Как отразить в бухгалтерском учете услуги ОФД

Как отразить в бухгалтерском учете услуги ОФД

Как вести бухгалтерский и налоговый учет фискального накопителя

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Повсеместное внедрение онлайн-касс привело к значительному росту расходной статьи по содержанию и обслуживанию ККТ. Какая бы техника ни применялась в компании: автономные устройства или фискальные регистраторы, требующие подключения к компьютерной системе, в ее составе находится фискальный накопитель, сохраняющий данные о транзакциях. Его необходимо отразить в учете.

Фискальные накопители в соответствии с законодательством требуют периодической замены. Эти операции бухгалтер также обязан отразить в учетных данных.

Материальные запасы или основное средство?

Фискальный накопитель (ФН), как часть ККТ, при приобретении учитывается в ее составе. Техника, в свою очередь, может быть учтена как ОС и как МПЗ стандартными проводками по приобретению имущества. Фискальный накопитель в проводках не выделяется, он входит в стоимость приобретаемой ККТ.

В 2019 году лимит отнесения к ОС в бухгалтерском учете — 40 тыс. руб., а в налоговом – 100 тыс. руб. Бухгалтерский лимит может быть и ниже, если принято такое решение и отражено в учетной политике. Лимит НУ неизменен.

ККТ ниже лимита БУ и выше 100 тыс. руб. учитывается в налоговом и бухгалтерском учете одинаково: как МПЗ в первом случае и как ОС – во втором. ККТ стоимостью 40-100 тыс. руб. НУ к основным средствам не относят, а в бухгалтерском учете они являются ОС.

При работе на ОСНО образуется отложенное налоговое обязательство (ОНО). К примеру, если стоимость ККТ с фискальным накопителем — 46000 руб. (без НДС), то ОНО составит 46000*20%= 9200 руб. Дт 68/расчеты по налогу на прибыль Кт 77 и Дт 77 Кт 68/РНП – начисление ОНО и списание при погашении ОНО, исчисленного в отчетном периоде.

При замене ФН пользуются такими корреспонденциями счетов:

  • Дт 10 Кт 60 (76) – приобретение;
  • Дт 08 Кт 10 или Дт 26 (44) Кт 10 – списание в расходы – в зависимости от отнесения ККТ к ОС.

Среди специалистов нет единого мнения, можно ли применять для учета фискального накопителя (в том числе и при его замене) субсчета 10-5 (в плане счетов для сельхозпредприятий это 10-6) «Запасные части».

Одни считают, фискальный накопитель можно отнести к запчастям, предназначенным для замены изношенных частей машин и оборудования. Другие полагают, к запчастям относить эту часть ККТ некорректно, поскольку согласно плану счетов на с/счете 5 учитываются запчасти в запасе и обороте для основных производственных, хозяйственных нужд, ремонтов. Очевидно, использование указанного субсчета зависит от характера ее деятельности и сформированной учетной политики.

Важно! При замене фискального накопителя требуется перерегистрация техники в ФНС.

В составе основных средств

Фирма решила учитывать в БУ контрольно-кассовую технику как основное средство. Стоимость ККТ как основного средства в учете может быть сформирована:

  • из стоимости ККТ, в том числе фискального накопителя;
  • из услуг консультационного характера;
  • из услуг по установке и отладке оборудования.

Пример

Приобретена ККТ с фискальным накопителем стоимостью 46000 руб. плюс НДС 20% и произведена ее настройка сторонней фирмой, услуги стоимостью 12000 руб. плюс НДС 20%.

Проводки будут такими:

  • Дт 08 Кт 60 46000,00 руб. – приобретено кассовое устройство;
  • Дт 19 Кт 60 9200,00 руб. – входной НДС по приобретению;
  • Дт 08 Кт 60 12000,00 руб. – услуги настройки кассового устройства;
  • Дт 19 Кт 60 2400,00 руб. – входной НДС по услугам;
  • Дт 68 Кт 19 11600,00 руб. (9200+2400) – к вычету НДС;
  • Дт 01 Кт 08 – 58000,00 руб. – оприходована ККТ как ОС.

Через 10 месяцев после приобретения у ФН оказалась заполненной память, и производится его замена. Срок полезного использования устройства — 72 месяца. Амортизация в месяц — 58000,00/72 = 805,56. За 10 мес. амортизация составила 805,56*10 = 8055,60 руб.

Новый накопитель приобретен за 5000 руб., в т.ч. НДС — 833,33 руб., услуги по его замене сторонней фирмой составили 2000 руб., в т.ч. НДС – 333,33 руб.

Операции отразятся в БУ так:

  • Дт 10 Кт 60 4166,67 руб. – куплен у поставщиков ФН;
  • Дт 08 Кт 10 4166,67 руб. – включен в расходы фирмы приобретенный ФН;
  • Дт 08 Кт 60 1666,67 руб. — включены в расходы фирмы услуги по замене ФН;
  • Дт 19 Кт 60 1166,66 (833,33+333,33) руб. – входной НДС;
  • Дт 68 Кт 19 1166,66 руб. – к вычету НДС;
  • Дт 01 Кт 08 5833,34 руб. – увеличение стоимости ККТ;
  • Дт 60 Кт 51 7000,00 руб. – оплата поставщикам услуг и ФН.

Амортизация: (58000 + 5833,34 — 8055,60)/(72-10) = 899,64 руб. Дт 26 (или 44) Кт 02 899,64 – начисление амортизации.

Важно! После замены использованный накопитель хранят 5 лет.

В составе материальных запасов

Если стоимость позволяет, ККТ вместе с фискальным накопителем ставят на учет как материальные ценности и списывают сумму на затраты в начале эксплуатации. Фискальный накопитель учитывают на сч. 10 детализацией его аналитических данных или за балансом.

Пример

Пусть теперь стоимость ККТ при приобретении — 25 тыс. руб. плюс НДС. Воспользуемся данными предыдущего примера и сформируем проводки:

  • Дт 10 Кт 60 25000,00 руб. – оприходована ККТ с фискальным накопителем;
  • Дт 19 Кт 60 5000,00 руб. – отражен НДС по ККТ;
  • Дт 26 (44) Кт 60 12000,00 руб. — услуги настройки кассового устройства;
  • Дт 19 Кт 60 2400,00 руб. – отражен НДС по услугам;
  • Дт 68 Кт 19 7400,00 руб. (5000+2400) – налог к вычету;
  • Дт 44 Кт 10 25000,00 – списана стоимость введенной в эксплуатацию ККТ.

При замене накопителя данных проводки, по сравнению с предыдущим примером, значительно упрощаются:

  • Дт 10 Кт 60 4166,67 руб. – куплен у поставщиков ФН;
  • Дт 44 Кт 10 4166,67 руб. – отражен в затратах ФН;
  • Дт 44 Кт 60 1666,67 руб. — включены в расходы фирмы услуги по замене ФН;
  • Дт 19 Кт 60 1166,66 (833,33+333,33) руб. – входной НДС;
  • Дт 68 Кт 19 1166,66 руб. – к вычету НДС;
  • Дт 60 Кт 51 7000,00 руб. – оплата поставщикам услуг и ФН.

Помимо счетов 44 и 26, в проводках их функцию могут выполнять счета 20, 25.

Обязанность хранить отслужившие свое фискальные накопители приводит к необходимости учитывать их за балансом. Это особенно актуально, если у фирмы несколько точек продаж, использующих ККТ. Для забалансового учета рекомендуется открыть счет 012, прописав его наличие в учетной политике. Некоторые хозяйствующие субъекты учитывают за балансом и сами ККТ.

Как отразить в бухгалтерском учете услуги ОФД

В скором времени почти все расчеты с физическими лицами будут производиться только с помощью онлайн-касс. Крупные игроки на потребительском рынке уже перешли на новые правила работы, представителям малого бизнеса перейдут на онлайн-кассы к середине 2018 года, если для них не предусмотрена отсрочка до 1 июля 2019 года.

Онлайн-касса передает информацию о расчете через интернет посредством оператора фискальных данных (ОФД, оператор).

Договор с ОФД предусматривает плату за оказание услуг по приему, обработке и передаче фискальных данных. Крупные операторы, как правило, помимо услуг по передаче данных предлагают пользователям дополнительный функционал. Так, например, с помощью сервисов ОФД «Такском» можно не только контролировать работу торговых точек из любого места, в том числе с помощью смартфона или планшета, но и получать информацию о каждом фискальном документе, кассире, о сумме скидки сумме возврата, среднему чеку за смену и многое другое.

Возмездный характер договора обусловлен положениями ст. 4.6 Закона № 54-ФЗ. Стоимость услуг ОФД определяется самим оператором. Кроме того, оператор может оказывать информационные, консультационные и технические услуги пользователю.

Оператор оказывает пользователю комплекс услуг, оплата которых производится по ценам, установленным в тарифном плане ОФД. При этом возможны две ситуации оплаты услуг:

1. По факту оказанных услуг по итогам отчетного периода, тогда пользователь ККТ сразу может отнести стоимость услуг на затраты.

2. Авансовая оплата услуг за год или иной установленный договором период, в этом случае стоимость услуг распределяется на весь период действия договора и списывается каждый месяц в соответствующей пропорции.

Бухгалтерский учет услуг ОФД

Если по договору с ОФД пользователь ККТ оплачивает услуги заранее, например на год вперед, то оплату по счету нужно учитывать в бухгалтерском учете как авансовый платеж. Такой вывод сделан в письме Минфина России от 24 ноября 2016 г. № 07-01-09/69311. В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденным приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н, затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.

В бухгалтерском учёте делаются следующие проводки:

1. Отражаем уплату авансового платежа по договору с ОФД за весь период обслуживания (например, за год): Д 60.02 К 51 – 3 000руб.,* сумма и дата по счету от ОФД за весь период обслуживания.

2. Принимаем НДС с аванса к вычету: Д 68 субсчет «Расчеты по НДС» К 76 – 458 руб., сумма НДС и дата по счету от ОФД.

3. Распределяем стоимость услуг ОФД на весь период обслуживания по договору.

* Например, если Пакет услуг стоит 3 000 руб. (в т.ч. НДС 458 руб.) за год, значит, каждый месяц пользователь может списывать в затраты 211,83руб. ((3000руб. — 458руб. (НДС))/12).

1. Производим зачет части аванса, приходящегося на стоимость услуг ОФД на конец каждого месяца, в течение срока действия договора: Д 60.01 К 60.02 – 211,83 руб., в расчетной сумме на конец каждого месяца.

2. Признаем соответствующую часть стоимости услуг ОФД в расходах на конец каждого месяца в течение всего срока действия договора: Д 26/44 К 60.01 – 211,83 руб., в расчетной сумме на конец каждого месяца на основании акта оказанных услуг от ОФД.

3. Учитываем сумму НДС за услуги ОФД в соответствующей части: Д 19 К 60.01 – 38,17руб. (458 руб./12мес.) в части НДС, приходящейся на услуги, принятые к учету, по реквизитам выставленного ОФД счета-фактуры на конец каждого месяца.

4. Принимаем НДС к вычету за услуги ОФД в соответствующей части: Д 68 субсчет «Расчеты по НДС» К 19 – 38,17 руб., в части НДС, приходящейся на принятые к учету услуги.

5. Восстанавливаем НДС, ранее принятый к вычету с аванса: Д 76 К 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 38,17руб., в части НДС принято к вычету по оказанным услугам.

Альтернативный вариант учёта:

Если пользователь ККТ рассчитывается с ОФД по факту оказания услуг, т.е. ежемесячно получает от него акты и счета-фактуры, то записи в бухгалтерском учете будут выглядеть проще:

1. Признаем стоимость услуг ОФД в расходах в полной сумме: Д 26/44 К 60.01 – 3000 руб., на сумму и дату акта от ОФД.

2. Учитываем сумму НДС за услуги ОФД в полном размере: Д 19 К 60.01 – 458 руб., на сумму и дату счета-фактуры от ОФД.

3. Принимаем НДС к вычету за услуги ОФД: Д 68 субсчет «Расчеты по НДС» К 19 – 458руб., в полной сумме по счет-фактуре.

4. Отражаем оплату услуг ОФД по договору: Д 60.01 К 51 – 3 000руб., на сумму и дату счета от ОФД.

В бухгалтерском учета налогоплательщика на УСН делаются аналогичные проводки, только без выделения НДС, так как сумма НДС включается в состав затрат.

Налоговый учет услуг ОФД

Реализация услуг по обработке фискальных данных облагается НДС в общеустановленном порядке, об этом сообщила ФНС России в своем письме от 14.07.2017 № СД-4-3/13793@. Освобождения от НДС по услугам ОФД не предусмотрено (в т.ч. по пп.26 п.2 ст.149 НК РФ), так как ОФД не передает программное обеспечение пользователю ККТ, а оказывает ему услуги с помощью соответствующих программ. Таким образом, по услугам ОФД НДС принимается к вычету на общих основаниях.

Когда пользователь покупает пакет услуг ОФД на длительный период, например на год, услуги он принимает к учету постепенно, распределив их стоимость на весь период действия договора, следовательно, вычет он имеет право принимать также постепенно по мере списания стоимости услуг. Принимать НДС к вычету нужно ежемесячно в соответствующей части на основании счета-фактуры, выставленного ОФД пользователю.

Правомерность принятия к вычету НДС на основании одного и того же счета-фактуры частями в разных налоговых периодах подтверждается письмом Минфина России от 09.04.2015 № 03-07-11/20293.

Услуги ОФД при УСН

Пользователи ККТ, применяющие УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» учитывают стоимость услуг ОФД в составе своих затрат. Данный вывод подтверждает письмо Минфина России в письме от 09.12.16 № 03-11-06/2/73772.

Услуги по обработке фискальных данных включаются в расходы в качестве затрат на услуги связи в соответствии с пп.18 п.1 ст.346.16 НК РФ. Расходы по приобретению ККТ включаются в затраты на основании пп.35 п.1 ст.346.16 НК РФ, при этом не важно обеспечивает ли касса передачу фискальных данных или нет.

Как отразить в бухгалтерском учете услуги ОФД

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Муниципальное автономное учреждение за счет средств от приносящей доход деятельности заключило договор о приобретении фискального накопителя и ключа активации передачи данных в ИФНС через платформы ОФД со сроком активации на 15 или 36 месяцев. Передача накопителя и ключа активации будет оформлена товарной накладной.
На какие подстатьи КОСГУ отнести расходы на приобретение? Как оформить решение профильной комиссии по приему нефинансовых активов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы, поименованные в вопросе, могут быть отнесены на следующие подстатьи КОСГУ:
— 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ или 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений» КОСГУ в зависимости от положений учетной политики, предусмотренных в соответствии с п. 27 Стандарта «Основные средства» — в части приобретения фискального накопителя;
— 221 «Услуги связи» КОСГУ — в части приобретения ключа активации передачи данных в ИФНС через платформы ОФД со сроком активации на 15 или 36 месяцев.

Обоснование вывода:
Порядок применения кодов классификации операций сектора государственного управления регулируется Порядком N 209н, при этом коды КОСГУ в целях ведения учета и составления отчетности применяются в зависимости от экономического содержания проводимых операций (п. 3 Порядка N 209н).
В первую очередь отметим, что фискальный накопитель представляет собой программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство защиты фискальных данных в опломбированном корпусе, содержащее ключи фискального признака (ст. 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Закон N 54-ФЗ)). То есть он не может выполнять самостоятельной функции, а используется в составе ККТ, соответственно, не является самостоятельным объектом, поэтому относится к материальным запасам (комплектующие контрольно-кассовой техники). При этом заводом-изготовителем устанавливаются сроки действия фискального накопителя, и по истечении такого срока он подлежит замене в порядке, предусмотренном положениями Закона N 54-ФЗ. При этом учреждение может осуществить замену фискального накопителя как самостоятельно, так и с привлечением сторонней организации.
В рассматриваемой ситуации учреждением заключен договор об обслуживании ККТ, одним из условий которого является поставка фискального накопителя. Согласно прямой норме п. 11.4.6 Порядка N 209н расходы на приобретение запасных и (или) составных частей для машин, оборудования, оргтехники, вычислительной техники и т.п., а также другие аналогичных расходов подлежат отнесению на подстатью 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ.
В то же время п. 27 Стандарта «Основные средства» установлено, что стоимость основных средств может меняться при замене его составных частей. При этом затраты по такой замене включаются в стоимость объекта основных средств в момент их возникновения. При этом стоимость объекта основных средств корректируется на документально подтвержденную стоимость заменяемых (выбываемых) частей в соответствии с положениями, предусмотренными п. 50 Стандарта «Основные средства» о прекращении признания (выбытии с бухгалтерского учета) объектов основных средств. Субъект учета закрепляет в учетной политике применение в бухгалтерском учете положений п. 27 Стандарта «Основные средства» в отношении групп основных средств.
Соответственно, если учетной политикой учреждения предусмотрено требование о применении данной нормы по отношению к таким основным средствам, как ККМ, и при этом учреждение располагает документально подтвержденной информацией о стоимости выбывающих составляющих, то в бухгалтерском учете могут быть отражены операции по частичной ликвидации основного средства с последующим дооборудованием. В этом случае расходы на приобретение фискального накопителя могут быть отнесены к расходам капитального характера, то есть отнесены на подстатью 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений» КОСГУ.
Согласно требованиям Закона N 54-ФЗ подключение к сервису оператора фискальных данных позволяет передавать сведения о расчетах с использованием наличных и (или) электронных средств платежа в ФНС России. Обязанности оператора фискальных данных перечислены в п. 2 ст. 4.5 Закона N 54-ФЗ. Основной услугой оператора фискальных данных является передача информации.
Приобретая ключа активации, клиент получает доступ к услуге по приему оператором фискальных данных (ОФД) чеков и отправке их в ФНС. Иными словами, ключ активации — это тарифный план, оплачиваемый с целью получения доступа к оператору фискальных данных для передачи всех документов с контрольно-кассовой техники в налоговые органы посредством сети Интернет, а также получения на кассу соответствующего подтверждения.
В соответствии с п. 10.2.1 Порядка N 209н перечень услуг, расходы по которым относятся на подстатью 221 «Услуги связи» КОСГУ, включает плату за предоставление доступа и использование линий связи, передачу данных по каналам связи. Таким образом, расходы на подключение к оператору фискальных данных вполне обоснованно могут быть отнесены на подстатью 221 «Услуги связи» КОСГУ.
Применение положений Стандарта «Долгосрочные договоры» осуществляется стороной, являющейся подрядчиком (исполнителем) по договору подряда или оказания услуг (стороной, получающей доходы от исполнения этих договоров). Поэтому для учреждения, приобретающего ключ активации передачи данных в ИФНС через платформы ОФД со сроком активации на 15 или 36 месяцев, нет оснований для применения Стандарта «Долгосрочные договоры».
Также отметим, что в соответствии с п. 4 ст. 4.1 Федерального закона N 54-ФЗ ФН должны храниться в течение пяти лет со дня окончания срока его эксплуатации. Полученный в результате замены ФН, который подлежит хранению, в соответствии с п. 36 Стандарта «Концептуальные основы» активом не является и может учитываться на забалансовом счете 02 «Материальные ценности на хранении» по стоимости, указанной в документе передающей стороной (по стоимости, предусмотренной договором), а в случае одностороннего оформления акта учреждением — в условной оценке: один объект, один рубль (п. 335 Инструкции N 157н).
В части документального оформления отражения в учете рассматриваемой ситуации необходимо учитывать следующее.
Принятие к бухгалтерскому учету приобретенных материальных запасов осуществляется на основании первичных учетных документов (п. 11 СГС «Запасы»). Принятие к бухгалтерскому учету материальных запасов, используемых в течение периода, превышающего 12 месяцев, осуществляется с определением постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов срока их полезного использования (п. 10 СГС «Запасы»).
Поэтому целесообразно профильной комиссии учреждения принять решение об отнесении фискального накопителя к материальным запасам, приобретение которых может быть отнесено к расходам капитального характера, или нет, с учетом положений учетной политики, предусмотренных в соответствии с п. 27 Стандарта «Основные средства», а также зафиксировать квалификацию расходов на приобретение ключа активации передачи данных в ИФНС через платформы ОФД со сроком активации на 15 или 36 месяцев как расходов на услуги связи.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Ответ прошел контроль качества

21 октября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Читайте также  51 счет Бухгалтерский счет 51 Дебет 51 счета

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected].

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected]. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Учет онлайн-касс и фискальных накопителей

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ с 01.07.2019 контрольно-кассовую технику обязаны применять все организации и предприниматели при осуществлении расчетов как наличными денежными средствами, так и в безналичном порядке. Исключение — случаи, установленные Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ (ст. 1.1, п. 1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).

Контрольно-кассовая техника является основным средством (ОС) и учитывается на счете 101 04 «Машины и оборудование», поскольку онлайн-кассы являются материальными объектами:

  • со сроком полезного использования более 12 месяцев;
  • предназначенными для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения.

Срок полезного использования ККТ определяется согласно классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1).

Контрольно-кассовая техника имеет код ОКОФ 330.28.23.13.120 «Аппараты контрольно-кассовые», который относится к группе 330.28.23 ОКОФ «Машины офисные и оборудование, кроме компьютеров и периферийного оборудования» (рис. 1).

Рис. 1. ОКОФ в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

Группа 330.28.23 ОКОФ включена в четвертую амортизационную группу (имущество со сроком полезного использования свыше 5 до 7 лет включительно). Срок полезного использования в учреждениях определяется по наибольшему сроку, установленному для амортизационных групп (п. 44 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н). Таким образом, срок полезного использования ККТ составляет 7 лет.

В первоначальной стоимости ОС учитываются также затраты на его доставку и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением ККТ. Например, в зависимости от модели ККТ фискальный накопитель может входить в состав ККТ или приобретаться отдельно.

Эксплуатировать ККТ можно только в том случае, если она зарегистрирована в налоговом органе. Регистрация в налоговом органе производится бесплатно.

Согласно пункту 4 статьи 4.1 «Требования к фискальному накопителю» Закона № 54-ФЗ:

Выдержка из документа

«Фискальный накопитель обеспечивает хранение в некорректируемом виде в течение 30 календарных дней, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, реквизитов следующих фискальных документов:

  • отчет о регистрации;
  • отчет об изменении параметров регистрации;
  • отчет об открытии смены;
  • кассовый чек (бланк строгой отчетности);
  • кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции);
  • отчет о закрытии смены;
  • отчет о закрытии фискального накопителя;
  • отчет о текущем состоянии расчетов;
  • подтверждение оператора.

Реквизиты отчета о регистрации, отчета об изменении параметров регистрации, сформированного в связи с заменой фискального накопителя, и отчета о закрытии фискального накопителя должны храниться в фискальном накопителе в течение срока его эксплуатации и в течение пяти лет со дня окончания срока его эксплуатации.»

Таким образом, на законодательном уровне регламентировано хранение фискального накопителя в течение 5 лет со дня окончания срока его эксплуатации.

В соответствии с нормами пункта 2 статьи 5 «Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расчеты, пользователей» Закона № 54-ФЗ пользователи контрольно-кассовой техники обязаны:

  • обеспечивать сохранность фискальных накопителей в течение 5 лет с даты окончания их использования в составе контрольно-кассовой техники;
  • осуществлять замену фискального накопителя и материалов, требующих регулярной замены (расходных материалов).

Следует учитывать, что согласно пунктам 4, 14 статьи 4.2 Закона № 54-ФЗ в связи с установкой в контрольно-кассовую технику нового фискального накопителя должна проводиться перерегистрация этой контрольно-кассовой техники.

Фискальный накопитель как расходный материал необходимо учитывать как материальный запас на счете 105.36 «Прочие материальные запасы».

Поскольку со дня окончания эксплуатации фискальный накопитель перестает быть активом, но согласно Закону № 54-ФЗ подлежит обязательному хранению, при замене выбывший из эксплуатации фискальный накопитель следует учитывать на забалансовом счете 02 «Материальные ценности на хранении» в условной оценке, по стоимости: один фискальный накопитель — 1 руб. (п. 335 Инструкции № 157н).

При замене расходных материалов стоимость основного средства не изменяется. Согласно последнему абзацу пункта 27 Инструкции № 157н:

Выдержка из документа

«Результат работ по ремонту объекта основных средств, не изменяющих его стоимость (включая замену элементов в сложном объекте основных средств (в комплексе конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое), в случае когда в результате ремонта не созданы объекты нефинансовых активов, соответствующие критериям признания объектов основных средств, подлежит отражению в регистре бухгалтерского учета — Инвентарной карточке соответствующего объекта основного средства путем внесения записей о произведенных изменениях, без отражения на счетах бухгалтерского учета.»

Учет онлайн-ККТ и фискальных накопителей в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

Бухгалтерские записи по отражению в учете онлайн-кассы и фискального накопителя и документы, которыми они формируются в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 и редакции 2, приведены в таблице.

Операции по принятию обязательств, в том числе денежных, по оплате договоров поставки онлайн-кассы и фискального накопителя и собственно их оплаты отражаются в обычном порядке, поэтому не включены в таблицу.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» операции 1–6 оформляются в обычном порядке.

Операция 7 отражается документом Поступление материалов (забалансовый учет), в котором следует выбрать счет 02.4 «МЗ, не признанные активом».

Счет 02.4 «МЗ, не признанные активом» применяется для учета материальных ценностей, принадлежащих учреждению, признанных неактивами, до момента принятия решения об их дальнейшей судьбе или, как в данном случае, до срока окончания их хранения в соответствии с законодательством.

Согласно пункту 335 Инструкции № 157н в случае одностороннего оформления акта учреждением, как в данном случае, материальные ценности учитываются на забалансовом счете 02 в условной оценке: один объект — один рубль. В документе следует указать количество принятых на хранение фискальных накопителей и соответствующую стоимость.

При проведении документа формируется запись по дебету забалансового счета 02.4 «МЗ, не признанные активом» без указания корреспондирующего счета.

Услуги ОФД в учете бюджетного учреждения

В соответствии с требованиями Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа” между учреждением и оператором фискальных данных (далее – ОФД) заключен договор на обработку фискальных данных (онлайн-касса), предусматривающий оказание услуг абоненту, предоставление доступа абоненту к программным средствам системы для передачи фискальных документов с целью их обработки в соответствии с законодательством РФ, а также предоставления сопутствующего сервиса. Доступ к программным средствам системы (далее – Продукт) предоставляется на условиях лицензионного договора, являющегося неотъемлемой частью договора на обработку фискальных данных.
Предмет лицензионного договора заключается в том, что лицензиар предоставляет лицензиату право использования программных средств системы ОФД для передачи фискальных документов с целью их обработки в соответствии с законодательством РФ, а также получения сопутствующего сервиса. Оператором фискальных данных учреждению направлено уведомление о выделении лицензии на право использования программных средств системы ОФД и предоставлении услуг информационной, консультационной и технической поддержки (базовый уровень). В рамках данного договора учреждению выставлены счета на пакет “Касса-онлайн” один год (то есть в течение года с контрольно-кассового аппарата учреждения будут отправляться фискальные данные к оператору для обработки, хранения и передачи их в налоговый орган) и на пакет “СМС – чек 100” (это услуга, представляющая собой отправку СМС-чека по запросу покупателя на его телефон или электронную почту).
По какой подстатье КОСГУ следует оплачивать данные расходы (подстатье 221 “Услуги связи” или 226 “Прочие работы, услуги”)?

Согласно п. 1 раздела V Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания № 65н), отнесение расходов на ту или иную статью (подстатью) КОСГУ осуществляется исходя из экономического содержания проводимой операции. При этом п. 3 раздела V Указаний № 65н предусмотрено, что расходы по оплате услуг для нужд автономных учреждений подлежат отнесению на статью 220 “Оплата работ, услуг” КОСГУ.

Соответственно, услуги, предоставляемые автономному учреждению оператором фискальных данных (далее – ОФД), подлежат отражению в учете по одной из подстатей статьи 220 “Оплата работ, услуг” КОСГУ. Конкретная подстатья КОСГУ, по которой отражаются соответствующие услуги, Указаниями № 65н не предусмотрена, поэтому ее выбор необходимо осуществлять, исходя из экономической сути заключаемого договора.

В рассматриваемой ситуации суть договора, заключаемого между автономным учреждением и ОФД, состоит в предоставлении последним права использования программных средств системы (Продукта) ОФД для передачи фискальных данных с целью их обработки в соответствии с законодательством Российской Федерации и получения сопутствующего сервиса.

Передача права пользования программными средствами осуществляется на основании лицензионного договора. Указаниями № 65н прямо предусмотрено, что приобретение права на использование программного продукта подлежит отнесению на подстатью 226 “Прочие услуги, работы” КОСГУ.

В рассматриваемой ситуации использование пакета “Касса-онлайн” предусматривает отправку в течение года с контрольно-кассового аппарата фискальных данных оператору для обработки, хранения и передачи их в ИФНС. То есть по своей сути данная услуга представляет собой право пользования специализированным программным продуктом, расходы на пользование которым могут быть отнесены на подстатью 226 КОСГУ.

При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить данные документы в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты) (п. 2 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, далее – Закон № 54-ФЗ).

Одним из требований, предъявляемых к соискателю разрешения на обработку фискальных данных, оператору фискальных данных, является наличие лицензии на осуществление деятельности по оказанию телематических услуг связи (п. 1 ст. 4.5 Закона № 54-ФЗ).

В соответствии с п. 32 ст. 2 Федерального закона № 126-ФЗ “О связи” услуга связи – это деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений. Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются (п. 1 ст. 29 Федерального закона № 126-ФЗ). Телематические услуги связи входят в названный перечень.

SMS – это служба сотовой сети, позволяющая осуществлять прием и передачу текстовых сообщений сотовым телефоном. А электронная почта представляет собой технологию и службу по пересылке и получению электронных сообщений между пользователями компьютерной сети (в том числе сети Интернет).

Пунктом 3 раздела V Указаний № 65н предусмотрено отнесение на подстатью 221 “Услуги связи” КОСГУ расходов на приобретение услуг связи, в том числе услуг телефонно-телеграфной, факсимильной, сотовой, пейджинговой связи, радиосвязи, интернет-провайдеров.

Таким образом, оплата по счету, выставленному автономному учреждению за использование пакета “СМС – чек 100” (данная услуга представляет собой отправку СМС-чека по запросу покупателя на его телефон или электронную почту), может быть отнесена на подстатью 221 КОСГУ.

Ответ подготовил: Киреева Анна, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Суховерхова Антонина, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]