Отражение пеней, штрафов и неустойки в 1С
Порядок составления отчетности для отражения штрафных санкций и их форм утверждены Приказом №39. Понятие неустойки установлено Гражданским кодексом. Это штрафы или пеня в виде денежных обязательства, которые должник обязуется выплатить кредитору по причине неисполнения договоренностей. В частности, при просрочке сроков исполнения. Под договором понимают документ с требованиями по выполнению работ, услуг, в нем также есть права/обязанности сторон. За их нарушение и выставляются санкции.
Чем отличаются штрафы от пени?
Штраф представляет собой один из видов неустойки. Может устанавливаться в точном размере или в процентном соотношении к определенной сумме. Взымается однократно. Например, в договоре указано, что в случае несоблюдения сроков поставки, покупателю возмещается сумма в размере 50 тысяч тенге.
Пеня устанавливается за каждый день просрочки. За базу берется сумма неисполненного обязательства. В договоре условия начисления неустойку будут выглядеть следующим образом – «обязательства выполнены с нарушениями, сторона обязуется уплатить неустойку в виде 0,1% от размера задолженности. Начисляется ежедневно». Это способ санкции вынуждает контрагента скорее погасить задолженность.
У поставщика есть несколько вариантов действий:
- оплатить согласно выставленному счету, если он согласен со всеми санкциями;
- отправить заказчику документальные доказательства отсутствия вины в нарушениях условий договора, произвести свой расчет;
- спорная ситуация может решаться в судебном порядке.
Заблаговременно проверяйте поставщиков на добросовестность с помощью бесплатного сервиса 1С:Контрагент. Заключайте договор 1С:ИТС в компании Первый БИТ и подключите все бесплатные сервисы.
Инструкция для поставщика о начислении неустойки
Оснований для начисления неустоек есть несколько:
- несвоевременно выполненные работы;
- качество признано ненадлежащим;
- поставка товаров выполнена несвоевременно;
- другие причины, указанные в договоре.
В случае несоответствия условиям договора поставщиком, заказчик проводит взыскание. Сопровождаются санкции следующими документами:
- оформляется претензия – включает размер и основание для начисления неустойки;
- выставляется счет на оплату санкций.
Условия для заказчика в части начисления пени, штрафов
У заказчика есть несколько законных причин для начисления неустойки:
- несвоевременная оплата – полная сумма или частичный платеж;
- другие ситуации, указанные в договоре-претензии, включая сумму штрафных санкций. Выполняется расчет и обоснование начисленных санкций;
- выставлен счет на оплату санкций.
Поставщик может выставить претензию контрагенту с расчетом неустойки и ее обоснование, а также счет на оплату санкций. Действия заказчика будут идентичны, как и в инструкции для поставщика.
Штрафы, пени, неустойки, внесенные в хозяйственные договора, отражаются в бухгалтерском учете и Декларации по корпоративному подоходному налогу (разделы «Вычеты», «Совокупный годовой доход»).
Заключите договор ИТС и вы получите доступ к десятку актуальных справочников по работе в 1С, бухгалтерскому и кадровому учету, управлению, бесплатным практическим вебинарам и др.
Отражение доходов по неустойке в налоговом учете
Согласно с подпунктом 13 пункта 1 статьи 226 Налогового Кодекса в доход по итогам года входят санкции, включая штрафы и неустойки, признанные должником. Исключение – возвращенные из бюджета необоснованно удержанные штрафы. В том случае, если эти суммы ранее не относились на вычеты.
Суммарная величина неустоек, пени, штрафов, которая относится на доходы в Декларации по корпоративному подоходному налогу форма 100, заполняется в строке 100.00.014 «Прочие доходы».
Отражение вычетов по неустойке в налоговом учете
В Налоговом кодексе (пункте 7 статьи 243) указано, что вычету подлежат неустойки, если другое не предусмотрено статьями 246 и 264 этого же Кодекса.
Отражение штрафов в налоговом учете, их вычета согласно статьям 246 и 264 НК РК:
- в 246 статье отражен порядок отнесения вычетов по вознаграждению. Согласно подпункту 2 пункта 1 к нему относятся штрафы и пеня между сторонами по договору займа. Эта сума вносится в формулу по определению вычетов по вознаграждению – статья 246, пункт 4. Отражается в строке «Вычеты по вознаграждению» 00.023 Декларации по корпоративному подоходному налогу;
- статьей 264 подпунктом 6 установлено, что неустойки не подлежат вычету, если они вносятся в бюджет. Это требование не распространяется на штрафы и санкции, подлежащие внесению в бюджет по договорам о государственных закупках.
Общая величина штрафов и пени, которая относится на вычеты, согласно статье 243 пункту 7 указывается в строке 100.00.020 «Штрафы, пени, неустойки» Декларации по корпоративному подоходному налогу.
Как отражаются доходы по сумме неустойки в бухгалтерском учете
В бухгалтерском учете порядок отражения доходов по неустойкам будет следующим:
- Неустойка признается доходом – по дебету отражается «Прочая дебиторская задолженность», по кредиту – «Прочие доходы».
- Поступление средств за предъявленные штрафы, пени поставщику оформляются проводкой – по дебету «Денежные средства», по кредиту – «Прочая дебиторская задолженность».
Как правильно отразить неустойку в расходах предприятия в бухгалтерском учете
В бухгалтерском учете неустойка в расходах субъекта хозяйственной деятельности отражается следующим образом:
- Признание неустойки отражается по дебету «Административные расходы», кредит – «Прочая краткосрочная кредиторская задолженность».
- Факт оплаты неустойки (пени, штрафов) фиксируется по дебету «Прочая кредиторская задолженность», кредит счета — «Денежные средства».
Субъект хозяйственной деятельности может выступать и плательщиком, и получателем платежей перечисленных категорий. Проводки в бухгалтерском учете по неустойкам будут возникать при учете расходов/отражении доходов.
Как оформить штраф в 1С
В хозяйственной деятельности любого предприятия могут возникнуть неустойки. Они относятся на вычет при условии получения в виде доходов. Если же санкции не имеют прямого отношения к деятельности предприятия, а, например, получены от работника, который несвоевременно выполнил обязательства по налогам, в таком случае вычеты не применяются.
Отражение неустоек в 1С проводится по следующей схеме:
- пользователь переходит в раздел «Операции»;
- затем выбирает «Журнал операций»;
- подтверждает действие нажатием кнопки «Создать».
Эта инструкция распространяется на операции начисления штрафов, пени, неустоек. Если они не относятся на вычет, по Дебету выбирается субсчет 7470 «Расходы, которые не относятся на вычет» или субсчет 7480 «Прочие расходы, не идущие на вычет».
Отражение штрафов и пеней в 1С по договорам производится на субсчете 7210 «Административные расходы».
Смотрите рисунок №1.
Смотрите рисунок №2.
Смотрите рисунок №3.
В первых двух ситуациях по кредиту указывается субсчет 3382 «Задолженность по присужденным неустойкам, пени, штрафам» или 3230 «Прочие обязательства по другим обязательным платежам». Для отражения административных расходов по кредиту используется субсчет 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность», в аналитических счетах указывается поступление товарно-материальных запасов, услуг, контрагент, договор.
Смотрите рисунок №4.
Смотрите рисунок №5.
Смотрите рисунок №6.
Прочие обязательства оформляются авансовым отчетом на работника, который будет оплачивать санкции. Есть еще один вариант – оплата платежного поручения. Отчетный документ отражается в авансовом отчете на вкладе «Прочие». Это может быть, например, чек. Административные расходы с поступлением товарно-материальных запасов и услуг отражаются в акте выполненных работ. В документе указывается размер санкций и договор, на который ссылается контрагент.
Субъекты хозяйственной деятельности могут столкнуться со спорной ситуацией, когда поставка выполняется в сроки, предусмотренные условиями договора, но товар оказался ненадлежащего качества. Неустойка подлежит начислению, если будет доказан факт нарушения сроков отгрузки, что соответствует нормам статьи 392 ГК РК о толковании условий договора. Заказчик может требовать устранить нарушения прав в соответствии со статьей 428 ГК РК и требовать возмещения убытков согласно 9 статье ГК РК. Но требования о взыскании неустойки по причине несоответствия требованиям к качеству товара, если этот пункт не был изначально включен в договор, в этом случае не имеют оснований, так как товар был поставлен и возвращен. Стороны сделки приведены в первоначальное положение.
Как правильно учитывать доход от штрафов и пеней
В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Если размер предусмотренной договором неустойки в договоре чрезмерно завышен, то суд может уменьшить ее по своему усмотрению. Если договором и законом санкции к должнику не предусмотрены, то пени с должника взыскивают за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания ( п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса). При этом суд может удовлетворить требование кредитора исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Такие правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Если убытки, причиненные кредитору неправомерным пользованием его денежными средствами, превышают сумму процентов, начисленную исходя из ставки рефинансирования, он вправе требовать от должника возмещения убытков в части, превышающей эту сумму (п. 2 ст. 395 Гражданского кодекса). В других случаях по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Когда штрафы предусмотрены законом
В других случаях обязанность уплатить штрафы и пени может быть предусмотрена законодательством при неисполнении определенного рода обязательств.
Например, статьей 34 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ предусмотрена ответственность перевозчика за невывоз груза в виде штрафа в размере 20 процентов платы за перевозку. А за несвоевременное предоставление транспорта, контейнера перевозчик должен уплатить штраф в размере:
- 5 процентов провозной платы при перевозке транспортом городского или пригородного сообщения;
- 1 процента среднесуточной провозной платы при перевозке транспортом междугородного сообщения.
За задержку отправления пассажирского транспортного средства междугородного сообщения или прибытие его с опозданием более чем на час перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере 3 процентов стоимости проезда за каждый час задержки.
А пунктом 3 статьи 23.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрена ответственность за нарушение установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара в размере 0,5 процента суммы предварительной оплаты за каждый день просрочки.
За просрочку исполнения требования в отношении векселя, выставленного к оплате и подлежащего оплате на территории РФ, на основании статьи 3 Федерального закона от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе» можно потребовать уплаты пеней в размере учетной ставки Банка России.
Признанные штрафы – внереализационный доход
В соответствии с пунктом 3 статьи 250 Налогового кодекса к внереализационным доходам относятся штрафы, пени и иные санкции за нарушение договорных обязательств, а также суммы возмещения убытков или ущерба.
Основанием для учета санкций за нарушение обязательств является либо признание соответствующих сумм должником, либо вступление в законную силу решения суда о взыскании этих сумм. Аналогичное мнение высказал Минфин России в письме от 8 февраля 2013 г. № 03-03-06/1/2986. Кроме того, он указал, что внереализационным доходом являются и подлежащие уплате должником на основании решения суда суммы задолженности по договору поставки.
Если организация-поставщик в налоговом учете использует метод начисления, то доход от продажи товара необходимо отразить в учете в качестве дохода от реализации в соответствии со статьей 39 Налогового кодекса на дату отгрузки. В этом случае, если по решению суда покупатель выплатил задолженность по полученному ранее товару, сумма погашенной задолженности не будет являться доходом продавца (фирмы), так как он уже был отражен в учете, а на недопустимость повторного отражения дохода указывает пункт 3 статьи 248 Налогового кодекса.
При использовании кассового метода датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности перед предприятием иным способом (ст. 273 Налогового кодекса). Это значит, что доход от полученной по решению суда суммы в погашение задолженности должен быть отражен в учете поставщика на дату поступления денежных средств на его расчетный счет.
При использовании любого из методов (начисления, кассового) полученные суммы задолженности должны быть показаны в учете продавца как средства, поступившие в оплату отгруженного товара, доход от продажи которого является доходом от реализации в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса. То, что денежные средства получены по решению суда, существа дела не меняет.
А вот суммы пеней и возмещения судебных издержек относятся к внереализационным доходам ( п. 3 ст. 250 Налогового кодекса).
Когда возникает доход от штрафов
Сама по себе просрочка исполнения обязательства, при наступлении которой должнику могут быть предъявлены соответствующие претензии для взыскания штрафов и пеней или подан иск в суд, не приводит к образованию внереализационного дохода (письмо Минфина России от 16 августа 2010 г. № 03-07-11/356). С этим согласны и судьи. ФАС Московского округа в постановлениях от 28 ноября 2005 г., от 22 ноября 2005 г. № КА-А40/11772-05 указал, что обществом не было реализовано право требования у должника уплаты санкций, а должник при этом не совершал действия, которые свидетельствовали бы о признании суммы штрафа и готовности ее уплатить. Поэтому для включения сумм санкций в доходы оснований нет.
А вот что следует понимать под признанием долга в виде штрафов и пеней, чиновники и судьи к единому мнению не пришли. Итак, внереализационными доходами считаются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате по решению суда штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба (п. 3 ст. 250 Налогового кодекса).
Минфин России в письме от 20 июня 2005 г. № 03-03-04/2/5 пояснил, что если организация не получает возражений должника на требование об уплате штрафных санкций, то такие санкции подлежат включению во внереализационные доходы, поскольку можно считать, что они должником признаны.
С чиновниками не согласились судьи. ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 22 августа 2007 г. № А56-273/2007 признал, что подписание сторонами договоров, которые содержат условие об ответственности за просрочку, не свидетельствует о признании ими штрафных санкций. Оно лишь допускает возможность применения штрафных санкций, но не может рассматриваться как их признание. Этот же суд в постановлении от 22 июня 2007 г. № А56-28963/2006 указал, что моментом признания долга является совершение должником конкретных действий по исполнению обязательств, которые свидетельствуют о признании долга. В данном случае такими действиями явилась уплата должником начисленных пеней.
Учитываем доход от штрафов
Неустойка, причитающаяся организации за неисполнение условий договора, относится к прочим доходам и принимается к учету в сумме, признанной должником, в том отчетном периоде, в котором она фактически признана (п. 7, 10.2, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н ). Если неустойка подлежит уплате по решению суда, то она принимается к учету в том отчетном периоде, в котором судебное решение вступило в силу.
Доход от штрафов учитывают на основании документов, подтверждающих их признание и позволяющих определить размер суммы признанной задолженности. Это могут быть такие документы, как письменное уведомление о признании претензии, акт сверки, а если санкции подлежат выплате по решению суда, то документом будет являться судебное решение.
Сумма неустойки, причитающаяся к получению от должника, отражается в учете организации по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты по претензиям» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие доходы» ( Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета и финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н ). Записи будут следующими:
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 91
– сумма неустойки, признанная должником, отражена в составе прочих доходов;
Письмо Минфина России от 29.01.2021 № 02-06-10/5946 «Об отражении в бюджетном учете сумм дебиторской задолженности и доходов по неустойкам (штрафам, пеням) за нарушение условий договоров при досудебном урегулировании или в рамках судопроизводства»
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем Департамент считает необходимым сообщить следующее.
Единые правила бухгалтерского учета доходов определены положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27.02.2018 № 32н (далее — СГС «Доходы»), и Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н).
Пунктом 7 СГС «Доходы» установлено, что доход для целей бухгалтерского учета признается в результате совершения фактов хозяйственной жизни (обменных операций или необменных операций) (далее — операции (события)) или наступления событий, в результате которых ожидается получение экономических выгод или полезного потенциала, связанных с этими операциями (событиями), при условии, что их сумма (денежная величина) может быть надежно определена.
В силу положений СГС «Доходы» и Инструкции № 157н доходы текущего финансового года от неустоек (штрафов, пеней) признаются в бюджетном учете на дату возникновения требования к плательщику неустоек (штрафов, пеней) при предъявлении плательщику документа, устанавливающего право требования по уплате предусмотренных контрактом (договором, соглашением) неустоек (штрафов, пеней), в сумме (денежной величине), которая надежно определена.
Обращаем внимание: при начислении в бюджетном учете задолженности по суммам неустоек (штрафов, пеней), определенных условиями договоров (соглашений), при условии инициирования досудебного урегулирования или исковых требований в рамках судопроизводства размер поступлений от уплаты неустойки (штрафа, пени) (денежная (стоимостная) оценка объекта бухгалтерского учета) является оценочным значением в виде ожидаемых доходов.
В соответствии с пунктом 301 Инструкции № 157н для учета сумм доходов, администрируемых в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен счет 040140000 «Доходы будущих периодов».
Порядок ведения бюджетного учета в органах государственной власти (государственных органах), органах местного самоуправления, казенных учреждениях, финансовых органах соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен Инструкцией по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 № 162н (далее — Инструкция № 162н).
Согласно пункту 85 Инструкции № 162н учет расчетов по ущербу и иным доходам ведется на счетах аналитического учета счета 020900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам».
Суммы задолженности по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020941560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)» в корреспонденции с кредитом счетов 040110141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках, нарушение условий контрактов (договоров)», 040140141 «Доходы будущих периодов от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках, нарушение условий контрактов (договоров)».
Учитывая изложенное, до вступления в силу вынесенного постановления (решения) суда признание в бюджетном учете дебиторской задолженности по суммам неустоек (штрафов, пеней), определенных условиями договоров (соглашений), осуществляется в корреспонденции со счетом 140140141 «Доходы будущих периодов от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках, нарушение условий контрактов (договоров)».
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: счет 020941660 имеет название «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)», а не «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)».
При вступлении в силу вынесенного постановления (решения) суда признание в бюджетном учете дохода текущего финансового периода в сумме неустоек (штрафов, пеней), установленных решением суда, отражается по дебету счета 140140141 «Доходы будущих периодов от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках, нарушение условий контрактов (договоров)» в корреспонденции с кредитом счета 140110141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках, нарушение условий контрактов (договоров)» с отражением по необходимости корректировки ранее принятых к учету оценочных значений (при уменьшении — по дебету счета 140140141 «Доходы будущих периодов от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках, нарушение условий контрактов (договоров)» в корреспонденции с кредитом счета 020941660 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)»).
Штрафы попали под передел
Порядок их распределения между центром и регионами изменится с 2020 года
Минфин опубликовал разъяснения к новым правилам администрирования штрафов — с 1 января 2020 года они будут распределяться в бюджет, на уровне которого выявлено нарушение. Предполагается, что это устранит дублирование учета штрафов на разных уровнях и повысит прозрачность администрирования. Минфин допускает, что регионы потеряют часть поступлений, но обещает, что потери будут компенсированы поступлениями от акцизов на спирт и платы за негативное воздействие на окружающую среду. Часть регионов опасается, что компенсация будет неполной.
Заместитель главы Минфина Владимир Колычев направил регионам письмо о том, как с 2020 года изменится система распределения штрафов между уровнями бюджетной системы
Фото: Андрей Шевченко, Коммерсантъ / купить фото
Заместитель главы Минфина Владимир Колычев направил регионам письмо о том, как с 2020 года изменится система распределения штрафов между уровнями бюджетной системы
Фото: Андрей Шевченко, Коммерсантъ / купить фото
Заместитель главы Минфина Владимир Колычев направил письмо региональным финансовым ведомствам и главным администраторам доходов бюджета о том, как будут распределяться между уровнями бюджетной системы доходы от штрафов, неустоек и пеней с 1 января 2020 года. Поясним, принятые в апреле этого года поправки в Бюджетный кодекс установили принцип зачисления таких доходов в бюджет того уровня, на котором нарушение выявлено. Исключение составят штрафы за нарушение ПДД — они по-прежнему полностью будут поступать в региональные бюджеты. Штрафы, налагаемые мировыми судьями, будут распределяться между региональным и местным бюджетами в соотношении 50% на 50%. В местные бюджеты будут также зачислены все штрафы за административные правонарушения, выявленные муниципальными контролерами.
Пока в распределении поступлений от штрафов действует отраслевой принцип: направление средств зависит от вида нарушения законодательства (миграционного, лесного).
«На практике во многих случаях однозначной границы между отраслевыми видами законодательства нет, что приводит к тому, что штрафы за одни и те же административные правонарушения сейчас поступают в доходы бюджетов разных публично-правовых образований, учитываются в доходах бюджетов по разным кодам классификации»,— рассказали “Ъ” в Минфине. При этом более четверти штрафов попадают в категорию «прочих» (де-факто в «общий котел»). В ведомстве уверяют, что новый принцип распределения повысит прозрачность и качество администрирования штрафов.
Как сообщили “Ъ” в Минфине, в 2018 году общая сумма штрафов составила 216,4 млрд руб., в федеральный бюджет поступило 85,7 млрд руб., в консолидированные бюджеты субъектов РФ — 124,2 млрд руб.
Более половины обеспечили штрафы за нарушение ПДД — 69,6 млрд руб. В Минфине отмечают, что цели повысить доходы при изменении административной модели не ставится, хотя и не отрицают, что это может произойти (согласно проекту бюджета на 2020–2022 годы, общая сумма «федеральной доли» штрафов вырастет примерно на 7 млрд руб.— с 75,7 млрд руб. в этом году до 82,4 млрд руб. в следующем).
Предполагается, что возможные потери регионов от перераспределения в пользу центра будут компенсированы передачей им «стабильных источников доходов» — платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) и акцизов на этиловый спирт. Согласно БК, с 2020 года доля муниципалитетов в сборах НВОС вырастет с 55% до 60%, а акцизы на спирт и алкогольную продукцию будут полностью поступать в региональные бюджеты. Как следует из проекта федерального бюджета, в 2020 году это может дать консолидированным бюджетам регионов около 1,3 млрд руб., что заметно меньше потерь на штрафах. Кроме того, как следует из данных Росприроднадзора, НВОС не самый стабильный источник доходов: поступления платы ежегодно снижаются — в 2018 году было собрано лишь 13 млрд руб. против 26,7 млрд руб. в 2015-м. Таким образом, перераспределяя штрафы, Минфин оставляет регионам проблемные статьи доходов, получая взамен штрафы, которые успешно администрируются в уже отлаженной государственной информационной системе государственных и муниципальных платежей (ГИС ГМП).
Чего ждут в регионах от перераспределения штрафов
В регионах по-разному оценивают эффект от перераспределения штрафов. В минфине Удмуртии ожидают, что потери бюджета в размере 35 млн руб. будут полностью компенсированы, в Краснодарском крае отмечают, что при выпадающих доходах в 500 млн руб. акцизы и НВОС возместят лишь 67 млн руб. В Саратовской области предполагают, что компенсировано будет до 13,5 млн руб. из 185 млн руб.