новый КоАП <*> . Остановимся на тех изменениях, которые касаются нарушений законодательства в сфере бухучета, отчетности, госстатистики и представляют интерес для бухгалтеров.
Меры ответственности за нарушение порядка ведения бухгалтерского учета (учета предпринимательской деятельности, учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения) и составления отчетности изменились незначительно. С 01.01.2021 за эти нарушения не будет налагаться предупреждение, а максимальный размер штрафа останется прежним — до 20 БВ. При этом нижний предел такого штрафа не приводится. Вместе с тем ч. 2 ст. 6.4 КоАП в ред. от 06.01.2021 установлен минимальный размер налагаемых штрафов. Для физических лиц это не менее 1/10 БВ, для индивидуальных предпринимателей — не менее 2 БВ <*> .
Нарушение установленного порядка размещения заказов на изготовление бланков строгой отчетности, их использования (в том числе хранения, учета) согласно действующему КоАП влечет предупреждение или наложение штрафа. Новым КоАП административная ответственность в виде предупреждения не предусмотрена. Размер штрафа за это нарушение не изменится (от 5 до 30 БВ) <*> .
Верхний предел штрафа за представление искаженных данных государственной статистической отчетности (далее — статотчетность), несвоевременное ее представление или непредставление органам государственной статистики снижен с 50 до 30 БВ. Совершение этого нарушения повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение сейчас может повлечь наложение штрафа от 50 до 100 БВ, а с 01.01.2021 он составит от 30 до 50 БВ <*> .
Отметим еще одно нарушение, которое может повлечь административную ответственность. Это представление искаженных данных статотчетности, несвоевременное ее представление или непредставление государственным органам (организациям), за исключением органов государственной статистики. В этом случае верхний предел штрафа снижен с 40 до 30 БВ. Новым КоАП не предусмотрен штраф в повышенном размере за повторное совершение этого нарушения в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение <*> .
Несколько иначе, чем в действующем КоАП, изложена норма, касающаяся ответственности за уклонение от проведения аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности. Внесено уточнение, что имеется в виду отчетность организаций, подлежащая обязательному аудиту. Максимальный размер штрафа за непроведение аудита останется прежним, а нижний его предел не указан. Как уже было отмечено, минимальные размеры штрафов, предусмотренные новым КоАП, установлены отдельной статьей <*> .
Справочно
Дополнительно о том, кому необходим обязательный аудит отчетности, см. Практическое пособие по годовой бухгалтерской отчетности — 2020.
Приведенная ниже таблица поможет сравнить размеры административных взысканий, действующих сейчас, с установленными новым КоАП.
Новый КоАП: предпринимателям назначили высокие штрафы
30 января 2020 года Минюст опубликовал новую редакцию Кодекса об административных правонарушениях, которая пересматривает многие существующие наказания для ИП, организаций и их должностных лиц за нарушения в различных сферах регулирования. В настоящее время проект КоАП РФ размещён на портале проектов нормативно-правовых актов для общественного обсуждения. Ряд будущих норм уже вызвал резкую критику общественности, и сейчас вокруг документа ведутся нешуточные споры. Вместе с тем, как показывает практика, большинство законопроектов, предлагаемых к принятию правительством, всё же становится законами. Рассказываем о новых штрафах для бизнеса, которые могут начать действовать уже с 1 января 2021 года.
Главным достоинством новой редакции КоАП РФ является то, что статьи стали более конкретизированными, детальными и понятными для толкования по сравнению с действующими. Например, сейчас за нарушение трудовых прав штрафуют по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ без раскрытия конкретных составов нарушения и их характеристик. Новый кодекс максимально конкретизирует данную норму, устанавливая 22 отдельных состава правонарушений в сфере труда.
Так, в самостоятельные статьи выделены несоблюдение продолжительности рабочего времени, непредставление персоналу средств индивидуальной защиты, невыплата зарплаты, сокрытие несчастных случаев и т.д.
Плюсом нового кодекса является и то, что он заметно снизил штрафы по некоторым правонарушениям. Например, снижены штрафы за так называемое «зарплатное рабство» и несдачу отчётности в Росстат.
При этом будет гораздо чаще применяться такой вид наказания, как предупреждение. Оно будет назначаться вместо штрафа за впервые совершенные административные правонарушения. Наказание в виде штрафа не подлежит замене на предупреждение, только если это прямо предусмотрено соответствующей статьёй. Сами штрафы ограничены максимальными пределами, которые значительно ниже установленных в настоящее время значений.
По общему правилу, максимальный штраф в новом КоАП РФ будет установлен в следующих размерах:
для граждан — 5 000 рублей (сейчас – 500 000 рублей);
для должностных лиц – 50 000 рублей (сейчас – 1 млн. рублей);
для ИП – 100 000 рублей (сейчас – 1 млн. рублей);
для организаций — 500 000 рублей (сейчас – 60 млн. рублей).
Если какой-либо статьёй минимальный штраф будет установлен в указанных размерах, суд будет вправе уменьшить штраф даже ниже установленного КоАП минимума.
Ещё одним плюсом новой редакции КоАП является закрепленное правило о том, что не допускается одновременное привлечение к ответственности за одно и то же административное правонарушение организации и её должностных лиц (ст. 2.10 КоАП РФ). По общему правилу за совершаемые нарушения наказываться будут преимущественно должностные лица организаций, а не сами организации.
В частности, за то же «зарплатное рабство» будут штрафовать только руководителей организаций, а не как в настоящее время – руководителей и сами организации (сейчас для юрлиц предусмотрен штраф до 50 000 рублей).
Одновременное назначение штрафов должностным лицам и организациям предусматривается только по некоторым составам правонарушений.
Также к плюсам новой редакции стоит отнести заметное смягчение нормы о таком наказании, как административное приостановление деятельности. В новом кодексе этот вид наказания будет носить наименование «административный запрет деятельности», а предельный срок его назначения будет сокращён с 90 до 30 суток.
Ниже рассмотрим подробнее статьи КоАП в новой редакции, по которым ИП, организации и их должностные лица привлекаются к ответственности чаще всего. При этом не будем рассматривать некоторые штрафы (например, за грубое нарушение требований бухучёта или непредставление сведений об открытии и закрытии банковского счёта), которые останутся без изменений.
Непредставление СЗВ-ТД (ч. 2 ст. 8.1 КоАП РФ)
В новом КоАП РФ будут установлены штрафы за несдачу отчётности по форме СЗВ-ТД. Неоднократное непредставление либо представление неполных или недостоверных сведений по форме СЗВ-ТД в целях формирования электронных трудовых книжек повлечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц организаций и ИП в размере от 300 до 500 рублей. Организациям за то же нарушение будет назначаться штраф в размере от 1 000 до 5 000 рублей.
Невыплата зарплаты (ст. 8.2 КоАП РФ)
Невыплата или неполная выплата зарплаты или других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, а также выплата зарплаты в размере ниже МРОТ повлечёт наложение штрафа на должностных лиц организаций в размере от 5 000 до 20 000 рублей (сейчас — от 5 000 до 20 000 рублей). Штрафы для ИП составят от 1 000 до 5 000 рублей, а для организаций — от 30 000 до 50 000 рублей. Таким образом, штрафы по большей части сохранятся на действующем уровне.
Вместе с тем будут введены повышенные штрафы за невыплату зарплаты двум и более сотрудникам. Несвоевременная выплата зарплаты или других выплат двум и более работникам повлечёт наложение штрафа на должностных лиц организаций в размере от 20 000 до 30 000 рублей. Для ИП штрафы составят от 10 000 до 30 000 рублей, а для организаций — от 50 000 до 100 000 рублей.
«Зарплатное рабство» (ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ)
Воспрепятствование работодателем осуществлению сотрудником права на замену банка, в который переводится его заработная плата, будет наказываться предупреждением или наложением штрафа на ИП и должностных лиц организаций в размере от 3 000 до 5 000 рублей. Штрафы для организаций упраздняются.
Напомним, сейчас за то же нарушение штраф для ИП доходит до 5 000 рублей, для должностных лиц – до 20 000 рублей, а для организаций — до 50 000 рублей.
Нарушение работодателем продолжительности рабочего времени сотрудников (ст. 8.3 КоАП РФ)
За данное нарушение штрафы будут повышены. Нарушение работодателем установленной продолжительности рабочего времени сотрудников или непредоставление им отдыха повлечёт наложение административного штрафа на должностных лиц и ИП в размере от 10 000 до 15 000 рублей, а на организации — от 30 000 до 70 000 рублей.
Сейчас за такое нарушение могут привлечь по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Данная норма предусматривает для должностных лиц и ИП штрафы в размере от 1 000 до 5 000 рублей, а для организаций – от 30 000 до 50 000 рублей.
Нарушение срока постановки на налоговый учёт (ст. 29.20 КоАП РФ)
Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учёт в налоговом органе повлечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 рублей.
Сейчас это нарушение наказывается предупреждением или штрафом в размере от 500 до 1 000 рублей.
Непредставление и несвоевременное представление налоговой отчётности (ст. 29.21 КоАП РФ)
Увеличатся административные штрафы и за нарушение сроков представления налоговой декларации или расчёта по страховым взносам.
По новым правилам данное нарушение повлечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 рублей (сейчас – от 300 до 500 рублей).
Непредставление документов и сведений, необходимых для налогового контроля (ст. 29.22 КоАП РФ)
Непредставление либо отказ от представления в налоговые органы запрошенных документов и информации, а равно представление таких сведений в неполном объёме повлечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей (сейчас от 100 до 300 рублей). На должностных лиц организаций за данное нарушение будут налагаться штрафы в размере от 4 000 до 8 000 рублей (сейчас – от 300 до 500 рублей).
Несдача расчёта по форме 4-ФСС (ст. 29.27 КоАП РФ)
Нарушение сроков представления расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальные органы ФСС (4-ФСС) будет грозить должностным лицам административным штрафом в размере от 2 000 до 4 000 рублей. Напомним, сейчас за то же нарушение должностные лица несут административную ответственность в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей.
Таким образом, по большей части по сравнению с действующим КоАП РФ размеры штрафов за нарушения, допускаемые в сфере налогообложения, бухучёта и трудового права, будут увеличены. Но есть и исключения.
Непредставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчётности (ст. 29.29 КоАП РФ)
Пожалуй, самое значительное увеличение штрафов в сфере налогообложения и бухучёта касается несдачи обязательного экземпляра годовой бухотчётности. По новым правилам, нарушение сроков сдачи годовой бухотчётности повлечёт наложение штрафа на должностных лиц (бухгалтеров) в размере от 50 000 до 70 000 рублей, а на организации – от 100 000 до 200 000 рублей.
Если организация вообще не сдаст бухотчётность, её должностных лиц оштрафуют на сумму от 80 000 до 100 000 рублей, а саму организацию – на сумму от 200 000 до 300 000 рублей. Если организация не сдаст бухотчётность, которая подлежит обязательному аудиту, штрафы для её должностных лиц составят от 100 000 до 200 000 рублей, а для самой организации — от 1 млн. до 1,5 млн. рублей.
- Таким образом, штрафы за бухотчётность будут повышены в несколько тысяч раз!
Напомним, в настоящее время в КоАП РФ отсутствует отдельная статья, предусматривающая ответственность за несдачу обязательного экземпляра годовой бухотчётности. За несдачу баланса должностные лица организации несут ответственность по ст. 15.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей. Сами же организации несут ответственность в виде штрафа в размере 400 рублей.
Неприменение контрольно-кассовой техники (ст. 29.31 КоАП РФ)
Повышаются штрафы за неприменение ККТ. За первое нарушение штрафы не изменятся. Они составят от ¼ до ½ размера суммы расчёта, но не менее 10 000 рублей — для должностных лиц и ИП и от ¾ до одного размера суммы расчёта, но не менее 30 000 рублей — для организаций.
Но за повторное неприменение ККТ, если сумма расчётов, осуществлённых без применения ККТ, составила, в том числе в совокупности, 1 млн. рублей и более, штрафы будут увеличены. Повторное неприменение ККТ повлечёт наложение административного штрафа на ИП в размере от 400 000 до 500 000 рублей, а на организации — от 3 млн. до 5 млн. рублей (сейчас – приостановление деятельности на срок до 90 суток).
Непредставление СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ (ст. 29.32 КоАП РФ)
Непредставление в ПФР в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования повлечёт наложение административного штрафа на должностных лиц организаций в размере от 3 000 до 5 000 рублей (сейчас — от 300 до 500 рублей).
Несдача статистической отчётности в Росстат (ст. 34.11 КоАП РФ)
За данное нарушение новая редакция КоАП предусматривает существенное снижение штрафов. Сейчас за непредставление первичных статистических данных в Росстат должностные лица и ИП могут быть оштрафованы на сумму от 10 000 до 20 000 рублей, а организации – на сумму от 20 000 до 70 000 рублей.
По новым правилам это же нарушение повлечёт предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 3 000 рублей, на ИП — от 3 000 до 5 000 рублей, на организации — от 5 000 до 10 000 рублей.
Изучить проект нового КоАП РФ можно на портале проектов нормально-правовых актов.
Штрафы за несдачу отчетов в статистику: справочник для бухгалтера и ИП
Кроме бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности организации и индивидуальные предприниматели должны представлять еще и статистическую отчетность. Такая обязанность представлять первичные статистические данные органам государственной статистики предусмотрена Федеральным законом от 29.11.2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ» (далее по тексту — Закон № 282-ФЗ).
Росстат РФ в рамках своих полномочий утверждает формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению (п.5.5 Положения о федеральной службе государственной статистики, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 г. № 420).
Где посмотреть обязанность сдачи статистической отчетности?
- ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований малых и средних предприятий (за исключением микропредприятий);
- ежегодных обследований деятельности микропредприятий.
Важно!
Перечни компаний или индивидуальных предпринимателей, которые должны представить тот или иной статистический отчет, размещены на региональных сайтах статистики в разделе: «Отчетность» — «Статистическая отчетность» — «Списки отчитывающихся хозяйствующих субъектов». Вот для примера в Челябинской области.
Размер штрафов
Важно!
Благодаря вступившему в силу с 30.12.2015 г. Федеральному закону от 30.12.2015 г. № 442-ФЗ «О внесении изменения в ст.13.19 КоАП», ужесточена ответственность компаний и индивидуальных предпринимателей за непредставление (несвоевременное представление) статистической информации.
- на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей;
- на юридических лиц — от 20 тыс. до 70 тыс. рублей.
Повторное нарушение карается большим размером штрафов:
- на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс.рублей,
- на юридических лиц — от 100 тыс. до 150 тыс. рублей.
При этом уплата штрафных санкций не отменяет необходимость предоставления соответствующих статистических форм отчетности.
Как отчитываться
- на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган статистики либо отправить по почте (заказным письмом с описью вложения);
- в электронном виде при помощи специализированного оператора электронной отчетности либо на сайте Росстата РФ.
На практике эта норма не работает, поскольку отсутствуют четкие критерии подсчета нанесенного респондентом ущерба.
Оспаривание штрафов
Так, проверяя довод компании о том, что отчетность по форме № 2-С на бумажном носителе была направлена заказным письмом по почте, суды указали на то, что почтовая квитанция об оплате соответствующего почтового отправления (в которой содержится присвоенный почтовому отправлению уникальный почтовый идентификатор, позволяющий отследить прием и вручение данного почтового отправления) у компании отсутствует.
Судами также было установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, у компании имелась, объективных доказательства принятия компанией всех зависящих от нее мер по соблюдению правил и норм по каким-либо независящим причинам, не представлено. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях компании. В таких ситуациях суды не удовлетворяют требования компании об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст.19.7.3 КоАП РФ за нарушение срока представления годовой статистической отчетности (Постановление АС Московского округа от 13.07.2015 г. №А40-190349/14).
Срок давности
На практике это означает, что территориальные органы Росстата РФ смогут привлечь компании или индивидуальных предпринимателей к административной ответственности по ст.13.19 КоАП РФ в течение 2 месяцев с момента истечения установленного срока сдачи статистической отчетности.