Как избежать налоговых рисков и защититься от

Как избежать налоговых рисков и защититься от

Налоговые риски и их оценка

Больше материалов по теме «Налоги и учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Под налоговыми рисками подразумевают вероятность возникновения у предприятия неблагоприятных правовых последствий в виде финансовых потерь из-за действий госорганов вследствие неоднозначности и некорректности процессов обложения обязательными бюджетными платежами и налогового законодательства.

Налоговые риски могут возникнуть у компании не только из-за ведения хозяйствующим субъектом неэффективной внутренней политики, но и в связи с использованием двойственности некоторых положений, связанных с оплатой налога или применением достаточно рискованных схем, направленных на минимизацию выплат предприятия в бюджет.

Классификация налоговых рисков

Налоговые риски разделяются на:

  • внешние и внутренние;
  • непредсказуемые и предсказуемые;
  • систематические и несистематические.

Среди иных оснований для разделения рисков присутствуют:

  • обладающие риском субъекты;
  • вероятностные последствия;
  • причины образования.

Еще 3 большие объединения рисков включают риски, наступающие:

  • до возникновения спорной ситуации со структурами ФНС (к примеру, при недобросовестности контрагентов, некорректном оформлении выполненной хозяйственной операции);
  • в процессе ведения проверки по налоговым перечислениям из-за недостаточности времени, некачественного юридического сопровождения;
  • в процессе конфликта с подразделением НС и включающие составление разногласий на акт, обжалование до передачи вопроса в суд досудебное, обжалование в судебном порядке.

На каждом из этапов споров со структурами НС по вопросам обязательных перечислений существуют риски:

  • Информационные. Данные риски связаны с недостаточной информированностью, отсутствием законодательного регулирования складывающихся между субъектами отношений. К примеру, ситуация по вычету НДС при заверении счета-фактуры факсимильной подписью ИП не имеет четкого отражения в законодательных или судебных актах.
  • Процессуальные. Отражают недостаточность регулирования финансовых процессов в ходе осуществления коммерческой деятельности и образуются при несоблюдении сроков, правил или иных требований, касающихся налоговых норм (к примеру, несвоевременное предоставление декларации о доходах субъекта).
  • Окружающие, образующиеся при неравнозначности восприятия норм налоговыми структурами и предприятиями-плательщиками сумм. К примеру, структура НС имеет возможность возложить ответственность на предприятие по истечении законодательно ограниченного срока согласно Постановлению КС РФ (№9, 14.07.2005) о восстановлении сроков давности в отношении юридического лица, совершившего неправомерное деяние. Утверждение не содержит однозначного указания подразумеваемых действий и ситуаций, что провоцирует конфликт мнений.
  • Репутационные, связанные с представлением оценочного характера о предприятии в целом. Существование разногласий с проверяющими структурами (независимо от причин возникновения) может оказать негативное влияние на партнерские или спонсорские взаимоотношения организации.

Критерии оценки налоговых рисков

Необходимость оценки налоговых рисков у предприятий является причиной проведения подразделениями НС выездных проверок в соответствии с составленным планом (Приказ ФНС РФ №ММ-3-06/333, 30.05.2007).

Отбор предприятий для проведения проверки их деятельности ведется с учетом некоторых для того оснований, в числе которых:

  1. Полученные организацией убытки в течение некоторого периода работы (от 2 лет). Особое внимание привлекают предприятия, у которых отсутствуют перспективы выхода из убыточного состояния, установившие сотрудникам низкий уровень заработной платы, вычитающие большие суммы по НДС.
  2. Невысокий показатель нагрузки по обязательным платежам, в сравнении со средним результатом, характерным для подобного направления коммерческой деятельности. Расчет коэффициента выводится в процентном соотношении путем деления суммы уплаченных за отчетный период налогов на полученную в том же периоде выручку от реализации, не учитывая НДС.
  3. Значительные размеры вычетов по налогам. Но предпринимаемые попытки переноса суммы НДС, обеспечивающего снижение величины процентной ставки и возможность избежать проверки, могут стать причиной нарушения налогового законодательства.
  4. Предельные показатели при работе по специальным режимам, связанным с налогообложением.
  5. Резкое опережение темпов роста расходов, в сравнении с темпами роста доходов. У проверяющих могут возникнуть сомнения в достоверности указываемых данных, вероятностном их завышении или занижении.
  6. Значительное отклонение — более чем на 10% — показателя уровня рентабельности от среднеотраслевого значения. Уровень рентабельности товаров (в %%) высчитывается делением прибыли от продаж на себестоимость реализованных товаров, а активов – делением прибыли от продаж на валюту баланса.
  7. Низкий показатель заработка сотрудников (ниже среднеотраслевого уровня). В организации возможно сокрытие реально выплачиваемых заработных плат или занижение ставок на доходы граждан и единого социального налога.
  8. Соглашения с перекупщиками или посредниками, в большинстве случаев заключаемые для сокрытия сумм прибыли и уменьшения суммы обязательного бюджетного платежа. Сомнения вызывают договора, положения которых не соответствуют правилам делового оборота (к примеру, безосновательная продолжительная отсрочка оплаты), закупаемая/реализуемая продукция не представляет собой результат предпринимательской деятельности компании, а также ситуации активного сотрудничества сторон при несоблюдении обязательств по сделке одним из участников.
  9. Непредоставление пояснений по полученному компанией уведомлению НС.
  10. Изменение местонахождения и регистрации юридического лица, предпринимаемое для получения отсрочки по времени с целью исправления недостатков деятельности.
  11. Сотрудничество с контрагентами, вызывающими подозрения НС по причине одновременного наличия одинаковых адресов регистрации у нескольких фирм или занятия одним лицом одинаковых должностей (директор, учредитель) в нескольких предприятиях.

Управление налоговыми рисками

Для обеспечения безопасности в отношении налоговых рисков следует придерживаться определенных правил в процессе осуществления коммерческой деятельности, в том числе:

  • Избегать действий, вызывающих появление риска, к примеру, в виде заключения сделок сомнительного характера, пользования услугами подозрительных компаний, нарушения положений трудового законодательства.
  • Предпринимать меры по удержанию риска и его снижению путем определения и изучения последствий риска, их масштабности и критичности для компании.
  • Особое внимание в организации должно уделяться наличию документов, в том числе дополнительных, касающихся как деятельности компании, так и нормативного и законодательного характера. Подобная документальная обеспеченность поможет в ходе спорных ситуаций с проверяющими структурами.
  • Важно изучать вступившие в силу судебные решения для возможного их использования в качестве прецедента и определенной налоговой нормы при наличии споров.

В некоторых ситуациях рекомендуется наличие определенной суммы переплаченных средств по обязательным бюджетным платежам использовать для оплаты налога и избежания возникновения долга у организации.

Корректное оформление хозяйственных операций, повышение квалификации исполнителей (бухгалтеров), проведение добровольного аудита и внедрение системы управления налоговыми рисками позволит предприятию эффективно распределять собственные средства.

При этом используемые способы финансовой оптимизации должны обладать правовым и экономическим соответствием. В ряде случаев рекомендуется обращение к НС для получения разъяснений о вероятностных налоговых последствиях или о толковании налоговых норм по конкретной правовой ситуации.

Как снизить риск претензий со стороны налоговых органов при заключении сделки с неизвестным контрагентом

Для того чтобы не вызывать подозрений налоговых органов, налогоплательщику следует с особым вниманием относиться к выбору контрагента. И хоть в российском законодательстве нет прямых норм, обязывающих налогоплательщика проводить какие-либо проверки, практический подход правоприменительных органов все же вынуждает компании проявлять «должную осмотрительность и осторожность». Попробуем разобраться, какой смысл вкладывают в это понятие сами налоговики.

Позиции Минфина и ФНС России

Для начала изучим позицию Минфина. Ведомство неоднократно рекомендовало налогоплательщику получить от контрагента свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, получить доверенность на подписание документов от лица контрагента, проверить, занесены ли сведения о контрагенте в ЕГРЮЛ (письмо Минфина от 6 июля 2009 г. № 03-02-07/1-340, письмо Минфина от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-177, письмо Минфина от 31 декабря 2008 г. № 03-02-07/2-231). Важно также, указывает Минфин, пользоваться для проверки информации только официальными источниками.

ФНС России более строга в своих требованиях. Судя по приказу ФНС России от 14 октября 2008 г. № ММ-3-2/467, налогоплательщик рискует при обсуждении условий поставок или же при подписании договоров попасть в список недобросовестных, если не соблюдает целый ряд условий. Во-первых, между руководством компании-поставщика и компании-покупателя должны существовать личные контакты. Во-вторых, руководители компании-контрагента или же его представитель должен иметь документ, подтверждающий его полномочия и удостоверяющий его личность. Третье условие – налоговикам важно видеть источники получения информации о контрагенте. Это могут быть реклама в СМИ, рекомендации партнеров, сайт. Отсутствие таких сведений спровоцирует недоверие проверяющих органов, особенно на фоне информационной открытости компаний-конкурентов, предлагающих аналогичные товары или услуги, в том числе по более низким ценам.

Перечисленный список, впрочем, был бы не полным без упоминания требований, которые содержатся в письме ФНС России от 11 февраля 2010 г. № 3-7-07/84 «О проблеме фактического возложения на налогоплательщиков дополнительной обязанности по проверке партнеров». В нем указано, в частности, что налогоплательщик, проявляющий «должную осторожность и осмотрительность», должен позаботиться о наличии у своего контрагента всех необходимых учредительных документов. Установленным законом образом должны быть оформлены и документы о внесении записей о юридических лицах и ИП в соответствующие государственные реестры.

Кроме того, указывает ведомство, до заключения сделки налогоплательщику необходимо проверить у контрагента документы, дающие ему право на осуществление предпринимательской деятельности. Важно также получить информацию о нарушениях законодательства РФ, фактах привлечения к ответственности и о перечне лиц, которые могут действовать без доверенности от имени юридического лица.

Позиция судов

Отдельного внимания заслуживает позиция судов. Их подход отличается объективностью и конкретностью. Анализ судебной практики показывает, что судам важна проверка правоспособности контрагента и документальное подтверждение полномочий на совершение юридически значимых действий. При этом некоторые судебные органы, как и ФНС России, требуют копию документа, удостоверяющего личность руководителя компании-контрагента.

Советы, как снизить риск претензий со стороны налоговых органов

Снизить риск претензий со стороны налоговых органов можно, если:

  • налогоплательщик заранее, до заключения сделки позаботится о получении необходимых документов;
  • документы, подтверждающие «должную осмотрительность и осторожность», будут заверены самим контрагентом;
  • налогоплательщик проведет анализ документов, полученных как от государственных органов и официальных источников, так и от самого контрагента. Это даст возможность понять, стоит ли заключать на свой страх и риск сделку или же лучше обратиться к другому поставщику;
  • будет проведена оперативная проверка поставщика до заключения сделки. Проверку следует закрепить в локальном нормативном акте компании. В качестве источников можно пользоваться открытыми интернет-ресурсами. Для предварительной проверки достаточно получить проект договора финансово-хозяйственной деятельности с основными реквизитами контрагента, или же можно сразу потребовать у него правоустанавливающие и регистрационные документы.

Какие документы подтверждают должную осмотрительность и осторожность: судебно-арбитражная практика

Анализируя судебно-арбитражную практику, можно составить список документов, которые помогут налогоплательщику подтвердить проявленную при сделке «должную осмотрительность и осторожность». Среди них:

  • свидетельство о регистрации в качестве юридического лица (индивидуального предпринимателя);
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • выписка из единого государственного реестра юридических лиц;
  • устав общества (организации);
  • протоколы, приказы о назначении генерального директора и главного бухгалтера;
  • бухгалтерский баланс;
  • лицензии, свидетельства о членстве в СРО;
  • документы, удостоверяющие личность гражданина, который выступает от имени контрагента.

Данный перечень не является исчерпывающим. Важно понимать, что отдельные документы, подтверждающие осмотрительность и осторожность, «работают» лишь в совокупности с мерами, о которых указано выше.

Посмотрим, как трактуются указанные меры и документы на практике (таблица № 1).

Таблица 1. Позиция судов при предоставлении конкретного документа

Вид документа

Вывод суда

1. Свидетельство о регистрации в качестве юридического лица (ИП)

Данный документ в совокупности с документами, подтверждающими проверку полномочий должностных лиц контрагента на совершение юридически значимых действий, свидетельствует о проявлении должной осмотрительности
(постановление ФАС Волго-Вятского округа от 8 ноября 2010 г. по делу № А43-2399/2010)

2. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе

Данный документ свидетельствует о проявлении должной осмотрительности (постановление ФАС Московского округа от 13 марта 2012 г. по делу № А40-37130/11-140-164)

3. Выписка из единого государственного реестра юридических лиц

Налогоплательщик проявил должную осмотрительность и осторожность при выборе поставщиков, поскольку проверил их государственную регистрацию в качестве юридических лиц, получив выписки из ЕГРЮЛ (постановление Президиума ВАС РФ от 20 апреля 2010 г. № 18162/09 по делу № А11-1066/2009)

4. Устав общества (организации)

Устав контрагента, в совокупности с иными документами, свидетельствует о должной осмотрительности и осторожности налогоплательщика (постановление ФАС Поволжского округа от 17 января 2012 г. по делу № А55-5295/2011)

5. Протоколы, приказы о назначении генерального директора и главного бухгалтера

Общество проявило должную осмотрительность, получив при заключении договоров, помимо прочих документов, протокол общего собрания участников общества об избрании генерального директора, а также приказ о назначении главного бухгалтера (постановление ФАС Московского округа от 15 сентября 2011 г. по делу № А40-10218/08—32)

6. Бухгалтерский баланс

Общество проявило должную осмотрительность, поскольку наряду с иными документами располагал бухгалтерским балансом контрагента (постановление ФАС Московского округа от 15 сентября 2011 г. по делу № А40-10218/08—32)

7. Лицензии, свидетельства о членстве в СРО (саморегулируемой организации)

Получение от контрагента лицензии на осуществление определенного вида деятельности свидетельствует о проявлении должной осмотрительности в целях проверки правоспособности компании (постановление ФАС Уральского округа от 18 октября 2010 г. № Ф09-8555/10-С3 по делу № А47-9363/2009)

8. Использование официальных источников информации

Общество проявило должную осмотрительность, поскольку при заключении договора сверило данные, указанные в договоре и отгрузочных документах, с данными на официальном сайте ФНС России, а также убедилось в отсутствии поставщика в списке фирм-«однодневок» в сети Интернет (постановление ФАС Центрального округа от 25 июля 2011 г. по делу № А54-4250/2010С21)

9. Документы, удостоверяющие личность гражданина

Проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента предполагает проверку личности лица, выступающего от имени организации (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 марта 2012 г. по делу № А19-6264/2011)

Выводы

В российском законодательстве нет норм, обязывающих налогоплательщика проверять добросовестность поставщика. Однако проводить такого рода проверки налогоплательщика обязывает подход фискалов и судов. Принятая судебная практика позволяет сделать вывод о том, компании необходимо предпринимать как можно больше проверочных действий, собирать максимальное количество информации о своем поставщике. Чем больше такой «информационный портфель», тем ниже налоговые риски.

Налоговые риски в бизнесе: как избежать проверки от ФНС

В бизнесе всегда есть риски. Например, финансовые или производственные. Они приводят к потере денег. Но есть и налоговые риски, которые увеличивают шансы незапланированной проверки от налоговиков. Рассказываем, как не допустить эти угрозы и избежать санкций со стороны ФНС.

Что такое налоговые риски?

Это негативные ситуации между контролирующими органами и бизнесом. То есть с этими рисками сталкиваются 2 стороны:

Государство. Это снижение поступлений налоговых отчислений в бюджет. Поэтому ФНС проводит максимальную автоматизацию, чтобы бизнес не применял схемы для снижения налоговой нагрузки.

Предприниматели. Это любые действия со стороны государства, которые увеличивают налоговую нагрузку: изменения законов и актов, повышение ставок, отмена льготных налоговых режимов. Кроме этого, к налоговым рискам приводят ошибки в учете или незаконная оптимизация.

Виды налоговых рисков для предпринимателей

В целом в бизнес есть 2 группы рисков:

Внутренние. Это ошибки в учете из-за непрофессионализма сотрудников или применения серых схем. Например, компания решила сдать поддельные авансовые отчеты, а налоговики это обнаружили.

Внешние. Действия со стороны государства, которые приводят к повышению налоговых отчислений. Например, отмена ЕНВД. На эти действия предприниматели не могут повлиять.

Чтобы справиться с внутренними рисками нужно утвердить регламент работы с бухгалтерским учетом. Но даже внешние риски можно предусмотреть. Например, предприниматели заранее знали про отмену «вмененки» и выбирали подходящий налоговый режим.

На что обращает внимание ФНС?

Если говорить про внешние риски, то налоговики не всегда приходят с проверками к предпринимателям. Но специалисты выделяют 12 признаков, которые вызовут подозрения у сотрудников ФНС.

Низкая налоговая нагрузка

Для расчета нагрузки применяют формулу: Сумма уплаченных налогов / Выручка * 100%. Сумму налогов смотрят по декларации, а выручку берут из данных Росстата. Если нагрузка ниже, чем в среднем по отрасли, то это подозрительно.

Убытки в учете

Налоговики начнут проверку компании, если в налоговом и бухгалтерском учете есть убытки больше 2 лет подряд.

Крупные вычеты по НДС

Если вычет по НДС из суммы налогов равен 89% за 12 месяцев, то это повод начать налоговую проверку.

Расходы увеличиваются, а доходы нет

Всегда подозрительно, если бизнес нескольких отчетных периодов работает в минус. Конечно, есть инвестиционные проекты, но в ФНС могут заинтересоваться ситуацией. Поэтому учет должен быть без ошибок.

Низкая зарплата

На сайте Росстата и ФНС есть показатели средней зарплаты по отрасли. Если сотрудники получают ниже среднего, то это один из признаков серой зарплаты.

Показатели приближаются к предельным значениям спецрежимов

Если за год показатели бизнеса по лимитам выручки, численности сотрудников, стоимости основных средств достигли переделов или меньше только на 5%, то для ФНС это подозрительно.

Доходы равны расходам

Этот критерий относится только к ИП. ФНС подозревает предпринимателя в незаконном уменьшении налогов, если бизнес не получает прибыль.

Сотрудничество с подозрительными контрагентами

Налоговики отслеживают цепочки поставщиков. Подозрительно, если среди контрагентов есть фирмы-однодневки или компании, которые не смогут выполнить обещанных работ.

Игнорирование запросов ФНС

Налоговики присылают требования, чтобы предприниматель объяснил подозрительные моменты в учете. На ответ дают 5-10 рабочих дней. Если этого не сделать, то начислят штраф и заблокируют расчетный счет.

Частая смена юридического адреса

Если компания без серьезных причин несколько раз поменяла местонахождение, то это признаком фирмы-однодневки.

Низкая рентабельность

Если показатели на 10% ниже средних по отрасли, то это признак недобросовестного учета.

Высокий налоговый риск

Если сотрудничать с контрагентами без информации в открытом доступе, с адресом массовой регистрации, то это признак ухода от налогов.

Как уменьшить налоговые риски?

Главное, знать свою систему налогообложения с требованиями, лимитами, сроками сдачи отчетов. Разобраться в вопросе можно самостоятельно или с помощью специалистов.

Кроме этого, откажитесь от применения«серых схем» и используйте только законные способы налоговой оптимизации. Предприниматели часто получают предложения по уходу от налогов и вроде бы все надежно. Но если не разбираетесь в учете, то велика вероятность, что вас обманут дельцы, а потом еще и накажет налоговая.

Как избежать доначислений по операциям с дружественными контрагентами: по мотивам последних разъяснений ФНС

Подход налоговых инспекторов к проверкам скоро изменится. Они не будут придираться к каждой запятой в документах, выискивать фиктивные подписи и делать компании доначисления только потому, что один из контрагентов не заплатил налоги.

ФНС выпустила новую инструкцию по проверкам ( письмо от 23.03.17 № ЕД-5-9/547@ ). В ней черным по белому написано: не имеет смысла предъявлять претензии компании по надуманным причинам, поскольку в данном случае суды на стороне налогоплательщиков. Налоговики должны собрать весомые доказательства того, что компания неосмотрительно выбирала поставщика, либо самой поставки товара или оказания услуг не было.

Как это ни странно, но большинство СМИ, в которых прошла эта новость, восприняли очередную попытку ФНС повысить эффективность проверок как сигнал о снижении давления на бизнес и риска доначислений, то есть в целом как позитивное новшество. Однако все не так просто. Давайте разберемся, в чем подвох, и как не попасть в ловушку налоговиков.

Экспертиза и допрос – для суда не аргументы

Руководство ФНС резко раскритиковало инспекторов за формальный подход к сбору доказательств нарушений на проверках в 2016 году. Вместо того чтобы снимать расходы и вычеты из-за «нехорошей» подписи на документах, показаний номинального директора, стоит копать глубже и искать истинные доказательства того, что сделки не было, либо все операции шли через подконтрольные фирмы с целью ухода от налогов.

Также нет смысла доначислять налоги только потому, что прямой поставщик или контрагенты второго-третьего звена не заплатили налоги. Такие аргументы судьи не принимают – в этом ФНС убедилась на основе недавних судебных решений, вынесенных в пользу налогоплательщиков (см. определения ВС РФ от 29.11.16 № 305-КГ16-10399, от 06.02.17 № 305-КГ16-14921).

В чем опасность налоговых проверок по-новому

В своем письме налоговая служба потребовала от инспекторов тщательнее изучать, каким образом компания выбирала контрагента, чтобы выискать доказательства мнимости операции. А главным мотивом для обвинения компании в схемах станет взаимозависимость. ФНС призывает доказывать, что компания контролирует «проблемного» поставщика, что стороны сделки действуют согласованно.

В том случае, если зависимости нет, налоговики должны обосновать, что организация неосмотрительно выбирала поставщика, а он не исполнял сделку. Тогда ИФНС сможет обоснованно обвинить компанию в получении налоговой выгоды, и суды, скорее всего ее поддержат. В противном случае, даже если контрагент является однодневкой, налоговики не смогут предъявить компании претензии, если сделка была реальной.

Такая позиция высшей налоговой инстанции означает, что теперь надо более обдуманно и серьезно подходить к обоснованию операций с дружественными компаниями. В случае возникновения претензий это поможет объяснить инспекторам, на основании чего был выбран тот или иной контрагент и доказать свою осмотрительность.

Как защититься от возможных претензий

ФНС дала главное наставление инспекторам: тщательно изучать мотивы выбора того или иного контрагента. И если выбор недостаточно обоснован – копать глубже, искать и смело доначислять. Таким образом, сама того не желая, налоговая служба в своем письме дала компаниям рекомендации по обеспечению надежной защиты от обвинений в получении необоснованной налоговой выгоды и уходе от налогов. Перечислю все «лайфхаки» от ФНС:

Читайте также  Налоговая отчетность ИП на УСН

Разработайте и утвердите регламент оценки и выбора потенциальных поставщиков и порядок проведения тендеров. Выбор поставщика обоснуйте в служебных записках и других локальных нормативных актах.

Собирайте доказательства того, что ваша компания изучала рынок и в итоге выбрала самого привлекательного контрагента. Даже если цены у него выше, чем у других поставщиков, можно найти убедительный аргумент, почему вы не отдали предпочтение другим компаниям на рынке (например, у них нет нужного вам объема продукции, неудобная логистика или другие неподходящие условия поставки либо оплаты).

Заведите «досье» на контрагента. В него обязательно включите источники информации о контрагенте, рекламу товара/услуг контрагента (скриншоты с интернета, объявления в печатных изданиях, фотографии и проч.), предложение к сотрудничеству. Очень хорошо, если у вас на руках будут рекомендательные письма от других клиентов вашего контрагента.

Подготовьте и храните в отдельной папке личные контакты с представителями компании-контрагента. Например, документы по итогам встречи (меморандумы, протоколы переговоров, отчеты сотрудников о проведенных встречах, пропуска в офис контрагента, записи секретариата о визите представителей контрагента в офис вашей компании).

Ведите деловую переписку с представителями контрагента по поводу предстоящей (проблемной) сделки и тщательно сохраняйте все письма, как электронные, так и бумажные.

Уточните, где территориально находится офис и склады вашего контрагента. Запросите у него официальное письмо с фактическим адресом ведения деятельности.

Запаситесь документами, подтверждающими полномочия представителя, который подписывает документы от имени поставщика. Также пригодится копия устава, доверенности, паспорта представителя.

Получите выписку из ЕГРЮЛ по своему контрагенту. Старая как мир рекомендация, но не все догадываются сделать это до заключения договора с контрагентом (выписка должна быть получена на более раннюю дату, нежели день заключения договора).

Получите и храните у себя копии свидетельств, СРО, разрешений и лицензий от контрагента, если сделка требует специальных разрешений и допусков.

Очевидно, что после выхода письма ФНС, налоговики станут меньше предъявлять претензий по надуманным причинам. В то же время копаниям будет сложнее экономить на налогах при помощи дружественных поставщиков. Вместе с тем, следуя рекомендациям, которые ФНС подготовила для инспекторов, вы сможете достойно обосновать причины выбора контрагента и избежать доначислений и разбирательств с ИФНС в суде.

Наша компания обладает богатым опытом в сопровождении сложных сделок. Поэтому мы с радостью поможем документально обосновать причины выбора контрагента.

Налоговые риски и резервы: самое актуальное на 2021 год

Александр Беляев фото

Какие налоговые риски могут ожидать бизнес в текущем году? Расскажем об основных из них, а также перечислим возможности для налогового планирования, которые могут быть применимы практически к любому российскому бизнесу.

Налоговые риски

Усиление контроля за «дроблением бизнеса»

· описание риска

В последнее время налоговые органы обращают пристальное внимание на случаи разделения компаниями финансовых потоков с помощью использования взаимозависимых и подконтрольных ей лиц, в результате которого происходит снижение налогооблагаемой прибыли компании. Среди налоговых консультантов такое явление принято называть «дроблением бизнеса».

Вместе с тем, дробление бизнеса может быть как искусственным так и реальным. Налоговые органы, используя специальные признаки дробления «охотятся» именно за искусственным дроблением бизнеса, порой «зацепляя» случаи реального разделения бизнеса, имеющего деловую цель.

· основные рекомендации

Если ваш бизнес представлен несколькими компаниями, между которыми совершается реализация товаров (работ, услуг), то проанализируйте:

  • присутствуют ли во взаимоотношениях компаний между собой признаки дробления;
  • смогут ли компании в случае налоговых проверок подтвердить реальность хозяйственных операций, а также деловую целью совершаемых сделок.

Если вы установите, что присутствуют признаки дробления, то подумайте над тем, как можно обосновать деловую цель их присутствия. Например, у компаний один IP-адрес, т.к. отчетность сдает компания, оказывающая группе компаний бухгалтерские услуги и т.д.

Признание неправомерным использования налоговых льгот

· описание риска

Не менее актуальным является вопрос правомерности использования налогоплательщиками налоговых льгот. Налоговые органы начинают более глубоко разбираться в правомерности использования налогоплательщиками налоговых ставок, вычетов, а также операций, освобожденных от налогообложения и т.д. с целью отказа налогоплательщикам в правомерности их применения и доначисления соответствующих сумм налога.

· основные рекомендации

В отношении прошлых налоговых периодов оцените правомерность применения вашей компанией налоговых льгот и вероятность того, что в ходе налоговой проверки вам удастся их отстоять. А в отношении будущих налоговых периодов внимательно изучайте условия предоставления федеральных, региональных льгот.

Контроль цен в неконтролируемых сделках

· описание риска

В налоговом праве выделяют два вида контроля цен:

— контроль цен в сделках между взаимозависимыми лицами (ВЗЛ) — контролируемых сделках (разд. V.1 НК РФ);

— контроль цен в сделках между взаимозависимыми лицами, которые не являются контролируемыми (ст. 54.1 НК РФ).

Если контроль цен в контролируемых сделках четко урегулирован налоговым кодексом, то контроль цен в неконтролируемых сделках до сих пор остается «серой зоной». В судебной практике в настоящий момент существует ряд судебных актов довольно слабо определяющих пределы колебания цен в неконтролируемых сделках, что определяет актуальность указанного риска.

· основные рекомендации

— используйте методы определения рыночных цен в сделках с ВЗЛ, предусмотренные главой V.1 НК РФ, даже если сделки не являются контролируемыми;

— не допускайте отклонения цен в сделках между ВЗЛ более чем в 1,5 раз от рыночных цен.

Налоговые резервы

Использование выплат социального характера и компенсационных выплат

· описание возможности

Фискальную нагрузку компании в части уплаты страховых взносов можно снизить, если компания будет использовать выплаты социального характера, а также некоторые виды компенсационных выплат.

· алгоритм анализа и получения налоговой экономии

Пошагово про способ налоговой экономии вы можете узнать, посмотрев вебинар «Актуальные вопросы налогового права» на портале Ближе к Делу.

Учет в расходах инвентаризационных потерь

· описание возможности

Многие компании регулярно сталкиваются с товарными потерями от хищений на розничных точках, выявленными по результатам инвентаризаций. При этом, по статистике, на потери от хищений товаров приходится от 1,5 до 3% товарооборота компаний.

На практике, компании сталкиваются со следующими проблемами при попытке списания вышеназванных потерь в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций:

  • невозможность учета расходов из-за отсутствия документов и методологии, подтверждающих потери;
  • необходимость исчисления НДС со стоимости потерь как при безвозмездной реализации.

Вместе с тем, при соответствующем документообороте у компании может появиться возможность для снижения исчисляемой суммы НДС, а также для учета расходов в виде инвентаризационных потерь в составе базы по налогу на прибыль организаций.

· алгоритм анализа и получения налоговой экономии

О способах налоговой экономии я подробно рассказываю на вебинаре «Актуальные вопросы налогового права» на портале Ближе к Делу.

Квалификация затрат на строительно-монтажные работы

· описание возможности

На практике многие компании ежегодно проводят ремонт в собственных или арендованных помещениях и зачастую не учитывают затраты на проведенные строительно-монтажные работы в текущем периоде в составе расходов по налогу на прибыль организаций, а погашают стоимость строительно-монтажных работ путем начисления амортизации. Такой подход приводит к переплате налогов (на имущество и на прибыль). По нашему мнению, пересмотр подхода к учету затрат на строительно-монтажные работы может привести к получению компанией существенной налоговой экономии.

· алгоритм анализа и получения налоговой экономии

Пошагово про способ налоговой экономии вы можете узнать, посмотрев вебинар «Актуальные вопросы налогового права» на портале Ближе к Делу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]